Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 12:25

Баранчинский, Невьянск — Россия Сентябрь 2018

После летней поездки вдоль границы Европа — Азия хотелось продолжения…

Осень в этом году, на удивление, оказалась действительно золотой. Давненько такого разноцветья не было! То унылые дожди зарядят, то ветра в одночасье оголят природу, а то и от ранних морозов и снега листва пожухнет, не представившись во всей красе. Рабочие будни текли мучительно долго, по дороге домой с работы смотрел на золотые березы, ольху в малиновом окрасе и думал: «Ну когда уже куда-нибудь выберусь?» Только вот на запланированный заранее день, как обычно, синоптики спрогнозировали облачность и вероятность осадков…

Утром на Серовском тракте было пасмурно…

Осень на границе Европа — Азия

С трассы в который уже раз посмотрели на Невьянскую башню.

Нет, все, хватит откладывать — сегодня точно надо сюда заехать! С объездной Нижнего Тагила свернули в сторону горы Белая. Зима еще не наступила, горнолыжники ждут своего часа и трасса совсем пустая.

Осень на границе Европа — Азия

Вот и перевал через хребет Веселые горы. Где еще встретишь остановку общественного транспорта с таким эксклюзивным названием?

Осень на границе Европа — Азия

А напротив — первая точка сегодняшней поездки.

Обелиск был установлен в 1961 году в честь полета Ю. А. Гагарина. На 6-метровой колонне макет земного шара. При установке обелиска вокруг «шарика» вращались спутники и корабль «Восток». Время или вандалы уничтожили стальные «орбиты». Сейчас все проще — параллели и меридианы. Площадка у стелы большая и заасфальтированная. Не удержался — совершил «кругосветку» вокруг макета Земли!

Осень на границе Европа — Азия

Вернувшись на Серовский тракт, через десяток километров свернули на Серебрянский тракт. Впереди — перевал Большой Урал.

На вершине перевала, перед поселком Синегорский

Осень на границе Европа — Азия

, в 1967 году, в честь 50-летия Великого Октября, была установлена стела.

Осень на границе Европа — Азия

9-метровый обелиск из листовой стали с цифрой «50» и серпом — молотом на вершине. С острия серпа тоже взмывает ввысь ракета. Надпись «Европа — Азия» и символ трудового народа резко выделяются на голубом фоне стелы. А вот цифры скромно закрашены в основной тон…

Дорога с перевала, прямая, как стрела, уходит вдаль… Осенний лес во всей своей красе!

Осень на границе Европа — Азия

Вернувшись на трассу, продолжили путь на север. Дорога лежит к поселку Баранчинскому. Кто ж знал, что там нас ждет засада…

Хорошо укатанный лесной грейдер. Вроде бы, уже 200 километров к северу от Екатеринбурга, а деревья в гуще леса совсем зеленые.

Осень на границе Европа — Азия

Зато на опушках осень вовсю разгулялась!

Осень на границе Европа — Азия

Практически не заезжая в Баранчинский, какими-то «огородами», выехали к дороге, ведущей к перевалу южнее горы Кедровка. М-да… Неужели так все 14 км?

Осень на границе Европа — Азия

Словно зрители у края кроссовой трассы, на обочине рассредоточились коровки.

«Командор» задумался…

Осень на границе Европа — Азия

Поехали! Проехав этот спецучасток, обрадовались, но ненадолго. Дальше было не лучше…

Прикинув оставшееся расстояние, «покрытие» дороги и время, решили отложить знакомство с чугунным литым обелиском до лучших времен… Хотя в душе теплилась надежда — карта показывала еще одну дорожку к знаку после Верхнебаранчинского. Доехав до нее, понял, что сегодня не судьба.

Осень на границе Европа — Азия

Что-то не захотелось ехать по этой лесной гати…

На перевале к северу от горы Кедровка стоит один из самых первых обелисков «Европа — Азия».

В 60-х годах XIX века Великий Князь Владимир Александрович Романов, брат императора Александра III, путешествовал по России. 3 августа 1868 года, по пути из Кушвы в Кунгур, Великий Князь сделал привал на перевале у границы Европа — Азия. В честь этого события золотопромышленники Кушвы на свои деньги установили на памятном месте литую чугунную башенку — часовню.

Осень на границе Европа — Азия

До наших дней обелиск дожил почти в первозданном виде. Купола только изначально были позолоченные и на шпиле был укреплен двуглавый орел.

Спустя 10 лет около обелиска произошла трагедия.

По легенде, ходившей в те годы по округе, в основание памятника золотопромышленники заложили сосуд с золотом. На месте современной беседки для отдыха

Осень на границе Европа — Азия

стояла изба, в которой жил сторож, охранявший памятник. 16 сентября 1878 года караульный был найден убитым. Оградка сломана, основание со стороны леса разобрано. Т. к. из вещей у сторожа ничего украдено не было, то следователи пришли к выводу, что злодеи искали золото. Убийство раскрыто не было, но в декабре того же года был пойман разбойник, который и рассказал, кто убил сторожа. Целью, действительно, было золото, которого не нашли. Которого и не существовало…

Обелиск у горы Кедровка, пожалуй, самый северный из доступных на любом автомобиле обелисков Европа — Азия в Свердловской области. Дальше уже тайга, небольшие поселки с порой труднопроезжаемыми дорогами, да и обелиски не такие масштабные. В-основном, это столбики с надписями на дощечках.

У пруда в Верхнебаранчинском сделали небольшой привал.

Осень на границе Европа — Азия

Была мысль прокатиться до границы области с Пермским краем, где у поселка Промысла установлен один из самых крупных обелисков. Но место это неоднократно осмотрено нами. Для заинтересовавшихся выложу фото с одной из прошлых поездок по Пермскому краю.

А мы решили заехать, наконец-то, в Невьянск и сходить на экскурсию в наклонную башню. Очень давно я не был здесь… В памяти остался захудалый поселок, с башней на территории завода, в которую не попасть. Сейчас же все изменилось до неузнаваемости. Ухоженный городок, исторический центр облагорожен — клумбы, плитка, фонари под старину.

Осень на границе Европа — Азия

Спасо-Преображенский собор сияет золотом куполов.

Осень на границе Европа — Азия

Ну, конечно, и сама знаменитая башня.

Время шло к закрытию музея, но для нас двоих без всяких проблем провели экскурсию. Замечательно! Я не буду пересказывать всю полученную информацию. У нас на Туристере есть отличные рассказы об этом музее.

Осенний день скоротечен, солнце стремилось к горизонту, но я все же свернул с трассы, чтобы полюбоваться на замечательный домик, о котором знает уже вся Россия.

В 20 километрах от Невьянска, в деревне Кунара, в 1957 году местный кузнец Кириллов начал строительство дома. В те далекие годы никто не рассуждал, что такое китч, что есть наивное искусство. Кузнец просто строил для себя и своей семьи теремок из сказки. И вот через 13 лет терем — теремок был построен.

Осень на границе Европа — Азия

Башенки, фигурки детей, ракеты, птицы…

Осень на границе Европа — Азия

На дверях гаражика — русские богатыри.

Осень на границе Европа — Азия

Даже водосливные трубы со сказочными петушками.

И цветы, цветы… Металлические, деревянные…

И в палисаднике…

Осень на границе Европа — Азия

У меня язык не повернется как-то раскритиковать это произведение искусства. Да, искусства! Пусть и наивного, как сейчас говорят. В этот дом было вложено столько доброты, любви к жизни, к своим близким! Теплота, радость исходят от этого домика! Передалось и нам — улыбки не сходили с лиц, пока смотрели на теремок. Про фотоаппарат забыл. Да что там фотоаппарат — не сразу заметил, что и домик напротив тоже выделяется своей индивидуальностью. Пусть не так ярок, но эти веселые картинки тоже не портят настроение.

Осень на границе Европа — Азия

Такой вот разнообразной на впечатления получилась у нас поездка в один из осенних дней. А с обелисками на границе Европы — Азии на этом не прощаемся. Впереди — Южный Урал.