Турист Елена (sonnenschein)
Елена — была 26 марта 17:01
Отпуск закончился, начались суровые будни.

Хренско — Чехия Май 2018

Путеводители называют самой яркой достопримечательностью Богемской Швейцарии-Правчицкие ворота. Это самая большая скальная арка в Европе. Её параметры 26 метров в ширину и 16 метров в высоту. В 2009 году Правчицкие ворота вышли в полуфинал международного конкурса семи чудес света.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

Всё утро я переживала, как мы будем подниматься на Правчицкие ворота. Дорога не сказать, чтоб лёгкая. Есть несколько путей подъёма, основные из Грженско или из Мезни Лоука, остальные ещё длиннее. Дома, задолго до отъезда я расписала себе путь на этот день. "Едем до городка Грженско, паркуемся возле Эдмундова ущелья и идём осматривать первую часть ущелья(4,5 км), возвращаемся и поднимаемся из Грженско на Правчицкие ворота(6км)." В целом должно было получится около 10 км бодрым шагом, если бы не одно, но. Сейчас смотрю на этот листик и удивляюсь, где были мои глаза. С какого перепугу я заставила ехать мужа в соседнюю деревню Мезни Лоука. Факт остаётся фактом. Мы приехали в Мезни Лоука и в плотной толпе туристов начали свой подъём к Правчицким воротам. На каждом углу были подсказки, что ты, Лена, выбрала не тот путь. Я прошла мимо информационного щита и даже не глянула карту. В рюкзаке у меня была карта с планом местности, но я также не удосужилась в неё заглянуть. Не иначе как мне голову напекло.

Сначала шла приятная дорожка по лесу, потом начался сам подъём.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

Мужа я "успокоила", что идти нам всего три километра в одну сторону. Потом начались крутые ступеньки, но их я видела на фотографиях других путешественников и также не задумалась, что это другая дорога.

По мнению геологов, Богемская Швейцария, этот горный массив возник в мезозойскую эру мелового периода.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

На дне моря образовалось несколько сотен метров слоистых песчаных отложений. В следствии последующего их уплотнения возникли песчаники. Когда море исчезло из этих мест, песчаные слоистые отложения были разломаны серией геологических перемещений в результате вулканической деятельности на соседнем Чешском плоскогорье.

В результате чего монолитный щит разделился на отдельные глыбы. В последующие миллионы лет ландшафт менялся под воздействием эрозий. В песчаниковом щите сначала появлялись трещины, которые расширялись со временем в провалы.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

Так появились отдельные башни и скалы.

Раньше территория Устецкого края Чехии была немецкой и называлась арка Пребиштор. В летописях 1410 года арка ещё называлась "Большие ворота", через пару десятелетий в документах с описи земель появляется название "Пребиштор" и лес называется "Пребишвальд". Такое название немцы дали в честь в честь пустынника Пребиша, который жил в этой местности.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

В конце 18 века стало модно посещать "Саксонскую и Богемскую Швейцарии".

Так появился маршрут "Пребиштор". Кем же были первые "туристы"? Местные мещане и шляхетское общество. Для своих походов они нанимали группу носильщиков и ослов.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

В конце 70-х годов 19 столетия из городка Грженско к воротам благоустроили тропинку под названием "Пелагеина стёжка". Чуть позже тропинку и со стороны деревни Мезни Лоука.

Её название "Габриэлина стёжка". Именно по второй тропинки мы и шли. Судя по времени три километра мы уже прошли, а тропинка всё идёт. Подъём становится всё круче, по пути попадаются валуны, которые приходится обходить. Да и под ноги нужно внимательно смотреть, чтоб не цепляться кроссовками за корневище деревьев. Впечатление, что тропинка пустая ошибочное, я специально ждала, чтоб в кадре не было поп.:)

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

Дорожка становится всё уже, я всё чаще останавливаюсь и пропускаю туристов вперёд, сзади плетётся мой муж. Навстречу тоже попадаются туристы, много немцев. У одной немки поинтересовалась долго ли ещё нам идти, оказалось нужно пройти ещё половину пути. Я не поверила, но судя по виду леса подниматься нам долго.

Было чувство, что мы поднимаемся не в гору, а огибаем её по кругу. Тут то я и сообразила, что вместо короткого пути выбрала длинный путь. Муж разозлился и я чтоб его успокоить начала соблазнять красивым рестораном с видом на Правчицкие ворота. Пообещала, что отметим наше восхождение достойным обедом.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

В 1826 году под скалой с аркой построили летний домик с рестораном.

В 1881 году благоустроили тропу и князь Эдмунд Клари-Алдринген для постройки своей летней резиденции пригласил итальянских мастеров. Всего за один год итальянцы построили резиденцию в альпийском стиле, так не характерном для этого региона. Её назвали замком "Соколиное гнездо". Через пару лет достроили и заграждение вокруг замка. Сначала замок использовался, как гостиница на 50 постояльцев для гостей князя. Позднее переделали под ресторан.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

Солнце припекало, вода закончилась. Когда я увидела "Соколиный замок", то была одна мысль забиться в тень ресторана. Последние 700 метров дались нелегко, напомнил о себе ишиас. Муж возмущался, что вход платный-3 евро с человека(по его мнению должны были доплатить, что он сюда дополз). При нас без билета женщину, даже в туалет не пустили. Может я так устала, но ворота на меня не произвели большого впечатления.

Даже после обеда свет бьёт в фотоаппарат и приходилось ловчиться.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

В 1982 году проход по скальным воротам официально закрыт из-за сильной эрозии, хотя в интернете я видела фотографии смельчаков.

Другое дело замок, он очень гармонично встроен в скалу.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

Немного осмотрелись и двинули в ресторан. Мучила жажда, да время было уже обеденное. В ресторане нас ждал облом, мест внутри не было. Сели на террасе с трудом найдя место в теньке. Народу море, две официантки принимают заказы на напитки, а с едой сказали подождать. Нам принесли ледяной спрайт и сорок минут мы ждали, чтоб заказать обед. Время, три часа дня, мы голодные и нам ещё возвращаться. Развернулись из ресторана и пошли в киоск купили венские сосиски с хлебом. С голодухи проглотили сосиски в один момент. Сфотографировали панорамы Богемской Швейцарии со смотровых площадок.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

Муж предложил мне подняться по ступенькам на самый вверх, чтоб оттуда сфотографировать арку.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

У меня не было ни сил, ни желания.

С разделением Саксонской Швейцарии и Чешской Швейцарии увеличилось количество путешественников из внутренней Чехии. Немецкое название Пребиштор постепенно перешло в похожее чешское слово. В 30-е годы прошлого столетия закрепилось название Правчицкие ворота, позже стало официальным названием. Хотя на туристических карта инфоцентра напечатано два названия.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

Пора было в обратный путь. Муж пошёл вперёд, я прихрамывала сзади, а народ всё прибывал.

Было такое чувство, что все идут на маёвку: туристы с велосипедами, молодёжь, старики с палками, родители с детьми и собаками. Увэ прилично отошёл вперёд, а я пыталась обойти корягу.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

В этот момент меня локтём в ребро толкнул китаец, я потеряла равновесие и чуть не полетела вниз. Вцепилась в ствол сосны.

Ко мне тут же подбежали немцы помочь, а китаец так и прошёл мимо без извинений. В этот момент стало так обидно, хотелось только одного побыстрее спуститься с этой чёртовой горы.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

Муж перестал бухтеть на меня, только останавливался и печально смотрел на меня. В его взгляде читалось только одно, за какие грехи ему досталась такая больная на путешествия жена. Где же он так в своей жизни накосячил.

Наконец-то вышли мы из этого леса и двинули обратно на машинке в Грженско. Мой Увэ, страстный любитель шоппинга рванул на вьетнамский рынок. Только купив ему очередную спортивную куртку муж перестал злиться. Окончательное примирение произошло в немецком ресторане.

Богемская Швейцария. Правчицкие ворота

После сытного ужина я ещё пыталась уговорить мужа сделать завтра крюк перед дорогой домой и заехать на Панскую скалу, которую называют "Органом Дьявола", но встретила категорическое нет. За этот день мы прошли почти 22км. Я еле доползла до кровати и уснула с парацетомолом.

Если Вы неспортивный человек не повторяйте моей глупости. Выберите что-то одно на один день или Эдмундово ущелье, или Правчицкие ворота!