Турист Татьяна Котляр (vdorogu)
Татьяна Котляр
была вчера 12:40

Тбилиси, Батуми — Грузия Сентябрь 2018

Грузия давно была моей мечтой для посещения. Может быть в прошлой жизни я была грузинкой? Люблю грузинские песни и танцы, картинки с горными пейзажами и сванскими башнями всегда завораживали, в школе зачитывалась «Мцыри», а кинза всегда была моей любимой пряностью)) Так что это путешествие было заранее спланировано и выношено под сердцем.

Решили посетить сначала Батуми, чтобы успеть захватить пляжный сезон, куда же сибирякам без моря. А потом уже поехать в Тбилиси. Путешествовали с моей подругой Оксаной, с которой в прямом смысле прошли весь Крым, и которой большое спасибо за поддержку и солидарность.

Прямой перелет Новосибирск-Тбилиси, билеты брали еще в феврале, однако цена не сказать, что низкая — 23000 руб. туда и обратно. Из Тбилиси в Батуми добирались на автобусе Метро, обратно на поезде. Стоимость поездки на автобусе — примерно 1000 руб., на поезде — 750 руб. Все цены для удобства буду приводить в рублях, а вообще 1 лари около 30 руб, чуть меньше, но мы так округляли. Учитывая, что поезд идет 5 часов, а на автобусе мы периодически застревали в пробках и ехали 7 часов, поезд однозначно удобнее и выгоднее. Но не всегда по расписанию поезд стыкуется с самолетом, поэтому автобус тоже выход.

Жилье бронировали на сайте «Аirbnb». В Батуми мы снимали комнату в частном доме с хозяевами, в Тбилиси была отдельная студия. Общая сумма за проживание за 13 ночей — 6000 руб. с человека, что очень бюджетно, я считаю. В Батуми дом был не совсем радом с морем, минут 10–15 пешком, но рядом с центральной улицей Чавчавадзе, откуда все было близко. Хозяева очень интеллигентные люди, их там три поколения. Очень гостеприимные и доброжелательные! К гостям относятся, как к родным. Мы очень рады, что попали в атмосферу настоящей грузинской семьи. По быту там все было чисто и удобно, так что не нужно бояться снимать комнату с хозяевами. В Тбилиси тоже очень хорошая студия со всем необходимым рядом с площадью Свободы, супер удобное место! Вроде бы ты и в центре, где жизнь кипит, и в то же время в настоящем гузинском тихом дворике с балконами, виноградом, соседями и бельем во дворе.

Грузия в сентябре. Батуми и Тбилиси

Немного разный климат в этих двух городах. В Батуми тепло и влажно, чаще осадки. В Тбилиси солнечно и сухо, часто ветрено.

Итак, начем с Батуми. Не такой уж старый город, если вспомнить историю, развиваться начал в 30-е годы 20 века, когда начали транспортировать Азербайджанскую нефть и построили нефтеперерабатывающий завод. Но развитие было очень стремительным и сейчас это один из красивейших городов, которые я видела. Во первых, море, горы и чудесная природа. Во вторых, очень колоритная старая часть города и стилизованные под старое современные постройки. В третьих, очень современная новая часть города, с гигантсткими отелями, креативной архитектурой, необычными памятниками и скульптурами. Вообще, грузины очень творческие наверное, такой современной архитектуры, таких удивительных по форме строений я не видела. Там можно целыми днями ходить и удивляться. Одна набережная в Батуми чего стоит, протяженность её 7 км! И везде все красиво и ухоженно.

Грузия в сентябре. Батуми и Тбилиси

Обязательно нужно посмотреть ночной Батуми, танцующие фонтаны — это очень красиво!

Отдельная тема скульптурных композиций. Все знают наверное, знаменитую композицию Али и Нино, этот завораживающий гимн любви. Еще есть скульптура «Реновация», тоже такое нигде не видела. Не буду сюда грузить видео, наверняка в интернете есть более качественное, посмотрите, кому интересно… Много всяких мелких скульптурных групп, где любят фотографироваться туристы.

И просто красивые улочки старого города…

Грузия в сентябре. Батуми и Тбилиси

С удовольствием посетили Батумский государственный музыкальный центр, он находится рядом с ж/д вокзалом. Там как раз проходил фестиваль классической музыки, мы попали на концерт «Грузинская гитара», очень круто! И здание заслуживает восхищения.

В одно дождливое утро сходили в Аджарский краеведческий музей, на ул. Джинчарадзе, 4. Этому музею более 100 лет, 4 отдела: природа, этнография, история и археология. Стоимость посещения 90 руб. Обязательно возьмите экскурсовода, это всего 150 руб., очень интересно рассказывает. Как то сразу другой взгляд на это место появился)) Все-таки знание — сила!

Отдельная песня — это еда в Грузии. Мы обычно все экономим и готовим сами в путешествиях. Но тут мы не удержались. После посещения кафе «Зуда» в Батуми, мы поняли, что это грешно, готовить в Грузии самим)) В этом заведении просто язык проглотишь. Порции огромные, мы на двоих брали один салат и одно горячее, очень хорошо наедались. В Грузии везде большие порции. Чек с вином или чачей на двоих 600–700 руб. В других заведениях тоже вкусно все было, но лучше мы ни в Батуми, ни в Тбилиси не встретили. Не знаю, пропустят ли модераторы эти строки, но не могла не написать.

Грузия в сентябре. Батуми и Тбилиси

Ну что это я все о городе. а как же горы? В окрестностях Батуми сами поехали на водопад Махунцети и мост царицы Тамары. Эту экскурсию предлагают везде по 750–900 руб. Мы сели на маршрутку, на которой написано «Кеда», правда написано только по грузински, поэтому пришлось спрашивать. Ехать примерно 1 час, стомость проезда 90 руб. Водопад, как водопад, красиво, но не так, чтобы дух захватывало. За экскурсию туда точно платить не стоит, а самим съездить вполне нормально.

Рядом находится знаменитый арочный мост царицы Тамары. Это самый большой из подобных мостов в Аджарии, хотя, на самом деле он совсем не большой. Весь фокус в том, что построен он из обломков скал, скрепленных известковым раствором, без единой опоры, без всяких металлических конструкций и стоит уже более 900 лет!!! И пережил не одно землетрясение. Вот как это?

Грузия в сентябре. Батуми и Тбилиси

Еще съездили на гору, где находится храм Самеба. Оттуда прерасные виды на Батуми! Ходит по расписанию автобус, обратно мы не стали его дожидаться, пошли спускаться пешком, но нас подвезли добрые люди)) Вообще в Грузии с автостопом проблем нет.

Еще съездили в Батумский ботанический сад. Территория огромная, природа красивая там, но, на мой взгляд, немного диковато и не ухоженно. Работы там еще много. Стоимость билета как-то завышена, 450 руб. Но однозначно все равно получите удовольствие. К сожалению, погода была не очень, искупаться нам там не удалось.

А в хорошую погоду пляж Батуми выглядит вот так.

Грузия в сентябре. Батуми и Тбилиси

Еще мы съездили в Уреки, это тоже час езды от Батуми, там черный магнитный песок. Очень нам там понравилось! Море теплее, не глубокое, песочек такой шелковистый, просто наслаждение. Пожалели, что раньше туда не поехали, можно было раза два съездить.

Много еще можно писать о Батуми, но, боюсь, у читателей сил не хватит, еще ведь Тбилиси впереди…

По легенде, в 458 году царь Вахтанг Горгосал во время охоты на фазана обнаружил здесь теплые серные источники. Отсюда и пошло название: «тбили» — «теплый». Район, где сейчас находятся серные бани, считается самым старым районом города, там сосредоточены основные достопримечательности и красоты. Район очень колоритный не только из-за своей архитектуры, но и из-за горного ландшафта и реки Куры с её величественными метехскими скалами.

Не буду здесь описывать все достопримечательности. Тбилиси — это просто огромный музей, можно целыми днями ходить и удивляться и восхищаться. Мы везде ходили ногами, даже на вершины поднимались пешком, не пользовались ни фуникулером, ни канаткой. Нам кажется, пешком интереснее))

Грузия в сентябре. Батуми и Тбилиси

Сходили, кстати, и в сами серные бани. Мы любители банных процедур и нам было интересно. Цены очень разные, от 150 руб. в общественных банях до 4000 руб. в шикарном банном комплексе. Нам сказали, что принцип везде одинаковый: моешься, потом сидишь в бассейне с горячей серной водой, потом отдыхаешь и так по кругу. Мы пошли в общественную баню, заказали еще массаж с пилингом и остались очень довольны. Кожа после всех процедур мягкая, шелковистая и усталости как не бывало. В общем, один раз точно надо посетить!

На другом берегу реки Куры находится старый армянский район Авлабар. Тоже очень интересное место. где мы гуляли почти весь день.

Грузия в сентябре. Батуми и Тбилиси

В старых районах очень много зданий в аварийном состоянии. и там живут люди. Иногда даже страшно смотреть.

Ну что поделать, такая вот действительность((Народ в грузии совсем не богат, основная часть населения выживает, как может.

Съездили из Тбилиси в древнюю столицу Грузии — Мцхету. Добрались на маршрутке, там посетили несколько храмов и монастырь.

Особенно впечатлила одна маленькая церковь, нам её показал местный житель. Находится она за рестораном «Старая Мцхета», по пути к месту слияния Арагвы и Куры. Церковь, вернее то, что от неё осталось, очень древняя. но действующая. Там совсем нет туристов и какая-то особая атмосфера.

Конечно же, съездили в горы)) На 10 автобусе доехали до горного села Коджори, высота примерно 1400 м над уровнем моря. Там пройти немного пешком и увидите останки древней крепости Корогли, 11 века. Чистейший горный воздух, потрясающие виды и… НИКОГО, кроме нас)) Просто супер!

Отдельно хочется сказать о музыке в Грузии. Музыка там повсюду. Много ресторанов и кафе с национальными песнями и танцами, много интересных музыкантов выступают на улицах, приглашают известные коллективы для выступления на площадях города. Мы вот попали в последний вечер на концерт британской группы The Tiger Lilies, очень впечатлило.

Конечно, в Грузию хочется вернуться. Мы не посетили Сванетию, Кахетию, не проехали по Военно-Грузинской дороге, да много чего не успели. Невозможно объять необъятное за одно путешествие. Очень эта страна западает в душу. Наверное, еще благодаря людям, которые там живут. Грузины — очень гостеприимны и доброжелательны, по крайней мере нам только такие встречались. Всегда помогут, всегда подскажут. Люди старше 40 лет неплохо говорят по русски, так что языковой барьер не чувствовался. На улицах безопасно в любое время суток. Кто еще сомневается — поезжайте, не пожалеете!

И в заключение еще одно стихотворение Беллы Ахмадулиной:

Я сам не знаю, что со мной творится:

другой красы душа не понимает,

и холм чужбины в зрении двоится,

и Грузию мою напоминает.

Ее свеча восходит солнцем малым

средь звезд и лун, при ветреной погоде.

Есть похвала тому, что изумляет:

о, как это на Грузию похоже.

Природе только слово соразмерно.

Смотрю, от обожания немею

и все, что в этом мире несравненно,

я сравниваю с Грузией моею.