Турист Константин Андреевич (Kostacurta)
Константин Андреевич
был 20 июля 2021 1:42

Пиннавела, Канди — Шри-Ланка Ноябрь 2016

Предыдущие главы рассказа:

Глава I — Унаватуна

Глава II — Галле, Когалла, Синие киты

Глава III — Парк Яла и Нувара Элия

Утро в Канди было чудесное. Приветливое солнышко пробивалось через щели небрежно задернутых штор и заполняло наш угрюмый номер теплым светом. Мы выспались, у жены полностью прошла головная боль и мы были полны сил и желания продолжить наше путешествие. Хорошее настроение укрепилось за завтраком на свежем воздухе, во время которого нас развлекали мартышки, зачем то гоняясь за бурундуками по веткам деревьев. Хозяин отеля все утро не отходил от нас ни на минуту, пытаясь предугадать любое наше желание и был чересчур услужлив, каждое наше слово встречая приторной улыбкой. Такое откровенно заискевающее поведение наоборот, только ухудшило наше общее впечатление от заведения, и несмотря на его просьбу мы воздержались от оценки отеля в трип адвизоре.

После завтрака был объявлен общий сбор около минивэна, на котором Раджа, неодобрительно покачивая головой, сделал критические замечания по поводу нашей формы одежды. Мы собирались посетить одно из главных святилищ страны: храм зуба Будды, заявляться в который в коротких шортах с тропической расцветкой недопустимо, и было принято решение первым делом отправиться на шоппинг. Приехали мы в большой магазин, забитый под завязку невероятным количеством тканей всех сортов, цветов, узоров и изделиями из них. Пока я примерял на себя хлопчатые штаны, дочь уже закутывали в сари.

Правильно одеть сари — это вам не плавки напялить: процесс сложный, требующий строго придерживаться определенного алгоритма действий. Учитывая, что в Канди, в отличие от прибрежной Шри Ланки, большинство женщин ходит именно в этих традиционных одеждах, оставется только удивляться: откуда у них столько терпения, чтобы каждое утро закручивать вокруг себя эту занавеску? Кроме штанов, ничего в магазине покупать мы не стали: очень дорого. Для жены и дочки решили взять на прокат что-то, похожее на порео из плотной ткани: их выдают перед входом в храм.

Из всех городов, которые мы видели на Шри Ланке, именно Канди понравился мне больше всех. Раскинутый на нескольких холмах и утопающий в зелени, с великолепными панорамами:

Традиционный, сохранивший свое лицо, несмотря на бесконечный поток туристов.

Чистый и ухоженный.

Ни лукавя ни на грамм, уверенно заявляю: всем туристам, приезжающим в Шри Ланку, в обязательном порядке нужно посетить Канди. Для меня именно этот город стал олицетворением Цейлона, наиболее точно передающим дух острова, его колорит.

Рассматривая город из окон минивэна, мы подъехали к самому его сердцу — храму зуба Будды. Храм стоит на берегу озера, и эти объекты одновременно дополняют и украшают друг друга. Мы запарковались и отправились знакомиться с ними поближе. Озеро достаточно большое, по периметру окружено аккуратным белоснежным забором, который придает ему эту легкую восточную изюминку и располагает к прогулкам по набережной.

Шри Ланка. Слеза на щеке Индии. Глава 4 — Канди и Пиннавела

Вдоль берегов, тут и там кучкуются какие-то довольно крупные птицы, очень похожие на пеликанов — скорее всего, ловят рыбу, которая буквально кишит в воде. Лов рыбы из этого озера для людей запрещен, а стараний одних птиц не хватает, чтобы регулировать ее численность. Немного прогулявшись вдоль озера, мы подошли к воротам храма.

Мои девчонки затянули на поясах взятые в аренду куски ткани, сымитировав подобие длинных юбок, затем мы все дружно скинули нашу обувь и в пока еще чистых носках пошлепали внутрь. Роскошь и размах храмового комплекса зуба Будды, конечно впечатляет. Осмотр мы начали с главного здания. Состоит оно из нескольких, различных по величине, залов, самый большой из которых находится в центре и используется в качестве основного для проведения различных ритуалов и богослужений.

Остальные залы поменьше. В некоторых из них можно было наблюдать молитвы прихожан: они садились на пол около изображения Будды и очень тихо и отстраненно от всего окружающего, его о чем-то просили. Со стороны это выглядело так, как будто они просто вели с ним какую-то личную, интимную беседу. Другие залы использовались как хранилище для различных святынь: в какие-то из них пускали, в другие нет. Вдоволь насмотревшись на интерьеры храма, мы вышли на улицу с целью ознакомиться с остальной территорией комплекса. Здесь есть где погулять: по аккуратным дорожкам, проложенным в идеально постриженных газонах, по каменной набережной вдоль искусственного канала. Везде все очень ухожено и нарядно.

Шри Ланка. Слеза на щеке Индии. Глава 4 — Канди и Пиннавела

Посещение храма зуба Будды поможет ближе познакомится с огромным пластом культуры ланкийцев — это любопытно, но не более того. На осмотр всего комплекса нам с лихвой хватило чуть более одного часа, и мы вернулись обратно к минивэну, тем более, что время близилось уже к полудню, а впереди у нас была еще насыщенная программа.

От храма у озера мы отправились к ботаническому саду. Точнее — королевскому ботаническому саду Парадения. На кассе купили билеты: нам достались красивые, а Радже выдали маленький черно-белый талончик. Только вот талончик Раджи стоил сущие гроши, в то время как наши стоили весьма не дешево. На Шри Ланке подобная практика очень распространена: билеты для граждан острова стоят в разы дешевле билетов для туристов. Вместе с билетами нам выдали карту парка, по которой мы и ориентировались во время прогулки.

Шри Ланка. Слеза на щеке Индии. Глава 4 — Канди и Пиннавела

Ботанический сад в Канди шикарен. Я до этого бывал уже в подобных парках, но все они не идут ни в какое сравнение с Параденией. Огромная территория, несколько тематических зон, отличный ландшафтный дизайн и стройные аллеи. Мы начали обзор с небольшого озера, очертания берегов которого совпадают с контурами границ Цейлона.

От него мы пошли по часовой стрелке. Сначала встретили внушительную коллекцию разнообразных пальм, большинство из которых я видел впервые. Потом были характерные для пустынных почв низкорослые агавы всех форм и расцветок, заросли гигантского бамбука, дерево с пушечными ядрами… Впечатляющая коллекция расстений, которые в таком благодатном климате прекрасно себя чувствуют и вырастают до невероятных размеров.

Через какое-то время мы вышли на одну из визитных карточек Парадении — аллею с пьяными (или танцующими) елями. Как вам это чудо природы?

Около пьяных елок мы сделали привал на огромной лужайке, вытянули ноги и повалялись на подстриженой ароматной траве. Мы еще не прошли и четвертой части сада, а уже прилично устали, поэтому еще один совет: при формировании маршрута выделяйте на Парадению не менее четырех часов. Чтобы не как мы, галопом по нему бегать, а в спокойном темпе, с небольшими паузами для отдыха, осмотреть всю его территорию. Он того стоит.

Вскоре нас ждала приятная встреча с коренными жителями парка. Увидев вдалеке обезьянок, я вспомнил про апельсин, который лежал в моей сумке, и полез, чтобы достать его. Этого движения хватило, чтобы старший самец и двое парней поменьше тут же понеслись ко мне навстречу. Я, честно говоря, немного струхнул — вид у них был такой, как если бы они хотели отобрать его у меня силой. Но поровнявшись со мной, старший просто уселся на дорожку и протянул ко мне свои лапы, заглядывая с надеждой в мои глаза. Я попытался передать апельсин жене, чтобы она почистила его и разделила на дольки (иначе всесь фрукт, несомненно достался бы старшему), но этот маневр был четко отслежен: старший встал на задние лапы и не дал мне этого сделать. Без агрессии, но выглядело это очень забавно.

Вдоль границ ботанического сада несет свои мутные воды река. Полюбоваться ее видами можно с подвесного моста, находящегося в дальней части парка.

После моста мы вышли к визитной карточке Парадении № 2: аллее с королевскими пальмами. Стройные, устремляющиеся своими кронами под самое небо красотки, стоят двумя идеально ровными шеренгами.

По этой аллее мы дошли до центральной чати парка: мемориального сада. Мемориальный сад представляет из себя круглую площадь, по диаметру которой высажены деревья руками знаменитых гостей, среди которых и два наших соотечественника: последний русский император и первый человек, полетевший в космос.

Время летело незаметно, а прогулка доставляла огромное удовольствие. Были еще громадные баобабы, радужные эвкалипты, какие-то диковинные деревья с огромной корневой системой, японский сад, оранжерея с орхидеями…

Куда не кинь взгляд, глаз везде радуется — все продумано до мелочей, везде чистота и порядок — класс! В общем, к посещению обязательно.

А нам пришло время прощаться с ботаническим садом и двигаться к следующей точке большого тура: слоновьему питомнику в Пинавелле.

Выезжая из Канди мы опять могли любоваться пейзажами чайных плантаций, высаженных на окрестных холмах. Сколько же здесь выращивают этого чая? Сколько трудолюбивых ланкиек задействовано на плантациях, и сколько трудочасов тратиться на сбор всего урожая? Сколько танкеров, забитых готовой продукцией из чайного листа отправляется в год из портов Цейлона? Оценить это чайное безумие в масштабах целой страны обычному туристу не представляется возможности, но заехать на одну из фабрик — пожалуйста.

Раджа устроил нам экскурсию по чайной фабрике, не ставя нас в известность и не спрашивая, хотим ли мы на нее. Просто запарковался у ворот и сообщил примерно следующее:

«Это одна из лучших фабрик по производству чая. Здесь можно ознакомиться с полным циклом изготовления, продегустировать и купить лучшие сорта ароматного напитка»

Окей, решили мы, тем более, что мы хорошо воспитаны и не спорим со старшими. Прошли в первый цех, откуда стартовала экскурсия. Там нас ждала гид — довольно молодая ланкийка, явно из руководства фабрики. Слушать про технологию изготовления чая, ферментацию, сортировку и так далее довольно скучно. Любопытство вызывали только старые станки — какие-то из них были даже полностью механические.

После осмотра производственных помещений была дегустация и короткая лекция, которая помогла нам в дальнейшем разбираться в сортах чая и их ценности. Самого чая, к расстройству Раджи, мы купили здесь мало: чего-то прайс был высоковат: наверное, сказался прикрепленный сверху бонус нашего водителя.

Наконец, мы добрались до Пиннавелы. Слоники, мы идем к вам! На кассе питомника за вход опять отдали какие-то немаленькие деньги, зашли на территорию. Как оказалось, основная часть питомника находится не здесь, а чуть дальше по дороге. А здесь просто небольшая локация для туристов с 2–3 животными. Справедливости ради надо отметить, локация живописная: в низине течет речушка с перекинутым через нее мостом, а на другом берегу начинаются густые заросли джунглей. Что получает турист за свои деньги: 1) возможность помыть слоника специальной щеткой; 2) возможность быть облитым из хобота слоника грязной водой из речки; 3) прокатиться верхом на слонике; 4) купить угощение и покормить слоника.

К первому пункту вопросов нет: стоя по колено в мутной воде я с удовольствием почесал спинку ушастому гиганту, а вот второй раздел программы вызывает смешанные чувства: с одной стороны, здорово в жару освежиться под душем, особенно используя вместо лейки хобот слона, с другой стороны не очень приятно это делать водой, в которую милые слоники справляют свою нужду…

Шри Ланка. Слеза на щеке Индии. Глава 4 — Канди и Пиннавела

После описаных выше процедур, наступил гвоздь программы: катание верхом. Это, друзья мои, было то еще испытание. Мы втроем подошли к пандусу, около которого уже стояла очень симпотичная пятилетняя самочка. Никакого сиденья не предусмотрено, что конечно, очень гуманно: оно вредит животному, травмируя ему спину и доставляя мучения, но сидеть на широченной спине, накрытой только покрывалом… Сначала я ощутил недостатки своей растяжки: паховые связки натянулись, как струны, а ноги стремились вернуться в естественное положение и непроизвольно поднимались вверх — грациозную позу жокея, как я ни старался, принять не получилось. Потом мы начали движение, и я испытал непреодолимое желание за что-нибудь ухватиться… а не за что! За жену — она у меня стройняшка и это ненадежно: полетели бы вниз вдвоем. Пришлось, по большей части, ловить ровновесие, так как опираться на спину слоника не получалось и руки постоянно соскальзывали. Еще и дрессировщик пугал, постоянно предупреждая, чтобы мы сильно не прижимались ногами к бокам слона: он может среагировать на это как на команду ускориться или просто повести себя неадекватно. Так я и ехал, ощущая себя куклой, которую дергают за ниточки в театре, пока мы не добрались до моста через речку.

К росту нашей девочки добавились еще метров десять под мостом — и вот мы уже на высоте четвертого этажа в крайне неустойчивом положении. Мостик узенький — только для прохода одного слона. Я зажмурился и начал просить высшие силы только об одном: вернуться на твердую землю без серьезных увечий. Слава богу, все закончилось хорошо, только потом еще какое-то время я ходил как кавалерист, широко расставив ноги…

Самое приятное во всей программе — это кормление. Мы купили хрустящие крекеры, которые наша девочка с большим удовольствием слопала. Ощущение непередоваемые, этот процесс абсолютно точно понравиться всем.

Ну, а как же остальные жители питомника? В Пиннавеле содержится большое поголовье этих волшебных животных, включая самых маленьких обитателей, а мы пока познакомились только с тремя его обитателями. Раджа нас обрадовал: в определенное время, по улице городка ведут все большое стадо с пастбища обратно в питомник, и все это шествие можно наблюдать с близкого растояния и абсолютно бесплатно.

Подождать пришлось совсем немного, не более часа, и зрелище началось. По узкой улочке гордо вышагивали величавые красавцы, сопостовимые по своему росту с высотой некоторых домов. Сначала я пытался их сосчитать — но нет, их очень много, постоянно сбиваешься.

Рядом с некоторыми слонихами, трусливо прячась за мамиными ногами, бежали малыши. От радости я терял чувство самосохранения и подходил к ним все ближе и ближе, пока жена не одернула меня. А процессия все шла и шла, и это было одно из самых ярких впечатлений от всего ланкийского путешествия.

Проводив слоников и помахав им руками на прощание, мы сели в минивэн. Формально, большой тур был окончен, и теперь нам предстояло только добраться до нашей виллы в Унаватуне. Эта часть пути далась довольно тяжело: вечер понедельника, начались пробки. Из-за бардака на дорогах плохо организованного дорожного движения, даже в небольших населенных пунктах мы тащились со скоростью пешеходов многие километры. Спасали только беседы с Раджой. Мы успели поговорить буквально обо всем: о буддизме, об отношении к соседней Индии, о цунами в 2004 году, об образовании на Шри Ланке и многих других вещах. Все бы ничего, за разговорами время летит быстро, но мы целый день почти ничего не ели, и очень проголодались. Найти приличное кафе за пределами туристических зон та еще задача и приходилось перебиваться фруктами. Чтобы их купить, надо было выходить из машины, и здесь мы чувствовали себя не в своей тарелке, привлекая повышенное внимание со стороны местных жителей. Белый человек (европеец) тут редкий гость: местные улыбались, шептались друг с другом и тыкали пальцами в нашу сторону. Меня это касалось в меньшей степени, а вот девчонки чувствовали себя как в цирке.

Вернулись в Уну мы уже совсем поздно. Впереди было еще несколько дней отпуска, которые мы посвятили целиком океану, пляжу, фруктам и морепродуктам — о таком веселом дураковалянии я уже писал в первой главе рассказа. Как всегда, в конце путешествия я пытался подвести итоги и сформировать мнение о посещенной мною стране. В случае со Шри Ланкой мне это было трудно сделать тогда, сидя на берегу Индийского океана, трудно и сейчас, по прошествии нескольких лет. На одной чаше весов могучий океан, чайные холмы и индийские слоны, на другой скучные вечера, грязные рынки и хаос на дорогах. Все это можно охарактеризовать одним словом — экзотика. В странах карибского бассейна тоже экзотика, но там воздух пропитан пьянящим голову духом веселья и ритмами сальсы… На Цейлоне этого нет — ланкийцы очень сдержанный и довольно консервативный народ. С другой стороны, разве в какой-нибудь Доминикане вы сможете пережить за два дня всю ту палитру красок и эмоций, которую испытали мы во время «большого тура»?

Для себя я сделал следующий вывод: на Шри Ланке побывать надо. Ради природы, ради животного мира, ради ни на что не похожей атмосферы буддийской страны. Не зря Шри Ланку называют слезой на щеке Индии — эти страны очень похожи, однако на Цейлоне нет той грязи и трэша, что у старшей сестры. Но чтобы отдых на Цейлоне получился и запомнился — не сидите долго на одном месте. Оставьте на «пляжную» его часть не более пяти дней, а в идеале и их разбейте какой-нибудь поездкой, приключением. Здесь этого добра в достатке. И не планируйте поездку в Шри Ланку с маленькими детьми — это направление не для них.

Шри Ланка. Слеза на щеке Индии. Глава 4 — Канди и Пиннавела

Две недели пролетели — пришло время прощаться. Отвезти нас в аэропорт Жанадара опять доверил своему отцу, но на прощание все-таки заехал и подарил нам какую-то безделушку в качестве сувенира — трогательно. Путешествие, которое я растянул на целые четыре главы писанины закончилось, но это не повод грустить:

«Чем раньше закончиться это путешествие, тем быстрее начнется следующее» — сказал я дочке, когда она с грустным лицом стояла в очереди на регистрацию рейса до Дубай.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия