Турист werta
был 14 декабря 2018 20:29

Эфес и Памуккале — древние места Турции

Памуккале, Сельчук — Турция Сентябрь 2018

Кушадасы был выбран как место отдыха по двум причинам: Эгейское море и близость к культурным объектам Турции, куда нам хотелось попасть на отдыхе. В небезизвестное Памуккале ехать на автобусе всего 2 часа, а в Эфес так вообще 20 км. Мы надеялись на отличное времяпровождение, а получился опыт:)))

Экскурсия № 1: самостоятельная, неспешная и со счастливым ощущением открытий

Перед поездкой в Турцию википедия дала основу знаний про Эфес.

«Эфе́с (греч. Ἔφεσος, лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук(современная территория Турции). Население города достигало 225 тысяч жителей.

Своей славой Эфес в большой степени обязан местному культу восточной богини плодородия, со временем отождествлённой с греческой богиней Артемидой. Поклонение богине идёт с незапамятных времён, но строительство посвящённого ей храма, одного из семи чудес света, началось в первой половине VI века до н. э.»

Подумала, что за седьмым чудом света надо ехать, и желательно самим, поскольку знаю, что мы такие места осматриваем без спешки, с наблюдением, с возвращением, с хождением по кругу.

Как доехать: из Кушадасы ходит маршрутка от вокзала или от Центрума с надписью Сельчук-Эфес. Довезет она до поворота на Эфес (оттуда же и заберет). Идти по хорошей дороге до входа на территорию минут 10. Стоимость — 7 лир/чел. Вход в музей — 40лир/чел, аудигид под залог паспорта — 20лир. Итого 128 лир (около 22 долларов). Агенства и туроператор предлагали нам эту экскурсию за 30 долларов с человека…. Не знаю, рассказали бы нам больше экскурсоводы, но прислушиваясь к чужим экскурсиям я не очень переживала, что идем своими тропами:)))

Впечатления: ну есть разочарование — от храма Артемиды ничего не осталось, кроме колонны, погруженой в болото. Артемида была любительницей болота, оно и поглотило все следы. По легенде в 356 году до н. э. гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, и тем вошел в историю. А Артемида не защитила свой храм, как говорят, потому как была занята при родах будущего Александра Македонского. Он то и отстроил во второй раз храм. Но он, наверное, был последним почитателем Артемиды на земле, и со временем храм растворился в истории. А в остальном — прекрасная работа археологов дала свой результат. Туристы могут прикоснуться к следам той цивилизациии, которая, на мой взгляд, однозначно прогрессивнее нашей: при тех технических возможностях ремесло и инженерная мысль (да и вообще торжество человеческого разума) в разы выше наших современников. Мощение из мрамора, камня, колонны, капители, фризы, статуи и фонтаны!!! Торговые лавки на рыночной площади, бани, библиотека, городские туалеты, канализация!!!! Высеченные законы на стенах города, рассказы о почитаемых и уважаемых жителях города!

Большой театр

Библиотека Цельса

Улица Куретов

Экскурсия № 2: услуги турагенства, от которых грустно, но Памуккале спасло положение

Нечасто я верю в турпакет и в хороший исход этого дела. Но в Кушадасы очень мало русскоговорящих туристов (в сравнении с другими регионами страны), и у нас была надежда на маленкую группу и хорошую работу гидов в связи с этим. Но нет, видно неинтересно им увлекать людей своей работой и расширять круг своих клиентов. Мы считаем, что заплатили немалую сумму в 140 долларов за счастливую доставку до места на автобусе и обратно. Ну еще в эту сумму входили входные билеты. Экскурсия неинтересная, гид двух слов связать не может, а мы на него рассчитывали:))) Я бы спокойно пережила все заезды в никому ненужные места типа магазина вина или трикотажа:), если бы в Памуккале мне дали достаточно времени на свободный осмотр. Поэтому впечатления двоякое, но само место очаровательное. Оно спасло настроение: люди всего лишь люди, а природа выше наших мелочных расстройств. И да, мы не плавали в травертинах ради фоток. Мы дышали этой голубой далью….И да, мы улыбались и верили в легенду, что здесь бывали и Клеопатра с Марком Антонием.

Эфес и Памуккале — древние места Турции

Место очень популярное, по своему необычное, много информации написано в отзывах. Многие во всех сетях выкладывают фотографии. Нам жаль, что мы вынуждены были там быть только 3 часа: нам не хватило времени. Мы почти не видели Иераполис. Всем советуем ехать без экскурсии турпакетом. Своим ходом — однозначно лучше.

Также не стоит верить словам местных гидов об уникальности этого места: похожие травертины и источники есть в Китае (Baishuitai водная терраса находится на Тибете и самая живописная и известная водная терраса Хуанлун), красно-оранжевая терраса Badab-e Surt является жемчужной Ирана, в США есть Mammoth Hot Springs, находится в Йеллоустонском национальном парке, а еще есть Гватемала и Мексика, Лаос и Италия, Венгрия и даже на Плитвицких озерах в Хорватии.

Ищите удивительное в этом мире и наслаждайтесь открытиями! Эти два места удивили и впечатлили, дали толчок к дальнейшему гуглению информации в интернете. Для меня вывод пока один — самостоятельное движение по миру интересов. И это очень жаль, что такая хорошая профессия как экскурсовод может кануть в лету…. Но желаю всем прекрасных умных собеседников!