Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 20:01

Франция Май 2018

Обещала рассказать про красоту майского путешествия Франция-Швейцария, но дальше одного репортажа дело не продвинулось: Майское цветение на фоне снежных вершин. Франция — Швейцария

Исправляюсь вот… Краеугольным камнем того самого вояжа был французский Анси, ему и будет посвящен очередной дифирамб… Можно было бы начать рассказ про альпийский городок с букета превосходных эпитетов об его уютно-пейзажном характере, о пленительной атмосфере узких мощеных улочек. Только зачем ему очередная порция избитых фраз? Все красивые слова уже сказаны до меня, например, Леной Leolik

Впустив однажды Анси в свое сердце, я поняла, что мне туда очень надо. И при удачном раскладе жизненных обстоятельств, подхваченная Восточным ветром, я опустилась, нет не в Вишневом переулке у Дома Номер Семнадцать, а на благословенной савойской земле, утопающей в майских цветах и окрашенной ликующей весной

Город у озера. Анси

Приступаю к творчеству… Классик сказал, верней сказала:" Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда»… Ни в коей мере не примазываюсь к великим — для красного словца написала, подводя к мимолетной встрече из ряда ужас-ужас. Из рассказа Лены Итенберг запомнилась старуха вида безобразного и отвратительного. Надо же было так случиться, что об это существо мы едва не споткнулись, продвигаясь к отелю от вокзала

Ничего себе, с чего начинается желанное знакомство! Будь она неладна — и не старуха вовсе и не так уродлива — но жуть как не приятна. Надо сказать, что если встреча с этой дамочкой меня повергла в ступор, то муж мой внимания не обратил бы на эту грязную деталь в декорациях Анси, если бы я не вскрикнула от неожиданности — я знаю ее. Немая сцена….Пришлось объяснять, что к чему. Просто мой Эдуард никогда не заглядывал на Туристер и наших опусов не читал, поэтому пропустил много интересных фактов, событий, открытий. Мадам, оказывается, удачно перезимовала, и ждет новых встреч — передаю эстафетную палочку — не побрезгуйте. Чем не местная достопримечательность?

Пожалуй, я не буду больше вспоминать об ошметках цивилизации, замеченных на тесных улочках Анси, утопающего в цветах и не без основания гордящегося эталонной чистотой

Город у озера. Анси

Выйдя утром из отеля, мы видели, как дружная команда чистильщиков пылесосила, откачивала, фильтровала воду, добиваясь лазурной прозрачности, дабы не опорочить статус города с самыми чистыми каналами. Чистюля Анси и вся ансишная округа просто полны прелестей, притягивающих к нему туристов. Про зиму не скажу, а в моей весенней зарисовке он будет полон отдыхающими, которые жаждут созерцания озерных красот, хотят плавать на яхтах и водных велосипедах, валяться на бережке, мечтают посидеть в кафе с видом на каналы, уплетая всякие тартифлеты под Vin de Savoie, и просто вкушая прелести жизни. Порой это будет выглядеть, как явный перебор

Ну что, пойдем знакомиться с настоящими достопримечательностями Анси, с упоением гуляя по кокетливым изгибам улочек — игрушек. Что ни вид, то открытка городока, стоящего на воде, испещренного каналами и узкими мостами, перекинутыми от островка к островку

Город у озера. Анси

Поселившись в отеле Adonis Annecy — Icone Hotel, мы оказались в самом сердце старого города, рядом с воротами Сен-Клер, в давние времена принадлежавшими женскому монастырю ордена Святой Клары, через которые пролегает дорога к многочисленным лавкам и кафе

Они же делят город на две части, старую и новую. Через эти ворота в свое время проезжали Генрих IV, Людовик XIV. Место расположения отеля оказалось, не только глубоко историческим, но и исключительно удобным. Сам же отель мне не очень приглянулся. Может быть, излишне придираюсь. Все отлично, сказала я себе, не зацикливаясь на досаждающих мелочах отельной жизни. Давно потерян счет тем отелям. Icone — один из вереницы удачных, менее удачных, разных. Окна нашего номера выходили на оживленную пешеходную улочку

Город у озера. Анси

Каждое утро, распахнув окно, устремлялась навстречу прохладе и раскатистым звукам, исходящим от скачущих по булыжной мостовой тележек с провизией для лавчонок, уютно встроенных в плотные ряды средневековых домов. Они нагружены разной вкуснятиной, которая потом будет нас соблазнять сквозь стекло витрин

При бронировании мы отказались от завтраков, так как в номере были и чайник, и наборы для чая-кофе, и холодильник, в котором можно хранить сыр на утро. И правда, зачем нужен скудный отельный завтрак по цене хорошего обеда, если его можно моделировать самостоятельно, благо есть из чего и есть где — все рядом-рядом. Еде в Анси можно посвятить отдельный рассказ. Каждый творец своего счастья завтрака, особенно в таком вкусном городке, как этот. Хотя я ни сколько не гурман, но обойти вниманием тему еды в Анси не получится, так как постоянно на его тесных улочках натыкаешься на обезоруживающие предложения

Город у озера. Анси

Про сырный ансишный рай я уже упоминала в предыдущем рассказе. Специалитетом этих мест является очень вкусное и не менее сытное блюдо — тартифлетт — вариант картофельной запеканки с небольшими кусочками бекона, сливочным соусом и луком под корочкой сыра реблошон. Не открою секрета, все очень вкусное, всегда калорийно. Еще одной кулинарной особенностью города является наличие большого числа магазинчиков сладостей, нежных, не приторных, настоящих кулинарных изысков

Мороженое в Анси тоже считается особенным. Здесь его насчитывается 58 видов! Подтверждаю — имеет богатый аромат, изысканный вкус, как и любое мороженое в Италии. Нет, про Италию не оговорилась, когда-то Верхняя Савойя была итальянской, видимо, традиции родом из итальянской земли перекочевали на землю французскую. А если заглянуть поглубже в прошлое, то обнаружится, что в известные исторические времена здесь жили римляне, потом город стал резиденцией графов Женевуа, в XV веке перешел во владение герцогов Савойских, к Франции он отошел вместе с департаментом Савойя лишь в 1860 году. От савойских предков городу достанется любовь к dolce vita, вкуснейшее мороженое и итальянский стиль в архитектуре. Не хлебом единым… Куда нужно пойти в первую очередь, оказавшись в Анси? Конечно, к озеру

Город у озера. Анси

Именно идиллически чистое озеро составляет конкуренцию архитектурному изяществу городка. Своим возникновением оно обязано ледникам Альп, их талые воды, становясь маленькими горными ручейками и речками, наполнили и продолжают пополнять эту волшебную чашу. Разное в зависимости от времени года и освещения — природный феномен удивительной красоты. Периметр озера составляет всего лишь 38 км, поэтому при желании его можно обойти или объехать на велосипеде

Велосипедисты в Анси, впрочем как и пешеходы, плотно заполняют улицы, а велосипеды служат украшением мостов

Город у озера. Анси

Красотой озера, однако, можно насладиться, не привлекая мышечную энергию собственного организма, а купить билет на прогулочный теплоход, который отправляется с набережной Наполеона III и прокатиться с ветерком по водной глади. Цена вопроса — около 15 евро за часовую прогулку. Есть еще более привлекательный вариант для тех, кто захочет созерцательную красоту усилить обедом в ресторане парохода по цене, утяжеленной вкусовыми предпочтениями в еде. Проигнорировав сие предложение, мы просто любуемся озером, уютным, камерным, похожим на театральную сцену, обходя его по периметру

Город у озера. Анси

Белые паруса на фоне всплывающих гор сфотографированы раз 100, потому что….это было очень красиво

В солнечный день тут не протолкнуться, и каждый находит занятие по вкусу. Гребля, парусный спорт, виндсерфинг, в конце концов плавание и…загорание, нет — возлежание на бережке тел-тел, напрочь убивают его романтический облик

Город у озера. Анси

На мой вкус, туманное озеро было куда как привлекательней. Два дня мы впитывали тихое, спокойное очарование романтичного лебединого озера, укутанного плотными облаками, даже не предполагая, что в завершающий день, при ярком солнце, оно будет так нещадно эксплуатироваться нашим братом. Озерные чудо-берега заполнены разбросанными повсюду домиками, разными замками и крошечными деревушками — умиротворяющая картина

Озеро и старинные игрушечным улочкам Анси достойно дополняет зеленая часть города, представленная парковой зоной Ле Пакье и парком Европы, которые соединяются мостом, имеющим романтичное название — мост Влюбленных (Пон дез Амур)

Город у озера. Анси

Поцелуй на мосту воспринимается как знак верности. Желающие подтвердить и утвердить сей статус постоянно здесь толпятся. С трудом выбрала момент, когда он оказался таким — безлюдным. Вот и чудесная лужайка парковой зоны, украшенная яркой клумбой, никогда не пустует. А уж если солнышко пригреет, то здесь творится какой-то беспредел, так как красивый ландшафтный парк с буйной растительностью и яркими цветочными композициями, созданный в рамках благоустройства набережной озера по указанию герцога Савойского, притягателен для старых и малых, для всех

В первое время я просто сходила с ума от весенней палитры цветущих маков и тюльпанов и живительной и живой природы весеннего Анси

Город у озера. Анси

Как вам многоквартирный дом для пернатых?

На берегу набережной стоит гномон — солнечные часы, — созданные в 1874 году монахом-капуцином, отцом Арсеном

Памятник Бертолету

Это имя нам известно из школьных уроков химии: «Вы стали фиолетовой от соли бертолетовой». Знаменитый химик — уроженец соседнего Талуара, которому мы должны сказать спасибо за раствор гипохлорита калия, в народе известного как «белизна». Благодаря озеру и системе гидротехнических сооружений Анси превратился в город каналов, вплетенных в ткань средневековых декораций. Вода здесь играла и продолжает играть настолько существенную роль, что символ ее знаменитого обитателя — форели — присутствует на флаге, на гербе города, встречается в архитектурных элементах

Настал черед прогулки по ансишным каналам, которые искусно изрезали весь старый город, как нож пластического хирурга, создав ему потрясающе красивое лицо

Город у озера. Анси

Через старый Анси проходят два канала, отходящие от протекающей через город реки Тиу, самой короткой реки Франции, продолжительность ее всего 5 км. Система «Створок Тиу» обязана своим существованием инженеру Сади Карно, будущему президенту Франции. Чтобы снабжать водой многочисленные мельницы при мануфактурах, облепивших берега Тиу, и для уровня регулирования озерной воды, подтапливающей город, это изобретение и было создано.

Система позволяла закрывать и открывать каналы и Тиу, спуская воду из озера, или наоборот, задерживая ее. Помимо этого были организованы специальные «плотины», позволяющие направить воду к мельницам. Створки Карно под церковью святого Франциска — вход в канал святого Доминика

Город у озера. Анси

А вот и канал святого Доменика, который называли и каналом Франциска, и каналом Нотр-Дам, так как он служил для подвода воды в монастырские сады

Сколько же здесь всяких мостиков и крошечных канальчиков, которые просятся в объектив

Город у озера. Анси

А это навес над мостками, где прачки в прежние времена стирали белье — сохранили для потомков как память

Популярный вид на широкий канал, с сомкнувшими над ним кронами платанов, du Vassé с «Моста Влюбленных»

Город у озера. Анси

Потом этот канал постепенно сужается, вклиниваясь в каменный мешок из средневековых зданий. Ну и самое лакомое в Анси — вид с моста Перьер, одного из красивейших пешеходных мостов (хотя мне все мостики здесь симпатичны). Самый известный вид города, его визитная карточка: маленький островок на котором, словно выросший из воды, высится небольшой дворец, напоминающий корабль. Дворец на острове был построен в XII веке местными феодалами для сбора налогов с проезжающих через мост странников, позже использовался в качестве резиденции Елены Люксембургской, а потом здесь размещалась счетная палата. Позже был домом юстиции, казармой и тюрьмой, короче использовали весьма разнообразно. Сейчас здесь находится экспозиция исторического музея Анси, а внутри двора есть ресторанчик. Заглядывали… Мост, будто специально расположен для съемок этого удивительного сооружения. Когда приближаешься к дворцу Пале-де-Л’Иль, словно плывущему по реке как корабль в направлении озера, не покидает мысль — в Анси стоило ехать хотя бы только из-за этого вида. Какой же кадр выбрать для иллюстрации? Большая проблема

Сколько раз мы проходили мимо в разное время суток и при солнечном дне, и ночью, а фотоаппарат непременно фиксировал это чудо

Город у озера. Анси

Слева — набережная Перьер со знаменитым рестораном-пивоварней Le munich. Вдали нависшая над городом высокая башня Королевы замка графов Женевских, затем герцогов Савойских. Сейчас там исторический музей. Как не подняться вверх по живописным улочкам, ведущим на холм.

Виды с горки, на которой находится замок, оказались так себе. Мы покрутились на пятачке, а в замок идти не захотели

Город у озера. Анси

Если хочется увидеть перспективу города, то есть смысл забраться еще выше, к базилике Визитасьон, построенной в честь Св. Франциска Сальского и Св. Жанны де Шанталь, которые в 1610 году основали орден-де ля Визитасьон и монастырь. Сейчас здесь расположена обитель сестёр Святого Иосифа.

Ничего ошеломляющего для себя я там не обнаружила, кроме замечательных витражей

Виды на город с холма примерно такие

Город у озера. Анси

Путь к базилике был увлекателен и полон цветущей прелести, чистого прозрачного воздуха, радостного птичьего гомона, поэтому не пожалели, что пришлось преодолеть крутой подъем

У подножья холма нас ждет тот же старинный Анси — город лабиринт, испещренный канальцами, любовно украшенный милыми, прелестными безделицами. Как пройти мимо… Сколько таких, приятных взору мелочей можно заметить на узких лабиринто-подобных улочках, уму не постижимо

Город у озера. Анси

А мы идем дальше знакомиться с достопримечательностями Анси, проложив дорожку через площадь О Буа, с взирающим с пъедестала Франциском де Сальским, католическим святым, покровителем журналистов и писателей, епископом Женевы, уроженцем этих мест, окруженного своими книгами

Мы только что побывали в монастыре, построенного в его честь. Настал черед громких имен. Одного из великих французских философов — Жан-Жака Руссо называют «Месье -Парадокс», так как любимым приемом в философии и литературных трудах Руссо был парадокс; парадоксальна была и его жизнь. В «Исповеди» он обнажает душу, провозглашает век чувства и чувственности, оставаясь эгоистом до мозга костей. Жан -Жак Руссо влюбляется в аристократок, но женится на служанке гостиницы Терезе Лавассер, примитивной, наивной, не умевшей читать. Руссо, говорит о добродетели, а своих пятерых детей отдает в воспитательные дома. Ну и так далее… Роман Лиона Фейхвангера «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо " из полного собрания писателя (у многих, наверное, были такие собрания на книжных полках), не раз напоминал мне о своем существовании, подмигивая из книжного шкафа. И все же мы с ним договорились о том, что я его, хоть и медленно, но прочитаю. Прочитала и не пожалела. Собственно, в рамках рассказа не собираюсь говорить подробно о личности и трудах великого мыслителя… Возможно, на формирование его личности оказала влияние роковая встреча, произошедшая именно в Анси. Пройдемся по старинной узкой улочке его имени в историческом центре Анси между речкой Тиу и каналом Святого Доменико

Город у озера. Анси

Но прежде заглянем в собор Святого Петра, построенный в 1535 году для приема Францисканцев и временном пристанище женевских епископов, скрывающихся в Анси от Протестантской реформы. Собор интересен, кроме всего прочего, своим органом, звучание которого здесь можно послушать во время воскресной службы

Пожалуй, подробней я расскажу о соборе в альбоме, так как получается переизбыток информации в рамках одного рассказа. Так вот, выйдя из собора, натыкаешься на музыкальную школу по подготовке церковных певчих, где Жан-Жак Руссо, учился музыке. Во дворе епископального дворца когда-то располагался маленький дом, где жила мадам Луиза — Элеонора де Варан, с которой Руссо познакомился в 1728 году. Ей было в то время 28 лет, ему — всего лишь 16. Статный, одаренный от природы, Жан-Жак произвел на госпожу де Варан благоприятное впечатление. Привлекательная вдова научила его правильно писать, говорить языком образованных людей и держаться по-светски. При этом мадам де Варан была совершенно лишена нравственных принципов. Возможно, все было с точностью до наоборот: будущий философ также отнюдь не отличался крепкими нравственными устоями. Мадам занималась, между прочим, вербовкой молодых кальвинистов в католичество, поэтому отправила юного Руссо в семинарию Турина, а потом отдала в учение к органисту, от которого он сбежал и снова вернулся в Аннеси, мечтая вновь увидеть госпожу де Варан

Город у озера. Анси

Маленький памятник-фонтан — Золотая стойка перил, рядом с домом, где жила мадам де Варан, хранит воспоминания о сердечном увлечении философа, писателя, мыслителя эпохи Просвещения. Старинный Анси — городок маленький, поэтому и достопримечательности в нем наперечет, и отделяет их друг от друга сотня метров. Пройдем по монастырскому саду, он весь в цвету, что не удивительно — на дворе май

В церковном квартале есть еще замечательная уютная площадь Нотр — Дам

Церковь Богородицы Ликующей выстраивает облик площади

Старая, основанная в XIV веке, она была разрушена во времена Великой Французской революции. В середине XIX века церковь восстановили, но оставили в прежнем виде только колокольню, с золоченой статуей Девы Марии снаружи. Войдя в собор, сразу же обращаешь внимание на красивый монументальный алтарь и витражи

На площади перед собором крутимся возле фонтана с выразительными свирепыми львами, изрыгающими струи воды, которых хочется фотографировать в профиль и анфас, а также» примазавшихся» черепашек, которые навевают воспоминания об обелиске перед Санта Мария Новелла во Флоренции

Хорош на столько, что не отпускает, и заставляет щелкать бесконечно львов-милашек, не смотря на условную свирепость. Заглянув в путеводитель, моментально опознала самый знаменитый городской дворец Анси: дом семьи Сальских. Он построен внучатым племянником святого епископа

Все так и есть, путеводитель не врет: на фасаде бюсты 4 времен года, и ночи, повернутой на восток. Обращаем внимание и на красивую входную дверь и ковку балкона, как советуют. Ну и что дает нам эта кованая балконная решетка? Красиво и все. Ну их, эти путеводители! Анси хорош сам по себе, без каких-либо подсказок — ходи, любуйся совершенной эстетикой, замешанной на магии спокойствия и умиротворения, старинной архитектуре, природе, утонченности. Анси — своего рода маркер: ты любишь цивилизацию, культуру, эстетику, европейские ценности — замечательный савойский городок откроет тебе дверцу туда, где все это плотненько лежит, и заставит тебя сказать вслух — обожаю и ни на что не променяю европейский уют, хотя бы в качестве редких путешествий.