Igor_Chuchman
Игорь Чучман Пользователь — был 20 ноября 19:19

Город, которого нет. Маршрут пеший — от башни Дона к Кирхе памяти Королевы Луизы

10 октября 12:52 Калининград — Россия Июнь 2018
10 13

Часто натыкаюсь в сети на упоминание о том, что Кенигсберг — это город, которого нет. При этих словах на ум сразу приходят строки из одноименной песни Корнелюка — «… там для меня горит очаг, как вечный знак забытых истин. Мне до него последний шаг и этот шаг длиннее жизни…" То есть все — амба. Всю жизнь занимаешься поисками некоего призрачного Кенигсберга, а находишь его в некоей ипостаси, которая следует за смертью — есть ли это следующая жизнь или что то еще. Призрак нашел призрачный город. Так? Или как еще нормальными словами объяснить то, что город, чья история тянется аж с 1255 года вдруг пшик и кончился? А землю под ним распахали тракторами и засеяли кукурузой… Опять не так? Я почему то тоже так думаю. Мое субъективное мнение заключается в том, что город с такой историей, как Кенигсберг, не мог просто взять и кануть в Лету. Или почить в Бозе. А значит — он есть! И пусть называется он не так, как когда то. И пусть в нем уже давно живет народ другой национальности и культуры. Но Кенигсберг до сих пор присутствует в названиях местечек и зданий Калининграда. Кенигсберг до сих пор присутствует в своей многовековой истории, задолго до его заселения русскими переплетенной с русской же историей и ставшей ее неотъемлемой частью. Он есть даже в той людской молве, часть из которой утверждает, что его нет! Ибо человек жив, пока его помнят. Так же и город. Некоторые из подобных обывателей утверждают, что души у человека тоже нет. Но как ее может не быть у человека, если она есть даже у города под названием Калининград?! И имя ей Кенигсберг…

1

Росгартенские ворота — одни из семи сохранившихся городских ворот Кенигсберга. Расположены на пересечении улиц Черняховского и Александра Невского, рядом с площадью Василевского и башней «Дер Дона»/Музеем янтаря. Сохранившееся до наших дней здание ворот было построено в 1852–55 годах по проекту Инженера-гауптманна, директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта, инженер-лейтенанта фон Хайля. Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Автор скульптурных украшений — Вильгельм Людвиг Штюрмер. В настоящее время в них располагается рыбный ресторан.

1

Башня «Дер Дона» — часть сохранившегося оборонительно-валового сооружения немецкой постройки в Калининграде, названа в честь Фридриха Карла цу Дона (1784–1859) графа, генерала, участника сражения при Прейсиш-Эйлау, в 1812 перешедшего на службу в русскую армию, являющегося одним из авторов проекта строительства оборонительного кольца вокруг города-крепости Кенигсберг. Построена в 1854 году. Расположена на берегу Верхнего озера. В настоящее время в башне функционирует один из уникальнейших музеев мира, вся экспозиция которого посвящена янтарю.

1 / 19
 

Вид от Музея янтаря на Верхний пруд (разг. Ве́рхнее о́зеро, до 1949 года — Обертайх) и отель Mercury (справа).

Если пройти вдоль улицы Черняховского (бывшая Врангельштрассе), огибая Верхний пруд за отелем Mercury, то попадаешь прямиком к башне «Врангеля». Башня была построена в 1853 году как часть фортификационных сооружений Кенигсберга и получила своё имя в честь генерала-фельдмаршала графа Фридриха Генриха Эрнста фон Врангеля. 30 сентября 1856 года Император Всероссийский Александр II, известный своими пропрусскими симпатиями, пожаловал генерал-фельдмаршалу фон Врангелю высшую награду империи — Орден Святого апостола Андрея Первозванного, а 12 января 1860 года — бриллиантовые знаки к нему. Башня «Врангеля» наряду с башней «Дер Дона» имела своим предназначением оборону Верхнего пруда, как одного из слабых мест в обороне Кенигсберга.

Пройдя справа от Центрального рынка Калининграда по улице профессора Баранова попадаешь на Площадь Победы, которая в современной ее ипостаси к Кенигсбергу, конечно, имеет мало отношения, но тем не менее представляет собой зрелище грандиозное…

Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Калининградской епархии Русской православной церкви в стиле Владимиро-Суздальского храмового зодчества. Заложен в 1996 году. Освящен патриархом Алексием II в 2006 году. Освящение приурочено к 20т-летию открытия в Калининграде первого православного храма. В 2010 году рядом открыт храм Петра и Февронии.

Правее от Площади Победы, на улице Театральная, можно увидеть еще одну достопримечательность Калининграда — монумент «Мать-Россия». Скульптура была установлена в 1974 году и в марте 2007 года была признана объектом культурного наследия (регионального значения). Изготовлен монумент по проекту скульптора Бориса Васильевича Едунова. Памятник, установленный на высоком гранитном постаменте, представляет собой женщину-мать с волевыми чертами лица, держащую в левой руке герб РСФСР. Оригинальностью массивного памятника служит развевающаяся шаль позади фигуры. На постаменте находится табличка, надпись на которой говорит о создании самой западной российской области (1946 год — образование Калининградской области в составе Российской Федерации). Скульптура установлена на небольшом искусственном холме с гранитными ступенями. Расположен монумент в сквере и соединяется аллеей с городским фонтаном.

Либо из-за фотографий монумента с определенного ракурса, на которых выступающий фрагмент правой руки женской фигуры делает ее больше похожей на мужскую…

Либо из-за того, что на этом постаменте в 1958–74 гг. располагался бронзовый Иосиф Виссарионович (копия известного скульптора Вучетича), впоследствии демонтированный, но по документам с учета не снятый, что привело к бюрократической путанице — вместо «мамы» по документам на постаменте стоит «папа», — горожане любовно окрестили монумент «Папа-Россия».

Правее Площади Победы, на Проспекте Мира, можно увидеть скульптуру «Борющиеся зубры», установленную перед зданием бывшего Верховного суда Восточной Пруссии в 1912 году. Скульптура была отлита годом ранее по проекту участника Берлинского сецессиона Августа Гауля (1869–1921).

Далее, у здания бывшей Верховной дирекции почт, ныне — штаба Балтийского флота, в 2003 году был открыт памятник Петру I. Петр I в. составе Великого посольства и под именем Петра Михайлова посещал Кенигсберг в 1697 году. Тогдашнему бранденбургскому курфюрсту, позднее прусскому королю, Фридриху III, не составило особого труда выяснить кто приплыл в Пиллау на корабле «Святой Георгий» под именем Петра Михайлова. Вынашивая планы стать королем, Фридрих искал себе влиятельных союзников, и властитель такой большой страны, как Россия, по его мнению, отлично подходил для этой роли. Говорят, царю хотели устроить торжественную встречу прямо на пирсе, но тот счел это излишним. Из Пиллау Петр по воде добрался до Кенигсберга, где, согласно наиболее распространенной версии, поселился в Кнайпхофе (ныне — остров Канта) — в доме купца (а позже бургомистра Кнайпхофа) Христофора Негеляйна, расположенном в юго-западной части острова. Ожидая часть Великого посольства, направлявшегося в Пруссию по суше, Петр I взял несколько уроков артиллерийского мастерства у главного инженера прусских крепостей Штернера фон Штернфельда, с которым он познакомился, посещая Фридрихсбургскую крепость. В своей книге «Прусские маршруты Петра I» калининградский историк Геннадий Кретинин отмечает, что расхожее утверждение о том, что Петр-де научился в Кёнигсберге артиллерийскому мастерству, не совсем верно. Он и раньше в этом плане кое-что умел — даже командовал русской артиллерией при взятии Азова. Речь, скорее всего, шла о совершенствовании имеющихся навыков. К тому же в стрельбе из пушек на этой земле царь практиковался не только в Кенигсберге, но еще и в Пиллау. А вот чему на самом деле мог научиться здесь Петр — так это устройству фейерверков. «Это действительно было новое дело для россиян. Возможно, что впервые настоящий фейерверк Петр увидел именно в Кёнигсберге, а во время пребывания в Пиллау приобрел опыт собственноручного его устройства, после чего Штернфельд имел все основания видеть в нем „искусного огнестрельного художника“», — считает историк. Также можно заметить, что через несколько лет после возвращения Петром I из Пруссии, на острове Котлин в Финском заливе началось строительство крепостей. Их проект был лично утвержден Петром I и напоминал крепость Фридрихсбург, которую Петр осматривал в Кенигсберге. Развитие военного дела в Пруссии русскому царю понравилось. Он оставил в Кенигсберге группу солдат Преображенского полка, которая стала обучаться бомбардирскому делу. Позднее все они учились в Германии, Голландии и Англии.

1

Далее, на пересечении Проспекта Мира и Театральной улицы, напротив Областного драматического театра, в 1910 году установлен памятник немецкому поэту, философу и драматургу Фридриху Шиллеру. Шиллер никогда не был в Кенигсберге, но он был в то время в умах и сердцах людей. К тому же, в 1910 году столетний юбилей отмечал городской оперный театр, чья история началась именно с Шиллера — с постановки его драмы «Вильгельм Телль». Скульптура стала подарком театру ко дню рождения. Станиславу Кауэру позировал грузчик кенигсбергского порта. Видимо, отсюда такая монументальность, ноги в дворцовых туфлях совсем не маленького, «рабочего», размера — 45-го как минимум. Экскурсоводы любят рассказывать, что именно «пролетарское» происхождение спасло памятник во время штурма города в 1945 году. Тогда на постаменте якобы было написано по-русски: «Не стреляй! Это свой!» И лишь несколько ран от осколков осталось на теле поэта. Статую не взорвали, не сравняли с землей, а после окончания войны даже отреставрировали. И зажил поэт в другой стране, в новом времени «разнообразной общественной жизнью», как пишет калининградский писатель Александр Попадин. То выпускники местного мореходного училища нарядят в тельняшку и начистят гуталином «ботинки», то по распоряжению какого-то начальника весь памятник покроют черным лаком. «Начальника этого впоследствии разжаловали по совокупности дел и по общественному недоумению, — уточняет Попадин, — а Шиллер еще три года блестел на солнышке, как новый автомобиль».

Предпоследней точкой нашего однодневного пешего маршрута по Калининграду/Кенигсбергу будет считаться Калининградский зоопарк. Располагается он на территории бывшего Кенигсбергского зоопарка, который был основан немецким предпринимателем Германом Клаассом в 1896 году.

1

С 1880-х годов по 1895 г. происходит расширение городской черты Кенигсберга, новые городские районы подступают к границам современного зоопарка. Вокруг живописного Хуфенского ручья создается зона отдыха горожан — Хуфен-парк. Уже в этот период руководитель зоологического института университета «Альбертина» профессор Максимилиан Браун думал о создании зоологического сада и всячески пропагандировал эту идею. Однако, несмотря на поддержку бургомистра Зельке, от этого плана из-за финансовых трудностей в то время были вынуждены отказаться.

С 1895—1896 гг. в Кенигсберге проходит «Северо-восточная немецкая промышленная и ремесленная выставка». Многочисленные и весьма эффектные деревянные павильоны для этой ярмарки были построены на территории, на которой впоследствии и былорганизован зоопарк. Один из организаторов выставки ремесел, Герман Клаасс (1841—1914 гг.), аптекарь и зубной техник, а по совместительству страстный любитель животных и отличный организатор, входил в подготовительный комитет этой ярмарки. Перед окончанием работы выставки Клаасс внёс предложение о сохранении деревянных зданий, построенных для неё, и использовании их и территории парка для создания зоосада.

Идею горячо поддержали жители, ученые и власти города. В августе 1895 г. был учреждён «Союз любителей животных» — «Tiergarten», который и ведал судьбой зоопарка до 1937 года. Авторитетным инициатором, поддержавшим Клаасса в его начинаниях, и председателем союза стал вышеупомянутый профессор М. Браун, который уже тогда придавал просветительское и научное значение зоопарку. В совет союза вошли видные горожане, а исполнительным директором стал Герман Клаасс. Начинание было поддержано и бургомистром Паулем Кункелем. Среди жителей города был проведен опрос по поводу организации зоопарка в городе, и своё согласие горожане подтвердили дружным сбором денег. За короткий срок были собраны необходимые средства (400 тысяч рейхсмарок — по тем временам огромная сумма!), которые потратили на приобретение зданий выставки: входного портала, выставочного зала, общественного дома и смотровой башни. В последующем все новые сооружения были разработаны Германом Клаассом, техником парка Моделем и его помощником Вихулем. Животных в создаваемый зоопарк поставила известная немецкая фирма «Хагенбек» из Гамбурга. Два амурских тигра были привезены из Москвы.

В 1930 году на территории зоопарка Певческий союз открыл памятник в честь 700-летия со дня смерти известнейшего миннезингера и выдающегося лирика эпохи немецкого средневековья, Вальтера фон дер Фогельвейде работы Георга Фуга. На заключительном этапе Второй мировой войны, в апреле 1945 г., командование вермахта и фольксштурма использовало все постройки зоопарка в качестве оборонительных сооружений. В связи с этим на территории зоопарка развернулись ожесточенные бои между советскими войсками и немецкой армией. В этот период часть деревянных сооружений сгорела, почти все животные погибли — остались только четыре: лань, барсук, осёл и раненый бегемот Ганс, история лечения которого зоотехником В. П. Полонским и поныне является одной из самых ярких и популярных в багаже калининградских гидов-экскурсоводов при проведении обзорной экскурсии по городу. Шли годы, и из зоосада, когда-то созданного для развлечения посетителей, он превратился в уникальный памятник живой природы. На территории 16,5 га не только живут обитатели всех уголков земного шара, но и расположен великолепный дендропарк, представленный экзотическими деревьями и кустарниками. У входа гостей встречает реликтовое дерево — гинкго двулопастной — ровесник динозавров. До сих пор можно увидеть несколько объектов довоенной постройки, благодаря которым в зоопарке сохранился дух старого Кенигсберга. Это медвежатник, львятник, орлятник.

В центре зоопарка в 1937 году был построен самый большой и красивый в городе фонтан, имеющий 81 струю, которые поднимаются на 18-метровую высоту…

1

Крайняя же точка нашего маршрута - Центральный парк культуры и отдыха Калининграда и расположенная в нем Кирха памяти Королевы Луизы. В прошлом — лютеранская церковь, ныне в здании кирхи расположен Калининградский областной театр кукол. Кирха строилась в память о королеве Пруссии Луизе (1776—1810) в 1899—1901 годах. Автор проекта — архитектор Фридрих Хайтманн. С южной стороны к церкви были пристроены дом священника и домик для конфирмующихся, по стилю похожие на саму церковь (не сохранились). Здание церкви было повреждено в ходе Второй мировой войны и долгое время простояло в руинах без применения. В шестидесятых годах планировался её снос, но церковь была спасена архитектором государственного проектного института гражданского строительства Юрием Вагановым, который разработал проект переоборудования здания бывшей кирхи в здание театра кукол. В соответствии с этим проектом кирха была восстановлена и начала действовать в новом качестве в 1976 году. Внешний облик восстановленного здания большей частью соответствует её предвоенному виду, в то время как интерьер был полностью изменён, чтобы лучше соответствовать новой функции здания. Остатки сводов были снесены, а помещение церкви было разделено на два этажа современными перекрытиями. Первый этаж используется как выставочный зал, на втором размещён зал для представлений.

1

Также в парке можно увидеть памятник Барону Мюнхаузену, перекусить и прокатить свое чадо на многочисленных аттракционах...

ПРЕАМБУЛА ПРОДОЛЖЕНИЕ

Бронирование отелей
в Калининграде

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Tatiana_Dudarenko
11 октября 19:10
А Кенигсберга, того немецкого города действительно нет. В этом сама убедилась в июне этого года.
Igor_Chuchman
11 октября 19:26
Не убедите :) Нет 7 мостов, зато есть 7 ворот. Есть Кафедральный собор с замечательными оргАнами. Есть рыбацкая деревня. Пусть и не та, что при немцах, но та, что при русских! :) Есть многовековая история. И есть надежда, что кому то все таки бүдет дело до руин множества крепостей и бастионов области, т.к. это не только история, но и деньги за экскурсии, которые в буквальном смысле валяются на дороге. Да и кроме Кенигсберга есть Калининград, в котором тоже присутствуют яркие моменты! А если бы Кенигсберг все таки был немецким, не значило ли бы это другого финала Великой отечественной?! И были бы тогда мы?! Так что, на мой взгляд, все идет своим чередом. Читайте следующий пост - Город, который есть! :)
Tatiana_Dudarenko
+1
11 октября 19:33
Igor_Chuchman писал 11 октября 19:26
Да и кроме Кенигсберга есть Калининград

Так и я об этом.
Кенигсберга - нет и убеждать не буду. Есть Калининград!
Igor_Chuchman
11 октября 19:44
Калининграда, несомненно, больше, чем Кенигсберга. Но каждый имеющий глаза увидит в Калининграде и Кенигсберг. Мне повезло - я увидел, пока от него еще хоть что то осталось...
Galina_Gorshenina
11 октября 20:45
души у человека тоже нет
увы, такое иногда случается!
Igor_Chuchman
11 октября 20:49
У всех людей есть. Просто у некоторых она где-то очень глубоко :)
Galina_Gorshenina
11 октября 21:26
и они могут об этом не догадываться!
Igor_Chuchman
11 октября 21:37
Хотя между человеком и животными есть много общего, существует одна большая разница: у человека есть душа, которая возвратится «к Богу, который дал ее» (Екл. 3:18-21; 12:7).
Birger-Jarl
14 октября 9:09
"Дорога на Бальгу. Самая старая дорога Восточной Пруссии. Весной 45-го, именно по этой дороге из Кёнигсберга уходят местные жители. В потоке беженцев идёт графиня Марион фон Дёнхофф, правнучка рыцаря фон Бальга первого ландмейстера Пруссии. Она навсегда оставила родовое имение и путь её вместе с десятками тысяч беженцев лежит к заливу Фриш-гаф , тому заливу, на берег которого семь столетий назад ступила нога её далёкого предка крестоносца Германа Бальга. Именно здесь, у стен древнего замка Бальга , во времена рыцаря фон Бальга, началась история Кёнигсберга ( 1245 - 1946 ). Именно 700 лет спустя эта история и закончилась, историческое кольцо замкнулось." ( фильм "Старый Кёнигсберг 750 лет").
Марион фон Дёнхофф ( 1909- 2002 ) -журналист, публицист. В 1944 году , спасая от бомбёжек графиня спрятала памятник Канту. В советское время памятник был утерян. Марион фон Дёнхофф организовывает компанию по восстановлению памятника и жертвует крупную сумму на его изготовление. В 1992 году бронзовый Кант был заново отлит и установлен перед университетом."
( Обуховский вестник. Непутёвые заметки. Кёнигсберг)

Историю одного города нельзя разделить - она одна.
Igor_Chuchman
14 октября 10:08
История делится на периоды. Состоит она из картинок, созданных из паззлов, являющихся фактами. И если паззлы будут лишними для той или иной картинки, то они будут начинать следующую и следующую картинки. Все вместе эти картинки - единая история. А по-отдельности - периоды существования на этой земле того или иного народа, города, государства и т.п. История этой земли не ограничивается одним Кенигсбергом, ибо до него она тоже была. И город был далеко не один - русский Калининград, немецкий Кенигсберг, немецкие же Альтштадт, Лебенихт и Кнайпхоф, прусский Твангесте и т.д. Кроме места нахождения они отличаются всем. И у каждого своя история. Немцы когда-то не спрашивали пруссов нравится ли им то, что их на их же территории использовали как рабов. В свою очередь, русские не спрашивали ни о чем немцев, которые были даже не в том положении, что пруссы, так как сами пришли на Русь в качестве завоевателей. Крутится колесо сансары. Если бы у пруссов когда-то хватило сил противостоять немецкому ордену, то и история этих городов была бы скорее больше прусской, чем немецкой. И финал, возможно был бы другим. Поплачем вместе над прусскими крепостями, стоявшими когда-то на месте немецких замков? Поэтому не нужно из русских делать чудовищ. Это нас немцы пришли убивать и делать рабами, как тех же пруссов. И напоролись на отдачу, которая не могла не затронуть их Кенигсберг. Графиня же фон Денхофф не шла "вместе с десятками тысяч беженцев", а оделась в белые одежды и ускакала из родового имения на своем любимом жеребце Аларихе. Она была “красной”, но умной. И справедливо рассудила, что вникать в специфику её политических взглядов и жизненной позиции разгорячённые штурмом красноармейцы будут едва ли. Она должна была уйти из этих земель вместе со своим народом и она сделала это. Путь ее лежал не к "заливу Фриш-гаф", а к имению графа фон Меттерниха в Вестфалии. Там началась её новая жизнь. За то, что впоследствии она "вернула" Кенигсбергу памятник Канта, честь ей и хвала! Но мне кажется, что, прежде всего, этим поступком она отдала долг не русскому Калининграду, а "самой себе", т.к. того Кенигсберга, которому она могла быть что то должна уже не могло существовать в этом мире, как, возможно, и людей, отдававших ей на сохранение этот памятник. Но тот мир еще вполне мог существовать в ее воображении в виде воспоминаний. И памятник был восстановлен. В Каменке, бывшей до Великой отечественной поместьем Фридрихштайн, на родине графини Дёнхофф, в настоящее время установлена памятная доска с ее портретом и надписью на русском и немецком языках: "В 1909 году в родовом замке Фридрихштайн родилась Марион Дёнхофф - писатель, общественный деятельность, издатель гамбургского еженедельника "Цайт", поистине легендарная личность в мировой публицистике благодаря своему исключительному моральному авторитету". Не каждому беженцу такое дано - табличка с признанием от "завоевателей". Родственная связь между ней и Фридрихом Бальга не прослеживается. Мужчины из графского рода Денхофф поселились в Восточной Пруссии только в XVII веке. Один из них купил поместье Фридрихштайн у наследника Фридриха фон Вальдбурга, отошедшее последнему от некоего разорившегося графа Бара. В 2014 году в сети интернет появилась статья А.И. Макарова "К пониманию ценности культурного наследия Кенигсберга", в которой было сказано, что земли бывшего поместья Фридрихштайн куплены неким коммерсантом, который хочет сделать на них музей. Возглавить этот музей должен был А.П. Овсянов, в юношестве принимавший участие в "разборке" замка, но жизнь человеческая не вечна. Поэтому, есть надежда, что коммерсант, который приобрел эти земли, не расстанется со своей идеей создания музея и без А.П. Овсянова, тогда, возможно, еще одна частичка истории русской/прусской/немецкой Прибалтики будет восстановлена и/или сохранена...
Запись с ответом была удалена.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.