Турист Татьяна Лишманова (Tur)
Татьяна Лишманова
была 9 марта 2015 22:13

Израиль Август 2011

Знакомство с Израилем (Нетанья), 1—8 августа 2011, фирма DSBW

Звезда в небе

Как в очередной раз подтвердилось, туры мне надо выбирать в полуобморочном состоянии, когда весы сознание-интуиция склоняются в пользу последней. Вот в таком состоянии я и выбрала «Знакомство с Израилем (Нетанья)». Кстати, местные чаще произносят Натанья (по легенде, от имени спонсора — Натан).

Приключения начались в аэропорту. Да, к допросу израильской службы безопасности стоит относиться именно как к приключению, чтобы не портить себе нервы. Стандартный набор вопросов: Цель визита? (ответ «туризм» может и не устроить, попросят расписать по дням), Кто собирал багаж, был ли он постоянно при вас, нет ли в нём чего лишнего/переданного? (я, да, нет). Дополнительно могут поинтересоваться, есть ли знакомы в Израиле (когда я ответила «да», начали выяснять ФИО и место жительства), на Ближнем Востоке (нет), знаете ли еврейские обычаи (если да, то какие), где работаете и т. д. и т. п. Стюардессы в самолёте Эль-Аль (elal) по-русски не говорили, но охотно выучили новые слова (курица, мясо, сок…).

Отель «Ginot Yam***" (в переводе — морской дворик или дворик у моря) оказался небольшим, но чистеньким, уютным и рассчитанным на русских. Как выяснилось из разговоров и личных впечатлений, это одна из лучших трёшек в Нетанье. И не только трёшек… В первую ночь меня попросили переночевать в соседнем отеле «Park****». Вообще по международным стандартам отель 4* должен предоставлять возможность для деловых переговоров, т. е. в принципе человек может въехать с ноутбуком — и жить. Так вот, халата-тапочек-чайника-чашек — не было! Ладно. Но не было даже зубной щётки и — внимание — кондиционера!!!

Но вернёмся в «Ginot Yam». На первом этаже есть утюг, чайник, микроволновка и библиотечка на русском языке: в основном классики, но есть и пара детективчиков (я ещё пару добавила). Номера стандартные, чистенькие, но мебель и техника изрядно потёрты жизнью. Впрочем, там это, похоже, общая для отелей проблема.

Звезда в небе

Если встать лицом к морю, справа от отеля будет продуктовый магазинчик (очень рекомендую молочные продукты и хлеб), слева через пять минут пешком — лестница к морю и местная главная улица «Herzl». Ещё метров через 300–400 к морю спускается лифт — а вот дальше всё. Так что при выборе отеля надо уточнять не расстояние до моря (они все на берегу), а расстояние до спуска. Ну или брать альпинистское снаряжение. Пляж городской, чистый, с мелким песком и очень мелким входом в воду. Спасатели дежурят с 9 до 19. Купаться желательно в пределах волнорезов, поскольку на открытом пляже пенные волны создают очень мощный противоток — я один раз едва выбралась. Неплохое место для начинающих серфингистов. Лежаки есть (20 шекелей в день), вещи на песке можно оставлять вполне спокойно. Развлечений нет. Час серфинга с инструктором (на иврите:-)) — 150 ш. Медуз уже две недели как нет.

Но… тур всё-таки называется «Знакомство с Израилем», так что поехали знакомиться.

02.08, вторник. Экскурсия «Вифлеем — Иерусалим христианский».

Экскурсия начинается рано утром, но столовая в отеле зачастую была открыта уже с 6.15 (всё-таки лучше предупредить). На завтрак обычно были творог (ням!), сметана, йогурт, сыр, овощи, фрукты, булочки, круассаны с шоколадом (очень вкусные), из горячего — гречка, картошка, какие-то тушеные овощи (кстати, во многих отелях горячего не было). Мяса нет и не будет (в иудаизме запрещено сочетать мясо и молоко. Кстати, по этой же причине найти, допустим, мясную лазанью довольно сложно).

Звезда в небе

Все сувениры для освящения (кроме белых тонких свечек) дешевле купить в Нетанье, в крайнем случае в Вифлееме, а если экскурсия подразумевает свободное время в Иерусалиме (у нас не было), то свечи лучше на рыночке у арабов. Стандартный набор: иконы Богоматери Вифлиемской (улыбающейся), Святого Семейства, именные, дорожные и т. д.; наборы земля-вода-ладан-масло, ну и свечки.

В Вифлеем с израильскими паспортами не пускают, но туда пограничники поверили гиду на слово, а обратно пробежались взглядом по нашим славянским физиономиям, 2/3 даже не успели паспорта достать. Кстати, у выходцев из России / СССР вполне может быть двойное гражданство.

Про Иерусалим рассказывать не буду — его надо почувствовать самому! В отличие от многих наших церквей со злобными бабульками, откуда лично мне всегда хочется убежать на полной скорости, и в Вифлееме, и в Иерусалиме (храмы, Стена Плача) мощнейшая положительная энергетика: мысли выносит напрочь, стоишь и купаешься в тёплых волнах…

Что следует учесть:

1) Если вы просто идёте насквозь через рынок без цели купить, притворяйтесь глухим и улыбайтесь. Нам в каком-то смысле повезло: был Рамадан, пост, и арабы тихо оплывали от жары около своих лавочек. Кое-где можно увидеть израильских военных: сидят парами, спокойные, улыбчивые, готовые сфотографироваться с вами — и увешанные оружием с ног до головы.

2) Ультрарелигиозных евреев открыто фотографировать не рекомендуется (кстати, в субботу в их кварталы лучше вообще не забредать и тем более не заезжать).

3) Для посещения храмов нужны длинные брюки (м) / юбка (ж), закрытые плечи и декольте, головной убор (ж) по желанию (не кепка!).

03.08, среда. Экскурсия «Христианская Галилея» (Назарет, Иордан).

Галилея — зелёный сельскохозяйственный район. Обратите внимание на поля и рощи: они либо целиком накрыты сеткой, либо в неё завернуты гроздья бананов и фиников — это защита от перелётных птиц.

Звезда в небе

В Назарете посещаем католическую церковь Благовещения. Отдельных фотографий заслуживают мозаики на стенах — подарки разных стран. Сюжет один, а вот исполнение… Богоматерь в кимоно и с соответствующими чертами лица, например.

Если вы собираетесь купаться в Иордане, следует учесть несколько моментов. Без крестильной рубашки в воду не пускают (чтобы девушки не смущали священников). Купить её можно в Нетанье (не всегда), по пути в магазине и около самого Иордана (несколько более плотный хлопок, но в три раза дороже: 8-10-25 $). Вход в раздевалку платный (при мне было 7 шекелей). Под рубашку очень желательно надеть купальник, потому как тонкая мокрая ткань прекрасно облегает тело. Вход в воду безумно (!!!) скользкий, включая мокрые камни на берегу: если у вас есть тапочки для купания — наденьте их. Вода в реке кажется мутной, но в бутылочке прозрачна и вкуса на губах не оставляет. Нормальная равнинная река.

Рядом с купальней есть магазин и ресторан (куда же без них?!). В магазине «финиковый мёд» без добавок был на доллар дороже, чем в аэропорту, с добавками (орехи) — на доллар дешевле. Кстати, если вам принципиален не только вкус, но и состав — это не мёд (его в ингредиентах вообще нет), а повидло из фиников. Сувениры не очень интересные. Обед стоил, кажется, 22 $: закуски, рыба или шашлык с картошкой, кофе, финики, вода с лимоном. Вкусно, сытно.

Следующая остановка — католическая церковь Первосвященства Петра. Внутри — алтарь-скала «Менса Кристи» — «Стол Христа Мессии» / «Стол Господина», на котором Иисус встречался с учениками после своей смерти; снаружи — вид на озеро Кинерет, из которого, собственно, и вытекает Иордан, а заодно и почти вся пресная вода в Израиле.

Звезда в небе

Последний пункт перед возвращением домой — православная церковь 12 апостолов. Симпатичное, утопающее в зелени здание. Внутри заслуживает внимания трон (справа) с необычным для православия ликом Христа — весьма реалистичное и объёмное изображение.

04.08, четверг.

Никакой экскурсии на этот день не намечалось, поэтому утренние и вечерние часы я посвятила купанию, а дневные — прогулке по местному «Арбату». Информация для детей: в полосе прибоя много камушков самой причудливой формы и ракушек.

Звезда в небе

Проспект начинается от фонтана с символом города — огранённым алмазом (ювелирное производство есть, но в магазинах чего-то особо интересного не нашла). Далее по обе стороны идут сплошные магазинчики и рестораны. В начале правого ряда обмен валюты, через 50 метров курс чуть повыше (при мне: 1 $=3,4/3,45 шекеля, 1Е=4,9/4,95 шекеля). Обозначение местной валюты — nis (новый израильский шекель). В начале левого ряда — переговорный пункт, Интернет-кафе и продажа местных симок (очень дорогих), валюту тоже можно обменять. Кстати, часть шекелей я купила ещё в Москве — нашла только одно место — «49 валют», — курс был 8,6 (на месте 1:10р.).

Ориентир следующего перекрёстка — скульптурный квартет. Слева от него — ресторан «London» (сама не заходила, но в отеле рекламировали), справа — магазин косметики «Ahawa», слева через дорогу — тоже косметика «Sea of life» (тоже довольно дорогой; интересны ароматизаторы для ванной — бутылочки со втыкающимися в них палочками — и «магнитные маски» с металлическими частицами). Справа через дорогу — магазинчик тряпок, в котором попадаются вполне симпатичные скатерти (синтетика, ессно).

Следующий перекрёсток с улицей Tel Hay. Слева за ним располагается магазинчик христианских и прочих сувениров. Вот там бывают (не всегда) крестильные рубахи, иконки, уже обожжённые свечки и разные мелочи. Ещё метров через 20 за следующим перекрёстком очень приличный винный магазин-склад с русскоговорящей продавщицей.

Звезда в небе

Если идти по улице Tel направо, вы увидите здание с колоннами, за которыми в торце здания спрятался русский ресторанчик (основное и чуть ли не единственное достоинство — работает в субботу), а ещё через дом — два супермаркета — еврейский и русский.

Остальное смотрите сами, а если нужно что-то конкретное — спрашивайте. Во многих магазинах продавцы знают по 4–6 языков, так что барьера не возникает, и вам с удовольствием подскажут, где лучше и дешевле купить. Вообще местные жители на редкость дружелюбны, не ожидала.

05.08, пятница.

Думаете, я просто так пишу дни недели? Счаззззз! Планы на пятницу и субботу в Израиле надо продумывать особенно тщательно. Так, например, «подарочная» экскурсия Яффо — Алмазная биржа фактически ограничилась только Яффо, что, может, и неплохо. Т. е. в магазин нас завели, а вот в музей при нём — уже нет.

Звезда в небе

Яффо — старый район Тель-Авива, так что это была вполне нормальная экскурсия. Начали мы от скульптуры «чудо-юдо рыба кит» творения местной версии церетелли. В такой рыбке Иона разместился бы… ну, не хуже, чем в плацкартном вагоне. От кита видна башня с часами (при её «долгострое» никак не могли определиться с количеством этажей) и средневековые крепостные стены после реставрации. Улочки здесь, как и положено, узкие и наклонные, да ещё квартал был отдан на растерзание богеме, так что улицы названы по знакам Зодиака (mazal = знак Зодиака = удача). Например, Водолей — ведро удачи.

На одном из перекрёстков можно увидеть настоящее апельсиновое дерево, растущее в подвешенном горшке (примерно 1 м³) в форме ореха. По одной версии, символизирует евреев до получения земли, по другой — отрыв человека от природы.

Дальше идут Абраша-парк (красивый вид для фотографирования) и мост желаний (тоже по знакам). До комплекта можно посетить подземный краеведческий музей (платно).

Звезда в небе

В Нетанию мы вернулись около двух часов дня… и вот тут началось самое интересное. Несколько женщин перед отлётом лихорадочно закупали сувениры, а я провизию на два дня. Лихорадочно, потому что уже к 16.00, а то и раньше, большинство магазинов, обменов валюты и кафе было закрыто. Открылись они только в субботу около восьми вечера.

06.08, суббота.

Звезда в небе

Суббота в Израиле идеальна для поездки на Мёртвое море: дороги свободные, а другие развлечения в основном закрыты. Я заказала экскурсию прямо в отеле за 78 $ (женщина на ресепшн с экстравагантной причёской — заодно агент фирмы «Atlantis»). Цены во всех фирмах одинаковые, максимум пара долларов разницы. Экскурсия на Мёртвое море предполагает два варианта размещения:

1) море (тапочки обязательны) + сероводородные источники + минимальный обшарпанный комфорт (магазин, душ и раздевалка, про полотенца не уточняла);

2) море с удобным входом (но грязь надо купить заранее) + инфраструктура отеля Hot (крытые бассейны с морской и пресной водой, джакузи, везде души и лежаки, полотенца местные в любом количестве; раздевалка маловата; кусание рыбками и массаж за отдельную плату).

Обед (хороший шведский стол) в обоих случаях. Цена одинаковая. Настоятельно рекомендую вариант с отелем.

Звезда в небе

В море плаваешь, как в горячем глицерине. Самое главное, что стоит запомнить: вода ни в коем случае не должна попадать в глаза и губы — очень больно, возможен серьёзный ожог; не делайте резких движений, представьте себя космонавтом в невесомости; плавать в море желательно не дольше 10–15 минут (потом начинает щипать кожу) и не позже 11–12 часов. После 12 море становится откровенно горячим, и солнце, кстати, тоже. Неудивительно: вокруг Иудейская пустыня. Само море расположено на глубине 424 м под уровне моря (а как ещё сказать?!) и продолжает усыхать. Воду из моря водитель категорически запретил проносить в автобус (если прольётся — пол и дно разъест только так), под соль со дна и с берега нужны плотные пакеты (или не заморачиваться и купить).

Вдоль дороги к морю можно увидеть Кумранские пещеры, где нашли «свитки Мёртвого моря», и самый низкий в мире аэродром.

В 19 часов мы вернулись в Нетанию, причём водитель сделал крюк, чтобы не ехать через религиозные кварталы Иерусалима — боялся за целость стёкол, — а через час жизнь города начала закипать буквально на глазах: распаковывались летние кафе и палатки, народ с детьми высыпал на улицу — суббота кончилась.

07.08, воскресенье.

Море, море, море и закупки мелких сувениров.

08.08, понедельник.

Прощальное утреннее купание, и в 11.00 приходится освобождать номер. Чемоданы можно оставить на ресепшн и пойти ещё погулять — если не боитесь поджариться. В аэропорт отвозят за 4 час до вылета — этого времени как раз хватает на качественный шмон ваших вещей. Уважайте труд девушек — заверните грязные носки в пакет!

Соль, мёд и грязь можно вообще не упаковывать в чемодан или положить сверху — моим пришлось ехать в отдельной коробке (б/п).

Звезда в небе

В общем, у меня остались самые тёплые (во всех смыслах) воспоминания от этой поездки, а через пару дней, смотря новости, я в очередной раз убедилась… что туры мне надо выбирать в полуобморочном состоянии, когда весы сознание-интуиция склоняются в пользу последней.