Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Тбилиси — Грузия Сентябрь 2015

Продолжаю о красивейшей древней столице Грузии.

После первого дня знакомства со сотолицей Грузии была поездка в Гори, пещерный город Уплисцихе, древнюю прежнюю столицу Грузии Мцхета, отдых на морском побережье (Батуми, Сарпи, Кобулети, Уреки), посещение самобытного Кутаиси, курорт Боржоми.

И уже на обратном пути мы вновь оказались в Тбилиси с его постоянными автопробками. Об этом дне я и собираюсь рассказать, чтобы «закрыть» тему Тбилиси.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

В этой заметке расскажу о Горе Мтацминда с телевизионной вышкой и Пантеоне захоронений.

В следующей заметке поведаю о красивейшей крепости Нарикала.

Сначала был парк Рике.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Памятник грузинскому поэту Иотиму Гурджи. Он был дружен с Сергеем Есениным.
Памятник режиссеру Сергею Параджанову. Помните фильм о гуцулах «Тени забытых предков»?

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

В 1965–1968 годах Параджанов вместе с другими известными деятелями украинской науки и культуры, протестовал против массовых политических арестов в Украинской ССР.В 1968 г. его подпись под Письмом 139 интеллектуалов против незаконных политических процессов стояла первой.
Испытав преследования и, пытаясь избежать ареста, был вынужден выехать в Армянскую ССР.
В 1971 году вернулся в Киев.
В 1973 году кинорежиссёр был арестован по обвинению в мужеложстве с применением насилия. В итоге Параджанов был приговорен к пяти годам заключения. Согласно материалам дела, сам Параджанов не скрывал своей ориентации от окружающих. Такой себе первый официальный гей УССР.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Также в парке. По пути на гору Мтацминда нас встретил вот такой грозный дядечка.

Это Леонидзе Георгий Николаевич (1899 — 1966), грузинский советский поэт, народный поэт Грузии (1959), академик АН Грузинской ССР (1944). Член КПСС с 1945.

Памятник героям революции. Памятник Акакию Церетели и Илье Чавчавадзе. Памятник появился в середине прошлого века.
Акакий Церетели написал песню «Сулико». А поэт и писатель Илья Чавчавадзе считается создателем литературного грузинского языка.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Скульптурная композиция представляет двух поэтов как участников обычной жизни: литераторы словно вышли на улицу поприветствовать жителей и гостей грузинской столицы. Здание парламента Грузии. Само здание построил Берия, и построил навека. Именно здесь произошли события 1989 года, затем все митинги и шествия 90–91 годов, и наконец, именно тут развернулись бои в январе 1992 года, когда завершилась эпоха Гамсахурдия.

Несмотря на современность постройки (1953 год) здание является образцом монументальной архитектуры. Иначе говоря — это ярчайший образец архитектурного стиля безвозвратно ушедшей советской эпохи. Дальше наш путь лежал собственно на Мтацминду — это один из окружающих Тбилиси холмов высотой 740 метров. Эта гора всегда была знаменита своим фуникулером, построенным бельгийцами аж в 1905 году. И сегодня на гору подняться можно на фуникулере, пешком (рекомендуем только спортсменам), на автобусе от метро Руставели или на такси.

Мы сели на автобус, потому что мы не готовы были совершить подвиг подняться на гору Мтацминда пешком.
Автобус всё петлял и петлял бесконечно по серпантину и мы поняли мудрость решения подняться в гору на транспорте.

И вот мы наверху.

Гора названа «Святой горой» по аналогии с Афонской Святой Горой.

В Тбилиси летом жарко. Иногда даже очень. Это обстоятельство привело к тому, что в городской культуре появилось такое понятие, как пикники. Люди выезжали из города на высокие прохладные места, чаще всего — на Мтацминду. Таким образом вершина горы стала популярным местом отдыха.

В XIX веке это привело к появлению здесь ресторанов и шашлычных, что отразилось у Ильфа и Петрова:
«Мурлыча какую-то чепуху о застое в бараночно-бубличном деле, Кислярский посадил страшных знакомцев в экипаж с посеребренными спицами и подножкой и повез их к горе Давида. На вершину этой ресторанной горы поднялись по канатной железной дороге. Тифлис в тысячах огней медленно уползал в преисподнюю. Заговорщики поднимались прямо к звездам».
В 30-е года Берия реконструировал гору, засадил ее склоны лесом, а на месте ресторанов сделали Парк Отдыха имени Сталина. Впоследствии парк был реконстуирован по инициативе олигарха Патаркацишвили и реконструкция завершилась почти одновременно со смертью олигарха в начале 2008 года.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Дизайн парка создавали веселые люди с фантазией.

Здесь интересно.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Чего стоит хотя бы местный «Парк Юрского периода»!

Страшно, аж жуть! Когда они зашевелились как будто живые и зарычали, я чуть не родил. Телевизионная вышка.
Когда в 1955 году в Грузии появился телецентр, то тут же была построена и телевышка. Не подумайте, что нынешняя.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Эту телевизионную башню поставили взамен предыдущей уже в 70-х годах прошлого века, и вот уже почти 40 лет она радует жителей Тбилиси как своим прямым назначением, так и внешним видом.
Телебашня прошла через многое: крупный пожар в 94-м, километры испорченного кабеля и многолетний износ здания.

Но все это позади: недавно вышку подлатали, покрасили и обвешали множеством лампочек так, что теперь она стала главным ночным зрелищем города.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Главное развлечение на горе это полюбоваться видами Тбилиси с высоты птичьего полёта.

Мы это сделали ещё выше — с колеса обозрения на горе Мтацминда.

Предлагаю полюбоваться вместе.

Высоко, аж дух захватывает. Стадион Бориса Пайчадзе, также известный как стадион «Динамо», — футбольный стадион в Тбилиси, Грузия.

Это домашний стадион ФК «Динамо» (Тбилиси). Был построен в 1936 году. Назывался одно время — стадион «Динамо» им. Л. П. Берия (данные 1941 года).
Реконструирован в 1976 году по проекту грузинского архитектора Гия Кердиани. Тогда стадион «Динамо» вмещал 35 000 зрителей, впоследствии был увеличен из-за успешного выступления «Динамо» (Тбилиси). Когда новый стадион был построен, он стал третьим по вместимости в Советском Союзе — 78 000 мест.
После реконструкции 2006 года на стадионе осталось 55 000 сидячих мест, оборудованных индивидуальными пластиковыми сиденьями.
11 августа 2015 года на стадионе состоялся матч за Суперкубок УЕФА между испанскими клубами «Барселона» и «Севилья».

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

А вот и знаменитые «Грибы», вид сверху. Дом Юстиции (Грибы) был открыт в Тбилиси 21 сентября 2011 года.

В современном здании, построенном за 18 месяцев по проекту известного итальянского архитектора Массимилиано Фуксаси, разместился самый большой в мире сервис-центр, который появился по инициативе тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

А вот и «трубы», они же «кувшины», они же «черви», они же «чужие», они же…….сами решите что Вам это напоминает.

Здание Театра музыки и драмы. Об этом месте я уже писал.Собор Самеба, по монументальности и величию сравнивают с Храмом Христа Спасителя в Москве. Собор может вместить одновременно 15 000 человек.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Высота его достигает 78 метров, так что храм прекрасно виден из любой точки города.
А особенно сверху. Подробности я также писал в другом рассказе.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Ещё одно, последнее фото. А дальше нас ждал «бельгийский» фуникулёр 1905 года. Не пугайтесь. За это время он неоднократно реставрирован.
Фуникулёр высокий. По Грузии их много. Мы потом катались и на Кутаисском, и на Боржомском.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Пантеон — захоронение грузинских писателей, поэтов и драматургов вокруг храма Святого Давида Гареджийского на горе Мтацминда.

В V веке в этом месте была пещера, в которой поселился Давид Гареджийский — один из ассирийских отцов. Он жил в этой пещере практически все время, и спускался в город только по четвергам. Одно время существовала почитаемая в народе «тропа Святого Давида».

Пещера долгое время была просто святым местом, а в XIX веке здесь построили храм.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

В 1829 году около храма похоронили Александра Грибоедова и как в свое время Рафаэль создал моду на захоронение в римском Пантеоне, так и после Грибоедова стало принято хоронить известных людей у храма Давида.

В 1929 году это место было официально объявлено Пантеоном. Здесь похоронили многих революционеров и вообще активистов советской эпохи, что странно само по себе.
Позже коммунистов перезахоронили в другие, менее священные места. Некоторые полагают, что и артистов хоронить в таком месте не стоит, но традиция уже устоялась.

А сейчас на месте коммунистов здесь разместили братскую могилу и обелиск участников антикоммунистического восстания.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Услышал от гида, что Сталину доложили о готовившемся восстании в Грузии в 1924 году, предложили арестовать зачинщиков пока не поздно. На что вождь сказал:
«Вы с ума сошли? Пусть выступят и мы уничтожим их всех». Уничтожены оказались несколько тысяч.

На территории Пантеона сейчас имеется 48 захоронений, справа и слева от храма Давида.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Если подниматься к храму по лестнице, то первым делом видна могила Грибоедова и его жены Нино Чавчавадзе. Если повернуть вправо от храма, то первая же могила — историка Симона Джанашия, в честь которого назван исторический музей Тбилиси. Если пройти до задней стены, то там будет эффектное надгробие Ильи Чавчавадзе (1837–1907).В дальнем конце — большое черное надгробие Звиада Гамсахурдия. Погибший в 1993 в мегрельском селе Дзвели-Хибула, похороненный в Грозном, он был потом перезахоронен здесь.

Левее храма Давида надгробия не столь эффектные, но очень интересные по сути. Самое дельнее — захоронение Екатерины Геладзе, матери Сталина.

Общеизвестно, что Сталин (Иосиф Джугашвили) мать свою не любил (мягко говоря). Как это не похоже на кавказский менталитет почитания матерей. Впрочем, к отцу, вечно пьяному сапожнику Виссариону молодой Сталин также нежных чувств не испытывал. Сапожник часто поколачивал свою жену и сына Иосифа. Здесь много тёмных пятен.

Историки сомневаются, кто на самом деле был отец Вождя народов. Но будем аккуратны, чтобы нас опять не обвинили в зомбированности.

Но об этом я напишу более подробно в заметке своём посещении Гори. Сталин не приехал в Тбилиси на похороны матери. Это была огромная пышная процессия в Тбилиси в 1937 году. Я слышал, как гид рассказывал туристам:

«Товарищу Сталину Берия доложил о смерти его матери и спросил разрешения похоронить её рядом с революционерами.

На что вождь спросил:

«с каких пор простая крестьянка удостаивается чести лежать рядом с видными деятелями страны?».

Как эта история не похожа на нравы сегодняшних чиновников!

Тем не менее мама Сталина теперь лежит в Пантеоне, рядом с известными людьми Грузии.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Вахтанг Чебукиани (1910–1992), грузинский танцор балетаВсе похороненные здесь: ru.wikipedia.org/wiki/Мтацмин…

Сейчас на территории Пантеона можно увидеть ту самую пещеру отца Давида — над ней построена церковь Иверской иконы Богоматери.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Рядом стоит храм Святого Отца Давида — самый крупный храм с апсидой в сторону города.

Чуть южнее — Преображенский храм, похожий на колокольню. Все здания кирпичные. Около храмов можно найти три святых источника.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

Внутри храма похоронены князья и княгини.
Это захоронения дореволюционные.

После революции захоронения стали далеко не княжеские.

Тбилиси с высоты птичьего полёта. Гора Мтацминда и Пантеон

И они за пределами храма, в пантеоне.
Вот такое интересное, позитивное место. Склепики, могилки…….