Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 8:22
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Тбилиси — Грузия Сентябрь 2015

В этом рассказе я расскажу о таком замечательном месте в Тбилиси как серные бани.

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

В предыдущем материале я уже рассказывал о легенде основания и названия города Тбилиси (Тифлис).

Кто его не читал, повторюсь.

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

«Об основании Тбилиси рассказывает легенда. Ранее здесь простирались непроходимые леса, где однажды охотился царь Вахтанг Горгасали. Царский сокол погнался за фазаном и вскоре птицы исчезли в ущелье. Когда Вахтанг Горгасали спустился в ущелье, то увидел, что сокол с фазаном в когтях сварился в источнике с горячей водой. Царь осмотрел место и велел заложить здесь город, который назвали Тбилиси („тбили“ — теплый, Тбилиси — „город теплых ключей“) в честь этих вод.
По другой версии, царь охотился не на фазана, а на оленя. Вахтанг Горгасали ранил зверя, однако олень нырнул в целебный источник, рана его затянулась, и он ушел от преследования.
Действительно равнина между Сололакской горой и Метехской скалой, где был основан город Тбилиси, богата теплыми серными источниками.»

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

Как видите, серные источники имеют прямое отношение к основанию города и его названию. Серные бани это туристическая фишка Тбилиси и не посетить их мы не могли. В какой еще столице вы найдете на центральной площади … бани?! Только в Тбилиси!

Этот город с древних времен славился своими горячими серными источниками, но нынешние бани, скорее всего, появились в XVII в. при персах.

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

Баня хороша тем, что там «не парят мозги», поэтому в старину там проводили целые сутки: время купания не ограничивалось, — и люди могли оставаться здесь до утра. В банях давали званные обеды, заключали торговые сделки, а в «женские» вторники и среды свахами устраивались смотрины невест.

Историки рассказывают, что в 1795 году, когда Георгиевский пакт о протекторате с Россией был уже подписан, но русские войска еще не успели перейти Кавказский хребет, Тбилиси (тогда еще Тифлис) захватил турецкий хан Ага-Мохаммед.
Набег этот остался в памяти города как один из самых кровавых и разрушительных, однако именно Мохаммед первый приказал построить на одном из самых обильных горячих серных источников паровую баню.

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

Так возникла первая тифлисская баня — «Чрели абано» («Пестрая баня») с разноцветным мозаичным фасадом.
Она практически сохранила свой изначальный вид, — мозаичные панно, мраморные столы.

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

Именно в этой бане Александр Сергеевич Пушкин побывал во время своего большого путешествия по Кавказу в 1829:
«Я остановился в трактире, на другой день отправился в славные тифлисские бани… горячий, железо-серный источник лился в глубокую ванну, иссеченную в скале. Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань….».

Кстати, когда в печати появилось «Путешествие в Арзрум „, где Пушкин так увлекательно описал тифлисские бани, в Москву из Тифлиса были выписаны банщики (на пробу), но они у коренных москвичей, любивших горячий полок и душистый березовый веник, особого успеха не имели. Зато современные банщики приняли совет Пушкина и завели в русских банях полотняный пузырь для мыла и шерстяную рукавицу.

Также здесь был и Александр Дюма.
Дюма, вопрошает: " Почему Париж. город чувственных наслаждений, не имеет подобных бань? Почему ни один делец не выпишет хотя бы двух банщиков из Тифлиса? Тут, конечно, и польза была бы и барыши“.

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

До революции наиболее роскошные бани предназначались исключительно для лиц княжеского сословия и входная плата в них была — рубль. Для дворян, офицеров и купцов были свои банные заведения стоимостью 20 копеек.
Прочий люд ходил в свои бани и платил за вход гривенник.

Бани позапрошлого века, фото из интернета. Бебутовская, Сумбатовская, Зубаловская — три другие старейшие тбилисские бани „банной улицы“ с XIX века неоднократно перестраивались, а в 2007 году были проданы с аукциона в частное владение. Видимо, новому революционному правительству очень потребовались деньги.

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

Сама процедура мытья в тбилисских серных банях такая же, как и в турецком хаммаме — мыльный массаж, растирания, отдых в прохладном бассейне. Существенное отличие — в целительных свойствах горячей от природы, железисто-серной минеральной воды. Которая прекрасно лечит артрит, радикулит, а также различные проблемы с кожейПоэтому некоторые бани еще в СССР были превращены в полноценные водолечебницы. А сейчас там можно снять номер на несколько дней, чтобы пройти весь курс оздоровительных процедур, который по эффекту сравним со швейцарским SPA.Архитектура бань — традиционная, восточная, в основном, персидская. Сами бани представляют собой очень низкие приземистые здания и находятся, с точки зрения постороннего наблюдателя, под землей, снаружи видны только сводчатые полукруглые купола, так что туристы ходят прямо по крышам бань.

Сверху купол, как правило, заканчивается небольшой башенкой с проемами, через которые в баню поступает солнечный свет. А сверху, при желании, в эти дыры сверху на тебя в бане могут и посмотреть туристы.
Стены бань сделаны из кирпича, пол и обычные ванны — из плит местного серого пористого камня. Более дорогие номера и ванны в них отделаны мрамором.

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

Сейчас на площади работают 7 бань. Это — „Чрели абано“(Пёстрая), „Самепо“ (Царская), „Серная“, " Бахмаро», «Мирзоевская», «Богема» и № 5. Температура воды — 46 градусов.

Ещё при подходе к баням слышится запах серы. В первый день в Тбилиси мы посетили баню «Богема».По отзывам в интернете эта баня представлялась нам как лучшее сочетание цена — качество. Отдельный номер стоил 30 лари в час (900 рублей).Сразу дам совет — больше часа Вы всё равно не высидите, так как вода горячая, жуть. Да и вредно долго. Старайтесь придти с утра, так как людей с утра мало и в номере суперчисто (убирают в конце смены ежедневно).Мы так и поступили. Внутри номера просторно, чисто. Есть небольшая ванна, душ с серной водой, мраморные лавки для отдыха. Парилки нет.

Ну люблю я всякие горячие источники по жизни! Прямо кайф. Вода супер горячая, можно было и чуть похолоднее. Полотенце можно взять с собой или купить за пару лари в бане. В другой день, по приезду в Тбилиси, я ради интереса пошёл в общественную баню № 5.Стоимость 3 лари (сто рублей).Пришёл под открытие, но в бане в зале уже мылись человек 8.
В отличие от бани Богема здесь большой бассейн 2×3 м. с горячей серной водой. Также есть и парилка. Несколько леек с душем с серной водой. Попроще чем в бане Богема, но ведь и стоимость не та. Для женщин есть свой зал, но там бассейна нет. Попарился здесь также около часа. К концу часа народа прибавилось до 12 человек. Были не только местные, но и туристы. Даже темнокожий африканец пришёл.

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

Следуем после бани дальше.

С лёгким паром!

Рядом с банями на Атлубани есть ущелье Легвтахеви.

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

Совсем недавно его помнили наверно только историки.

Это место советское время переделали в коллектор и над ним проходила дорога.

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

Ущелье спрятано с зады знаменитых Тбилисских серных бань, в Абанотубани.

Его из земли откопали при правительстве Саакашвили и это ущелье с водопадом стало местом паломничества туристов и молодежи.

Водопад просто супер!

Прямо лепота!

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

2011 году началось реконструкция и после освобождения старых построек сделали пешеходные мосты и дорожки.

Дорога уходит вдаль реки Цавкисис Цкали и заканчивается у водопада.

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

Серная вода попадает прямо в реку, можно принять ванну.

Здесь умеренный климат, Зимой тепло, а Летом прохладно.

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

По этому в Лета Хеви приходят не только туристы. Здесь с удовольствием гуляют и Тбилисцы.

А ещё здесь постоянно проходят свадьбы. Свадьбы в Грузии празднуют неделю!

Каждый день недели мы видели в Грузии свадьбы.

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

Когда же грузины работают?

Праздники проходят с грузинским размахом!

Как Вам свисающие над пропастью дома?

Тбилисские серные бани, горячие источники и водопад

Удивительно красивое и позитивное место.