Турист Константин Андреевич (Kostacurta)
Константин Андреевич
был 20 июля 2021 1:42

Шри Ланка. Слеза на щеке Индии. Глава 3 — Парк Яла и Нувара Элия

Элла, Нувара-Элия — Шри-Ланка Ноябрь 2016

Предыдущие главы рассказа:

Глава 1 — Унаватуна

Глава 2 — Галле, Когалла, Синие киты

Ночь перед выездом в «большой» тур была бессонной. Мы уже лежали в кроватях и начали считать виртуальных овец, как вдруг с улицы стали доноситься гулкие удары. По синхронным и выверенным паузам между ними было понятно, что удары эти отнюдь не спонтанны, и больше всего похожи на игру на барабанах. Каждый следующий удар был громче, чем предыдущий — стало понятно, что их источник приближается к нам. Вскоре, к ударам по барабанам добавилось еще какое-то пение, похожее на ритуальное. Громче, еще громче — в конце концов я не выдержал, накинул шлепки и очень злой вышел на улицу, с огромным желанием разгромить этот бродячий ансамбль. Перед моими глазами оказалась целая процессия: растянутая, как змея, из нескольких десятков людей, разодетых, как на карнавал. Смекнув, что скорее всего это какая-то праздничная процессия, я решил не орать на них матом и не кидаться шлепками, требуя соблюдать тишину, необходимую для крепкого сна: просто стоял, и смотрел на это торжественное шествие. Жена с дочкой тоже выпорхнули во двор, и мы наблюдали за ним уже втроем.

Проводив эту красочную и шумную процессию, мы вернулись в кровати с твердым желанием поскорее заснуть. Время было около четырех нулей, а в 5:00 за нами уже заедет Жанадара, и впереди нас ждал длинный, очень длинный день. Звуки барабанов теперь наоборот становились тише, пока не утихли совсем. Когда я уже был готов провалиться в мир сновидений, где-то вдалеке, снова стали раздаваться до боли уже знакомые, ритмичные удары… От отчаяния я зарылся в подушку и пытался не обращать на них внимания… Не знаю, та же это процессия повернула в обратном направлении, или это была другая — выходить и проверять я уже не стал. Вырубился я совсем поздно, и когда жена растолкала меня, чтобы успеть собраться перед выездом, мне показалось, что проспал я одно мгновение.

В 5:00, с точностью, достойной королей, мы услушали звук колес, шуршащих по гравию у ворот нашей виллы. Это был нам уже знакомый минивэн, но с новым водителем. Вместо себя, Жанадара отправил к нам своего отца. Звали этого, во всех отношениях приятного мужчину, Раджа: мы познакомились, с комфортом разместились и «большой» тур стартовал. Сперва наш путь лежал по хайвэю, ничего интересного за окном машины не было, и я даже попытался вздремнуть. Спустя где-то час мы съехали со скоростного шоссе. Уже вовсю светало, однообразный пейзаж за окном сменился картинками из жизни ланкийской глубинки — стало интересно, я проснулся и стал пялиться в окно. В каждом населенном пункте, который мы проезжали, шли все те же красочные процессии, которые не давали нам спать в Унаватуне. Пришлось обратиться к Радже за разъяснениями. Оказалось, что сегодня на Цейлоне отмечают день полнолуния: это гуляния всю ночь до утра, а утром новые гуляния, и чем больше населенный пункт, тем эти гуляния масштабнее и ярче. Накануне праздника в обязательном порядке украшают все объекты религиозного значения, каждая, самая маленькая статуя Будды получает свой веночек из цветов, а храмы превращаются в благоухающие клумбы. В этот день, будь ты хоть президентом страны или лидером списка Forbes, тебе не продадут ни грамма алкоголя: ни вмагазине, ни в ресторане. Это страшный грех. За разговорами и наблюдениями мы незаметно добрались до первого пункта в нашем маршруте: нацонального заповедника Яла.

Мы и наш сафари джип. Фоткал Раджа - вот я и нашел еще более худшего фотографа, чем я.

Здесь нас уже поджидал новый гид и новое транспортное средство, подходящее для сафари по грунтовым дорогам и ухабам парка. Свежая прохлада раннего утра, джип с открытым верхом и предвкушение приключений — я помню этот момент как сейчас, регуляторы хорошего настроения были выкручены на максимум. Еще не доехав до ворот парка мы столкнулись с первыми животными, правда домашними, а не дикими: дорогу переходили буйволы.

Подъезжая к воротам парка стали встречаться уже и дикие буйволы: в основном они принимали грязевые ванны в лужах, а вокруг них почему-то крутились белые цапли.

Наконец, мы на территории заповедника. Первое, что сразу бросается в глаза — это изменившийся ландшафт. Вместо буйной зелени джунглей Уны, в Яле мы порой встречали участки, похожие больше на засушливые африканские саванны, и в целом деревья здесь пониже и пореже. Но блин, какие в Яле пейзажи… Только ради них нужно сюда приехать.

Первым зверьем, которых мы встретили (не считая вездесущих павлинов, к которым мы привыкли), стали многочисленные копытные. Буйволы все так же валялись в лужах, а грациозные олени паслись на зеленых лугах возле редких водоемов.

В тех же водоемах можно было увидеть и хищников: крокодилы побольше и поменьше притворялись бревнами в воде или грелись на набирающим силу солнышке.

Крокодилы. В живой природе мы их встретили первый раз в Яле.

Спустя какое-то время мы подъехали к дереву, у которого уже тормознули несколько таких же экипажей: гид сказал, что здесь вроде недавно заметили леопарда. Время тянулось, мы все ждали пятнистого красавца, боясь разговаривать даже шепотом, а он вот вообще не спешил к нам на встречу. Просидев без движения минут пятнадцать, я не выдержал и предложил сняться с якоря: с большой долей вероятности, кошка ушла отдыхать после ночной охоты, и в этом случае, вероятность дождаться ее стремилась к нулю. Забегая вперед, с сожалением хочу констатировать, что леопарда в тот день мы так и не увидели.

Чуть проехав вперед мы заметили, вероятно, основную пищу большой кошки: большое семейство некрупных обезьян. В ее отсутствие приматы расслабились, вели себя беззаботно и дурачились. Но одно из главных богатств парка Яла — это птицы.

В который уже раз я ругал себя за то, что не купил перед поездкой пару приличных объективов для фотоаппарата. Сначала киты, теперь это… Пернатых в Яле великое множество, и можно было собрать невероятный альбом орниетолога, но отсутствие подходящей для этого техники не позволяло делать разборчивые снимки. Это касалось, кстати, не только маленьких птиц, но и более крупных животных, именно по этой причине в моем рассказе о парке так мало фотографий.

Время летело незаметно, а коллекция зверья постоянно пополнялась. Встретили здорового, под два метра длиной, варана:

Жирного кабанчика с ярко выраженным половым диморфизмом:

Кабанчик. Сразу видно - мужик.

Потом были шустрые мангусты, поймать в кадр которых оказалось неразрешимой задачей, опять крокодилы, множество птиц и копытных. Нельзя сказать, что животных мы встречали часто и в большом количестве: это, конечно, не африканское сафари, но для нас, как для новичков, впечатлений было сполна.

По ощущениям, после старта сафари прошло около двух часов, когда мы приехали на площадку для отдыха, оборудованную в глубине парка. Здесь можно сходить по нужде в специально отведенные места, перекусить и просто размять ноги, прогулявшись до одного из самых красивых пляжей, что я пока видел в своей жизни:

Стоянка заняла минут пятнадцать, после чего мы вновь уселись в наш брутальный джип и по большому кругу стали возвращаться к воротам заповедника. Вдруг, наш водитель сначала снизил скорость, а затем и вовсе остановился и стал тыкать пальцем в сторону густого и высокого кустарника. Сначала мы услышали треск сучьев, а затем разглядели и самого могучего гиганта. Стоит ли описывать наши чувства от первой встречи со слоном в естественной среде обитания? Это восторг, друзья. Настоящий, детский, искренний. К сожалению, хорошо разглядеть слона не получилось: в зарослях кустарника он нашел что-то вкусное, и выходить к нам не спешил. Не успели мы переварить впечатления от предыдущей встречи, как произошла новая. В этот раз ушастый красавец прятался за невысоким кустом и вскоре вышел на открытую площадку. Здесь мы смогли его рассмотреть полностью и даже кое-как сфотографировать.

Время на часах указывало на скорое прощание с заповедником: наш водитель набрал приличный ход, тем самым давая понять, что активный поиск зверья в густом буше завершен. Мы, конечно, продолжали внимательно осматривать окрестности и пару раз просили тормознуть машину, разглядев очередную животинку, но в основном до выезда из парка мы наблюдали только пустую ленту грунтовки. Сафари было окончено.

Шри Ланка. Слеза на щеке Индии. Глава 3 — Парк Яла и Нувара Элия

Вскоре мы простились с нашим гидом по заповеднику и джипом, и пересели обратно в знакомый минивэн. Путь наш далее лежал в горные районы острова Цейлон. Всю дорогу мы делились с Раджой впечатлениями о сафари, и к чести нашего водителя, он с терпением и большим вниманием слушал наш галдеж на скверном английском. Ландшафты за окном опять стали меняться: мы уже ехали по предгорью. Изменился и климат: стало заметно суше и прохладнее. За окнами мелькали бесконечные рисовые поля и многочисленные деревни: здесь, в далеке от туристических районов они сохранали свою историческую идентичность. В определенный момент пути мы стали стремительно набирать высоту, а дорога стала делать крутые и замысловатые виражи. Первой остановкой в горном районе стал водопад Равана. Место популярное, как среди местных, так и среди туристов. Конечно, как и во всех других местах большого скопления людей, здесь есть своя банда мартышек, контролирующая его. Мы откупились от них бананами, оставшимися от ланча, и пошли смотреть на сам водопад. Красиво…

Но то ли большое скопление людей сыграло свою роль, то ли еще какие-то факторы повлияли, но я не испытал здесь каких-то особо ярких эмоций. Потоптались у него минут десять, освежились в чистой, холодной воде, и поехали дальше. Рядом с водопадом находится небольшой городок Элла. Здесь мы сделали еще одну остановку и направились в кафе отобедать. Будда в этот день был щедр на угощения: вынесли шикарный салат из свежих овощей с тунцом и очень годный «fish & chips». Порции были такого размера, что я готов был закончить уже на салате, но качество блюд вынуждало набивать желудок впрок.

Вскоре после Эллы на нашем пути стали появлятся первые чайные плантации. Красота горных склонов, выстланных изумрудным ковром чайных кустов, описана во всех отзывах и путеводителях по острову, и, честно говоря, успела набить оскомину. Еще дома, изучая предстоящий маршрут по Цейлону, я читал очень много отзывов, в которых содержались десятки абзацев текста, описывающих только восторг от чайных плантаций в горах, и в конце концов я их просто стал пролистывать: но, увидев все это вживую, подтверждаю: зрелище действительно невероятное, и чем выше в горы, тем сказочней становятся пейзажи.

На часах было около 16:00, когда мы стали подъезжать к Нувара Элии — пожалуй, самому необычному городу на Шри Ланке. Место, безусловно, магическое: малоэтажная застройка в духе начала XX века, вокруг зеленые склоны гор, а в центре озеро с разбитым на берегу парком. Возникает ощущение какого-то уюта и изоляции от внешнего мира. Климат в. Н. Э. очень отличается от того, что на побережье: здесь прохладно, часто дождливо и туманно. Разница настолько ощутима, что мозг первое время не может перестроится: ты все так же находишся всего в нескольких милях от экватора, но теперь тебе хочется не холодного пива, а флисовую кофту.

Мы вышли из машины и отправились гулять. Уже в этот момент я ругал себя за мягкость, а Жанадару за настойчивость при согласовании расписания «большого тура»: безусловно, первую ночевку надо было делать здесь, в. Н. Э., чтобы спокойно посмотреть город, а утром во всех красках любоваться видами разрекламированой дороги Н. Э. — Канди. Теперь же приходилось все делать буквально «на бегу», так как близился закат, а нам еще надо было добраться до Канди, где нас ждал ночлег. Терпеть не могу торопиться, особенно на отдыхе.

Понимая, что времени у нас не много, мы сразу направились в парк на берегу озера. На входе пришлось отдать несколько цветных бумажек за билеты, что на мой взгляд, разводилово неоправданно: платные дорожки парка дублируются такими же, но бесплатными, и разделяют их всего три метра стриженного газона — только ходить будете чуть дальше от озера. Само озеро во время нашего визита сильно обмельчало и кое-где обнажило грязно-иллистые участки своего дна, что портило пейзажную идиллию этого места. Однако, в остальном нам тут понравилось: с особенным интересом я разглядывал, спрятанные на верхушках холмов, небольшие, почти игрушечные коттеджи: деревянные и каменные, старые и не очень.

Один из домиков на холмах вокруг озера. Я все надеялся увидеть английского фермера, выходящего из него.

Выйдя из парка мы купили пакетик клубники — своеобразный климат позволяет ее здесь выращивать. Мой вам совет: не тратьте свои деньги, купите лучше на них любые другие, тропические фрукты, с которыми на Шри Ланке полный порядок. Клубника, мало того, что стоила каких-то бешеных денег, так еще и была абсолютно безвкусной.

Оставшуюся часть города мы осматривали уже из окна машины, потихоньку двигаясь к выезду из него. А посмотреть здесь еще есть на что: повторюсь, красота окружающих пейзажей буквально просится на холст художника. В природные красоты очень органично вписаны аккуратные домики в колониальном стиле, самым запоминающимся из которых является визитная карточка города, здание почты:

Потом были шикарные отели, поля для гольфа — англичане построили для себя элитный курорт, в котором есть все, что они так любят: чай, игры на свежем воздухе и дрянной климат.

В результате, выехали из города мы уже почти затемно, и большую часть пути до Канди ехали уже в полной темноте. В результате жутко устали от дороги и пропустили виды, подобные этим:

Пока мы ехали, у жены жутко разболелась голова: видимо сказались перепады давления от подъема в горы и спуска с них. Привезенные из дома лекарства мы оставили на нашей вилле, а боль сама по себе утихать и не думала: пришлось по прибытию в Канди искать работающую до поздна аптеку. Объяснить заспанному ланкийцу, что мне нужна таблетка от головной боли, оказалось весьма непросто, но в конце концов все закончилось удачно: экзотический препарат подействовал. В полной темноте мы приехали в отель, который забронировал для нас Раджа (или Жанадара, не важно) — ночевка в нем входила в стоимость тура. Название у отеля помпезное — Mountain View Residency, а вот уровень не очень: старое (правда стиранное) постельное белье, ржавая сантехника, уставший ремонт. Уложив спать жену, я вышел на ресепшен с желанием снять усталость стаканом — другим пива, но… праздник полнолуния, будь он неладен, еще не закончился.

«Two cup of tea, please» — разочаровано произнес я, обращаясь к законопослушному отельеру.

«One moment, Sir» — ответил он мне, и побежал греметь посудой на кухню.

Вдвоем с дочкой мы сидели во дворике отеля, пили чай и смотрели на мерцающие огни города, раскинувшиеся перед нами.

«Как думаешь, Канди красивый город?»

«Завтра увидим. Пошли спать»

Первый день «большого тура» закончился. Все остальное уже завтра.