Турист Елена Кулешина (LenaTula)
Елена Кулешина — была 6 июня 2023 12:37
Карелия - любоfff! И в пятый раз не разочарована, а влюблена ещё больше!

Крым — Россия Сентябрь 2018

Время для счастья — сейчас.

Место для счастья — здесь.

Совершенно спонтанно, безо всяких планов, мы с мужем резко сорвались в Крым. Появились 4 дня плюс 2 выходных. Вполне достаточно, чтобы повидать море и любимейший крымский берег, изучить новые места и заглянуть хоть на чуть-чуть в уже изведанные уголки, накупаться вдосталь и побаловать себя сентябрьским южным солнышком, и в конце концов, проверить на себе, что же такое этот крымский мост. И главное — посвятить эти несколько дней только друг другу!

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Раньше Крым у меня стойко ассоциировался только с Черным морем, ни о каком Азовском я даже не задумывалась. Но муж видел у коллеги снимки прекрасных белоснежных пляжей на азовском побережье под Керчью. Коллега вовсю расхваливал эти места и всячески агитировал обязательно их посмотреть воочию. И коль уж всё-равно едем в отпуск, пусть и кратковременный, махнули именно на Азовское море в село Новоотрадное. Совсем небольшое поселение на берегу Казантипского залива. Местного населения меньше 200 человек. Село вытянулось вдоль главной улицы, море всего в 50 метрах.

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Уже по дороге туда нас поразило огромное количество ветряков для получения электроэнергии. На некоторых полях насчитывали по нескольку десятков!

Дорога Таврида активно строится, масштабы строительства очень впечатлили! Говорят, что полностью реконструкция до Севастополя будет закончена к 2020 году. А пока что расширяют участок до Феодосии. Летом здесь, наверное, было трудновато в плане пробок и скорости. Что ж, ещё один плюс сентябрьского отдыха — мало туристов!

Приехали в полночь. Самое первое утро началось для нас очень рано — часов в 6. Хотелось поскорее к морю, всю ночь оно шумело и призывало очень настойчиво! Это снимки при первых лучах солнца, которое только ещё выкатывалось на небосклон, позёвывая и посапывая.

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Потрясающие пляжи! Широкие, просторные, бесконечно длинные. В некоторых местах их ширина достигает 45 м. Песок перемешан с ракушечником. Вход пологий и удобный, и здесь нет резких переходов в глубину. К тому же, мелкое Азовское море прогревается уже в мае. Нам сказали, что самое лучшее время — это июнь: воздух и вода уже совсем комфортные, а народу мало.

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Поразила чистейшая вода. Ни единой водоросли, никакого мусора и гадостей!

Я не люблю абсолютно спокойное море. Оно как-то быстро надоедает и не радует глаз. Люблю набегающие волны, перекаты барашков, белоснежную пену под ногами и игры воды с песком. И это море порадовало меня всеми этими моментами.

Остановились в мини-отеле «Казантипская хижина». Очень уютное местечко!

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Есть несколько категорий номеров. На территории всё в зелени и цветах, столько укромных уголочков!

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

В стоимость включены завтраки. А обеды и ужины можно заказывать отдельно. Причем, можно заказать питание по комплексному меню, а можно индивидуальное.

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Есть уютная мангальная зона, детская площадка с огромной клеткой с попугаями, летний бар, тренажерный зал, зона отдыха с мягкими диванчиками возле пианино. Есть даже своя голубятня. В беседках и с балкончиков вид открывается на море, до которого рукой подать. Бесплатный доступ в интернет — тоже приятный момент, потому что, например, интернет на моём телефоне после въезда на территорию Крыма не работал.

И отдельное спасибо персоналу и хозяйке Ирине. Деликатность, аккуратность и радушие с утра до вечера.

Во всех городах стараемся попробовать местное мороженое. В Крыму нашли вот такую серию — каждому городу свой вкус. Есть в стаканчиках, а есть в виде эскимо. Прикольно и очень вкусно, честно!

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Как-то зашли в Керчи в супермаркет, чтобы купить воды и багет на всякий случай. Ну и вот — …купили. Вы видите здесь воду??? А сдобы в таких количествах как можно было додуматься набрать? Мои весы, простите нас.. Кстати, выпечка была нереально вкусная! А уж муж мой в этом разбирается!

Сентябрьский Крым не выглядел выцветшим и угасающим. Природа ещё не спешила прощаться с летом и вовсю благоухала. По второму разу за год зацветали розы и юкки. Уже созревали финики, хурма. Лилии умиляли своей нежной окраской и утончённостью.

Теперь о главной изюминке крымского приключения у любого туриста. О крымском мосте. Впечатление произвёл, право слово! Масштабно! Продуманно! Красавец!

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

А вот моя же фотография 2013 года. Коса Тузла. Правда, вид с противоположного берега. Слева — спокойное и ласковое Чёрное море, справа — безумное, постоянно бьющее в каменистый берег Азовское. Сюда мы неоднократно приезжали купаться. И детям ужасно нравилось носиться то на одну сторону косы, то на другую. Всё желания загадывали — ведь искупались в двух морях сразу.

Теперь здесь мост, известный всему миру. И корабли вереницей выстраиваются к арке. И почти каждый хочет проехать по этому длиннющему гиганту. А скоро пустят железнодорожную полосу, и я бы не отказалась попробовать и этот аттакцион — посмотреть из окна вагона с такой высоты на морскую гладь.

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Изначально я думала посмотреть своими глазами на два озера: розовое Кояшское и грязевое с целительными грязями Чокрак. Но местные сказали, что застать Кояшское в необычное расцветке можно только небольшой отрезок времени летом. А на Чокрак решили не ехать, было как-то не попути, да и грязевых озер я уже насмотрелась, каждый год развлекаемся на Бугасской косе. Можно съездить на мыс Казантип, но отложили его на следующий раз. Надеемся, сюда ещё удастся вернуться.

За четыре дня мы дважды ездили в Керчь, благо это совсем близко. Один день полностью посвятили Феодосии, ехать туда тоже не далеко. Поподробнее расскажу позже.

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

И ещё один красивенный день провели на азовском побережье, в том месте, которое теперь и навсегда убедило меня в том, что Азовское море бывает необычайно красивым и нескучным.

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Между поселками Золотое и Курортное длиной в 26–30 километров тянутся так называемые Генеральские пляжи — рекреационная зона на северной кромке Караларского заповедника. Практические не тронутые человеком дикие места с изрезанным скалистым берегом и потрясающим морем.

Невероятная красота. Если не знаешь, где сделано фото, можно подумать, что это экзотические острова.

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Почему такое название? Конечно же, от слова «генерал». Но не оттого, что здесь любила отдыхать высокопоставленная военная элита. Здесь нет ни одного военного санатория или пансионата советского периода. Генералы здесь прежде всего находились по работе, а заодно и отдыхали вдали от посторонних глаз. В 1939 г. в Караларской степи обосновался филиал Крымского испытательного артиллеристского полигона. В 1946 г. здесь же по решению правительства открывается КБ-11, чья главная задача — создание авиационной атомной бомбы.

А в районе п. Багерово появился 71-й полигон ВВС для ядерных испытаний. На полигоне была специальная мойка, где дезактивацию и дегазацию проходили самолеты-заборники (те, что собирают радиоактивные продукты из облаков пыли после взрыва). В бухте, которая сегодня называется Генеральской, стоял передвижной вагон генерал-лейтенанта инженерных войск Чернореза В.А. (начальник 71-го полигона). Именно поэтому бухта и получила свое сегодняшнее название.

Понятно, что во время функционирования испытательного полигона, территория была закрытой. Попасть на территорию пляжей без специального пропуска и соответствующего уровня допуска было невозможно. Сейчас в заповеднике нет военных объектов, поэтому первозданная красота доступна всем желающим.

Ловите момент, пока «цивилизация» не пришла и на эти земли…

Добраться сюда достаточно сложно. Пешком или на велосипеде можно, но расстояния придется преодолеть большие. Мы заезжали от поселка Золотое, хотя обычно это делают из Курортного. Вдоль всего побережья проходит грунтовая дорога, в некоторых местах есть автомобильные спуски. Но имейте в виду, что автомобилю с низкой посадкой придется здесь нелегко. Я несколько раз обмирала от страха, дорога такая сложная! И машина у нас вроде подходящая, но казалось, что точно её угробим на каком-нибудь очередном булыжнике. На грунтовке встречаются очень сильно разбитые участки и крутые спуски, поэтому единственно верный выбор транспорта — автомобиль с полным приводом и высоким клиренсом. Встретила в интернете такой совет: «Самое правильное, если у вас пузотерка, а сюда приехать очень хочется, то ориентируйтесь заезжать не от села Золотое, а прямо с трассы Таврида на координаты N45°27.474 Е36°07.901».

И ещё, уезжать лучше до темноты. В темноте (а это будет темная южная ночь, совсем не такая, как в больших городах) тяжело будет ориентироваться и передвигаться по узкой грунтовке.

Вдоль рокады по краю берега везде стоят указатели с точными координатами для навигатора. Обычно сюда приезжают с палатками. Правда, стоит обратить внимание на то, что будут проблемы с теньком, с дровами и с пресной водой.

Мы расположились в одной из первых бухт, купались, загорали, трескали фрукты, перебирали сотни ракушек, выискивая «завитушки».

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Я немножко пощеголяла перед мужем в любимом южном сарафане, благо зрителей не было.

«Место, где вечность застыла в камне, где из пены морской русалки выходят на берег…»

Русалки — это не про меня.

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Оставила мужа греть пузико под солнышком, переоделась-переобулась поудобнее, закинула рюкзачок и по тропинкам отправилась изучать побережье дальше. Думала прогуляюсь с полчасика, потому что собирались дальше проехаться на машине. Но как-то незаметно протопала километров 5, останавливаясь чуть ли не на каждом обрыве. Опомнившись, бегом припустила назад. Муж уже паниковал, да я ещё и телефон забыла взять с собой!

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Побережье представляет собой многочисленные бухты, его второе название «Побережье тысячи бухт». Даже называют русским Таиландом. Некоторые бухты так закрыты скалами и выступами, что до них не добраться. Места хватает всем. Тем более, что туристов здесь много не бывает. Но те, которых я видела сверху издалека, поразили меня своей свободой по-полной: практически все отдыхали голышом. Думаю, что это не традиция здешних мест. Просто, в сентябре народу становится вообще мало, да и бухты закрыты одна от другой. Вот народ и не заморачивается. И чего это я в сарафане щеголяла?

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Всего тут насчитывают около 30 бухт разного ландшафта и размеров: Серебристый лох, Солдатский пляж, Бухта Радости, Коровья, Сиреневая, Барсучья, Бухта Шелковица, Иванова, Странника. Нет похожих и некрасивых.

Рядом с мысом Зюк находятся древние руины античного города IV—II вв. до н. э. Поговаривают, что место это обладает сильной хорошей энергетикой. Историки и археологи связывают с Караларскими степями древнюю страну Киммерию, которая являлась родиной Конана Варвара.

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

По дороге в бухты раскрывается удивительный вид на понтийские караларские степи. В апреле и мае они усыпаны красивыми полевыми цветами. Дикие красные тюльпаны, растущие в этой местности особенны тем, что они пробиваются на поверхность земли из глубины от полуметра и более, вырастая над поверхностью земли не более, чем на 10 см. Но это весной, а в сентябре выжженная солнцем крымская зелень, обилие сухоцветов и яркие лишайники на камнях делают пейзаж удивительно неповторимым и насыщенным.

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Красота, аж дух захватывает! А добавьте ещё морской воздух, шум волн, крик чаек, теплое солнышко! Картинка получается вообще волшебной!

Хотется отдохнуть от накопившейся в городе суеты и усталости? Сознанию нужна изоляция и перезагрузка? Тогда ехать на отдых в переполненный людьми отель вовсе не вариант. И что может быть лучше в таком случае, чем отдых с пометкой «вне цивилизации», когда остаешься наедине с собой и своими мыслями!!!

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Но красота бывает опасной или сказ о том, как хорошо, что я не знала обо всех «достопримечательностях» Караларского заповедника заранее. А если бы знала, то практически точно не поехала бы сюда даже за такой шикарной красотой. Или поехала бы, но в гидрокостюме!!! Дело в том, что я панически боюсь змей и лягушек. До психоза! Даже простой уж выводит меня из равновесия. А в этих местах, оказывается, очень много змей. Очень много! Четырехполосные полозы, степная гадюка, желтопузики. И ведут себя они очень нескромно. Среди камней и по всей степи большое количество нор и это не грызуны. Ужас! И даже в море водятся змеи, правда, не ядовитые.

Ну и в довесок — огромное количество саранчи и гигантских пауков (в т. ч. каракурты, сольпуги и тарантулы). Сколопендры здесь тоже водятся, особенно они активны весной, в период спаривания. В это время они не просто активны, но и агрессивны. И их «зубы» вполне могут прокусить летнюю обувь, это неприятное существо и очень ядовито. Их излюбленным местом для укрытия являются расщелины скал и большие камни.

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Бросаем последний взгляд на нашу бухту, едем дальше по побережью.

Крым подарил нам открытие в виде невероятно красивых Генеральских бухт и Караларской степи. Нечто чудесное и не испорченное цивилизацией. Застывшая в камне красота, чистейшее теплое море с необычными оттенками, мягкие белоснежные песчаные пляжи и безграничный степной простор.

Крым. Сентябрь. 4 дня. Побережье тысячи бухт

Вечером опять гуляли по пляжу в Новоотрадном. Солнце садилось за горизонт. Но грусти, которую обычно при этом я испытываю, не было. День был прекрасный, на душе абсолютное спокойствие. А впереди ещё несколько дней в этом чудном уголке. И будут новые рассветы. И будут новые закаты.

Есть моменты, в которые человек ни о чем не думает, не размышляет, не оценивает. Когда ты мысленно полностью остаешься там, где находится твое тело. Но моментов таких совсем не много. Их называют счастливыми.