Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Шарджа — ОАЭ Март 2018

Отзыв об отеле «Crystal plaza hotel» 2*

Цель поездки — ОАЭ, Шарджа.

Дата поездки — 10 — 23 марта 2018.

Бюджет поездки — примерно 100 000 руб. (на двоих).

Объединенные Арабские Эмираты — курорт, пользующийся популярностью среди туристов. Но, как и в случае с Тунисом, об ОАЭ я даже не думала, предполагая, что отдых там довольно дорогой. А у нас с мужем отпуска в российский «не сезон». И, если в октябре и даже начале ноября можно с легкостью подобрать бюджетные варианты как на отечественном, так и на заграничном юге, то в марте найти что-то безвизовое, дешевое, с недалеким перелетом и главное — возможностью вволю позагорать и покупаться, почти нереально. Тут, кстати, коллега собралась в апреле в Эмираты, я тоже решила присмотреться к этому направлению, с удивлением обнаружив, что ОАЭ подходит нам для весеннего отдыха по всем параметрам!

На выбор (не такой уж большой по нашему бюджету) ушло ровно 2 дня. Традиционно пользовалась сайтом-поисковиком Слетать.ру, рассчитывая на свою интуицию. Остановилась на эмирате Шарджа — самом строгом, но и самом бюджетном, наверное, поэтому пользующемся популярностью у соотечественников. В Дубай изначально не хотелось — по отзывам и фото показался слишком шумным. А вот Шарджа пленила наличием многочисленных парков и показалась более аутентичной, даже несмотря на придающие ей ультрасовременный вид высотки. С отелем определилась сразу: опять же, исходя из цены путевки, неплохих отзывов и красивой картинки — я, как и с тунисской гостиницей, с первого взгляда влюбилась в шикарный холл в арабском стиле с огромной люстрой. Понятное дело, что о первой линии и звездности речи не могло и быть. Обычный городской отель без территории и бассейна, 2 звезды, практически самый дешевый, до пляжа — час ходьбы, но есть трансфер, рядом набережная, кафе, магазины, моллы и прочие интересные места. Питание — полупансион, за all inclusive в Шардже переплачивать нет смысла, его просто там нет в том понимании, к которому мы привыкли.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ

Путевку покупали в январе, в уже знакомом туристическом агентстве. Тур: ОАЭ, Шарджа, отель «Crystal Plaza Hotel» 2*, питание — полупансион, 10 — 22 марта 2018 г. (12 ночей/13 дней), стоимость (с учетом агентской скидки) — 71 980 руб. на двоих. Перевозчик — авиакомпания «Flydubai». Перелет: Москва (Шереметьево) — Дубай, 06.25 — 12.40, 5 час. 15 мин.; Дубай — Москва (Шереметьево), 00.55 — 05.25, 5 час. 30 мин. Трансфер Ярославль — Москва и обратно заказывали в том же агентстве, групповой, 1200 руб./чел. в одну сторону: 09.03.2018 в 19.30; 23.03.2018 в 06.00.

Трансфер комфортный. Авиакомпания — бюджетная, на борту еда и напитки за дополнительную плату, экипаж — не говорит по-русски, перед креслами забавные мониторчики, можно заказывать блюда, товары из беспошлинного магазина, смотреть кино (за деньги) или просто наблюдать за ходом полета (бесплатно). На борт в обе стороны удалось пройти с водой, на обратной дороге в аэропорту отобрали скотч — его почему-то нельзя брать в полет. Наши пограничники как-то подозрительно относятся к женскому полу. Меня оба раза спрашивали о цели визита и с кем я еду отдыхать (в Шереметьево служащий даже выглянул из окошка, чтобы увидеть стоящего в очереди мужа). Арабы приятно удивляют спокойствием и достоинством. При прилете сканировали сетчатку глаза. На обратной дороге была возможность более детально ознакомиться с аэропортом: народу много, очереди, но все понятно, везде табло и ходят сотрудники, готовые помочь в любом вопросе (при незнании языка достаточно показать электронную распечатку маршрутной квитанции).

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

ТО «Натали турс» понравился. Главным образом из-за очень удобного времени прибытия и отлета. Прилетели — подошли к встречающей группе, нам выдали конверты с проспектами, распределили по автобусам. Машины были типа наших «Газелей», вещи уложили в смешные прицепные тележки. Водитель русским не владел, но зато внятно произносил названия отелей — их, все-таки, лучше выучить заранее. Довез, высадил. Обратно — в том же порядке. Еще в турагентстве нас предупредили, что в Эмиратах не принято, чтобы отельные гиды постоянно находились в гостинице. Обычно их функции выполняют представители местных турагентств. Так вышло и у нас, своего отельного гида мы так и не увидели, зато прекрасно контактировали с русскоговорящим менеджером Светланой, которую ежедневно можно было видеть на ресепшен. Также оценили преимущества регулярных рейсов — не бегаешь в панике к стойке информации, чтобы узнать, когда же будет вылет. А для чего еще, собственно, нужен отельный гид?

Разница между Москвой и ОАЭ: — 1 час. Валюта — арабский дирхам, курс по отношению к рублю — примерно 1:16,70. С собой брали доллары по курсу 1:58, в общей сложности потратили 22747 руб.

ГОРОД НА ПЕСКЕ

Признаюсь честно, в Шарджу я ехала с некоторой опаской. Пожалуй, еще ни разу мы не проводили пляжный отпуск в большом городе. Наверное, у многих идеальный курорт, в первую очередь, ассоциируется с маленьким, утопающим в зелени городком, затерявшемся между пестрых гор с шапками ледников, уютной гостиницей с тенистым двориком, тихими улочками, заснувшими под сенью виноградников и плодовых деревьев благодатного южного края, бескрайними песчаными пляжами, уходящими за линию горизонта, тишиной и камерной, почти домашней обстановкой, фоном для которой служат пение птиц и стрекот цикад, притаившихся среди лиан и густых крон высоких пальм. И вот эту идиллическую картинку мы сознательно готовы сменить на шум и суету города небоскребов и стремительных машин?! Впрочем, мне удалось убедить свое сознание, что в Шардже тоже есть джунгли, хоть и каменные. Да и любопытство взяло верх: загорать и купаться на фоне высоток — интересный опыт!

Не успели мы выехать за пределы аэропорта и последовать не то еще по Дубаю, не то уже по Шардже (позже узнаем, что границы между эмиратами весьма условны), как меня с головой накрыл так называемый эффект «вау»! Всю дорогу до отеля ехала с открытым ртом — настолько удивительными, диковинными, не похожими ни на что виденное ранее и привычное выглядели открывающиеся пейзажи. Огромные, подпирающие высокое южное небо небоскребы, голубоватые от знойной дымки, сверкающие тысячами окон, в которых отражались бесчисленные солнечные блики. Причудливые линии скоростных автострад, по которым неслись яркие блестящие машины. Вся эта картинка напоминала некий космический и супернавороченный конструктор — мечту каждого школьника. А периодически мелькающие за окнами автобуса песчаные барханы, так контрастирующие с урбанистическими видами, напоминали, что эта молодая маленькая страна еще до конца не отвоевала свое место под солнцем у древней всепоглощающей пустыни. О, да, Эмираты с первых же шагов по священной арабской земле просто не могли не влюбить в себя, как влюбляет все, что способно удивить, восхитить, сломать стереотипы. И, забегая вперед, скажу, что последнее ОАЭ удавалось лучше всего!

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

Итак, Шарджа. Город, построенный на песке. Оазис современности среди пустыни. Город-космопорт на окраине неведомой галактики. Мегаполис из далекого будущего. Не укладывающиеся в голове урбанистические виды, о которых пишут в фантастических романах. Фантасмагория? Нет! Шарджа, ты существуешь! И я уже люблю тебя!

Шарджа — третий по величине город в ОАЭ, административный центр одноименного эмирата. Город расположен на берегу Персидского залива, в 20 минутах езды от Дубая. Здесь есть свои аэропорт и морской порт. Поселение на месте современной Шарджи известны с древних времен, по утверждениям археологов люди на этой территории жили еще в эпоху палеолита. Поселение с созвучным названием было нанесено на карту II века, в 1490 году Шарджа встречалась в записках арабских мореплавателей. В начале XVIII века под правлением клана Кавасим Шарджа была объявлена независимым регионом и получила неофициальное название «Пиратский берег». В XIX веке со стремительным развитием торговли Шарджа становится самым важным морским портом. В 1998 году ЮНЕСКО присваивает Шардже звание Культурной столицы арабского мира. Сегодня город — бурно развивающийся мегаполис. Замечательные песчаные пляжи, очаровательные зеленые парки, благоустроенные набережные, интересные музеи, многочисленные мечети и разноцветное ожерелье небоскребов — здесь причудливым образом сочетается историческое наследие и колорит восточного мира с современными передовыми технологиями и высокой культурой. А еще Шарджа — единственный эмират, омываемый водами двух заливов — Персидского и Оманского. И здесь все еще добывают нефть, правда, ее намного меньше, чем в столице ОАЭ — эмирате Абу-Даби. Еще понравилась одна вычитанная фраза: «Шарджа является воплощением известного утверждения: без культуры — нет туризма». Впрочем, при всем этом, не следует забывать: Шарджа — самый строгий эмират.

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

В Шардже запрещен алкоголь. От слова «совсем». С 1985 года здесь строго соблюдается сухой закон. В этом эмирате вообще нет алкогольных магазинов, и даже в отеле или кафе вам не предложат бокал вина. Стоит учесть, что в городе запрещено не только распитие спиртных напитков, но и пребывание в нетрезвом виде! Для нас этот запрет — не проблема. Как говорится: нет — и не надо. Впрочем, Duty Free в аэропорту вылета еще никто не отменял. Посему, всегда можно прикупить бутылочку любимого напитка, чтобы выпить в номере рюмочку перед сном. Только в этом случае из отеля лучше не выходить, алкоголь не оставлять на открытых местах, предусмотрительно спрятав в недра чемодана. В Шардже очень строго чтут закон. Может, сотрудники отеля и не сообщат о ваших шалостях в полицию, но стоит ли рисковать своим отдыхом? Кстати, наша купленная в Шереметьево бутылочка виски для строгих законов Шарджи так и осталась незамеченной:).

В Шардже не принято открыто демонстрировать отношения. Мы с мужем любим ходить, держась за руки, в большей степени даже не от избытка чувств, а от моей неуклюжести:). Начитавшись страшилок, мы первое время, следуя мимо местного населения, инстинктивно отдергивали руки. Потом, после того, как неоднократно видели держащиеся за руки (и под руку) пары в национальных одеждах, стали относится к данному запрету спокойно. В действительности же, местным (мы жили в спальном районе, где коренных арабов встретить почти не реально, зато полно гастарбайтеров, и пусть их традиционные наряды жителей Востока вас не смущают) глубоко фиолетово на туристов. Наверное, давно привыкли. Особенно к русским, коих так много, что я начала думать, что Шарджа — совершенно русский курорт. Конечно, демонстрировать африканские страсти, свойственные старшеклассникам, опьяненным друг другом и весной, все-таки не стоит. А за сцепленные ладони косые взгляды вам не грозят.

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

В Шардже необходимо носить закрытую одежду, особенно женщинам. Опять же, начитавшись предостережений, я озаботилась покупкой прикрывающей колени юбки (летние вещи у меня довольно короткие), что в разгар зимы оказалось трудной задачей. Приличную юбку я все-таки купила, а вот беспокоилась зря. Гости отеля, ожидающие трансфер на пляж, длиной и закрытостью нарядов особо не заморачивались. На пляже и подавно — какая русская девушка откажется от бикини:)? По городу я ходила в джинсах или длинной юбке, футболке с закрытыми плечами, муж — в бриджах и майке. Впрочем, арабы — люди очень мудрые, и принятый у них дресс-код — даже не дань религии, а скорее необходимость. Три такой жаре закрытая одежда — самая лучшая защита от палящего солнца на улице и ледяных кондиционеров в магазинах и торговых центрах. По этой же причине лучше не пренебрегать головным убором, а девушкам — прятать прическу под шляпку — опять же, не ради приличия (у арабов самыми соблазнительными считаются как раз волосы), а чтобы защитить шевелюру от вредных лучей. Также лучше отдать предпочтение свободной одежде. Опять же, не для того, чтобы не шокировать приличное мусульманское общество своими вызывающими формами. Просто натягивать что-то узкое и облегающее на обгоревшую кожу — удовольствие ниже среднего (проверено на себе xD). А так, по улицам ходили туристы в совершенно разных нарядах, не откровенно пляжных, конечно, но и из тех, в которых в офис я бы точно не пошла. Так что, все зависит исключительно от ваших тараканов, которые могут в любом случайно брошенном взгляде человека в традиционной арабской одежде усмотреть скрытую угрозу, а в непонятной речи женщин с закрытыми лицами услышать злобное проклятие. Попросту — в чем в себя чувствуете комфортно среди местных, в том и ходите. Я, например, «выгуляла» своих «тараканов» в последний день. Уже после освобождения номера мы ездили на пляж, я, конечно, свою приличную юбку запихала в чемодан. Вот и пришлось идти в магазин в шортах. Поверьте, никто с осуждением не смотрел, точнее, никто вообще на меня и не думал смотреть:).

Шарджа — большой мегаполис. И как почти любой крупный город Шарджа не очень приспособлена для пешеходов. Тротуары здесь практически отсутствуют, как класс, переходить маленькие улочки надо, предварительно внимательно посмотрев по сторонам. На крупных дорогах предусмотрены светофоры, надо только нажать кнопочку включения зеленого света.

И еще здесь продолжается активное освоение каждого клочка территории — надо быть готовым на каждом шагу видеть очередную стройку (ну, россиянам-то к таким пейзажам не привыкать). Так как места все-таки мало, в ОАЭ города, как правило, растут ввысь. Мужу чрезвычайно понравилось, как строят здания в Шардже — кран ставится внутри небоскреба. Мы такое в первый раз видим! А, говорят, Москва-сити так строили.

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

Шарджа — безопасный город. Когда я встречала данное утверждение в рассказах других туристов, полагала, что это лишь преувеличение, вызванное общим восторгом. Но по Шардже действительно можно спокойно гулять вечерами, бродить по переулкам и при этом чувствовать себя в абсолютной безопасности. Словно над городом витает некая очень добрая, положительная аура. Долго думала: в чем же секрет Шарджи? Может, в том, что здесь нет канализации? На одной из экскурсий нам рассказали, что при стихийном строительстве нового мегаполиса этот важный момент попросту не предусмотрели, а теперь для того, чтобы проложить сети, необходимо перекрыть половину города. Вот и приезжают специальные машины по старинке к зданиям, откачивают нечистоты. Я после этого рассказа как зачарованная рассматривала каждый встреченный на пути колодец. Не знаю, может, очередная гидская байка, но я, как раз во время этой поездки дочитывающая роман С. Кинга «Оно», была склонна верить, что светлая энергетика Шарджи зависит именно от этого:).

Несколько слов о нашем районе. Как я уже упоминала, жили мы в крайне бюджетной гостинице, расположенной в спальном, или «рабочем» районе. Отсюда — опять же привычные для русского взгляда виды: мусор на улицах, переполненные помойки, облезлые кошаки. Забавный момент — на контейнерных площадках стояло много выброшенной мебели, иногда довольно приличной. Интересно, это особенность арабского менталитета — постоянно менять мебель? Первые пару дней были в легком шоке, но очень быстро привыкли. Не из России, что ли:)?

Еще в нашем районе было много магазинов с продуктами и одеждой (и закрытой, и по-европейски фривольной), кафе, забегаловок с крутящимися на гриле курицами, палаток со свежевыжатыми соками, парикмахерских и комиссионок, разномастный ассортимент которых мог бы дать фору самой прогрессивной российской толкучке. Вообще, по району было любопытно гулять. И даже местами приятно. Хотя сначала, проходя по узким переулкам, мы немного настороженно смотрели на местных — мужчины в белых одеждах сидели то тут, то там и что-то увлеченно обсуждали. Срабатывали российские стереотипы: каждый смуглый и бородатый дядька — обязательно потенциальный террорист, а каждая женщина в длинном платье и платке — конечно же, шахидка. Но, помните, Эмираты — страна, полностью ломающая стереотипы относительно мусульманского мира! Все встреченные люди совершенно не обращали на нас внимания и уж точно не проявляли никакой агрессии.

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

И, пожалуй, самое главное, в нашем районе было очень много славных магазинчиков фиксированных цен, вроде любимого российского «Fix Price». Цены действительно были не только фиксированными, но и очень приятными, а разнообразный ассортимент товаров заставлял подолгу зависать под прохладой кондиционера, сгорая от желания купить все! Нам больше всего понравились 2 магазина, в которые мы забегали каждый день: «Gifts Village» (1–20 дирхам) и легендарный »Day to day» (1–10 дирхам). Вот, никогда мы не страдали шопоголизмом, а здесь впервые в жизни пришлось покупать объемную сумку под покупки (к счастью, перевеса не было). В общем, для тех, кто не брезгует китайскими товарами (ха-ха, среднестатистический россиянин только ими и живет!), эти шикарные магазинчики — настоящий рай! Кстати, в «Day to day» я видела товары «made in Turkey» и «made in the UAE». Итак, в этих магазинах было все. Нет, не так. Здесь действительно было ВСЕ! Нехитрая бакалея (сладости, чаи, снеки, еда быстрого приготовления — с собой можно не тащить), косметика, бижутерия, сувениры, домашняя утварь, часы, сумки, рюкзаки, канцелярские принадлежности, игрушки, текстиль, одежда и обувь для детей и взрослых. Особенно в «Day to day». Как заметил один русский турист: «Да здесь одеться можно!». А муж сказал: «Здесь, как в „Секонд-хенд“, только все новое!». В общем, в Эмираты можно ехать с пустыми чемоданами, а покупать все в этих замечательных магазинах (длинные юбки, кстати, тоже).

Накупили мы кучу всего: магнитики, кружки и кепки (решили их коллекционировать), фотоальбом, 2 чудесных верблюда, сумки и ковры в подарок (такие вот своеобразные сувениры, привет, Тунис!), косметику (лак, помады, краску для волос, туалетную воду), постельное белье, по паре рюкзаков, балетки, полусапожки, несколько пар сланцев и кеды для мужа (внимание, обувь надо обязательно примерять!), футболки — на сувениры и супругу, мне — платье, две юбки и двое джинсов, что-то еще по мелочи… Ну, где вы еще видели одежду и обувь по 160 рублей? Ну, ладно, чуть дороже, учитывая потери при обмене рубли-доллары-дирхамы. Кстати, рассчитываться можно долларами, что мы и делали. Сдачу дают в дирхамах, вроде бы с учетом обменной комиссии. Что, вы все еще считаете, что в ОАЭ есть исключительно дорогущие бутики со шкурами убитых животных и золотишком? Магазины фиксированных цен рулят!

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

А вот знаменитый ТЦ «Mega Mall» не особо впечатлил. Обычный торговый центр с бутиками, есть лифт и эскалатор, на верхнем этаже — развлекательная зона для детей с какими-то фантастическими и немного жуткими аттракционами. Есть фонтан. Пожалуй, единственное, что достойно внимания — большой супермаркет с кулинарией «Мега Маркт». Цены высоковаты, но ежедневно проводятся акции. Так, мы в первые же дни купили упаковку вкусного кетчупа — себе и на сувениры. Одну бутылочку с удовольствием съели на обед с овсяной кашкой быстрого приготовления. Сигареты в ОАЭ дорогие. Покупала коллеге в подарок — 16,80 дирхам.

А теперь, наконец, от бытовых моментов перейдем к культурно-прогулочной части. Так, приехав в первый день после обеда и еще не сориентировавшись с пляжным трансфером, мы решили самостоятельно дойти до моря, а заодно и окрестности посмотреть. Сначала все шло хорошо. Мы быстро вышли к симпатичной площади — зеленому парку с пальмами, подстриженными кустиками, фонтаном и памятником Священному Корану.

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

Открывшиеся виды завораживали — нас окружали многочисленные красивые небоскребы, возвышающиеся фантастическим лесом. Через дорогу — прелестная мечеть с полукруглыми арками и высокими резными минаретами, похожая на дворец шейха. Ровные изумрудные газоны, аккуратно подстриженные кустарники, высокие косматые пальмы, клумбы с шапками розовых и алых петуний — чудесный оазис, причудливым видением возникший среди песков пустыни. Столько зелени и ярких красок! Определенно, Шарджа — город петуний.

Диковинным караваном из восточной сказки выглядело нарядное желто-голубое здание Центрального рынка с башенками — Централ Сук (Central Souk), среди русских называемое «Паровозики» за схожесть форм. Заглянули внутрь. Интерьеры — красивые, колоритные, по-восточному богатые — обязательно стоит зайти, полюбоваться. В остальном — бутики, шубы, шмотки, золото, все дорого и скучно.

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

Вышли к набережной Аль Маджаз (Al Majaz), обрамляющей залив Халид, окруженной причудливыми небоскребами, словно сложенными из детского конструктора. Фантастическая картинка, просто декорация к фильму о межгалактических мирах!

Над островом Флага на легком ветерке, словно в замедленной съемке реет знамя Эмиратов.

На парапете набережной сидят белокрылые чайки, изредка пикируют к воде в поисках корма.

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

А мы уже идем по мостику с красивой ажурной решеткой и не устаем любоваться городскими видами. Как на ладони отсюда выглядит площадь с «Паровозиками», небоскребы-джунгли, среди которых выделяются знаменитые «дома-карандаши».

Вообще, высотки в Шардже весьма интересны формами и окраской, у каждой — своя изюминка. Увидели странный арт-объект, похожий на некий механизм. Я же говорю, космический город!

А стоит свернуть в лабиринт улочек — и вот она, настоящая арабская жизнь. Симпатичные добротные особнячки, утопающие в зеленых садах, свисающие с изгороди яркие цветы, рыбацкие лодки. И, конечно же, мечети.

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

Каким-то образом через 1,5 часа мы оказались перед отелем «Carlton» и, пройдя через боковой вход, очутились на территории чужой гостиницы. Мы не специально — просто выход к морю искали, чувствуя, что оно где-то рядом. Здесь нас взяли «под опеку» русские (да, Шарджа — наш курорт!), которые провели на отельный пляж. Так необычно и немного незаконно состоялась наша первая встреча с прекрасным Персидским заливом!

Море! Я, наконец-то, увидела море! Как я тосковала по его упругим соленым волнам! А, какой чудесный цвет был у воды — зеленый, как русалочьи глаза, с бирюзовыми бликами. А под ногами — приятный теплый песочек. Мы, едва скинув одежду, наперегонки бросились в нежные объятия морских волн. Я прыгала, смеялась и веселилась, как ребенок. С ума сойти — я купалась в море в марте!

Тем временем незаметно подкрался вечер. И вот уже огромный бордовый диск солнца приближается к кромке воды, рисуя золотистые дорожки на зеленой глади моря. Морские закаты бесподобны! Шарджа, милая красавица Шарджа, ты так славно встретила нас, спасибо тебе! Я тебя очень-очень люблю!

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

Но пора и честь знать — и так загостились. С «нашими» русскими вышли через центральный вход отеля, приветливо улыбнувшись и продемонстрировав знание вежливых английских слов охраннику и менеджеру. Эмираты — удивительная страна! Здесь все на доверии. И полной уверенности в безопасности. Браслеты в отеле не надевают, «своих» от «чужих» не отличить, широка восточная душа: заходи — гостем будешь! Нам, конечно, было немного совестно. Зато в первый же день в море искупались и увидели пленительный южный закат. Кстати, как потом оказалось, мы совсем немного не дошли до городского пляжа. Повторять наш дурной пример не советую:).

Вечерело. А ведь еще предстояло возвращаться в отель. Мы блуждали между матово белеющих в сгущающихся сумерках вилл, прошли мимо красивой мечети, залитой золотистым светом иллюминации, а где-то вдалеке переливались разноцветными огоньками небоскребы — наш призрачный ориентир. Конечно же, мы пошли совершенно не туда, не хватило ума возвращаться той же дорогой. Муж решил, что мы сможем пройти более коротким путем (ноги уже порядком подустали), а у меня вообще топографический кретинизм. Забрели в район какой-то промзоны: краны, горы песка. По шоссе изредка несутся машины. Идем по обочине, кеды утопают в пыли. А мы — в чужом городе, в незнакомой стране, а главное — даже не знаем, где наш дом! Паника начинает ледяными пальцами лезть под ворот футболки. Или это просто становится прохладно? Все-таки, март…

К счастью, с такси в Шардже, как и в любом мегаполисе, проблем нет. Взмах руки — и я на недоанглийском, активно помогая жестами и демонстрируя карточку-ключ от номера с названием отеля и схемой проезда, объясняю, что нам надо домой, а в наличии только доллары (поменять не успели, к морю спешили). Таксист сжалился после несколько раз повторенных мною «only dollars» , назвал цену: «4 dollars». «O.K.!» — из ночной тягучей тьмы прыгаем в кондиционировано-гостеприимный салон машины. Ой, да за сколько угодно, поедем скорее, шеф, страшно! Докатили минут за 10, таксист подвез прямо к крыльцу гостиницы, ободряюще улыбнулся нам, незадачливым потеряшкам. «Thank you very much! Good luck!» — горячо благодарю водителя. Какие здесь, все-таки, замечательные люди!

Потом, конечно, мы стали намного лучше ориентироваться в городе, благо, ежедневно ездили на отельной маршрутке на пляж. Правда, пешком в поисках моря больше не ходили. Но по Шардже немножко гуляли.

Шарджа — город мечетей. Как в любом старинном русском городке можно увидеть многочисленные церквушки, так и здесь — куда не кинь взгляд — увидишь минарет. Арабы большое значение уделяют религии, в особом почете те, кто строят мечети. Опять же, как и у нас на Руси: хочешь оставить о себе добрую память — построй храм! Мечети в Шардже изумительно красивы — белоснежные, воздушные, богато украшенные каменной резьбой, они кажутся сказочными дворцами шейхов. Прийти в такое здание на молитву — уже праздник. А с высоких минаретов, пронзающих небо, несколько раз в день звучат призывы муллы на молитву — чарующие, почти потусторонние, кажущиеся мистическими и завораживающие. Едва заслышав их, невольно вздрагиваешь, и что-то вспыхивает внутри, и взгляд туманится. В какие неизведанные чертоги зовет этот вызывающий мурашки голос? Такие же ощущения возникают у меня, когда слышу колокольный звон — каждый день с утра по пути на работу. Видимо, все звуки святынь, не зависимо от религиозных направлений, имеют некую магическую силу. Может, это и есть святость?

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

В нашем районе, недалеко от отеля, тоже была мечеть. И как необычно было просыпаться под звуки азана — так красиво называется призыв на молитву у мусульман. Казалось, что муэдзин зовет к пробуждению новый день, а заодно и нас — ну, как можно спать, когда по небосклону вовсю разгуливает солнце! Однажды мы решили посмотреть на мечеть поближе. Она оказалась маленькой, довольно скромной, желтенькой, с двумя резными минаретами и полукруглым куполом. Такая очень домашняя мечеть, кажущаяся крошкой среди окружающих ее высоких небоскребов.

Пожалуй, главной святыней города на песке можно назвать мечеть Аль Нур (Al Noor), стоящую на набережной Аль Маджаз. Она была построена в 2005 году по приказу жены правителя Шарджи в память об умершем старшем сыне, шейхе Мухаммеде бен Султан аль-Касими, по образцу стамбульской Голубой мечети и является ярким примером исламской архитектуры. Кстати, это первая мечеть в Шардже, в которую разрешен вход всем желающим. В определенные часы можно даже попасть на экскурсию. Мечеть Аль Нур очень красива и величественна. Массивная, белоснежная, богато украшенная искусной каменной резьбой, со стройными минаретами, парадными крыльцами и каскадом из 34 куполов. Торт-безе — если такое определение подходит культовому сооружению. Строгая и вместе с тем пышная в свете безоблачного южного дня, мечеть Аль Нур преображается с наступлением сумерек. Красиво подсвеченная, она матово белеет под покровом ночи и кажется мистическим дворцом на окраине межгалактических миров.

По набережной Аль Маджаз мы несколько раз гуляли вечерами. Набережная очень симпатичная, окруженная аккуратными газончиками и рядами пышных пальм. Приятно стоять около парапета, вдыхая вечернюю прохладу и любуясь темнеющими водами залива Халид. В едва сгущающихся сумерках окружающие его высотки выглядели призрачными видениями — полустертыми карандашными набросками. А с наступлением темноты залив окружало целое ожерелье переливающихся разноцветными огоньками небоскребов. Мне они казались ультрасовременным пультом неведомого космического корабля, несущегося сквозь время и расстояние. Огоньки пульсировали, бежали по фасадам зданий, перемигивались, словно хотели сообщить некий тайный код. Удивительное ощущение нереальности — мы здесь как гости из давнего прошлого, случайно попавшие в далекое будущее. Наверное, это так и есть.

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

Что еще мне очень нравится в Шардже — обилие зелени, что не часто встретишь в больших городах. В Шардже много симпатичных парков и скверов, зеленых зон отдыха. Однажды прогулялись по одному такому — целая рощица из пальм, высоких, косматых. У нас березки да елочки, а в Шардже вот — пальмы. Необычно! А под гривастыми исполинами с мохнатыми стволами непринужденно расположились арабские семейства — такой вот импровизированный пикник. Все время в этой поездке меня не покидало ощущение — семейная жизнь в Эмиратах очень правильная, так и нужно отдыхать, дружно, на природе, с вкусной едой и полным отсутствием алкоголя. А у нас любая «зеленая» тут же превращается в «синюю».

А еще арабы, как истинные дети Востока, любят все необычное. Например, гуляя по городу, мы увидели огромный бело-голубой чайник — арт-объект и одновременно торговый киоск.

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

Конечно же, в Шардже мы мало, где побывали, так как в приоритете был пляжный отдых. Так, например, знаменитый музейный район «Сердце Шарджи» видели лишь издалека. Впечатляющее место: чудесные образцы арабской архитектуры, полукруглые купола, каменная резьба — словно белоснежная пена над гладью вод.

А если есть желание поближе познакомиться с городскими достопримечательностями, можно воспользоваться популярной обзорной экскурсией «City Sightseeing». Это такие красные автобусы с аудиогидом и возможностью входить-выходить на остановках, которые курсируют в Европе и некоторых российских городах. Карту-проспект с маршрутами и расценками нам вручили прямо на пляже, но в поездку так и не собрались. Зато будет веская причина, чтобы вернуться. И, поверьте, Шарджа — сказочный город на песке — этого стоит!

ГОРОДСКОЙ ПЛЯЖ

Несомненно, достоянием Объединенных Арабских Эмиратов является Персидский залив (для удобства буду называть его также морем), в котором можно купаться круглогодично. Согласитесь, как классно позагорать и покупаться среди холодного российского марта! Поэтому для нас пляжный отдых был, конечно, в приоритете.

Отельный трансфер возил нас на городской общественный пляж около Океанариума Шарджи. Пляж довольно просторный, протяженный, хотя и огорожен с двух сторон живописными грядами — барьерами, сложенными из крупных булыжников.

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

На пляже есть нехитрая инфраструктура: бар с прохладительными напитками и снеками, душ (с одной стороны кафельной стенки моются только мальчики, с другой — только девочки, соответствующие таблички в наличии, даже на русском языке). Кабинки для переодевания в стиле «Анапа 20-летней давности» в плане неработающих задвижек и чистоты (точнее, ее отсутствия). WC, в которые лишний раз заходить не стоит, но хорошо, что есть рукомойники. Несколько зонтов и шезлонгов за дополнительную плату. В целом, для привычных к отечественному пляжному отдыху туристов — все, как обычно и даже чуть получше. В остальном — хорошо, что хоть это есть.

Песочек на пляже был приятный, желтенький, довольно чистый. По утрам ездила специальная машина, просеивала и выравнивала его. Персидский залив — восхитителен! Вода очень ласковая, нежная, не очень соленая и плотная, удивительного зеленовато-бирюзового оттенка. Так приятно было плескаться и плавать! В марте море прогревалось примерно до +24 градусов — очень комфортно. Еще один несомненный плюс — пологий, плавный заход, один песочек — никаких камней. Как раз для таких любителей плавать 5 метров вдоль берега, чтобы было дно под ногами, как я:). Для детей такой пляж тоже оптимально подходит. А еще море в Шардже — живое! В зависимости от времени суток оно то прибывало, то уходило на несколько метров назад, обнажая широкую влажную полосу упругого песка. Мы такое видели впервые!

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

Народа, конечно, было много, но, в основном, люди отдыхали поближе к входу на пляж. Мы же приспособились уходить к каменной гряде, где было значительно свободнее. Естественно, городской пляж был самый обычный, вполне европейский. Никто закутанными в паранджу купаться не заставлял. Местные дамы — да, были в специальных костюмах, на это быстро перестаешь обращать внимание. Да и к чужим традициям следует относиться с уважением. По отношению к европейкам в бикини (русские туристки обожают открытые купальники xD) — ни одного косого взгляда. Практически все отдыхающие были русскими (первое впечатление — боже, да мы в Анапу приехали xD!). Впрочем, как мы уже убедились: Шарджа — русский курорт. Народ активно знакомился, общался. Иногда, в основном, по выходным контингент разбавляли немногочисленные и многодетные семьи местного населения. Еще один развенчанный миф: на пляже не запрещено есть и пить (безалкогольные напитки, естественно). Курить народ ходил к бару, где урны, видела также желающих подымить и у каменной гряды.

Около камней находилась маленькая заводь, где можно было наблюдать за проворными крабиками и смешными морскими ежами.

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

Сюда же иногда прилетали интересные птицы.

Мы с удовольствием загорали, купались (вещи оставляли без опаски — это же Эмираты!). Я дочитывала роман С. Кинга «Оно», который начала в поезде по дороге в новогодний Адлер. Изредка поднимала глаза и видела сверкающую бирюзовую гладь воды, словно усыпанную мириадами крошечных бриллиантов, с одной стороны, и тонущие в невесомой дымке голубые небоскребы — с другой. И ощущение легкости, безмятежности и полной безопасности (не в пример событиям книги) вместе с нежными лучами солнца сладостной негой окутывало меня. Наш пляжный отдых проходил очень и очень приятно, и славная Шарджа нам определенно нравилась!

Мартовское солнышко припекало довольно интенсивно (защитный крем обязателен!), а в полдень по песку было горячо ходить. На пляже мы были в разное время: утром, в полдень, вечером, с перерывом (уезжали в отель, а потом возвращались), пару раз загорали целый день. Лежаками мало, кто пользовался, в основном люди загорали на полотенцах. Как и мы. У некоторых были собственные пляжные зонтики. Еще один плюс каменной гряды — здесь меньше дул ветер. А он, видимо, в это время года бывает частенько. Но всегда теплый, даже горячий — ощущение, что стоишь под огромным феном:).

А еще среди камней обитали многочисленные кошки разных окрасов и возрастов.

Больше всего умиляла пара игривых котят. Они бегали по песку и забавлялись с вещами зазевавшихся отдыхающих.

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

Кошек постоянно подкармливали добродушные русские тетушки, от чего у камней скапливался мусор. Кошки были привередливы и оставшиеся от завтрака сосиски ели не охотно, коробки и пакеты, в которых это все было принесено, — и подавно. Это к тому, что чистота пляжа в большей степени зависит от самих отдыхающих. Пару раз вечером видела красивого молодого араба, который, сидя на камнях и мечтательно всматриваясь вдаль, кормил кошек свежей рыбкой. Пушистые звери забирались ему на колени, ластились, мурлыкали. Выглядело это очень романтично и трогательно, в отличие от подкармливающих туристок.

Если мы приезжали рано утром, то наблюдали своеобразное представление. Маленький загорелый рыбак-араб, вытащив на берег узкую лодочку, доставал сети и вытаскивал на всеобщее обозрение свой экзотический улов. И, надо сказать, порою, он был очень богатый! Помимо мелких рыбешек, которых тут же подхватывали многочисленные кошки, в сетях виднелись большущие блестящие рыбины, матовые скаты и даже крупные кальмары, из которых рыбак вымывал чернила (в первый раз видели — впечатляет!). Отдыхающие фотографировали обитателей морских глубин, делали с ними селфи.

А потом рыбак отдавал свой улов пляжным работникам и уплывал в переливающуюся искорками-брызгами морскую даль.

ОАЭ. Шарджа: в стране солнечных небоскребов (10 – 23 марта 2018). Часть 1

Несомненные плюсы пляжа: место для купания было огорожено буйками и канатами, присутствовали спасательные вышки с сотрудниками, а по пляжу прохаживался весьма колоритный чернокожий охранник.

Служба последнего, в основном, заключалась в охране барьера из булыжников, с которого он свистками сгонял желающих сделать эффектное селфи на фоне голубого безоблачного неба, сливающегося с бирюзовой гладью воды. Многие отдыхающие таким «нахальным» поведением секьюрити были крайне недовольны. На мой же взгляд, учитывая, что почти все отдыхающие — русские, данная мера предосторожности была просто необходима. Ведь нашим людям закон (в том числе, другой страны) не писан, хлебом не корми — дай куда-нибудь вскарабкаться, особенно туда, куда нельзя. О последствиях в виде сломанной шеи и всего остального никто не задумывается, главное — фоточки в Instagram запостить. Слышала рассказы о разбитых смартфонах, но кого это остановит? А взбираться горным козликом по этим булыжникам не только трудно, но и не безопасно. Весело было смотреть, как только что эффектно позирующая в развевающемся парео девушка неуклюже ковыляет вниз. На мой взгляд, фотографировать ее надо было именно в этот момент xD. Так и развлекались целый день отдыхающие, наблюдая за противостоянием «покорителей гор» и «свистуна». Впрочем, я не перестаю удивляться терпимости и корректности жителей ОАЭ. Охранник был предельно вежлив, даже когда приходилось подолгу уговаривать особо упертых «селфи-маньяков». Ну, поставили бы запрещающий знак. А к нему (ведь все равно не поможет) — табличку с круглой суммой штрафа. Ну, ладно, ладно, мы ведь тоже русские люди, пару раз забирались на камни, главное — делать это пораньше, секьюрити приезжает часов в 9 утра. А вид с гряды и впрямь открывался красивый: бескрайняя гладь атласного Персидского залива, соломенные зонтики частного пляжа. И непередаваемое ощущение простора и свободы!

Такая же ситуация складывалась со спасателями. Ребята отлично справлялись со своей работой. Несколько раз был шторм, на пляже вывешивали красный флаг. Вроде все понятно: лежи, загорай, можно на берегу в прибрежной пене посидеть. Но, конечно же, находились любители поплавать в высоких грохочущих волнах. Спасатели настойчиво свистели и не уходили, пока горе-экстремал не вылезал из воды. Вот это я понимаю — безопасность на уровне!

Эмираты — хоть и арабская страна, выгодно отличается от открытого для туристов традиционного мусульманского мира. С одной стороны, на пляжах можно найти все привычные атрибуты морского отдыха: катания по скутерах, дайвинг (эти услуги предлагаются на стойке с техникой и снаряжением). С другой — здесь отсутствуют типичные пляжные торговцы, зазывалы, фотографы с измученными животными, знаю, что многих эти личности очень раздражают. А, нет, пару раз видела мужчину, на русском языке предлагавшего отдыхающим поездку в магазин шуб, впрочем, вежливо, не назойливо.