Турист Елена Баранова (Eleanor_Rigby)
Елена Баранова
была 20 марта 9:20

Алкмар — Нидерланды Май 2016

Нидерланды, mijn liefste. Амстердам.

Нидерланды, mijn liefste. Утрехт.

Нидерланды, mijn liefste. Замок De Haar.

Нидерланды, mijn liefste. Kinderdijk.

Нидерланды, mijn liefste. Амстел-парк.

Нидерланды, mijn liefste. Giethoorn.

___________________________

Посещение Алкмара откладывалась мной уже не раз в предыдущие приезды в Нидерланды. Но мне столько раз попадалась информация об известном сырном рынке, разворачивающемся на городской площади каждую пятницу, что на этот раз было решено, что самое время, наконец, осуществить эту вылазку.

Добраться до Алкмара очень просто на электричке с Центрального вокзала Амстердама (электрички ходят довольно часто — 4 поезда в час, в пути 36 минут, расписание здесь, стоимость 7,6 евро в одну сторону).

Мне хотелось оказаться на месте пораньше, чтобы успеть немного и по городу пройтись, и занять место наблюдения поудачнее до начала действия. А началу торгов дает старт колокол у Весовой палаты в 10 00. И вот, хмурым пятничным утром, я десантировалась на привокзальной площади Алкмара и направилась в сторону площади Waagplein, где все и происходит.

Нидерланды, mijn liefste. Алкмар

Не устаю любоваться многообразием велосипедов в Нидерландах, но этот простой и функциональный велосипед очень понравился. Ничего лишнего.

Алкмар — город старый, история его существования началась в X веке, хотя только в XIII веке он был официально признан городом. Мне же он сразу полюбился за замечательный карильон, мелодичные звуки которого встретили меня на подходе к главной рыночной площади.

Нидерланды, mijn liefste. Алкмар

Знаменитые сырные ярмарки проходят в Алкмаре уже более 400 лет! Никто не знает точно, когда состоялся первый сырный рынок. Считается, что Гильдия носильщиков сыра, которая стала неотъемлемой частью этого действия, была зарегистрирована в 1593 году. Хотя сыром тут торговали и до этого, известно, что в 1365 году у города были одни весы для взвешивания головок сыра. А к 1612 году их количество увеличилось до четырех. Да и площадь Waagplein тоже претерпела изменения со времен средневековья, за это время она перестраивалась и расширялась не менее 8 раз.

Нидерланды, mijn liefste. Алкмар

Что же это за Гильдия носильщиков сыра такая, и почему посмотреть на их работу съезжаются тысячи туристов со всего мира? Посмотрите сами!

В средние века это было распространенной практикой объединяться в подобные профессиональные сообщества — гильдии. Гильдия носильщиков сыра состоит из 30 человек и отвечает за переноску, взвешивание и погрузку сыра. Внутри гильдия подразделяется на 4 группы по 7 человек в каждой, и у каждого здесь своя роль. Работники каждой группы одеты в традиционные белые костюмы, оформленные элементами определенного цвета — красного, зеленого, синего или желтого и, соответственно принадлежности, в разноцветные соломенные шляпы. И даже главное орудия труда — специальные деревянные носилки для переноски сыра у них своего цвета. Каждая группа состоит из шестерых носильщиков и одного ответственного за взвешивание (tasman).

Нидерланды, mijn liefste. Алкмар

Готовиться к открытию рынка начинают рано утром. К 7 утра к площади съезжаются грузовики с товаром, и ответственные за процесс доставки сыра работники «kaaszetters» (setters), одетые в свою, отличающую их от других участников маркета форму — черный низ и синий верх, обеспечивают выгрузку и перемещение сыра на площадь. Все должно быть готово к 9.30 утра, когда глава Гильдии «отец сыра» (cheese father), избираемый каждые 2 года, собирает участников торгов в Палате весов и говорит свою напутственную речь, сообщая об обстановке, важных гостях и количестве сыра на торгах. Носильщики сыра должны называть его «папа» («dad»).

И вот рыночный колокол отбивает 10 часов, и торговля начинается. Среди выложенных в длинные ряды головок сыра появляются покупатели и инспекторы. Они осматривают их товарный вид, с помощью специального приспособления получают образцы сыра, дегустируют его и торгуются относительно цены. Иногда к собравшимся вокруг площади зрителям подходит кто-нибудь из участников маркета и предлагает попробовать тоже!-:)

Нидерланды, mijn liefste. Алкмар

Оценка качества сыра — дело хитрое. Здесь важен и вкус, и его жирность, влажность продукта и даже количество дырок в головке сыра — как результат работы молочнокислых бактерий, они должны присутствовать и должны распределяться равномерно.

Нидерланды, mijn liefste. Алкмар

Как на любом рынке, принято торговаться. И здесь тоже есть своя традиция, покупатель и продавец хлопают друг друга по рукам, как при рукопожатии, и озвучивают цену. Последний хлопок означает, что сделка состоялась — «по рукам». Когда сделка совершена, наступает время поработать носильщикам сыра, которые перекладывают на свои разноцветные носилки купленный сыр и относят его на взвешивание в Палату весов.

Нидерланды, mijn liefste. Алкмар

В каждой команде носильщиков, как я уже говорила, есть ответственный за взвешивание человек. Его можно узнать по кожаному черному кошельку на поясе. Как правило, это самый старший человек в команде. Он контролирует исправность весов и следит, чтобы процесс взвешивания проходил по всем правилам. Когда товар взвешен, он помечает купленный сыр, и носильщики вновь бегут со своей нелегкой ношей на площадь. Со стороны кажется, что эти ребята играючи переносят свой груз. Позже у меня была возможность убедиться, что это иллюзия. Каждый круг сыра весит 13,5 кг, а таких кругов сыра на носилках помещается 8 штук + вес самих носилок 25 кг — итого 130 кг! Носильщики передвигаются в особом ритме, облегчающем их тяжелую работу.

Нидерланды, mijn liefste. Алкмар

Ну и, наконец, купленный сыр перегружается с вернувшихся из Палаты весов носилок на деревянные ручные телеги. Работники этого звена узнаваемы по черным штанам и светлым рубашкам и называются «метатели» (ingooiers), потому что с обманчивой легкостью перебрасывают тяжеленные головки сыра в тележку, а затем грохоча деревянными колесами по мощеной мостовой, отвозят к грузовикам.

Нидерланды, mijn liefste. Алкмар

Все звенья этой цепочки хорошо знают свою работу и действуют слаженно, и к 13.00 площадь очищается от следов рынка, чтобы окружающие кафе и рестораны могли вновь развернуть на ней свои уличные столики.

Гуляя по набережным Алкмара, обратила внимание, что сыр перемещается не только вручную по суше, но и на лодках по каналам. Не нашла, как называется эта должность-:)

Нидерланды, mijn liefste. Алкмар

А вообще объемы продаж и выбор сортов впечатляют. За время маркета продается сыра общим весом более 30 тонн! Это больше 2200 головок продукта.

Когда проходила мимо погрузки купленного товара в машины, бравые голландские kaaszetters предложили мне сфотографироваться со своим кругом сыра. Вот тут-то я и поняла, насколько тяжел их труд!-:) Ох уж, эти голландские zetters!

Нидерланды, mijn liefste. Алкмар

Не получив в собственность сыра, пришлось довольствоваться селедкой, что, впрочем, тоже очень и очень хорошо-:) Ах, эта голландская селедка! Именины сердца, как говорил один мой знакомый сисадмин!-:)

Сырный рынок проходит с конца марта по конец сентября каждую пятницу с 10.00 до 13.00. На сайте написано, что по вторникам планируются еще вечерние маркеты.

А еще в Алкмаре тоже есть мельницы. От площади Waagplein до них примерно 1,5 км, это минут 20 пешком. Можно доехать и на автобусе. Для этого нужно сесть, скажем, на остановке Kanaalkade нап автобус 3 или 4, а выйти на остановке Zeswielen.

Нидерланды, mijn liefste. Алкмар

Мимо мельниц проложена велодорожка, так что приятная прогулка гарантирована, если взять велосипед на прокат. После всех этих суеты и шума, который сопровождает любой маркет, было очень славно оказаться в тишине вдали от толп.