Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была сегодня 17:42
Без секрета всему свету

Манжерок, Камлак, Акташ, Кош-Агач, Горно-Алтайск — Россия Сентябрь 2018

…Весь мир еще сладко спит в теплых постелях, и лишь трем неугомонным и жадным до эмоций дамочкам неймется — как бы чего не пропустить, не упустить. Три дамочки — это Таня, Наташа и я. Задолго до рассвета мы забрались на Красную горку, возвышающуюся над ущельем реки Тыдтуярык незадолго до ее впадения в Чую. И ущелье, и Чуйский тракт, проложенный у подножия Красной горки и повторяющий замысловатые изгибы бирюзовой Чуи, еще погружены в утренние сумерки. Но мерзнуть на пронизывающем ветру нам пришлось недолго. Вскоре из-за Курайского хребта выглянуло Солнце, и тут же проснулись бескрайние просторы Чуйской степи, засияла еще не очень явная, но уже вполне заметная на берегах Чуи «шахматка» наряженных в золотые осенние сарафаны тополей и вечно-зеленых елей, «заиграли» разноцветные поверхности окружающих холмов, засияли заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта.

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

Моя душа развернулась навстречу воздуху, простору, свободе, независимости, возникло стойкое ощущение отстраненности от всего оставленного внизу — мирской суеты и поспешности, бешеного ритма городской жизни и конфликта на работе, не позволившего мне провести свой отпуск так, как я планировала. И только внезапные порывы хозяйствующего ветра, стремящегося скинуть вниз любого здесь находящегося, возвращали меня в реальность…

Я на Алтае… Пополнять свои энергетические запасы я приехала именно сюда.

На Алтае я была несколько раз, потрясенная ощущением неразрывности прошлого и настоящего, разнообразной красотой ландшафтов, непредсказуемой капризностью погоды. Алтай — это состояние души и сознания, эмоции и чувства. «Вынырнув» из этого состояния на несколько лет и побывав в этих местах в нынешнем сентябре в короткой поездке, я вновь ощутила на себе колдовскую магию Алтая. Словно в омут, затягивают меня воспоминания прошлых лет, о которых я мало, кому рассказывала. Снова у меня дома на всех горизонтальных поверхностях разложены карты и книги про Алтай, снова и снова я мысленно прохожу ранее пройденными тропами и проезженными дорогами:

рассматриваю петроглифы Елангаша и Калбак-Таша:

любуюсь осенним золотом горы Сайлюгем:

доверяю свой порванный ботинок Денису, и он зашивает его с применением нанотехнологий:

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

замираю от страха и напряжения при спуске с перевала Кату-Ярык:

удивляюсь упертой стойкости каменных грибов в долине реки Чулышман:

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

горжусь собой, что не струсила и не повернула назад у вертикальной скальной стеночки по дороге к водопаду Учар:

купаюсь в термокарстовом озере по дороге на плато Укок:

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

вижу накрытые снежной шубкой нежные желтые готовые вот-вот распуститься ирисы и поляны пламенеющих на солнце жарков:

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

И разве можно забыть фирменную Ксюхину дамляму и свадебный плов Витали, приготовленный на печке-буржуйке в крошечном домишке в поселке в Теплом Ключе, а в Сростках — сдобренные хреновиной пирожки с картошкой, испеченные деревенскими бабушками, а не в придорожном кафе?

Воспоминания кипят, бурлят, «бегут» наперегонки, я за ними не успеваю. Я переполнена эмоциями, восторгом, радостью от того, что все это со мной было!

Видимо, пришло время делиться всем этим богатством и рассказать о том, каким я видела Алтай в нынешней сентябрьской поездке и в прошлые годы.

Немного истории с географией…

В самом сердце Азиатского континента на почти равном расстоянии от трех великих океанов — Северного Ледовитого, Индийского и Тихого, на территории четырех государств — России, Казахстана, Китая и Монголии, расположен удивительной красоты заповедный край. Одни называют его золотыми горами, другие — пестрыми, третьи — монгольским словом «Атан». В России его называют Алтай. Здесь переплелись история, культура, религия многих народностей. Эта земля слышала голоса скифов, воды ее бурных рек поили лошадей гуннов, вольные ветры трепали крылья юрт и палаток джунгарских ханов и теленгинских князей, отдыхающих после трудных переходов. Здесь прошлое переплетено с настоящим. Своенравные реки, грохочущие на перекатах, петляют среди высоких гор, тянущихся к небесам, бескрайние степи распахивают свои объятия, «…и солнце, и ветер, и неслыханная прозрачность тонов», как писал Н. Рерих.

В Горно-Алтайске и окрестностях

Чтобы попасть на Алтай, есть несколько основных отправных точек: Новосибирск, Барнаул, Горно-Алтайск. Самым выигрышным по времени является Горно-Алтайск — из него быстрее всего можно добраться до тех мест, куда обычно стремится большинство туристов. Правда, с точки зрения стоимости авиабилетов из Москвы этот вариант может оказаться и самым дорогим.

Для старта мы выбрали Горно-Алтайск — экономия времени оказалась важнее экономии денег. Поскольку ночной перелет из Москвы не способствует хорошему самочувствию, организаторы поездки (altaidt.com) здраво рассудили, что день прибытия будет несколько мутным для нас. Поэтому, чтобы красоты Чуйского тракта мы не проспали, дремля в машине, этот день решено посвятить приведению наших организмов в дееспособное состояние. Чтобы не терять даром время, а провести его с пользой и для самочувствия, и для интеллекта, нам предложили:

1. в Горно-Алтайске посетить Национальный музей имени А. В. Анохина, который в нынешнем 2018 году отмечает свой 100-летний юбилей;
  2. завершить акклиматизационный день в Горно-Алтайском ботаническом саду, расположенном в с. Камлак Шебалинского района в 77 км от Горно-Алтайска.

В Национальном музее имени А. В. Анохина

Нет смысла пересказывать содержание часовой экскурсии по залам музея. Здесь много интересного — история, археология, народы и народности, национальные традиции, костюмы… Все очень красиво, лаконично и понятно.

Шапка шамана:

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

Резной календарь двенадцатилетнего цикла, состоящий из 12 барельефных изображений животных. Каждый месяц изображен по аналогии своего названия на алтайском языке. Центр круга занят изображением лягушки или жабы со знаком вечности — улзий, узел счастья и благоденствия. Это космическая лягушка, которая, согласно легендам, поддерживает собой Землю. Пояс, в котором плавают две рыбы, изображает мировой океан. Рыбы также «несут» на себе Землю.

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

Мне бы хотелось поделиться информацией об »алтайской принцессе» плато Укок, наверняка вы о ней уже не раз слышали.

«Укок» в переводе с монгольского языка означает «плоская поверхность». Уникальная территория плато Укок с 1994 года является Зоной Покоя (Природным Резерватом) «Укок», а с 1998 года находится под охраной ЮНЕСКО.

Всемирную известность плато Укок получило после археологических раскопок 1993 года, когда работающие там два отряда Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН обнаружили уникальное захоронение: под полностью разграбленным захоронением с сохранившимися останками мужчины и подростка обнаружили еще одно — погребальную камеру. В заполненной льдом лиственничной колоде-саркофаге находилось мумифицированное тело молодой женщины с сопроводительным захоронением шести лошадей с полными комплектами сбруи, украшенной богатым деревянным декором, выполненными в скифском зверином стиле; войлочными седлами с аппликациями и пр. Женщина лежала на войлочной подстилке с подушкой, укрытая меховым покрывалом, украшенным аппликациями из золотой фольги.

План погребения. Фото из книга Н.Полосьмак:

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

Женщина лежала на правом боку, со слегка согнутыми в коленях ногами, согнутыми в локтях руками, сложенными на животе кистями рук. Она лежала головой на восток, лицом на север, в позе спящей. Ее головной убор и парки занимали треть колоды. Лед сохранил мумифицированное тело, одежду и украшения.

Кисти рук. Фото из книги Н.Полосьмак:

Реконструкция головного убора. Фото из книги Н.Полосьмак:

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

Жнщина была одета в рубашку из индийского шелка, подпоясанную поясом с кистями, шерстяную красную юбку, длинные белые войлочные сапоги-чулки. На ней был головной убор в виде сложного сооружения из собственных волос, войлока, шерсти, конского волоса, дерева, золотой фольги. Всю конструкцию соединяла красная шпилька с деревянными фигурками грифона и оленя. Отдельные части тела погребенной имели татуировки.

Татуировки:

При мумификации использовались шерсть, высушенные травы, растущие на плоскогорье Укок, особые природные глины. В кургане также обнаружили серебряное зеркало в деревянной оправе, золотые серьги, сосуды из глины, дерева, рога, деревянные фигурки оленей, баранов, птиц. По мнению ученых, в погребении была захоронена женщина, принадлежавшая к жреческому сословию. Возможно, она была шаманкой.

Фото со стенда музея:

Оттаивание колоды. Фото из книги Н.Полосьмак:

Поднятие мумии. Фото из книги Н.Полосьмак:

В настоящее время мумия женщины находится в музее им. А. В. Анохина — в пластиковом саркофаге, имитирующем ее колоду. В нем встроен климат-контроль, поддерживается необходимая температура и влажность. В определенные дни, связанные с новолунием, работники музея открывают саркофаг, откидывают верхнее покрывало, и через защитное стекло посетители музея могут увидеть «принцессу Укока».

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

Сохранившиеся кожный покров, мышечная ткань и татуировки позволяют определить возраст находки в 2,5 тысячи лет.

Современные археологи восстановили последние полгода жизни «алтайской принцессы» и установили причину ее смерти. Это молодая женщина — в возрасте 25 лет она умерла от рака молочной железы.

Все украшения, одежда, головной убор хранятся в Новосибирске. В музей им. А. В. Анохина передали только тело.

Реконструкция погребального комплекса:

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

Манекен женщины в костюме, с веткой можжевельника, символизирующего святость и чистоту:

А вот так выглядит реконструкция облика, выполненная М.М.Герасимовым – автором методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков (М.М.Герасимов – советский антрополог, археолог и скульптор, доктором исторических наук, заслуженный деятель науки РСФСР):

В Горно-Алтайском ботаническом саду

Вблизи села Камлак расположен Горно-Алтайский ботанический сад Сибирского отделения РАН. Он существует уже более 10 лет. Здесь собрана обширная коллекция декоративных растений из различных регионов Республики Алтай, Дальнего Востока и Северной Америки.

Общая площадь Сада 60 га. С севера, востока и запада реки Катунь и Сема образуют естественную границу природного комплекса. Южная граница проходит по реке Сосновая. Здесь произрастают реликтовые и исчезающие виды растений, стыкуются разные природно-климатические зоны. Леса, находящиеся на этой территории, занесены в Зеленую книгу Западной Сибири, как представляющие эталон коренной лесной растительности.

В Саду очень приятно гулять — можно спуститься к реке, углубиться в лесные дебри, играть в прятки среди громадных лопухов, по росту вполне конкурирующих с итурупскими на Курилах, а можно просто любоваться ухоженной территорией с красивыми цветами и кустарниками:

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

У всех у нас восторг вызвали вот эти цветы — изящные, необычной формы, из-за длинных тычинок мне они показались похожими на паучков. Как мы позже выяснили, это Клеома колючая. Немцы и англичане ее так и называют — «цветок-паук»:

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

Для себя я особо отметила очаровательные элементы ландшафтного дизайна, надеюсь, на даче пригодится:

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

А вот эту избушку я несколько раз обошла — была уверена, что сейчас Баба-Яга или в окно выглянет, или в ступе из леса прилетит. Увы, нет, не состоялась с ней встреча.

Кстати сказать, именно на стенде Сада я прочитала вот такую информацию про Бабушку-Ягушку:

»Баба Йога (Йогиня-Матушка, бабушка Йогиня Златая Нога) — в славянской культуре Богиня Покровительница детей. Она странствовала по земле, собирая беспризорных детей-сирот, и доставляла их в свой скит, находящийся в самой чаще лесов. В нем Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Высшим Богам. Вот как это происходило: в скале имелось специальное углубление — пещера, из которого выдвигался помост (лопата), разделенный выступом на два равных углубления. В одно углубление Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белой одежде, в другое накладывался сухой хворост, и лопата задвигалась обратно. После Йогиня поджигала хворост. Специальный механизм опускал каменную плиту, отделяя углубление с детьми от огня. Когда загорался огонь, Жрецы переносили детей в другие помещения.

Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, то создавали семьи и продолжали свой род.

Иногда на обрядах присутствовали чужеземцы, которые не ведали скрытого механизма плиты. Именно они распространили сказки о том, что Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба-Йога, приносят детей-сирот в жертву Богам. Это повлияло на образ Йогини-Матушки. Тогда образ молодой красивой Богини подменили образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей и жарит их в печи лесной избы».

Из Сада не хочется уходить, я бы здесь гуляла и гуляла. Но настойчивое бибиканье нашей машины означало, что шашлыки на ужин ждать не будут!

Вскоре мы добрались до базы «Михайлово» в Камлаке, где и заночевали.

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

Но пока готовился ужин, я еще успела взбежать на небольшой пригорочек, ловя мягкие лучи заходящего солнца. Стоя на вершине холма, я наблюдаю за коровами, мирно пасущимися на склоне, уже погруженном в тень… за пастухом на коне, пытающимся направить их в нужном ему направлении… собачкой пастуха, неистово лающей на этих бестолковых животных, которые никак не поймут, куда им надо идти…

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

Все складывалось удачно — довольны мои друзья, с которыми через два дня я расстанусь: они поедут в Монголию, а я немного поброжу в окрестностях Тыдтуярыка и вернусь домой, надежна команда организаторов (altaidt.com), Денис — такой знакомый и почти родной… Доверяю ему безоговорочно и безусловно.

Все еще только начиналось — роскошно-вкусные ужины, дружное чоканье пластиковых стаканов с медовухой и еще кое с кем, веселые разговоры на разные сельскохозяйственные темы. А где еще можно обсудить вопросы оценки сельхозземель с коллегами из Самары, как не в отпуске на Алтае?

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

Я переполнена радостью и благодарностью Судьбе и Господу Богу, что позволили мне снова быть здесь, на Алтае, опять принявшем меня благосклонно — теплом, солнцем, красотой и добротой.

Источники дополнительной информации:

— Стенды Национального музея имени А. В. Анохина и Горно-Алтайского ботанического сада, рассказ экскурсовода;

— Н. В. Полосьмак «Всадники Укока», изд. ИНФОЛИО-Пресс, Новосибирск, 2001 г.;

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp? ID=20205.

Другие мои рассказы про путешествия по Алтаю:

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 2. По Чуйскому тракту. Китайская грамота и пирожки с хреновиной

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 3. По Чуйскому тракту. Вдоль Катуни и Чуи

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 4. По Чуйскому тракту. Про гейзеровое озеро и искушение повернуть «налево»

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 5. Клям, марсианские пейзажи и мясо на камне

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 6. Про памятник в степи, озеро с пупком и долину 100 лиственниц с единственным деревом

Алтай – Золотые Горы. Часть 7. Лунные похождения на Земле, жизнь теленгитов и карликовые березки в сумерках