Турист Марина Федорова (FMarina)
Марина Федорова
была 24 марта 10:44
Победитель голосования
«Итоги 2018»

Тюбинген, Фрайбург — Германия, Кольмар, Страсбург — Франция Сентябрь 2018

Самое трудное после возвращения домой из путешествия — это привести в более-менее в разумный порядок полученные впечатления, облечь бурлящие внутри эмоции в мысли, а уже потом эти самые мысли выражать словами. Я тут вначале в аннотации написала фразу типа «Краткий обзор…». Нда уж, ведь пришлось в самом конце вернуться обратно и внести коррективы в эту самую аннотацию, так как с краткостью у меня не сложилось. Две недели в положенные рамки никак не впихивались.

Так вот — Эльзасу я встречу обещала. Давно. Лет эдак пять назад, или шесть- прямо перед Швейцарией. Мне тогда попался на глаза предлагаемый тур в Баден-Баден с экскурсиями по Эльзасу. И я загорелась- даже написала своей однокурснице, которая более 30 лет назад в Германию уехала, что я буду в ее краях и мы непременно встретимся. Но… тут Швейцария очень удачненько выплыла на первый план, потом Италия сердце и разум в плен захватила, а в прошлом году Аквитания кокетливо глазками подмигнула. Поэтому этот наш маршрут даже и складывать не надо было — он готовенький в запасниках вылеживался. Только подкорректировать чуток, да с билетами-отелями определиться.

Лететь решили аэрофлотом до Штутгарта, это самый близкий аэропорт к Страсбургу, далее поездом, время в пути 1 час 20 минут. Билеты на поезд покупали на сайте немецких железных дорог заранее, для получения визы, так как визу мы получали в визовом центре Франции, а прилетали в Германию, но дней пребывания в ней было на три меньше. В общем-то при получении визы никаких проблем не было, а вот в аэропорту Штутгарта при прохождении границы сотрудница таможенного досмотра, подозрительно вглядываясь в наши лица, затребовала все документы, подтверждающие наше пребывание в Германии и во Франции, все брони отелей и наши обратные билеты. Несколько раз переспрашивала о цели поездки- я слово «туризм» повторила ей раза три-четыре. Так «приветливо» нас еще ни разу не встречали!

Ниже я выкладываю карту нашего маршрута, но без дополнительных городков, куда мы ездили из базовых отелей. Красивенький так овал нарисовался!

Первым городом нашего жития был Страсбург. Целых пять дней я ему отвела. Нет, ну как пять… На один день поездка в Мец намечалась, еще на один в Мольсайм- Оберне- Селесту. Минус полдня первых в дороге… В итоге- мало, мне категорически не хватило минимум одного дня! Причем расставаться со Страсбургом мне не захотелось сразу же в день приезда. Зашла я в наш номер в отеле «Beaucour», открыла окошко и ахнула!

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Под крышей, как Карлсон, мы еще никогда не жили — и ведь как началось в Страсбурге, так и продолжилось, — во всех отелях номера оказались аналогичными. У меня сразу дремотное состояние прошло (потому как ночной перелет плюс разница в три часа по времени сказывалась). Муж фотоаппарат в руки, я за ним, и побежали быстрее, пока солнце хорошее, город смотреть. Хотя кушать уже очень хотелось… Но это у нас там, в Тюмени, уже восемь вечера, а в Страсбурге только пять и садиться за столики отмечать начало отпуска нас еще не приглашали…

Все же как романтично и стилистически красиво выглядят такие крыши с окошечками в совокупности с фахверком! Пусть назначение этих окон гораздо прагматичнее, чем внешний вид — нужны то они были для просушки шкур животных в домах кожевенников и пахло оттуда не очень приятно — но мне это совершенно не мешало любоваться и восторгаться ими как архитектурным элементом.

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Я не переставала любоваться и восторгаться Страсбургом все эти дни! Ни разу усталости в ногах не почувствовала, будто на это время во мне моторчик дополнительный в организме включился. Харизматичный и очень фотогеничный он, Страсбург. Каждые два шага новый открыточный вид. Поворот головы — и видишь это же в другом ракурсе совершенно по-новому и не менее красочно. И нас постоянно окружала удивительная мягкость, улыбчивость и дружелюбие местных жителей — поверьте, мне есть с чем сравнивать этот момент в нашей поездке и попозже я еще остановлюсь на этом!

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Ну и главное, что случилось для меня в Страсбурге, это долгожданная встреча с подругой юности, моей однокурсницей, уехавшей в Германию тридцать лет назад. Потерялись мы с ней после этого надолго, нашлись лет 5–6 назад на одноклассниках, и немного о жизни друг друга за эти годы уже знали. Ровно столько, сколько можно узнать по коротенькой переписке, тем более, когда ты не видишь рядом человека. В общих чертах. Встречу решено было устроить в Страсбурге, где подруга тоже не была, и провести вместе 2 дня. Волнение накануне встречи у меня было такое — даже не ожидала… Ведь мы стали совсем другими, наверное, за эти годы, а не будет ли встреча натянутой, когда вроде и говорить не о чем, а надо? Но уже через минуту после первых ахов и обнимашек нам показалось, что расстались мы только вчера, и ни одной фальшивой ноты не случилось в наших разговорах за все это время. А Страсбург не только окружал нас красотой и баловал погодой, но даже казалось, что он вернул нас ненадолго в юность.

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Правда, мы постоянно переключались с достопримечательностей Страсбурга «на свое, на девичье», муж мой предъявил мне потом кучу компромата на тему о том, как я гуляла по Страсбургу.

С каким удовольствием мы посидели в замечательном кафе Restaurant au petit bois bert под самым большим платаном Страсбурга, длинные ветви которого надежно закрывают посетителей от ветра, слишком яркого солнца или мелкого дождичка, создавая удивительно уютную атмосферу! А ближе к вечеру, как раз, когда начал накрапывать дождик, отправились в музеи во Дворце Рогана, где меня интересовало все, но более прочего хотелось увидеть «Прекрасную страсбурженку» Никола де Ларгильера.

А потом еще успели и на вечернюю экскурсию на батораме для полноты ощущений от Страсбурга, потом радостно завалились в первый попавшийся ресторанчик, и это оказался удачный выбор, и закончили этот замечательный день вкуснющей бабой-ром с ромом «Дипломатик»

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

На следующий день мы сменили фахверк на более современный город, доехали на трамвае до площади Республики, потом до Европейского квартала, и побродили по замечательному парку Оранжери. Вот только я немного ошиблась (записывать надо!), решив, что ручных ондатр можно кормить с руки именно в этом парке, а нам надо было пойти оказывается в другую сторону от Европарламента. Так что заявленных мной ондатр не оказалось, так и остался невыполненный пунктик программы.

Зато я неожиданно выполнила несколько пунктиков плана, на которые даже не надеялась. Я посетила все три церкви святого Петра в Страсбурге — церковь святого Петра молодого католическую, церковь святого Петра молодого протестантскую и церковь святого Петра старого. Причем самая нереальная к посещению именно протестантская церковь. Она просто постоянно закрыта. Спросить часы работы не у кого, а расположена она так, что и найти то ее проблематично. Три раза я ходила к ее закрытым дверям. Объявление, где-то сбоку прилепленное, гласило, что в воскресенье 9 сентября в помещении церкви состоися концерт какого-то там фестиваля в 17–00. В этот день у нас по плану стоял Оберне. Решено было вернуться раньше и попытаться проникнуть внутрь, ибо есть там невероятные фрески, сохранившиеся с XIV века, посмотреть которые очень хотелось. Я, скрепя сердце, убрала из плана Селесту. Мы прибежали, запыхавшись, когда концерт еще не закончился, двери были по прежнему закрыты, но около них стояли два охранника. Подбирая французские слова, мы стали расспрашивать, возможно ли будет попасть в церковь после концерта? И тут один из них на чистом русском языке сказал, чтоб мы еще полчаса погуляли, а потом возможно получится зайти. Нет уж, куда там погулять, мы полчаса толклись на этой небольшой площадке, боясь пропустить счастливый миг, ведь это был наш последний день в Страсбурге! Наконец двери распахнулись и мы кинулись внутрь, но этот же охранник нас тормознул — надо же было дать выйти зрителям. Ох, как же они копошились!!! Никуда не торопясь в этот воскресный вечер, они задушевно беседовали с организатором концерта о чем-то, который с каждым потом лично прощался за ручку…

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Нетерпение мое нарастало… Охранник подошел к организатору концерта и попросил у него разрешения пропустить нас внутрь, и… неожиданно получил категорический отказ! Чего-то там аппаратура, ответственность и прочее-прочее. Смириться с этим для меня было невозможно! Дай бог здоровья этому понимающему русского туриста охраннику, специально отвернувшемуся так, как будто он не видит нас, чтобы мы незаметно прошмыгнули и смешались с толпой! Даже хотелось ущипнуть себя, чтобы поверить в реальность происходящего, и вели мы себя в церкви от возбуждения не очень адекватно, но сказать «оревуар» и «мерси» седовласому организатору, выходя последними из церкви, все же сумели.

И я никуда не хотела уезжать из этого города, в котором субботним вечером горожане танцуют на площадях по музыку уличных музыкантов, и обязательно тормозят шаг и останавливаются, если видят, что ты фотографируешь. Города, в котором велосипедисты вежливо тренькают звоночком зазевавшемуся туристу, упрямо идущему именно по велосипедной дорожке, и потом еще извиняются, что прервали процесс созерцания красот. Именно этот момент очень удивил мою подругу, которая сказала мне, что в Германии велосипедист человека, идущего по велосипедной дорожке, оттолкнет и еще обругает. Думаете преувеличила? Нет! Я была потом во Фрайбурге и Тюбингене и все это увидела и прочувствовала наглядно.

В Мец мы ездили так же втроем, моей однокурснице тоже хотелось посмотреть этот город. День выдался очень прохладный и ветренный, и это был единственный день, когда солнышко меня подвело. По совету Леночки Leolik я заранее договаривалась в этом году о погоде с небесами и почти все у меня получилось, только вот облачка кудрявые запросить позабыла, да еще Мец покапризничал.

Дорога на поезде до Меца занимает 1 час 26 минут, цена вопроса туда-обратно на одного человека 56 евро, а достопримечательности начинаются сразу со здания вокзала.

Только карта, которую нам выдали в информационном туристическом центре, оказалась очень неудобной, достопримечательности вынесены на отдельном листе, приходилось ее крутить-переворачивать постоянно. В итоге я все же умудрилась пропустить кварталы немецкой застройки и часовню тамплиеров. Главная красота города- это конечно Кафедральный собор (тот самый, где дракончики на стенах) и Новый храм, построенный на краю острова, разделяющего реку Мозель на два протока. Вот уж точно- какую бы точку съемки Нового Храма не выбрал- не ошибешься. а вот Дракон оказался таким бутафорским и похожим на курицу, что никак в моем представлении на достопримечательность не тянул.

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Еще мне очень понравилась набережная одного из рукавов Мозеля — так живописно она цветами украшена, красные кленовые листочки дрожжат на ветру, пушистые бордовые колоски-веточки разнотравья шуршат — только солнца к картинке не хватило. И еще цапля серая красавица там стояла на порожках на одной ноге, рыболовничала. С аистами мне в Эльзасе не повезло — ни одного не встретили, к сожаленью. А вот цапли серые частенько попадались.

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Но Мец все-таки остался для меня до конца непонятым городом. Тут и погода немного виновата, и моя торопливость, и временная ограниченность, а так же неожиданная озабоченность города правами сексуальных меньшинств. Поднялись мы к Площади Армии, на которой стоит Кафедральный собор Сент-Этьен и от удивления замерли. Рядом с собором на здании торговой галереи висели громадные фотографии однополых партнеров эротической направленности. Иногда с детьми. Это я сейчас очень осторожно слова подбирала для написания, а в тот момент все само собой назвалось своим именем. И не только здесь были развешены такие фотографии. В Меце проходила уличная выставки известного, как я поняла, фотографа Olivier Ciappa с нетрадиционной ориентацией. На всех улицах в самых непредсказуемых местах висели его фотографии, включая его семейный автопортрет с партнером и ребенком. А так как мы пока не догнали Европу по этому вопросу, то настроиться на толератность у меня не получилось. Перебила эта выставка атмосферу города, в который я так стремилась.

Я уже написала, что из-за желания попасть в протестанскую церковь святого Петра молодого поездку в Мольсайм — Оберне — Селесту мы урезали. Но урезали неправильно. Надо было оставить Селесту, но убрать Мольсайм, побоялись, что с маршрутом Оберне-Селеста мы не успеем вернуться к окончанию концерта. Мольсайм- очень симпатичная маленькая деревушка, с которой начинается винная дорога Эльзаса, но простовата в сравнении со многими другими по этой дороге. Да еще и не так близко к железнодорожной станции. А вот Селесту очень жаль, что не посмотрели и в монастырь Святой Одилии не добрались. Я надеялась доехать потом из Кольмара до Селесты, но тоже не хватило времени.

Про Оберне, как и по другим деревушкам, потом обязательно выложу фотоальбомы, потому как красивый он очень и время мы там провели с удовольствием, часа три на него вполне достаточно, если с обедом, то немного подольше. Фахверк там на каждом шагу, или правильнее сказать- там один фахверк и есть.

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Кольмар. Пожалуй, при подготовке путешествия, это было наиболее желанное для меня место. Поэтому я отвела Кольмару целых три дня с учетом поездок по близлежащим деревенькам. И жить я хотела непременно в центре и непременно в фахверковом домике. И цена за номер отеля Saint-Martin, которая была даже дороже номера в Страсбурге, меня не остановила. И по плану тут мы должны были бы взять машину, вернее взять в Страсбурге, переехать в Кольмар и рассекать по городкам и виноградникам с ветерком. Эх, планы-планы… Но в Шереметьево муж сначала вдруг громко ахнул, напугав окружающих, а потом упавшим голосом тихо-тихо произнес: «Права остались дома на тумбочке…" Мою реакцию на это лучше оставить за кадром, трудно остаться белой и пушистой в такую минуту. Поэтому местные электрички и автобусы стали нашими лучшими друзьями и помощниками в этом году, и ситуация оказалась в целом вполне разрешимая, транспортная сеть развита нормально. Несомненно с машиной мы бы успели гораздо больше, так как не выжидали бы стыковок и не зависели от расписания.

Так вот, раз я никак не могла расстаться со Страсбургом, то решила отнять у Кольмара целых полдня. Выехали мы в Кольмар только после обеда, пробежавшись сначала еще разок по самым любимым и запомнившимся местам Страсбурга, и прибыли в отель как раз к моменту заселения в 15–00. Электричка идет 25 минут, цена вопроса 26,4 евро на двоих.

То ли Кольмар обиделся на меня за такое неуважение, то ли мои ожидания были слишком завышенными, но в первый день Кольмар меня немного разочаровал. И Маленькая Венеция то мне слишком маленькой показалась, и Старого города маловато вроде, и комнатка в отеле опять же крохотная совсем да еще и окна выходят во двор на стену и никакого вида… Зажралась, образно говоря!

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Ну ничего, на следующее утро всякая шелуха пооблетела, и мы с Кольмаром друг друга поняли и нашли общий язык. Как в любом прянично-мимишном городе в нем жили разные сказочные зверушки.

А кроме церкви Святого Мартина, рядом с которой мы и жили, в Кольмаре есть Доминиканская церковь, который на данный момент является музеем одной картины. В ней хранится написанная специально для церкви Святого Мартина «Мадонна в беседке из роз» работы Мартина Шонгауэра 1473 года. Украденная из церкви в 1972 году она нашлась через год в Лионе и была передана в этот музей под усиленную охрану. Картина просто потрясающая, в ней каждый цветок имеет свое символическое значение. Фотографиировать никто не запрещал.

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Кольмар реальный, живой, а не по картинкам, полностью перевернул мое представление о нем за эти два дня. Это достаточно большой современный город с многоэтажной застройкой жилых кварталов, просторными парками, в центре которого спрятано фахверковое средневековое чудо, окутанное шлейфом романтики и сказочности, украшенное бесконечными корзинками и горшочками цветов. Это тоже Кольмар.

Вот как то примерно так, как в этом доме, и в самом городе все объединено в одно гармоничное целое.

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Ну и еще статуя Свободы- это тоже Кольмар. Здесь родился знаменитый скульптор Огюст Бартольди, в родном доме которого сейчас музей. А статуя Свободы встречает гостей города, въезжающих в него на автомобиле.

Риквир и Рибовилль. Само собой в варианте с арендой машины количество маленьких городков к посещению в этот день, да еще находящихся в нескольких километрах друг от друга, было не два. Несколько месяцев мне ласкали слух и будоражили воображения названия Юнавир, Кайзерсберг, Кинцхайм, Эгисхайм. а в Юнавире был еще и сад бабочек. Пришлось оставить некоторые хотелки на «потом когда-нибудь и может быть». Автобусы из Кольмара по маршруту Кольмар-Риквир- Юнавир- Рибовилль- Селеста ходят регулярно. Но промежутки между ними выстроены так, что вряд ли получится успеть посмотреть больше двух городков, плюсом само расписание разное в разные дни недели. Последний автобус на Кольмар из Рибовилля уходит в 18.20, что ужасно рано, а заказать такси, о котором мы читали в интернете, ой как непросто. Мы пытались, чтобы ускорить процесс. В Риквире. Удивлялись на нас даже местные полицейские. Оставалось только расслабиться и получать удовольствие здесь и сейчас. Пришлось разбавить удовольствие от сказочного фахверка походом по виноградникам прямо за стенами Риквира и обедом с дегустацией эльзасских вин, да непременно с десертом!

Вид с виноградников на Риквир очень живописный, виноград весь уже готов к сбору, аж светится на солнышке, и с кустиков особо вкусный, напробовались.

Надо сказать, что к этому моменту (была как раз середина нашего путешествия) мы набрали примерно по 2–3 килограмма дополнительного веса. И ведь вроде неплохие физические нагрузки у нас были, но на объеме порции в Эльзасе не экономят. Приходилось временами заказывать «одну порцию на двоих», стыдливо отводя глаза от удивляющегося официанта, ну, а как можно съедать за раз такие куски мяса или рыбы, а потом и вовсе стали забегать вечерком в супермаркет для менее калорийного ужина. Но в ожидании автобуса в Рибовилль от десерта после лукового супчика и отбивной не отказались! Дали слабинку.

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Соответственно, в Рибовилль мы прибыли расслабленные, и бегали уже не так активненько. Муж задал риторический вопрос, не тошнит ли меня от фахверка уже? Меня не тошнило. Да вообще, как может быть нехорошо от такой красоты, которая, между прочим, не повторяется и сугубо индивидуальна в каждом городочке и вовсе не на одно лицо (как иногда кажется, глядя на китайцев). И тут мы зашли в чудный магазинчик с эльзасскими винами, где соответственно их и продегустировать можно было перед покупкой. Катюша, catys! Полностью разделяю твою любовь к гевюрцтраминеру с этой поездки! Две бутылочки 2007 и 2015 года заначены на новогодние праздники! Но вот Пино Гри и Пино бланк вкупе с Рислингом все же не мое.

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

В церковь Saint-Gregoire мужа затащила с трудом, одним глазком глянуть чтобы. Теперь вот перелопачиваю интернет, чтобы найти что-нибудь про капеллу Notre-Dame de la Raydt и пока с нулевым результатом. Само собой новодел, но выглядит маштабно и необычно, интересно было бы узнать побольше.

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Фрайбург Пришло время попрощаться и с Кольмаром и с Францией и переезжать в Германию. Я достаточно поверхностно просмотрела дома транспортные развязки Кольмар-Фрайбург и Фрайбург-Тюбинген. На карте они находятся близко друг от друга и железнодорожное сообщение между ними, естесственно, есть. Но местность еще имеет и определенный рельеф. Уже на месте я обнаружла, что попасть во Фрайбург из Кольмара по железной дороге можно только или через Базель или через Страсбург, что одинаково дорого и долго. Альтернативный способ- автобус. Из Кольмара с остановки у ж/д вокзала в Брайзах на Рейне отправляется автобус со стыковкой по времени с электричкой из Брайзах во Фрайбург. Билеты продаются сразу у водителя до конечной остановки, т. е. до Фрайбурга. Опять не хотелось уезжать и мучали горькие сожаления о непосещенном музее Бартольди и музее Унтерлинден, опять «как-нибудь потом и может быть».

От Фрайбурга я почему-то как раз ничего особенного не ожидала, меня привлекала здесь экскурсия по Шварцвальдскому лесу и к водопадам Триберг и Тоднау, да еще намечали съездить в Базель на денек. И все как всегда- ты не ждешь, а тебе одни приятности! Начиная с отеля «Schwarzwalder Hof». У меня было ощущение, что белоснежное постельное белье даже хрустит от чистоты. Завтраки в отельном ресторанчике на таких же белоснежных скатертях с разнообразным выбором блюд отложили мысль о снижении потребления калорий в этой поездке на потом. Вот кстати о скатертях! Когда в прошлом году после четырех лет поездок по Италии мы познакомились с Францией, то отсутствие скатертей и замена их на бумажные куцые салфетки на столе нас шокировала. А один раз в ресторане мне отказались заменить грязные столовые приборы после салата перед мясом, и возмущены были несказанно, когда я взяла чистые приборы на соседнем свободном столике. Отношение во Франции к этим вещам повсеместно такое. Они борцы за экологию. Постирай-ка потом за миллионами туристов скатерти за день по нескольку смен! Мы потом привыкли к этому конечно, а в этом году даже и во внимание не брали. Представляете, сколько баллов набрал в моем рейтинге Фрайбург благодаря такому отношению к гостям отеля?!

Да и сам Фрайбург обязательно стоит посмотреть, а Фрайбургский Мюнстер это очередное потрясение за эту поездку. Правда, регулярный звон колоколов, особенно рано по утрам, нас немного напрягал с непривычки.

Велосипедисты, как и обещала моя подруга, с велосипедных дорожек нас сталкивали, перед фотокамерой никто не тормозил и здороваться на улицах не собирался. А мелких деталей и изюминок, которые нужно было непременно запечатлеть, было хоть отбавляй. Легкий теплый вечерний дождичек в день приезда позволил получить романтические вечерние кадры с блестящей брусчаткой.

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Шварцвальд. Я хотела заказать экскурсию по Шварцвальду у Клавдии klaudia. Но у нее эти дни были уже все заняты, развиртуализация не состоялась. Но она порекомендовала нам своего водителя Сергея для этой поездки, за что ей и Сергею большое спасибо! Все намеченное и даже сверх этого свершилось. Только шварцвальдские белки меня проигнорировали. Как и эльзасские аисты впрочем, и страсбургские ондатры. Закупленные для этого орешки сгрызла автор рассказа. Я восполняла затраченную энергию за этот день, так как дорвавшись до живого общения с природой и водопадами, прыгала по валунам, поросшим зеленым мхом, как козочка, а муж вместо того, чтобы фотографировать, кричал мне, чтоб я берегла ноги. Этот день был самый-самый волшебный!

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

На следующей фотографии можно потренировать внимательность и посчитать количество грибов, кто больше?!

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

И вообще, меня поймет только тот, кто сам ездил по озерам и водопадам Шварцвальда — за один день мы успели посетить Триберг и Трибергский водопад, озеро Титизее и Шлухзее, а потом и водопад Тодтнау.

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Базель. Я все-таки сделала это! В 2012 году Базель не уложился в наш маршрут по Швейцарии и вот для него наступил этот самый час «когда-нибудь потом»! Электричкой от Фрайбурга ехать до него 46 минут, билеты стоят 32 евро туда и обратно на двоих. Погода в этот день стояла жаркая, но ночные перепады температур были уже существенными и заставили рано утром накинуть ветровки, осень чувствовалась. Первым делом мы безусловно отправились на мост делать фотографии базельского Мюнстера, потом вернулись обратно, чтобы пройти непосредственно к собору. И тут облом- он был закрыт. Именно в этот день. Хотя должен был работать по графику. Зато посмотрели клуатр, у собора их даже два- большой и малый, и, пожалуй, ничего подобного я еще не видела.

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

На площадь перед Ратушей надо было спуститься по узкой лестнице и первое, что я увидела — это ярмарочные палатки! Суббота! Ох и побегали мы из конца в конец по этой самой площади, пытаясь найти точку съемки, где палатки не закрывали бы Ратушу. Ратуша фантастическая — недаром я так рвалась ее посмотреть в реальности, потому что ни одна фотография не передаст того впечатления, которое она производит. А внутренний дворик Ратуши, фрески, фонтанчики, декорации! Просто восторг!

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Как видите, я очень подружилась с Базелем!

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Многим не очень нравится Швейцария, но во всех городах, в которых я была (кроме Берна) мне было очень комфортно и душевно. И всегда я ощущала внутреннюю свободу и уверенность жителей. И с удовольствием я гуляла по улицам Базеля, а обед в кафе был вообще идеальным. И кстати о дороговизне. В сравнении с Германией обед нам стоил дешевле, в Германии цены в этом году в кафе и ресторанах какие-то запредельные.

И напоследок у нас было два дня в Тюбингене. И первый из них был воскресеньем. Как мне хочется исключить выходные дни у всех остальных людей во время своего отпуска!!!! Но это никак невозможно обойти. Я выбирала Тюбинген для остановки как маленький городок рядом со Штутгартом, симпатичный по фотографиям, да еще на букву «Т». А вы ж помните, что город на Т обязателен в моих путешествиях, это уже традиция! Ничего такого я о нем не знала. А город то оказался очень раскручен у немцев и люди специально приезжают сюда на уикенды. И оказался этот город- самым дорогим в нашем путешествии (никогда бы не поверила). Ах да, сначала о том, как мы до него добрались! Тут ведь есть опять заковыка с поездами, в этот раз мы воспользовались автобусами Flixbus и за 13 евро за 2,5 часа нас домчали до места назначения. Отель Am Schloss находился на самом верху рядом со старой крепостью и вид с площади отеля был соответствующий. Пусть не Дордонь, но вполне даже!

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

А у народа было воскресенье! Пиво, колбасы, вино, овощи, цветы, марафон, палатки, катание на лодках — все смешалось в Тюбингене в этот день. Закрутило и завертело нас в этой толпе. Лето уходило, отпуск заканчивался и остановить мгновение очень хотелось.

Эльзасский гевюрцтраминер и шварцвальдская вишенка

Какая-то концовка скомканная у меня получилась. Потому что пора заканчивать дозволенные речи, а все подробности будут в следующих сериях.