Турист Марина (Marina2506)
Марина
была 11 апреля 16:04

Мальта экскурсионная в режиме hop on – hop off. Северный маршрут + то, что не успела освоить с Южного (Марсашлокк и Голубой грот)

Марсашлокк, Зуррик, Мдина, Рабат, Моста, Аттард — Мальта Октябрь 2016

О том, как начиналось предметное знакомство с островом Мальта на бас-туристике в режиме Hop on-Hop off по Южному маршруту и вплавь вокруг острова, написала ЗДЕСЬ. В данном рассказе продолжу о том, что еще увидела на острове.

Как вы помните, в Марсашлокк и Голубой грот, включенные в Южный маршрут бас-туристика, по собственной беспечности с первого раза я не попала. Но отказываться от посещения данных объектов и не собиралась. Мой несчастный вид и жалобный тон при обращении в агентство, в котором приобрела комбинированный тур на бас-туристик, с вопросом: «А как же мне теперь быть? И там не успела, и сям опоздала, а хочется по-прежнему так же сильно…», возымели успех. Ноу проблем, произнесла хозяйка агентства, всего за 8 евро мы организуем индивидуальный тур в оба эти места, но только в определенный, свободный у нас, день. И день этот определили как раз на последний день моего пребывания на острове Мальта. Поскольку вылет у меня был поздний, ничем не рискуя, с удовольствием согласилась с предложенным вариантом. В оставшиеся до отъезда дни успела прокатиться и по Северному маршруту, но об этом чуть ниже. Завершу сначала с Южным.

Итак, Марсашлокк. Это небольшая рыбацкая деревушка, уместившая в своем наименовании слово «марса», что в переводе с арабского означает «порт» и название средиземноморского ветра «шлокк». Несмотря на небольшие размеры, в первую очередь Марсашлокк является одним из крупнейших портов страны. Но наибольшую известность Марсашлокку приносят знаменитые лодки-луццу, ставшие одним из символов Мальты. Вся гавань Марсашлокка буквально усеяна ими! Лодки-луццу очень яркие, разрисованные красно-желто-голубым цветом. А на носу каждой из них можно увидеть глаза! И это не случайно. На лодках-луццу изображены либо Око Гора, либо Око Осириса, которые, согласно легенде, ограждают рыбаков от опасностей.

Помимо лодок-луццу в гавани Марсашлокка масса всевозможных плавсредств. Встречаются и настоящие «малышки», которые сложно представить в использовании по назначению.

Гуляя по набережной с наслаждением впитывала жизнерадостную цветовую палитру и даже думать не хотела о том, что могла вообще не доехать до Марсашлокка.

Вдоль набережной расположились уютные ресторанчики, в которых можно отведать свежайшие морепродукты. Марсашлокк славится также рыбным рынком, который работает утром в воскресенье. Я же оказалась в Марсашлокке в субботу, поэтому пришлось довольствоваться ассортиментом рынка сувенирного.

Из «вкусных» мальтийских сувениров стоит обратить внимание на всевозможные ликеры, вина, травяной напиток «кинни» (средняя цена 7–9 евро) и сладости. Очень вкусные джемы (из кактуса, инжира, апельсиновый) приобрела именно здесь. Цена за баночку (200 гр) — 3,5 евро.

Среди достопримечательностей Марсашлокка города отмечу церковь Мадонны Та’Помпеи, расположенную на главной площади города

и памятник рыбаку, около которого я присела передохнуть.

Подробную галерею по Марсашлокку можно посмотретьЗДЕСЬ

Чуть южнее Марсашлокка, недалеко от города Зурриек находится Голубой грот (Blue Grotto) — уникальное природное образование потрясающей красоты. Чтобы добраться до Голубого грота, можно воспользоваться и общественным транспортом (на автобусах № 71, № 73 доехать до Зурриека, пересесть на автобус № 201, который идет до грота. Выходить остановке Grotto). От остановки, ориентируясь на указатели, нужно спуститься к заливу.

Меня же доставили практически до билетной кассы, расположенной у спуска в залив, где я и приобрела билет на лодку (стоимость 9 евро). Правда, катают на лодке только в случае относительного спокойствия моря, даже при небольшой волне катания отменяют. В безветренную погоду лодки отплывают к гроту ежедневно с 9.00 до 16.30. Планируйте поездку к Голубому гроту в первой половине дня. Именно до обеда солнечные лучи как-то по-особенному преломляются в морской воде и обеспечивают эффект лазурного свечения.

Что представляет собой Голубой грот. Это совокупность шести пещер естественного происхождения, связанных друг с другом переходами.

Название гроту дали британские солдаты по аналогии с Голубым гротом, находящимся на острове Капри.

Проплываем между скальными образованиями

Катаясь на лодке можно увидеть, как на стенах грота и системы его пещер отражаются розовые, фиолетовые, оранжевые, цвета подводной флоры. Вода в гроте очень чистая, можно наблюдать, как меняются оттенки изумрудно-лазурного цвета в зависимости от угла преломления солнечных лучей. От пейзажей вокруг просто дух захватывает: высокие скалы с причудливыми узорами, средиземноморская вода сапфирового цвета, разбивающаяся о камни на мелкие бриллианты — КРАСОТИЩА!!! В ходе прогулки можно также увидеть крохотный островок мальтийского архипелага — Филфла (Filfla). Он необитаем, за исключением уникальных видов ящериц-эндемиков. Голубой грот привлекает не только туристов, но и, например, кинематографистов. Во всей красе это место было показано в фильме «Троя». Одним словом, прокатиться по Голубому гроту советую. Получасовая морская прогулка подарила незабываемые впечатления! Подробную галерею по Голубому гроту можно посмотреть ЗДЕСЬ

Определившись с предпочтениями на Северном маршруте, продолжила изучение острова на синем автобусе Maltasightseen hop on-hop off. Чтобы услышать русский язык в синем автобусе, нужно нажать цифру 8. На этом маршруте первым делом отправилась в городок Аттард, в котором расположены Сады Святого Антонио (San Anton Gardens), представляющие собой оазис, вместивший всевозможные виды растений. Вход в сад свободный. В обычном понимании садом их назвать сложно, скорее, это парк с элементами архитектурных композиций и ландшафтного дизайна.

Сады разбили в 17 веке вокруг летней виллы Великого Магистра Антуана де Пауле. Вилла и сады названы в честь Антония Падуанского, небесного покровителя Великого Магистра. Около двух с половиной веков дворец был официальной резиденцией Британского губернатора, а в настоящее время здесь расположена резиденция президента Мальты. Часть территории сада, прилегающая ко Дворцу, закрыта для посещения, как, собственно, и сам Дворец, но в то же время походить по его территории можно.

В саду несколько красиво оформленных водоемов с рыбками, черепахами, лебедями и водоплавающей птицей. На территории сада гуляют павлины.

Растения и деревья, высаженные в парке около 300 лет назад, собраны со всего мира.

Мое внимание привлекли огромные красавцы-баньяны)

С садами Маримуртра и садами Святой Клотильды, посещенными в Каталонии, этот сад, конечно, несравним, но, учитывая, что Мальта бедна на зеленые насаждения, прогуляться утром по саду было очень приятно.

Городок Моста. Собственно, сам городок интересовал мало, а вот Собор Вознесения Девы Марии или Ротонда Успения Богородицы (Mosta Dome, Mosta Rotunda), являющийся не только самой большой мальтийской церковью, но и одним из самых больших соборов мира, представлялся весьма привлекательным. Величественный Собор можно увидеть из любого уголка города.

Ротонда строилась 27 лет французским архитектором Джорджем Грогнетом де Вассе по образу и подобию известного римского Пантеона — храма всех богов. Вход в Ротонду свободный. Дух захватывает от богатого внутреннего убранства Ротонды: полы и колонны выполнены из мрамора, много картин, фресок, статуй, особенно выделяется красивый расписной купол (37 метров в диаметре!), являющийся третьим по величине в Европе и девятым в мире.

Ротонда знаменита еще и тем, что во времена второй мировой войны во время мессы в храм попали 3 немецкие бомбы, но ни одна из них не взорвалась. Никто из находившихся в храме прихожан не пострадал, а сами бомбы, пробив купол, упали у алтаря. Случившееся считается не иначе, как чудесным вмешательством Господа! Из Мосты мой путь лежал в Мдину.

Мдина — бывшая столица Мальты, город более чем с четырехтысячелетней историей. Этому городу советую уделить побольше времени, он хоть и небольшой, но весьма интересный. Мдину называют «Мертвым городом». Город, находящийся на холме в самом центре острова, действительно, производит такое впечатление, если смотреть на неприступные мрачные стены городских фортификаций издалека,

но вот во время прогулки по нему город таковым не показался. Возможно, из-за того, что в городе много туристов, конных экипажей, снующих туда-сюда. Кстати, за 35 евро можно 20 минут покататься по городу на карете.

Пройдя через знаменитые Городские ворота Мдины,

оказываешься в очередном золотисто-каменном средневековом городе. К главным достопримечательностям Мдины можно отнести Городские ворота, Греческие ворота, Дворец Магистра Вильена, Кафедральный Собор Святого Павла, церковь Кармелитов, дворец Ингуанец и Нормандский дом. Долгое время город находился под влиянием арабской культуры (даже название Мдина происходит от арабского Медина), но после его передачи рыцарям-иоаннитам город был застроен множеством зданий, церквей и дворцов в стиле барокко и ныне представляет собой смесь норманнского и барочного стилей. Сразу за главными воротами города справа лестница, спускающаяся в одно из самых страшных мест средневековья — Темницу Мдины (сейчас здесь Музей пыток (Mdina Dungeons). Подробно о Музее написала ЗДЕСЬ. Советы относительно посещения даного объекта в рассказе.

В Мдине стоит посетить Национальный музей естественной истории (Museum National History), расположенный также недалеко от Городских ворот во дворце Вильена (Palazzo Vilhena).

Стоимость входного билета 5 евро. В экспозиции несколько тематических залов: археологии, орнитологии,

истории, палеонтологии,

геологии, зал эндемиков (редких обитателей флоры и фауны, проживающих исключительно на островах мальтийского архипелага).

Эстетическое удовольствие доставила прогулка по улочкам Мдины. В городе все построено по законам неприступной крепости: узкие улочки, просматриваемые на расстояние полета стрелы,

кованые решетки на окнах, факелы на стенах домов, тяжелые двери с засовами — все вокруг дышит стариной.

Кажется, что сейчас из-за угла появится рыцарь в доспехах и на коне…

Заглянув в крохотную Капеллу святой Агаты (St. Agata Chapel)

и Церковь кармелиток (Carmelite Priory),

я отправилась на главную площадь города — площадь Святого Павла (St. Paul’s Square). Именно здесь находится главная достопримечательность города — Кафедральный Собор Святого Павла (St Paul’s Cathedral) и красивейшие частные палаццо, построенные в барочном стиле.

Из всех церквей Мальты в архитектуре Собора Святого Павла наиболее ярко выражено римское и сицилийское влияние. По легенде Собор соорудили на месте, где жил римский губернатор Публий. Святой Павел излечил его отца от тяжелой болезни, а Публий принял христианство и стал епископом Мальты. Как и в других церквях Мальты, пол Собора вымощен надгробными плитами знатных рыцарей-иоаннитов. Все они украшены гербами, семейными девизами, эпитафиями, изображениями на тему смерти.

В храме много интересных фресок, настенных росписей. Здесь же хранятся ценнейшая картина знаменитого мальтийца Маттиа Прети, на которой изображено Обращение святого Павла, и полотно XV столетия с Девой Марией, держащей маленького Иисуса.

Справа от Собора Святого Павла в старинном здании расположен Кафедральный музей Мдины (Cathedral Museum of Mdina), являющийся крупнейшим частным музеем на Мальте.

В его экспозиции: богатое собрание картин, репродукций, скульптур и других произведений искусства, старинные монеты, археологические находками. Жаль, что фотографировать в Музее запрещено, очень уж там интересные экспонаты попадались. Но несколько контрафактных фото у меня все же имеется:)

Чтобы попасть в Собор и музей, необходимо приобрести комбинированный билет стоимостью 5 евро.

Прогулявшись до окончания улицы Виллегайньон стрит (Villegaignon street) я оказалась на Площади бастиона (Bastion Square), откуда открываются панорамные виды на северную часть Мальты и на геологический разлом, проходящий через остров.

В городе очень много красивых дворцов: палаццо Тестаферрата (Palazzo Testaferrata), палаццо Констанцо (Palazzo Constanzo), палаццо Санта-София (Palazzo Santa Sophia), дворец Шара (Xara Palace), Палаццо Фальцон (Palazzo Falson), или Норманский дом.

Даже не знаю, какой палаццо понравился больше всего — каждый неимоверно хорош!

Загляните также в мастерские (они же сувенирные магазины), там можно обнаружить интересные вещицы.

Буквально через дорогу от Мдины расположен еще один интересный мальтийский городок — Рабат.

Отделившись от Мдины в 9 веке при арабском владычестве, Рабат до сих пор является ее пригородом, причем заметно отличающимся от средневековой Мдины. Рабат — обычный город, в котором много кафе, ресторанов, много туристов и местных жителей. На сегодняшний день это один из самых больших городов на Мальте. Из достопримечательностей в Рабате отмечу Римскую виллу, Собор и грот Святого Павла, Катакомбы Святого Павла и Святой Агаты.

Римская вилла (Domus Romana) построена в I веке н. э., вероятно, для крупного римского торговца или местного чиновника.

Внутри виллы представлены остатки напольной римской мозаики,

сохранившиеся элементы каменного декора,

скульптуры.

Комбинированный билет стоимостью 12 евро дает право посетить Римскую виллу (Domus Romana) + Катакомбы Святого Павла (St Paul Catacomb’s) + Музей национальной истории в Мдине (Museum National History). Увы, отдельного билета только на Римскую виллу не существует, пришлось покупать комбинированный (хотя Музей национальной истории в Мдине я уже посетила). Если будете посещать Рабат во второй половине дня, учитывайте время работы виллы (с 9–30 до 16–30).

В Рабате немало типичных средневековых мальтийских улочек, убегающих в разные стороны от главной площади города.

Мой путь лежал через такие живописные улочки к Церкви Святого Павла. На одной из них обнаружила маленькую церквушку. Со слов смотрителя, увидевшего, что я проявляю к церквушке интерес и любезно пригласившего зайти внутрь, узнала, что она очень древняя (если я правильно поняла, 13 века), но внутреннее убранство сохранилось в неплохом состоянии. Увы, на просторах всемирной паутины информации о ней не нашла.

Пройдя Церковь Рождества Богородицы (Church Nativity of Our Lady)

я оказалась на главной площади города, на которой расположена Церковь святого Павла (St. Paul’s Church).

Церковь построена над одноимённым подземным гротом в 1572 году. Согласно летописям именно в ней нашел пристанище святой Павел после крушения корабля. Тут же и находится самое знаменитое скульптурное изображение Святого. Стоимость входного билета в Грот Святого Павла (St Paul’s Grotto) и Музей Виньякур (Wignacourt Museum), связанный с Гротом подземным тоннелем — 5 евро.

Неподалеку от Собора находятся катакомбы Святого Павла и катакомбы Святой Агаты (St. Paul’s Catacombs&St. Agata’s Catacombs), представляющие собой сеть подземных галерей и лабиринтов, датируемых 5 веком, общей протяженностью около 3 км.

В катакомбах сохранились уникальные настенные росписи, относящиеся к раннему средневековью, здесь же обнаружены подземные захоронения. В полном объеме катакомбы не исследовала — жутко было передвигаться одной под землей, плутая по подземным лабиринтам. Получасовой прогулки мне вполне хватило. Наверное, это место все же лучше посещать с организованной экскурсией или уж точно не одной.

Вот такой насыщенной выдалась моя экскурсионная программа на острове Мальте. Конечно, я увидела далеко не все, что может предложить этот уникальный остров, но достаточно для того, чтобы понять, насколько мне здесь было уютно, комфортно и познавательно!

В заключительном очерке расскажу о путешествии на остров Гозо. Продолжение следует…