Турист Дарья Орлова (DariaO)
Дарья Орлова
была 26 июля 2023 15:15

Ложка дёгтя (Прага) в бочке мёда (Чехия). Часть 3 — Обо всём понемногу и кое-что полезное о Чехии (пиво;) )

Карлштейн, Турнов, Локет, Карловы Вары, Бенешов + 1 город — Чехия Июль 2018

В предыдущих частях я рассказала о том, какие места Чехии мы посетили. Что-то понравилось, что-то не очень, читайте:) Часть 1 — о Праге — https://www.tourister.ru/responses/id_23956 и часть 2 — о Чешском рае и кое-чем еще — https://www.tourister.ru/responses/id_24430 А теперь к полезному:)

Продуктовые магазины

Закупились мы сначала по незнанию в супермаркете Fivuza, расстраивались от цен, но так как это был ближайший магазин к нашему жилью, ничего с этим делать не стали — и еще несколько раз покупали там продукты, пока не поняли, что в других магазинах всё в разы дешевле. После этого мы сказали «нет» этой Фивузе и больше в нее не ступали, отдав предпочтение магазинам Billa, Albert и Globus. В Глобус, кстати, мы ездили на конечную станцию метро Черный мост (очень быстро, несмотря на большое количество станций). Там магазин гигантский — двухэтажный и с большим выбором всего, особенно (по сравнению с другими магазинами) пива. И там же мы обедали в их местном ресторанчике-столовой, наблюдая, как люди накладывают себе в тарелку просто огромные порции картошки фри или салата, т. к. ты платишь не за вес блюда, а за порцию. К слову, Черный мост напомнил чем-то какую-нибудь немного гопническую окраину родного Петербурга, и даже русской речи там было довольно много.

Шопинг

Летом в Европе разгар скидок, и Прага не исключение. Везде скидки (Slevy) и распродажи, которые пишутся Vyprodej, но нам было не избавиться от изначально неправильно прочитанного Выпердыш:) Так, мы радостно приобрели себе кроссовки new balance и asics примерно в 3 раза дешевле, чем приобрели бы их в России!

Транспорт

Нам повезло, и мы нашли перед отъездом на тематическом форуме по Праге человека, за дёшево продавшего нам в Питере остаток своего проездного Литачка, который так, в кассах, стоит 670 крон (то есть примерно 2 тысячи рублей) на месяц, так что когда мы прилетели в Прагу разбираться с приобретением билета на автобус не пришлось. И далее мы спокойно пользовались транспортом. Контролёр нам ни разу не попался, но зато мы смогли получать скидки на пригородные поезда, тем самым отбив стоимость самого проездного. Точнее, это даже не скидка, а просто отсутствие оплаты проезда на поезде по Праге. До Карлштейна, например, билеты получились за счет этого практически в 2 раза дешевле! А до Конопиште (населенный пункт Beneshov u Prahy) скидка вышла небольшой, поскольку мы выбрали скорый поезд, который в Праге делает всего 2 остановки, и, соответственно, скидка на него ровно на эти две остановки. Поезда очень удобно было искать на сайте https://www.cd.cz/en/ , но поскольку у нас была Литачка, а как указать её при приобретении билетов через сайт мы не знали, покупали мы их уже на вокзале, предъявляя эту самую Литачку кассиру. Сайт, кстати, оказался удобен ещё и тем, что там можно посмотреть план поезда и выбрать удобный вагон (без первого класса, с туалетом, или если надо с широким тамбуром для велосипедов). Когда мы этого еще не знали — сели случайно на места первого класса (хотя на первый взгляд найти обозначение, что это именно первый класс мы не смогли, это было понятно только визуально — по более удобным креслам, столикам и отсутствию пассажиров в нем), и контролеру пришлось нас мягко выпроводить оттуда:) А потом мы уже поняли, что класс вагона можно отслеживать не только по сайту, но и по цифре на двери вагона: она должна быть «2» :) До того, как мы это поняли, мы всё гадали, почему же у них почти все вагоны — номер 2))

Еще про транспорт: в Карловы Вары мы не купили билетов заранее, на поезде решили не ехать, а выбрали автобус. Но уже за 2 дня до отправления билетов на нормальные рейсы почти не осталось, и мы приобрели билеты на дополнительный автобус перевозчика Student Agency. Несмотря на то, что нам обещали вайфай, розетки и планшеты, встроенные в спинки кресел, ничего такого не было в этом доп автобусе ни на пути туда, ни обратно (при том, что в соседнем автобусе, который выходил в то же время и по тому же маршруту всё это было). Так что, делаем выводы, если хочется всяких таких приколюх — билеты нужно покупать заранее:)

Кафешки

Самое примечательное из этой категории, на мой взгляд, то, что очень во многих кафе до 15.00 действует обеденное меню, по которому можно съесть в том числе и национальные блюда — и дешевле, чем в другое время.

В центре национальные блюда вообще почти везде (за исключением, пожалуй, тематических кафех — пиццерий, мест, где делают бурито, азиатских забегаловок и т. д.). Мы ели много гуляша, печеное свиное колено (куда уж без него), кнедлики (ну и мерзкая штука!), суп в хлебе и т. д. и т. п. Ну и без трдельника не обошлось:) Огромные чешские порции не дали нам похудеть)) когда случалось, что вместе со вторым заказывали и суп, то на второе места уже почти не оставалось и приходилось долго мучиться пытаясь впихнуть в себя мясную вкусняшку — ну не пропадать же добру! Свиное колено даже пришлось забрать с собой, и на утро следующего дня (только тогде снова захотелось есть) оно было не менее вкусным!

Пиво!!!

Мы, как любители пива, ехали в Прагу в том числе для того, чтоб постичь пивной дзен. Но и тут по началу нас постигло разочарование. В кафешках и ресторанах разливают чаще всего Pilsner Urquell, Kozel, Gambrinus, Radegast и Svijani. Последний бренд мы рассмотрели, кстати, после посещения ресторана при заводе, который изготавливает это пиво, и который находится в одноименном городке в районе Чешского Рая (туристер его, к сожалению, не знает). В меню бывает пункт «нефильтрованное пиво», но по факту всегда приносят обычное пиво, со словами, что у них не бывает нефильтрованного, только непастеризованное.

В общем, никакого изысканного разливного пива в кафешках мы так и не попробовали. Пока не попали в уже упомянутый город Svijani и не наткнулись там на пивоваренный завод! В меню их ресторана было около 10 разных сортов разливного пива. Выбрать было нереально. И тут взгляд пал на дегустационные сеты за 69 крон на одного и за 125 на двоих. Мы, конечно, взяли сет на двоих. В него входило 12 стаканчиков пива с заявленным объемом 100 мл в каждом, но меньше 150 мл там точно не было, а бывало и все 200! В общем, напробовались мы в сласть:) Правда никто не говорил на английском, поэтому нам не смогли объяснить, что мы можем самостоятельно выбрать, какие сорта попробовать, поэтому нам принесли всё, что есть:) повторились только сорт 450 (юбилейный) и сорт Rytir. Так и вышло, что Паше понравился больше всего 450, а мне Rytir. Ммм, он так невероятно пах и в его вкусе были явные нотки моего любимого розмарина! Это был восторг!

С этого момента пивная Чехия стала перед нами раскрываться:) Как нам рассказали наши друзья, в Праге есть фермерский рынок, на котором продают крафтовое пиво местных мини пивоварен, и после посещения Svijani решено было найти этот рынок. Но то ли был выходной день (по выходным фермеры «отдыхают», но на тот момент мы этого еще не знали), то ли он переехал, но в обозначенном друзьями месте (у Церкви Пресвятого Сердца Господня на Виноградах) были только как будто очень давно сложенные лотки.

В итоге мы случайно нашли фермерский рынок в другом месте — на Площади Республики.

Там было представлено всего 3 пивоварни, но пиво было просто сказка, особенно по сравнению с тем, что мы уже привыкли пить в кафешках и ресторанах. Больше всего нас зацепило пиво Starokladno, а конкретно Starosta Pavel (тёзка моего спутника:))). Он был просто идеален и стоил из всех представленных сортов дешевле всего (38 крон). Правда, девушка, которая стояла на разливе, явно не доливала (отстоя пены она ни разу не дождалась и как будто специально держала стакан так, чтоб пиво пенилось еще больше), сдачу давала правильно через раз (а подходили мы к ней за пивом раз 6, а то и больше), а когда мы попросили Старосту Павла в бутылке с собой (они у них заранее разлитые стоят в холодильнике), она не стала утруждаться рассказами о том, что Староста Павел уже закончился, а остались другие сорта, и просто впихнула нам бутылку с другим пивом, что позднее нас очень расстроило — то пиво, которое она дала, ни в какое сравнение не шло с Павлом (хотя оно было и ничего).

Когда мы были в Конопиште, увидели на карте пивной завод Ferdinand и ресторанчик у его входа. Но когда мы туда пришли, заведение было закрыто, а охранник отправил нас в кафе Zeleny strom, которое, когда мы до него дошли, оказалось баром и открывалось только в 15:00. В общем, пиво Ferdinand мы попили в обычной кафешке во время поглощения обеденного меню. Как выяснилось позже, мы немного не дошли до фирменного магазина при заводе, и, кроме того, просто пришли в тот день, когда на заводе не было никаких мероприятий и заведение при нём было закрыто, так что заранее нужно узнавать, когда туда лучше ехать.

А вот будучи в Локете мы набрели на другое заведение с тем же названием — Ferdinand, и там как раз мы и отведали пиво местного производства (но, кажется, не Фердинанд) — великолепного копченого (которое нужно обязательно попробовать при посещении Чехии!) и приятного бархатного специального.

Еще для себя мы открыли несколько видов бутылочного пива.

Ну, а наиболее приглянувшиеся напитки увезли с собой в Россию:)

А вот вермуту посчастливилось повидать Россию исключительно из-за его цены, в 2 раза меньшей, чем у нас:) А вот медовина, приобретённая на территории замка Карлштейн, была для нас открытием. Её вкус особенно раскрывается при нагреве:)

Кстати, при возвращении мы тщательно рассчитывали, сколько алкоголя можно привезти (исходя из нормы не более 3л любого алкоголя на человека), но мы зря переживали: в день нашего возвращения в СПб был матч ЧМ, и в нашем автобусе ехала толпа болельщиков, которую никто не пытался проверять и даже закрывали глаза на то, что у кого-то нет ни паспорта болельщика, ни визы.

Теперь, по возвращении, постепенно истребляем запасы привезённых напитков и уютно ностальгируем по прекрасной Чехии:)