Турист Марина (Marina2506)
Марина
была вчера 11:09

Мальта экскурсионная в режиме hop on – hop off. Южный маршрут + круиз по гаваням

Слима, Таршиен, Витториоза, Флориана — Мальта Октябрь 2016

Мальтийские острова, насчитывающие 7000 лет своей истории, поражают богатейшим историческим и культурным наследием. Пожалуй, нет другого уголка на земле, где бы на таком небольшом территориальном пространстве было сконцентрировано столько культурных памятников всех периодов человеческой истории — от каменного века и до нового времени.

Финикийцы, карфагеняне, римляне, византийцы, арабы, норманны, кастильцы, рыцари Ордена Иоаннитов, французы и англичане, некогда господствующие на островах мальтийского архипелага, оставили здесь свои следы. Однако, особое значение на Мальте имели два исторических периода: мегалитическая культура времен нового каменного века и культура рыцарей Ордена Иоаннитов.

Несмотря на то, что пляжный отдых на Мальте имеет место быть, Мальта все же не для тех, кто любит греть бренное тело на солнышке целыми днями. Как можно возлежать на пляже, когда вокруг СТОЛЬКО интересного!!! Основной целью моей поездки на Мальту была именно экскурсионная составляющая. Мальта, вписавшая множество ярчайших страниц в историю человечества — великолепное место для «активных» туристов, которых здесь ждут потрясающие открытия!

Изучать остров можно как на общественном транспорте компании Malta Public Transport (на сайте компании publictransport.com.mt доступно изложены маршруты и расписание автобусов, есть планировщик путешествий, указаны цены на билеты), так и на бас-туристиках, курсирующих по знаковым достопримечательностям Мальты. Для меня такой способ стал идеальным для более предметного знакомства с островом.

Подобные услуги предоставляют две конкурирующие компании: Maltasightseen hop on-hop off и CitysightseenMalta. У каждой компании разработаны «северный» и «южный» экскурсионные маршруты, и маршрут по острову Гозо. Я решила воспользоваться услугами первой компании — Maltasightseen hop on-hop off. Стоимость однодневного билета (за один маршрут по выбору) — 20 евро. Если решите приобрести билет на 2 дня (за 2 дня вполне реально охватить большинство экскурсионных объектов обоих маршрутов) — стоимость составит 37 евро. Билеты можно забронировать заранее на удобные даты на официальном сайте компании, а можно приобрести у водителя автобуса. Стоимость автобусного тура по о. Гозо — 18 евро. Приятного бонуса в виде подарочного круиза по гаваням, предоставляемого ранее при покупке двухдневного билета, увы, сейчас уже нет.

Я решила приобрести билет на два дня непосредственно у водителя бас-туристика, а билет на круиз по гаваням купить на пристани Slima Ferry, откуда отправляются все круизные паромы. Но прогуливаясь по Сент-Джулиансу (рассказ о Сент-Джулиансе ЗДЕСЬ) в первый день приезда, случайно наткнулась на туристическое агентство «Nova travel services», расположенное чуть выше известного ресторана «San Giuliano» на улице St. Joseph Street. Заглянув туда, обнаружила, что агентство предлагает множество выгодных комбинированных предложений:

1. Северный тур (North Tour) + Южный тур (South Tour) (на автобусах Maltasightseen hop on-hop off) + Круиз по гаваням (Harbor Cruise) стоимость 47 евро (билет для взрослых) и 33 евро (билет для детей); 2. Северный тур + Южный тур + Тур по о. Гозо + Круиз по гаваням (на автобусах Maltasightseen hop on-hop off) стоимостью 74 (53) евро; 3. Северный тур + Южный тур + Тур по о. Гозо (на автобусах Maltasightseen hop on-hop off) стоимостью 61 (44) евро; 4. Северный тур + Южный тур + Тур по о. Гозо + Ночная Мальта (Malta by Night) (на автобусах Maltasightseen hop on-hop off) стоимостью 78 (56) евро; 5. Северный тур + Южный тур + Круиз по гаваням + Круиз вокруг о. Мальта (Round Malta Cruice) стоимостью 74 (52) евро; 6. Круиз вокруг о. Гозо и о. Комино (Gozo&Comino) + Круиз вокруг о. Мальта + Круиз по гаваням + «Три города» (3 Cities Tour) стоимостью 76 (56) евро; 7. Круиз вокруг о. Комино (Comino Cruise) + Тур по о. Гозо (Gozo Sightseen Tour) + «Три города» стоимостью 52 (37) евро; 8. Северный тур + Южный тур + Круиз вокруг о. Гозо и о. Комино + Круиз по гаваням стоимостью 74 (52) евро; 9. Северный тур + Южный тур + Тур по о. Гозо + Круиз вокруг о. Комино + Круиз по гаваням стоимостью 86 (59) евро.

Заранее определившись с собственными предпочтениями, выбрала комбинированный тур: Северный тур + Южный тур + Тур по о. Гозо (на автобусах Maltasightseen hop on-hop off) + Круиз по гаваням. И все это за 74 евро!

О ценах на билеты на Северный и Южный тур по Мальте, если приобретать их непосредственно у водителя, написала выше, стоимость круиза по гаваням, если приобретать его самостоятельно — 16 евро. Поэтому, приобретенный комбинированный тур представляется вполне экономически оправданным, тем более, что приятным бонусом презентуется трансфер до порта Чиркеввы и обратно в день путешествия до о. Гозо.

При покупке тура мне вручили брошюру (на английском языке), в которой подробно расписаны все маршруты и полные циклы передвижений автобусов Maltasightseen hop on-hop off, а также кратко описаны объекты всех маршрутов.

После первого знакомства с мальтийской столицей — Валеттой (рассказ о Валетте ЗДЕСЬ), решила полюбоваться на Мальту с воды, отправившись в круиз по Большой гавани (Grand Harbor) вокруг Валетты и городов Сенглея (Исла), Витториоза (Биргу), Коспикуа (Бормла) и Калькары.

Пароходы, катающие туристов по гаваням, отправляются от причала со стороны Верхних Садов Барракка в Валетте, а также из Слимы (расписание движения корабликов: http://www.vallettaferryservices.com/route_map.html). Паромная переправа Slima Ferry расположена напротив кафе Burger King.

Паромный причал Слима Ферри

Поскольку останавливалась в Сент-Джулиансе, мне было ближе оправляться из Слимы.

Корабликов в гавани Слимы множество: отсюда отплывают и катера в круиз вокруг островов Гозо и Комино, и небольшие лодочки до Валетты, ну и те, которые катают по гаваням.

Паром "Капитан Морган" - желающим покататься по гаваням на него

Внимательно смотрите, на какое плавсредство садитесь. Я, например, чуть не опоздала на нужный кораблик, отстояв минут пятнадцать в очереди на посадку на другой паром.

Круизы стартуют в будние дни каждый час с 10.00 до 16.00 часов, в воскресенье с 10.00 до 14.00 час. Длительность круиза — 1,5 часа. В ходе круиза капитан на английском языке комментирует каждый пункт обязательной круизной программы. В ходе круиза мы обогнули по кругу остров Маноэль, на котором в начале XVIII века рыцари соорудили форт (Fort Manoel) для гарнизона в пятьсот человек. С воды отчетливо просматриваются мощные неприступные стены форта.

Форт Маноэль

Но задолго до появления форта в 1643 г. рыцари возвели на острове карантинную больницу и лазарет, чтобы не допустить вспышек болезней на острове. Все суда, прибывающие в те годы на Мальту, должны были несколько дней, а то и недель провести на южной части острова в ожидании снятия с карантина. Закон о карантине был отменён только в XX веке. А вообще, если не знать, что остров Маноэль от острова Мальта отделяет пролив буквально метров пятнадцать-двадцать шириной, а от города Гзиры к нему ведёт небольшой мост, его вполне можно принять за полуостров.

От острова Маноэль кораблик входит в залив между Слимой и Валеттой. Отсюда успеваешь насладиться шикарным открыточным видом Валетты. С кораблика открывается удачный ракурс на купол Базилики Кармельской Богоматери (Basilica of Our Lady of Mount Carmel) и колокольню Англиканского Собора Святого Павла (St. Paul’s Anglican Church). Но вот фото этого вида у меня получились неудачными.

В гавани между Слимой и Валеттой

Мальтийское солнышко не так давно взошло на небосвод, поэтому храмы находились в полутени. Посему, сам собой напрашивается вывод: хотите удачные фото Валетты с воды — отправляйтесь не в первый по времени круиз (как это сделала я), а подождите, пока солнышко поднимется повыше и обласкает Валетту своим светом.

Проплывая по Большой гавани Валетты можно увидеть также нижние сады Баракка, мемориал Колокола, форт Сент Эльмо и Верхние сады Баракка. Подробно о них упомянула в рассказе о Валетте.

Вид на Нижние сады Баракка

Поскольку ни разу не бывала в грузовых портах, эта часть порта Валетты также представляла интерес. Здесь много грузовых судов и даже есть нефтяная вышка.

В грузовом порту Валетты

В гавани между Валеттой и Сенглеей можно наблюдать стоящие на рейде круизные корабли. Во время нашего круиза в порту был всего один красавчик, зато какой! «Brilliance of the seas» — настоящий бриллиант!

Круизный лайнер Бриллиант морей
Круизный лайнер "Бриллиант морей"

Самой живописной показалась гавань между Сенглеей и Витториозой. Здесь МОРЕ белоснежных яхт! Красота!!!

В гавани между Витториозой (Биргу) и Сенглеей (Ислой)

С воды отчетливо просматривается мощь мальтийских фортификационных укреплений: форт святого Михаила (крайняя точка Сенглеи (Ислы) с наблюдательной башней ведетта «vedettа», игравшей важную роль в защите прибрежных фортификаций, форт Святого Ангела, принявший на себя удар в ходе самой длительной битвы в истории Мальты между рыцарями Великого Магистра-де ла Валетта и турецкой армией — Великой осады, военно-морской госпиталь Биджи.

Форт святого Михаила (крайняя точка Сенглеи (Ислы) с наблюдательной башней ведетта "vedettа", игравшей важную роль в защите прибрежных фортификаций

Круиз понравился, рекомендую всем! Даже если английского языка не знаете, приятная полуторочасовая морская прогулка покажет большую часть острова с другой стороны. А уж окончание круиза, завершившегося на мажорной ноте под песню Рэя Чарльза «What a Wonderful World», определенно, задаст позитивный тон дальнейшему экскурсионному дню!

Сойдя на берег после круиза в Слиме, я продолжила знакомство с мальтийскими достопримечательностями, и, пересев на красный автобус Maltasightseen hop on-hop off, начала освоение Южного маршрута. В автобусе выдают наушники, чтобы на нужном вам языке прослушать информацию по ходу движения автобуса (чтобы услышать родной русский язык в красном автобусе нужно нажать цифру 7).

Для себя определила четыре желаемых к посещению объекта в рамках данного маршрута. Наибольший интерес представляли древнейшие сооружения — так называемые мегалитические храмы, созданные из огромных обтесанных камней, в местах, где некогда проводились культовые обряды. Их на островах мальтийского архипелага около двадцати (не считая тех, что покоятся под водой): Джгантия, Мнайдра, Хаджар-Ким, Cкорба, Та-Хаджрат, Таршиен, ХалСафлиени Гипогеум и другие.

До определённого момента самыми древними архитектурными сооружениями на земле считались египетские пирамиды, но последние исследования показали, что таинственные мегалитические святилища на Мальте на 5–10 веков старше пирамид. Отдельные каменные блоки, из которых сооружены храмы, достигают 10 метров в длину и весят десятки тонн. Кто строил в 3700 г. до н. э. на Мальте и на Гозо эти святилища, как перемещались гигантские блоки — внятного и чёткого ответа учёные пока не дают.

Поэтому следующим пунктом программы стал городок Паола, в котором как раз и находится один из мегалитов — Таршиен (Tarxien Temples), датируемый примерно 3600 годом до Рождества Христова и внесенный в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Отойдя на небольшое расстояние от остановки бас-туристика, сама того не ожидая, очень быстро обнаружила ХалСафлиени Гипогеум (Гипогей), билеты в который так и не смогла забронировать из-за сбоев на официальном сайте объекта. Попасть и сюда хотелось неимоверно, учитывая, что озаботилась я этим вопросом заблаговременно (непосредственно в музее билет приобрести нельзя). Но, увы, планам на знакомство с Гипогеем не суждено было осуществиться. А вот мегалиты Таршиен, к которым лежал мой путь, пришлось поискать, распрашивая местных жителей об их местонахождении.

Несколько слов и о самом городе, названном в честь Великого магистра Антуана де Пауля. Паолу (который называют еще Rahal Gdid — в переводе с мальтийского «новый город») построили в 17 веке, чтобы расширить столицу. Предполагалось, что город станет продолжением знаменитых Трех городов (Витториоза, Сенглея и Конспикуа). Городок относительно небольшой, но достаточно симпатичный. Резко контрастирует со столичной Валеттой. Дома здесь пониже и попроще, более обшарпанные, но найти архитектурные изюминки можно и здесь.

Церковь Мадонны Лурдской

Поплутав по улочкам Паолы, сворачивая бессчетное количество раз то направо, то налево, обнаружила наконец искомый объект. Стоимость билета в Таршиен — 6 евро (для взрослых). Только представьте, эти огромные сооружения, возведенные древними племенами, населявшими Мальту задолго до появления финикийцев, на 500–1000 лет старше египетских пирамид и Стоунхенджа! Они признаны самыми древними среди существующих обрядовых (мегалитических) построек во всем мире!

Мегалитический храм Таршиен (Tarxien Temples)

Здесь можно увидеть знаменитые остатки статуи богини-матери,

В Мегалитическом храме Таршиен (Tarxien Temples)

изображения животных (быка и свиноматки), громадные каменные плиты, украшенные спиралями, каменные ниши.

По одной из версий именно Мальта являлась колыбелью цивилизации атлантов. Ну что ж, судя по размерам громадных каменных сооружений, все может быть!

На улочках Паолы встречаются типичные мальтийские Мадонны-хранительницы. Рядом с храмом Таршиен обнаружила Мадонну, на табличке у основания которой размещена просьба о защите на пяти языках, на русском в том числе.

Мадонна-хранительница, на табличке у основания которой размещена просьба о защите на пяти языках, на русском в том числе.

В Паоле расположено также самое большое кладбище Мальты — Аддолората (Addolorata). С недавних пор засовываю свой нос и в подобные места:) Тем более, что данное кладбище ну очень красиво оформлено.

На самом большом кладбище Мальты - Аддолората (Addolorata)

Из Паолы я направилась в Витториозу (Биргу), один из городов архитектурного комплекса Коттонера («Три города»). Отметив во время круиза по гаваням живописность гавани между Сенглеей и Витториозой, сейчас с удовольствием воспользовалась возможностью пройтись вдоль пристани Святого Лаврентия и еще раз полюбоваться на белоснежное великолепие пришвартованных здесь яхт.

Пройдя через Адмиралтейские ворота,

направилась мимо Морского музея с галереей пушек

и многочисленных кафе

к форту Святого Ангела. Именно благодаря ему по решению Великого Магистра-де ла Валетта Биргу в память о великом сражении был переименован в город победы — Витториозу. На мощные стены форта, считающегося самым древним военным укреплением на островах мальтийского архипелага, выдержавшие самую длительную османскую осаду, посмотрела снаружи, внутрь форта заходить на стала, потому как в большей степени интересовал Дворец инквизитора (Inquisitor’s Palace).

Вдоль набережной вернулась обратно до расположенного на неком возвышении Собора Святого Лаврентия, который до переноса столицы в Валетту являлся для рыцарей Ордена главным храмом.

Обойдя Собор, оказалась в недрах старого рыцарского квартала Колакио и очень быстро обнаружила старинное здание, именуемое Дворцом инквизитора.

Дворец, построенный в 1530 году, имеет многовековую историю. Изначально Дворец был предназначен для гражданского суда рыцарей Ордена Святого Иоанна, прибывших на Мальту, а с 1574 года до 1798 года стал использоваться инквизицией. В этот период были внесены изменения в архитектуру Дворца в сторону его улучшения и расширения. Помимо этого инквизиторы Валетты практически постоянно выполняли различные перестройки во Дворце.

Всего во Дворце проживало более шестидесяти инквизиторов, сейчас здесь расположен Этнологический музей. Стоимость входного билета — 6 евро (для взрослых). Для посещения открыты несколько залов, в том числе: зал Трибунала, тюремный комплекс и кухня.

Осмотр Дворца начала с помещений, расположеных на первом этаже. В одной части дворца представлены обычные для средневекового быта вещи: крестьянские инструменты, кухонная утварь. Прямо противоположное впечатление производят помещения другой части здания, где находятся зал суда, покои хозяина дворца и казематы, когда-то наводившие ужас на добропорядочных жителей Мальты.

Во Дворце инквизитора. Помещения первого этажа. Кухня

Затем переместилась по старинной лестнице на второй этаж и продолжила осмотр экспозиции. В помещениях второго этажа: интересная антикварная мебель,

Во Дворце инквизитора. Патинированный деревянный столик - мой фаворит из данной экспозиции

картины мальтийских художников, церковные предметы, статуэтки воинов,

скульптуры Христа и фрагменты библейских сцен.

Интересно, что не на территории и не на внутреннем дворе, а непосредственно в стенах Дворца оборудован колодец. Впервые увидела такое.

Во Дворце инквизитора. Колодец, оборудованный внутри Дворца

Заглянула в уютный внутренний дворик Дворца. Какие огромные там гранаты созрели, только руку протяни!

По итогу посещения скажу, что от Дворца инквизитора ожидала большего. Количество предметов в экспозиции музея невелико, и, если честно, вообще не поняла принцип их сочетаемости.

Общее приятное впечатление о Витториозе усилила прогулка по колоритным улочкам города.

По занятным дверным порталам Витториозы сделала отдельную подборку.

В итоге загулялась в Витториозе настолько, что напрочь позабыла о времени.

Хочу предупредить туристов, желающих исследовать остров на бас-туристиках: имейте ввиду, что у автобусов есть последнее время прибытия в тот, или иной пункт экскурсионного маршрута (расписание указано в брошюрах). Например, последний бас-туристик в Витториозу прибывает в 16:00. Вдоволь нагулявшись по улочкам Витториозы, я опоздала на последний автобус, тем самым лишив себя возможности осваивать Южный маршрут и дальше. А ведь впереди на маршруте желаемые Марсашлокк и Голубой грот (Blue Grotto)…

Но пока мысли были только об одном — как добраться из Витториозы до Сент-Джулианса, ведь заранее этот вопрос я не прорабатывала. Обратилась к первому попавшемуся мужчине — лодочнику на причале, который любезно согласился доставить до Валетты вплавь (и всего за 2 евро). Второй раз за день любовалась на мальтийскую столицу с воды — хоть какой-то плюс от моей беспечности:)

Высадив меня на пристани, как раз под Верхними садами Баракка, галантный мальтиец откланялся, ну, а я направилась на поиски выхода к остановке «Valetta Bus Terminus». Скорее всего к концу насыщенного туристического дня сказалась усталость (никак не хочется считать себя топографической кретинкой), потому что, свернув, видимо, не в том месте, я вышла не к остановке, а на проезжую часть дороги в незнакомом месте. Ничего, успокаивала я себя, Мальта ведь небольшая, долго топать не придется. Но топать пришлось долго, причем каждый раз в противоположную сторону — в общем, топала туда, куда направляли местные жители, в итоге примерно через час странствий притопала в пригород Валетты — Флориану. Вот и еще один плюс моей беспечности — неожиданная возможность познакомиться с новым городом.

Целенаправленную прогулку по Флориане не планировала, но раз уж так получилось, посмотрим, что интересного здесь имеется. Во Флориане отмечу арочные ворота в барочном стиле Порте Дес Бомбес (Porte Des Bombes) на въезде в город

и широкую центральную улицу Святой Анны с роскошной пальмовой аллеей с симпатичным фонтаном.

Но больше всего впечатлил Собор Святого Публия (Saint Publius Church), созданный архитектором Джузеппе Бонничи в 1733 году. Собор построен в классическом стиле и украшен коринфскими колоннами.

Внутри Собора богатые росписи и фрески. Роспись потолка представляет сцены кораблекрушения святого Павла, его пребывания на Мальте, сцены жизни святого Публия. Там же хранится статуя святого Публия и другие интересные скульптуры.

А что же с Марсашлокком и Голубым гротом? Конечно же, я не отказалась от желания добраться до них и начала прорабатывать варианты автобусных поездок туда на общественном транспорте. Но тут опять вмешалось провидение. Хозяйка туристического агентства, в котором я приобрела комбинированный тур, предложила индивидуальную экскурсию на четыре часа до обоих этих объектов на мини-вене. Всего за 8 евро!!! Хочется бесконечно признаваться в любви к Мальте и мальтийцам!!!

Продолжение о Голубом гроте и Марсашлокке (и не только) следует…