Турист Елена Антюфеева (Elena_Antjufeeva)
Елена Антюфеева
была 17 февраля 19:02

Суботица — Сербия Июль 2018

Про Суботицу я узнала из какого-то фотоотчета на просторах Сети, яркие фото запали мне в душу и, когда я собралась в Сегед, то вспомнила о том, что совсем рядом находится этот милый городок.

Беззаботная Суботица, которую трудно покинуть

По меркам Сербии, Суботица крупный город — 5-й по числу жителей в стране. Здесь проживает 105 тысяч человек и по нашим представлениям это очень небольшой городок.

Интересная для туристов часть совсем небольшая, хотя здесь такая приятная атмосфера, что можно предаться местному расслабленному ритму жизни и провести этот день медленно гуляя по городу, посиживая в кафе или отдыхая под сенью многочисленных деревьев.

Беззаботная Суботица, которую трудно покинуть

Приехать в Суботицу из Венгрии можно разными путями: есть поезд из Будапешта, а также автобусное и железнодорожное сообщение связывает Сегед и Суботицу. Я воспользовалась автобусом и за 2 часа доехала сюда из Сегеда. На границе при виде моего паспорта случился маленький переполох, видно, нечасто там встречаются наши люди, но все прошло быстро и гладко на обоих пограничных пунктах. Вообще Суботица для меня оказалась городом, в который было очень легко приехать, а вот, чтобы покинуть его пришлось постараться, но об этом позже.

Суботица упоминается в древних документах в конце 14 века, хотя и до этого времени здесь проживали люди. За свою историю город переходил из рук одних народов в другие. Изначально здесь жили скифы, гунны, авары, потом пришли славяне. А в 14 веке город заполонили венгры, которые и сегодня составляют большую часть населения. Даже надписи на улицах города дублируются на венгерском языке. Больше века Суботица была под владычеством Османской империи, потом вошла в империю Габсбургов. Такая бурная история отражается в наименовании города: по-сербски его называют Суботица, по-венгерски — Забодка, а от времен Габсбургов в документах остались имена Санта-Мария и Мария-Терезиаполис.

Сегодня главный язык здесь сербский. Для меня после головоломного венгерского здесь было наслаждение читать вывески и прислушиваться к речи. Уже на границе я прочитала приветствие «Добро дошли» и поняла, что все тут будет хорошо. И дальше я с детской радостью узнавала в словах исконные славянские корни и с удовольствием расшифровывала надписи. А уж слушать живую речь — это вообще упоение. Приятно же услышать «збогом» — до свиданья, «молимо вас» — пожалуйста, «хвала» — спасибо, такая живая историческая грамматика!

Беззаботная Суботица, которую трудно покинуть

Свою прогулку по городу я начала с прилегающего к центру жилого района. Здесь очень много зелени, вообще весь город как бы укрылся в тени огромных платанов, гулять здесь одно удовольствие. Состояние домов и дорог сразу показывает, что страна не самая богатая, даже по сравнению с Венгрией. Но все очень уютное, порой даже няшное.

Беззаботная Суботица, которую трудно покинуть

Все улицы приводят на главную площадь города, где стоит Градска Куча (Ратуша проще говоря). Здание ратуши — настоящий шедевр ар-нуво, вот только деревья никак не дают сфотографировать его во всей красе.

На прилегающей площади еще в глаза бросается необарочная национальная библиотека с брутальными атлантами.

Беззаботная Суботица, которую трудно покинуть

Чуть дальше стоит совершенно классическое здание Народно позориште — национального театра.

От ратуши начинается главная пешеходная улица Корзо, с магазинами и кафе, и интересными домами. Особенно впечатляет пряничный дом, в котором разместился банк.

Беззаботная Суботица, которую трудно покинуть

Улица Корзо совсем короткая, от нее отходит несколько переулочков, сплошь заставленные столиками кафе.

Моей главной целью был дворец Райхаля, в котором разместилась художественная галерея. Дом просто волшебный, именно его обычно сравнивают со строениями Гауди. Ничего общего, конечно, но дом прекрасен!

Выполнив программу, я еще погуляла, посмотрела на дома и соборы, посидела на площади около фонтана. Люди вокруг совершенно никуда не спешили, кто-то дремал на лавочках, кто-то сидел в кафе, кто-то ходил по магазинам, туристов мною замечено не было.

Везде царит субботняя послеобеденная атмосфера, хотя день был вполне себе будний. Видно, имя обязывает!

Беззаботная Суботица, которую трудно покинуть

Но мне нужно было еще добраться до Будапешта и я отправилась на вокзал. Я знала, что один раз в день ходит поезд в столицу, им я и хотела воспользоваться. В Сегед поезд ходит только утром, ночевать в Суботице я не собиралась. Вокзал был совершенно необитаем, там сидело две дамы: одна за кассой, другая — в Справочном бюро.

На вопрос о поезде обе назвали разное время его предполагаемого прибытия, причем оно отличалось от того, что мне писали на сайте венгерских железных дорог. Расписание на вокзале категорически отсутствовало. Я попросила продать билет, кассир как-то неумело стала отбивать билет и закатила глаза, когда для оплаты я подала карту, сербских динаров, кстати, я так и не увидела. Кое-как купив билет, на котором было указано время отправления, я сходила, поела и вернулась на вокзал. В итоге, поезд пришел по венгерскому расписанию, т. е. на 40 минут позже, чем было написано в билете. В ожидании я успела сильно поволноваться, вокзал был пуст, даже рельсы заросли травой, как будто поезда отсюда вообще не уходят.

Но вдруг откуда-то пришли человек 5 с сумками и, наконец, пришло сразу два поезда — в Вену и в Будапешт. Я загрузилась в вагон и мысленно попрощалась с Суботицей, но не тут-то было. Мы еще час стояли, пока таможенники очень неспешно проверили билеты, потом проверили багаж, причем одна команда проверила сначала венский поезд, а потом пришла к нам. Организация процесса поражает! Мой паспорт снова вызвал недоумение, пограничники собрались группой, пролистали весь мой краснокожий документ, удивились, что виза французская, но отпустили меня «збогом». В итоге в Будапешт мы приехали с опозданием на 40 минут и я еле успела на метро.

Явно Суботица не хотела меня так быстро отпускать, так и шептала: расслабься, оставайся. Там царит такая атмосфера неспешности и праздности, что действительно кажется, что ты попал город, из которого никто никогда не уезжает, город вечной субботы.