Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Талдом — Россия Сентябрь 2018

На северо-западе Московской области, в Талдомском и Сергиево-Посадском районах, лежит дубнинская низина – комплекс болот, полей и лесов, облюбованный журавлями. Пришвин дал этой местности поэтическое название «Журавлиная родина». И там же, усилиями студентов аграрного вуза Москвы, а в последующем ученых и энтузиастов образовалась заповедная зона и заказник «Журавлиная родина». Именно здесь, в полях, у воды и в небе собираются журавли перед отлетом в теплые края. Тут же, в Подмосковье журавли выводят птенцов и ставят их на крыло, т.е. учат летать.

Приезжать любоваться журавлями лучше всего в сентябре. В этот месяц в небе журавли учат полету птенцов, по утрам на полях можно увидеть как птицы сбиваются в стаи. Фоторепортажи показывают действительно красивые моменты жизни птиц. Именно с расчетом увидеть стаи журавлей, гуляющих по полю, мы записались на одну из экскурсий в начале сентября. Фотографии из этого блока принадлежат авторству Артура Рубановича, я взял их из странички заказника в одной из соцсетей.

Случайно, видимо изучив сайт заказника по диагонали, выбранный нами день выпал на праздник «Фестиваль Журавля», отмечаемый в день журавля и к тому же заказнику в этот день, 8 сентября, стукнуло 39 лет. Несмотря на заманчивую афишу с открытием избушки на курьих ножках и сладостях, решено было прямо во время празднества ехать на утреннюю экскурсию, а к избушке вернуться когда гуляющие и дети уедут смотреть журавлей. Рокировке в угоду журавлям последовало ещё с десяток человек общим количеством в четыре машины.

Журавлиная Родина

Деревня Дмитровка находится недалеко от Талдома. На краю этой деревни биостанция. Прогуляемся по небольшой территории станции мы позже, а сейчас находим нашего экскурсовода Ольгу и получаем бинокли – обязательный атрибут на прогулке. Журавль – птица осторожная и ближе чем на 300 метров вряд ли подпустит к себе. Слушаем инструкцию и в путь, в деревню Разорено-Семеновское, за которой находится смотровая площадка. Стоило нам съехать с трассы, как головной автомобиль тормозит, и Ольга просит посмотреть в небо, через бинокли, разумеется.

Несколько групп журавлей учат летать птенцов. Видно, как тройка журавлей словно находится на другом конце ниточки от стайки птиц. Они крепко держат связь этой невидимой нити и кружат над деревней свой учебный круг. Недалеко пролетает ещё одна группа журавлей, идут прямо, теряясь в синеве неба. Ольга рассказывает, что упражнения по кругу и в клине в первую очередь учат птенцов держаться в небе, ловить потоки воздуха, в том числе от летящих рядом сородичей. Помимо Ольги отлично слышно журавлей, так громко перекликаются птицы. Крик журавлей специфический и сейчас это инструкция для журавлят. По-другому они будут кричать в брачный период, для общения или во время полета. В бинокли можно разглядеть окрас и рисунок журавлей, не спешащих уходить из учебного пространства. Нас приглашают по машинам – до смотровой площадки осталось совсем немного.

Журавлиная Родина

По пыльной дороге, среди полей сельхозугодий на обочине находится мосток, словно пристань у деревни. Построена пристань была неслучайно – рядом поле, облюбованное журавлями. В самый пик, перед отлётом, пристань стоит у журавлиного моря. Тогда среди коротких сухих колосков может собраться несколько сотен птиц.

Нам не повезло. Ни единого журавля на волшебном поле не было. В небе одиноко парила хищная птица, своими парусами-крыльями лавируя в потоках жаркого не по-осеннему воздуха. Недалеко комбайн собирал урожай, но причиной отсутствия птиц, скорее всего, была засушливая жаркая погода и все журавли ушли к воде, будь то одно из нескольких пойм, находящихся в пределах заказника, или болотистые места. Ну что же – парящие журавлиные учебные классы с наставниками это всё, что соизволили показать нам грациозные птицы, спрятавшись в глубинах заповедных мест. Пристань в полях свободна для любого проезжающего мимо, и сюда можно рискнуть вернуться ближе к концу сентября – когда птицы начнут собираться и готовиться улетать. Но это не точно. Вдруг журавли отложат свой полет в счёт превосходной сентябрьской осени.

Журавлиная Родина

На этом экскурсия не закончилась. Мы уезжаем по гравийной дороге, поднимая густые клубы пыли своими пятью машинами и приезжаем…в болото. Для людей так привычно - болото это что-то вредное и плохое, место гиблое, мрачное, что совсем не замечают его нужность и важность. Недаром болота считаются природными почками. Об этом будет красноречиво рассказывать экскурсовод, если вы возьмете тур. На болоте в глубь, всё в те же времена патронажа студентами заповедных мест, выложили деревянный наст. Стоит ступить на темную скрипучую от времени дорожку, как вокруг обступают тонкие березки – это первый уровень, околица болот. Здесь и тени больше и холоднее. Дальше уходим по тропе, и березки отступают. Жить им уже сложно, тут хозяйничают хвойные деревца, невысокие. Мертвыми остовами скелетов торчат лиственные сухие деревца. Появляется запах багульника. А потом и сам багульник, расстилающийся далеко вокруг. Во время цветения багульника запах стоит такой силы, в прямо смысле, что сбивает мысли человека, выгоняя того, ошалелого, из болота. Островками между багульником растет подбел, как блесна переливаясь листочками, с одной стороны белыми, за что и получил своё название. Сейчас багульник не опасен, даже полезен и его эфирные испарения успокаивают. Видно ещё не созревшую клюкву, начало сентября – рановато для ягоды и она крепкая на зуб, упругая и больше горькая, чем кислая.

Небольшая экскурсия по болоту заканчивается. Мы сидим на островке из деревянного настила, рядом податливая земля болота и тишина – главное достоинство таких мест. Редкие деревца совсем не мешают свету, и потому болото предстаёт в совсем ином виде, чем мы привыкли видеть на картинках.

Журавлиная Родина

Возвращаясь по пыльной дороге от болота наша группа делает последнюю остановку – у бобровой плотины.

Плотина заброшена пять лет назад, хатка осталась без своих жителей года три назад. Рядом следы бобровой деятельности – огрызки березы. Если бобры начали грызть березу, значит места для них голодные. Вот поэтому и ушли, рассказывает Ольга. Это только предположение, но как одно из самых очевидных. Лучший корм для бобра совсем не береза, а хвойные. Сосна, например. Бобры строят свои плотины как запас пищи и как регулятор уровня воды в хатке, находящейся, возможно, в нескольких километрах от плотины. Бобров мы тоже не увидели. Увидели россыпь мухоморов (ни один из них не получил по шляпе – раз растут, значит нужны) и три поколения торфоразработок. На одном, закрытом пять лет назад, черным пятном расположилась полянка из торфа. Рядом закрытый лет пятнадцать назад, где молодая поросль березок соревновалась за место под солнцем. Чуть поодаль густая березовая чаща стояла где пятьдесят лет назад брали торф.

На этом экскурсия окончилась. Стоимость экскурсии – 400 рублей, в неё, в нашем случае, вошли интересные факты. К журавлям и болоту добраться можно без помощи сотрудников заказника.

А мы возвращаемся на биостанцию в деревню Дмитровка. Внутри уже закончился праздник, стоят несколько лотков с ручной керамикой, дудками и чаем. Чуть поодаль высокотехнологичный туалет, правда, без света, ещё дальше – полянка с избой, сценой и общежитием.

Журавлиная Родина

Сцена в виде совы, видимо и является основным местом праздника. Сейчас она уже пустовала. Общежитие особенное – для птиц, тоже пустует, журавлям туда не поместиться. В только-только открытой избушке на курьих ножках проходила выставка ядовитых растений, заботливо подвешенных пучками на уровне головы взрослого человека. Наверняка, чтобы дети не достали руками, изучали только глазами. Кто же знал, что мозг мужчины пытливый и слегка дурной. В общем, я попробовал пару цветков с незнакомых мне растений. И судя по тому, что аналогично моей жене рядом ругала своего мужа незнакомая девушка, если бы я отравился, то поехал в больничку не один.

Больше на биостанции делать было нечего – мы решили краешком зацепить центр Талдома.

Талдом – городок маленький, хотя и является районным центром. Проживает в нём порядка 12 000 жителей. Компактный и уютный, его можно проехать по кругу небольшой дороги, если конечно нет желания заглянуть в один из спальных районов. В центральной части и исторических районах процветают собственные участки, соседствуя с людными перекрёстками и торговыми площадями центров. Утопающие в зелени деревьев деревянные дома синие, зеленые, красные, прячутся за заборами. То и дело с пустыми глазницами окон, словно побитый пират, стоит разрушенный дом с покосившейся крышей.

Журавлиная Родина

Центр города – пятачок. Ухоженный и красивый. Внутри круга дороги небольшой сквер с «лучшими людьми района» и там же памятник вечному Ленину. Рядом здание администрации района, чуть поодаль сквер с домом искусств. Его украшают часы и ансамбль из колокольчиков. В сквере у этого дома резвится молодежь и восседает Салтыков-Щедрин. Знаменитый писатель – главный супермен района и города. Раньше я уже писал о селе Спас-Угол, где находится музей Салтыкова-Щедрина и его вотчина. Вот здесь - https://www.tourister.ru/responses/id_19839 Его сатира в прозе на тему государства становится, к сожалению, только актуальнее несмотря на такой разрыв во времени. Писал Михаил Евграфович о царской России, а сравниваем с нашим временем…

Вокруг круговой дороги в отличном состоянии, покрашенные и такие нарядные стоят купеческие дома. Во дворы уходят тропинки и там в отличном состоянии продолжают жить постройки прошлых времен, с резными наличниками, двухэтажные и с глубокими подвалами. Только за этот небольшой закуток Московской губернии с сохранившимися домами стоит заехать в Талдом.

Над Талдомом возвышаются купола храма Архангела Михаила. Построенный в 18 веке, храм пережил разруху и работу внутри цеха обувной фабрики и до сих пор находится на реконструкции. Удивительно, но в этом маленьком городке с косметическим ремонтом дела обстоят лучше, чем во многих областных центрах. Поэтому и храму принадлежит яркая, свежая обертка. Внутри видно строительные леса и частично инструмент. Но в целом – он выглядит ново и свежо.

Стоит ли упомянуть о лоске недавно отстроенной пожарной каланчи? Стоит. Она, каланча в смысле, воздвигалась пять лет назад на месте полностью разрушенной. Чтобы как-то сохранить историю – частично строилась из старого кирпича. И теперь каланча необычным видом создает ансамбль зданий в центре города и заодно выполняет роль местного ЗАГСа. Выглядит немного экзотично, аплодирую автору идеи. Через дорогу от каланчи находятся старые торговые ряды, которые в свое время создавали общий архитектурный ансамбль со зданием пожарной охраны.

Журавлиная Родина

И это всё, если конечно вы любите музеи – вам прямая дорога в историко-литературный музей, он же краеведческий. Но нам по душе прогулка по городу и любование обликом городов. Больше в маленьком Талдоме смотреть нечего. Помимо Журавлиной родины, музея в селе Спас-Угол, недалеко находится фарфоровый завод в Вербилках и дом-музей Клычкова в Дубровках. Но нам было уже не интересно, так можно и про журавлей забыть.

Талдом – небольшой городок, примостившийся среди болот и полей. Его редко встретишь среди туристических маршрутов, разве только проездом к журавлям. И если соберетесь ехать – не зажимайте полчаса своего времени, чтобы прогуляться по историческому центру. Заодно отдохнете от вездесущего автомобильного трафика – машин здесь немного и это тоже часть атмосферы городка.