Турист Андрей Сафаров (safarb)
Андрей Сафаров
был 28 июля 2013 0:15

Черногория — последний рай на Земле!

Черногория Июль 2007

Здравствуйте, коллеги — путешественники!

Решил отплатить услугой за услугу и написать очерк-отчет о своем автомобильном путешествии в Черногорию. Скажу сразу, что моя цель — не написание художественного произведения, а скорее, написание рекомендаций таким же, как я — начиняющим туристам, для того, чтобы отдых удался.

Все началось с того, что, задумавшись об очередном предстоявшем отпуске, я решил, наконец то, постараться совместить желание любимой жены — понежиться вдоволь на пляже, отдохнув от стандартных домашних хлопот, связанных с готовкой, уборкой, магазинами и т. п., и удовлетворить свои амбиции путешественника, покорителя и исследователя всего нового и интересного. Как обычно на помощь пришел Интернет (чтобы мы без него делали???).

ВЫБОР МАРШРУТА

Проведя в «паутине» некоторое время, была выбрана, доселе не совсем известная мне, страна ЧЕРНОГОРИЯ.

Я изучил всевозможные отчеты о путешествиях, просмотрел десятки фотографий и сайтов и решил — ЕДЕМ!!!

Так, как с детства воспитан максималистом, решил все спланировать на широкую ногу.
Были закуплены карты, путеводители и разработан первый маршрут: Беларусь — Польша (с посещением и ночевкой в красавце Кракове) — Венгрия (с посещением Будапешта и трехдневным отдыхом на озере Балатон) — Хорватия — Босния — Сербия — Черногория. В каждой стране я запланировал обзорные экскурсии с осмотром достопримечательностей и покупкой сувениров.

Да, я забыл сообщить, что свое путешествие сразу и окончательно я решил осуществить на АВТОМОБИЛЕ. На автобусе с гидом предпочтительно путешествовать по городам для максимального охвата всех исторических достопримечательностей в сжатое время. Самолетом, на мой взгляд, следует путешествовать либо при наличии противопоказаний к автомобилям, либо если маршрут лежит вне досягаемости прямых автомобильных маршрутов.
(Для справки: у меня автомобиль Ситроен-Ксара-Пикассо 2002 г.) К автомобилю еще вернусь позже.

Я забыл сообщить еще об одной очень важной детали — я из БЕЛАРУСИ. Благодаря этому, на первый взгляд, не очень значительному факту, мне пришлось попрощаться с моей первоначальной идеей. Для осуществления задуманного авто-броска мне нужны транзитные визы Польши, Венгрии, Хорватии. Так как посольство Хорватии находится в Москве, Польши — в Гродно, Венгрии — в Минске, для сбора всех виз в сезон я потратил бы не менее 2-х месяцев, и обошлось бы все удовольствие для моей семьи из 4-х человек в «копеечку». Коллеги из более цивилизованных стран посмеются над моей проблемкой, но такова плата за проживание в «самой ПЕРЕДОВОЙ во всех отношениях Державе» (я имею ввиду Беларусь).

Вторая попытка разработки маршрута была предпринята незамедлительно. В результате, мне пришлось сдвинуть траекторию движения автомобиля на карте не несколько сантиметров вправо.

Мой новый маршрут выглядел так: Гродно (Беларусь) — Львов — Мукачево (Украина) — Арад — Темишуаре (Румыния) — Белград (Сербия) — Будва (Черногория). По моим предварительным подсчетам, которые затем были полностью подтверждены показаниями спидометра, маршрут составил 2000 км (разумеется в одну сторону).

Сразу отвечу на возможный вопрос: Почему Румыния, а не Венгрия?

Да, действительно, между переходами Чоп (Венгрия) и Дьяково (Румыния) пару десятков км. А разница в маршрутах 20–25 км в пользу Румынии. Но, ЧОП — крупнейший международный переход еще с Советских времен, и вероятность простоять на переходе 5–6 часов весьма велика, что и подтвердилось впоследствии группой из Минска, которая двигалась параллельно с нами автобусом. А Дьяково — маленький переход, открывшийся для легковых автомобилей пару лет назад, и совсем несправедливо не жалуем нашими водителями. На заявление, что в Венгрии дороги лучше, чем в Румынии, отвечу следующее: для того, кто добрался до границы по «прекрасным» дорогам Украины, любые другие дороги покажутся автобаном.

И еще. Когда в турагенстве я запросил транзитную визу через Румынию, мне сказали, что я первый такой чудак, но не отказали. А за два дня до моего отъезда меня буквально засыпали звонками коллеги-путешественники с вопросами и рекомендациями по поводу маршрута через Румынию. Дело в том, что большому количеству туристов в Венгерском посольстве по каким-то причинам просто не успели оформить визы. А в Румынском этот вопрос решался в течение трех дней. Вот турагенство и вспомнило про мою «бредовую», на первый взгляд, идею и перенаправила своих клиентов ко мне (и клиенты не пропали, и ответственность с себя переложили на третье лицо).

ПОСЛЕДНИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Итак, выбор сделан. За неделю до выезда — обязательно тщательное ТО автомобиля на хорошей станции с заменой тормозных колодок, масла, ремня ГРМ — впереди 4500 км очень не простой дороги.

Возвращаясь к автомобилю. Предпочтительно: внедорожник, минивэн, коробка автомат, объем двигателя не менее 1800 см. куб, водительский стаж не менее 5–7 лет. Обязательно: наличие кондиционера, полной аптечки, и всего остального согласно ПДД.

Из практики: купите всем членам команды солнечные очки типа Polaroid. И в дороге будет легче и цвет моря и окружающих красот увидите без искажений. (Разница огромная). Обязательно хороший фотоаппарат с объемом памяти не менее 1 Гб. Позаботьтесь о картах восточной Европы. Хотя на любой первой заправке при въезде в страну можно купить нужный экземпляр. Денег на это жалеть не стоит. Желательно, чтобы в карте были схемы проезда городов по пути следования.

Из одежды можете выбросить все кроме шортов, маек, сандалий и кроссовок (я путешествовал в июле!).
И последнее. Запаситесь кредитной карточкой. Избавите себя от проблем с поиском обменных пунктов. Карточки принимаются по всему пути следования и в месте отдыха. Но наличные иметь тоже обязательно.

В ПУТЬ

1-й день.

5 Июля 2007 года в 6.00 моя команда отбыла из города Гродно по намеченному маршруту. Описывать дорогу по Беларуси нет никакого желания. Кто служил в армии и ходил по плацу, тот найдет много общего — ровненько, чистенько и НИКОГО. Для гостей, которые предпочитают двигаться не только по дороге Моска-Брест, рекомендация — заправляйтесь на каждой заправке, не известно когда будет следующая. Стоимость Бензина А-95 в Беларуси 2200 рублей или 0,75 Евро. (С поправкой на май 2008 года 2420 руб/литр).

Мест отдыха и приема пищи в Беларуси нет совсем. Но так, как страна большая, то, выехав, как я, рано утром, границу будем пересекать часа через 3–4 часа, можно и потерпеть).
О границе. Пункт пропуска Доманово-Мокраны. На Белорусской границе принято выходить из машины всем и лично представиться в окошко для паспортного контроля (это единственное исключение из всех будущих переходов). На остальных границах подъезжаем поближе к окошку и ведем диалог с представителем пограничной службы не выходя из машины. Пограничники на Белорусско-Украинской границе никуда не спешат, и в случае отсутствия очереди процедура перехода занимает минимум 1–2 часа.

Граница позади. Дорога тоже! Впереди 700 км Украинских «дорог»! Терпения вам, дорогие автолюбители. Хотя, при выезде на дорогу Киев-Чоп вы снова будете приятно удивлены. Дорога по Украине идет почти через центр всех встречающихся городов. На Украине есть одна особенность — указатели стоят не перед перекрестками, а за ними. Наберитесь терпения и лучше всего перед перекрестком спросить у прохожего о направлении до следующего населенного пункта.

На Украине есть ГАИ! Оно жадное и голодное! При нарушении правил смело торгуйтесь и 20–40 гривен (4–8 долларов) исчерпают инцидент (из практики). Чувство стыда и неудобства в данной ситуации в понимании украинских гаишников лишнее.

Бензин на Украине самый дешевый на маршруте (на то время). Заправок уйма. С едой проблем нет.
Наш путь лежит через город Львов. Город красивый, старый, но у Вас другая цель. Если не хотите потерять 1,5 — 2 часа блуждая по булыжниковым мостовым очень тесного центра — ищите кольцевую дорогу, по которой идет транзит из Киева в Чоп. Правда в этом году эта кольцевая капитально ремонтируется, но все равно получилось быстрее.

Карпаты пролетели на одном дыхании. Перед нами Мукачево. Можно искать место для ночлега. В поисках ночлега двигаемся в сторону границы с Румынией и останавливаемся в городке Виноградов — ближайшем к переходу. Тут есть 5–6 гостиниц. Все разные, но достаточно уютные. Остановились на окраине в частном мотеле за 35 Евро (аппартаменты с кондиционером, душем, ТВ и спальными местами на 4 человека). Поужинать вечером после 22 часов в Виноградове не удалось. Обошлись сухим пайком. Да и по рекомендации местных жителей, вечером ужинать безопаснее для желудка ближе к центру.

Вечером лучше залить полные баки топливом, так как дальше оно резко подорожает. В Румынии и Сербии цена за 1 л. А-95 — 1,06 Евро, в Черногории — 1,15 Евро.

2-й день.

Подъем в 5.30 и выезд в 6.00 (это для нашей команды норма в дороге). Пересменка на переходе Дьяково в районе 8.00. Но местных украинско-румынских контрабандистов достаточно. Если попали в пересменку, то, как минимум 1–1,5 часа ожидания обеспечено.

Все, дальше пошла заграница.

Румыния. В сознании наших сограждан — очень бедная и страшная страна. Многие рекомендуют не заезжать, не останавливаться и т. д. Ерунда. Для путешественника интересно все. Дорога неплохая — хуже, естественно, чем в Беларуси, но лучше, чем на Украине. На отдельных участках можно разогнаться и до 100 км/ч. С указателями все в порядке. Дорога между городами скучная и не интересная. В городах много прикольных мелочей, как правило, очень контрастных. Например, голые цыганские дети и огромные особняки умопомрачительных расцветок. На обратной дороге я даже специально останавливался для фотографирования. По поводу фотографий: лучше по дороге все примечать, для остановок на обратном пути. Останавливаться для отдыха и приема пищи лучше на современных заправках. Язык общения — английский + пальцы на руках и ногах. Способ оплаты — кредитные карточки.

Кстати. Уровень всех новых современных объектов в Румынии выше, чем где-либо по дороге. Все рассчитано только на иностранцев инвестирующих в экономику страны. На одной придорожной АЗС мы были, мягко говоря, шокированы тамашним туалетом. Такого чуда техники и прогресса я еще не встречал. Все очень круто. Ночевать в Румынии не рекомендую по простой причине — дорого. Отели по дороге встречаются комфортабельные, но все не менее 100 Евро на мою команду из 4-х человек. Кроме того, многие работают только по предварительному заказу.

Отрезок дороги по Румынии составляет примерно 450 км. Едем дальше.

После Тимишуаре (достаточно крупного города) двигаемся по карте в направлении Белграда (Сербия).

Границу с Сербией проходим оперативно примерно в 16 часов (15 по местному).

Сербия. Объездной дороги в Белграде мы не нашли. Все должно сводиться к единственной цели — ПРОСКОЧИТЬ. Время окончания рабочего дня, отсутствие указателей, огромный город и куча машин, отсутствие схемы проезда то, что ждало нас на этом участке дороги. После хаотичных блужданий по центру города нашли единственный выход — моя жена (по совместительству штурман) опустила на светофоре окно и спросила у серба о направлении на ЧАЧАК. Видимо глаза моей спутницы были настолько выразительны, что, покачав головой, наш серб махнул рукой и указал следовать за собой. Следующих 20 минут мы неслись через весь город, пропуская мимо кучу достопримечательностей. Хвала сербу! Мы выехали к указателю на город Чачак.

Кстати, если Вам удалось зарисовать дорогу, то на обратном пути можно расслабиться и обратите внимание на одну достопримечательность: в самом центре города стоят два огромных здания, прошитых насквозь американскими бомбами по время последней войны. Сербы их намеренно не трогают. Жуткое зрелище.

На обратной дороге мне удалось зацепиться на хвост шведскому коллеге, так как у него на приборной панели я увидел навигатор. И он чудно вывел нас из города.

Наш конечный маршрут на сегодня — Чачак. Это последний город на относительной равнине. Далее пойдут неслабые холмы, а точнее горы и знаменитые каньоны. Более подробную и красочную информацию вы почерпнете из путеводителя. По дороге на Чачак обращайте внимание на все места для ночлега. Ищите таблички с надписью SOBE. Это оно и есть.

До Чачака мы слегка не доехали и остановились в одном очень милом мотеле у пожилой сербской пары.
За два двухместных номера со стандартным уже оснащением (кондиционер, телевизор, холодильник и т. д. по списку) мы заплатили 44 Евро. Оплату без колебаний приняли в Евро, хотя в Сербии входу их местные динары в отличие от соседки Черногории, где входу только Евро.
Хозяева мотеля любезно накормили нас отменным национальным ужином на сумму 18 Евро (кстати, очень сытно и МНОГО) и в 22.00 прозвучала команда «отбой».

3-й день.

Сославшись на третий день в пути, мы договорились о выезде на 1 час позже, но к удивлению для себя проснувшись одновременно в 5 утра абсолютно отдохнувшими, как обычно, в 6.00 отправились в путь.
Вскоре после Чачака мы остановились выпить кофе и слегка перекусить. Очень мудро, так как далее начнутся другие заботы.

Итак, мы резко оказались среди высоких и прекрасных гор. Моих литературных способностей, да и вообще слов, не хватит, чтобы описать красоту здешних видов. Все просто СУПЕР!!!!! Есть словосочетание, которое очень подходит для краткого описания — «ЖУТКО КРАСИВО»

Но не стоит расслабляться, товарищи водители. Для вас отдых еще не начался. Об осторожности будут напоминать фотографии на скалах и придорожных камнях.

Где-то в горах вдруг появятся красные флаги с двуглавым орлом. Ура — РОССИЯ! Шучу — Черногория!

Черногория.

Граница несколько условная. Проверка паспортов и пожелание счастливой дороги. Обратите внимание на огромный плакат «ЧЕРНОГОРИЯ — ПОСЛЕДНИЙ РАЙ НА ЗЕМЛЕ!». Этот слоган мы вспоминали весь отдых и будем повторять в своих рассказах еще очень долго. Едем дальше.

Мой совет — фото-сессию оставьте на обратную дорогу, когда основной поток машин будет во встречном направлении и дорога пойдет по краю каньона, там, где предусмотрены маленькие съезды для остановок.

К сожалению, а может быть и к счастью, средняя скорость движения на этом участке дороги — 30–40 км/ч. Участок дороги от Чачака до Будвы составляет примерно 420–450 км и длится путешествие 9–10 часов.

Кстати, забегая чуть-чуть вперед, наш полный маршрут составил 4360 км, а средняя скорость согласно показаниям компьютера составила 56 км/ч.

На обратной дороге рекомендую посетить монастырь Морача (XII в.) в одноименном каньоне. Там находятся святые мощи и продается великолепный горный мед, собираемый там же монахами.

Направление нашего движения — город Подгорица. Город, на мой взгляд, особо ничем не примечательный. Выйдя из машины, мы почувствовали раскаленное дыхание Адриатического лета. Жарко. В горах было 24 градуса, а тут — 33 и очень сухо. Стакан холодного сока под кондиционером на АЗС поможет восстановить силы и выдохнуть после увиденного в горах.

В Подгорице дорога идет в двух направлениях: на Цетине и Петровац, а затем в Будву. Расстояния по двум дорогам до Будвы примерно равны, но разница существенная. Дорога на Цетине — это знаменитый Цетинский серпантин на горе Ловчен. Конечно, увидеть первый раз море сразу с вершин — заманчивая перспектива. Но я рекомендую ехать через Петровац, и вот почему. Во-первых, дорога идет через не менее знаменитое Скадарское озеро, тратить время на осмотр которого впоследствии во время отдыха, на мой взгляд, не стоит. Далее дорога идет через 4-х километровый тоннель. На автобусах туристов везут на Цетине, видимо экономя на оплате тоннеля (с авто 2,5 Евро). А на Цетине и Ловчен я настоятельно рекомендую потратить пол дня во время отдыха, даже если вы приехали общественным транспортом. Специально не буду ничего говорить об этой экскурсии. Если в принципе водитель не зануда, и имеет достаточный опыт вождения, то поездка того стоит.

Итак, вернемся к маршруту. Мы поехали через тоннель. После выезда из тоннеля дорога разветвляется на Бар и на Будву. Нам на Будву. В Бар мы еще вернемся для шопинга. Вся дальнейшая дорога (27 км) идет по Адриатическому шоссе вдоль великолепного Адриатического моря. Как и ранее — отложите фотографии на потом, когда направление движения будет со стороны моря и въезд на смотровые площадки будет по пути следования.

Описать увиденные красоты вряд ли удастся. Приложенные фотографии тоже не передадут всего. В общем, ВАУ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

БУДВА.

В турагенстве я выбрал для проживания Будву, о чем в дальнейшем ни разу не пожалел. Будва — самый крупный мо местным понятиям город. По нашим понятиям — размер небольшого спального района.

Будва — центр Будванской Ривьеры, как сказано в путеводителях. Все кто живут в соседних городках, все равно по вечерам съезжаются в Будву. Будва это — десятки ресторанов, десятки пляжей от песчаных до скалистых, десятки дискотек, отелей, магазинов, почта, рынок. ДА! СТАРЫЙ ГОРОД! И причал.

Все города на побережье Адриатического моря находятся в бухтах. Не исключение и Будва. Кроме того, в Будве, напротив бухты находится большой остров — Св. Николая или Гавайи, как его назвали местные. Остров пустынный, но в этом году его начали обживать новые хозяева.
В основном все туристы проживают на виллах. Вилла — это частная гостиница, 1–4 этажа. Чем выше этаж, тем лучше вид из окна или лоджии. Все виллы находятся, минимум на расстоянии 10 минут ходьбы от пляжа. Не верьте в обещанные 150 метров! Но это их преимущество. Дискотеки и рестораны находятся непосредственно у пляжей. А отрываются сербы и туристы по полной — до 2–3 часов ночи. В это время все вместе хором поют победившую на Евровидении песню «Молитва». Прикольные ребята.
Мы поселились на вилле SALUS. Очень всем понравилось. Новая вилла. Четыре этажа (наш четвертый). Категория 4*. Во дворе охраняемая парковка. В саду апельсины, киви, гранаты (вспомните про надпись при въезде).

Проживание и комфорт — вещь относительная и каждый выбирает для себя сам.
На мой взгляд, очень экзотическое место для проживания — старый город. Я был удивлен, что там живут люди, находятся гостиницы. Когда мне будет чуть больше лет, дети будут отдыхать самостоятельно, и мы с женой приедем на побережье вдвоем любоваться красотами и дышать чудесным морским воздухом, мы обязательно поселимся в старом городе с видом на море. Надеюсь, что не растеряю, к тому времени, остатки романтики.

Не стоит, на мой взгляд, семейным парам селиться в Будве в окрестностях виллы Александр. Там красиво, но напоминает хороший молодежный лагерь. Шумновато и пахнет кашей с котлетами.

В Бечичах стоят шикарные новые отели. Но такая форма отдыха ближе завсегдатаям Турции. Мне кажется, это не для Черногории. Черногория — страна для туристов. Между Бечичами и Рафаиловичами много строительных площадок. Возможно, через годик центр досуга сместится туда. А пока — Будва вне конкуренции.
Пляжи в Будве, как я уже говорил, есть всякие. В районе старого города — каменистые. Справа от него — скалистые. Слева, в сторону Бечичей — переходящие в песчаные. Причем вода везде очень прозрачная и чистая. К обеду песчаные пляжи полностью заполняются туристами и у кромки воды встречаются следы отдыха трудящихся: мелкие бумажки, пакеты и т. д. Конечно, это не Одесса с ее кукурузными початками и арбузными корками. Кстати, в Черногории нет мух!!! Странно.

Уровень отдыха и культуры на достаточно высоком уровне. Песок на пляжах ежедневно просеивается. Мусорки между лежаками убираются не дожидаясь наполнения. Официанты и на пляжах и в ресторанах учтивы и вежливы. Псе пляжи в Будве платные. Цена за комплект из двух лежаков, зонта и столика колеблется от 5 до 10 Евро за целый день. Причем, когда вы уходите на обеденный сон или прием пищи, достаточно оставить на лежаке полотенце, чтобы вернувшись не застать там местного аборигена или коллегу туриста.
Бросается в глаза огромное количество маленьких детей. Я давно заметил, что в Европе существует культ семьи. МОЛОДЦЫ! С детьми носятся папы, которые визжат от удовольствия посильнее чем их чада. А мамы чинно нежатся в лучах солнца. В одиноких стройных мамах с дочкой или сыном, появляющихся на пляже в украшениях и с макияжем, безошибочно угадываются соотечественницы.

Да, и еще. Бросается в глаза обилие красивых людей. Исторические события и всевозможные набеги на эти территории оставили классный след. Нашим девчонкам придется туго по возвращении домой, так, как компании подростков во дворах наших домов резко проигрывают своим сербским и черногорским сверстникам и внешне и интеллектуально.

Завершить краткий и такой сумбурный отчет о Будве стоит небольшим экскурсом в места чревоугодия — рестораны.

В Будве они везде. Стоимость в среднем не сильно отличается. Разница только в ассортименте и роскоши предлагаемых блюд.

Самый недорогой способ организованного питания я видел в ресторане Овала. (Завтрак — 3 Евро, обед — 5 Евро, ужин — 7 Евро). И это по полной программе с салатами, соками, национальными блюдами и т. д. Своеобразный комплекс.

Нами был выбран следующий вариант: утром чай, кофе с великолепной местной выпечкой на лоджии своего номера на вилле; в обед — фрукты с местного рынка, сендвичи, сыры, закуски из местного супермаркета; вечером, перед променадом по набережной — ужин в одном из многочисленных ресторанов. Каждый день рестораны и блюда рекомендую менять. За две недели всех не обойти, но понравилось все. В одних пицца, в других рыба, в третьих вяленое мясо, в четвертых морские деликатесы. Там есть все. Продолжая тему о ценах — на 100 евро нам удалость вчетвером посидеть только один раз, и то по неопытности. Каждым из поданных блюд можно было накормить всю нашу семью, но кто же знал, что эти порции такие огромные и не обязательно заказывать их на одного человека?!

Блюдо приносится на отдельный приставной столик и сервируется официантом, предварительно отделается от кости и т. д. по количеству желающих. Все это при свечах, под музыку и на фоне заката. ОХ!!!!!!

Все рестораны имеют меню на русском языке. А вести диалог с официантом, который почти ничего не понимает — отдельное развлечение. Никогда точно не знаешь, что же он принесет.
Ассортимент напитков в ресторанах Черногории не богат. Импортное зелье есть только в барах. В меню ресторанов только местные вина и пиво. И то и другое весьма не дурного вкуса. Можно придумать себе такое гастрономическое развлечение: скачать в Интернете описания лучших, по мнению туристов ресторанов и попробовать их посетить. Нам такое занятие пришлось по душе.

ЭКСКУРСИИ.

Если вы не приехали исключительно для пляжного лежания, то свой двухнедельный отдых предлагаю разнообразить следующим образом.

Во второй половине первого дня пребывания вы обязательно окунетесь как и мы в море. Затем прогулки по городу и вечером выбирайте любой понравившийся ресторан. Вам все понравится. Наслаждайтесь.

Второй день все как правило целиком посвящают пляжному валянию. Со своей природной синевой кожи надо что-то делать. Если у вас уже имеется определенная подготовка, то и третий день пройдет по сценарию второго. У меня же за первый день пляжного отдыха обгорело все, что могло обгореть. И проснувшись красный как рак, я решил сделать паузу. Семье пришлось смириться во имя моего блага, и мы отправились на ближайшую познавательную экскурсию. Я был изрядно подготовлен благодаря Интернету и держал все до поры в тайне от своих девчонок. Мы отправились на ЛОВЧЕН!!! Кто был, тот меня поймет. Если вы приехали общественным транспортом, то экскурсию на саму гору вы можете не найти. Максимум вам предложат Цетине с посещением монастыря и подъемом по Цетинскому серпантину. Не печальтесь. Берите местного проводника с машиной внушающей доверие или берите авто на прокат (этого там полно) и в путь по указателям на Цетине. Теперь можно держать фотоаппарат наготове. После прогулки по Цетине и посещения монастыря ищите указатель на Ловчен. Это национальный парк. Въезд туда платный — несколько евро. Дорога идет все время вверх по жуткому серпантину. Гнать не удастся, но будьте предельно внимательны. Дорога занимает примерно час до Цетине и еще час до Ловчена. Вы прибываете на конечный пункт — круглую панорамную площадку. Несколько снимков и далее 400 ступеней вверх. И вот вы на вершине. КРАСОТА. Вся Черногория у ваших ног. Здесь стоит сделать лучшие снимки с максимальным разрешением. Фотографии получатся отменные. В хорошую погоду говорят можно увидеть Италию. Я не разглядел. Налюбовавшись вдоволь можно посетить ресторан на круглой площадке, отдохнуть и отправить сослуживцам несколько СМС и ММС со снимками. Пускай обзавидуются.

Теперь назад. Назад можно ехать по указателям на Котор, но даже местные не рекомендуют этого делать. Очень узкая дорога. Да и Котор — это тема следующего маршрута. Я поддался на уговоры семьи и спустился с горы тем же маршрутом. После обеда мы были снова в Будве. Вечером совершенно искренне был поднят тост за счастливое возвращение.

В связи с тем, что я несколько переоценил уровень подготовки своих девчонок и восхождение на гору нагнало на них страху, мне пришлось заключить соглашение, что с маршрута снимаются все высокогорные экскурсии (Дурмитор, Тара и т. д.). Так как в первый раз не следует чересчур увлекаться, я оставил в арсенале еще два маршрута с перерывами в 3–4 дня.

Первый — Боко-Каторский залив. Второй- Бар.

Что такое Боко-Каторский залив следует читать во всех путеводителях. Я буду писать о том, чего в них нет.

Дорога идет из Будвы по указателям на Катор через Тиват. Панорама Котора впечатляет, если не сказать больше. Красиво. Запарковались мы на самой набережной — слева по ходу движения — напротив входа в старый город. Старый Котор очень похож на старую Будву. Разница только в том, что в Которе есть крепость, ступени к которой уходят круто вверх и со стен весь город и весь залив как на ладони. Не смотря на все свое рвение, я осилил только подъем к церквушке — это примерно половина пути. Но и этого было достаточно. Виды с площадки на панораму города будут греть душу очень долго.

Спустившись и побродив еще немного по городу, выпив сок в ресторанчике, мы двинулись дальше. Специально подчеркиваю, что обедать мы не стали. Рекомендую воздержаться до особого случая.

Едем дальше в сторону города со смешным названием ПЕРАСТ. Это даже не город, а скорее деревня.
Гуляя по его набережной, виды которой есть в любом путеводителе, меня все время преследовало ощущение, что я нахожусь среди декораций на съемках фильма. Настолько все неестественно красиво. Обязательно сядьте в лодку к местным рыбакам и отправьтесь на один из двух крохотных островов в заливе. Посетите церковь, купите там сувениры. Такие есть только там.

При выезде из Пераста меня оштрафовали местные ГАИшники за то, что я забыл включить свет. В Черногории все ездят со светом. От 50 Евро мы плавно перешли к 10 и все довольные разошлись. Едем дальше.

Пропускаем деревню Рисан и внимательно следим за указателями. Справа вы увидите указатель на ресторан Konoba Gatovica Mlini. Я также нашел координаты этого райского уголка в одном из отчетов в Интернете.

Сворачиваете вправо по указателю. Далее вас встретят и проводят к столикам. Если Черногория — это последний рай на Земле, то место, куда вы попадете — рай в раю. Нет слов. Утки с утятами плавают между столов. При входе шелестит бамбуковая роща. Красота. По заверениям многих, кто там побывал — это лучший ресторан во всей Черногории. На чеке нашел адрес их сайта: www.catovicamlini.com

Откушайте в этом чудном месте. Их еда также великолепна, как и интерьер.

Ну вот, теперь едем дальше. Если у вас еще остались силы и место для впечатлений, то можно двигаться далее в Герцег Нови. Там тоже есть свой старый город и свои достопримечательности. Если сил больше не осталось, можно не возвращаться назад в Котор по периметру всего залива, а через несколько километров после ресторана в местечке с итальянским названием Каменари поместиться со своим автомобилем на паром и переплыть залив в его самом узком месте, оказавшись практически сразу в Тивате. (проезд на пароме стоит 4 Евро с машины). Если вы выехали в путешествие не с самого утра, а к обеду, то возвращаться будете в Будву уже вечером в полной тишине и раздумьях. У нас даже не осталось сил на вечерний променад. Бутылка местного Вранца была распита прямо на собственном балконе под великолепный местный пршут.

Три последующих дня согласно вышеупомянутой договоренности мы нежились на пляже украшая свои тела бронзовым загаром.

Девятый день нашего отдыха снова был ознаменован туристической акцией. Мы едем в портовый город Бар.

Так как в состав моей команды кроме меня входят еще три дамы (жена и дочери), то шопинг (даже в жару 30 градусов) принес положительные эмоции. В Баре есть большой торговый центр — универмаг с советских времен. Туда ходить не надо. От него расходятся улицы, где магазинчики идут один за одним. Так вот, ваш маршрут лежит именно туда. Куча тряпок и море обуви из соседней Италии, и не только, довольно неплохого качества, по весьма удобным ценам. Вобщем, есть что приобрести в качестве напоминания о классном отпуске. Но шопинг — это не все, что может заинтересовать вас в этом районе. Недалеко от Бара находится старый город Бар с древней крепостью, оливковыми рощами и самым старым оливковым деревом в мире, пережившем рождение Христа.

О прекрасном отношении местных жителей к туристам я уже упоминал. В Баре, пропустив указатель на старый город мы медленно ползли в гору, когда рядом с нами остановилось такси и дама — пассажирка поинтересовавшись что мы ищем любезно указала нам дорогу. Приятно.

Я тут подумал, что если расскажу все, то избавлю вас от сюрпризов, по этому буду закругляться.
Еще пару слов о последнем дне в Черногории.

Накупавшись вдоволь, закупив сувениры и подарки, вечером как обычно мы отправились на променад.

Несколько фотографий на фоне заката с крепостной стены в старом городе, прогулка по набережной с видом на великолепные белоснежные катера и яхты. Надо постараться вобрать в себя все, чтобы потом долго видеть эти красоты во сне.

Выберите самый шикарный по вашему вкусу ресторан с медленной задушевной музыкой обязательно с видом на море. Закажите не большое, но обязательно очень красиво сервированное экзотическое блюдо, вино, свечи и рассуждая о смысле жизни позавидуйте по доброму сами себе.

Во время отдыха мы постоянно слышали со всех динамиков пение местных поп-звезд. Один из дисков мы даже купили.

И вот теперь, когда отпуск закончился, и утром мы садимся с женой в машину, чтоб ехать на работу, когда вдруг в машине раздается знакомое пение, с трудом удается сдерживать слезы. Может мы слишком сентиментальны, а может, все-таки, просто научились радоваться жизни!

Очень надеюсь, что рай на Земле все же не последний!