Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 6:26

Лечче, Отранто, Кастро — Италия Июль 2018

Полуостров Саленто (Salento), расположенный на самом юге итальянского каблука, омывается Адриатическим морем (Mare Adriatico) на востоке и Ионическим (mare Ionio) на западе.

На Ионическом море, к сожалению, я так и не побывала, хотя, в планах были и Галлиполи, и Санта Мария Ди Леука (где встечаются эти два моря). А вот на Адриатику насмотрелась, и накупалась в этом море.

Саленто — регион, где можно найти не только памятники истории, культуры и архитектуры, но и многочисленные курорты с прекрасным морем. Всё это привлекает сюда миллионы туристов. Пляжи провинции достойны высших похвал: красивое побережье, чистая вода, здесь можно не только насладиться ласковым морем, но и заниматься водными видами спорта.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

БОльшую часть полуострова занимает провинция Лечче. Столица провинции — город Лечче (Lecce). Этот очаровательный город, часто называют «Флоренцией юга».

В Лечче я приехала на поезде из Монополи, где провела 5 дней. О моём отдыхе в Монополи можно прочитать здесь: Монополи и Полиньяно-а Маре

Железная дорога компании Trenitalia идёт от Лечче на север, вдоль моря, и без пересадок можно доехать не только до Бари, но и даже до Турина. Поезда ходят как региональные, так и скорые. В этом году я не покупала заранее через интернет билеты на скорые поезда, чтобы не быть привязанной к конкретному времени. Изучив расписание поездов на сайте Trenitalia, я увидела, что разница во времени между региональными и скорыми поездами небольшая (время в пути примерно 1 час 20 мин.), региональные ходят чаще, и, естественно, они дешевле. Но надо учитывать, что на небольших станциях билетной кассы нет, только автоматы, и некоторые автоматы принимают к оплате только карты.

В Лечче я на 5 дней забронировала B&B Le Caruse (270 евро.). Удобно расположение: на площади Италии (Piazza D’Italia),

Очарование Апулийского полуострова Саленто

через дорогу от входа в старый город Porta San Biagio.

Ещё находясь в Монополи, я написала через Booking в отель с просьбой объяснить мне дорогу до отеля от вокзала. Мне ответели, и подробно, на английском языке написали: от вокзала идите прямо до светофора, потом поверните направо, затем дойдите до круга и сверните налево и идите до Porta San Biagio, отель напротив, на Piazza D’Italia. Ни одного названия улиц! Я открыла Maps. me, с заранее скаченной картой Лечче и просмотрела маршрут, запомнила названия улиц. Но запоминала я их напрасно! Ни одной таблички с названиями улиц в Лечче я не видела, что очень осложняло хождение по городу как новому, так и старому.

От вокзала я дошла до площади минут за 10. В адресе отеля значится Piazza D’Italia, 6. И вот номер дома несколько спутал меня: я стала искать на площади дом под № 6, а оказалось, что это номер подъезда этого красного дрма. А сам B&B (вернее назвать это аппартаментами с тремя номерами) находится на 3-ем этаже (лифт имеется).

Лечче называют также «Флоренцией эпохи барокко», этот стиль хорошо просматривается во всех монументальных сооружениях города. Уникальный архитектурный облик, столь характерный для XVII века, делает его одним из самых интересных городов региона.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

А характерный янтарный цвет городу придаёт местный известняк «пьетра ди Лечче», используемый на протяжении веков для строительства большей части зданий исторического центра. Он обладает мягкой и податливой структурой, которая легко поддается обработке, быстро твердеет.

В истории Лечче — а она уходит корнями далеко вглубь веков — было два особенно знаменательных периода: период Римской Империи и период Неаполитанского королевства. Именно во времена Неаполитанского королевства стало бурно развиваться городское строительство: возводились дома, памятники и дворцы сильных мира сего, которые объединяла театральная манера оформления архитектурных и декоративных элементов, получившая название «барокко леччезе».

Зданий, выполненных в стиле барокко Лечче, очень много, наиболее известными являются: Базилика Санта-Кроче, настоящий символ этого стиля, ее фасад выглядит, как «вышитый алтарь». К сожалению, фасад базилики находится на реставрации и о её внешней красоте можно судить только по изображению на тенте, закрывающий фасад базилики.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

Смотрю на карту старого города, и насчитала в нём 20 церквей (если не ошиблась)! Можно, конечно, задаться целью, и обойти их все. Но у меня такой цели не было, я посмотрела только самые большие и значимые.

Сразу за воротами Porta San Biagio находится церковь S. Maria della Luce in S. Matteo

На пути к площади Дуомо встретилась церковь Santa Chiara

Блуждая по улицам, я вышла на Piazza Duomo с величественным кафедралом.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

Ввысь устремляется пятиэтажная колокольня.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

Епископский дворец и Дворец семинарии расположились по периметру площади.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

Есть в Лечче и амфитеатр, рассчитанный на 25 тыс. мест. Построен он был в I—II вв. н. э. Находится на главной площади города — площади Святого Оронцо, украшенной колонной в честь этого святого. В свое время жители города усердно молились ему и он спас их от чумы. С тех пор его здесь особенно почитают. Увы, но эту колонну мне также не довелось увидеть, так как она была на реставрации и завешана банером с рекламой часов.

Неожиданные изменения в центре города произошли благодаря банку. Когда в 20-х годах ХХ века на площади Св. Оронцо стали возводить огромное здание Банка Италии, неожиданно в котловане для фундамента обнаружили развалины Римского амфитеатра. Позже все здания на этом месте снесли, а амфитеатр раскопали и оставили на всеобщее обозрение.

Помимо ворот Porta San Biagio, в старый грод можно войти через Porta Napoli.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

Сразу за воротами — церковь S. Maria di Porta.

Есть ещё Porta Rudiae, но я до них не дошла. Не могу сказать, что Лечче меня сразил. Определённо, город нуждается в реставрации. Хотя, попадались и очень интересные места, помимо церквей.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

Вообще-то, 5 дней для Лечче — это много. Centro storico совсем небольшой, осмотреть его можно за 1 день, ну 2 дня, если детально и посмотреть все церкви. Но я использовала его как базовый пункт для посещения прибрежных городков. В инфо центре мне бесплатно дали очень полезную брошюру с картой Саленто, а также посоветовали, куда стоит съездить.

На карте цветными линиями обозначены все автобусные маршруты по региону. Автобусы соединяют почти все значимые места Саленто. В этой же книжечке есть и расписание всех маршрутов по их цвету. Очень понятно и удобно. В Лечче на автобус можно сесть на черырёх остановках. Я садилась на остановке на улице Gallipoli (ближайшая к моему отелю). Билеты продаются на остановке.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

На следующий день после приезда в Лечче, я поехала на Адриатическое побережье, в городок Отранто (ударение на первой О), самый восточный город Италии. Время в пути — чуть больше часа.

Место, где располагается город, было обитаемо еще в XII—XI вв. до н. э., племена мессапов основали здесь свои колонии на берегу благодатной Адриатики.
В 266 г. до н. э. Саленто завоевал Древний Рим. Отранто получил новое имя — Гидрунтум, и стал важным транспортным центром. Когда Римская империя разделилась на две части, Отранто, как и другие южные города, отошли к Византии. Начался период еще большего расцвета. Отранто стал культурным и политическим центром. После норманнского завоевания в 1068 г. порт Отранто не потерял своего стратегического значения, сюда прибывали корабли из Венеции, Греции, Армении. Жизнь била ключом, но в 1480 г. случились события, которые перевернули обычное течение времени.
Турецкий флот попал в сильный шторм и был вынужден искать убежище в гавани Отранто. Здесь Мухаммеду II пришла в голову мысль завоевать юг Италии, объединив его с мусульманским югом Испании. Турки атаковали и, в конце концов, завоевали Отранто. Тысячи жителей погибли, многих забрали в рабство, тех, кто отказался принять ислам, казнили. И только в 1481 г. Альфонс Арагонский, герцог Калабрии, освободил Отранто. Для защиты от турков были возведены стены и замок. Но Отранто так и не смог вернуть утраченную роль ни на политической сцене, ни на культурной. Её занял Лечче. До середины XX в. рыболовство и овощеводство были основным занятием местных жителей, но в это время свершился туристический бум, были заново открыты красивые побережья с чистейшей водой, сохранившиеся средневековые улочки и старинные дома.
Исторический центр Отранто в 2010 году был взят под охрану ЮНЕСКО.

С остановки автобуса я вошла в Старый город через эти ворота в крепостной стене,

Очарование Апулийского полуострова Саленто

за которыми расположены восстановленные алтари эпохи барокко

и окунулась в неповторимые, очаровательные улочки с белыми домиками, магазинчиками и ресторанами. На каких-то улицах было многолюдно

Очарование Апулийского полуострова Саленто

а какие-то были совсем пустынны.

Конечно же, главным местом в cetntro storico является площадь Базилика (Piazza Basilica) с кафедральным собором.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

В кафедральном соборе по сей день сохранилась уникальная напольная мозаика (XII в.), рассказывающая историю человечества с точки зрения людей той далекой эпохи и реликвии тех самых восьмисот мучеников, убитых сарацинами в 1480 г.

Два лестничных пролета, расположенные в боковых приделах собора, ведут в крипту. Я прошла туда через дверь, находящуюся сбоку от главного входа в собор. Дата строительства крипты остается неизвестной, но, вероятно, она восходит ко временам Римской империи. Внутри можно увидеть 42 колонны из разных видов мрамора, увенчанных капителями. На стенах сохранились фрагменты античных фресок.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

Погуляв по старому городу и пообедав, я поднялась на крепостную стену. Пройдя по ней, спустилась на набережную.

В Отранто очень красивая набережная Героев, расположенная у подножия Старого города.

Здесь находится памятник мученикам Отранто работы Антонио Бортоне.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

Вдоль набережной располагаются пляжи, как бесплатные, так и платные, оборудованные лежаками и зонтами.

А вообще-то, люди загорают и плавают в море не только на пляжах, а везде, где есть доступ к воде.

Море потрясающего сине-бирюзового цвета, вода чистая. Как бы мне хотелось поплавать в нём! Но (я путешествую одна), имея с собой связку ключей от моего B&B, деньги, разные гаджеты, я не осмелилась оставлять их без присмотра на пляже. А вдруг что случиться? Что тогда делать? Ограничилачь прогулкой и созерцанием моря и счастливчиков-отдыхающих.

Честно говоря, я пожалела, что остановилась на 5 дней в Лечче. Было бы лучше провести эти 5 дней в Отранто, и отсюда ездить в тот же Лечче и другие города. Но, планируя поездку, невозможно всё предусмотреть. А ведь я читала в отчётах Сергея Архипкина, что Лечче можно осмотреть за один день, а также он отметил Отранто, как одно из самых удобных мест в этом регионе для отдыха на море. Вот так… К вечеру я вернулась в Лечче.

На следующий день я поехала ещё в один очаровательный городок на Адриатике, Кастро (Castro). До него тоже можно доехать на автобусе, но с пересадкой в Малье (Maglie).

Очарование Апулийского полуострова Саленто

Кастро расположен на скале, высоко над морем. От остановки к centro storico ведёт живописная улица с современными цветными домами.

Город был основан греками, но название Castrum Minervae ему дали римляне, которые посторили его в 120 в. до н. э. В те времена всем Апулийским побережьем владели разные завоеватели и Кастро переходил то к Византийцам, то к Норманам, пока им не завладела Венецианская республика. Он стал одним из первых городов на полуострове, получившим статус графства, и играл важную роль в региональной политике на протяжении многих веков.
Площадь Армандо Перотти (Piazza Armando Perotti) — это первое, куда вы попадаете, войдя в старый город.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

Здесь же Арагонский замок, где в наши дни проводятся культурные мероприятия. Крепостной замок был построен в 1282 году и был одним из самых важных замков в Анжуйском княжестве для защиты от нападений.

По традиционным средневековым улочкам выходим на площадь Виктории (Piazza Vittoria), которая служит для собраний горожан, а также по периметру площади много уличных кафе.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

На площади находится собор, построенный в 1171 году в романском стиле и носит имя защитницы города Марии Аннунциата (Maria SS. Annunziata).

Собор сохранил фрагмент первоначального романского фасада, а также руины небольшой византийской церкви X в.

Выйдя с площади в сторону моря, видим руины башни Капанне (Torre Capanne), с которых открываются виды Адриатического моря.

Очарование Апулийского полуострова Саленто

На противоположной стороне городка есть смотровой балкон с видом на море

Средневековые улочки в жаркий полдень были пустынны: ни горожан, ни туристов. По ним приятно было прогуляться.

Конечно же, в оставшиеся 2 дня я планировала съездить на Ионическое море, и если не поплавать, то хотя бы посмотреть на него и погулять по Галлиполи и Санта Мария Ди Леука. Но, длительные и интенсивные хождения сказались неблагоприятно на моих ногах. Передвижение пешком доставляло боль и большой дискомфорт. Поэтому, 2 оставшихся дня я провела в Лечче, потихоньку, с отдыхом прогуливалась по старому городу. Ооочень обидно!

Но, моё путешествие подходило к концу и у меня был забронирован отель в Сорренто на 2 ночи, перед вылетом в Москву из аэропорта Неаполя. В 11 утра я уехала из Лечче в Бари на скоростном поезде, а по прибытии в Бари (в 12–26), буквально через полчаса, у меня был автобус Flixbus в Неаполь. Билет на автобус я покупала за 3 месяца на сайте этой автобусной компании, цена 9,90 евро. Время в пути 3 часа, 20 минут. Прибыв в Неаполь после 4-х часов, я сразу поехала на поезде Circumvisuviana в Сорренто.

И вот, к вечеру я приехала в Сорренто. Такой шумный, цветной, праздничный, оживлённый, совсем другой, нежели города на Адриатике. А ведь ещё, в моём путешествии был город Матера. О Матере и Сорренто в моём следующем рассказе.