Турист Марина (Marina2506)
Марина
была 11 апреля 16:04

Каркасон — Франция Июнь 2016

Отдых в Каталонии на побережье Коста Брава для нас оказался привлекательным еще и тем, что в непосредственной близости располагается юг Франции с необычным, мистическим, а оттого еще более притягивающим местом — Лангедоком, как раз на границе с Испанией. Этот удивительно богатый, разнообразный и плодородный край издревле находился на пересечении двух великих военных и торговых путей от Средиземноморья до Атлантики через Аквитанию и из Иберии в сердце Европы.

Лангедок — настоящая сокровищница тайн и рыцарских легенд. А тайны и легенды я ох как люблю! Сколько там интересных городков! И названия какие манящие: Перпиньян, Коллиур, Каркасон… Мучительно выбирали, в какой из этих городов отправиться, потому что побывать хотелось в каждом из них. Поскольку больше всего тяготею к средневековым замкам и крепостям, выбор пал на Каркасон.

Решили отправиться на экскурсию, приобретя организованный тур у отельного гида. Помимо гида-представителя компании PEGAS в поездке нас сопровождал дипломированный гид-историк. Время в пути от Йоретт-де-Мар до Каркасона составило около трех часов. За окном автобуса проносились живописные пейзажи: по обе стороны от дороги виноградные плантации, ветряные электростанции, устричные фермы, Пиренейские горы вдали. По пути до Каркасона с удовольствием послушли байки гида об истории города.

С первого взгляда замок Каркасон поражает мощью, силой и великолепием! Каркасон — это даже не замок, а огромная цитадель-крепость, расположенная на плато на высоте 150 метров, возвышающемся над рекой Од в одноименном французском департаменте. Река отделяет Верхний город (Ситэ) с его исторической частью от Нижнего. Современный город невелик, его население составляет всего 46 тысяч жителей. Ситэ (Cite de Carcassonne) с 1997 года признан объектом культурного наследия ЮНЕСКО.

Расскажи о своих тайнах, неприступный замок Каркасон

История Каркасона очень древняя, насчитывающая около 2500 лет. Еще в первобытные времена на этом месте была стоянка племен, во II веке до Рождества Христова здесь обосновались римляне, воздвигнув укрепленный лагерь небольшого размера на месте древнего кельтского городища племени вольсков. Первоначальное поселение расширялось, выстраивались новые оборонительные сооружения. Последующие четыре столетия — время мира и благоденствия для Каркасона. После падения Рима, город был захвачен вестготами. В течение 300 лет Каркассон был их пристанищем. Вестготы смогли восстановить и модернизировать крепостные стены цитадели, но неожиданный поход сарацин в 725 году подорвал влияние вестготов, вытеснив их из Каркассона.

С сарацинами связано много легенд цитадели. Одна из них касается Карла Великого, в течение пяти лет осаждавшего крепость, пытаясь уморить город голодом. По легенде вдова мусульманского царя Балаака, прозванная Дамой Каркас, во время осады крепости смастерила манекены, изображающие солдат, расставила их у бойниц, после чего несколько дней постреливала из различных мест крепости, для того чтобы создать иллюзию серьезной ее защиты. Лишившись запасов пищи, она пошла на еще одну хитрость — решила накормить последнюю свинью самым последним зерном, а затем сбросила ее с башни во вражеский лагерь. Карл Великий, подумав, что у жителей замка много еды, и осада может продлиться ещё несколько лет, решил снять осаду. Обрадовавшись такому повороту, Дама Каркас приказала звонить во все колокола, для того чтобы распространить радостную весть. Оруженосец Карла сказал ему: «Сир, Каркас зовет Вас»(«Sire, Carcas te sonne»). Так, по легенде, родилось название крепости — Каркасон. Да, были, оказывается, женщины не только в русских селениях:)

В средние века Каркасон вполне мог бы стать вторым Римом, поскольку правители города в XI–XII веке придерживались катарцизма, считающегося религией еретиков, но, тем не менее, охватывающей огромные территории Франции и Испании. Катарцизм был против роскоши и власти, поэтому за ним шли простые ремесленники и бедняки. Учение катаров в те времена было очень популярным и поэтому представляло опасность для римской католической церкви. Решивший расправиться с катарской ересью Папа, объявивший крестовый поход, обманом захватил Каркассон. Решающую роль город сыграл и в Семилетней войне, когда сын короля Эдуарда III Английского, пытался захватить Лангедок. Но стены цитадели оказались ему «не по зубам». Однако по Пиренейскому договору XIII века, граница Франции была перенесена южнее, тем самым, сведя на нет стратегическую важность Каркасона. Начался его упадок, и к началу XIX века крепость была заброшена и разрушена. Благодаря призывам известного писателя Проспера Мериме и общественному мнению правительство Франции обратило свой взгляд на Каркассон, и в XIX веке крепость Каркасон была окончательно восстановлена.

Некоторое время в Каркасоне жил Уолт Дисней, в связи с чем считается что известная каждому ребенку заставка к его мультфильмам — это и есть стилизованное изображение Каркасона. Но я бы сказала, что у Каркасона совершенно отсутствует визуальная схожесть с диснеевском замком. Охотнее верится в то, что прототипом диснеевского замка все-таки стал Нойшванштайн.

От автобусной стоянки мы подошли к Нарбонским воротам замка (Porte Narbonnaise), окруженным башнями-близнецами. Ворота обращены на восток, по направлению к городу Нарбон, отсюда и их название. Возвышающиеся на 25 метров в высоту башни-близнецы имели главное предназначение — защита единственных въездных ворот цитадели от врагов. Их стены сложены из грубо отесанных песчаных блоков, достаточно распространенных в то время. Благодаря такому материалу блоки обладали защитой от уязвимости и снаряды от них просто отскакивали.

Перед воротами установлен бюст Дамы Каркас, спасительницы города.

Расскажи о своих тайнах, неприступный замок Каркасон

Складывается ощущение, что Дама Каркас ехидно улыбается, глядя на вас. Ну что ж, имеет право — целый город спасла:) Да уж, красоткой ее явно не назовешь, но ее умственные способности не могут не вызывать уважения.

Крепость, окруженная двойным рядом стен, общая длина которых около трех километров, предстает во всем своем великолепии! Над крепостными стенами возвышаются пятьдесят две остроконечных сторожевых башни. Каркасон — это величайшее достижение военной архитектуры средневековья. Историки утверждают, что мало какие замки и крепости могут сравниться с ним, разве что замок ордена иоаннитов Крак-де-Шевалье в Сирии и крепость Румелихисары в Стамбуле. Ни одна крепость, ни один замок не обладал такой мощной двухрядной трехкилометровой стеной!

Расскажи о своих тайнах, неприступный замок Каркасон

Вторая стена — фортификация вестготов и франков, воздвигнутая чуть дальше от первоначальной римской кладки, была смертельной ловушкой для тех, кто пытался захватить город. Оказавшиеся между двумя стенами уничтожались градом камней и стрел. Расстояние между башнями внутренней и внешней стен составляет длину полета стрелы. Впечатляет ширина стен крепости — 4 метра! Видеть подобные оборонительные сооружения еще не приходилось.

Чтобы обойти крепость по внешней ее стороне, между двух рядов стен, понадобится не один час. Мы же, прогулявшись по ее восточной стороне и пройдя по подъемному мосту, попали в кольцо средневековья. Как будто перенеслись на машине времени на много веков назад… Внутри крепости целый средневековый город!

Расскажи о своих тайнах, неприступный замок Каркасон

Узкие мощеные улочки, невысокие каменные дома с деревянными ставнями и занавесочками на окнах. На улочках повсюду старинные вывески, стилизованные сувенирные магазинчики, множество кафешек, у большинства из которых оборудованы открытые площадки на улице. И толпы туристов… В городе «бурлит» жизнь!

Во время прогулки по улочкам стал накрапывать мелкий дождик. Отругав себя за беспечность (предупреждал же GISMETEO о возможных кратковременных дождях), решила все же не вспоминать об оставленном в отеле зонтике. Чего уж теперь сокрушаться. Благо в сувенирных магазинчиках, встречающихся на каждом шагу, мелькали симпатичные ярко-желтые дождевики. Свернув на одной из улочек вправо, были готовы зайти в первый попавшийся магазин, чтобы приобрести дождевики, но тут пред нами предстал удивительный средневековый храм. Самое заметное, на мой взгляд, здание внутри средневекового города. Идея укрыться от дождя в стенах храма показалась самой правильной.

Расскажи о своих тайнах, неприступный замок Каркасон

Базилика Святых Назария и Цельсия (Basillique Saint-Nazare et Celse) была построена в XI веке первоначально в романском стиле, затем перестроена в готическом. Изначально на месте базилики располагалась церковь, возведенная еще в вестготские времена в VI веке. До начала XIX века базилика была Кафедральным собором Каркасона, затем резиденция епископа переехала в Нижний город, и Кафедральным собором стала Церковь Архангела Михаила. Войдя в храм, мы окунулись в полумрак, подсвеченный кое-где мягким светом, исходящим от зажженных свечей. Первое, что бросилось в глаза — монумент Жанне д’Арк, выполненный из камня нежно-сливочного цвета.

Нежный цвет не вяжется с воинствующим обликом Орлеанской Девы, но именно в таком исполнении она предстает настолько невинной, что не сразу понимаешь, кого видишь перед собой. Привыкнув к неяркому освещению, с удовольствием рассматривали величественные готически потолки, узкие и вытянутые витражи XIV века. В храме много фигур Девы Марии и святых, интересные барельефы на стенах, сохранился старинный орган.

Расскажи о своих тайнах, неприступный замок Каркасон

Выйдя из храма на улицу, порадовались тому, что дождик волшебным образом закончился, и даже стали проглядывать сквозь тучи редкие солнечные лучи. При такой погоде можно продолжать наслаждаться прогулкой и как следует рассмотреть базилику снаружи. Прежде чем отправиться на прогулку вокруг базилики, обратили внимание на старинное каменное здание со стрельчатыми окнами слева от входа в бзилику, увитое диким виноградом.

Расскажи о своих тайнах, неприступный замок Каркасон

Это здание самого престижного и популярного в Старом городе отеля «Hotel de la Cite Carcassonne», построенного на месте бывшего епископского дворца. Впечатляет не только внешний вид отеля, но и стоимость номера в нем, которая варьируется от 300 до 1000 евро за сутки… Продолжая рассматривать базилику, приходишь к выводу, что церковь красива не только внутри, но и снаружи — воздушные окна, изящная каменная резьба.

Расскажи о своих тайнах, неприступный замок Каркасон

Фасад украшают многочисленные горгульи и пинакли, есть немного растительных узоров. В центре фасада выделяется окно-роза с узором и разноцветным витражом. Стены базилики поросли мхом, указывая на ее древний возраст. Вместе с тем, есть в базилике некая сдержанность, лаконичность. Базилика, освященная еще в XI веке самим Папой Римским, причислена к национальным памятникам Франции.

Побродив по улочкам города, наткнулись на пересохший средневековый колодец, в котором, как гласит очередная легенда, спрятаны сокровища царя Соломона.

Расскажи о своих тайнах, неприступный замок Каркасон

Как ни всматривались в мрачное нутро колодца, ничего мерцающего ни золотым, ни каким-либо другим цветом так и не увидели:)

Подошло время обеда, и мы успели изрядно проголодаться. Читала, что в Каркасоне стоит попробовать традиционное французское блюдо cassoulet («касулé», с ударением на последний слог), представляющее собой запеченные в духовке бобы с добавлением гусятины, баранины и колбасы. По совету гида мы отправились в ресторан «L'Écu d’Or», в котором готовят пять разновидностей этого блюда. Все ресторанчики сосредоточились на улице rue Porte d’Aude, вы без труда их отыщите. Идите на запах, не ошибетесь:)

Как же мы ошибались, надеясь найти свободное место в данном ресторанчике. Свободных мест не было ни внутри помещения, ни на открытой террасе. Причем не только в этом ресторане, но и ни в каком другом вообще. А кушать-то хотелось. Найдя каким-то чудом два свободных места в небольшом ресторане (ощущая некую безысходность, даже название его не прочитала), пришлось довольствоваться предлагаемым меню, в котором «cassoulet» не было и в помине. Судя по тому, что в меню предлагались нехитрые салаты, картофель фри и тому подобная еда, мы оказались в ресторане рангом попроще. Ребенок, естественно, попросил картофель фри и куриные нагетсы, а я заказала куриную отбивную-гриль и овощной салат с бальзамическим уксусом. По вкусу принесенные блюда понравились, но было жаль, что не удалось попробовать рекомендуемое французское блюдо. Хорошо хоть ребенок остался доволен (пришлось пойти на поводу у любимого чада и разрешить ему запрещенную дома еду). Единственное что мне не понравилось — это кофе. Абсолютно не вкусный. Да и счет не порадовал. 36 евро на двоих — дороговато, учитывая, что за эту цену мы не ели, как, например, в Испании, свежайшие морепродукты, а довольствовались практически обычной фастфудной едой.

Не особо впечатлившись пищей телесной, направились гулять по городу дальше. В Старом городе осталось еще много интересного и неизведанного. Как и во всех средневековых городах в Каркасоне имеется Музей Инквизиции, напоминающий о событиях тех времен, когда еретиков подвергали ужасным пыткам. Музей был создан не случайно: ведь именно здесь, на каркасонской земле, состоялся первый церковный суд католической церкви, созданный папой Иннокентием III в. 1215 г. Чуть позже в Южной Франции был основан церковный трибунал, расследовавший преступления против веры. В музее представлены традиционные для средневековых времен орудия пыток: электрический стул, гильотина, пояс верности, гаррота, дыба, пресс для черепа и так называемые маски позора. Маленьким путешественникам придется по вкусу Дом с привидениями, расположенный рядом с Музеем Инквизиции. Поскольку Дом с привидениями мы уже посещали во французском Диснейлэнде, а с ужасающей инквизиционной атрибутикой познакомились в Мирском замке в Беларуси, решили эти объекты не посещать, а прогуляться по замку Комталь (Chateau Comtal), расположенному здесь же, в Старом городе. Замок Комталь определенно можно назвать «Сердцем крепости».

Расскажи о своих тайнах, неприступный замок Каркасон

Он был построен в начале XII века виконтом Транкавелем в качестве семейной резиденции. Именно здесь жили виконты Транкавели с XI по XIII вв, здесь же погиб в 1209 году сын виконта — Раймон Роже Транкавель, защищавший крепость от крестоносцев. Новое строение было возведено на месте римского дома I века до нашей эры. Современные размеры замок приобрел в XIII веке, с приходом французов.

Замок открыт ежедневно, с апреля по сентябрь — с 9.30 до 18.00, с октября по март — с 9.30 до 17.00. Стоимость входного билета для взрослых 8,5 евро, для несовершеннолетних до 18 лет вход бесплатный. Замок представляет собой «крепость в крепости» и является последней линией обороны Каркасона. Три фасада, восточный, северный и южный, имеют прочную защиту, благодаря высокому мастерству строителей. С этих трех сторон стены образовали правильный прямоугольник. Вверху прочная кладка снабжена зубцами, перемежающимися амбразурами. В зубцах пробиты длинные узкие бойницы, из которых можно было стрелять из лука. На восточной стороне пять башен, цилиндрических снаружи и плоских изнутри. Каждая имеет четыре этажа, с круглыми залами на первом этаже. На втором этаже зал со сводчатым потолком, в форме купола или сферической чаши. Башни имеют бойницы на каждом этаже. В замке много интересного, археологический музей, например.

Путь по замку проложен так, что музейные экспозиции не минуешь. Сначала мы прогулялись по крепостной стене замка с западной стороны, через бойницы которых открываются чудесные пейзажи, в том числе, на черепичные крыши домов современной части города и церковь Святого Жимера (Eglise Saint Gimer), расположенную практически у подножия крепости.

Затем спустились по деревянным лестницам на нижние этажи этой части замка, оказавшись в помещениях, в которых представлена музейная экспозиция. В одном из залов — надгробные камни круглой формы с изображенными на них крестами. Их доставили сюда со старых кладбищ Сен-Мишель-де-Каркасон и церкви в Лораге.

Ученые относят эти реликвии к XII—XIV вв., хотя толки об их происхождении идут до сих пор. Некоторые эксперты полагают, что это могли быть надгробные стелы катаров. В центре другого зала — мраморный фонтан для омовений XII века, на стенах барельефы и фрески. В замке также хранится плита, запечатлевшая смерть его последнего владельца (того самого крестоносца, погубившего юного Транкавеля).

С крепостных стен замка с южной стороны можно увидеть сверху Базилику Святых Назария и Цельсия и внутренний дворик замка.

Расскажи о своих тайнах, неприступный замок Каркасон

Частично сохранился в замке также Большой капонир — крытый переход с лестницей. Внимание привлекают необычные башни в северо-восточной части замка. В верхней их части небольшие навесные сооружения «машикули» — деревянные галереи с прорезями, для того, чтобы обороняющиеся видели, что делается в самом низу стены. Да уж, при возведении замковых сертификаций все было продумано до мелочей!

Время, отведенное для самостоятельной прогулки, подходило к завершению, и мы решили заглянуть в сувенирные магазинчики. Основная их масса сосредоточена вокруг Замковой площади.

Расскажи о своих тайнах, неприступный замок Каркасон

Здесь же установлен памятник историку и журналисту, уроженцу Каркассона, Жан-Пьеру Крос-Мейревийе, способствовавшему реконструкции Ситэ. Заручившись поддержкой Проспера Мериме, он привлек общественное внимание к разрушению Каркасона и тем самым, способствовал его дальнейшему восстановлению. Многообразие сувенирных товаров поражает: кроме стандартной сувенирной продукции (колокольчики, магниты, открытки, статуэтки) здесь есть даже предметы средневековой одежды, защитные доспехи, оружие. Вот только цены весьма кусачие.

Расскажи о своих тайнах, неприступный замок Каркасон

При выходе из крепости привлекает внимание еще один интересный объект, не имеющий к ней абсолютно никакого отношения — кладбище, являющееся последним пристанищем для жителей современного города. Решила сунуть свой любопытный нос и туда:) Описывать данный объект в завершении повествования, пожалуй, не буду, скажу лишь, что местное кладбище несколько отличается от наших отечественных. Несколько фотографий «расскажут» о нем подробнее.

От посещения средневековой крепости, которая продолжает жить своей жизнью, остались незабываемые впечатления! Разве возможно не восхититься этими масштабными видами, от которых так и веет силой и мощью! Замок Каркасон, является уникальной структурой военной архитектуры. Это «книга в камне», в которой прослеживаются история каждой эпохи и по которой можно наилучшим образом изучать историю военного зодчества от эпохи древних римлян вплоть до XIV века.