Турист Марина (Marina2506)
Марина
была 11 апреля 16:04

Тосса-де-Мар — Испания Июнь 2016

Город — сказка, город — мечта.

Попадая в его сети, пропадаешь навсегда…

Именно это и случилось со мной — я пропала… Пропала, увидев на просторах Интернета открыточный снимок маленького каталонского городка Тосса-де-Мар. И влюбилась в него еще задолго до того, как наша встреча с Тоссой состоялась наяву.

История города уходит в века, ко временам неолита, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок. В первом тысячелетии до н. э. на месте Тоссы возникло иберийское поселение, в те же времена здесь появились римляне. Свидетельством тому служат руины древнеримской виллы Элс Аметльерс (Els Ametllers), расположенные в восточной части Тоссы, с прекрасно сохранившимися мозаиками IV века н. э., на которых увековечены имя и титул ее владельца и упомянут город Турисса — «Salvo Vitale Felix Turissa Ex Oficina Felices».

Тосса-де-Мар. Большое сердце маленького каталонского городка

Многолетние раскопки подтвердили предположение, что Турисса, Турса (предшественница Тоссы) была процветающим римским городом. Позднее Тосса пережила господство готтов, арабов, и только с XII века н. э. окончательно стала частью герцогства Барселонского. В XII веке в целях защиты городка от набегов пиратов здесь была построена и обнесена высокой стеной крепость, известная под названием Vila Vella — «Старый город», которая в настоящее время является визитной карточкой Тоссы.

Из четырех больших башен крепости до наших дней сохранились только три: Торре-Кодолар (Torre del Codolar), Торре-де-ле Орес (Torre de les Hores) и Торе-де-Хоанас (Torre d’en Joanàs). На месте практически разрушенной четвертой в начале XX века был построен маяк.

Традиционно считается, что прибрежные поселения обязательно были рыбацкими, что касается Тоссы, это не совсем так. Основным доходом города было производство вина из винограда и пробки. Город утратил свое общественное значение к началу XX века, когда упал спрос на кору пробкового дуба — пробковая индустрия вместе с каботажной торговлей составляли основу процветания этого района. Начался отток жителей из Тоссы. Вторично ее открыли в 20-30-х годах XX века художники. Одним из первых сюда приехал на отдых Марк Шагал, а вслед за ним и другие художники. Здесь отдыхали и работали такие мастера как Андре Масон, Хоакин Миро и Цугухару Фудзита. Сюда съезжалось столько художников со всего света, что Тоссу стали называть «Вавилоном искусств».

Раннее утро, небо заволокли тучи, звенящая тишина вокруг... Тосса ещё спала. Неласково встречает нас город, подумалось мне, а ведь я так ждала этой встречи…

Не обращая внимания на неприветливость Тоссы, едва закинув чемоданы в отель, направились к старинной крепости, переполненные желанием прикоснуться к средневековым камням и прожить миг в истории.

Пробежаться по улочкам Тоссы просто так не получится: голова так и вертится вокруг собственной оси, чтобы получше рассмотреть вывески магазинов, нарядные балконы, заставленные горшками с цветущими геранями,

барельефы на стенах домов, милые уютные детали на окнах в виде накрахмаленных занавесок и вазочек. Улочки Тоссы необычайно колоритны в большей степени потому, что здесь сохранились старинные жилые дома традиционной средневековой застройки.

Особый шарм городу придают и многочисленные ресторанчики, интерьеры которых оформлены с большим художественным вкусом.

Впервые поднимаясь вверх по дороге, ведущей к крепости, оглядываясь на набегающие на пляж Platja Gran небольшие волны, я невольно вздрогнула, услышав звук: «Бом, Бом…». Полнейшее ощущение déjà vu испытала в этот момент.

Тосса-де-Мар. Большое сердце маленького каталонского городка

Перед глазами проплыли кадры из голливудского кинофильма «Пандора и Летучий голландец», начинающегося с того, что именно на побережье испанского городка Эсперанса обнаруживают двух утопленников со сцепленными руками. История их любви и есть сюжет фильма. Пандора (героиня Авы Гарднер) — редкой красоты американская певица, привыкшая повелевать мужчинами, Голландец (герой Джеймса Мэйсона) — владелец яхты «Летучий Голландец», бороздящий моря в поисках женщины, готовой отдать за него жизнь. Только звук «Бом, Бом…" в кадре доносился сверху, от колокола, установленного на маяке. А откуда раздавался звук, услышанный мною, сразу и не поняла. Эту загадку удалось разгадать чуть позже. Вы уже, наверное, поняли, что упомянутый фильм снимался в середине XX века в городке Тосса-де-Мар, ставшим прототипом Эсперансы.

Во время съемок фильма Ава Гарднер настолько полюбила Испанию, что на какое-то время поселилась в ней. После выхода в прокат имевшего успех фильма некогда маленький поселок стал стремительно развиваться и превратился в респектабельный курортный городок. Благодарные жители Тоссы увековечили актрису в бронзе, считая ее самой красивой женщиной того времени. Бронзовая Ава Гарднер, устремившая свой взор туда, где восходит солнце, красуется на возвышении у стен крепости, а легкий ветер шевелит ее волосы и играет складками платья.

Тосса-де-Мар. Большое сердце маленького каталонского городка

Из крепости открывается потрясающий вид на город! Тучки понемногу рассеились, редкие солнечные лучи дотрагивались до крыш домов, а вскоре солнышко окончательно проснулось, и город заиграл всеми красками.

Стоя у стен крепости с наслаждением любовалась городом. Вот она — моя Тосса!!!

Тосса-де-Мар. Большое сердце маленького каталонского городка

Ощущение восторга наполняло каждую клеточку, а сердце пело от радости! Долгожданная встреча с Тоссой наконец-то состоялась!

Не понимаю отзывов, в которых Тоссу награждают нелестными эпитетами: Тосса — рай для пенсионеров, Тосса — экскурсионный тупик, считая, что написавшие подобное оказались в Тоссе по нелепой ошибке. Тосса действительно небольшой городок, постоянно в нем проживают около 6000 человек. Но в курортный сезон город наполняется туристами и становится довольно оживленным. Основной контингент отдыхающих — публика среднего возраста, много семей с детьми. Здесь мало молодежи, для тусовочного молодежного отдыха идеально подойдет соседний Йоретт-де-Мар. Но нам, настроясь с городом на одну волну, ни единой секунды не было скучно в Тоссе.

В переплетениях узких улочек Тоссы случайно обнаружили небольшую белоснежную часовню. Она настолько крошечная, что пришлось усомниться, возможно ли туда войти. Надпись на табличке гласила: Capella dela Mare de Deu del Socors (часовня Богоматери помощи).

Часовня возведена в VI веке по инициативе моряка Антонио Сакса, чудом спасшегося от кораблекрушения. Внутри крошки не обнаружите ничего, кроме статуи Мадонны с младенцем в алтаре.

Недалеко от часовни расположился главный храм Тоссы — Собор Святого Винсента (Església de Sant Vincent), построенный в честь раннехристианского мученика Викентия Сарагосского в середине XVIII века на месте храма XIV века, ставшего слишком тесным для прихожан.

Тосса-де-Мар. Большое сердце маленького каталонского городка

Это действующий католический храм, один из крупнейших в местной епархии. Интерьеры здания сильно пострадали в ходе Гражданской войны 1936 года, но впоследствии Собор был отреставрирован. Фасад Собора украшают резные статуи святых, такие же статуи можно увидеть и в многочисленных боковых часовнях внутри.

Среди капелл храма наиболее известна часовня Святого Себастьяна, почитание которого распространилось в Каталонии в XV–XVI веках. Главной же святыней признана статуя Черной Мадонны — точная копия знаменитой реликвии с горы Монсеррат.

В храме играет орган, который мы с удовольствием несколько раз заходили послушать. На колокольне храма вывешены часы, а колокола отмечают промежутки времени каждые 15 минут мелодичным звоном. Вот откуда раздавался этот загадочный звук: «Бом, Бом…»! Он слышен практически из любой точки Тоссы.

А сколько всего интересного можно увидеть внутри крепости, в старом городе. В старинных домах, которых осталось около 80, до сих пор проживают люди. Прогуливаясь по стенам крепости, мы становились невольными свидетелями сцен из их жизни. Каталонцы, живущие в Тоссе, очень доброжелательны — мы никогда не видели недовольства по поводу того, что гуляя практически по территории частных домовладений, расположенных внутри крепости, допускаем вторжение в личное пространство. И такая незыблемая атмосфера спокойствия царит вокруг…

Внутри крепости, на утесе — развалины церкви Святого Викентия (Antiga Esglesia Sant Visent).

Церковь XV века в стиле поздней готики, возвышавшаяся когда-то на месте еще более старой, романской церкви XI—XII вв. Первоначальный ее вид был очень внушительным, однако она была разрушена в XIX веке. Но даже на руинах кто-то с любовью поставил керамический вазон с цветами!

Еще выше, на холме, расположился Маяк Тоссы (Camino de la Luz), название которого переводится как «Путь света».

Маяк построен в 1917 году на месте разрушенной башни крепости. Паровозики зеленого цвета привозят сюда иностранных туристов почтенного возраста.

Тосса-де-Мар. Большое сердце маленького каталонского городка

Мы же предпочитали подниматься пешком. Стоимость билета на такой паровозик для взрослых — 4,5 евро, для детей — 3,5 евро. Еще один туристический паровозик ярко-голубого цвета курсирует по старинным улочкам Тоссы (стоимость билета для взрослых -5 евро, для детей — 2,5 евро).

Популярность маяка у туристов объясняется расположенным в нем музеем. Museo del Far de Tossa уникален тем, что содержит информацию обо всех маяках средиземноморского побережья. Вход в музей для взрослых — 3 евро, дети до 12 лет бесплатно. Время работы музея с 10.00 до 19.00. Имейте в виду, с 14.00 до 16.00 святое для каталонцев время — сиеста, и, соответственно, музей не работает. Музей небольшой, в экспозиции представлено множество разных ламп, осветительных конструкций, навигационные приборы, памятные знаки, собранные в разных странах планеты.

Неоспоримый плюс этого места — обилие хвойных деревьев и кустарников: сосны, пихты, можжевельник. Какой там стоит запах! Многоцветие запахов! Коктейль, пьянящий и нереально вкусный!

На холме у маяка — любимое прибежище художников, которые просиживают там часами. И неудивительно, ведь возле Музея маяка размещена смотровая площадка, с которой открываются интересные виды на морские просторы. Но, к сожалению, находиться там долго достаточно проблематично. Наверху очень сильный ветер, и сколько бы раз мы ни поднимались к маяку, ситуация не менялась.

Еще один яркий пример сторожевых башен, построенных в XVI веке — Башня мавров (Torre deis Moros). Башня получила свое название в честь мавров, которые изобрели систему сигналов, основанную на дыме и огне, впоследствии используемую на башне. Поднявшись на башню, любовались лучшими панорамными видами Тоссы. Весь город был перед нами, как на ладони.

Интересно прогуляться и по живописной пальмовой набережной Passeig del Mar вдоль пляжа Плайя Гран, дойдя до новой части Тоссы, в которой расположены современные дома, отели и рестораны.

На мысе, разделяющем пляжи Дель-Рэй и Мар Менуда, установлен памятник Минерве, римской богине войны и мудрости,

Тосса-де-Мар. Большое сердце маленького каталонского городка

а рядом с ней — памятник чайке Джонатан Ливингстон, одноименной героине произведения Ричарда Баха.

Чуть не забыла упомянуть о еще одном памятнике, обнаруженном в первое утро знакомства с Тоссой на улочках старого города за стенами крепости — скульптуре одиноко стоящей девочки с поникшей головой и корзиной в руках. Девочку почему-то хотелось обнять и приласкать, уж очень жалкой она выглядит.

Тосса-де-Мар. Большое сердце маленького каталонского городка

У подножия крепости расположилась также бронзовая композиция, изображающая пожилого мужчину, играющего на скамейке с мальчиком, отображающая связь поколений и передачу опыта от старших к детям.

Весьма занятным показалось «чудо» современного искусства, иначе его не назовешь, расположенное на пересечении улиц Тоссы в районе автовокзала.

Тосса-де-Мар. Большое сердце маленького каталонского городка

В чем заключался замысел художника, не понятно. Композиция похожа на скрученные щупальца спрута, или на что-то зигзагоподобное — у кого на что хватит воображения.

Еще один музей Тоссы, безусловно, заслуживает внимания. Попасть в него удалось не с первого раза. Пребывая в Тоссе постоянно забываешь о сиесте. И если работу магазинов и ресторанов в курортной зоне это никоим образом не затрагивает, то музеи как раз не работают.

Муниципальный музей Тоссы (время работы с 10.00 до 19.00, не забываем о сиесте с 14.00 до 16.00, стоимость билета для взрослого 3 евро, для детей до 12 лет бесплатно) расположен в Доме Губернатора (Casa de Governador).

Это позднеготическая постройка эпохи средневековья, исполнявшая долгие годы роль резиденции официального губернатора, управляющего и городом, и прилежащими монастырской общине территориями. И в XVII, и в XX столетиях здание подвергалось серьезным реконструкциям и первоначальный его облик сегодня неизвестен. Дом Губернатора считается первым музеем Каталонии, посвященным современному искусству. В экспозиции музея: древнеримские мозаики, предметы, связанные с историей Тоссы от палеолита до средневековья, предметы обихода романского периода, статуи из мрамора Аполлона и Меркурия, монументальные колонны, коллекция предметов из бронзы, собрание монет, здесь же размещены работы художников, творивших в 20-30-х годах XX века (Георга Кляйна, Андрэ Масона, Жана Метцингера, Рафаэля Бента).

В первую очередь интересовала известная картина «Небесный скрипач», подаренная музею Марком Шагалом.

Тосса-де-Мар. Большое сердце маленького каталонского городка

На третьем этаже музея только для нее одной отведена целая стена. Однако, из-за скромных размеров картина на голой стене теряется. И если бы не автограф Марка Шагала сбоку от картины, вряд ли бы обратила внимание на нее. Гораздо больше привлекли полотна, на которых изображена сама Тосса, ее улочки, моряки, освобождающие сети от улова. В них больше жизни и теплоты. А вот фраза, приписанная к автографу Марка Шагала, называвшего Тоссу «Голубой рай», вызывает солидарность, отражая и мое отношение к городу.

Направо от маяка и налево от Дома Губернатора убегают змейками вверх тропинки, предназначенные для пеших прогулок по окрестностям Тоссы.

Тосса-де-Мар. Большое сердце маленького каталонского городка

Вот где настоящая услада для глаз и рай для фотоаппарата!

С высоты холмов Тосса предстает в еще более выгодном свете. Но кроме видов на город с дорожек, проходящих по самому краю скалистого обрыва, открываются виды и на потрясающей красоты бухты с изумрудного цвета водой, морские утесы, отвесные скалы, поросшие буйной зеленью, бескрайнюю морскую синеву.

Дивные виды полностью оправдывают название побережья — Коста Брава (Дикий Берег), где горная гряда Сьерра де Лас Гаваррас спускается гранитными утесами с высоты 500 метров к самому морю. К запаху хвойных здесь добавляется запах дикого горошка. Это что-то фантастическое! Мы гуляли по парфюмерному магазину природы, расположившемуся под открытым небом, пьянея от счастья!

С высоты обозреваются и все пляжи Тоссы. Кстати, о пляжах. Их в Тоссе четыре. Пляжи очень чистые, убираются каждое утро, зонтики-лежаки можно взять в аренду (6 евро зонт, 6 евро лежак). Входы в море пологие, деткам плавать очень хорошо, так как есть участки с очень мелким заходом в воду. Песок на пляжах не мелкий, скорее, это мелкие камушки размером 3–4 миллиметра в диаметре. К ногам не прилипает, и ходить по нему достаточно удобно и без обуви.

Над центральным, самым протяженным пляжем Тоссы — Плайя Гран (Platja Gran) заслуженно развевается «Голубой флаг», основная европейская награда за экологичность и высокий уровень сервиса. Пляж Мар-Менуда (Platja Mar Menuda) второй по значимости и размерам пляж в Тосса-де-Мар, имеющий также «Голубой флаг».

На пляже есть небольшая мелководная лагуна, огражденная невысокими скалами Сес-Ильетас, здесь отличное место для безопасного купания детей, вода всегда спокойная и хорошо прогретая. «Визитной карточкой» этого пляжа является одинокая сосна, растущая на возвышающемся над пляжем утесе.

На Мар-Менуда работает также прокат каяков, катамаранов, имеется дайвинг-центр. Этот пляж — излюбленное место дайверов. Пляжи Гран и Мар Менуда оборудованы туалетами. Пляж Эс-Кодолар (Platja d’es Codolar) находится сразу за главным городским пляжем в уютной лагуне с видом на крепость Vila Vella.

Тосса-де-Мар. Большое сердце маленького каталонского городка

На этот пляж можно попасть через узкий лаз в башне Кодолар, к которой примыкает Дом Губернатора. Между двумя основными пляжами Гран и Мар-Менуда есть еще один маленький 15-ти метровый участок, зажатый скалами, с небольшим песчаным островком — пляж Дель-Рэй (Platja del Reig). Это место облюбовали для себя рыбаки.

С пляжа Гран по расписанию ходят кораблики Dofi Jet до соседних городов побережья Коста Бравы (Йоретт-де-Мар, Феналс, Бланес и др.). Курсируют также кораблики с прозрачным днищем Sub vision&Fondo Cristal, во время прогулки на которых можно любоваться флорой и фауной Средиземноморья.

Тосса-де-Мар. Большое сердце маленького каталонского городка

Билеты можно приобрести в киосках, установленных на пляже Гран. Если хотите спланировать поездки заранее, можно посмотреть информацию о времени движения и ценах здесь: dofijetboats.com›eng/index.php; www.fondocristal.com.

Каждый вечер у нас был своеобразный ритуал: после ужина мы поднимались на крепость, усаживались на лавочку с видом на море и одну из ее башен, дышали морским воздухом, слушали крики чаек и релаксировали после экскурсионных забегов. В сумерках приятно любоваться крепостью в мягкой подсветке, которую включают около 9 часов вечера.

Тосса-де-Мар. Большое сердце маленького каталонского городка

А если хватит терпения подождать до наступления настоящей темноты, увидите, как крепость заполыхает ярким пламенем — именно такой потрясающий эффект создается.

Что же еще для счастья нужно? Для нашего счастья в Тоссе было все! Ах да, исключительно для женского счастья необходим шопинг. Так вот, в Тоссе он тоже может быть. Магазинчиков здесь полно. В ассортименте в основном представлены пляжные товары (купальники, шлепанцы, сарафаны и т. п.), летняя одежда, обувь и сувениры. Качество товаров высокого уровня, Китая и иже с ним нет и в помине. В нескольких магазинах представлены демократичные линейки брендовых марок (АRMANI JEANS, GUESS, LACOSTE, например).

Так что при сильном желании отвести душу можно и здесь:) А можно специально поехать на шопинг в La Roca Village или в соседнюю Андорру. Но лично нам тратить на это драгоценное время не хотелось совсем.

Если предпочитаете шумные мегаполисы и большие города, вам не нужно приезжать в Тоссу. С удивлением слушала мнение о Тоссе: ну крепость и крепость, улочки как улочки — что тут особенного. Если вы такого же мнения, вы не прочувствуете Тоссу. Да и не нужно, у каждого ведь свои личные предпочтения. Для меня Тосса является уникальной! Если же вы неисправимый романтик, желающий спокойного умиротворяющего отдыха, да еще и любитель средневековых артефактов и городов с историей, обязательно поезжайте в Тоссу! Она непременно раскроет для вас свои объятия, и вы полюбите ее так же, как полюбили ее мы. ВСЕМ СЕРДЦЕМ!!!