Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 9:00

Агра — Индия Декабрь 2017

Начало рассказа здесь Золотой треугольник на поездах и тук-туках

Трудно найти человека, который не слышал о самом романтичном памятнике вечной любви — Тадж Махале. Это величайшее творение зодчества пережило смерть любящих сердец, множество войн, катаклизмов и эпох. Сегодня в 21 веке на самое настоящее чудо света может посмотреть любой желающий, который отважится на путешествие по центральной Индии. Поэт Рабиндранат Тагор называл этот памятник «слезой, сверкающей на лице вечности». Другие говорили: Тадж Махал — это легенда о любви, застывшая в мраморе. Со слезой, Тагор, конечно, загнул, а вот на счет легенды, совершенно согласен.

Величайшее творение всех времен и народов создал Великий Могол — Шах-Джахан в память о супруге Мумтаз-Махал, которая неожиданно! умерла при родах 14 ребенка. Что удивительно, при жизни Мумтаз была совсем не глупой женщиной, и, несмотря на времена жесткого патриархата, стала советником мужа, лезла в государственные дела и сопровождала супруга в военных походах.

После смерти любимой супружницы Шах-Джахан поседел, объявил в стране двухлетний траур и повелел построить в Агре — столице Империи Великих Моголов, на берегу реки Джамна мавзолей, равных которому нет на Земле, не было и не будет. 22 года 20 000 человек неустанно ваяли будущее чудо света. Назвали мавзолей созвучно с именем умершей — Тадж-Махал («Венец Дворца»). По легенде, правитель в качестве «особой благодарности» приказал отрубить руки главному архитектору Устад-Исе, чтобы не повадно было строить шедевры в будущем. Предполагают, что обезумев от горя, Шах-Джахан хотел сотворить рай прямо на Земле, он говорил, что строит трон самому Аллаху.

Тадж Махал — бриллиант в индийском трэше

На другом берегу Шах хотел построить мавзолей для себя, но из чёрного мрамора, и соединить здания ажурным мостом из серого мрамора. Непонятно, кто бы его строил, если главному архитектору руку отрубили?!? Однако, подросший сынок — Аурангзеб, понял, что казна не выдержит расточительства, и посадил папашку под домашний арест в Красный форт. Девять лет убитый горем вдовец через решетку смотрел на усыпальницу своей жены за рекой, пока не помер, его тоже похоронили в Тадж-Махале. Похожая история приключилась и со строителем еще одной сказочной жемчужины романтической архитектуры — замка Нойшванштайн. После непосильных трат казны, короля-романтика Людвига II тоже посадили под домашний арест. Парадокс — при жизни растратчиков казны совсем не жалуют, зато, после кончины таких чудаков, весь мир восхищается их творениями.

После пяти нудных часов в некомфортной (как нам показалось) электричке Джайпур-Агра, мы выгрузились на вечернем вокзале и с трудом нашли тукера, который не знал, куда ехать, но мчал с ветерком по ночным пустынным трассам, окутанным туманом. Ночь, пустота, тукер не шпрехает по-аглицки и совершенно не знает, куда ехать — индийский трэш с экстримом вперемешку. Случайно нашли мужика, который сопроводил, куда следует. Второй раз мы поперлись в Агру не просто так, а с глубоким смыслом: 9 лет назад приключился огорчительный облом. Тогда Тадж был запланирован на раннее утро, чтобы увидеть восхитительный рассвет. Но что-то пошло не так, рассвет был, а восхищения не было. Зимой возникают колоссальные туманы, которые застилают утренний мавзолей непроницаемой пеленой. Восхититься Таджем, утопающем в туманной вате, не удалось, в этот раз я надеялся на реванш.

Отель Hotel Sidhartha в Агре жена забукала прямо рядом с Тадж Махалом: нам отворили решетку, громко скрипнувшую в ночной загадочной тиши, и впустили в уютный двор с ресторанчиком. Достался относительно чистый и просторный номер, подумалось: наконец, попали в цивилизацию — поспим в удовольствие! Мечты-мечты, где ваша сладость? Спать-то нам и не пришлось! У индусов, впрочем, как и у непальцев, полностью отсутствует чувство такта и уважения к соседям. Выйти в коридор ночью и орать в телефон на весь отель так, будто звонят на край света, это нормально для любого аборигена. Даже приличным индусам наплевать на весь мир, на мое замечание, глава семьи по-хамски ответил: «ну и спи, кто ж тебе не дает»!

После бессонной ночи вскочил спозаранку и рванул на крышу. У каждого отеля вокруг Таджа на крышах оборудованы смотровые площадки, почему-то все они опутаны колючей проволокой и закрыты на ключ, как в зоне особого режима. Оказывается, здесь промышляют целые банды злонамеренных хвостатых бандитов. Обезьяны лазят повсюду, тырят все, что видят, пакостят на каждом шагу, лишь «колючка» их немного отпугивает.

Тадж Махал — бриллиант в индийском трэше

Надежда на красивое утро не оправдалась, грациозный силуэт мавзолея лишь едва проглядывал сквозь дымку. Но я то уже ученый, и припас План Б — после завтрака берем тук-тук и едем на другой конец города в Сикандру к гробнице Акбара Великого. Итак, разгоняя утреннюю прохладу и остатки тумана, мчимся на тукере по улицам, пока свободным от траффика. Сикандра еще пустынна, даже вездесущих китайцев нет-либо спят, либо еще не доехали. По планировке комплекс похож на Тадж, но, чувствуется душек забвения, восторженного великолепия не хватает. В центре ансамбля здание мавзолея, в подвале которого гробница, к ней можно попасть по наклонному прохладному ходу. На самом деле, туристы видят не гробницу, а лишь надгробие, само захоронение под землей.

Тадж Махал — бриллиант в индийском трэше

Здание огромно и внушает уважение — красивые башенки, филигранная резьба, решетки из камня перекрывают арки и потрясают своей красотой. Не зря же индийские камнерезы считаются едва не лучшими в мире. Акбар не просто звался Великим, при нем империя Великих Моголов достигла расцвета. Причем, сам Акбар отличался добротой, отзывчивостью и толерантностью — невероятные качества для правителя тех времен. Все здание над усыпальницей — это дворец, очень хочется забраться на самый верх, но низ-зя. Если нельзя, но очень хочется, надо искать пути, один мутный охранник согласился провести наверх, но выставил ценник в несколько тысяч рупий. Цена шокировала, пришлось отказаться. По территории, как и раньше, бегают стада грациозных газелей, но очень далеко от дорожек, без телевика их не сфотать. По периметру стоят четверо ворот — монументальные, красивые, но, три из них — фальшворота. Вход только через Ворота Великолепия. Побывать у Акбара обязательно надо, но по второму разу впечатление уже не то.

На обратном пути увидел прекрасный храм. Судя по сверкающим белизной мраморным стенам, предположил, что это сикхская святыня, и не ошибся. Храм Gurudwara Guru ka Tal принадлежит сикхам, посвящен 9 му гуру сикхов и построен в 1610 г.

Тадж Махал — бриллиант в индийском трэше
Конечно, этот сикхский храм не сравнится с Золотым храмом в Амритсаре, но тоже красив
Тадж Махал — бриллиант в индийском трэше

Увы, посетить его времени не было, глянул снаружи, и бегом в город к Красному форту. На газоне поблизости от входа, индийские бомжи цыганского вида, разбили табор. Грязь, вопиющая бедность и агрессия отверженных — проскочил мимо них, руки чесались, но фотать не стал. Кстати, по сравнению с предыдущим визитом Агра стала на порядок чище и привлекательнее — буртов мусора по обочинам дорог уже нет — прогресс налицо. Когда были здесь в 2008 г. на улицах красовались зловонные помойки, у которых паслись коровы и свиньи. Сегодня в Агре почти цивилизация. А чего стоит разноцветье красок и яркость оттенков индийских сари? Практически все индианки до сей поры носят красивые сари, выйдя на улицу, кажется, что попал на съемки индийской мелодрамы.

Мощные стены и монументальные башни Красного Форта, уходящие в голубое небо, реально сложены из красного камня, именно за этими стенами провел в заточении свои последние годы Шах-Джахан. Билеты по 500рэ на чела, народу полно, солнце уже печет, а времени в обрез. Мы в Красном форте уже были раньше, потому, мы посовещались, и я решил пропустить его мимо нашего внимания. Отсюда до Таджа рукой подать, желающие могут домчаться на красивой конной тарантайке, но у нас свой тукер.

Тадж Махал — бриллиант в индийском трэше

Итак, все сошлось в тот славный день: погода наладилась, солнце сияет, небеса голубеют, туман почти разошелся, мы готовы к осмотру Чуда света и несемся к нему на всех порах. Войти в комплекс можно с трех сторон, этот факт сыграл злую шутку с нами… Не добегая до входа, резко тормозим — в кассу змеится огромная очередь, а другая очередь выстроилась на вход в Тадж, где вояки с АКМами проверяют жёстче, чем перед посадкой в самолет. Неужели придется стоять?!? Таки нет! Иностранцев запускают через отдельную кассу без очереди, правда, сдирают с них в 33 раза больше, чем с аборигенов — 1000 рупий. Досмотр для белых, как для всех — мужчины направо, женщины налево за ширмочку.

Днем в кассы Тадж Махала выстраиваются огромные очереди
Центральный и единственный вход в сад Тадж Махала

Далее идем по дорожкам к центральному входу, проходим высоченные ворота Gate Gate со множеством башенок на верхотуре, и… замираем в восхищении, без перерыва щелкая варежкой и затвором. Таких восхищенно щелкающих туристов на входе, едва не сотня, поймать кусочек кадра без чужих голов непросто. Пред взором открывается потрясающий вид на Мавзолей, сверкающий ослепительно белыми стенами в окружении четырех белоснежных минаретов. К нему стрелой протянулась тонкая полоска фонтана, в котором можно поймать красивые отражения. Большое видится издалека, но здесь это не работает: Мавзолей с этой точки великолепен и прекрасен, но выглядит, как очень большая сахарница, его истинный размер можно оценить, только подойдя намного ближе, и поднявшись на цокольную часть комплекса.

Тадж Махал — бриллиант в индийском трэше

Да, со второго раза я получил, что хотел — тот самый восхитительный открыточный вид Тадж Махала, который миллионами тиражируют по всему миру. Но сколько же тут народу — это какой-то ужас, причем, подавляющее большинство из них индусы, которые фотаются и селфятся на каждом свободном клочке земли. Именно в исторических местах понимаешь, что это такое в реальности — Миллиард индусов! Теперь надо попасть внутрь мавзолея. Организованы две огромные очереди — первая для подъема на цокольную часть, а вторая для входа в сам мавзолей. Когда смотришь на фото, очереди змейкой опоясывают Тадж по периметру, причем, люди такие маленькие, а здание такое огромное. Думаю, что на прохождение всех очередей требуются часы. Тут-то и понимаешь, за что заплатил немалые деньги за билет — для белых все без очереди, хотя, при входе, все равно, приходится давиться вместе с аборигенами.

Тадж Махал — бриллиант в индийском трэше

Снежно-белые мраморные стены Тадж Махала и его минаретов фантастически смотрятся в ясную солнечную погоду. Декор с цитатами из Корана выполнен из чёрного мрамора. Внутри мавзолея полумрак, стены инкрустированы драгоценными камнями и самоцветами. Сердолик из Багдада, бирюза из Тибета, сапфиры и рубины — из Сиама, ляпис-лазурь из Цейлона, хризолит с берегов Нила. Кстати, даже русский след имеется — малахит везли из России! Народ бесконечной рекой течет мимо надгробия, задержаться рядом не моги. Гиды на бегу, но в красках, повествуют о превратностях любви и смерти, туристы замедляют шаги, а охранники подгоняют — шнеля-шнеля, чики-чики, ай-лю-лю! Пара минут, и свидание с прекрасным окончено. Справа и слева от мавзолея расположены еще два огромных здания — мечеть и музей, но на фоне гигантского мавзолея они кажутся небольшими.

После визита подумал: как жаль, что не построил Шах второй мавзолей. О растраченной казне и тяготах той жизни сейчас никто и не вспомнит, зато, весь мир восхищался бы не одним, а двумя потрясающими мавзолеями! Касса открывается за полчаса до рассвета и работает до заката, пятница — выходной. Сайт —https://www.tajmahal.gov.in/Russian/home.html#

Тадж Махал — бриллиант в индийском трэше

Усталые и восхищенные мы вышли из комплекса и направились к выходу. Выйдя за стены, как-то не узнал я улицу. Как оказалось, в эйфории попутали выход и оказались на противоположной стороне комплекса. Найти тукера невозможно, около стен их нет, обойти периметр пешком невозможно — очень далеко, вернуться обратно через территорию проблематично — очередь на досмотр. Чемоданы у нас в отеле с другой стороны, а время неумолимо отчитывает последние часы до поезда! Трухнул я капитально, пришлось прорываться опять в Тадж (благо не заставили новые билеты покупать), повторно проходить контроль и через территорию выходить на свою сторону. Решили закусить в кафешке Natraj Paying Guest House & Restaurant, обещают панорамный вид на Тадж. Кафешка есть, а вида нет: помещение закрыто панелями, хитрый индус говорит — защита от обезьян! Кафе в этом районе вегетарианские, но здесь дают курицу.

В Агре оказалось два вокзала, приехали с Джайпура на один, а уезжали с другого. На вокзале привычный трэш, суета, сотни паксов снуют туда-сюда и сидят на полу, непрерывно грохочут объявления, по перронам прогуливаются вооруженные люди, типа наших партизан. Время на исходе, а поезда все нет! Мы с женой уже на полной измене — ночь на дворе, никто не знает где поезд, десятки составов снуют мимо, маршруты указаны на хинди…

Тадж Махал — бриллиант в индийском трэше

Часа через 2–3 состав появился: опоздание для индийской железки — это совершенно нормально! Ступив в вагон, подумалось: фу-ух, можно расслабится, увидев же нашу плацкарту, поняли, что трудности только начинаются. В полутемном купе на 6 чел, сидело 15–20 молодых и разнузданных индусов, причем, половина из них на наших местах! У индусов мания кучковаться в одном месте на головах друг у друга, и теснота их совершенно не смущает. Кое-как отбили местечко для себя, но вся толпа молодежи так и осталась сидеть вокруг нас. На столике заряжалась музыкальная колонка, очень скоро ее врубили на полную мощь. Тут-то я озверел. Жена шипела на ухо, что это толпа сначала растерзает меня, а потом и ее в придачу, но, укротить меня в благородной ярости, даже жене не дано.

На счастье, ребята оказались не агрессивные, звук вырубили. И потянулись томительные часы в грязном и неудобном вагоне. За окном мрак, поезд все больше опаздывает, где Дели, не известно, а поезд-то транзитный, можно и мимо проскочить. Время клонилось к полуночи, остановки следовали одна за другой, но столицы так и не было. Индусы стали собираться ко сну, только тут мы поняли, почему у каждой семьи столько чемоданов. Во втором классе слипера нет постельного белья, а по ночам холодно, вот в своем багаже паксы и везут пледы. А еще прикольная штука — это подготовка ко сну: цепочками и замками индусы приковывают весь багаж к неподвижным частям: воровство по ночам — обычная штука.

Тадж Махал — бриллиант в индийском трэше

От усталости прилегли на одну полку вдвоем с женой, все остальные были заняты. Под голову бросили свои пожитки, и провалились в беспокойную дрему. Наконец, около часа ночи, соседи дернули нас: «приехали!». В тамбуре потревожили двух, на вид добропорядочных индусов, что спали на металлическим полу, настелив газеты. Ночной делийский вокзал внушил ужас — сотни тел, закутанных с головой в пледы, вповалку валяются прямо на полу. Перед вокзалом запаркованы на ночь сотни тук-туков, наш тукер с трудом выдернул свою колымагу из общего ряда. В наш милый и уютный отель TG Tashkent посреди трэшового Мэйн Базара вернулись, как в дом родной! Труднейшая миссия выполнена: центрально-индийское турне по маршруту Дели-Амритсар-Дели-Джайпур-Агра-Дели успешно завершено, завтра улетаем домой, тьфу — на Гоа!