Турист Татьяна Заварова (Tat_jana_Zavarova)
Татьяна Заварова — была вчера 22:43
Cumbre o muerte!

Один день в Кабардино-Балкарии: Чегемское ущелье, озеро Церик-Кель, Нальчик

Нальчик — Россия Сентябрь 2016
Чегемские водопады - природная достопримечательность Кабардино-Балкарии.

Экскурсию на весь день в Кабардино-Балкарию я брала в одном из турагентств Пятигорска, которое находилось недалеко от «Провала». Выезд из Пятигорска на автобусе был в восьмом часу утра. Что у меня удивило. Так это то, что на границе Ставропольского края и Кабардино- Балкарии (КБ) наш автобус остановили и у всех проверили паспорта. Здесь же находится блок-пост и стоят вооруженные АК 74 представители войск МВД — ну прям как на международной границе!

К Чегемскому ущелью мы подъехали в районе 9 утра. Территорию КБ условно можно разделить по рельефным характеристикам на равнинную и горную. Так исторически сложилось, что кабардинцы живут преимущественно в равнинной части КБ, а балкарцы в горной. Чегемское ущелье находится в горной части, приблизительно в центре республики КБ. Вплотную к ущелью примыкает небольшая балкарская деревня, окруженная горами, если мне не изменяет память — Верхний Чегем, где мы вылезли из автобуса и пошли в сторону ущелья.

У ущелья существует своеобразный вход — окружающие местность горы резко сужаются образуя своеобразную «дверь». Местами наблюдается нависание скал над дорогой.

Проходим немного дальше. Ущелье немного мрачное и одновременно очень красивое — видимо это и есть суровая красота гор. На его дне течет одноименная река Чегем, течение в ней, как и во всех горных реках быстрое, встречаются небольшие перекаты и буруны. Вода в ней очень красивого голубовато — лазурного цвета.

Река Чегем.

Пройдя еще совсем немного взору открывается удивительная картина Чегемских водопададов: каскады воды падают с абсолютно отвесных скал. Местами видно откуда вытекает вода — это отверстия образованные прямо в скалах на высоте примерно метров 50–60. На фотографиях зрительный эффект от них совсем не тот, как в действительности — «в живую» намного красивее.

После осмотра водопадов у нас был час свободного времени для прогулки по ущелью. Само Чегемское ущелье достаточно узкое примерно метров 20–30, а в самых узких местах его ширина составляет 15 м. Окружающие скалы отвесные, практически вертикальные, иногда даже с отрицательным углом наклона. Их высота достигает до 300 м. Ущелье тупиковое и тянется до границы с Грузией. Хочу отметить, что утром здесь было холодно, ветер пронизывающий (я была в конце сентября). Нужно брать с собой легкую куртку. Идя по ущелью иногда замечаешь в скалах природные выступы и углубления самых причудливых форм, у некоторых из них даже есть названия. В одном месте через речку есть подвесной мост — с виду простенький и не очень надежный, я по нему реку перешла, постояла полюбовавшись видами, ничего, нормально, даже не сильно шатается.

В Чегемском ущелье.
У реки Чегем.

Развлечений для туристов здесь практически нет. Есть небольшой ресторан, хороший или нет не знаю, не была. Небольшой рынок, где местные продают вязаные изделия из шерсти, сладости, травяные чаи, шкуры (бараньи, коровьи, с яков), встречаются рога туров (цена 2000 руб). Я прикупила себе две халвы сделанные по местным рецептам (на любителя — мне понравилась) и травяной чай. Когда выбираешь чай нужно смотреть внимательнее, иногда там много самой обычной травы. Можно за 50 рублей сфотографироваться на память в национальной одежде.

После прогулки по ущелью у нас был завтрак в одном из кафе в деревне Верхний Чегем около ущелья. Обстановка в кафе простенькая, без изысков. Еда тоже, но приготовлено очень хорошо. Все свежее сочное и сытное. В этой деревне также есть многоточек, где продаются изделия из шерсти, шкуры, чаи, мед и др. Здесь я купила себе баранью шкуру, большую, теплую, с очень длинной шерстью. Теперь она у меня дома на кресле, сидеть очень мягко и тепло.

Улица Верхнего Чегема.
В кафе.

Позавтракав мы поехали дальше — на озеро Церик-Кель. Церик-Кель входит в состав группы из пяти карстовых озер в Черекском районе КБ, его еще называют Нижнее Голубое озеро. Наибольшая глубина 279 м, что всего на 2 м меньше, чем у озера Красное в Хорватии, которое является самым глубоким карстовым озером в мире. Вода в озере пресная, сероводородная. Постоянная температура воды 9,3˚С. Площадь поверхности воды S=0,0216 км².

Озеро Церик -Кель расположено в живописном месте окруженное гора с буйной зеленью и визуально смотрится совсем небольшим. А вот вода в нем очень красивого лазурного цвета и очень прозрачная. Поскольку из-за повышенного содержания сероводорода цвет воды меняется в зависимости от погоды: при ясной приобретает нежно-голубой цвет, при другой меняется на лазурный. Во время нашего приезда туда погода стояла пасмурная и накрапывал мелкий дождик. Поверхность озера была очень спокойной и придавала ощущение спокойствия и умиротворения.

Озеро Церик-Кель раскручено на предмет посещения туристами, здесь по берегам функционируют кафе, шашлычные, есть небольшие рынки, где местные продают изделия из шерсти и текстиля, а также травы, мед и др. Около кафе имеются очень симпатичные скульптуры животных и птиц.

После озера Церик-Кель мы поехали в столицу Кабардино-Балкарии — город Нальчик. Крепость нальчик была основана либо в 1818 либо в 1822 году. Нальчик переводится с языков коренных народов как — подкова, которая символизирует географическое расположение города в полукруге гор. По городу у нас была краткая обзорная экскурсия на автобусе без остановок. Город имеет современный облик и крайне беден на достопримечательности. Из все5й экскурсии мне запомнился лишь монумент «Навеки с Россией» на площади 400 летия присоединения Кабардино-Балкарии к России, который представлен статуей Марии Темрюковны — дочери князя Темрюка и второй жены Ивана Грозного. В конце экскурсии мы посетили городской парк и поднялись на канатной дороге на гору Кизиловку, где расположен ресторан Сосруко построенный в форме головы нартского богатыря, который принес нартам огонь. С горы открывается неплохой панорамный вид на город. В городском парке есть также несколько искусственных озер, которые очень хорошо вписались в окружающий ландшафт.

Вид на город.

Завершающим этапом нашей экскурсии стало посещение термального источника. Термальный источник представляет из себя бассейн к которому подведена труба из которой и поступает горячая вода обогащенная минералами. Территория вокруг бассейна неплохо обустроена: имеются раздевалки, магазинчики, кафе. Что мне здесь очень не понравилось, так это огромное количество народу в бассейне, из-за чего я и не стала туда лезть, а посидела в кафе. После термальных источников мы уехали назад в Пятигорск.