Турист Константин Андреевич (Kostacurta)
Константин Андреевич
был 20 июля 2021 1:42

Шри Ланка. Слеза на щеке Индии. Глава 1 — Унаватуна

Коломбо, Галле, Унаватуна — Шри-Ланка Ноябрь 2016

На мой шестой (или седьмой) день рождения мне подарили известную многим моим сверстникам книжку — атлас мира, с яркими иллюстрациями и описаниями стран и материков. Именно с этой книжки я начал грезить путешествиями. Потом у меня появилась большая политическая карта мира, которая заняла самое видное место на стене над моей кроватью. По ней я уже виртуальным корабликом рассекал волны мирового океана и продумывал маршруты, по которым когда-нибудь мечтал отправиться в путешествие. До сих пор я считаю, что мое призвание быть исследователем, или на худой конец, торговым моряком, но никак не оседлым офисным работником. Не сложилось. Долгое время у меня не получалось смотреть на мир даже глазами туриста во время очередного отпуска — жил я небогато, и не получалось скопить средства даже для поездки в ближнее зарубежье, что уж говорить о далеких экзотических странах.

Летом 2016 я решил, что хватит это терпеть. И стал выбирать цель предстоящего путешествия по следующим критериям: 1) теплая погода в конце осени; 2) наличие выхода к морю и хороших пляжей; 3) богатая культура и история страны; 4) разнообразная флора и фауна; 5) большое количество рукотворных и природных достопримечательностей. И еще хотелось экзотики: окунуться совсем в другой мир, с другими людьми, традициями и образом жизни. Солнечный Цейлон подходил мне по всем этим критериям, оставалось только убедить жену провести долгожданный отпуск на этом острове. Я, конечно, подготовился и бил козырями, описывая ей только плюсы этой колоритной страны — широкие песчаные пляжи, сочные фрукты, общение со слонами и свежие морепродукты, но любимую и не пришлось долго уговаривать, она, на удивление, довольно быстро согласилась.

Шри Ланка стала первой страной, поездку в которую мы организовывали сами, без помощи туристических агенств (не считая близкой к нам Финляндии). Все хлопоты, которые обычно берет на себя туроператор, пришлось решать самим: страховки, перелеты, бронирование жилья, трансферы… Пришлось потратить на всю организацию довольно много времени, но это был интересный и полезный опыт. Первое, это перелеты. На Шри Ланку из России мы прямых рейсов не нашли, но это еще пол беды: мы не нашли вообще никаких рейсов из Санкт-Петербурга. Следовательно, пришлось решать проблему, как нам добраться до Москвы, и при этом подгадать время таким образом, чтобы и долго не ждать посадки в следующий самолет, и, не дай бог, не опоздать на него. В результате, были куплены билеты у VIM Avia до Москвы, и у Emirates из Москвы до Коломбо (с пересадкой в Дубаи). Обратно по такой же схеме.

Карта перелетов: Санкт-Петербург - Москва (Домодедово) - Дубаи - Коломбо. В общей сложности около 9 часов, не считая стыковок.

Второе, это бронирование жилья. Туризм в Шри Ланке только развивается, поэтому выбор отелей очень невелик. Мы переключили наше внимание на частный сектор, начав поиски через Air bnb. Остановившись на нескольких вариантах, начали утомительную переписку с хозяевами жилья. По ходу переписки отмели все варианты, кроме одного. Все, хозяин подтвердил бронирование, можно платить… Черт, а вдруг это мошенник какой-то… Да вроде отзывы есть, и все хорошие. Ладно, отправляем. За 75000 рублей, на четырнадцать дней, в нашем распоряжении будет целая вилла — круто же!

Наша вилла (фото с сайта Air bnb)

Наконец, осталось решить, какие места мы хотим посетить в процессе путешествия, и как до них добраться. На различных сайтах, в социальных сетях, найдется куча желающих организовать вам экскурсии по Шри Ланке за ваши деньги. Мало по-настоящему адекватных. Некоторые из них так и не ответили на мое первое письмо, а другие до сих пор мне шлют сообщения с предложениями присоединиться к груповому туру за какие-то бешеные деньги. Плюнув, я написал еще одно письмо ланкийцу, у которого забронировали жилье: он и обещал нам и трансфер с аэропорта организовать, и на комфортном минивэне по стране повозить.

Перелет, как и ожидалось, дался не просто. Когда в иллюминаторе мы наконец увидели зеленые джунгли Шри Ланки, я был готов отдать всю наличку за сигарету, душ и кровать. Получив багаж, я с легкой тревогой стал искать глазами в толпе встречающих местного парня с моей фамилией на картонке. Он все никак не попадался на глаза, чуство тревоги стало нарастать… Слава богу, нашелся… С чемоданами выходим из здания аэропорта: сразу чувствуется, что мы в тропиках. Прежде всего, влажность — парит, как в помидорной теплице на огороде у бабушки. Чувствуется, что собирается дождь. Температура, по ощущениям, около 30 градусов. Я, после долгого перерыва, сразу выкуриваю пару сигарет и грузимся в минивэн. Парень, который нас встречал, был хозяином арендованной нами виллы. Среди других ланкийцев, наш отличался довольно высоким ростом, приятными, почти европейскими чертами лица и опрятной одеждой. Видно, что парень по местным меркам, зажиточный. Звали его Жанадара (могу ошибаться в транскрипции, за что заочно прошу у него прощения), и на ближайшие две недели, он по сути, стал нашим гидом по Шри Ланке.

На территории международного аэропорта все чисто, аккуратно и ухожено, но эти приятные впечатления очень быстро развеиваются, как только выезжаешь за его пределы. Первые же километры пути на Цейлоне погружают туриста в типичный азиатский хаос: загруженные дороги, пыльные обочины, покосившиеся хибары с выцвевшими на солнце рекламными вывесками… Шумно, как в гигантском улье, от огромного количества людей и средств передвижения, постоянно использующих звуковые сигналы. Первое время нет ощущения, что вы приехали на курорт, скорее вы подумаете: а точно самолет приземлился в Коломбо, а не в каком-нибудь Бангладеше? Спасибо Жанадаре, он угостил нас кокосами и отвлекал от невзрачных пейзажей за окном разговорами и распросами о наших планах на предстоящий отдых.

Тут я хочу сделать небольшое отступление от плавного течения моего рассказа. Дело в том, что Коломбо, он же главный город Шри Ланки и единственный, в котором есть международный аэропорт, находится в центральной части острова, у западного побережья, а все популярные курорты страны, находятся на значительном удалении от него, у южных берегов. Учитывая это обстоятельство, многие туристы, желающие совместить пляжный отдых с культурной программой, идут на определенную хитрость, и из аэропорта едут не в пляжную зону, а сразу в тур по основным достопримечательностям острова. Плюсы этого варианта — экономия денег на трансфере и аренде жилья. Ну и, теоритически, получится сэкономить немного времени на автопробегах по стране. Мы этот вариант тоже долгое время рассматривали, но все же решили, что после долгих, утомительных перелетов, сразу отправляться в трехдневный автомобильный тур по стране, с чемоданами и даже не окунувшись в океан, будет тяжело. И решили сначала добраться до гостеприимной Унаватуны, прийти в себя, понежиться на пляже, а там уже будет видно…

Большая часть пути до Унаватуны пролегала по современному хайвэю, с удобными развязками, искусственным освещением и пунктами оплаты, поэтому приличное расстояние (более 100 км) мы преодолели довольно быстро. Примерно через час мы съехали со скоростного шоссе, и попали в город Галле, где Жанадара показал нам выгодный обменник. Местные деньги, рупии — яркие, цветные бумажки с изображением различных птичек (птицы Цейлона — такой же символ страны, как и чай). Курс в 2015 году был примерно 1 USD/145 рупий. Внутри страны мы рассчитывались только рупиями (за исключением Жанадары, он предпочитал более твердую валюту), и потратили за две недели отдыха около 2000 USD: из них 500 USD ушли на трансферы и экскурсии.

Рупии. Здесь хватит на пару бутылочек местного пива - Lion.

От Галле до Унаватуны можно уже дойти пешком. Поэтому очень скоро мы были на месте и распаковывали чемоданы на нашей личной вилле у побережья океана. Звучит это значительно лучше, чем было на самом деле. Вилла представляла из себя скорее небольшой коттедж: маленькая площадка перед домом, крылечко с терассой, на которой можно было отдохнуть в креслах из ротанга. Заходим в дом: узкий коридор, от которого в обе стороны зеркально располагаются две комнаты, каждая площадью около 12 квадратов. Обе комнаты снабжены санузлами и минимальным набором мебели: шкаф, двухспальная кровать и тумбочка.

Одна из комнат (фото с сайта Air bnb)

Прямо по коридору находится кухня со всей необходимой утварью, плитой и обеденным столом. Изюм кухни был в том, что одна из стен естественная, и представляет из себя отвесный утес, который уходит куда-то очень высоко.

Кухня. Фото со скалы.
Перед этим утесом устроен мини пруд, куда поместили двух сомиков и стайку каких-то подвижных красных рыбок. Именно кухня стала местом сбора всей семьи для принятия пищи, обсуждения планов и вечерних посиделок (этому так же способствовал самый стабильный сигнал wi-fi во всем доме).

Если же брать в целом, то жилье немного разочаровало. Первое, что сразу бросилось в глаза, а точнее ударило в нос — это неприятный, затхлый запах в доме. Влажность в прибрежных районах Шри Ланки близкая к 100% очень высокая, вещи практически не сохнут, а мы были в начале туристического сезона, и видимо до нас здесь долго никто не жил. В последние дни нашего пребывания запах немного выветрился, но полностью избавиться от него так и не получилось. Второй минус — это общее состояние дома. На сайте, при бронировании, вилла выглядела попрезентабельней… Время ее немного потрепало, мебель была уже слегка пошарпанной, ремонт утратил былой блеск. Ну и третий — это ее расположение. Наша вилла располагалась около проходящей через деревню трассы: Galle road. С самого рассвета и до захода солнца, на этой дороге очень интенсивное движение. Поэтому, при бронировании жилья, обязательно посмотрите расположение: в той же Унаватуне, в сторону пляжа от Galle Road есть довольно много тихих и уютных вариантов размещения.

Не сумев даже разобрать до конца наши чемоданы, мы сдались, и после долгой дороги, наконец, отрубились. Не уснули, а именно отрубились. Крепкому и здоровому сну способствовал в то же время начавшийся дождь, затяжной и довольно интенсивный. Проснулся я рано утром. Дождь перестал, семейство продолжало слюнявить подушки, а я отправился изучать окрестности. Унаватуна — обычная деревня на побережье: океан и пляжная зона с отелями и ресторанами; трасса, вдоль которой располагаются, в основном, дома аборигенов; за трассой начинается резкий и крутой косогор, на вершине которого виднеется еще несколько видовых вилл. Пойти особо некуда. Встретил варана, который не захотел со мной общаться и удрал в кусты. Первые встречи с этими ящерицами были в диковинку, а спустя какое-то время к ним привыкаешь: они бегают везде и встречаются часто.

Побродив по еще сонной деревне около часа, и подразнив павлинов, которые здесь вместо голубей, я вернулся в дом. В скором времени раздался стук: это любезный Жанадара привез нам пропитание. Он это делал каждое утро, так как в стоимость нашей аренды входили завтраки. Обычно это были лепешки или блины со сливочным маслом и джемом, вареные яйца или яичница (омлет) и карри. Ох уж это карри. Спецефический аромат этой приправы сопровождал нас все 14 дней на Шри Ланке, преследовал во всех ресторанах и кафе, насквозь пропитал одежду, кожу и волосы. На десерт к завтраку Жанадара приносил графин свежевыжатого сока, который он зачем-то каждый раз солил, и нарезку из фруктов.

Первый полноценный день на Шри Ланке был омрачен бесконечными дождями. В результате, пляжа в этот день мы так и не увидели, зато полностью ликвидоровали дефицит сна, накопленный за бесконечные трудовые будни в Питере. На пляж мы пошли следующим утром. Стояла хорошая погода, настроение было отличное, виды, открывшиеся нам, были соответствущие.

Пляж Унаватуны один из самых популярных на Шри Ланке. Ценится за свои внушительные размеры, хорошую инфрастуртуру и относительно спокойный океан. Мы, к сожалению, не обладаем навыками серфинга, поэтому именно отсутствие высоких волн, стало для нас решающим фактором в выборе этого места: купаться, конечно, без них комфортнее.

Прекрасный Индийский океан

Центральный пляж довольно протяженный: береговая линия, изогнутая в виде серпа, составляет 2–3 километра. Условно можно поделить его на две зоны: «дикая» и отельная. В дикой зоне нет кафе и лежаков, соответственно и людей мало: мы любили здесь гулять вдоль берега, охлаждая горячие ступни ног в белой пене прибойной волны. В отельной зоне другая картина: многочисленные пляжные кафе гостеприимно разместили здесь свои лежаки с зонтами и уютные беседки.

Беседки стоят на деревянных брусках, примерно в метре от песка, для удобства гостей выстланы мягкими матрасами и закрыты навесом, защищающим нежную белую кожу от палящего солнца. Места в них хватает для комфортного отдыха 4–5 человек, так что мы втроем размещались в них, как королевичи. Количество этих беседок всегда с достатком хватало на всех желающих, и платить за их аренду ничего не надо: просто нужно заказать что-нибудь в кафе, которому они принадлежат. Блин, это гениально, ни на одном пляже мира я ничего подобного пока не видел. Людей в «отельной» зоне уже значительно больше, чем в «дикой», но ширина пляжа настолько впечатляющих размеров, что даже здесь очень просторно. Вот мы отошли от беседки и играем в маткот и, как видите, вообще никому не мешаем.

Первые три дня отпуска мы практически не вылезали с центрального пляжа: купание, маткот, холодное пиво в беседке, сэндвич с тунцом — наслаждались отдыхом на полную катушку. Надоело бездельничать — можно взять уроки серфинга или взять в прокат jet sky: попрыгать на волнах в Индийском океане ни с чем не сравнимое удовольствие…

По пляжу ходят местные торговцы, но они не особо напрягают: достаточно одним жестом дать понять, что вы в их товарах не заинтересованы, и они не станут вам надоедать и пойдут дальше. Если все же попадется какой-нибудь настойчивый продавец, то на выручку придут работники кафе, в беседке которого вы отдыхаете, и уже в довольно жесткой форме прогонят бедолагу прочь: комфорт клиентов превыше всего. Некоторые местные предприниматели идут на хитрость, гуляя по пляжу с вот такими очаровательными созданиями:

Имя у нее на удивление родное - Маша

Мы не могли не позвать его к себе: за общение и фотографии с его подопечной, пришлось заплатить 200 рупий.

Резюмируя: центральный пляж в Унаватуне отличный. Да, он не так сказочно красив, как атоллы на Мальдивах: песок довольно крупный и не того цвета, вода не переливается всеми оттенками от лазурного до бирюзового, но ему этого и не надо, у этого пляжа свои достоинства. В этом мы убедились, когда отправились проверить другой пляж в окрестностях Уны: разрекламированный Jungle Beach.

Пешком идти далеко, поэтому зашли к соседу по вилле: он работает таксистом на тук-туке, и за 100 рупий он домчал нас за 5–10 минут. Вообще, за время отпуска на Шри Ланке, я стал большим поклонником этого вида транспорта: быстро, бюджетно (не без торга, конечно) и очень экзотично. Жаль только, что большинство мотобричек в плачевном состоянии, не то что вот этот красавец.

Я так и не понял, какой именно пляж называют Jungle Beach, так как примерно в одной локации этих пляжей два. Оба действительно находятся среди джунглей, чтобы попасть на них нужно преодолеть довольно долгий спуск по тропе в густых зеленых зарослях.

Во время спуска можно понаблюдать за обезьянами, которые живут тут целыми колониями. Пляжи маленькие, не более 100 — 150 метров в длину. Песок отличается от того, что на центральном пляже, значительно светлее и мельче, а океан вообще не узнать: никаких волн, тихо, как в бассейне.

Глаз первое время радуется, картинка похожа на тот тропический рай, который обычно рисует нам наше воображение (если, конечно, не брать в расчет городские пейзажи, виднеющиеся на противоположенном берегу). Но спустя какое-то время, начинаешь замечать и очевидные минусы Jungle Beach: отсутствие лежаков, кафешек и достаточного количества свободного места со временем вызывают чувство тоски по просторному и комфортному центральному пляжу. Однако местные больше любят отдыхать здесь, и их тут довольно много: и влюбленные парочки и резвая детвора и вот такие торговцы канабисом (жене предлагать не стали, а во мне почему-то увидели любителя покурить):

Кроме этих пляжей, скрытых в зарослях джунглей, в пешей доступности от Унаватуны есть два места, посетить которые я настоятельно рекомендую. В первое из них я попал абсолютно случайно, когда ушел с пляжа, без определенной цели, и просто шатался и изучая окрестности. Каким-то образом я вышел на небольшой холмик, откуда мне открылся такой вид:

Завороженный этой красотой, по небольшой тропинке я спустился вниз, и застыл как истукан, ощущая легкую щекотку от мурашек, пробегающих по всему телу. Огромные обломки скал, как будто брошенные сюда каким-то великаном, лежали в нескольких метрах от берега, а могучий океан разгонял волны, и со всей своей первобытной яростью, обрушивал их на эти валуны.

Фотаны мельчайших, как будто вода разложилась на молекулы, брызг, поднимались высоко вверх, образуя огромное водно-дисперсионное облако. Я забрался на эти валуны и оказался в самом центре этого облака — ощущения потрясающие. Не знаю сколько времени я там провел, борясь с переполняющим меня чувством восторга, но в это время моя жена на пляже уже начала организовывать для меня поисково-спасательную операцию. Еще, как на зло, на обратном пути порвались мои шлепанцы, не выдержав тяжелого трекинга по диким тропам… В общем, при встрече с любимой, отхватил я по-полной, хоть и пообещал отвести её и дочь в это невероятное место.

С той же тропы, которая ведет к валунам в океане, открывается отличный вид и на второе место, которое я хочу рекомендовать к посещению:

Однако, несмотря на кажущуюся близость, пройти к этой ступе со стороны валунов не получится, придется идти в обход. Путь к ней лежит через джунгли и небольшую, но очень колоритную деревню.

Во время прогулки вас будет сопровождать чудное пение ланкийских птиц, дорогу будут перебегать шустрые вараны, а если повезет, то можно будет встретить и других, более скрытных представителей фауны. Вокруг будут расти диковинные тропические растения и экзотические деревья с гигантскими плодами:

Так что, в дороге до этого буддийского храма не заскучаешь.

Храм в районе Унаватуны расположен на достаточно большой территории и в очень красивом месте: на возвышении (поближе к солнцу), с трех сторон которого сочная зелень джунглей, а с четвертой резкий обрыв и океан. Это было наше первое знакомство с буддийскими сооружениями, и мы были, конечно, поражены различиями между традииями двух религий: с христианскими храмами это не имеет ничего общего. Первым делом, мы поднялись на ту самую ступу, которую видели с тропы у валунов.

По всему ее диаметру расположены золотые статуи маленького Будды, который, в общем-то, занимается обычными мирскими делами: сидит в какой-нибудь позе или просто спит. Кроме созерцания Будды, со ступы открываются очередные шикарные виды на побережье и океан.

Остальная территория храма состоит из главного здания, где непосредственно проходят богослужения, зданий поменьше, в том числе явно хозяйственного назначения, и прочих религиозных объектов, включая такие, вызывающие у нас недоумение, скульптуры:

Мы сели на лавочке, под тенью одной из растущих здесь пальм, откуда никому не мешая, могли наблюдать за внутренней жизнью храма. Монахи, в оранжевых кашаях, постоянно были чем-то заняты: от уборки территории до различных религиозных ритуалов. Кроме них на территории храма довольно много гостей: праздные туристы, щелкающие затворами фотоаппаратов и нарушающие умиротворенную атмосферу, и местные жители, которые приходят сюда, видимо чего-то попросить у «Пробудившегося».

Как я понял, это что-то вроде кандил в наших храмах

Вечера в Унаватуне мы проводили довольно однообразно, но при этом исключительно приятно. Мы ходили в рестораны, коих здесь множество. Иногда мы располагались за столиками прямо на берегу, и наслаждались едой, звездным небом и шумом прибоя одновременно. Гастрономические предпочтения мы определили для себя еще дома, поэтому во время всего отпуска питались исключительно морепродуктами: крабы, креветки, лобстеры и рыба, много-много видов рыбы. Из всех ресторанов нам полюбились больше всего два места: Hot Rock и Dacha. «Дача»- ресторан, открытый нашими соотечественниками, и никого кроме земляков, включая официантов, я там не встречал. Вечерами здесь устраивали кинотеатр под открытым небом: опускали экран и показывали фильмы на русском языке. Меню в 2016 г. было скромное, но можно было заказать отменно приготовленного голубого марлина и самый вкусный (из того, что я пока пробовал) стейк из тунца.

Иногда мы кушали дома, благо все необходимое для готовки на кухне имелось. Перед этим прыгали на тук-тук, и за 10 минут и 200 рупий, с ветерком доезжали до города Галле. Здесь, во-первых, можно было приобрести свежих морских гадов на рыбном рынке; а во-вторых зайти в супермаркет, где толкая тележку под кондиционерами, можно было купить все, кроме алкоголя: от мяса до крикетной биты. Потом дома готовили нехитрые блюда, например варили креветок. Не этих, уже красных в пластиковых упаковках, где льда больше чем мяса, а свежих, ароматных и очень вкусных.

На десерт, само-собой, всегда были фрукты: их без проблем можно купить в Унаватуне, никуда не выезжая. Лакомиться сладкими и спелыми плодами любили не только мы: по ночам к нам на кухню залетала летучая мышь, и если мы забывали убрать тарелку с фруктами со стола, то с утра обнаруживали на них (обычно на бананах) следы ее зубов. Вообще, фишка нашей виллы с одной стеной в виде скалы, постоянно дарила нам неожиданные встречи с представителями местной фауны.

Я то к этому довольно спокойно относился, а вот жена была не в восторге. Особенно сильно она стала переживать, когда сидя за столом, метрах в десяти от себя выше по скале, мы увидели двухметровую змею, смачно шмякнувшуюся с ветки дерева.

Утром нашего третьего дня на Цейлоне я поймал Жанадару, уходящего с пустыми контейнерами из-под завтрака, и начал его пытать расспрашивать: куда, когда, и за сколько он сможет организовать нам экскурсии по прекрасной Шри Ланке. К вечеру этого же дня, на семейном совете, был уже окончательно спланирован весь наш отдых. А уже завтра мы едем в Галле, гулять по старому португальскому форту! Но об этом в следующей части моего рассказа.

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм