Турист Дарья Сергеева (ladydolly)
Дарья Сергеева
была 14 марта 13:27

Панама — Панама Февраль 2018

Пунктом назначения на последние в этот раз (а скорее всего и вообще) панамские выходные остров Контадора был выбран давно, еще прошлым летом. Дескать, и пляжи там райские, и снорклинг отличный, как нигде в Панаме, а еще и оленей можно встретить. Контадора относится к архипелагу Жемчужных островов - Las Perlas (эти слова будут встречаться почти во всех названиях коммерческих организаций).

До острова можно добраться паромами двух конкурирующих фирм за 90 и 100 долларов с человека в обе стороны, а также самолетиком Air Panama из аэропорта Альбрук за 137 долларов. Паромы идут по 1.5 часа, самолет летит 20 минут. На паромы нужно регистрироваться не позднее, чем за 45 минут, в аэропорт нужно прибыть за час. Как видно, преимущества самолета настолько очевидны, что билетов на него нам, конечно же, не досталось: самолеты-то крошечные, а рейс один в день. Заранее надо думать, заранее, а не ждать, пока определятся твои коллеги. В итоге в поездку собрались опять же мы вдвоем с Лизой.

Не только самолет, но и более популярный, более дорогой, паром Ferry Las Perlas оказался раскуплен, судя по тому, что на карте мест не было ни одного свободного. Пришлось обратиться к последнему варианту: парому Sea Las Perlas (они, конечно, издеваются, назвавшись так похоже), где нет выбора мест заранее. Сайт позволил купить билеты. Для надежности я им сразу же позвонила и убедилась, что нас действительно ждут.

Мораль стандартная: бронируйте путешествие заранее, а не на той же неделе, когда едете.

Дешевого жилья на острове нет вообще. Цены от 70 долларов за двухместный номер. Мы остановили выбор на хостеле Hostal Las Perlas. Номер с двумя кроватями и «террасой» стоил 82 доллара, и да, это по местным меркам номер низшей ценовой категории. Справедливости ради, следует отметить, что этот номер проходил как четырехместный: две двуспальные кровати.

Итак, в 6.45 субботы мы приехали на причал Brisas de Amador и зарегистрировались на паром. Регистрация заключалась в нахождении своих имен в бумажном списке и вписывании номеров паспортов. Взамен выдаются многоразовые посадочные талоны — ламинированные картонки, которые забирают на посадке. А вот при посадке военные обязательно проверяют паспорта, причем интересует их именно штамп о пересечении панамской границы. Видимо, нелегалы любят разбегаться по островам. Впрочем, не вижу сложности уплыть на частной лодочке, всех не проверят.

На пароме большая часть мест в закрытом кондиционированном салоне. Есть несколько мест на палубе, но хорошие быстро заняли, а у туалета сидеть не захотелось. Так что мы остались внутри. С неодобрением отмечу, что при немалой цене за билет кофе, воду и прочие напитки продают, а не раздают. В салоне показывают фильмы на большом экране, правда, звука не слышно из-за шума мотора, а субтитры включили испанские. Шел «меч короля Артура», и смотревшая его трижды Лиза пересказывала мне сюжетные линии и даже некоторые реплики.

Паром сделал одну остановку на острове Сабога (не путать с ближайшей к городу Табогой), относящемся к тому же архипелагу, и за примерно 1 час 40 минут мы доплыли до Контадоры. В отличие от Табоги, причал сделать не потрудились, поэтому наш паром остался на почтительном расстоянии от берега, а пассажиров разобрали лодочки. Мы не ожидали, что высаживаться придется по голень в воде, а простуженная Лиза была в джинсах и кедах. Нехорошо получилось, пришлось разуваться и закатывать штаны.

Высадка и посадка производятся на пляже Галеон, который порадовал нас чистотой и безлюдностью. То есть порта как такового на острове нет, только несколько лодок болтается.

Прибыли мы на остров в начале десятого утра. Уже было довольно жарко! До нашего хостела нужно было идти примерно пять минут в горку. Он расположен на большом перекрестке, если такой термин применим к курортному острову, внизу супермаркет и ресторан, на втором этаже номера. Приятно было, что нас сразу же заселили, хотя формально могли отправить гулять до 2 часов дня. Впрочем, сразу сказали, что выселят ровно в 11 без вариантов.

Вид из окна номера

Номер примерно соответствовал описанию, однако был нюанс. На поверку вышло, что выход на террасу у нас, конечно, есть, но вот эта терраса — общая для всего отеля! Пройдохи выставили террасу главным достоинством этого более дорогого номера. Ну, теперь на букинге есть мой отзыв, не оставляющий неоднозначности в этом вопросе. Из забавного: мой матрас оказался обернут в заводской полиэтилен и сверху него застелен постельным бельем. Придя обсудить этот вопрос на ресепшен, я не обнаружила там заселявшую нас девушку с минимальным знанием английского. Что же, нехитрый набор слов «colchon» («матрас» из словаря), «plastico», «no me gusto» («пластик», «мне не нравится» из головы) помог решить проблему. К нашему возвращению в номер полиэтилен исчез.

Переодевшись, мы побежали на пляж. Я заранее почитала про пляжи и выбрала Cacique, на котором обещали хороший снорклинг. У нас с собой были маска с трубкой, те самые, которые я купила полгода назад на Карибах: их исправно передавали из рук в руки все командированные. Этот пляж на другой стороне острова, идти меньше километра. Дошли, спустились к морю. Арендовали два лежака и зонт, в сумме вышло 15 долларов (грабеж!). И, расположившись, побежали в воду.

Мои теперь уже точно последние панамские выходные

Ух! Это был удар. Вода реально показалась нам ледяной, ну как в реке в Лен. области в июне: зайти, стиснув зубы, можно, но вот-вот сведет ноги. Ну серьезно, мы же в тропиках! Кому могло прийти в голову, что в том же самом регионе, что остров Табога, вдруг окажется ТАК холодно в воде! Потом я поискала статистику: http://w-weather.com/Panama/Isla_Contadora/sea_temperature/ в феврале действительно вода от 21 градуса до 27. Кажется, мы пришли как раз к 21! А воздух все еще 32 градуса.

Тем не менее, отважная Лиза попробовала разведать хваленый снорклинг. Вернулась синяя и недовольная: кораллов мало, рыб почти нет. Я попробовала проплыть в другую сторону, результат был еще хуже. Расстроившись по этому поводу, а еще из-за оплаченного на весь день лежака, вместе с жабой не позволившего пойти искать другие пляжи, мы решили просто загорать и наслаждаться видами и солнцем.

Так и пришло время позднего обеда, часа в три. Удивительно, но большинство кафе на острове оказались закрыты на сиесту! В одном сидела компания посетителей, мы зашли туда же. Хозяйка затем доверительно сообщила нам по-испански, что вообще-то и она спала, но эти ребята пришли, разбудили и заявили, что хотят есть! Ну, это мы так поняли ее рассказ, зная только слова «спать», «есть» и интерпретируя жесты в сторону нарушителей спокойствия. Мы порадовались находчивости соседей, так как иначе рисковали остаться голодными. Конечно, на самом нашем пляже был ресторан, но он был очень пафосный, а отзывы при этом — не очень.

Снова придя на пляж, где на лежаках мы оставили полотенца и часть одежды, мы обнаружили, что на их месте уже давно плещется море! Прилив-с. К счастью, бдительные соседи или персонал передвинули наши вещи, так что ничего не уплыло и не промокло. Но масштаб и скорость прилива впечатлили нас.

Возвращаясь в отель длинным путем, убедились, что заката в море на этом острове не показывают. Максимально эффектный вид открылся нам с верху пляжа Ejecutiva, там такой небольшой мыс. Довольно много частных домов и отелей имеют балконы в сторону заката, красиво им там.

Вечер прошел праздно, вместо обидевшей нас «террасы» с видом на дорогу мы отправились на пляж-порт, где с удовольствием угостились аргентинским вином и итальянским сыром, привезенными с собой, рассматривая созвездия при помощи приложения дополненной реальности на смартфоне. Люблю тропическое небо! У нас так четко звезды не показывают.

Утром я отправилась встречать рассвет на все тот же пляж Cacique, т. к. солнце должно было появиться именно там. По дороге встретила с десяток агути, в отсутствие людей и громких местных квадроциклов смело бродящих по дорогам. А уже на подходе к пляжу дорогу перебежал самый настоящий олененок! В предрассветных сумерках невозможно сделать хороший кадр, поэтому просто доказательство существования оленя. Даже немного странно увидеть это обычно северное животное на тропическом острове.

Мои теперь уже точно последние панамские выходные

Рассвет оправдал усилия. На пляже все еще работал разведанный накануне wi-fi, так что фото сразу отправились собирать лайки в инстаграме.

После скромного завтрака, включенного в стоимость номера, мы выселились из хостела и направились на самый большой пляж острова — Playa Larga. Он расположен тоже с нашей стороны острова, недалеко от пляжа-порта. Дорога лежала мимо местного аэропорта. Ну, как аэропорта: есть маленькое летное поле, обнесенное символическим забором, взлетно-посадочная полоса длиной во весь остров и небольшой домик-сарайчик. Где происходит регистрация на регулярные рейсы, для нас осталось загадкой.

На поле стояли маленькие самолетики, четырехместные Цесны.

Мои теперь уже точно последние панамские выходные

Вокруг ходили, отдыхая между полетами, пилоты, кто в белой форме, а кто и в простой одежде. Увидев, что мы заинтересованно снимаем технику из-за заборчика, нас позвали пройти на поле и сфотографироваться в непосредственной близости от самолетов. Конечно же, мы не стали отказываться! Безопасность на высоте: на поле проникаешь через незапертую калитку, да и забор не может всерьез остановить обычного здорового человека.

Реклама сработала, и мы согласились на прогулку над островом.

Я, как главный фотограф, уселась на переднее сиденье, Лиза залезла назад. Процедура получения разрешения на взлет была символической, ну буквально как машину со стоянки забрать. И вот, мы уже в небе. Я уже однажды летала на такой Цесне, мужу дарили сертификат на полет над Кронштадтом. Но тогда я сидела сзади, и это совсем другая история.

Мои теперь уже точно последние панамские выходные

Мы ожидали, что полет будет коротким, только вокруг Контадоры, однако программа внезапно включала весь архипелаг Жемчужных островов. Они так названы, говорил мне интернет, не только из-за промысла жемчуга, а еще из-за сходства с россыпью жемчужин. Теперь я поверила, смотрите сами.

Уже при возвращении на Контадору, мне внезапно дали немного поуправлять самолетом при помощи второго штурвала. Опять же, стандартная программа при туристическом полете на Цесне, но со мной такое впервые. Удивительное ощущение, когда у тебя три плоскости управления, а не одна, как на автомобиле…

Мы приземлились, распрощались с панамцами и продолжили наш путь на пляж.

Мои теперь уже точно последние панамские выходные

Пляж оказался действительно красивым, но заброшенным: крупные красивые отели, окна которых выходили на этот пляж, стоят пустыми и разбитыми.

На берегу ржавеет паром, исписанный граффити. Не знаю, что именно там случилось, но выглядит удручающе.

Тем не менее, мы расположились на полотенцах в тени деревьев (арендовать лежак было при всем желании не у кого) и пошли изучать воду. Приятно удивились, что прибрежная вода была существенно теплее вчерашнего пляжа, и скоро дошли до кораллов, которые даже сверху выглядели живыми и перспективными. И действительно, кораллы симпатичные, вода приемлемая, и мы даже встретили ската, не говоря уже о рыбах-ежах.

Мои теперь уже точно последние панамские выходные

Скат за скатом, приближалось время отбытия. Паром отходил в 15.30, в 15 мы пошли регистрироваться, как нам сказали сотрудники по прибытию.

Получается, что мы просто неудачно выбрали место отдыха на первый день. Ну и месяц в целом :) Остров отличный, ехать туда стоит. Зачем туда ехать на один день, с 9 до 15, я не очень понимаю, все-таки 3–4 часа в дороге — это много. А вот заночевать, встретить рассвет, найти правильное место для снорклинга… отличная идея на выходные!