Турист Ярослав Глухов (YaroslavGlukhov)
Ярослав Глухов — был сегодня 0:13
Молодой учёный-африканист

Ялта, Ульяновск, Волгоград, Краснодар, Таганрог + 9 городов — Россия Июнь 2018

Сначала я хочу выразить огромную благодарность всем тем, кто организовал и воплотил в жизнь данную учебную практику по географии: декану Географического факультета ПГНИУ Зырянову А. И., моим руководителям Меркушеву С. А. и Лядовой А. А., а также Фроловой И. В., Кидирниязову Р. Е., Зыряновой И. С. и Шароновой Е. А. Также благодарность выражаю кафедре социально-экономической географии, кафедре физической географии и ландшафтной экологии и кафедре туризма ПГНИУ.

Вот и закончился мой 1 курс в Пермском университете… Вихрь студенческой жизни закрутил, закружил, завлёк с невероятной мощью! Первая студенческая весна, Большая весна, «Что? Где? Когда?» и многое-многое другое…

И вот 22 июня, 23:00. Географический факультет отправляется на практику. И эта практика — в Крыму! Всё вместе — ровно 2 недели. Цель практики — составление комплексной характеристики больших и средних городов Крыма и Поволжья и анализирование их социально-экономического положения, изучение инфраструктуры Крыма и процессы интеграции и консолидации экономики полуострова с Россией, влияние культурных и исторических аспектов на дальнейшее развитие туристической деятельности в Крыму и перспективы развития полуострова как части курортной зоны Черноморского побережья. Мы брали с собой ноутбуки, писали отчёты и характеристики, составляли экскурсии. Часто делали это по вечерам и в автобусе.

Впечатлений от этого путешествия осталось столько, что все они не смогли уместиться ни в памяти, ни на фотографиях… Согласитесь, что может быть лучше, чем 2 недели поездки со своей любимой группой и приятными людьми.

План практики

01:00 выезд (ночь в автобусе) Пермь — Ульяновск

Ульяновск — Саратов

Саратов (ночь в автобусе) — Таганрог

Таганрог (ночь в автобусе) — Крымский мост — Коктебель — Судак

Судак — Новый Свет — Царский пляжтропа ГолицынаСудакмыс АлчакСудак

Судак — Белая Скала (Белогорский район) — ЕвпаторияАндреевка (Севастополь)

Андреевка (Севастополь) — Севастополь — Андреевка (Севастополь)

Андреевка (Севастополь) — мыс Фиолент (Яшмовый пляж) — Золотой пляж — Балаклава — Инкерман — Андреевка (Севастополь)

Андреевка (Севастополь) — Ливадия — Ялта — Гаспра (Ласточкино гнездо) — КурпатыЯлта — Крымский мост — Краснодар (ночь в автобусе)

КраснодарВолгоград

ВолгоградУльяновск

Ульяновск — Пермь (ночь в автобусе)

*подчёркнуты города, где мы ночевали

Ровно за две недели мы преодолели более 6900 км.

Ульяновск

Короткая остановка в Александровском парке Ульяновска. Прогулялись, проветрились, немного отдохнули от автобуса.

Саратов

Первая крупная остановка — купеческий волжский Саратов. Приехали мы сюда уже за полночь, около 01:00. Итак, 9 утра — у нас экскурсия по Саратову. А после — пара часов свободного времени. Надо сказать, что Саратов очень понравился. Все главные достопримечательности мы посмотрели — консерваторию им. Л. В. Собинова, Саратовский мост через Волгу, соединяющий город с Энгельсом, и просто различные купеческие дома и симпатичные улицы.

Ночь после Саратова у нас прошла в автобусе. Потому что с утра был новый город и новые открытия…

Таганрог, Ростовская область

С утра мы добрались до «города Чехова» — тихого промышленного курорта с культурным наследием. Как бы ни парадоксально это не звучало, Таганрог мне показался именно таким. Они так и не поняли, кем больше город хочет быть — заводским центром или ростовской здравницей. Почему ростовской? Потому что из других регионов России вряд ли кто-нибудь поедет в Таганрог отдыхать, ведь он очень сильно отстаёт от черноморских и крымских курортов. И море здесь выглядит крайне непривлекательно, а достопримечательностей здесь один-два и обчёлся.

Университетская практика в Крыму

Сначала в городе мы посетили Таганрогский металлургический завод — «Тагмет». Впечатляющее производство, оставило массу впечатлений.

После мы пошли осматривать немногочисленные достопримечательности: пару домов, связанных с Чеховым, один — с Раневской, набережную.

А ещё был аквапарк. После него мы ходили смотреть футбол. Получились весёлые посиделки на свежем воздухе.

И мы верим, что у Таганрога будет светлое будущее…

Университетская практика в Крыму

Эта ночь тоже прошла в автобусе. Ждала наша цель. Лучшее, что произошло на 1 курсе — Крым!

Крымский мост, Коктебель, Судак — Крым

Ура! Привет, Крым! Земля, отпечатавшаяся в сердце… Море, запавшее в душу… Счастье, глубоко хранимое в самым сокровенных местах души…

Университетская практика в Крыму

По недавно открытому Крымскому мосту через Керченский пролив — и через 15 минут автобус уже во всю мчится по крымской земле.

По живописной дороге, идущей вдоль длинных песчаных пляжей Чёрного моря, автобус добрался до первой остановки в Крыму — прекрасного Коктебеля. Здесь по плану была морская прогулка под алыми парусами вдоль массива Карадаг. «Карадаг — гордость Восточного Крыма» — полностью с этим согласен.

Университетская практика в Крыму

После Коктебеля — отправление в Судак, в хостел. Удобства были минимальные, но зато из моей комнаты был вид на море, а уютный дворик весь утопал в виноградной лозе. Честно говоря, проблемой это не было — за день мы так уматывались, что на такие мелочи уже просто не обращали внимания.

Университетская практика в Крыму

Оставшийся вечер был посвящён морю! Манящему, волнующемуся, синему-синему… Температуры воды была уже достаточно тёплой, но для длительных заплывов явно холодновато. К тому же в Крыму в мае—июне есть место такому явление как апвеллинг — подъёму глубинных вод к поверхности.

После моря — гуляли по Судаку, пропитываясь теплом, которого на Урале явно большой недостаток.

Новый Свет, Царский пляж, тропа Голицына, Судак, мыс Алчак — Крым

Второй крымский день обещал быть богатым на впечатления. Сначала был Новый Свет — небольшой посёлок в 7 км от Судака. Оттуда с ветерком на белом катере мы мчались к Царскому пляжу — по мнению некоторых путеводителей, лучшему в Крыму. Могу с уверенностью сказать, что изо всех пляжей Крыма Царский, и правда, оказался лучшим. Во-первых, вода была самая тёплая, во-вторых удобный заход в воду без крупных камней, и в-третьих, виды на Голубую (Делилиманскую, Царскую) бухту и окаймляющие её мысы Чикен и Капчик (Пещерный).

Природа Крыма поражает воображение!

Чтобы с Царского пляжа вернуться обратно в Новый Свет, надо преодолеть тропу Голицына, которая идёт вдоль побережья Синей бухты. Именно на тропе я окончательно понял, что влюбился в Крым раз и навсегда. Голубое небо, синее море, отвесные скалы, создающие за каждым новым поворотом новые пейзажи… В общем, наслаждение и приятная прогулка. Я нисколько не запыхался и не устал. И даже готов был в Судак идти пешком (шутка).

Университетская практика в Крыму

Вернувшись в Судак, мы собрались покорить мыс Алчак — одну из двух скал, отгораживающих Судакскую бухту. В награду за наши старания мы получили чудесные виды на Судак, скалы и обрывы.

И вот такой длинный день подошёл к концу. Южные звёзды Северного полушария, Луна, тишина… И я сижу на веранде своего номера.

Белая Скала (Белогорский район), Евпатория, Андреевка (Севастополь) — Крым

В этот день мы покидали полюбивший нам Судак. Наш путь лежал в Белогорский район, в посёлок Белая Скала. Там находится Белая скала — одна из достопримечательностей так называемого внутреннего Крыма. Возле неё снимали советские вестерны, о которых наше поколение совсем ничего не знает.

Университетская практика в Крыму

Из Белой Скалы — в Евпаторию. Могу сказать, что в Евпаторию можно заехать при случае. Маленький, тихий город.

На берегу озера Сасык-Сиваш, Евпатория

Все интересные места сконцентрированы в небольшом Старом городе с узкими улочками. Главными достопримечательностями являются величественный собор Святого Николая и мечеть Джума-Джами.

Вот такая получилась у меня Евпатория. Теперь мы направились к месту, где проведём следующие 3 ночи — в Андреевку, которая административно входит в состав Севастополя.

Университетская практика в Крыму

Главным плюсом Андреевки стало море, расположенное в 800 метрах от пансионата, а недостатком — полное отсутствие чего-либо ещё, не считая сельского магазина.

Севастополь — Крым

В целом на Севастополь было отведено достаточное количество времени. У нашей группы был выбор-либо посещение «Панорамы Севастопольской битвы», либо 35-й береговой батареи в посёлке Казачья Бухта.

Университетская практика в Крыму

Я выбрал батарею по нескольким причинам: она находится на живописном скалистом берегу и находится к юго-западу от центра города, в посёлке Казачья Бухта. То есть это шанс посмотреть не только центр Севастополя, но и его дальние окраины. Придя к таким заманчивым умозаключениям, я отправился на 35-ю батарею. Скажу сразу, что батарея — место трагическое, угнетающее и печальное сооружение — вряд ли о нём у вас останутся красивые впечатления.

После мы отправились в центр Севастополя. Сначала небольшая экскурсия, потом прогулка на лодке по Южной бухте и далее просто неторопливая прогулка по сердцу города.

Памятник затопленным кораблям — тот символ, без которого Севастополь не Севастополь, а Крым не Крым. Он наравне с Ласточкиным гнездом в Гаспре может считаться главной и самой узнаваемой достопримечательностью полуострова.

Университетская практика в Крыму

Севастополь — лучший город Крыма! Вот он превзошёл все мои ожидания, оказался ухоженным, чистым и красивым городом. Было такое ощущение, как будто бы это и не Крым вовсе, потому что разительный контраст с той же самой Ялтой или Судаком. Повсюду белоколонные дворцы, зелёные парки, красивые улицы…

В Севастополе приятно, даже очень. Так и хотелось остаться в нём, прям до 1 сентября…

Мыс Фиолент (Яшмовый пляж), Золотой пляж, Балаклава, Инкерман — Крым

Весь этот день также был посвящён Севастополю. Но не его центру — мы отправились изучать пригороды. К сожалению, Херсонес Таврический ещё в Перми был убран из программы. Поэтому первая остановка — Яшмовый пляж на мысе Фиолент. Пейзажи здесь больше напоминали фильмы про пиратов и отважных конкистадоров, покоряющих Латинскую Америку. Яшмовый пляж — галечный, с огромными волнами. Вода была достаточно прохладной. Сюда стоит приехать в первую очередь ради открывающихся видов на прибрежные скалы и утёсы.

Университетская практика в Крыму

От мыса мы отправились на небольшом корабле в Балаклаву. По пути начался дождь, который вскоре перерос в ливень — Крым был разным. И солнечным, и дождливым, и грозовым, и ветреным, и засушливым. Потом была короткая остановка у Золотого пляжа.

Университетская практика в Крыму

И вот она, известная Балаклава! Небольшой городок напоминает средиземноморский город-курорт с красивыми яхтами и дорогими виллами, и только ямы на асфальте и хрущёвки на склонах выдают его.

Здесь же есть Генуэзская крепость, которая осталась неизученной. А какие оттуда открываются шикарные виды на узкую Балаклавскую бухту, заполненную кораблями и судами разных форм и размеров… Пробежавшись, в прямом смысле этого слова, вдоль бухты, мы отправились в Балаклавский музейный подземный комплекс, или, говоря проще, музей подводных лодок. Длинные тоннели и служебные помещения прорыты в скале — настоящий подземный город! Я нисколько не пожалел, что посетил этот музей.

Из Балаклавы мы отправились в Инкерман. Там производится одно из самых известных крымских вин. В Инкермане нас застала сильнейшая гроза: ливень и оглушающие раскаты грома. Но уже к вечеру погода разгулялась и подарила морской закат в Андреевке.

Ливадия, Ялта, Гаспра (Ласточкино гнездо), Курпаты, Крымский мост — Крым

Заключительный 6-й день в Крыму. Он полностью был посвящён Южному берегу Крыма. Правду пишут, что Южный берег — лучшее, что есть на полуострове. И это действительно так. Судак, Евпатория, Коктебель и Белая Скала — они померкли на фоне Большой Ялты. Автобус двигался, наверное, по наилучшим местам Крыма, вдоль известных посёлков-курортов, таких как Форос, Симеиз, Алупка и многих других. Первой остановкой должно было стать Ласточкино гнезде в Гаспре. Но из-за проблем с подъездом к замку (мы заплутали в лабиринтах узких улочек Гаспры, а автобусы дальше проехать не смогли), пришлось вычеркнуть из официального плана ту самую главную цель, самый узнаваемый символ Крыма. Это как приехать в Париж и не посмотреть Эйфелеву башню… Забегая вперёд, скажу, что мне всё-таки удалось съездить к Ласточкиному гнезду в этот день. Но обо всём по порядку.

Далее остановка в Ливадии. Царская резиденция в Крыму — Ливадийский дворец. Скромный, но изящный — он является украшением Большой Ялты. Очень понравилось его внутреннее убранство.

Университетская практика в Крыму

После Ливадии нас отвезли в Ялту, где до 23:00 у нас было свободное время. Этим-то я и воспользовался, чтобы съездить к Ласточкиному гнезду. Быть всего в 13 км от него и не посетить — такого просто и быть не может! Надо искать выход. Городской автобус — не вариант. Он слишком долго идёт, да и ходит не часто. Такси — хороший и быстрый вариант, но он существенно дороже. И вот мы собрались вчетвером ехать на такси в Гаспру. Договорившись съездить на смотровую площадку на Алупкинском шоссе (то есть мы были за 500 метров до Ласточкиного гнезда) за 1000 рублей туда-сюда. Виды оттуда — шикарнейшие! Если бы не такси, то половина крымских красот осталась бы за бортом. Изящный псевдосредневековый замок Ласточкино гнездо на скалистом мысе Ай-Тодор на фоне синего моря и голубого неба — сказка! Что может быть лучше? Это же и есть тот самый открыточный вид, так массово тиражируемый на всевозможных сувенирах.

Университетская практика в Крыму

После этой смотровой площадки таксист предложил сделать остановку в Курпатах, возле одноимённого санатория. Действительно, и оттуда виды открываются замечательные! Настоящая курортная идиллия. И ощущение того, что мы опять перенеслись куда-то на средиземноморское побережье Италии или Франции…

Вернувшись в Ялту, мы отправились гулять. Заодно решили искупаться, чтобы гордо сказать: «А мы в Ялте купались!» Вода очень холодной была, хотя сам пляж вполне хорош.

Узкие зелёные улочки Ялты и её набережная — то, что навсегда западает в душу. А наша ялтинская вечерняя прогулка навсегда в памяти.

Университетская практика в Крыму

И снова автобус — пора уезжать из Крыма.

В целом Крым мне очень сильно полюбился. Прекрасная земля с красивейшими городами — жемчужина Черноморья.

И вот, мгновение — и мы отправляемся в обратный путь… Крым, спасибо тебе за всё!

Краснодар

В первой половине дня автобус довёз нас в Краснодар. Это богатство, выпирающее отовсюду. Сразу понятно, что у города есть деньги. Вроде бы, центр города самый обычный, но такой ухоженный и аккуратный, что по нему хочется гулять и гулять. В общей сложности за день я прошёл 14 км. Это был самый длинный день практики.

Ночёвка в Краснодаре, а весь следующий день — переезд в Волгоград.

Волгоград

В 23:30 — мы въехали в Волгоград, разместились в хостеле.

Город-герой. Этого определения достаточно, чтобы описать всю трагедию некогда процветающего Царицына-Сталинграда. С утра посетили Мамаев курган — его невозможно не посетить, находясь в Волгограде.

Потом были «Панорама Сталинградской битвы» и прогулка по центру города.

Вечером мы направились вверх вдоль Волги — в Ульяновск.

Ульяновск

Прибыли мы в 4:20 утра! А моя команда в Ульяновске проводила экскурсию. Но ничего, провели мы её хорошо, а потом ещё долго гуляли по центру «Родины Ленина». Прежде всего, несомненно, Ульяновск ассоциируется с вождём мирового пролетариата, и только потом уже с Гончаровым и Карамзиным.

Университетская практика в Крыму

Наша практика подходила к концу. Завтра мы должны были утром прибыть в Пермь, сдать отчёты и…

1 курс заканчивался, оставляя самые радостные впечатления и море эмоций, переполнявших нас ещё долго… А впереди были летние каникулы — солнце, тепло и домашние радости…

А ещё — пересмотр фотографий, которые уже стали историей. Историей, которая не повторится… Никогда. От этого грустно… Но в то же время радостно за то, что я был частью этой истории.