Турист Светлана Аубекерова (swetlyachok)
Светлана Аубекерова — была вчера 17:13
Просто задекларирую свое желание для Вселенной: Хочу в Мексику!

Марракеш — Марокко Сентябрь 2014

Начало экскурсии, касающееся посещения Эс-Сувейры.

«Если вы не видели Марракеш, вы не видели Марокко» — гласит поговорка. Первое, что бросается в глаза при въезде в город — полнейший хаос на дорогах: едут машины, мопеды, велосипеды, а еще повозки, запряженные лошадьми и ослами, пешеходы перебегают дорогу, где хотят. В общем, не советовала бы брать машину и самостоятельно ездить за рулем.

В отеле Джамал ждал меня внизу, заселил одну в 2-местный номер. Номер нормальный, европейский, даже ванна есть, а из не очень чистого окна виден автовокзал.

Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш. Часть 2.

А 20.00 нас повезли гулять. Приехали к площади Джема-эль-Фна, гиды с нами не пошли, а отправили самих, сказав, что автобусы будут ждать на этом месте в 22.30. Мне реально стало очень некомфортно — темнота, арабский город, куча людей вокруг, а я одна-одинешенька. Что я буду здесь 2 часа делать? Но делать нечего, пошла. На площади шумно, много людей, звуки музыкальных инструментов, барабанов, колокольчиков, крики людей, блеск фонарей.

(Дальше много текста, поэтому разбавлю его фото площади со следующего дня).

Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш. Часть 2.

Все это действо вместе в площадью и мединой вокруг является объектом нематериального культурного наследия, охраняемым ЮНЕСКО. Вокруг уличных развлекал (акробатов, музыкантов, сказителей, укротителей змей и т. д.) собирается кружок местных жителей, порой в 2–3 ряда. Но стоит сзади подойти какому-нибудь туристу, его моментально выпаливают и один из развлекал просит денег за фото, хотя у тебя даже и фотоаппарата в руках нет. Так я впервые познакомилась с главной сутью этого города — если ты турист, то все хотят от тебя денег.

Дети пытаются втюхать всякую китайскую фигню. Продавцы сока со своих тележек кричат, чтобы ты именно к нему подошла. Хотя цена у всех одинаковая — всего 4 дх (18 руб. тогда) за стакан свежевыжатого апельсинового фреша.

Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш. Часть 2.

А потом ко мне привязалась марокканка-рисовальщица хной. Я глазом не успела моргнуть, она мне уже полруки узорами разрисовала. А когда через 3 минуты закончила художество, подошла вторая и предъявила счет на 400 дх (!) за работу. Я от возмущения их наглостью стала по-русски громко и эмоционально говорить:

Вы офигели?! Я не просила мне ничего рисовать, стирайте, у меня нет таких денег!

Та, что рисовала, спокойная, а вторая продолжала настойчиво требовать деньги. Я предложила 50 дх — та не соглашается.

200 дх!

— Стирайте свою мазню и зовите полицию!

Тут уже они испугались и стали соглашаться, давай, мол, 50 дх. Но я уже из принципа не захотела ничего им платить. А то раскатали губу — 400 дх (1800 руб за 3 минуты рисования). А эта агрессивная тетка так кричала, я подумала, что сейчас драться кинется. Первая стала мне стирать тряпочкой еще не высохшую хну, я махнула на них рукой и ушла. Все влажные салфетки извела, пока стерла густые слои хны. Вот так прошли первые 10 минут на площади Джема-эль-Фна. Так что, в любой конфликтной ситуации сразу зовите полицию, они ее боятся, как огня.

Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш. Часть 2.

Не знаю, какое там культурное наследие, а для меня эта площадь оказалась культурным шоком, таким, что захотелось быстрее сбежать отсюда. Я еще потом ходила и боялась снова встретить этих теток. Ушла в глубину рыночных улочек. Много попрошаек. Тянут к тебе свои ладошки, как к банкомату ходячему. Вышла за пределы площади и рынка, пошла по улицам в надежде набрести на наш отель.

На проезжих улицах не многим лучше. Боялась, что кто-нибудь собьет — не машина, так мопед или лошадь. И народу! Ощущение, что все марракешцы гуляют, никого дома не осталось. На самом деле, так и есть. Днем жарко, а с приходом сумерек становится чуть свежее и все идут за покупками на рынок.

Спасалась я в KFC — поела шаурмы (27 дх) и посидела в спокойной обстановке. Попить рискнула взять фреша на площади. Вроде мой желудок уже привык к местной воде. Апельсиновый сок очень вкусный, холодный, со льдом. И всего 18 руб! Теперь всегда, когда бываю в Марракеше, захожу на площадь за стаканом фреша.

В общем, с горем пополам пережила эти 2 часа, потом уже познакомилась с…не помню и не важно, как его звали, но который мне в итоге помог. Мы болтали в ожидании автобуса. Уже было 22.30, а наших русских я не видела. Неужели уехали? Новый знакомый позвонил со своего телефона Джамалу, тот ответил, что автобус сейчас приедет. Я же свой мобильный и вовсе в отеле оставила за ненадобностью — роуминг все равно не подключен. Благо, визитка Джамала с собой оказалась.

Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш. Часть 2.

А вот и автобус! И наши все стояли возле дерева чуть поодаль. Как я их не увидела? Кто-то из русских точно подметил, что впервые все собрались вовремя. Видимо, не только мне не терпелось уехать подальше от этого места.

Марокканцы по большей части праведные мусульмане, для которых курение и алкоголь грех. Многие на самом деле курят, а некоторые «испорченные Россией» еще и пьют. Так Джамал предложил мне попробовать марокканское вино, а то ему некому было составить компанию, Хассан не пьет.

Да, в Марокко сами не употребляют, но производят вино. Мы душевно пообщались. Интересно же узнать чужую историю. Лица я запоминаю плохо, а вот истории — хорошо и надолго. Джамалу около 40–45 лет на вид. Он учился в городе Иваново, где и женился в первый раз. Дочке от брака с русской уже 15 лет и он каждый год в феврале ездит в Россию на ее день рождения, а также попутешествовать по новым местам нашей страны. Например, в ближайшем феврале собирается ехать в Плес.

Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш. Часть 2.

Потом Джамал уехал во Францию, там женился во второй раз и родил еще 2 дочек. Потом вернулся в Марокко и организовал это экскурсионное бюро. А еще рассказал, что он сирота, родителей своих он не знал.

На следующий день было пасмурно, и это было хорошо — не так жарко. В 8 утра поехали в сад Мажореля. Дали на самостоятельный осмотр полчаса. В отличие от шумной медины, этот сад — уголок спокойствия и красоты. Огромная коллекция кактусов всех размеров, тень от деревьев, водоемы и лавочки.

Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш. Часть 2.

За вход мы платили дополнительно 50 дх. И еще 100 дх Джамал, как и предупреждал, взял с меня за размещение в 2-местном номере в одиночку.

После Мажореля садом владел Ив Сен Лоран, который очень любил и Марракеш, и это место. Здесь же и находится его могила.

Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш. Часть 2.

После сада приехали во дворец Бахия (10 дх). Экскурсию по нему проводил пожилой марокканец на костылях, говоривший на английском. Подозреваю, что Джамал опять схалтурил и, выяснив, что одна русская девушка отлично знает язык, поставил переводить ее вместо себя.

Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш. Часть 2.

Внутри очень красиво, можно увидеть внутренние помещения дворца, но все они без мебели, зато стены и потолки очень искусно украшены.

Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш. Часть 2.

Потом этот же гид Абдулла провел экскурсию по медине.

Дневная прогулка по площади мне понравилась гораздо больше, продавцы еще не проснулись и были не так навязчивы.

Следующий пункт программы — берберская аптека, но не с лекарствами. Каждую группу завели в отдельную комнатку, где на ломаном русском один из продавцов начал представлять все, что здесь продается. А помощник давал все попробовать, понюхать и помазать. Даже подарки раздавали за правильные ответы на их вопросы. Чаем опять же напоили.

Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш. Часть 2.

Я купила масло арники (60 дх — 270 руб) и 100 г специй (20дх — 100 руб). Но там очень выгодная акция на всю продукцию — 3 по цене 2-х. Можно там и картой расплачиваться.

Уйдя из аптеки, вернулись на площадь и поднялись на террасу одного из кафе. Но пускают туда, только если купишь у них напиток за 20 дх. Пришлось купить бутылку «Миринды», чтобы посидеть там полчаса и поснимать площадь сверху. И туалет здесь платный (2 дх). В общем, в Марракеше ничего бесплатного нет.

На выходе из кафе сидели Хассан и Абдулла — сторожили, чтобы никто не вышел, не оставив Абдулле чаевые. Русский автобус уехал в час дня, а наш — в 2 часа. Опять свободное время — делайте, что хотите, т. е. тратьте деньги на рынке. Пошла снова бродить по улицам-базару. Вслед летели от продавцов «Бонжур, мадам», «Газель», «Шакира».

Поворачивала-поворачивала и поняла, что заблудилась. Начались кварталы местных жителей, ни одного туриста. Не было у меня тогда смартфона с картами, шла наугад. Дошла до стены, окружающей медину, вышла, прошла по наружной стороне, снова зашла через другой вход.

Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш. Часть 2.

Мне срочно нужно такси. Но, как назло, ни одного не было. Я уже на мопеды засматривалась — может напроситься? Но у них не у всех есть второе сидение. До отправления автобуса оставалось 40 минут. У прохожего спросила:

Джема-эль-Фна далеко?

— Нет, — отвечает, и показывает рукой прямо.

Потом я все же поймала такси и на нем еще минут 10 ехала. Вот тебе и недалеко. Пешком бы не дошла быстро. Отдала 20 дх за свое спасение из лабиринта.

Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш. Часть 2.

Еще говорят, что в медине невозможно заблудиться, потому что минарет мечети Кутубия виден отовсюду. Пфф! Брехня! Еще как возможно)). У меня как раз осталось еще 25 минут, я их провела возле этой мечети, болтая с охранником. Я так за эти пару дней прониклась английским языком, что не боялась подходить и разговаривать.

В 2 часа выехали в Агадир. Хассан провел голосование, кому какой город больше понравился. Агадир победил. В 17.30 приехали к моему отелю. Попрощалась со ставшими родными соэкскурсантами, оставила уже от души 20 дх Хассану и водителю Али, потому что они очень вежливые и профессиональные люди.

Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш. Часть 2.

В принципе, рекомендую самостоятельно передвигаться по стране, потому что автобусное сообщение между городами развито, в самих городах недорогое такси, билеты на автобусы можно купить и без знания французского или арабского. Сэкономите время, не посещая туристические места типа кооперативов. А если захотите информацию узнать о каком-либо месте, можно отдельно найти гида.

Потом я научилась гулять в Марракеше без ненависти, хотя все равно, это самый мой нелюбимый город Марокко. Вот мои последующие посещения этого города —

Марракеш. Люблю и ненавижу

Марокканский Голливуд - Уарзазат

«Марокко — страна, в которую нужно возвращаться. Она властно вмешивается в вашу жизнь, если только не отталкивает в первые же дни знакомства. Страна, оставшаяся на границе нового времени и средневековья, пленяет натуры романтические.»