Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был сегодня 6:42
В путешествии по Ирану.

Зеландия — Нидерланды Март 2018

С первооткрывательством сейчас туго. Почти все страны и города давно уже на слуху, на карандаше и в объективе. Что делать, если не много осталось на нашей голубой планете мест по-настоящему неисхоженных, неописанных и необфотографированных! И даже если у тебя есть «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария», нужно еще найти, каким курсом их направить. Трудно отыскать место на карте, где было бы написано «Hic sunt dracones».

Hic sunt dracones

И тут нашлось место! Его, хоть и с натяжкой, можно назвать местом, куда не ступала нога массового человека. Правда, никаких dracones там не обнаружилось. Зато обнаружились сыры, селедка и мельницы. А также обнаружилась дочь, учащаяся там в университете.

Да! Такая terra incognita нашлась в королевстве Нидерланды. Самая юго-западная и самая морская провинция — Зеландия.

Hic sunt dracones

Бьюсь об заклад, Новая Зеландия, расположенная за пол земного шара от нас (и где люди ходят вверх ногами) посещаема и изучаема тобой, о читатель, гораздо больше, нежели земля, до которой сравнительно рукой подать, и в честь которой назвали ту. Ведь до моего путешествия даже столицы провинции Зеландии города Мидделбург не было на карте Туристера (ура, я первооткрыватель!) Информация о ней скудна и суха не только на нашем Туристере, но даже буквоедский Lonely Planet уделил ей всего несколько скупых страниц (много интересного пропустив, кстати), а дико занудный, но скрупулёзный форум Винского о ней и вовсе не слыхивал.

Была у нас с дочкой мысль поехать на три дня в Париж. Но далековато и дороговато. Да и в Париже уже каждый дурак был. А в Зеландии далеко не каждый. Да и дочь сказала: «Пап, давай лучше три дня поездим по Зеландии. Мне все-таки тут ещё три года жить».

Что ж, сказано — сделано! Или, как говорят у нас в Голландии, Ik heb een knuffel nodig!

Аренда машины в Мидделбурге, в принципе, не отличается ничем от других аренд машин в Европе, кроме того, что ее трудно найти. Я ничего не нашел на просторах сети, пока Данины друзья-голландцы не прислали мне ссылку. Сайт умел разговаривать только на голландском, но предлагал «Нинью» Тойоту Айго за 14,99 евро в день. На деле со всем налогами и опциями получилось почти в два раза дороже, но всё равно норм. В результате я на три дня стал обладателем самой маленькой машины, которую я водил в жизни.

• Домбург

«Зеландия» — «морская земля» — первым делом надо увидеть море. До ближайшего пляжа — в Домбурге — из Мидделбурга ехать десять минут. Пляжи здесь широченные, раздольные, привольные.

Hic sunt dracones

Каждые метров двести столбики двумя ровными шеренгами уходят по песку в море. Зачем они, мы не знали. Наверное, для пущей живописности. А то на огромной полосе пляжа глазу совсем не за что было бы зацепиться кроме громадных пустых пространств песка, моря и неба. А так недолго и совсем расфокусироваться. Потерять точку опоры и человеческую систему координат. Слиться со Вселенной.

Вид с горки, на которую мы забрались, замечательный. Внизу на просторном пляжном пространстве не спеша суетились людишки, бегали детишки, резвились собачки. Сверху можно было всех их наблюдать и отслеживать сюжеты. Прямо как на картинах Питера Брейгеля (Старшего).

Hic sunt dracones

Конечно, я искупался. Ведь если есть море, надо в нем купаться. Оно же для того и существует. Как говорится в книге Бытия (гл. 1) в третий день творения «сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо». А потом (в шестой день творения) Бог сотворил человека, чтобы он жил на земле, владычествовал над рыбами морскими, птицами небесными, гадами земными и купался в морях.

• Дамба Остерсхельдекеринг

Дамба между островами Норд-Бевеланд и Схаувен-Дёйвеланд, предназначенная для защиты Нидерландов от наводнений, является крупнейшей из 13 дамб проекта «Дельта». Голландцам морские наводнения докучали издревле. После же трагического наводнения 1953 года они сказали: «Доколе!» и организовали стройку века, чтобы обуздать неуемную стихию. И, наконец, в 1986-ом году дамба была торжественно открыта, и президент проехал по ней на Камазе.

Hic sunt dracones

Сооружение, несомненно, величественное! Вспоминаются строки поэта: «Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом». Правда, волн никаких не было, но при особо неблагоприятной погоде дамба закрывается и не даёт волнам перекатываться на территорию Нидерландов.

• Парк Вестерсхаувен

Ожидали оказаться в причесанном парке, а очутились в сумрачном лесу. Каков он был, о, как произнесу, тот дикий лес дремучий и грозящий! Правда, ни рыси, ни льва, ни волчицы мы там не встретили. Зато встретили пони и оленей. Они паслись сами по себе и были совершенно дикими! Заметьте, что эта звериная братия обитает в поразительной близости от человечьего жилья. Голландцы живут в мире и гармонии с животными, как человечество до грехопадения!

Hic sunt dracones

После дороги через лес началась долгая дорога в дюнах. Прибрежные дюны здесь не «цивилизованные», а первозданные. На закате они выглядят весьма инопланетно. Добравшись до брега морского, мы в одиночестве понаблюдали, как лице свое склоняет день.

• Веере

На следующий день в открытии Зеландии к нам присоединилась Данина подруга гречанка Мария. Дана зовет ее Маша. Видимо, чтобы не забывать русский язык.

Hic sunt dracones

Погода была ни к черту. Небо как грязная лужа. Широкая водная гладь почивала в серой мгле. Расхваленный Веере на поверку оказался довольно обычным. Одинокая прибрежная башня, протыкающая шпилем небо ратуша, сонная гавань и чемоданообразный собор. Всё это приправлено организованными группами немецкоговорящих туристов. Примерная рыбацкая деревушка, ставшая туристической.

Интересно, почему рыбацкие деревушки становятся туристическими, а туристические деревушки не становятся рыбацкими. Ведь, если подумать, рыба гораздо лучше туриста. Рыбу, например, можно поймать, а туриста нет (противозаконно). Рыбу можно продать, а туриста нет. Рыбу, в конце концов, можно съесть, чего не скажешь о туристе.

• Затопленная земля Сефтинге

Сефтинге — обширная местность в эстуарии Шельды, во время приливов полностью затопляемая. В средние века здесь был город Сефтинге, но не пережил наводнения Всех Святых в 1570 году. Теперь это природный парк, который можно исследовать с гидом. А можно и без гида, как мы.

Hic sunt dracones

Интернет предупреждал, что весной самостоятельное посещение Сефтинге небезопасно, так как приливы чрезвычайно быстры и высоки. Было боязно, хотя интересно. Но я заблаговременно не посмотрел расписание фаз Луны, и мы приехали в Сефтинге во время глубочайшего отлива.

В Сефтинге законы физики не работают — там прямо по полю плавают корабли. Дело в том, что сила трения и сопротивления почвы там настолько маленькая, что корабль может плыть по полю, как по воде.

Hic sunt dracones

На самом деле, оказалось, корабли плыли по Шельде, которая находится за полем.

Hic sunt dracones

В Сефтинге во время отлива еще можно посмотреть только заполненные грязью канавы. Это неинтересно, скажете вы? Но ведь один видит грязную лужу, а другой отражающиеся в ней звезды, как говорил старик Иммануил Кант мне за завтраком. В этих канавах с грязью, правда, звезды не отражались, но все равно они были прекрасны!

Всю степень отлива мы осознали в соседней локации — корабли были пришвартованы на дне.

• Хюлст

Пик собора в Хюлсте похож на охапку хвороста. Что это означает, я нигде не нашел. Но очевидно, это не хворост для аутодафе, так как в протестантских Нидерландах особой инквизиции, по-моему, не было.

Hic sunt dracones

Полакомились картошкой-фри. Она там поразительно вкусная. Совсем не такая, как в Макдональдсе. Оно и понятно. Ведь Хюлст почти на границе с Бельгией, а картофель-фри, как известно, придумали именно в Бельгии. А Макдональдс картошку-фри не придумывал.

• Зирикзее

Зирикзее, по нашему мнению, — самый красивый город Зеландии после Мидделбурга. Хотя уместна ли сравнительная и, тем более, превосходная степень в описании городов? Можно ли сказать, что Париж лучше, например, Урюпинска? Моя мама, скажет, конечно, нет. Потому что в Урюпинске она познакомилась с папой, а в Париже никогда не была и плевать на него хотела с высокой урюпинской колокольни. Поэтому, чтобы не задеть ничьих чувств, следует говорить, что Париж также прекрасен, как Урюпинск. Следовательно, и я скажу, что Зирикзее — такой же красивый город, как и остальные города мира. Да что там мира — Зеландии!

Hic sunt dracones

Zuidhavenpoort (Южные ворота гавани) чрезвычайно хороши! Северные тоже норм, но южные, да еще и с отражением в канале, напоминают о великих временах Голландской Ост-Индской компании. Когда в эту гавань, сверкая рангоутом и скрипя такелажем, заходили барки, бригантины, клиперы, каравеллы и всякие другие шнявы, везущие из Японии, Китая, Цейлона, Сиама и Индонезии такие товары как чай, керамику, текстиль, серебро, пряности и опиум.

Hic sunt dracones

В Зирикзее нужно еще непременно увидеть ратушу с ее удивительной деревянной башенной верхушкой.

Hic sunt dracones

И неоязыческую (по архитектуре) Neiuwe Kerk (Новую церковь) с «монстрической» башней Sint-Lievensmonstertoren, напомнившей мне здание монастырской библиотеки в одном из моих любимых фильмов «Имя розы».

Hic sunt dracones

Потом по Зеландскому мосту (длиной 5022 метра — самый длинный мост в Нидерландах) мы переехали с острова Схаувен-Дёйвеланд на остров Норд-Бевеланд.

Hic sunt dracones

И дальше уже — на наш родной Валхерен.

• Флиссинген

В приморском Флиссингене мы с Даной сначала заехали в приют бездомных кошек и собак — дочь уже года три волантёрствует в таких приютах, чем я горжусь!

Потом поехали в старый город, который во Флиссингене оказался не таким уж и старым. Зато набережная удалась на славу — широченная, просторнейшая, необъятная. Тут Шельда впадает в Северное море, и люди до сих пор промышляют рыболовством, охотой и собирательством.

Hic sunt dracones

Я хотел было подойти к этим бывалым рыбакам с обветрившими лицами, заскорузлыми руками, тяжелыми судьбами, суровыми сердцами и отважными взглядами из-под мудрых бровей. Я хотел сказать им, мол, оставьте свои сети, следуйте за мной, и я сделаю вас ловцами человеков. Но постеснялся.

Hic sunt dracones

Вот, кстати, говорят, в Европе мигранты, мигранты. Строят мечети, фотографируются в хиджабах, купаются в буркини, режут баранов, не празднуют Рождество, а потом стреляют в людей. Да нет там никаких мигрантов. Не верите? Поезжайте во Флиссинген, поезжайте в Зеландию и проверьте!

Hic sunt dracones

Мы с Даной отобедали в ресторане в древней башне. Ощутили снова, что приехать к морю в несезон — выход за скобки года.

Hic sunt dracones

И… пора домой. Сдавать обратно в прокат нашу «Нинью». А самим погреться у огня в мидделбургских кафе. Все-таки приятное дело — первооткрывательство!