Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 22 апреля 18:37

Самара — Россия Июль 2018

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Русская пословица.

Не знаю задумалась бы я когда-нибудь про поездку в Самару, если бы не познакомилась на Туристере с замечательной, всеми любимой Викой (Vikus). До общения с ней и до чтения таких интересных её рассказов про город, в котором она живет уже много лет, я вообще не думала про этот город на Волге. Конечно, я знала о его существовании, у меня там живут и работают коллеги, но работа и туризм не всегда пересекаются в нашем сознании. Всё же люди в поездках и даже в обсуждении поездок иногда становятся намного ближе и роднее, чем просто знакомые. Такая же история произошла и с нами.

В прошлом году, в туре по Камчатке мы подружились с замечательным человеком — Юрой. С первого взгляда на его улыбающееся лицо я поняла, что мы подружимся. Он был более опытный турист, чем мы, поэтому с первого дня обучал нас ставить палатки, утрамбовывать рюкзаки, а мой муж был очень рад, что нашел собеседника, с которым можно поговорить на все темы. Оказалось, что наш новый знакомый живет в Самаре. Он очень приглашал нас в гости, но я не думала, что такое предложение чем-то закончится. Осенью того же 2017 года начался розыгрыш билетов на ЧМ по футболу. Одним из городов, где проходили матчи, как раз была Самара. Я на всякий случай уточнила у Юры, что если мне удастся купить билеты на матч именно в Самаре, точно ли я смогу у него остановиться? Ответ был утвердительный. На первом этапе продаж мне ничего не досталось, зато на втором этапе мне удалось купить билет на один из первых отборочных матчей, который проводился именно в Самаре! В этот момент еще не было понятно, между какими командами будет проходить игра, но получив подтверждение на билет на матч, я сразу же купила билеты на самолет.

Вечером звоню Юре:
— Я прилечу к тебе в гости!
— А почему одна, без Гены (мужа)?
— Он сказал, что он не хочет ни за кого болеть!
— Прилетайте вместе. Ты пойдешь болеть, а мы вместе будем не болеть!
Разве от таких предложений отказываются? Мы сразу же купили второй билет на самолет и отложили Самарскую тему до лета.

Незадолго до вылета в Самару, мне звонит Юра: «Мы не увидимся, я в это время улетаю с семьей в Италию. Но ты не переживай, моё предложение в силе. Мой дом приютит вас, просто вместо меня там будет моя сестра с мужем, которые тоже пойдут на тот же матч, что и ты." Конечно, то, что мы будем гарантировано где-то жить, меня обрадовало, но муж-то летел в первую очередь ради Юры, с которым очень хотел встретиться. Ну и меня поддержать, конечно. А тут оказывается, что мы прилетим в незнакомый город к совершенно незнакомым людям. Какие они? А вдруг мы им совсем не понравимся? Конечно, я волновалась.
Оказалось, что и Юрина сестра Инна переживала не меньше моего. Брат пригласил какую-то московскую семью к себе домой. Что он про них знает, если они были знакомы всего неделю? Но, если ты с человеком сходил в горы, пожил 5 ночей в соседних палатказ в окружении медведей, проплыл 3 дня в соседних лодках по дикой реке, то выводы о человеке можно сделать очень быстро. Как в знаменитой песне Владимира Высоцкого: «…Парня в горы бери, тяни…. там поймёшь, кто такой!». В назначенный день нас встретили в аэропорту и привезли в шикарный, очень гостеприимный Юрин дом. Первым делом я рванула на крышу, снимать закат над Волгой, который был прекрасно виден.

Потом мы познакомились с Юриной сестрой Инной и её мужем Сергеем, замечательно поужинали и посмеялись над своими опасениями, относительно друг друга. Мы сразу же поняли, что мы — одной крови, как будто были знакомы сто лет. Мы прекрасно отдохнули в отведенных нам гостевых апартаментах на уровне хороших 5 *.

Утром поехали на встречу с самарскими туристерами, которые обещали провести экскурсию по своему городу. На центральной площади Самары — площади Славы нас уже ждали Вика (Vikus) с мужем Сашей и Евгений (Prohoziy) с женой Жанной. Пока не увлеклись экскурсией, решили сфотографироваться на память.

Потом началась очень интересная и насыщенная экскурсия. Евгений подготовился очень основательно. Он нам рассказал и показал на картинках, которые привез специально, как выглядела эта площадь в разные годы: в начале 20 века, в сталинские годы, как проектировали здания и как они выглядят сейчас. Очень интересное погружение в историю, которое переносило нас во времени. Сейчас доминантой площади является стела Славы, которая очень похожа на московский памятник Юрию Гагарину на Ленинском проспекте.

…А имей сто друзей! Самарские встречи

К стеле ведет аллея с фонтаном, который очень неудачно отреставрировали, заменив рисунок мозаики и сделав его из дешевой плитки. Про это Вика писала в своих материалах.

От площади мы пошли в сторону Волги. Там около Вечного огня фотографировались курсанты, которые, скорее всего, только что закончили кадетский корпус.

…А имей сто друзей! Самарские встречи

За Вечным огнем на набережной не очень давно построили церковь Георгия Победоносца, в которую мы зашли.

Около неё памятник покровителям семьи и верности Петру и Февронии.

…А имей сто друзей! Самарские встречи

От церкви вышли к красавице Волге. Но спускаться к ней не стали, так как у нас была намечена очень большая программа.

Пошли по улице вдоль реки, по ходу рассматривая и слушая истории про здания, которые мы проходили. Евгений очень хорошо знает историю своего города, слушать его было очень интересно.

Опять вышли ближе к реке. На спуске открывается прекрасный вид на Иверский женский монастырь, который был построен в 1850 году, как община сестер Милосердия с высоченной колокольней.

За ней — корпуса знаменитого пивзавода «Жигули».

…А имей сто друзей! Самарские встречи

В Пушкинском сквере с памятником Пушкину, установленном в 1982 году, гуляло много туристов из Коста-Рики, которые приехали на завтрашний матч команды своей страны. Они так же, как и мы фотографировали красивые виды города. Мы сфотографировались вместе с ними и друг с другом.

Вышли к зданию Самарского академического театра драмы, которое работает здесь с 1888 года. Очень красивое, немного сказочное красное здание с белым ажурным декором, в народе именуемое Теремок. Такое название ему явно подходит.

…А имей сто друзей! Самарские встречи

Около него расположен памятник Чапаеву, установленный в 1932 году.

…А имей сто друзей! Самарские встречи

Рядом с театром есть ещё одно очень красивое деревянное здание с интересной крышей. Евгений подарил мне акварель, на которой как раз нарисован элемент крыши этого дома, поэтому я его сразу узнала.

Вышли на улицу. Там я пыталась сфотографировать очень красивый дом № 144 в стиле модерн — особняк Екатерины Новокрещеновой (год постройки 1909. Архитектор: М. И. Квятковский), но деревья закрывали его пышными кронами со всех сторон, пришлось снимать элементами. Полюбуйтесь, какая прекрасная лепнина в виде цветов кувшинки.

На углу улиц Фрунзе и Красноармейской (улица Фрунзе 159), мы увидели особняк А. П. Курлиной (годы постройки 1900–1904). Этот дом я хорошо запомнила после Викиных рассказов про самарские дома в стиле модерн. В нем расположен музей модерна. Увы, времени на его посещение у нас не было. Отложим на следующий раз. Пока же мы просто прошли вокруг и полюбовались его архитектурой и коваными решетками с элементами в виде крыльев бабочек и стрекоз.

Около этого здания расположен Польский костел (1906 г.). Его недавно отреставрировали, поэтому и снаружи и внутри было очень приятно находиться.

Рядом с костелом — дом-музей Алексея Толстого, благодаря которому российские дети узнали про деревянного человечка Буратино, чьим итальянским старшим братом является итальянский Пиноккио.

Чуть дальше по улице ещё один дом, посвященный памяти знаменитого режиссера Эльдара Рязанова. Он в этом доме жил совсем в младенческом возрасте, но тем не менее городские власти решили сей факт привязать к истории города, и сделали очень симпатичное место с небольшим сквером, памятником режиссеру, стендами с небольшим экскурсом по его картинам. А почему нет? Про таких людей надо, чтобы знали и помнили не только наше поколение, выросшее на этих фильмах, но и наши дети и внуки. И не важно, сколько и когда бывал великий человек в том или ином месте, важен сам факт памяти. Ведь в Советские годы отметили табличками, пожалуй, все дома, где бывал В. И. Ленин, если даже он был в этом месте, проходя, зашедши выпить чашку чая или передать кому-то газету. А режиссер, чьи картины стали народным достоянием, такой памяти заслуживает однозначно.

Пошли по улице Фрунзе в обратную сторону, и дошли до ещё одного дома из Викиных рассказов. Помню, что читая его, очень хотела увидеть это здание с круглыми окнами. Здание Самарской государственной филармонии по адресу ул. Фрунзе, 141. У него интересная история. Его построили в 1907 году, и в нем располагался театр-цирк «Олимп». Потом в 80-е годы прошлого столетия из-за аварийного состояния его снесли, а вместо него построили новое, сохранив при этом большую часть элементов декора «Олимпа», которые перенесли на фасад нового здания.

Напротив него — еще очень красивый дом, да и вдоль улиц интересных зданий было очень много. Я не запомнила истории всех этих домов, могу только показать фото. Меня всегда очень интересуют обычные старые дома, которые у нас предпочитают сносить или сжигать, так как они не представляют исторической ценности. Но, посмотрите, разве улица с такими домиками менее интересна, чем просто красивый особняк?

Перед ЧМ многие здания отреставрировали (помню, что многие из них совсем по-другому выглядели на Викиных фото). А то, что на период матчей ЧМ многие центральные улицы города сделали пешеходными, было огромным бонусом нашей прогулки. Мы могли спокойно разглядывать здания, которые не перекрывали едущие машины и автобусы, но иногда перекрывали перекрученные провода, которых как-то очень много, скоро по этому вопросу догонят страны Азии.

…А имей сто друзей! Самарские встречи

Теперь пройдемся по улице Куйбышева.
Дом № 139 сразу приковывает к себе внимание. Очень необычное здание, похожее на сказочный теремок, это дом иженера Клодта. Это творение самарского архитектора А. А. Щербачев сейчас по-моему используется вполне в соответствие со своим внешним обликом, в нем находится музей «Детская картинная галерея». Домик, словно из детских фантазий, как раз подходит для такой галереи.

Идем далее по этой улице до дома № 151. Достаточно тяжеловесное на вид, но очень интересное здание того же архитектора А. А. Щербачёва — особняк предводителя дворянства Самарской губернии А. Н. Наумова. Годы постройки 1900–1905. В этом доме, который еще называют «дом с грифонами» из-за литых элементов на фасаде дома, работал революционный комитет города под предводительством Куйбышева, чьё имя потом долгие годы носил сам город, пока ему не вернули историческое название.

Соседний дом № 153 построен в стиле северный модерн, архитектор Александр Иванович фон Гоген. Годы постройки: 1909–1911. Это здание бывшего Крестьянского поземельного банка, в котором сегодня расположен химический корпус Самарского государственного технического университета. В этом здании сейчас работает Вика.

Около одного из домов, находящихся на реконструкции, Евгений показал старинную кованую решетку, которую отреставрировали, но если внимательно присмотреться ко всем элементам, то будет видно, где желуди литые, а где — точеные на станке. Но издалека все выглядит очень изящно.

Мое внимание привлекали не только архитектурные шедевры, но и простые сохранившиеся деревянные дома. Очень уж я их люблю. По-моему, именно они отражают лучше всего настоящую русскую жизнь прошлых веков. Как бы их сохранить, ведь деревянные дома, в отличие от каменных не столь долговечны.

Спустились вниз и через площадь от уже знакомого нам театра увидели ещё одно прекрасное здание в стиле модерн. Оно стоит углом на пересечение улицы Куйбышева (дом 157) с улицей Шостаковича. Это — здание общественного собрания. Год постройки — 1914, архитектор: Д. А. Вернер.

Прошли по парку, который недавно отреставрировали к ЧМ. Праздник закончился, а красивый парк остался горожанам. Посмотрите, какие прекрасные виды.

В одном месте около площадки с большими шахматными фигурами вспомнила Остапа Бендера с планом Нью-Васюки. А что? План по развитию региона и привлечению турпотока очень даже актуален. Ещё вспомнилась фраза из знаменитого фильма «Джентельмены удачи» : «Лошадью ходи, век воли не видать!».

Опять вышли к Волге. Посмотрите какая шикарная длинная набережная и большой песчаный пляж. Хотя было не очень жарко кто-то загорал и даже купались.

Здесь уже я не удержалась и побежала к воде. в голове крутилась песня, некогда очень популярная, которую пела легендарная Людмила Зыкина:

«…Когда придёшь домой в конце пути
свои ладони в Волгу опусти.
Из далека долго
Течет река-Волга,
Течет моя Волга
Конца и края нет…»

Всё-таки такие песни, которые мы по-молодости игнорировали, врезавшись на подкорку, очень сильно влияют на наше восприятие. Жаль, что многое начинаешь понимать только с годами. Конечно, купаться в прозрачной, но еще холодной воде, я не стала, но ладони помочила.

На обратном пути на лесенке, ведущей на набережную, я запела уже другую песню:
«Тополиный пух,
жара, июнь…».
Там были такие пуховые сугробы, что реально хотелось лепить из него снежки. Но я его немного покидала, а потом повалялась по пуховым склонам.

На 16–00 у нас был забронирован столик в знаменитой самарской пивной «На дне», но пока было время, мы гуляли вокруг. В одном месте на Волжском проспекте сделано окошечко для подглядывания. Вот, что в нем видно, если заглянуть внутрь. У кого-то очень хорошая фантазия и чувство юмора.

Памятник удачи есть почти во всех городах. В Самаре — это памятник батарее, с греющейся над ним кошкой. Мы её тоже погладили на счастье.

А вот и само здание ГРЭС, благодаря которым в домах появилось новое отопление.

…А имей сто друзей! Самарские встречи

К церкви на территории Иверского женского монастыря мы не могли подойти, но фото её куполов я сделала. Монастырь в советские годы был закрыт, многие корпуса были разрушено. В 1992 году его вернули церкви, и что осталось — восстановили.

Подошли к воротам, расположенного здесь же знаменитого Жигулевского пивоваренного завода, которое было построено в 1881 году. Это сейчас в магазинах и кафе сотни сортов пива, а во времена СССР было одно — «Жигулевское». Оно отличалось только свежестью и степенью разбавления потом этого напитка водой доблестными работницами общепита. Ах, какой хлебно-солодовый аромат стоит вокруг завода! Хочется пить сам воздух.

Но до 16–00 еще было время, и мы опять спустились к Волге. Отсюда отправляются прогулочные пароходики по Волге. Как же я люблю такие прогулки. Но — не в этот раз. Надеюсь, кораблик по Волге в моей жизни ещё будет.

Здесь на набережной и на самой воде много разных кафе и ресторанчиков. Когда мы собирались в Самару, я попросила Вику найти какое-то настоящее местное местечко с волжской рыбой. «У нас есть в ресторанах только сибас и дорада за большие цены», — был её ответ. Я не поверила. Полезла в интернет. Предложения, типа итальянских, азиатских, европейских, кавказских кухонь мне совсем не понравились. Это я могу поесть где угодно. Такого плана рестораны как раз вдоль реки.

…А имей сто друзей! Самарские встречи

Но, Трип-эдвайзер нам в помощь. Первая же ссылка вывела меня на пивную «На дне». Местное Жигулевское пиво с речной рыбой — то, что надо пробовать в Самаре! Когда я спросила Вику, знает ли она это место, то оказалось, что её муж очень часто там бывает, но она не думала, что мы хотим именно такой рыбы и такого места. Саша (спасибо ему огромное!) забронировал нам последний оставшийся в тот вечер столик. Вот это легендарное место.

Раньше пиво продавали на улице в трехлитровых банках. Теперь там продают рыбу. Её можно купить с собой или есть здесь же с пивом.

В самом баре, помимо нескольких видов местного пива и разнообразного неместного, можно купить недорогую еду, прекрасно сочетающуюся с пенным напитком. Мы взяли на пробу разные местные сорта пива, разные виды рыбы и прочую еду. Обед прошел в прекрасной дружеской туристеревской атмосфере.

В баре было много футбольных фанатов, которые отмечали начало ЧМ и смотрели первые матчи. Атмосфера была приподнято-праздничной и очень доброй.

Наевшись и напившись, мы пошли гулять дальше по набережной, которая была полностью готова к приёму гостей. На входе стояли расписные матрешки.

На самой набережной были построены интересные дизайнерские места отдыха. Мы опробовали их все по очереди.

На возвышении на берегу реки в 2014 году установили памятник первому Самарскому воеводе князю Засекину.

…А имей сто друзей! Самарские встречи

Была суббота, поэтому на набережной гуляло много людей. Участницы какого-то танцевального коллектива устроили настоящее соревнование. Они танцевали очень здорово! Вот такие современные самарки.

Их танцы были такие зажигательные, что к ним присоединились темпераментные коста-риканские болельщики. Пусть знают, что зажигать могут не только в Латинской Америке, но и на волжских берегах!

Начало ЧМ на набережной Самары

С большим удовольствием посмотрев на девчонок, мы пошли дальше. На набережной есть зона (не знаю, была ли она раньше или её сделали к ЧМ), где можно удобно разместиться на лесенках, амфитеатром спускающихся в сторону реки, где установлены большие экраны, на которых можно наблюдать и футбольные матчи, и концерты. На открытом воздухе на фоне реки это всё мне очень понравилось. Думаю, эта площадка будет популярным местом горожан не только в период чемпионата.

Дошли до огромного памятника «Самарская Ладья». Его высота 20 метров, открыта в 1986 году. Его тоже недавно отреставрировали. В лучах вечернего солнца смотрелось торжественно и романтично.

…А имей сто друзей! Самарские встречи

Уже был вечер, пора было прощаться и разъезжаться по домам. Завтра у нас был матч ЧМ, про который я уже писала https://www.tourister.ru/responses/id_23779 . Расставаться совсем не хотелось, ведь нам было так интересно, весело, хорошо друг с другом. Мы обсуждали всё на свете, и город Самару, и ЧМ, и поездки, и просто наши житейские дела. Ведь, несмотря на километры, которые нас разделяют физически, мы связаны тесной сетью Туристера.

Батарея моего телефона почти полностью разрядилась, но ей хватило мощности вызвать Яндкс-такси, после чего телефон сказал «пока». Почему я пишу про это? Потому что потом из-за этого мы попали в нелепую ситуацию. Когда мы подъехали к дому, то на звонок в дверь, нам никто не открывал. Телефон Инны был забит только в моем телефоне. У неё тоже был только мой номер. А телефон разрядился и зарядку я не взяла. Мы не понимали что делать. Сидим, как собачки подзаборные, никому не нужные. Попробовали позвонить в соседние дома, чтобы попросить у них подзарядить телефон. Но нам никто не помог. Решили посидеть ещё, а потом отправиться на поиски зарядки. Минут через 40 нашего сидения, к дому подошли Инна с Сергеем. Оказывается, они ходили покупать для нас рыбу в подарок, так как думали, что мы будем гулять до поздна, а мой телефон не отвечал. Как мы были рады опять почувствовать себя желанными гостями. Сидеть на улице не самое веселое занятие. А вот дружеские посиделки с пивом — это совсем другое дело! А какой ухой нас накормили — до сих пор вспоминаю!

На следующий день мы вместе с Инной и Сергеем пошли на замечательный матч ЧМ, после которого мы улетели домой. Самара нам очень понравилась. Конечно, в компании друзей этот город воспринимался особенно приветливым. Но мы посмотрели не всё, что хотели, например, так и не дошли до дома со слонами, хотя жили недалеко от него. Значит, есть повод вернуться? Очень на это надеюсь!

Закончить этот рассказ хочу песней в исполнение посетителей бара «На дне». Послушайте, всё же наши болельщики — очень милые ребята, надо всем жить, как в этой песне: