Турист Ирина Ананьева (16IrinaAnaneva)
Ирина Ананьева — была 17 апреля 21:42
Работаю, читаю.

Москва — Россия Июль 2018
"Вишневый сад"

Первая новелла.

Москва и провинциалка.

Данный рассказ не Ода Москве, тем паче я не Ломоносов. Провинциалка открывает её для себя заново. Наша Столица — волшебный ларец. Сквозь пальцы, перебираю драгоценные камни: изумруд — сады, парки и скверы города, сапфир — реки, пруды, озера. Гранат — Красная площадь, рубин — Московские театральные сцены. Янтарь — Арбат. Жемчуг — древние соборы и храмы. Каждый по-своему уникален. Много драгоценностей в ларце. Москва — Царский Град.

Москва: три новеллы

Сегодня я иду, шагаю по бульварам, скверам, площадям и паркам.

Царица не в глянце. Затерянный мир. 25 июля я приехала в Москву для подачи документов на визу. Метро «Третьяковская», думаю данная станция многим знакома, почти каждый турист на нашем сайте побывал в Италии. Поднявшись наверх из метро, моему взору предстала ярко-красная церковь в Климентовском переулке.

Москва: три новеллы

Небольшая площадь. Я остановилась перед храмом Святого Климента.

Климент жил в I веке нашей эры. Он был учеником апостола Петра, автором послания к Коринфянам и четвертым по счету Римским Папой. Многие путешественники удивляются тому, что православный храм построен в честь католического первосвященника. Я спросила Батюшку в храме, почему церковь носит имя католика? Мне объяснили. Оказывается разделение Православной и Католической церквей произошло только в 1054 году, поэтому Святой Климент по праву принадлежит им обеим. И по каким-то своим причинам замоскворецкие купцы решили почтить на этом месте память именно Климента. Храм красив, для Замоскворечья крайне необычен. Здание воздвигнуто и исполнено в западноевропейском стиле. Стоит оно в патриархальном уголке Москвы. Но мне надо торопиться, час пробил, пора в визовый центр Италии. Быстрым шагом я отправилась к Б.Толмачевскому переулку, далее в Лаврушинский переулок. Взгляд уловил Третьяковскую Галерею, основанную в середине 19 века замоскворецким купцом и меценатом Павлом Третьяковым. На моем пути небольшой красочный уютный сквер, фонтан Искусств или фонтан Вдохновение.

Москва: три новеллы

Композиция на каменной плите, арт объект, где подпирая друг друга, стоят три огромные позолоченные рамы. В центре картин пробивается изящное деревцо. Фонтан не бьет огромной струей вверх, а сбегает медленно вниз, словно омывает эту скромную тихую гавань. Внутри картин кованые произведения искусств. Вокруг него деревянные лавочки. Много отдыхающих. Рядом итальянское кафе. Можно попробовать мороженое и пиццу. Бегу, бегу дальше к Малому Толмачевскому переулку. Вот она заветная цель. Мне улыбаются, проводят к стойке регистрации. Я отдаю файл с документами, оплачиваю консульский сбор и сервисный сбор. Всё! Словно бабочка, увидевшая солнце в открытую дверь, моя сущность выпорхнула наружу, зажмурила глаза и улыбаясь, полетела к метро. Впереди меня ждал круиз по Москва-реке. Спустилась в подземку, прохлада окутала тело, шум электрички пробудил сознание. Я, запрыгнула в вагон и поезд быстро умчал меня к берегу знаменитой московский реки. Пристань, небольшой удобный катамаран «Снегири» встретил радушно.

Удобно расположившись на мягком сиденье, я приготовилась лицезреть московские берега.

Москва: три новеллы

С одной стороны древние стены Кремля, Храм Христа Спасителя, церкви. Зеленая набережная.

С другой стороны самая сладкая фабрика, а в центре памятник императору Петру Великому.

Фундаментальные здания. Софийская набережная. Элегантный, но внушительного размера, громадный отель.

Москва: три новеллы

Одна из семи высоток Москвы.

Москва: три новеллы

Высотка на Котельнической набережной.

Первый день путешествия подходил к концу. Вечер. Встреча в районе Москва-Сити. Мы не сфотографировалась вместе. Наши общие эмоции захлестнули нас, впервые я увидела героиню сайта туристер.ру Наташу Щербина.

Наташа.

Фото из интернета.

Обаятельная, внимательная, общительная и такая реальная, она сидела за столиком со мной.

Задушевная, доверительная, приятная, неторопливая беседа продлилась более 3-х часов в Москва — Сити, Афимолл.

Не хотелось расставаться с ней. Надеюсь вновь увидеться с Наташей на встрече туристеровцев в Коломенском.

Возвращение домой.

Метро. Ярославский вокзал, я мирно посапывала в вагоне поезда Москва-Абакан. Поздно ночью поезд прибыл на Ярославль-Главный.

Ожидание. 30 июля мне на электронную почту пришло сообщение из визового центра. Ваш Паспорт готов к выдаче. Подпрыгнув вверх, взяв паспорт российский и деньги, я стремительно побежала на вокзал покупать билет в Москву.

31 июня, помните, есть такой фильм. В нём исполняются задуманные пожелания. Так и со мной произошло 31 июля.

Москва. Визовый центр. Получила загранпаспорт, а в нем шенгенская мультивиза.

Гуляй, Ира, пой песню. «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер, веселый ветер, веселый ветер! Моря и горы ты обшарил все на свете. И все на свете песенки слыхал….»

Вторая новелла: «Мудрая фея театра».

Эта идея возникла у меня давно. Хотелось пройтись по театральной Москве, увидеть театры, в которых служила Фаина Раневская. О Москве ходят много мифов. Кто-то утверждает, что в столице можно сделать блестящую карьеру, заработать большие деньги, но просто жить здесь невозможно. Она была другого мнения.

Её девичья фамилия Валова. Звучала она певуче, просто, легко и нравилась маленькой девочке. Но иногда фамилия Валова казалась ей слишком скромной.

Я пытаюсь представить себе эту девочку.

Вижу комнату, в которой никогда не была, комнату её детства. Проступая в легкой дымке, будто из полузабытого сна, я слышу стихи, которые она читает, смотрит на себя в зеркало. Интересно, кого она, глядя в зеркало, старалась изобразить? Чьи стихи она читала вслух? Комната наполнена сухим горячим воздухом таганрогского лета, снопы солнечных лучей на чистом полу, распахнутые окна. Её мама страстно любила музыку, считая ее самым высоким искусством. Фаина унаследовала от матери эту любовь вместе с чуткостью слуха, а еще одну черту: повышенную душевную ранимость.

В общем, с годами, она не изменилась. Просто стала седой знаменитой актрисой. Прожила большую жизнь. Позже Раневская добродушно скажет: «Я родилась в конце прошлого века, когда обмороки были еще в моде, и я широко этим пользовалась. Но почему-то никогда не ушибалась…»

Её отец, мужчина с твердым характером, не хотел допустить, чтобы его любимая дочь ушла и рассталась с обеспеченностью, с уютным теплым кровом. Он был против, чтобы она играла на сцене театра. Тогда дочь ушла в никуда. Почему же она выбрала себе фамилию Раневская вместо Валовой? Объясню вам.

Отцовское сердце дрогнуло и он отправил Фаине деньги по почте. Дочь пришла в почтовое отделение, получила перевод и держа пачку купюр в руке, вышла на улицу. Сильный ветер вырвал деньги из её пальцев. Новенькие бумажки разлетались, гонимые ветром, а она продолжала стоять, смотрела им вслед и затем горько сказала: «Как жаль, что они улетели». Друг её юности, узнав данную историю, сказал ей: «Зачем тебе искать фамилию для сцены? Она уже у тебя есть. Ты же вылитая Раневская». Только Раневская из «Вишневого сада» могла так поступить. Конечно о творческом пути Раневской-Валовой можно много рассказать.

Собравшись с силами, я отправилась посмотреть на те театры, в которых «Мудрая фея прослужила» долгие годы. Мне было непросто. Москва изменилась. Уравновесив свой мозг, левое и правое полушарие, я словно молекула в Броуновском движении, начала искать глазами в метро нужные вывески остановок. Первый московский театр, в котором играла Раневская, назывался Камерным. Тверской бульвар, 23.

Москва: три новеллы

Рядом с ним находится церковь Иоанна Богослова.

Москва: три новеллы

Именно церковь дала разрешение на открытие театра.

Москва: три новеллы

Годы шли, театр разрастался за счет старых построек. В наше время театру дали другое название Московский драматический им. А. С. Пушкина. Яркие афиши, известные актеры, исполняющие главные роли в спектаклях, привлекали множество зрителей в прежние времена и сегодня.

Ну, а я, продолжила свой путь. Метро имени «Достоевского».

Москва: три новеллы

Второй театр, в котором играла Раневская, назывался Центральный театр Красной Армии, далее Академический театр Советской Армии. В настоящее время — Театр Отечественной Армии.

Его архитектура может нравиться или не нравиться, но у здания запоминающийся образ. Он так не похож на сооружения старых драматических театров. Напротив него разбит сквер. В центре сквера стоит памятник русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову.

Москва: три новеллы

Через дорогу вы видите усадьбу Салтыковых. Она переоборудована под культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации имени М. В. Фрунзе.

Всё ближайшее пространство пропитано военной историей. Перед особняком Салтыковых установлен памятник советскому военачальнику Фрунзе.

Третий — театр драмы, ныне театр имени В. В. Маяковского. Метро «Тверская»

Москва: три новеллы

В театре В. Маяковского народная актриса, актриса трёх Сталинских премий отработала с 1943 по 1949 год. Множество ролей сыграла, оставила о себе добрую память.

Пора немного отдохнуть. В маленьком кафе, похожем на современную столовую, я отобедала. Лучи солнца нещадно палили. Еще немного, совсем чуть-чуть осталось. Побрела к метро. Всё-таки москвичи стали другими. Раньше бежали, внимания на приезжего не обращали. На себе испытала. А сейчас достаточно было спуститься под землю и достать схему московского метрополитена, как ко мне подошла немолодая женщина и предложила свою помощь. Помогла мне побыстрей добраться до четвертого театра, где последние годы работала Фаина Раневскя. Метро «Маяковская». Государственный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический театр имени Моссовета. Громкое название. Находится на Б.Садовой — 16.

Москва: три новеллы

В глубине сада «Аквариум», в 1959 году открылось новое здание Театра имени Моссовета.

Москва: три новеллы

История Моссовета началась в 1920 году. У него было несколько площадок. Последняя разместилась здесь.

Афиши театра в конце июля 2018 года.

Москва: три новеллы

Кажется закончился мой путь по историческим местам, по театрам, которые в жизни Фаины Раневской сыграли главную роль. Спектакль может повторяться бесконечно. Для неё он всегда был нов и всякий раз она открывала его для себя заново. Возраст истинного таланта определяет не паспорт, не листки календаря. Для таланта нет скидок на возраст. Старая мудрая актриса перед выходом волновалась. В каждой сыгранной роли её душевные затраты огромны. Зрители всегда были рады встрече с ней в фойе театра. Десятки незнакомых людей сохранили о ней память, как о доброй, мудрой фее театра. Дом, в котором жила Фаина Раневская последние годы своей жизни.

Третья новелла.

Екатерининский парк. Танго с Саду.

Не зря ранее в тексте прозвучало словосочетание «Броуновское движение». Мы возвращаемся с вами в неприметный, но любимый москвичами парк.

Большой, изящный Екатерининский парк. Метро «Достоевская». Его называют главной площадкой всего Мещанского района. Сюда приходят гулять москвичи, гости столицы. Особенно пенсионеры. Тишина, бабушки с внуками. Мамочки с колясками неторопливо дефилируют по саду между нарядных цветочных клумб. В многовековом парке дышится легко. Рядом с усадьбой Салтыковых(она показана выше) есть пруд, кафе, ресторанчик.

Москва: три новеллы

В пруду плавают неторопливо уточки. Детишки подкармливают их хлебными крошками. А разноцветные пернатые показывают настоящее цирковое представление всем.

Я отдохнула, выпила бокал горячего чая с карамельным сиропом. Потихоньку прошла по дорожкам парка.

Москва: три новеллы

Фотоаппарат начал разряжаться. Сделала еще несколько снимков

и заглянула на танцевальную площадку.

Мило. На площадке летом проходят вечера танго и бальных танцев, в них могут принять участие все желающие. Скажу вам — зрелище незабываемое для случайных зрителей. Фотоаппарат «пыхтел», мигал и показывал, что батарея скоро разрядится. Кадры зависали, но упрямица, то бишь я, продолжала заставлять мыльницу снимать. Может поэтому кадры не совсем удались.

Один пожилой москвич, увидев мой аппарат «дореволюционный», крикнул мне: «Убери камеру». Многие вокруг меня улыбались. Они даже не поняли в чем дело. Подумаешь, что-то там снимает дама. Потихоньку я ретировалась с «плясочной» площадки. Зрителей было много. Погодка отличная. Небольшие стульчики стоят в ряд в виде амфитеатра, удобно, можно взять чашечку кофе и наблюдать за танцующими парами. И это ещё не конец. Пора было выдвигаться поближе к Ярославскому вокзалу. Сумерки обозначились в городе. Время 8 часов вечера. Ну, а как же не попробовать своё любимое мороженое в ГУМе?

Москва: три новеллы

Моя постоянная традиция. Так всегда заканчиваются для меня почти все поездки в Москву.

В кафешечке, рядом с фонтаном я люблю смаковать манговое мороженое. Дорого для ярославцев. 200 рублей один шарик.

Гулять, так гулять.

Множество гирлянд с разноцветными огнями на Никольской улице.

Народу…., негде яблоку упасть. Как же не хочется уезжать.

Но надо. Пробираясь сквозь толпу иностранцев и гостей,

я вернулась на Ярославский вокзал.

Села в свой поезд Москва — Кострома, идущий в 23.20, постелила постель и заснула крепким сном. Ни храп пассажиров, ни огни за окном не мешали мне. И лишь рука проводницы, дотронувшейся до моего плеча, разбудила меня. Ярославль — батюшка. Такси, родной дом, кровать. Две поездки, которые объединились в единую, прошли удачно, весело, насыщенно, увлекательно.

Если где-либо я допустила в рассказе ошибку, не стесняйтесь), исправляйте меня. Я же не москвичка. Благодарю всех, кто прочитал. Возможно вам пригодятся мои прогулки по Царь-граду.

P. S. Благодарю Марианну за информацию, необходимую для выполнения круиза по Москва-реке. https://marsik.tourister.ru/info

Её рассказ «Плыть или не плыть» помог мне купить билет на панорамный круиз вдоль берега Москвы.