Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был сегодня 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Ужгород — Украина Апрель 2017

Последним пунктом нашей автобусной экскурсии по замкам Закарпатья был Ужгород, столица региона. Мы подъехали к центру и остановились на противоположном берегу реки Уж. В центр города отсюда ведет пешеходный мост

Закарпатье. Город на реке Уж

Центральная площадь Ужгорода — Театральная. Театр, правда, всего лишь кукольный, называется «Бавка».

На площади шел какой-то праздник, повсюду веселились девушки в вышиванках :)

Закарпатье. Город на реке Уж

Красное здание — Закарпатская областная филармония. А раньше здесь была синагога, построенная еще во времена Австро-Венгрии, в 1904 году.

Мы же идем дальше, в сторону Ужгородского замка. И тут надо сказать пару слов про историю города.

Закарпатье. Город на реке Уж

Как я уже писал, история у Закарпатья долгая и запутанная, потому как регион находился на пересечении разных культур и цивилизаций.

Если коротко, то изначально здесь жили некие славяне, какие именно, ученые толком не знают, а в IX веке их вытеснили отсюда венгры. Они владели этой территорией на протяжении 600 лет. Город все это время назывался Унгвар (Ungvar). А в 1687 году после решающей битвы при Мохаче между армией австрийского императора и турками, вся Венгрия перешла под власть Габсбургов. Однако город так и остался Унгваром вплоть до распада Австро-Венгрии в 1918 году.

Подходим к Ужгородскому замку

Замок довольно приземистый, не такой, как в Мукачево, где он стоит на вершине горы. Ужгородский замок же из центра города не виден.

Закарпатье. Город на реке Уж

У входа в замок всегда многолюдно, ходят туристы, идет торговля сувенирами.

Ужгородский замок был возведен в средние века вассалами венгерского короля графами Другетами. Они владели Унгваром с 1322 года по 1684 год. Но потом венгерские короли потеряли престол, власть перешла к австрийским Габсбургам, сменились хозяева и у замка.

Вот этот бастион замка выглядит особенно мощно

Закарпатье. Город на реке Уж

На территории замка раскопаны старинные фундаменты

Выглядывающий из-за крепостной стены шпиль церкви относится к этнографическому музею, что прилегает к замку. Мы туда потом еще прогуляемся.

Закарпатье. Город на реке Уж

Высоких башен в замке нет, смотровая площадка располагается на одном из бастионов

Вид на Ужгород. Надо полагать, что с этой стороны замок виден издалека.

Закарпатье. Город на реке Уж

Во внутренних помещениях замка находится краеведческий музей

Этот зал, как можно видеть, посвящен музыкальным инструментам, на которых играли в Закарпатье

Знаменитые гуцульские трембиты

А во дворе как раз в это время выступал какой-то народный танцевальный ансамбль. Увы, пока я подошел, все уже закончилось, так что снять на видео не получилось.

Хотя нет, кое-что заснять все же успел. Просто позиция для съемки была неудачная, я ее прервал, хотел продолжить с лучшим ракурсом, но тут все и закончилось. ВИДЕО

По окончании руководитель коллектива давала интервью телевидению. Хотя может и не руководитель, это лишь мое предположение :)

Закарпатье. Город на реке Уж

Танцоры же в это время уже расходились по своим делам. И девочки …

… и мальчики :)

А кто-то уже приступил к дегустации закарпатских вин :)

Закарпатье. Город на реке Уж

Тут на выходе из замка я обнаружил, что рядом там располагается этнографический музей. Так что купил билет и пошел.

Как и другие подобные музеи, здешний музей состоит из деревенских домов, собранных по окружающей сельской местности

Закарпатье. Город на реке Уж

Всяких хаток и амбаров довольно много. Там наверно написано, кому они принадлежали и откуда привезены, но мне это читать было лень :)

Туристов внутри довольно много

Закарпатье. Город на реке Уж

В некоторые дома можно заглянуть, там восстановлено внутреннее убранство

Обычный сельский антураж — вышиванки, рушники, прялки :)

Еще несколько экспонатов

А это та самая деревенская церковь, чей шпиль был виден из замка

Закарпатье. Город на реке Уж

В конце апреля здесь уже вовсю цветет сирень. Или это сакура, как и у замка Шенборнов?

А теперь вернемся в город и снова пройдем по его улицам

Закарпатье. Город на реке Уж

Это главная церковь Ужгорода — кафедральный собор Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ). Она же — униатская. Знаете, кто такие униаты?

О том, как христиане разделились на католиков и православных, писать не буду. В XIII веке западные территории бывшей Киевской Руси вошли в состав Великого Княжества Литовского. Которое до поры, до времени было веротерпимым. Однако позже католическая Польша подмяла его под себя, и образовавшаяся Речь Посполитая начала преследовать всех не-католиков. Варфоломеевскую ночь помните? Это как раз те же годы, только во Франции. И вот по Брестской унии 1596 года большая часть православных иерархов Речи Посполитой согласились перейти в католичество, им же при этом разрешили совершать богослужения по византийскому обряду и на церковнославянском языке. А в 1646 году уже по Ужгородской унии перешли в униатство и православные подданные Габсбургов. В итоге образовался такой странный «гибрид». При этом истинные православные предали униатов анафеме, а католики все равно считали их верующими второго сорта.

Закарпатье. Город на реке Уж

Когда Российская Империя присоединила к себе бывшие польские земли, униатам предложили вернуться к истинному православию. Но народ за 200 лет уже привык к новой вере, не менять же ее каждый раз? Так что быстрого перехода не вышло, новое-старое учение внедряли постепенно, и не без успеха. Но вот Ужгород оказался под властью Москвы лишь в 1945 году. Тут с враждебными верующими уже не церемонились, униатов просто запретили. И все годы советской власти это было камнем преткновения между СССР и Западом.

В 1991 униатов разрешили, и теперь они, как истинные католики, призывают к уничтожению сепаратистов и прочих несогласных. Собственно, католическая религия никогда не отличалась особой толерантностью к инакомыслящим.

Закарпатье. Город на реке Уж

Памятник «лихтарнику» дяде Коле. По-русски — фонарщику. Он много десятилетий подряд зажигал и гасил газовые фонари, чем и запомнился горожанам. Вот ему по европейской традиции и поставили такой памятник :)

А пока мы гуляем по улицам Ужгорода, хочется продолжить рассказ об истории Закарпатья. Оно оставалось под властью Габсбургов до 1918 года. А дальше Австро-Венгрия проиграла войну и была расчленена. Венгрия, как одна из ее имперских составляющих, тоже была признана государством-агрессором, а потому ее территорию сильно обкорнали. Трансильвания отошла к Румынии, Воеводина — к Сербии, а вот Закарпатье было решено отдать Чехословакии. Тогда же Унгвар переименовали в Ужгород.

Закарпатье. Город на реке Уж

В составе Чехословакии Закарпатье находилось до 1939 года. Дальше последовал Мюнхенский сговор и агрессия Германии. Чехию Гитлер забрал себе, Словакии подарил независимость, а Закарпатье у Словакии поспешили «отжать» все те же венгры.

Есть у Николая Старикова такая книга — «Кто заставил Гитлера напасть на Сталина», посвященная тому, как развивались события накануне Второй мировой войны. И вот там одно из центральных мест уделено именно Закарпатью. Якобы союзники по Мюнхену толкали Гитлера на то, чтобы заняв Чехословакию, он забрал бы Закарпатскую Украину себе, а потом объявил бы на ее территории независимое украинское государство с прицелом на присоединение к нему в дальнейшем и Советской Украины. Чем не casus belli для последующей войны с СССР? Не знаю, насколько это правда, но на XVIII съезде ВКП(б) в марте 1939 года Сталин и правда высказался на эту тему —

Деятели этой [англо-французской и североамериканской] прессы до хрипоты кричали, что немцы идут на Советскую Украину …

Закарпатье. Город на реке Уж

… что они имеют теперь в руках так называемую Карпатскую Украину, насчитывающую около 700 тысяч населения, что немцы не далее как весной этого года присоединят Советскую Украину, имеющую более 30 миллионов населения, к так называемой Карпатской Украине. Похоже на то, что этот подозрительный шум имел своей целью поднять ярость Советского Союза против Германии, отравить атмосферу и спровоцировать конфликт с Германией без видимых на то оснований.

В итоге Гитлер решил не связываться с Закарпатьем и отдал его венграм. В том же марте 1939 года венгерские войска вторглись на территорию Закарпатской Украины и оккупировали ее. Украинские сечевые стрельцы под руководством премьер-министра автономии Августина Волошина оказали венграм ожесточенное сопротивление, но были разбиты. Скажу честно, до прочтения книги Старикова я понятия не имел, кто такой Августин Волошин. Противоречивый был деятель. Выступал против венгров, но о защите просил Гитлера.

Закарпатье. Город на реке Уж

Ну, а дальше вы знаете. В 1945 году советские войска отбили Закарпатье у Венгрии и по итогам войны оно вошло в состав СССР. Советские власти закрыли синагогу (на фото слева), но зато построили детскую железную дорогу (на фото справа). Узкоколейный тепловоз ТУ2, который можно здесь видеть, производился на Калужском машиностроительном заводе в 1955–58 годах.

Тут, пока я осматривал «дытячу зализныцю», мне на мобильный кто-то начал бешено названивать. Телефон показал страну звонка — Финляндия. Я в Финляндии никого не знал, кто бы мог мне звонить, а потому на звонок не отвечал. Но на той стороне звонили и звонили! Раз двадцать наверно! Но я подумал, что это какая-то ошибка. Под конец даже звук отключил:)

Закарпатье. Город на реке Уж

Встреча у автобуса была назначена на 18 часов. Где-то в 17:30 я не спеша направился по пешеходному мосту обратно. И тут мне навстречу выбежали мужики из группы —

-Ты куда пропал? Все уже собрались и ждут только тебя!

Закарпатье. Город на реке Уж

Тут оказалось, что обратно мы должны были отъехать не в 18, а в 17 часов! Да, это, конечно, было очень досадно так всех подвести :(

А на этом экскурсия «Замки Закарпатья» завершилась. На обратном пути мы снова сделали остановку у того же кафе, и очень скоро уже были во Львове.

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛОВ аэропорт Львова — за три копейки

Оглавление всего путешествия —

1. Ратуша и Копец — на смотровых площадках Львова

2. Закарпатье. Замок Шёнборнов и ВЛ10 || Мукачево и замок Паланок || Город на реке Уж