Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 15:02
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Мехико, Теотиуакан де Ариста, Гуанахуато + 10 городов — Мексика Июль 2018

Buenos dias, дорогие путешественники!

Давно тут не писала по причине глобальной подготовки и осуществления давней мечты, которая пережила все предыдущие вояжи… Мексика! Страна, которая все больше приобретает популярность у туристов, и которая переворачивает все представления о мире, красоте и жизни в целом…

Рассказывать о ней, наверное, буду весь год, настолько насыщенное вышло приключение — целиком самостоятельное и в одиночку.

Подготовка

Зная о высоких ценах на авиабилеты (3 года периодически мониторила), озаботилась ими заранее. В начале марта сделала сборку СПб-Париж-Гавана-Париж-СПб, которая у авиакомпании Air France составила всего 38500 руб., в то время как Аэрофлот завысил цены почти вдвое. Париж мечтала увидеть давно, поэтому и зрела в уме эта сборка, затмевая остальные возможные. Гавана выбрана была, в первую очередь, потому, что пересадка там обошлась в сборке дешевле, чем прямиком полет до Мехико. Долгие 2 месяца ждали билеты, ухватила удачу практически за хвост: через неделю уже цены стали расти… В результате вышло 46000 руб., включая перелеты Гавана — Мехико и Канкун — Гавана. Всего — 6 сегментов.

Сутки на Париж на обратном пути были включены — пересадка 23 часа. Конечно, это ничтожно мало, но азарт и желание увидеть город сделали свое дело — успела очень многое и точно поняла, что вернусь…

Определиться с маршрутом было сложно, как никогда: страна изобилует городами, природными красотами и достопримечательностями, на осмотр которых не хватит и полугода. У меня было всего 22 дня, пришлось делать нелегкий выбор.

В результате получился такой план: Мехико — Теотиуакан — Гуанахуато — Сан Мигель де Альенде — Таско — Оахака — Сан Кристобаль де Лас Касас — Паленке — Кампече — Мерида — Чичен-Ица — Плайя дель Кармен — Тулум. Обратный вылет из Канкуна. Каждый город был мне заочно дорог и стоял в статусе мечты по разным причинам, каждый свой выбор могла обосновать.

Жилье по всему маршруту забронировано было на родном Букинге, но в этот раз удалось благодаря раннему бронированию и акциям заполучить не только хостелы, но и несколько отелей, которые стали приятным бонусом в поездке. Все варианты размещения одноместные, часть — со своим туалетом и душем, но те, что имели санузел отдельно, были очень достойными, не противно было, все чистенько и уютно. В некоторых отелях и хостелах бонусом прилагался литр воды в день, тоже приятная опция. В целом с жильем не прогадала нигде, кроме Паленке, но об этом позже.

Валюта

В целом можно брать и доллары, и евро с собой, курс у обоих неплохой, но им привычнее доллары, их считают основной иностранной валютой. Самый высокий курс был замечен в аэропорту Мехико: доллар — 19.35, евро — 23.85. Выбор огромный, обменников десятки, можно найти выгоду. Дальше по городам курс был ниже, а на курортах — самый невыгодный — до 17.05 песо за доллар. Так что можно смело менять все или бОльшую часть в аэропорту столицы.

У меня было 1000 долларов на 22 дня, 100 из которых ушли на предварительную покупку автобусных билетов, а 900 обменяла. В целом этой суммы мне хватило на все — еду, воду, жилье, автобусы, входные билеты, сувениры и т. п. Даже периодически — на такси от автобусных терминалов до хостела или просто центра города. В общем, не бедствовала и не шиковала — все в меру.

Заполучив все брони и электронное разрешение (которое все еще главное при прилете и нужное, несмотря на Шенген), переполненная надеждами, я вылетела к мечте…

Маршрут

9 июля. 9.10 — вылет из родного Пулково (наконец, не Шереметьево!) в Париж, авиакомпания «Россия», хотя билеты все до Гаваны — Air France. Узнала, что такое код-шеринг в действии — такой своеобразный «бартер» между авиакомпаниями, когда указана одна, а рейс выполняет партнер. Таким партнером и была «Россия» туда и обратно. Что сказать, за 3 года она улучшилась, и самолет был просторный, и перекус вкусный. Даже стало немножко грустно, глядя на счастливых пассажиров, приземляющихся в Париже… Мне-то еще лететь и лететь… Пересадка в аэропорту Шарля де Голля 4 часа, это оказалось немного, 3 из них были потрачены на переход в другой терминал и длинную очередь на посадку сразу, наверно, десятка рейсов. Далее — 9 часов в огромном боинге компании Air France на 560 (!) мест, по 10 в каждом ряду. Такой гигант был у меня впервые, и впечатления — только восторженные. Несмотря на габариты, взлет-посадка идеальные, немолодые бортпроводники только подчеркивали французский шарм, который чувствовался во всем. Расстояние между рядами просто огромное, кресла удобные, ТВ-экраны и розетки — все работало, а еда… Непривычно в самолете есть пасту, запивая вином, заедая сыром с плесенью и пирожным! Закроешь глаза — и кажется, что это не самолет, а какой-то ресторан в центре Парижа — безумно дорогой и фешенебельный. Но нет — все это включено в билеты, что обошлись мне почти вдвое дешевле! В общем, и туда, и обратно самолет как будто готовил к встрече с Парижем, и это безумно радовало.

10 июля. В Гаване была ночная пересадка, почти 10 часов… Сложно, неудобно, сонно, но мечта звала. И вот в 06:10 утра — долгожданный вылет в Мехико. Компания AeroMexico — все удобно, четко и вовремя. 3 часа — и вот он — необъятный даже с высоты самолета — Мехико! Все формальности прошли быстро, но строго — даже чемодан мой распаковали, но подверглись этому все. А так — все стандартно — электронное разрешение забрали, поставили штампик и выпустили на волю.

+22 и свежий воздух, высота города над уровнем моря — 2200 м, — немного, но все же ощущается.

Добраться до города можно на такси (у зазывал на выходе — жуткая цена — 374 песо, смешно и страшно, чуть дальше — машинки попроще со счетчиком, там уже около 80 накрутит до центра), на метробусе (большой автобус, повторяющий линии метро, ездила 1 раз, но по городу) или на метро, что является самым дешевым вариантом — 5 песо, но придется пройти минут 10 вдоль терминала. На этом его плюсы кончаются… Эскалаторов нет, только ступени (вход-выход в том числе), а с чемоданом не сильно-то приятно… Переходы между станциями достигают в длину 2 км (!), и их не избежать — практически любая поездка будет с пересадкой, а то и с двумя. Темновато, грязненько и ужасно пахнет старой едой из многочисленных забегаловок, расположенных прямо в переходах и на станциях. А в час пик там лучше не ездить — давка страшная, заталкивают всех в вагоны, и дышать почти нельзя… Но минимальная цена его оправдывает, поэтому в Мехико я почти всегда передвигалась на метро. Днем и утром оно вполне обычное. Но в глубине души мечтала скорее оказаться в колониальных городках и бродить пешком на воздухе.

Мехико огромный и очень интересный, в нем можно смело жить неделю минимум, и всякий раз найдется, что посмотреть. Но у меня было всего 3 неполных дня, так что темпы были увеличены. Отель был выбран в центре, по раннему бронированию и цене хостела — 300 песо (около 15 $) за ночь. Улица Isabel la Catolica находится в 10–12 минутах ходьбы от главной площади и имеет метро, поэтому гулять было удобно, как и добираться до дальних целей на метро.

11 июля. Невозможно было пропустить Теотиуакан — самые большие пирамиды в Латинской Америке, город богов и загадок! Поэтому утром следующего дня я отправилась к ним. Автобусы уходят с Северного автовокзала, цена 104 песо в обе стороны. Туда время конкретное, обратно — открытое, так что находиться там можно хоть до закрытия.

Примерно через час я вошла в параллельный мир, не иначе: огромная территория, 2 громадных пирамиды — Луны и Солнца — были видны где-то у горизонта…

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

К ним ведет дорога котлованов, раскопанных археологами, сквозь которые приходилось идти вверх-вниз. Камни города как будто светятся изнутри — настолько сильная энергетика! Не зря местные чуть не каждые выходные приезжают сюда заряжаться… На много километров вокруг — только руины, пирамиды и кактусы, тени нет, солнце очень активное, да и температура была гораздо выше, чем в городе, поэтому весь день там сложно провести, хотя желание такое было — очень сильное место! Побывав на Мачу Пикчу, могу сравнить…

Когда идешь по Дороге Мертвых, о которой столько раз читала и даже в свое время упоминала в дипломной работе, не верится в реальность происходящего… Хотя это состояние со мной было все дни пребывания в стране! А когда, спустя долгий путь вверх по таким знакомым из Перу крутым каменным ступеням и нехватку воздуха, чтобы отдышаться, оказываешься на вершине 50-метровой громадины — пирамиды Солнца и смотришь вниз на эти необъятные просторы, начинает от радости кружиться голова! Садишься на край и… время останавливается!

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

За более, чем 5 часов, устала сильно, поэтому очень кстати увидела с вершины пирамиды выход № 2, который позволил не возвращаться к началу пути. Автобус останавливается у обоих выходов, и уже через 15 минут я сидела на удобном сидении и ехала обратно в Мехико.

По идее, для одного дня этого с головой хватит, но малое количество времени пребывания диктовало свои условия: увидев по схеме метро, что буквально в 3–4 станциях от вокзала, куда приеду сейчас, находится цель, которая была изначально поставлена задолго до поездки, я, не раздумывая, побежала ей навстречу. Речь идет о базилике Девы Марии Гваделупской… Сама по себе эта достопримечательность — из разряда must see в Мехико, но у меня с ней связано большее… Всего лет 5 назад я узнала, откуда мое неуемное желание увидеть этот регион и вообще любовь к нему всегда была такая, даже тогда, еще заочно, что сложно описать. Я родилась 12 декабря, в день почитания Девы Гваделупской, а она — покровительница всей Латинской Америки! Такие вот совпадения… И, конечно, безумно хотелось увидеть и храм, и икону воочию, ведь с ней связано столько загадок! Поэтому, отбросив усталость, решительно дошла до храма (от метро La villa Basilica — 900 метров), точнее, до целого комплекса из 4 базилик — первой 1531 года постройки, двух сооружений 18 века и нового огромного храма 20 века от роду, в котором сейчас и находится образ.

Как только зашла внутрь, началась служба! Настоящая, более часа, со всеми ритуалами, которые видела впервые и пыталась вникать. Единение людей — самое важное, что увидела, и поняла, почему они так любят ходить в церковь. А в конце ждал еще больший подарок: монахиня ходила по рядам, люди давали пожертвования, а она им взамен… маленькую иконку Девы с молитвой на обороте! Уйти из комплекса я не могла до самого вечера… Как только стало темнеть, опомнилась и поехала в центр. Этот день стал одним из самых насыщенных и важных не только в путешествии, но и в жизни.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

12 июля. Оставив еще 1 день в Мехико на «закуску», рано утром я отправилась на север, в Гуанахуато — город, который многие считают самым красивым городом Мексики. Самый необычный — точно: вырубленный в скалах, испещренный подземными туннелями и улочками-лабиринтами. Ехать до него чуть больше 5 часов, тем не менее, немногие сюда добираются.

Автобус компании Primera Plus — находка для поездки: сидения а-ля диваны, раскладываются почти горизонтально, экраны с фильмами, розетки USB и wi-fi! Вела прямое включение из автобуса, снимая живописные виды за окном.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Но верх комфорта — небольшие пакетики с едой при посадке (даже если ехать 1 час): сендвич, печенье (или чипсы) и вода на выбор — минеральная, лимонад или пепси. Цены на автобусы не дороже ADO (самый известный перевозчик, курсирующий по всей стране), а удобства — налицо. Жаль, что Primera Plus ездит только по северу Мексики…

В Гуанахуато автовокзал находится далеко от центра, такси — 60 песо (около 3 $). Водитель провез по знаменитым туннелям, по узким улочкам с каменной кладкой, которой не одна сотня лет. Жилье (хостел) был на одной из красивейших площадей города — Plaza Allende, до главного собора 5 минут пешком. Но я до него шла, конечно, дольше, заглядывая в каждую арочку и улочку, пытаясь вдохнуть как можно шире и глубже атмосферу города.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Гуанахуато очень живой и молодежный, во многом благодаря расположению в нем самого старого и крупного университета Мексики. Студенты заполонили его, подстроив ритм жизни под свой: тусовки и дискотеки на ночных улицах не смолкают здесь до 4 часов утра. Такой синтез богатой истории и молодежной атмосферы сразу выделяет его из череды других городов, создавая неповторимые ассоциации.

Но есть тут одна достопримечательность, равных которой не найти во всей стране, — это Музей мумий. Расположен он на другом конце города, пешком идти часа 1,5, такси-коллективо обошлось в 40 песо. То, что видишь там, — не просто экспонаты, это реальные люди, захороненные 200 лет назад. Когда ввели налог на землю, останки поместили в костехранилища, а часть была выставлена в таком вот музее. Особенность его — в очень узких коридорах и абсолютно черных стенах, что создает не просто таинственную атмосферу, но и приближает к мумиям буквально лицом к лицу. Мексиканцы приходят туда с детьми месячными и постарше, приобщая к «прекрасному» с детства. У них Смерть (Santa Muerte) — наподобие божества. Бог в их понятиях занят глобальными проблемами, а за удачу, богатство и прочие человеческие желания отвечает костлявая дама, которую любят и почитают, у них она — как добрая фея. Поэтому на выходе, увидев, как местные фотографируются в гробах, включая детей, я была не очень шокирована. Но от музея осталось безумно яркое и несколько зловещее впечатление!

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

13 июля. Пятница, 13-е. У меня это всегда хороший день)) Тусовки не смолкали до раннего утра, хотелось спать, да и Гуанахуато располагает к неторопливым прогулкам, но на сегодня был взят билет в соседний городок Сан Мигель де Альенде. Честно говоря, снова на вокзал было очень лениво ехать, но впоследствии добравшись до города, поняла, что никогда не простила бы себе его пропуска в маршруте. Утром еще удалось прогуляться по знаковым местам безлюдного и еще сонного Гуанахуато, что редкость. Такие моменты делают нашу жизнь, а жизнь в путешествии — и подавно.

Первый же резной древний храм, первая улочка и первый разрисованный и тюнингованый автобус (аналог знаменитых чикен-басов Гватемалы) показали, что ехала сюда не зря. Город-праздник, город-сказка, Сан Мигель, как шкатулка, вобрал в себя множество драгоценных камней, игриво переливающихся на солнце… Весь день был посвящен поиску и созерцанию этих самоцветов, роль которых выполняли достопримечательности, улочки, парки, дома и природа.

Невозможно описать в двух словах в обзоре те эмоции, что ощутила там! Начиная от главной паррокии Св. Мигеля в готическом стиле из розового камня и заканчивая вкуснейшим уличным мороженым в парке Бенито Хуареса и стаканом с кусочками манго, каждый шаг и каждый новый вид был лучше предыдущего и призывал все идти и идти, петляя между цветными улочками, впитывать ауру города.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Сан Мигель называют городом творческой интеллигенции: действительно, здесь живет множество художников, студентов и романтиков, что делает атмосферу легкой и непринужденной, везде слышится задорный смех, на который отзываются даже старики — улыбаются в ответ, глядя на веселые лица молодежи. Если и есть душа Мексики, то она в этом городе!

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Уезжать очень не хотелось, но полного дня хватило в целом на всё и даже большее… Ноги взбунтовались, но терпели все 10 часов прогулок. Ночь в Гуанахуато и утром выезд в Мехико, где остались незавершенные планы.

14 июля. Утром, тихонько выскользнув из хостела и оставив милой хозяйке на столе ключи и записку с благодарностью, в 7 часов утра я уже была на автовокзале Гуанахуато. Ароматный кофе и знаменитый латиноамериканский десерт Arroz con leche (попросту — рис с молоком, доведенный до состояния желе, и палочка корицы) создали доброе утро. Давно мечтала попробовать это чудо, оказалось очень вкусно, сытно и просто.

Путь в Мехико и третья поездка на супер-автобусах Primera Plus, прибытие на Северный вокзал, ставший уже родным, и заселение в тот же отельчик в центре. Пока добралась в метро, была середина дня. Под кондиционером простыла, состояние было не ахти, к тому же, пошел дождь… Но последний день, время терять нельзя! Еще одна большая цель — музей антропологии. Обычно пропускаю музеи в путешествиях, уделяя больше времени живым эмоциям и прогулкам, но этот музей пропустить нельзя: в нем собрана вся история страны и всех ее индейских народов от первобытности до Конкисты. 26 залов и огромный внутренний двор, где собраны скульптуры, статуэтки, посуда, а также целые фрагменты стен и пирамид со всех уголков Мексики. И именно там находится 19-тонный Камень солнца — знаменитый календарь ацтеков, с которым также связаны многие моменты из студенческой учебной жизни.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Непрекращающийся дождь и отсутствие прямого автобуса до музея сделали свое дело — нашла такси со счетчиком и за 63 песо (расстояние там немаленькое) доехала до цели. И сразу эта поездка окупилась — вход в субботу был бесплатным! Вооружившись схемой залов, на более, чем 2 часа погрузилась в мир археологии и племен. Примерно половина залов была пройдена, а у Камня Солнца застыла на неопределенный срок… Монументально! И только охранник, начавший всех просить к выходу, вернул в реальность.

К этому времени дождь чуть поутих, и решено было, доехав до метро Hidalgo, пройти до Сокало, по пути увидев основные красоты центра города. Здесь меня и застал метробус, проезд в котором оплачивается специальной картой. По совету женщины-полицейской напросилась пройти вместе с парой влюбленных по их карте, отдав деньги наличными (7 песо). Потом увидела, что так делают многие. Метробус один в один похож на обзорный экскурсионный автобус в любой европейской стране, только 2-й этаж крытый. Курсирует между станциями метро, что очень удобно, т. к. от музея до ближайшей подземки было бы долго идти. Если бы не дождь и последний день в столице, конечно, гуляла бы, а так хотелось быстрее добраться до цели.

Несмотря на погоду, центр был заполнен туристами, которые прячутся в дождевики и зонтики, но упорно созерцают и вдыхают атмосферу Мехико. Я к ним присоединилась, пройдя от Torre Latinoamericana (знаменитой башни-небоскреба) до главной площади и увидев множество знаковых достопримечательностей центра.

Сама же площадь Сокало и главный собор Мехико (самый большой в Латинской Америке) предстали взгляду уже в сумерках, залитые огнями подсветки, что придало им еще большую красоту. А на площади была разбита большая сцена, выступали местные артисты-битбоксеры. И снова невероятный синтез древности и шумной современности! Все-таки Мехико — это невообразимо!

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Дождь к тому времени, наконец, прекратился, дав возможность «догулять» насыщенный день. Даже простуда куда-то испарилась — вот волшебная сила путешествий)

15 июля. Ранний выезд из отеля и путь на этот раз на другой автовокзал, на юге — Tasqueña, не менее объемный, чем Мехико Норте, расположенный на одноименной станции метро.

Автобусы компании OCC (партнер ADO, билеты продаются на одном сайте и брони выкупаются на стойке ADO), конечно, уже без таких наворотов, как Primera Plus, но очень удобные. Ехать всего чуть более 2 часов, но пейзажи по пути не давали выпускать камеру из рук: горы, зеленые холмы, ущелья и реки… Всю дорогу сопровождало острое чувство-де жа вю, как будто я не в Мексике, а у подножия Мачу Пикчу в Перу, еду на поезде, прикованная взглядом к панорамным окнам, затаив дыхание, созерцаю природное чудо, которое открывает все новые свои грани. И здесь было точно такое же ощущение!

Город Таско расположен в штате Герреро, на пути в Акапулько. Отзывов о нем крайне мало, и большинство говорит об опасности — наркотрафик, город неспокойный, не стоит ехать и т. п. Уже наученная такими байками, я, конечно, долго сомневалась, брать ли сюда билеты, но решив «Чему быть — того не миновать», купила их. Он меня поразил еще на немногочисленных фото: абсолютно белый город, опоясывающий зеленые склоны гор, известный добычей серебра и серебряных дел мастерами… Ну как его пропустить?! Окончательно убедил в желании ехать главный собор города — такого резного чуда я не видела нигде! Даже на фото он потряс, а в реальности… слов не было…

И вот — зеленые холмы и первые домики. Автобусный терминал в черте города, но не в центре. Букинг написал, что до отельчика моего всего 500 метров. После рассказов о гроде было не по себе, но он сразу же пришелся по душе.
Спросила дорогу у местных, показали единогласно наверх… Улицы в городе идут почти вертикально, и взбираться на них — занятие не из легких, а когда еще тащишь пусть легкий, но чемодан, вообще становится не до смеха… Взобравшись вверх, не увидела никакого отеля — только частные дома. Навстречу шла семья — мама и 2 дочки (16 и 10 лет), они-то мне и сказали, что идти надо прямо… в противоположную сторону! И по ровной дороге… Я уже было отчаялась, но они предложили вместе доехать на такси, роль которых выполняют маленькие белые фольксвагены-жуки, как во французских фильмах. В этот жук мы влезли вчетвером, по дороге познакомившись и разговорившись. В итоге эти милые люди не просто довезли меня до отеля (минимум километра 2 ехали, а не 500 м), заранее созвонившись с ним и уточнив адрес, а не взяли ни копейки, сказав: «Добро пожаловать в Таско!». День не просто сложился, он обещал стать одним из лучших!

Отель опишу отдельно, очень уютный и расположенный рядом с остановкой «коллективо» — маленьких белых минивенов без дверей, которые курсировали по всему городу и стоили всего 6 песо. Именно ими я и объездила город (самые отдаленные участки) и исходила пешком.

В первую очередь, конечно, помчалась на Сокало — главную площадь Таско, где просто потеряла дар речи от собора: розовый резной фасад, колониальный стиль, а внутри — позолоченные скульптуры, лепнина и… мексиканская свадебная церемония! Все, как в кино, — венчание, огромные букеты с лилиями и полный зал людей. А на входе — раритетный кабриолет, с которым все фотографировались. Придя в себя от закруживших эмоций и видов, я стала осматривать площадь.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Здесь все, как в других городах, в смысле планировки — круглый скверик у собора — главная жизненная артерия города. Здесь же установлен большой постамент с названием города, где все фотографируются. И даже он, в отличие от остальных городов, не разноцветный, а бело-коричневый — в основной гамме города. А на деревьях — белые объемные фонарики в форме звезд! Это украшение видела только там, и оно смотрелось просто волшебно!

От площади лучами расходятся узкие улочки, покрытые брусчаткой и имеющие массу украшений, статуй и магазинов серебра. Такого количества серебра я не видела нигде, даже мысленно смеялась: «Гуанахуато, прости!». Иногда казалось, что серебро сочится из камня брусчатки: она скользкая, исхоженная, и на солнце кажется, что переливается и блестит.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Следующая цель была высоко над городом — канатная дорога Teleferico, которая является просто единственным путем в фешенебельный отель на холме, но туристы сделали из нее достопримечательность и не зря. Снова «коллективо» и вот уже цель близка. Путь в оба конца стоит 95 песо (5 $), небольшая очередь из 5 человек, и вот меня отпускают в полет… Так случилось, что это была первая канатка в жизни, поэтому эмоции были еще более обостренными. Город открывается во всех проекциях, утопающий в зелени деревьев, раскинувшийся на холмах… Мексиканский Санторини, как потом его назвала… Сложно описать то, что чувствуешь в этот момент, но главная мысль стучала на протяжении всего пребывания в нем: «Где страх, где опасность? Кто пишет эти байки…». Забегая вперед, могу сказать, что этот город стал самым душевным, необычным и сказочным из всех. И если бы его не увидела, картина страны была бы не просто неполной, но и разорванной… Так что пробуйте, рискуйте, стремитесь! И это обязательно окупится.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

После Teleferico были снова улочки, уютное кафе с такосами и фруктами на обед и интерьером в мексиканском стиле, снова лабиринты улочек, серебряные изделия, магазины сувениров, похожие на музеи… А вечером, на закате, были 2 мирадора — смотровые площадки. Одна — главная, рядом с местной большой статуей Христа, куда от остановки «коллективо» нужно еще подняться, но вид того стоит, а другая — чуть ниже, зато уже почти в сумерках и с невообразимым видом на храм и центр… Вообще, Таско мне напомнил (пока — только по фото, не была в Бразилии еще) Рио-де-Жанейро: Христос на горе, зеленые холмы и горы. Разве что моря-океана нет, но оно тут и не нужно.

Таско стал не просто открытием, а самым неожиданным открытием: настолько душевного и сказочно прекрасного города не встречала не только в Мексике, но и во всех странах, где была… Вот уж где пожить бы хоть недельку… Но новые приключения и города ждали своего часа.

16 июля. Ранний выезд из отеля и путь на автовокзал. Ах, да! Такси в Таско стоит всего 30 песо, так что рано утром не преминула им воспользоваться — снова миниатюрным «жуком». До автобуса было еще минут 40, на улице — тишина и темень. Здание терминала ОСС очень маленькое, единственный киоск с едой был закрыт, а есть хотелось. В темноте неспешно и чисто интуитивно пошла вглубь улицы, где спустя минут 5 хода отыскала спасительный супермаркет Оххо и взяла там 2 манговых сока (как обычно, по цене 1) и круассан с ветчиной и сыром.

Это был завтрак настоящего путешественника: темный арочный свод на улице, скамейка, вещи рядом, безвкусный круассан, но зато с вкуснейшим соком и видом на миллион! Стало постепенно светать, и взгляду открылся белый город, стоящий ярусами… Утро сложилось.

А дальше — 2 переезда: до Мехико (все северные направления идут через него транзитом), там — пересадка на другой автовозкал — ТАРО (еще больше с виду, чем Северный) и 7 часов в пути до Оахаки. Этот день был посвящен весь дороге, поэтому кроме очередных красот за окном мало что видела.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

В Оахаку приехала в 19:00, заселилась в хостел в центре города (единственный по предоплате — всего 10 $ за ночь!), а удобства — супер! Огромный номер, не менее огромная кровать, 2 панорамных окна в пол, балкончик с видом на горы и улицу. Столик для обеда, стулья… Просторно и очень приятно. Душ и туалет общие, но всего на 3 номера и расположены напротив моего. Там тоже все очень достойно и просторно. Персонал замечательный, чего еще желать! Хостел имеет еще и верхнюю террасу с шезлонгами и панорамным видом на город и горы. Остаток вечера так и просидела там, любуясь красотами пока еще неизвестного, неисхоженного города, но уже интуитивно нравящегося, и это чувство не подвело…

17 июля. Всего 1 ночь в Оахаке… Но все это ради главной цели, до которой еще 5 дней и неизвестность, сбудется ли… Порадовало, что центр Оахаки очень компактный, абсолютно пригодный для пеших прогулок, чем и занялась. Уже ночью был выезд в Сан-Кристобаль, поэтому, оставив чемодан у милого администратора, побежала навстречу городу, который, несмотря на небольшое количество времени, успела осмотреть и даже перевыполнить план по впечатлениям.

Оахака — город, построенный из зеленоватого песчаника, и, хотя здания выкрашены в мексиканском стиле во всей цвета радуги, кое-где на фасадах оставлены незакрашенные фрагменты того самого зеленоватого цвета.

Город очень яркий: здания, соборы, церквушки, парки, сразу 3 местных рынка. Там продается все: от жареных кузнечиков (чаполинес) до сомбреро, а также безумное количество сувениров, текилы, мескаля (напиток-аналог текилы, но, по мне, более вкусный, Оахака — его родина), уличной еды, включая такос и вкуснейшие свежие ананасы, манго и рамбутаны (фрукт, по вкусу напоминающий персик и сливу одновременно), пончо, шляпы, рюкзаки, текстиль, изделия из бисера и керамики. Цены на все очень низкие, например, керамическая вазочка ручной работы стоит всего 20 песо (чуть больше 1 $!), разные сувенирные закладочки из текстиля и сами изделия — от 15 песо за сувенир и до 100 за огромный палантин, да еще и можно торговаться.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Пешеходная улица Alcala всегда полна народу, от нее влево и вправо по улочкам — разные красоты — соборы, площади, просто красивые дома… Главная площадь — пожалуй, самое красивое и колоритное место в городе. Монументальный собор, рынок ремесленников (цены высокие!), сооружение с названием города, с которым можно сфотографироваться, посадки агавы и пальм… Собор (не главный) Оахаки — это что-то грандиозное, но внутри — еще и необыкновенное… Лепнина, барельефы, позолота — такого богатого интерьера не было даже в Таско!

А слева от входа в собор — дверь в Культурный центр города, где, подобно Музею антропологии в Мехико, размещена вся история одной из самых загадочных цивилизаций — сапотеков. 2 этажа, а залов… явно не 26 — больше! Каждый зал — отдельная тематика — религия, керамика, быт… Охват времени — от незапамятных веков до практически наших дней. Там, спасаясь от солнца, я провела более 3 часов, и то бегом. Вход — 70 песо.

И в Таско, и в Оахаке уже было тепло, точнее, жарко: если на севере было +23+25, то тут уже до +28, и солнышко гораздо более пекучее: центр страны.

Здесь же попробовала в местном ресторанчике тортильи и кесадильи, а также чампуррадо — горячий шоколадный напиток на кукурузном отваре со специями.

День пролетел абсолютно незаметно, в 21.00 выезд в столицу штата Чьяпас — город Сан-Кристобаль де Лас Касас.

18 июля. Ночь в пути, это был самый продолжительный переезд — почти 12 часов по горному серпантину, автобус ОСС. Думала уснуть, и сидения это позволяли (удобные), но из-за ежеминутных поворотов, от которых некоторые люди даже падали в проход спросонья, вцепилась с подлокотник сидения и держалась. И только когда часов в 5 утра горки и повороты кончились, весь автобус сразу уснул…

Сан-Кристобаль де Лас Касас— город с самой высокой в стране концентрацией индейцев — потомков майя, и тут сразу чувствуется их гордый нрав: на туристов — ноль внимания, воспринимают их спокойно, уже нет тех открытых улыбок. Но они очень душевные, стоит к ним обратиться, сразу подскажут, улыбнутся, помогут, как и везде.

Город создает впечатление нетуристического (по крайней мере, в середине июля туристов было очень немного, и те — сплошь мексиканцы), предназначенного для местных. Я жила в 1,5 км от главной площади, в хостеле, который оказался частным домом всего на 7 номеров. Череда ярких улочек не пестрит кафе и магазинами, на сиесту они закрываются, людей почти нет. Но стоит дойти до главной площади, как сразу все встает на свои места: шум-гам, палатки с сувенирами и лотки с уличной едой.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Хотя из лотков едят в основном местные. Именно из такого лотка я пробовала лучшие такосы за все путешествие и всего за 7 песо штучка.

Здесь курсирует ретро-паровозик, который выполняет роль обзорного автобуса, за 50 песо провезет, а водитель расскажет много интересного о достопримечательностях и городе.

19 июля. Полный день в городе, пеший марш-бросок к двум смотровым площадкам на холмах и храмам Девы Гваделупской и Св. Кристобаля. Между ними — целый город. Уж сколько там километров, не знаю, но 10 часов прогулки удались! И выбили из сил…

Город очень интересный и красочный. Здесь часто меняется погода и идут дожди (сказывается горное местоположение), но мне она улыбалась все 2 дня — яркое солнце и около + 23 градусов сделали прогулку приятной и несложной.

Два холма, где расположены церкви и заодно — смотровые площадки имеют множество ступеней, которые стоят того, чтобы оказаться наверху: сами церквушки очень красивые и уютные. Рядом с храмом Девы Марии была лавка, где просто изобилие разных церковных и ювелирных сувениров! Цены низкие, да и на память из такого места что-то привезти приятно. В любом случае церковь надо обойти вокруг, с задней площадки также видны красивые пейзажи, но уже именно природные — поля и луга.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Улочки и небольшие площади, идущие от холмов и спрятанные в тени пальм, невероятно живописные, а в кафе, коих тут уже побольше, можно увидеть тоже много интересного — красивые дворики, увитые растениями, милых домашних животных хозяев и, конечно, блюда — например майянский кофе Kalhua (с кофейным ликером), вкуснейшие чуррос (аналог нашего «хвороста») и смузи из манго с клубникой. Цены все — не более 1–2 $. Конечно, есть и более сытные блюда, но не хотелось тратить время на еду, а такие перекусы очень удобные.

День пролетел просто незаметно, даже слишком незаметно, город влюбил в себя атмосферой и яркими красками.

20 июля. В хостеле заправляют две девушки-индеанки, милые и добрые. Завтрак готовили просто волшебный: омлет, блины, фрукты, кофе… Вроде всё простое, но как же они вкусно готовят!!! И завтрак включен в цену. Вообще домик очень красивый, уютный номера и большой внутренний двор-патио, все в колониальном стиле. И до главной площади минут 10–15 пешком, от автовокзала 20–25 минут по прямой.

Ранний выезд из хостела и выезд в Паленке, снова день в пути и роскошные виды за окном. Резкая смена климата (с гор в низину, из +23 в +38) сыграла потом роль… К вечеру страшно болела голова, а утром стало рвать…

В Паленке я оказалась в 20 часов, уже было почти темно. Из-за раскрученности этого поселка (с виду и по сути — не город) цены на жилье даже за 3 месяца были высокими, поэтому нашла относительно новый (на Букинге) хостел, расположенный частном доме. Если бы знала, чем он обернется…

Номер просторный, обставлен хорошо. НО дом с котловане, откуда начинаются уже джунгли, номер на минус первом этаже, а окно одно не закрывалось полностью… В результате — вечером геконы в гости заходили, ползали по потолку, на полу — маленькие муравьи, потом большие, непонятно откуда взявшиеся, в довершение всего — клоп… Но с этим я еще мирилась. А на утро…

21 июля. Головная боль прошла, сменившись сильной тошнотой и рвотой… 1,5 дня я ничего не ела, только пила воду, отравиться было нечем. Но, видимо, резкая смена высот и температуры дала знать, или тепловой удар, чему тоже не удивилась бы… Но верх всего утра заняло происшествие, окончательно выбившее из колеи: открыв утром входную дверь, я тем самым впустила к себе тарантула, настоящего, с пол-ладошки размером, который заполз под кровать и засел там…

Когда идешь в джунгли, морально готова к этому, даже при моей патологической фобии паукообразных. А дом всегда ассоциируется с защитой, тем более рано утром, спросонья это просто повергло в ужас. Были и слезы, и попытки бросить в него ключи и тем самым выманить. В итоге он выполз и побежал к шкафу (там уже вечером геконы засели), но если с безобидными ящерицами я смирилась, то быть на одной территории с ЭТИМ…увольте. Ничего не оставалось, как уронить на него кусок кафельной плитки, удачно оказавшийся неподалеку… Все это стало прелюдией к и без того плохому самочувствию.

Еле найдя остановку «коллективо» (20 песо) до руин Паленке, которые я так мечтала увидеть, поехала к ним, то и дело сдерживая приступы соответствующих рефлексов… Вход 70 песо, отдельно оплачивать нужно въезд в парк — 34 песо (дядечка в форме открывает дверь «коллективо» и собирает «налог»). Рядом — большой рынок для туристов, все непомерно дорого! Территория большая и большинство — на открытом солнце, но есть и спасительные деревья, под которыми лежали туристы и сидели на камнях-скамейках. Так просидела и я, но не прячась от жары, а стоически вынося ежеминутные приступы рвоты…

Если отбросить ужасное состояние, то Паленке — одни из самых монументальных и красивых руин, именно красивых! Все, как в книгах о приключениях: джунгли, зеленый ковер лиан и выступающие из них серые камни… Сказочное место!

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Если бы не адская жара и такой недуг, я бы много чего здесь осмотрела и успела, но… у Бога свои планы. Конечно, несмотря на все, я там побродила, но недолго и не взобравшись ни на одну из смотровых площадок… В голове было одно желание — бежать обратно…

Но, по возвращении в городок, начались поиски вариантов добраться до главной цели этого путешествия — затерянного в джунглях на границе с Гватемалой города Яшчилана. Договорившись и оплатив трансфер, я пришла в номер и весь день и ночь отлеживалась, не зная, смогу ли вообще из-за самочувствия осуществить давнюю и главную мексиканскую мечту, на нее был выделен один день — завтра…

22 июля. Около 6 часов утра… Сквозь пока ещё непроглядную тьму мы мчимся по узкому шоссе, проложенному среди мексиканской сельвы, на небольшом стареньком минивене… 2 аргентинца, семья мексиканцев, 2 испанца и я. Мы собрались с разных концов Земли, чтобы воочию увидеть Чудо — место, о котором знает далеко не каждый путешественник и тем более турист, место, о котором я узнала из книги в далёком 2011 году… С тех пор она со мной ездит по всему миру. Город, затерянный глубоко в джунглях, на границе с Гватемалой, до которого добираться, не считая суши, ещё почти час по бурной реке Усумасинте. Левый её берег принадлежит Мексике, на правом — уже Гватемала. Река кишит крокодилами и имеет длину более 1000 км.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Это место уникально ещё и народом, живущим испокон веков тут. Племя лакандонов — последние чистокровные майя на планете, хранящие обычаи и живущие в глубине лесов, которые так и называются — Лакандонская сельва.
Этот город был найден в джунглях всего полвека назад и до сих пор не раскопан целиком, точнее, это единственный город майя в Мексике (и можно говорить и про всю Латинскую Америку), почти не тронутый археологами. Они расчистили его от зарослей и… оставили, как есть, из-за труднодоступности места. Раскопки там ведутся до сих пор. Это место по силе может превзойти Мачу Пикчу! Хотя бы потому, что туристов там единицы, а энергетика бьёт из каждого камня… Город, до сих пор надёжно скрытый от людских глаз, нетронутый никем, кроме природы, покрывшей большинство его построек слоем мха и растительности, город, который назывался Городом рассвета… Имя ему — Яшчилан!

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Главная цель не просто этого путешествия, а всей приключенческой жизни, он был настолько вожделенным, что не верилось в реальность происходящего! И, будто переступив страницу книги, усаживаюсь в индейскую лодку, которая медленно отчаливает от мексиканского берега и берет курс в неизвестность. Сознание то и дело твердит: «Это не я, это не со мной…», а шум бурной широкой Усумасинты, ровно как из книги, открывая все новые красоты и мощь сельвы, вторит: «Ты здесь… Это явь…»

Договорившись с проводником по имени Фидель (с моей любовью к Острову Свободы — как еще его могли звать?), мы плыли по реке сквозь непролазную сельву, видели огромного крокодила, греющегося на солнышке, восторженными глазами смотрели на окружающую природу, пока в зарослях лиан не показалась небольшая пирамида из темно-серого камня… Это было настолько необычно, что просто опешили. Яшчилан!

Причал, небольшой путь до входа, который представляет собой темный лаз в стене, где 1 человек пройдет еле-еле по ширине, но в полный рост. Лаз идет прямо, затем петляет и поднимается вверх. Сквозь кромешную тьму не видно ничего, но при свете фонарика он оказывается обитаемым: огромные пауки, летучие мыши и сороконожки… Но все это уходит на 2 план, когда входишь в город! 40-метровые деревья и стена джунглей, которые скрывают солнечный свет, а из леса доносятся душераздирающие крики обезьян-ревунов. Когда впервые слышишь этот рев, кажется, что это ягуар или пума, но увидев огромную чёрную тень в вершинах листвы, понимаешь, что всё-таки это приматы… Масштабы города сложно описать: гигантизм и монументальность!..

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Главное святилище стоит на высоте более 40 м, к нему ведут высокие каменные ступени по 50 см каждая. Впервые увидев это, кажется, что никогда туда не доберешься… Но не проходит и получаса, как буквально влетаешь туда, не заметив боли в мышцах и отвесных обрывов. Из каждого серого камня сочится энергия, её чувствуешь сразу, а на выходе кажется, что возможно взлететь без крыльев!

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Что и говорить, еще к началу этого дня я выздоровела! По крайней мере, чувствовала себя отлично и даже с аппетитом ела потом в придорожном кафе. Все-таки путешествия и мечты лечат…

Стоячий воздух, армия москитов, муравьи — все это было нипочем, больше 3 часов Фидель нас водил по городу, рассказывая его богатую историю и давая нюхать и пробовать разные дары леса — семена, приправы, растущие прямо на полянке и т. п. Несмотря на мое не настолько хорошее владение испанским, я понимала все — что-то интуитивно, что-то осознанно. Обратно мы ехали молча, вновь наслаждаясь рекой и сюрреалистическими пейзажами, а опомнившись, начали живо делиться впечатлениями, и язык тут не играл роли!

Дальше наша группа разделилась: часть осталась в городке, часть собралась в Гватемалу (на другой берег реки), а мы втроем добрались еще через 2 часа и 30 минут по грунтовке среди джунглей к месту, которое стало еще одним открытием этого дня, — город майя Бонампак.

Он спрятан глубоко в джунглях, пришлось даже пересаживаться на вездеход, чтобы по ухабам и практически — бездорожью доехать до него. Бонампак гораздо меньше Яшчилана и раскопан археологами хорошо, но его главная черта — сохранившиеся фрески, где показана его история: войны, мирные договоры, ритуалы… Все в рисунках, нанесенных на стены красками — красной охрой и синей индиго-краской, которые сохранили цвета до сих пор! Но главное даже не это… Этого город находится на территории лакандонской сельвы — земли тех самых потомков майя, до которых не добраться туристам, они живут в лесах, их осталось всего 850 человек. Этнически не смешанные ни с кем, те самые майя!..

Проводник наш был из них — в белой тоге (отличительная черта одежды), в плетеной шляпе из пальмовой лозы и с такой же котомкой… Конечно, это поселение, расположенное рядом с Бонампаком, не настолько уединенное, но оно настоящее! И от осознания этого все тело била дрожь. Я замучила его вопросами, но не могла иначе! Такое же состояние было после посещения в прошлом году племен бора и ягуа в Амазонии… Но их все же пара-тройка тысяч, а тут… Невообразимо!

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Путь назад показался вообще незаметным, как будто не 5 часов ехали, а 5 минут… Все были погружены в себя. Ночь, в отличие от предыдущей, прошла нормально, без особых «гостей».

23 июля. События и города сменяют друг друга, как в калейдоскопе! И вот я уже мчусь еще южнее — в Кампече, который знаменит… пиратами! Да, как в фильмах, его не раз осаждали пираты. Для защиты от них даже построили вокруг города настоящие форты, сейчас в них можно попасть внутрь, забраться наверх, во всех расположены музеи — пиратов, индейцев и т. п.

Автобусы с этих пор — уже ADO, удобные, с кондиционерами. Холодно мне не было ни разу, легкая шаль вполне подходила, не более. Может, со времен отзывов последних, они перестали адски охлаждать всех кондиционерами, или мне повезло. Розетки для зарядки были, работали, в целом все хорошо, но это не прямо-таки лучшие автобусы, как принято считать. Проверено опытным путем))

После Паленке, который, несмотря ни на что, запомнился только хорошим, и главное — исполнением 10-летней мечты о затерянном городе, все же хотелось комфорта. И, как будто предчувствуя перед поездкой подобное, я забронировала тут хороший отель, который расположен почти на главной площади города, в начале улочки-луча, отходящей от нее. Отель 3*, 30 $ за ночь, но он того стоит: уютный номер с душем и туалетом, просторным атмосферным холлом и даже бассейном. В нем-то я и провела остаток дня, отдыхая от приключений и охлаждаясь — +40 за окном настраивали на это.

Вышла только за питьем, любимый Оххо был всего в 1 квартале от площади и отеля, видела только ее, но уже город приглянулся. А на следующий день обошла его, кажется, весь!

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

24 июля. Завтрак в отеле не включен в цену, но стоит всего 50 песо, чем и воспользовалась. В результате получила огромный омлет с грибами и сыром, соусом моле (из черной фасоли) и начос, а также классические тосты, масло и джем. В дополнение — кофе и холодный напиток на выбор. Выбрала орчату — напиток родом из Валенсии, но безумно популярный в Мексиканских краях. Делается он из ореха чуфы, который толкут, получая белую жидкость а-ля молоко, добавляют корицу и лед. Утоляет жажду отменно и вкусный!

А дальше — город, лабиринты цветных улочек, яркость которых смогла удивить даже после стольких городов, и кругом…пиратский дух! Он во всем: скульптуры флибустьеров, флаги, символика, даже блюда в кафе имеют тематические названия. И, конечно, форты! Кто был в Гаване, это точь-в-точь, как крепость у Малекона с маяком… Бойницы, маленькие окошки, пушки, узкие проходы… Кажется, что город застыл в 16–17 веках! Но стоит перейти границу старого города, как сразу видна разница: менее яркие дома, нет и намека на «игрушечность».

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

А, кстати, многие домики старого города…фальшивые: от них остались одни стены, а внутреннее пространство заняли растения и даже деревья. Вот так идешь по улице и не знаешь, что за красивым фасадом — пустота. Это очень хорошо видно именно со стен фортов. Такой вот Кампече — город ненастоящих фасадов!

Жара адская дополнена еще и тем, что город каменный, растений мало в центре. И не спасает даже близость Мексиканского залива — в полдень ходить по нему уже невозможно… Но когда имеешь немного времени и много желания, все нипочем! Шляпа, много воды и вперед!

Как уже говорила, в фортах сделаны музеи. Один из них — музей пиратства! Вход — всего 15 песо, 3 небольших зала, но в тени, прохладно и безумно интересно! Карты, портреты пиратов, бочки с кораблей и даже…бутылки рома, а также пушечные ядра, мушкеты и модели кораблей… Все это мы видели в фильмах, а здесь — в реальности! Пираты Карибского моря, до которого осталось всего ничего…

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Другой форт порадовал музеем майя, и хотя после Мехико и его музея это было мало, здесь выставлена нефритовая погребальная маска правителя города Калакмуль! Так поняла, что она ездит по всей стране, и застала я ее именно в Кампече!

Вечер снова был посвящен «отмоканию» в бассейне, холодным сокам и отдыху псоле насыщенных приключений.

25 июля. Переезд в Мериду. Не столько из-за города, хотя он очень милый и красивый, сколько из-за близости к нему сенота Ик-Киль, который мечтала увидеть всю жизнь…

Хостел простенький, комнатка 1,5*2 м, только кровать и тумбочка, душ и туалет напротив, общие, но чистые и приятные. Сам хостел оказался очень атмосферным — ярким, расписанным, как хиппи-хаусы, и даже с бассейном на улице! Приехала под вечер, поэтому толком не гуляла, сон сморил.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

26 июля. Подъем в 4 часа утра, в 6:15 — автобус. Автовокзал на этот раз действительно был в 600 метрах от хостела, по темноте дошла до него пешком, все спокойно и тихо. Вообще заметила, что страна безопасная, не опаснее Европы, но гораздо более душевная.

Ранний подъем и автобус — все для того, чтобы увидеть чудо природы без толп туристов. Сеноты — такие природные колодцы, пещеры, у которых обвалился свод под действием грунтовых вод гигантской подземной реки, которая течет по всему Юкатану. Всего в Мексике более 6000 сенотов, и лишь половина из них официально зарегистрирована.

Ик-Киль — самый популярный не только из-за своей природной невообразимой красоты, но и из-за расположения: всего в 10 минутах езды находится раскрученная археологическая достопримечательность — Чичен-Ица, и их совмещают все туроператоры в одну экскурсию. Поэтому все фото, что видела, напоминают не природный колодец майя, а селедок в банке: сто человек на относительно небольшой территории, кричащих, толкающихся и смеющихся… Совсем не атмосферное зрелище.

Сеноты активно использовались в ритуалах майя. Они представляли, что там живет бог преисподней Ах-Пуч (местный Аид) и периодически сбрасывали туда драгоценные камни и… людей. Глубина сенотов достигает сотни метров, Ик-Киль — 42 метра.
До Чичен-Ицы автобус довез, а дальше все решала на месте. Читала в интернете о «коллективо», идущих к сеноту, но четких ориентиров не видела. В результате все было изучено опытным путем, чем и делюсь. Местные подсказали, что нужно напроситься в любой автобус (рейсовый), идущий в направлении Вальядолида (города в 2 часах езды от Мериды), и садиться в него, заплатив водителю 15 песо — фиксированную «таксу». Это абсолютно немного, автобусы большие, с кондиционерами, да и ехать всего 10 минут.

Сказано — сделано. Чувствую себя настоящим бекпекером)) Автобус высадил на шоссе у ворот, от которых до входа нужно пройти еще минут 7. Открывается сенот в 9 утра, но в 8 уже касса работала. Вход — 80 песо. И шли мы вчетвером — я и семья из Канады. Душевые были еще недоступны (висят плакаты, что нужно принять душ), все только оживало, а мы уже уверенным шагом шли к цели. Пока я осматривала территорию и фотографировала сонных варанов, которые позировали, как профессиональные модели, канадцы спустились вниз.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Лестница в сенот очень мокрая и скользкая, из камня, спускаться нужно осторожно. Есть 3 смотровые площадки, одна — возле входа, самая верхняя, с улицы, и две — внутри пещеры, но тоже сверху — на первом и втором «пролете» лестницы.
Кругом звук падающей воды, спускающиеся лианы прямо в воду, зеленые своды пещеры и вода такого цвета, который еще не назвали… Затаив дыхание, я посмотрела вниз, ожидая увидеть как можно меньше торчащих из воды голов туристов. И что вы думаете? Внизу я увидела только «своих» канадцев!!! Трое, не сто! Не обращая внимания на скользкие ступени, я бегом рванула вниз, ловя каждый момент счастья…

Когда весь год смотришь на обои рабочего стола компьютера, еще лет 10 мечтаешь, а потом воочию видишь их в реальности, осознавая явь, это неописуемо… Восторг, слеза радости и звучный «плюх» в неземного цвета воду. Здравствуй, Ах-Пуч! Позволь потревожить твои владения…

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

И тут, будто услышав мои мольбы, бог майя сжалился: в какой-то момент я осознала, что нахожусь во всем сеноте одна! Не сто человек — только я и…черные карпы, которым присутствие туристов абсолютно не мешает. За это можно отдать что угодно!!!

Конечно, мое одиночество длилось недолго — минут 25, но это — целая вечность! Да и потом было народу немного — туристов сначала везут в Чичен-Ицу… В результате плавала я более 4 часов! И то ушла только потому, что уже народ прибавлялся с космической скоростью, а поднявшись наверх, увидела ту самую картину «селедок в банке» и 5 автобусов на парковке… Что и говорить, счастью не было предела!

Обратно — настоящий автостоп на оживленном шоссе, впервые в жизни. Остановив 4-й по счету автобус, я и еще один парень-американец забрались в прохладу салона за те же 15 песо. И вот тогда я ощутила полное счастье! Даже нет — эйфорию! И чувство причастности к настоящим путешественникам, которые — «до мозга костей»! Это было незабываемо…
Оставшееся время до автобуса я просидела на бордюре, потом дошла более километра по жаре до ближайшего кафе и упивалась холодной водой с «Фантой», нагло игнорируя Чичен-Ицу. Во-первых, вход — почти 15 $, ради одной пирамиды и нескольких сооружения в купе с толпой туристов — неоправданно дорого, да и после Яшчилана… смешно и нет желания. И сожаления тоже нет. Когда-то, может, доеду туда, а в этот раз — не стоило…

27 июля. Утром — небольшая прогулка по Мериде и снова 5-часовой переезд, на этот раз — в Плайю дель Кармен. Именно этот городок у моря я еще заочно выбрала, пропустив Канкун, точнее, даже не рассматривая его, несмотря на популярность. Это как с Чичен-Ицей — раскрученное место, не более. После Кубы идеалом стали пляжи, утопающие в пальмах и зарослях, а там, где дома (отели) стоят прямо на берегу…не то…

К тому же нашла в Плайе вариант жилья просто сказочный: номер-студия с зоной кухни (микроволновка, плитка и стол с видом на улицу) и спальни, балкон, душ, туалет, кондиционер, приятный бонус по приезду — вода, попкорн и конфеты. И все это — на 15-й авениде. Те, кто был, поймут, а тем, кто не был, скажу: 5-я улица — наподобие променада, главная туристическая артерия, там же в 2 шагах — море. Улицы от нее идут под номерами: следующий квартал — 10-я, еще один — и 15-я, далее — 20-я, 100-я и т. п. Кварталы малюсенькие, метров по 100, так что на 15-й улице жить — это уровень 5* отелей! А за 30 $ в сутки (не за 300!) — вообще мечта! Рядом — миллион кафе, супермаркет, лотки с фруктами, где 1,5-килограмовый манго или ананас стоит 1–2 доллара в переводе!!! Это Рай во всех его проявлениях… Если вернусь когда-то (хочется!), то только туда! Это даже не хостел, а частный дом, полностью отданный под номера, а хозяин живет через дорогу. К слову, варианты были и на 45-й улице даже за бОльшие деньги, или равные, все равно преимущество этого жилья налицо!

Про море — отдельная история. Вот уже полгода СМИ трубят, что Карибское море поглотили водоросли, их столько, что купаться невозможно, вода не бирюзового, а серого цвета и вообще…ехать не стоит… Я очень надеялась на чудо, но тут природа так быстро не сможет его сотворить: водоросли во всей красе были и на берегу — огромными кучами, и в воде плотным ковром. Поначалу очень расстроилась, но, вспомнив все увиденное за почти месяц в Мексике, осознала, что море — это лишь приятный бонус и малая часть страны. Хуже тем, кто взял дорогущие пакетные туры, а тут — водоросли… А мне уж точно расстраиваться не стоит! Море — это море: закаты красивейшие есть, прибой шумит, атмосфера счастья бьет ключом! Однако в глубине души возлагала огромные надежды на Тулум, куда буквально завтра отправлялась…

28 июля. Снова подъем в 4 часа утра, автобус в 6:45, еще почти час до отправления встречала рассвет… Самый красивый и долгожданный!

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Тулум — думаю, все хоть раз слышали это название — знаменитые руины майя, выходящие к морю, ставшие популярными именно из-за него, по сути. Древние сооружения, утопающие в тропической зелени и видом на воду прозрачно-бирюзового цвета, они отличаются от любых других. От этого — повторение истории с сенотом: толпы туристов и организованных экскурсий… И снова — безумное желание их опередить.

Автобус ADO прибывает в Тулум, небольшой городок, а к руинам ходят родные «коллективо» за 20 песо с человека. В принципе, автобус проезжает поворот на них, можно попросить остановиться и сэкономить подчистую, но наш так быстро их проехал, что я не успела этого сделать. Зато могу дать ориентир на остановку «коллективо», тоже полезно для информации: стоя спиной к автовокзалу (как выходите), посмотреть направо — чуть в стороне, через дорогу, и стоят белые минивены, и водители активно зазывают пассажиров. Сразу видно, что место туристическое — все понятно и просто. В Паленке бы так, там я эту остановку искала больше получаса… Хотя можно тормозить на ходу, места будут.

10 минут и знакомый поворот. Маршрутка проходящая, едет до Плайи, но проехать не получится — водитель громко объявляет: «Руинас». От поворота придется еще пройти около километра до входа. Или разориться на туристический «поезд» (трактор, тянущий 1–2 вагончика) за 50 песо. Но смысла никакого нет: утром идти еще не так жарко, а днем можно идти под кронами деревьев, что тоже не смертельно. Воду брать надо из Плайи и минимум 2 литра! Уходит влёт, открытая местность, тени никакой, только камни и солнце… А рядом с поворотом есть мини-рынок и магазины, где вода стоит до 5 долларов (не песо)! И вообще рынок с очень непомерными ценами, даже фото с переодетыми аниматорами в костюмах индейцев — 5 долларов, страшно даже…

Вход (80 песо) только открылся в 8:00, я не первая, была еще небольшая группа туристов, но мы друг другу не мешали — разбрелись в разные стороны. А так — никого! Ура, вперед!

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Территория комплекса небольшая, за час можно осмотреть все, что я и сделала, потом — панорамные виды, фото на память и…море! И тут ждало чудо — пресловутых водорослей не оказалось! И та вода с картинок — прямо перед тобой…

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

Стоит ли говорить, что я провела тут полдня… Сгорев на солнце, даже ожоги получив… Но сил уйти раньше просто не было — море, тропические растения, огромные валуны на берегу… Все это погружало в волшебство!

И только толпа туристов, нагрянувшая ближе к полудню, вернула в реалии. А дойдя до выхода, увидела очередь человек в 50 и давку… И снова «Кто рано встает…»! К тому же, местная фауна при малом количестве людей стала гораздо ближе: вараны, еще мирно спящие в камнях руин, а многие — спокойно сидящие на камнях и дающие себя запечатлеть не мельком, а в полном объеме, а также коати — по-нашему, носухи, мирно гуляющие вдоль тропинки. И если взрослых особей я встречала в других странах (Перу, Куба), то двух детенышей видела впервые! И они тоже мирно позировали, не боясь толп людей. Кадры, которые дополнили и без того богатейшую коллекцию, стали прекрасным итогом этого приключения.

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

На обратном пути была поймана маршрутка-«коллективо», которая за 45 песо (автобус ADO стоит от 80) и 1,5 часа доставила меня обратно в Плайю, прямиком к хостелу. А вечером — снова красивейший закат и «зализывание ран». Но это приключение стоило всего!

29 июля. Полноценный день отдыха у моря. Водоросли ушли! Чудом, заклинанием, руками людей… не знаю, но море было чистое, чем и пользовалась в течение всего дня, загорая и купаясь, попивая коктейли и делая перерыв на сиесту, за которую купила главный сувенир — настоящее сомбреро, плетеное, яркое, как сама Мексика!

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

А вечером на главной площади (и набережной одновременно) смотрела, затаив дыхание, на ритуальный танец воладоров — знаменитых летунов, воспроизводящих древний ритуал вызова дождя. Они подвешивают себя на 30-метровом столбе и вниз головой совершают сотни оборотов, постепенно спускаясь вниз. Всего пара минут в таком положении может привести к смерти, но эти отважные мужчины тренируются с 12–14 лет и без страховки и боязни сигают вниз под звуки бубна, флейты и восторженных возгласов туристов.

И снова роскошный закат, постепенно зажигающиеся огни и …слезы прощания. Мне мало, безумно мало! Когда-то мечтала оказаться в Мексике хоть на полчаса, а теперь мало почти месяца… Да, наверно, и года будет недостаточно, чтобы изучить все ее тайны, распробовать ее. Но чтобы влюбиться, хватит тех самых 30 минут…

30 июля. Выезд в Канкун, в аэропорт. Его белоснежный пляжи и лазурное море я увидела только с борта самолета, но ничуть не пожалела, что пропустила его. На мой взгляд (и сформировавшееся убеждение) Плайя лучше — более уютная и душевная, а Тулум ничуть не уступает. Ведь в нем — не одна археологическая зона, линия берега там огромная, и те самые пляжи и лазурь есть и там… Хотя, конечно, кому что…

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

На Кубе (по прилету) предстояла снова длинная пересадка, но на этот раз днем, и проверка на выносливость от местных таможенников: остановили, просканировали багаж, затаскали по проверкам, вытряхнули и перешерстили весь чемодан… Третий раз я через нее летаю, ни разу такого не видела, не то что участвовать лично… Долго изучали сувениры (индейская маска, свистульки и т. п.), даже специалиста приглашали, замучили расспросами разного рода, теребили кофе…

На Париж у меня оставалось денег ровно под счет, очень боялась штрафа или чего-то, что они любят придумать (как было в Перу), но после долгих расспросов таки отпустили. А кофе девушка-таможенница тихонько сказала выбросить в туалет, просто смыть. Я не расстроилась, т. к. мексиканский вариант напитка откровенно не понравился, но нервы, что потратила там, конечно, были страшными… Оказалось, нельзя кофе везти через них, кто бы что написал! Ну да ладно… Вообще страна уже не та, с каждым годом все хуже там… И стали проверять багажные бирки на выходе! Опять же, впервые… А я свою оторвала еще при выбросе кофе, пришлось возвращаться и стоять очередь 1,5 часа снова… Зато пересадка прошла не скучно))

Порадовала снова Air France, только самолет был чуть старше, розеток не было, а в остальном — прелесть! После всех нервных потрясений впервые в жизни спала в самолете почти 8 часов, за это даже благодарна Кубе))

31 июля. Париж… Цивилизация)) Увидев эскалатор, чуть не расплакалась от радости, вспоминая Мехико. Освоив автоматы по продаже билетов на пригородные электрички RER, добралась до центра и отеля в Латинском квартале, прямо на выходе со станции RER. За 65 евро в сезон, да в таком районе — мечта!

Конечно, сутки (а еще минус полночи) — ничтожно мало, но имея страстное желание, можно все! В результате я успела прогуляться от отеля до Сены, Нотр-Дама, музея Орсе, Лувра, Сорбонны, 2 парков (включая Люксембургский), Пантеона, Елисейских полей, моста Александра III и, конечно, башни, которая подарила (как только доползла до нее) знаменитое мерцание огоньков, а небо — лучший закат…

Загадочная Мексика за 22 дня: обзор и маршрут путешествия

А утром исходила улочки самого квартала, засев в кафе с кофе, соком и круассаном — знаменитым французским завтраком, который (опять по акции) обошелся всего в 5,80 евро. А напоследок отель преподнес тоже подарок: непонятно, откуда и как, но у меня в цену оказался включен тоже завтрак — йогурт, выпечка (и снова вкуснейшая), кофе, яблочное пюре, сок и тосты с маслом. При бронировании было указано, что он стоит 11 евро и оплачивается отдельно на месте при заказе, но нет! Включен, бесплатный! Такое вот парижское приветствие, или прощание… Но я обязательно вернусь! Благо, не за океаном он…

За этот вояж я столько всего успела и увидела, что можно книгу писать! Впечатлений море, и каждое — уникальное, как и Мексика: каждая ее часть — уникальна, природа, города, но главная ее красота — люди, которые живут скромно, но всегда улыбаются, шутят, буквально заряжают своим оптимизмом всех приезжих! Много раз я спрашивала себя: «Почему мы так не можем?» Неужели жить в своем мирке и в телефоне — лучше? Там они не ловят, как ненормальные, wi-fi и не сидят часами в сети, предпочитая живое общение, и только за это их можно любить — за открытость, доброту и задор — не показной, а природный, выращенный в генах…

ИТОГ. Хочется подвести именно финансовый итог (моральный еще не раз будет описан мысленно и здесь). Когда я говорю это знакомым, они открывают от удивления рты, хочу сказать это и здесь: 10-дневный пакетный тур в Плайю или Канкун в июле стоит примерно 110 тыс. руб. (цена агентства, что видела в СПб). 10 дней и один город! Без расходов и экскурсий. У меня ушли те же 110 тыс., НО 22 дня и 14 городов, а еще ВСЕ расходы — жилье, автобусы (20 переездов), еда, входные билеты и все-все-все, даже сомбреро. И в итоге увидела в сотни раз больше, и везде была первой (самые топовые достопримечательности), не говоря уж о затерянном городе, не похожих ни на что городах и красотах страны… И я просто убеждена, что путешествовать самостоятельно — гораздо лучше! Хотя и гораздо сложнее, но это только на первый взгляд: стоит начать, и мир откроется не из окна дорогого отеля и не из обзорного автобуса, а в настоящем свете и изнутри!

Путешествуйте! Мир того стоит! А я иду писать, вспоминать и осознавать…)

Подробные рассказы по городам:

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Теотиуакан — место, где рождаются боги

Серебряная сказка — белый город Таско

Сан-Мигель де Альенде: месторождение мексиканских красот

Предрассветный Гуанахуато: двери в необычное

Сапотекская столица: приключения в сердце Мексики

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Паленке: осуществившаяся мечта с приставкой «Не»

Яшчилан: легенда о потерянном времени

Бонампак: на родине племени лакандонов

Кампече: по следам пиратов Карибского моря

Во власти бога Ах-Пуча: подземное чудо Юкатана

Тулум: за вратами тропического рая

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм