Турист Юра Н. (yran)
Юра Н.
был 10 февраля 16:45

Джайпур — Индия Май 2011

Джайпур является одним из наиболее интересных городов Индии. Основан он был в 1727 году махараджей Савай Джай Сингхом II. Сразу после своего основания, город был провозглашен столицей Индийского штата Раджастхан. До этого момента, это почетное звание принадлежало форту Амбер, расположенному неподалеку на высоких скалистых холмах.

Джайпур легко узнать на фотографиях туристов за счет уникального цвета своих зданий… История гласит, что махараджа Рам Сингх в 1876 году велел выкрасить здания в розовый цвет, перед приездом Принца Уэльского, с целью показать радушность и приветливость местного населения. Из-за этой необычной раскраски Джайпур получил свое второе имя — «Розовый город».

Город славится не только яркой расцветкой зданий, но и своей неприступностью. За всю свою историю, только англичане смогли добиться частичного покорения столицы штата. И даже под управлением британского монарха Джайпур имел права автономии.

На территории города располагается множество интересных мест… Первой достопримечательностью, которую мы увидели, был недавно отреставрированный дворец «Джай Махал», известный также как «Дворец на воде». Он являлся воплощением идеи о прохладной правительственной резиденции на жаркий весенний сезон. Но воды вокруг не было, и ради реализации этой идеи пришлось выкопать целое искусственное озеро. Правда, после окончания строительства, дворец, в основном, использовался не как резиденция, а в качестве охотничьего домика для правящей элиты Джайпура.

Джайпур. Розовый город.

Насмотревшись издалека на «Джай Махал» мы поехали дальше… По пути мы увидели красивый дворец, и попросили гида остановить машину недалеко от него:

Этим дворцом оказался «Альберт-Холл», возведенный в 1876 г. по проекту сэра Свинтона Джейкобома в честь прибытия в город принца Уэльского. Здание было построено в индо-сарацинском стиле с изящными, как будто невесомыми, куполами:

Джайпур. Розовый город.

В 1887 г. здесь был открыт музей Джайпура с богатой коллекцией скульптур, картин, украшений и исторических артефактов. Обратите внимание, что на сводах дворца отдыхает множество птиц, которых, как магнит, притягивает эта красота. Видимо чувство прекрасного не чуждо даже им.

Следующей увиденной нами достопримечательностью стал индуистский храм «Бирла Мандир», посвященный одному из воплощений Вишну и богине процветания «Лакшми». Из-за этого он также известен под именем «Лакшми-Нараян». Храм был построен в 1937 году на деньги известной промышленной семьи Индии, согласно древним индуистским традициям. По аналогичной схеме храмы возводились еще тысячу лет назад, во времена рассвета Чандельской династии. Для примера, я расположил фотографии храма Бирла Мандир и древнего индуистского храма Кандарья-Махадева рядом друг с другом:

Джайпур. Розовый город.

Не только общая схема святилища была скопирована со старинных храмов, некоторые архитектурные элементы также явно заимствованы. Например, обратите внимание на каменную гирлянду над входом храма:

Джайпур. Розовый город.

Перед входом на территорию святилища, мы разулись и направились к парадному входу. Чем ближе мы подходили к храму, тем величественней и эффектней он смотрелся:

Джайпур. Розовый город.

Материалом для строительства храма был белый мрамор высочайшего качества, добытый в копях, расположенных в окрестностях города. Благодаря ему храм буквально светится и наполняет верой сердца паломников.

Около храма мы увидели статуи богов индуистского пантеона:

Джайпур. Розовый город.

Перед входом резвились Индийские ребятишки, с которыми моя супруга не упустила возможности сфотографироваться:

Если в случае с детьми, мы были инициаторами фотосъемки, то взрослые индийцы сами просили нас с ними сфотографироваться. Для них — это хорошая примета. Примерно по той же причине индийцы, в толпе, стараются незаметно прикоснуться к белым людям — этим они пытаются привлечь к себе удачу.

Джайпур. Розовый город.

После окончания мини фотосессии мы направились внутрь храма. К сожалению, фотографировать там запрещено, поэтому попытаюсь описать увиденное словами… Внутреннее пространство храма представляет собой обширный зал с очень красивыми витражами на стенах, сквозь которые струится мягкий дневной свет. Более красивых витражей я еще нигде не встречал. Они буквально заворажили меня. В центре зала, на полу, выложен круг. Если встать в него, поднять взор к куполу и загадать желание, то, согласно легенде, оно обязательно исполниться. В конце зала расположен алтарь на котором изображены различные сцены из индуистской мифологии. Осмотрев храм, мы вышли на белый свет и сделали пару фотографий окружающих его пейзажей:

Джайпур. Розовый город.

Затем мы вернулись на смотровую площадку, расположенную перед храмом, откуда нам открылся роскошный вид на старинную крепость, расположенную недалеко на высоком холме:

Джайпур. Розовый город.

Именно благодаря таким крепостям, расположенным вокруг города, Джайпур оставался независимым политическим центром в течении нескольких столетий.

Мы вернулись к нашему автобусу и поехали к следующему пункту нашей экскурсии — «Дворцу Махараджи». Строительство его было начато еще при Савай Джай Сингхе, а закончено его потомками спустя много лет. Дворец представляет собой целый комплекс зданий и сооружений.

Джайпур. Розовый город.

Многочисленные переходы соединяют между собой большие и маленькие дворики. И в каждом из них можно увидеть что-то интересное или необычное. Например, вот таких очаровательных слоников, охраняющих вход во дворец:

старинную пушку, как будто сошедшую с открытки:

или великолепную расписную арку:

Джайпур. Розовый город.

Через некоторое время мы вышли к залу частных аудиенций — «Диван-и-Кхас». Он представляет собой большой открытый павильон из белого мрамора. Здесь моей супруге удалось сфотографироваться с двумя очень колоритными дядечками:

В углу павильона мы увидели два огромных кувшина, зеркальная поверхность которых, превращала окружающее пространство в сказочный мир зазеркалья:

Джайпур. Розовый город.

Эти кувшины занесены в книгу рекордов Гиннеса как самые большие в мире изделия из серебра. История их создания довольно необычна. Как гласит история, в 1902 году, махараджу Мадхо Сингха II пригласили на коронацию будущего английского монарха Эдварда II. Казалось бы, что здесь такого, сел на корабль и поплыл… Но существовала одна проблема, будучи очень религиозным человеков, махараджа принципиально пил воду только из Ганга. Что же делать… Отказаться было нельзя, а пить другую воду правитель боялся, т. к. по предсказанию в этом случае его ждала потеря власти и скорая мучительная смерть. Выход был только один, нужно было взять священную воду с собой. Для этого, придворные мастера расплавили 57 тысяч серебряных монет и перековали их в гигантские серебряные кувшины. Каждый из них мог вместить более восьми тысяч литров воды. Этой воды владыке с лихвой хватило на всю поездку, и он вернулся в целости и сохранности домой и прожил счастливо еще много-много лет.

На территории дворцового комплекса располагается несколько интересных музеев. Наиболее интересным мне показался музей оружия.

Джайпур. Розовый город.

К огромному сожалению, фотографировать там нельзя. А чего там только нет — разнообразные доспехи, щиты, сабли, арбалеты, мечи, шпаги, ружья, пистолеты, ятаганы, кинжалы, кастеты и другое, совсем уж экзотическое оружие. Например, специальные двухлезвийные кинжалы, сделанные специально для охоты на тигров, боевые веера, гигантский меч для казни преступников и еще много-много необычных вещей.

А вот в этом красивом здании располагается музей текстиля:

Джайпур. Розовый город.

В нем собраны наиболее интересные экземпляры одеяний властителей Джайпура и их жен. Представьте себе, что парадные платья жен махараджи весили более 15 килограмм каждое. Девушки с трудом могли ходить в таких тяжелых одеждах, да еще и при сорокаградусной жаре. Поэтому, на церемониях, к ним были представлены многочисленные слуги, которые буквально носили их на руках.

После осмотра музея текстиля мы посетили картинную галерею с портретами владык города. Там на гигантских полотнах изображены портреты всех махараджей, правящих Джайпуром с момента его основания. Весьма колоритные, я скажу, мужчины. Причем многие из них были одеты более чем странно на современный взгляд… в какие-то полупрозрачные одежды, штаны, больше похожие на юбки и т. д. и т. п.

После завершения осмотра «Дворца Махараджи» мы отправились к расположенной неподалеку старинной астрономической обсерватории Джайпура. Идея ее постройки возникла у махараджи Джай Сингха, известного покровителя науки и искусства. Строительство обсерватории было начато в 1728 году, а завершено примерно спустя 6 лет. На ее территории было установлено восемнадцать астрономических приборов. Многие из этих устройств махараджа изобрел сам.

Джайпур. Розовый город.

Они построены таким образом, что по теням падающим на проградуированные поверхности, можно было определять положение звезд и планет солнечной системы. На основе этих показаний можно было предсказать интенсивность муссонов и рассчитать индуистский лунный календарь.

Джайпур. Розовый город.

Пожалуй, наиболее оригинальным его изобретением является «Джайпракаш Янтра», состоящий из двух полусфер, каждая из которых включает шесть изгибающихся мраморных плит с подвешенным в центре кольцом, тень которого отмечает день, время и знак зодиака:

Джайпур. Розовый город.

Это устройство предоставляет важную информацию для расчета благоприятного дня для свадьбы. Крайне важно, чтобы неблагоприятные планеты не занимали в этот торжественный день какие-либо влиятельные положения на небосводе.

Возможно, самым впечатляющим сооружением Джай Сингха являются солнечные часы — «Самрат Янтра»:

Джайпур. Розовый город.

Их центральная наклонная часть достигает высоты 27 м, отбрасывая тени на изогнутые проградуированные каменные поверхности. Каждый час разделен на тридцать частей, так что время, определяемое с помощью этого сооружения, исчислялось с точностью до двух минут.

Закончив осмотр обсерватории, мы арендовали рикшу и поехали, пожалуй, к самому знаменитому дворцу Джайпура — «Хава Махалу» («Дворец Ветров»). Путь был прямо скажем непростым. Жаркое солнце стояло в зените, многочисленные повозки, машины, рикши и мотоциклисты, не соблюдая никаких правил дорожного движения постоянно пытались подрезать или наехать на нашего рулевого. К тому-же дорога шла в гору и дедуля, который был нашим извозчиком, весь выбился из сил пытаясь довести нас до пункта назначения.

Джайпур. Розовый город.

Наконец, впереди, в дымке мы увидели это удивительное сооружение:

«Дворец Ветров» был построен по приказу Савай Сингха в 1799 г. Это необычное сооружение предназначалось для жен и наложниц владыки. Он хотел, чтобы каждая их них могла наблюдать за праздничными процессиями, регулярно проходящими по главной улице города. Для этой цели фасад дворца украсили многочисленными изящными решетчатыми окнами:

Джайпур. Розовый город.

За счет уникальной конструкции, в дворце никогда не было слишком жарко. Легкий, приятный ветер охлаждал его покои и создавал комфорт жрицам любви. Именно за это его и назвали в свое время «Дворцом ветров».

Иногда его сравнивают с медовыми сотами, иногда со скалой, со множеством ласточкиных гнезд, но несомненно одно…, здание очень красиво и необычно, и действительно достойно быть главным символом «Розового города»!

После экскурсии мы заехали в сувенирную лавку. Пока женская половина нашей туристической группы выбирала себе украшения, я не удержался и сделал несколько фоток тех сказочных богатств, что предстали моему взору.

Джайпур. Розовый город.

Мне очень понравилось качество и тонкость работы ювелирных мастеров Джайпура. Очень хотелось что-нибудь из этого привести домой и пополнить свою коллекцию сувениров. Но цены прямо скажем кусались, да и еще впереди была долгая экскурсионная программа и отдых на Гоа. Поэтому пришлось поумерить свои желания и ограничиться покупкой небольших бронзовых статуэток, которые правда тоже стоили недешево и прилично утяжелили наш чемодан.

Этим и заканчивается мой рассказ о Джайпуре, красивом и самобытном городе, который явно не зря входит в Золотой треугольник Индии.

Другие мои рассказы об Индии:

Кутаб-Минар. Символ мощи Ислама.

Форт Амбер. Старинная столица Раджастхана.

Тадж-Махал. Символ любви и скорби.

Твердыня Гвалиора

Загадочные Джайнские колоссы…

Храмы Любви. Сказка, застывшая в камне.