Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 10:41

Ростов-на-Дону — Россия Март 2018

Никогда бы не подумала, что окажусь в Ростове-на-Дону. Как-то не планировала, не мечтала, но видимо судьба. Так уж получилось, что самый дешевый перелет из Екатеринбурга в Тбилиси был с пересадкой в Ростове. Причем времени между пересадками было 37 часов. Поэтому заранее из дома забронировала номер в хостеле и начала гуглить достопримечательности Ростова, чтобы спланировать примерную программу на день.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

Самолет приземлился ранним туманным утром в аэропорту «Платов». Быстро получив багаж, загрузились в маршрутку и поехали до Привокзальной площади. А там по Большой Садовой на троллейбусе доехали до хостела «Балконский», в котором был забронирован номер. Двуместный номер настолько был мал, что мы себя чувствовали как запертые в чулане наказанные, т. к. окна не было, и плохо работала вентиляция. Короче, номера очень маленькие, нужно выбирать, скорее всего, те что с окном (такие там точно есть), но общее пространство хостела: кухня, душ, туалет — все вполне достойно.

Хостел расположен на главной улице Ростова — Большой Садовой в историческом здании на 4-м этаже, имеет красивую, но не очень ухоженную парадную, широкие лестничные пролеты с витиеватыми чугунными перилами и высокие потолки.

Большой плюс хостела — это его расположение. Именно этим я руководствовалась при бронировании. А еще дружелюбный персонал и такие же приятные гости хостела (это я сейчас не про себя:)). В Ростове мы оказались 8 марта. Так вот, приятной неожиданностью для меня стали поздравления и цветы, а так же приглашение присоединиться к настольной игре в просторной кухне хостела. Настольные игры и такие душевные посиделки — это своего рода фишка этого хостела. И еще виды, открывающиеся с балкона.

Поспав пару часов в номере, мы отправились гулять по городу. И первым делом пошли, конечно же, на набережную Ростова, спустившись по Газетному переулку,

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

по пути повстречали трехцветную кошку — это на счастье

уперлись в памятник Максиму Горькому. Памятник писателю в городе установлен не случайно, Горький неоднократно бывал в Ростове и в молодые годы даже работал здесь грузчиком в порту. Быть может поэтому, помимо его псевдонима на памятнике указаны реальные инициалы писателя, а его именем названы: одна из центральных улиц Ростова-на-Дону, Центральный парк культуры и отдыха, который мы тоже посетим в ходе нашей прогулки, и драматический театр.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

«Блеща среди полей широких, вот он льется. Здравствуй, Дон!.." слова не Горького, а другого классика — Александра Сергеевича Пушкина. В отличие от него мы увидели Дон-Батюшку во льдах, в небольшом тумане и с бетонными берегами.

Но когда слышишь Дон, то ассоциации возникают не с Горьким и не с Пушкиным, а, конечно же, с Шолоховым и героями его бессмертного произведения «Тихий Дон». Памятник писателю и героям его произведений мы увидели, пройдя дальше по набережной. Первыми были Аксинья и Григорий в лодке.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

Пройдя по набережной налево, первое, на что обращаешь внимание — это мост, визитная карточка Ростова. Ворошиловский мост построен в 1965 году по проекту инженера Н. И. Кузнецова и архитектора Ш. А. Клеймана. При сооружении моста впервые в мире были применены клеевые стыки, сварные или болтовые соединения не использовались, и в этом его былая уникальность. Его называют «южными воротами города», еще, как гласит путеводитель, мост связывает Европу и Азию. В 2017 подвергся реконструкции.

Мы так и не поняли, что это за стеклянная конструкция. Лифт? Ходили возле нее кругами, но все было закрыто.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

Далее увидели скульптуру советского периода «Эстафета», которая здесь была еще на самой первой набережной, построенной в послевоенные годы. Композицию, посвященную Степану Разину и его верным сподвижникам — произведение выдающегося скульптора Сергея Конёнкова. Памятный знак «Пограничникам всех поколений» и другие скульптуры, а также Парамоновские склады.

Самый старый корпус Парамоновских складов построен в середине XIX века, последний — в конце 1890-х годов. Инженеры грамотно использовали рельеф местности и родники, которые круглый год бьют со склона донского берега. В складах зернохранилищ были проложены желоба, по которым подавалась родниковая вода. Поэтому температура в помещениях была постоянная зимой и летом — 9 градусов, что благоприятно для хранения зерна.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

Сооружения чудом уцелели во время бомбардировок времён Великой Отечественной войны. В 1985 году Парамоновским складам был присвоен статус памятника истории и культуры местного значения. Позднее историческая постройка получила статус памятника федерального значения.

На набережной много памятников разных годов, но все они удивительным образом вписываются в общую атмосферу улицы и смотрятся очень интересно и органично. Так на этом берегу скульптуры советского периода, здания складов 19 века, современные арт-объекты, которыми сейчас так модно украшать пешеходные улицы в разных городах, а на противоположном берегу в дымке мы сумели разглядеть «Ростов Арену» — современный стадион, построенный к чемпионату мира. На следующее утро, когда ехали в аэропорт, у нас была возможность увидеть ее ближе и уже с подсветкой.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

Но вернемся обратно, мы продолжили осмотр набережной, двигаясь в сторону Главного железнодорожного моста, разглядывая по пути скульптуры «Нахаленок», «Дед Шукарь», «Ростовчанка», памятник Михаилу Шолохову и другие, мимо здания бывшего речного вокзала, похожего на корабль.

Главный железнодорожный разводной мост построен по проекту Эраста Зубова в 1917 году, в то время воплотивший в себе последние достижения инженерной мысли — двухпутный, трёхпролетный, вертикально подъёмной конструкции. Он заметно улучшил условия прохода крупнотоннажных судов, увеличил пропускную способность железной дороги в южном направлении. В годы ВОВ был разрушен, но в 1952 году был построен новый мост, использующийся до сих пор. В 2001–2003 годах была проведена его реконструкция.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

Рядом с мостом на левом берегу находится небольшое голубое здание — Водная станция «Динамо» (здание бывшего Лоцмейстерского поста). Здесь под руководством изобретателя радиосвязи физика Александра Попова была сооружена первая гражданская радиостанция России.

Далее повернули на Буденовский проспект,

пройдя через рынок,

свернули в сторону Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, который мы видели с Набережной и Газетного переулка.

Прошлись по Соборной площади и прогулялись по Соборному переулку в парк им. Горького.

По Большой Садовой — главной улице Ростова мы проехались еще утром на троллейбусе, увидев ее красивые здания постройки 19 — 20 веков: особняк Маргариты Черновой, здания Института истории и международных отношений ЮФУ, Ростовской государственной консерватории им. Сергея Рахманинова и др.

Поэтому решено было зайти в парк Горького и прогуляться по улице Пушкина в сторону Театральной площади.

Центральный парк культуры и отдыха им. Максима Горького был основан в далеком 1813 году. До этой даты между пр. Таганрогский (ныне пр. Будённовский) и пр. Николаевский (пр. Семашко) были сады. По легенде городской голова Андрей Ященко подарил весь участок ростовскому магистрату. Различные клубы взяли по наделу, благоустроили их, создали цепочку садов, которые позже были объединены в первый городской сад. В 1894 году был сооружен первый фонтан «Цапли», который сохранился до сих пор.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

На территории парка можно покататься на лошадке, приобрести сувениры местных умельцев, перекусить в кафе или просто погулять. Мы прошлись по главной алее парка, в конце которой находится памятник участникам Великой Октябрьской революции.

И вышли на улицу Пушкина. По центру улица представляет собой пешеходный бульвар.

Названа в честь пребывания в Ростове-на-Дону Александра Сергеевича Пушкина, который в 1820 году следовал через крепость Димитрия Ростовского, вместе с семьей генерала Раевского, на Кавказ. Эта бывшая Кузнецкая улица была обозначена на городском плане 1811 года. Кузнечные мастерские к середине 19 века стали исчезать, а на их месте стали появляются особняки и доходные дома ростовского купечества.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

Первым нам попался на глаза особняк Евы Шпильрейн, что находится рядом с парком. Этот доходный дом был построен в конце 19 века. В особняке располагался зубоврачебный кабинет Евы Марковны, посольство Бельгии и квартиры, которые сдавали внаем. Арендовали их уважаемые в городе люди — инженеры, коммерсанты и даже турецкий консул. Одна из дочерей супругов Шпильрейн ‒ Сабина,‒ стала известным психоаналитиком, ее наставниками были знаменитые психологи Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. История самой семьи складывалась трагично — после революции Ева с детьми эмигрировала за границу, отцу же семейства после национализации особняка оставили маленькую комнатку под лестницей, где он прожил до своей смерти. Спустя несколько лет Шпильрейны вернулись из эмиграции в родной Ростов и в 1942-м году во время немецкой оккупации были расстреляны фашистами в Змиевской балке.

Буквально рядом дом в стиле модерн с элементами готики — особняк градоначальника генерал- майора Ивана Зворыкина. «Угол здания выполнен в виде шестиугольного эркера с просторным балконом на уровне второго этажа, который завершается башенкой, увенчанной куполом; цокольный этаж здания рустован, имеются два отдельных входа, обрамленных стрельчатыми арками; дом декорирован в готическом стиле». Рассказывал мне в ухо аудиогид.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

Дальше на нашем пути были красивые особняки: адвоката Петрова ныне Областной музей изобразительных искусств,

Здание Ростовского общественного собрания, с уютным внутренним двориком

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

и здания двух библиотек — красивое Зональной научной библиотеки и похожее на сервер Донской государственной публичной библиотеки.

Здание Зональной научной библиотеки Южного Федерального Университета — это бывший особняк Парамонова известного мецената, сделавшего многое для развития книгоиздания в стране. Это сын знаменитого ростовского купца Елпидифора Парамонова, владевшего зерновыми хранилищами, мельницами и пароходами, склады которого мы уже видели на набережной. Здание было построено в 1914 году по проекту Леонида Эберга.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

Это красивое здание сразу же стало достопримечательностью города. И сейчас оно также привлекает внимание. По крайней мере, мое привлекло. Мы увидели только фасад, обращенный на улицу Пушкина. Заинтересовавшись, позже я погуглила в интернете об истории этого здания и пожалела, что не сделала этого раньше. Оно красивое и интересное не только снаружи. Рядом со зданием имелся сад с фонтаном, откуда через античную колоннаду можно было пройти в большой зал, потолком которому служил стеклянный купол на крыше. «Фишкой» залы был лифт на кухню этажом ниже, откуда гостям подавались полностью сервированные столы…

Два ряда колоннад формируют пространство террасы. Первая — в створе фасада, вторая — по её краю. Колонны без копителей (утрачены в 1940-е гг.).

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

Декор над окнами прямоугольные ниши с горельефами грифонов с маской Горгоны-Медузы.

Фото из интернета. Мы, к сожалению, прошли мимо и не попытались даже заглянуть и посмотреть всю красоту.

История здания. В Ростове жива легенда, уже давно обросшая множеством домыслов и личных фантазий, так что, где, правда, а где здесь ложь, без ста грамм не разберешь. Легенда гласит о том, что этот особняк Николай Парамонов построил для своей любовницы, а уже по другой версии для своей дочери. Однако для своих хозяев особняк служил недолго — ровно четыре года.

В годы Гражданской войны с этим особняком происходит достаточно забавная ситуация. В конце февраля — начале марта 1918 года в особняке располагается штаб Ростово-Нахичеванского революционного комитета, по сути, штаб Красной Армии в Ростове.

А уже через несколько месяцев в этом же здании расположился штаб Белой Армии, где заседали такие видные лидеры Белого Движения, как Лавр Корнилов, Антон Деникин и Михаил Алексеев, один из главных идеологов Белого Движения — личности исторического масштаба. Однако сейчас мало кто знает, что они были и жили (правда, недолгое время) в Ростове.

Уже к осени 1918 года Белая Армия покидает город.

В конце 1918 года газета «Приазовский край» сообщала о вспыхнувшем в доме Парамонова пожаре. В 1923 году здание было восстановлено. В нём попеременно находились клуб строителей, затем институт переливания крови.

В 1930-е гг. в особняке разместился областной музей краеведения.

В годы Великой Отечественной Войны здание горело, однако стены и колоннады значительных разрушений не имели.

В 1947 году было принято решение о восстановлении и передаче здания библиотеке Ростовского государственного университета. Реконструкцией руководил всё тот же Л. Ф. Эберг. Была проведена перепланировка. В 1950-м году подрядный трест «Ростовстрой» начал восстановление библиотеки.

В 1957 году РГУ возглавляет никто иной как зять Сталина — Юрий Андреевич Жданов, под руководством которого университет превращается из провинциального ВУЗа в ведущее образовательное учреждение страны.

С самого начала Жданов мечтал обосновать в особняке Парамонова Дом Ученых, но ни при нем, ни после его смерти эта мечта не осуществилась. Однако до сих пор время от времени эта тема поднимается руководством ВУЗа.

Таким образом, с 1947 года и по сей день, здесь расположена библиотека главного университета Ростова.

В 2011 году перед зданием библиотеки торжественно открывают бюст Юрию Андреевичу Жданову. Источник: https://vy-afisha.ru/blog/post/43 Вот такая интересная история красивого здания.

На улице Пушкина, конечно же, есть памятник поэту, который стоит здесь с 1959 года.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

Помимо него есть еще вот такой интересный арт-объект.

Так прогулочным шагом, осматривая достопримечательности по улице Пушкина,

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

мы дошли до другого парка — парка Октябрьской революции. Здесь решено было посмотреть на Дон и Театральную площадь с высоты, т. е. покататься на колесе обозрения. Не смотря на свою паническую боязнь высоты, я как-то быстро согласилась. Даже не знаю что повлияло, бессонная ночь, праздник 8 марта, перспектива посмотреть Дон с высоты или заманчивый блеск колеса обозрения «Одно небо». Тогда я еще не знала что это второе по высоте колесо в России, после сочинского и высота его составляет 65 метров. Т. к., опять же повторюсь, был Международный женский день, персонал аттракциона дарил всем представительницам прекрасного пола тюльпаны, что было очень приятно, и нас усадили в теплую кабинку, видимо у меня уже был подмерзший вид.

Сверху мы посмотрели на Театральную площадь, мемориальный комплекс, фонтан, но Дон скрылся от нас за туманом.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

Самое интересное это Мемориальный комплекс «Воинам-освободителям города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков». 72-метровая стела с позолоченной фигурой богини Победы (Ники) и макетом ордена Отечественной войны 1 степени на вершине является одним из самых узнаваемых символов Ростова-на-Дону.

Мемориал сооружен в 1983 году, в честь 40-летия освобождения Ростова-на-Дону от 2-ой оккупации фашистов. Его создала творческая группа из Москвы: народный художник РСФСР Ю. М. Рукавишников, заслуженный художник РСФСР А. Н. Филиппова, лауреат Государственной премии СССР Н. Н. Миловидов.

Сооружался весь мемориальный комплекс «методом народной стройки». Эскиз-рисунок в технологическом плане представляет собой настоящую головоломку. Аэродинамику стелы рассчитывали в легендарном Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского. Именно туда повезли модель стелы, выполненную в масштабе 1:16. «Крылья» богини победы Ники представляли собой большие листы из нержавеющей стали толщиной до 40 миллиметров.

Несколько десятков тонн металла были выписаны по линии Госснаба СССР. Их нужно было выгнуть по очень сложному профилю, меняя контур прогиба. Во всем Советском Союзе только работники «Завода монтажных заготовок» в Красном Сулине смогли выполнить этот сложнейший заказ.

3,5 кг сусального золота покрывают орден Отечественной войны I-й степени и фигуру Ники. Верхняя часть конструкции, включающая в себя богиню победы с крыльями, и орден Отечественной войны, весит около ста тонн. Для того, чтобы поднять ее на 72-метровую высоту, сверхмощный кран доставили на барже из Волгодонска (такая техника имелась только на заводе «Атоммаш»). Установка выполнялась специалистами треста «Южтехмонтаж».

Обратно в хостел возвращались по Большой Садовой — центральной улице города. Здесь очень много красивых и оригинальных объектов: Музыкального театра, здание напоминающее своими очертаниями рояль, Филармонии, Шолохов-центра и других. Но мы уже так устали и замерзли, что зачехлили фотоаппарат и лишь изредка фотографировали на телефон. И просто любовались красивой иллюминацией центральной улицы. Сделали вывод, что в Ростове приятнее гулять вечером.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

Гуляя по городу, мы то и дело приговаривали, «летом тут, наверное, замечательно», «А ты представляешь как тут летом!». Сделали второй вывод — в Ростов лучше ехать летом, когда тепло, комфортно и сухо. Т. к. в марте стоит немного отойти от проторенных маршрутов центральных улиц, как под ногами гололед, слякоть, лужи.

Вообще погода в это время года зависит от везения. Но, несмотря на капризы ростовской погоды, погуляли хорошо, хоть и слегка подмерзли.

Один день в хмуром Ростове-на-Дону

После небольшого отдыха в хостеле пошли праздновать международный женский день в кафе «Сметана», дверь которого находится рядом с дверью хостела. Там был полный аншлаг! Нашелся один единственный не забронированный столик. Видимо нас ждал. В преддверии отдыха в Грузии решились заказать грузинское блюдо — лобио. Получили какую-то холодную закуску. Для сравнения потов в Грузии заказывали лобио. Грузинскому +100/500. Даже сравнивать не стоит. А вот другие заказанные блюда были вкусные. Отпраздновав, отправились в номер — отдыхать.

А наутро опять в аэропорт «Платов» на рейс Ростов-на-Дону — Тбилиси.