Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была вчера 12:16

Китай Сентябрь 2017

Теперь я уже и не вспомню, как впервые у меня появилась мысль побывать в Китае.

Скорее всего, это случилось в тот момент, когда, увидев в Интернете картинку современного города, я с удивлением прочитала, что это Шанхай.

Пилигрим в стране Чунго

В моем представлении этот город не мог так выглядеть, ведь с незапамятных времен в российских городах «шанхаем» называли неблагополучные районы. О самом Китае я тоже ничего хорошего не думала. Он казался мне страной отсталой, где от былого величия давно уже ничего не осталось.

При мысли об этой стране, мне рисовались несчастные кули выращивающие рис на берегах Желтой реки по колено в воде или сидящие в дощатых сараях и клепающие от зари до зари низкопробный ширпотреб.

Пилигрим в стране Чунго

Глядя на картинку в Интернете, я думала:

— Ну, да, конечно, еще в конце 90-х они голодали, а сейчас не только прокормились, но еще и небоскребы понастроили!

Поколебать мои представления о Поднебесной не могли даже СМИ, вещающие о ее достижениях.

Пилигрим в стране Чунго

Все факты, фотографии и рассказы казались мне «потемкинскими деревнями». Никак не верилось, что за какие-то 30 — 40 лет можно провести такие преобразования.

Оставалось одно, отправиться в Китай и посмотреть на все своими глазами.

Пилигрим в стране Чунго

Агентство, в которое я обратилась, предложило мне 11-дневную поездку по самым известным достопримечательностям Поднебесной. Мне предстояло сделать марш-бросок от Пекина до Шанхая с остановками в Сиане, Лояне, Шаолине, Ханчжоу и Сучжоу. Программа мне понравилась, и я купила место в этом туре.

Еще не особо осознавая, что скоро я окажусь в загадочной стране на юго-восточной оконечности Евразии, я начала читать отзывы бывалых туристов. По иронии судьбы, мне попадались статьи, пестрящие информацией, от которой волосы вставали дыбом. Все мои представления об отсталости Китая получали подтверждение.

Пилигрим в стране Чунго

Люди писали об арестах за обнаруженные в багаже зажигалки, о непривычной еде, от которой желудки европейцев скручиваются в огнедышащий жгут и о блюдах из кошек и крыс.

Кроме этого, многие рассказывали о плохой воде, грязи и отвратительном поведении китайцев в общественных местах.

Пилигрим в стране Чунго

Как вы понимаете, все это пугало меня. Ближе к отъезду мне стали сниться тревожные сны.

Однажды, например, мне приснилось, что в Пекине, на подступах к Запретному городу, у меня обнаруживают зажигалку и, скрутив руки, ведут на площадь Тяньаньмэнь, чтобы предать позору.

В другой раз был сон, в котором я, под покровом ночи, выходила из отеля и пробиралась в ближайший ресторан, чтобы спасти заготовленных для еды собачек и кошечек.

Пилигрим в стране Чунго

Ужас накатывался липкими волнами. Успокаивало только то, что множество людей, побывав в Китае, вернулись оттуда живыми и невредимыми.

Еще мне надо было запомнить, что еду я в страну Чунго где живут хань и что первым пунктом маршрута будет столица — город Бейцзин. Таким образом получалось, что Пекина нет, Китая нет и китайцев тоже нет.

Пилигрим в стране Чунго

В общем, когда я загрузилась в самолет и он, набрав высоту, полетел на восток, все мое естество пребывало в смятении. Мне казалось, что я хлебнула какого-то сюрреалистического коктейля и оказалась внутри хитрозаверченного клубка удивительной и противоречивой информации.

Забегая вперед, скажу, что Китай в реальности меня удивил, поразил, восхитил, позабавил и ничуточки не испугал.

Пилигрим в стране Чунго

Однако будем учитывать, что формат экскурсионных разъездов под трепетной опекой гидов, конечно же, не позволял мне в полной мере ощутить и тем более понять все особенности жизни Китая. Тем не менее, я расспрашивала сопровождающих, и кое-что замечала сама.

Расскажу вам о некоторых моих наблюдениях и рассказах гидов.

Пилигрим в стране Чунго

В Пекин, то есть в Бейцзин мы прилетели ранним утром.

Нас встретили, покормили и повезли на площадь Тяньаньмэнь. Если до приезда, меня волновал вопрос, что я буду есть в Китае, то первый завтрак меня успокоил. Обильный шведский стол был представлен как специалитетами, так и привычной едой.

Пилигрим в стране Чунго

А вот на площади Тяньаньмэнь меня ждал сюрприз. Волею судеб я оказалась здесь в день проведения марафона. Передо мной плескалось огромное людское море. И вот тут абстракция «полтора миллиарда жителей» стала обретать реальность. Хотя до конца осознать цифру в 1,5 миллиарда у меня все равно не получилось.

Чтобы хоть как-то сориентироваться, я попыталась прикинуть, как эта, уму непостижимая, величина будет выглядеть в пересчете на стадионы (видимо, эта идея пришла в голову из-за марафона). Вспомнила, что один крупный стадион вмещает где-то 80 тыс. чел. Цифра в 19 тыс. стадионов получилась более обозримой, но все равно осталась за гранью моего понимания.

Пилигрим в стране Чунго

Худо-бедно переварив сумасшедшие цифры, я озадачилась вопросом, как же живут все эти люди (впрочем, этот вопрос волновал меня еще до поездки)?

За информацией я, естественно, обратилась к гидам и узнала вот что.

Пилигрим в стране Чунго

Общий уровень жизни в Китае достаточно высокий, правда, неравномерный. Люди в южных провинциях живут богаче северян и городское население более состоятельное, чем сельское. Самый проблемный регион — это Тибет. Там больше всего бедных людей.

Еще гиды рассказывали, что 20–30 лет назад китайцы голодали, но теперь эта проблема полностью изжита.

Пилигрим в стране Чунго

Мои личные наблюдения показали, что в людской памяти голодные времена еще живы. Китайцы все время что-нибудь жуют, как будто пытаются наесться впрок. Кроме этого, когда нас стали знакомить с китайским языком, наряду со словами «здравствуйте» и «спасибо» звучало слово «еда».

Продолжая расспрашивать гидов об уровне жизни, я искренне порадовалась за китайских пенсионеров. Выйдя на заслуженный отдых, они даже не помышляют о работе. Их пенсии с лихвой хватает на еду, одежду, лечение, содержание жилья и на разные удовольствия, включая путешествия.

Пилигрим в стране Чунго

Большую часть времени китайские пенсионеры проводят в домашних делах и интересных занятиях. На улицах и в парках можно встретить танцующих пожилых женщин и, увлеченно играющих в настольные игры, немолодых мужчин. А еще престарелые жители Поднебесной любят заниматься внуками.

Только представьте степень моего удивления. Все услышанное об уровне жизни китайцев было похоже на чудо. Ну, а как иначе можно было все это воспринимать? Меньше чем за полвека голодная и отсталая страна не только смогла завоевать первые позиции в мире, но и сумела обеспечить своему полуторамиллиардному населению достойную жизнь. Я пребывала в восхищении!

Пилигрим в стране Чунго

А вот, что я узнала о трудной жизни китайских мужчин, мечтающих о любви.

Как известно, численность мужского населения в Китае превалирует над женским. Поэтому китаянки, выбирая женихов, очень разборчивы. Они рассматривают только тех кандидатов, которые имеют собственную жилплощадь.

Пилигрим в стране Чунго

Надо сказать, что продление рода для китайцев очень важная жизненная задача, поэтому, некоторое время назад, безквартирные холостяки стали искать счастья во Вьетнаме. Казалось бы, их проблема решена.

Но нет! Вьетнамские девушки оказались хитрыми патриотками. Они выходили замуж за китайцев, выкачивали из них все что можно, потом разводились и возвращались на родину богатыми дамами. Так что ход с вьетнамками потерпел фиаско и сейчас бедные женихи совсем приуныли.

Пилигрим в стране Чунго

Почему отдельная квартира так важна для брака?

Объясняется все просто. Дело в том, что жилье в Китае можно приобрести только в долгосрочную аренду (50 — 70 лет), т. е. по наследству его передать нельзя.

Пилигрим в стране Чунго

Вот что рассказала наш гид в Лояне об истории своего недавнего замужества.

«Я с родителями жила в деревне. Когда мой будущий муж пришел просить меня в жены, мама сказала, что прежде он должен купить мне квартиру. Мой муж небогатый человек, он смог купить небольшую квартиру, всего 70 кв. м, на окраине Лояна. Маме это не очень понравилось, но он пообещал, что как только родится ребенок, он купит квартиру побольше. Мама подумала и дала согласие на наш брак».

Пилигрим в стране Чунго

Все увиденное и услышанное о процветании Китая и особенностях выбора китаянками своей второй половинки, мне было безумно интересно, но не это поразило меня больше всего.

Дело в том, что китайцы хоть и признают, что при Мао Цзэдуне жилось им плохо, имя его они анафеме не предают. Разговор о Великом кормчем выглядит примерно так:

— Почему люди с уважением относятся к памяти о Мао Цзэдуне?

— Он был великим человеком!

— Но, как же великим? При нем вы голодали и, к тому же все те ужасы, которые творились в период Культурной революции…

— Великие люди тоже могут ошибаться!

Пилигрим в стране Чунго

Услышав все это, я в первый момент сильно удивилась, а потом подумала, что в этом есть глубинная мудрость.

Китайцы не рассказывают себе, что многие годы они были глупышами, и верили сказкам зациклившегося, не особо умного и дальновидного, вождя. Они согласны, что в прошлом было много ошибок, но однажды признав их, не тратят время и силы на разбор личности человека, которого уже нет в живых. Китайцы двигаются вперед, и ничто не может поколебать их веру в то, что их нация самая великая в мире.

Пилигрим в стране Чунго

Кстати, китайцы действительно убеждены, что они во всем превосходят других жителей земли.

Европейцы — варвары, азиаты всему научились у них, а африканцы вообще не в счет. Надо отдать должное, что письменность стран ЮВА основана на китайских иероглифах. Любой житель Поднбесной, оказавшийся в Японии, Вьетнаме или Корее будет понимать там 70–80%% печатного текста.

Пилигрим в стране Чунго

Рассказывая о Китае, я, похоже, увлеклась и злоупотребила вашим вниманием. Поэтому, оставив за кадром еще многие свои наблюдения, я остановлюсь на двух забавных историях о том, какие люди привлекают внимание китайцев.

Для начала о том, как я почувствовала себя пандой-очаровашкой.

Пилигрим в стране Чунго

Дело было в Лояне. После обязательной программы мы с радостью откликнулись на предложение гида прогуляться вечером по торговым улицам в старой части города.

Перво-наперво нас привели в магазин с фарфоровыми изделиями.

Пилигрим в стране Чунго

Хожу я по магазину, разглядываю витрины, и тут подходит ко мне гид и говорит:

— С тобой хотят сфотографироваться.

— Со мной? Сфотографироваться?- с удивлением переспрашиваю я.

— Ну, да! — отвечает гид и показывает рукой на двух китайских барышень лет пятнадцати.

Девчонки стоят в сторонке, смущенно теребят свои айфоны и с надеждой смотрят на гида.

— Ну, хорошо, пусть сфотографируются, — в некотором недоумении, говорю я.

Гид кивает юным барышням, и тут начинается шоу.

Пилигрим в стране Чунго

Я стою как истукан с застывшей улыбкой, а девчонки, хихикая от удовольствия, кружатся вокруг меня и снимают друг друга на телефоны.

Надо отдать девочкам должное, они не злоупотребили предоставленной возможностью. Сделав снимков десять, они раскланялись и ушли.

Пилигрим в стране Чунго

После фотосессии я вопросительно посмотрела на гида, и она принялась объяснять мне смысл произошедшего. Оказалось, что китайцам очень нравятся люди с белой кожей и светлыми волосами. Для них это выглядит приблизительно так же, как для нас, например, панда.

Если они видят светловолосого и светлокожего человека, то норовят его обязательно сфотографировать. Высшим шиком считается запечатлеть себя рядом с таким очаровашкой.

Пилигрим в стране Чунго

После этого я уже не удивлялась, когда китайцы подходили ко мне и просили разрешения сфотографироваться со мной.

Второй случай был связан с моим соэкскурсантом Василием. Дело было на вокзале города Чжэнчжоу.

Пилигрим в стране Чунго

Наша группа стоит в ожидании поезда. Мимо снуют люди, спешащие по своим делам. Вдруг я вижу двух тщедушных китайцев, зависших рядом с нами. Первая мысль — воришки и надо следить за своими вещами. Но нет, им вещи не интересны, их внимание привлек наш Василий.

Они, разинув рты, с восторгом его рассматривают. Один из них даже делает попытку обойти Василия вокруг. На лице китайца читается неподдельное восхищение. Он как будто произносит: «Вот это да!!! Это же настоящий богатырь!!!».

Житель Поднебесной увлечено рассматривал Васю до того момента, пока мы не отправились на перрон.

Пилигрим в стране Чунго

Заканчивая свой рассказ, хочу сказать, Китай меня восхитил, а вот его граждане вызывали противоречивые чувства.

С одной стороны мне страшно не понравилась их медлительная суетливость, неприятная манера неожиданно менять направление движения и отвратительная привычка лезть без очереди, толкаясь локтями. Но с другой стороны я проникалась уважением к людям, создавшим все те вещи, которые я видела и все те красивые места, в которых побывала.