Турист Анна Кузьмина (ONA)
Анна Кузьмина
была 18 апреля 21:17

Нижний Новгород и круиз в Москву с посещением Городца, Ярославля, Мышкина и Углича

Нижний Новгород, Городец, Ярославль, Мышкин, Углич — Россия Май 2018

Рассказ о путешествии двух пенсионеров из Нижнего Новгорода в Москву или о том, как не только выжить на пенсию (месячный бюджет 30 тысяч на двоих), но и продолжать следовать своему жизненному кредо: КОПИТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

Почему я решила поделиться мыслями — потому, что опыта организации самостоятельного отдыха накопилось предостаточно и потому, что при подготовке путешествия приходится смотреть много материалов в интернете и, если о достопримечательностях, о кафе, ресторанах, гостиницах худо-бедно можно на просторах интернета найти интересующую информацию, то финансовая составляющая почти нигде не затронута, вот этот пробел я и попробую ликвидировать с привязкой к конкретным датам, в надежде, что кому-то это пригодится.

Для начала хочу попросить — не судите, т. к. все, что будет написано — это только мое мнение, мои впечатления.

Итак, вперед: перед началом любого путешествия сначала определяем, что хотелось бы посмотреть в зависимости от бюджета, причем, рассчитывая, что возможно это последнее путешествие (не так грустно, как можно подумать, а чтобы найти побольше вариантов на данный бюджет). Главное правило наших путешествий — НЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ, даже, если очень понравилось, во-первых, потому что времени впереди не очень, а посмотреть еще много чего хочется, а во-вторых, боязнь, что повторные впечатления — это уже «не так вкусно».

Затем штудируем рейтинги недорогих гостиниц, мест поглощения пищи с отзывами, возможные покупки. Кстати, о подарочках: с возрастом понимаешь, что вся сувенирка — это дополнительный пылесборник в доме, поэтому, если в хозяйстве вещь не нужна и (или) в ближайшее время носиться не будет, то лучше купить что-нибудь съедобненькое. Да, если есть возможность купить карту, то для планирования маршрутов в незнакомом городе — самое то. В этом году (как впрочем и всегда) первую поездку мы запланировали на май.

Остановились на 4-х дневном круизе из Нижнего Новгорода в Москву с 3 по 6 мая на теплоходе «Георгий Жуков» . А так как из Смоленска в Нижний Новгород (прочла, что местные город называют НиНо — по-моему очень романтично, поэтому пусть в дальнейшем в описании будет НиНо) поезда ежедневно не ездят, а с пересадкой не очень хотелось, решили в НиНо приехать загодя, погулять, переночевать и на теплоход, тем более, что посадка начиналась 3 мая с 6 часов утра.

Скажу заранее, что вся поездка, с учетом билетов на поезд в НиНо из Смоленска и из Москвы в Смоленск, гостиница, сам круиз и некоторые расходы, о которых позже, обошлись нам в 35 тыс. рублей за 5 дней. За сам круиз заплатили 22 тысячи за 2-местную 2-ярусную каюту на средней палубе (это с учетом начала навигации, пенсионного тарифа, 5% скидки раннего бронирования — покупали в марте и 2% скидки при оплате на сайте компании). Май хорош еще и тем, что световой день длиннее осеннего (конец навигации — тарифы тоже ниже), а значит и красотами с палубы теплохода можно наслаждаться дольше.

Ну, а для начала НиНо, в который мы прибыли в 10 часов утра 2 мая. Нас сразу же порадовал переход с платформы вокзала на станцию метро без выхода на поверхность (очень удобно), а далее один переезд и ты на станции «Горьковская» — в самом сердце исторического центра. Да, из опыта путешествий — лучше бронировать гостиницу в центре, пусть будет подороже, зато на переездах сэкономишь (Через «Букинг» забронировали без предоплаты отель «Joy» за 2070 рублей с внешней ванной комнатой, все согласно описанию, что подтверждает высокий рейтинг этого отеля — в центре, чисто, продуманные удобства, т. к. есть чайник, посуда, холодильник, тапочки и халаты за очень приемлемые деньги). Пару шагов — и мы уже на Большой Покровской — главной пешеходной улице НиНо, а так как это был выходной, людей было мало, неспешным шагом, разглядывая все встречающееся по пути, замечая милые детали, начали знакомиться с душою города.

Нижний Новгород и круиз  в Москву с посещением Городца, Ярославля, Мышкина и Углича

Как я люблю эти первые, всегда в моем случае, верные впечатления — уютненько, креативненько — этакий молодой человек (не мальчик), стремящейся себя утвердить и проявить. В 11 часов мы были в гостинице, заселили нас раньше времени (по предварительной просьбе при бронировании). Оставив вещи, почистив перышки, продолжили прогулку, благо погода этому способствовала. Перед прогулкой решили перекусить в «Фрикаделях», (открываются в 12 часов). — улица Октябрьская,6, что буквально в двух шагах от гостиницы. Помещение маленькое, но стильное. Кормят вкусно и сытно: за две порции фрикаделек с гарниром и салатом и бутылкой пива заплатили 530 рублей.

Чтобы не тратить время, заранее на вечер в пиццерии «Юла» — ул. Октябрьская,9Б (в 50-ти метрах от Большой Покровской) заказали пиццу «Маргарита» (из печи) за 300 рублей — наш ужин. А дальше по Б. Покровской, останавливаясь около многочисленных уличных скульптур — Сидоровой козы, Городового, Гувернантки, Чистильщика обуви, посидев на лавочке с памятником Евстигнееву, мимо великолепного здания Госбанка, дошли до Кремля. Краткий осмотр территории с заходом в Михайловский собор, где покоятся останки легендарного Кузьмы Минина, да и само убранство собора достойно посещения и выход на смотровую площадку — ну, здравствуй, Волга!

Как же везет жителям города, посидеть на лавочке, полюбоваться этакой красотой — как же здорово! Но основная наша цель была — посещение Художественного музея. Чтобы осмотреть всю экспозицию русского искусства 16–20 вв. часа будет мало — очень советую. Кроме того, мы застали временную выставку «Волшебный свет Ивана Шультце», которую с удовольствием осмотрели. На посещение музея с выставкой мы потратили 460 рублей. Кстати, в музее приобрели подробную карту города за 45 рублей (единственный наш сувенир), в киоске города такую не видели, а в Смоленске карты НиНо вообще не нашли, только путеводитель с очень невнятной картой. Для справки — на территории Кремля есть столовая, которая работает не только для «слуг народа», но и для самого народа, открыта правда только в будние дни, но все равно приятно — не всякий областной центр может похвастаться близостью к избирателю, причем, по отзывам и цены в хорошем смысле в этой столовой демократичные. Выйдя из Кремля, дошли до памятника Чкалову и с высоты Чкаловской лестницы еще раз полюбовались открывшимися просторами Великой реки, видами древнего, и в то же время молодого города с его «стрелкой» (слияние Оки и Волги), собором Александра Невского (по высоте третий после Храма Христа Спасителя и Исаакиевского Собора), новым стадионом.

Подвиг спуска со знаменитой лестницы (это еще ладно) и прогулку по не менее знаменитой Рождественской улице с посещением Строгановской церкви с последующим восхождением опять на Б. Покровскую (это уже ого-го — возраст, понимаете) решили осуществить в следующий раз, если решимся на круиз из НиНо до Казани, значит опять есть к чему стремиться. Вернувшись к площади Минина и Пожарского (интересно, что на площади установлен памятник только Минину, а обелиск из 15 гранитных плит с барельефами, посвященный обоим героям, установлен на территории Кремля, точная копия московского памятника Минину и Пожарскому установлена на площади Народного Единства), нашли сетевую пироговую «Штолле», знакомую еще по Питеру, где за отличный эспрессо и пирог с яблоками заплатили 310 рублей (отличный перекус) и вперед прогулочным шагом в сторону гостиницы по Б.Покровской, с заходом за пиццей на ужин, ведь завтра ранний подъем. Итак, утро 3-го мая, 6 часов мы на ногах, хорошая погода и предвкушение путешествия — что еще надо для счастья?! Посадка на т/х «Георгий Жуков» началась за 3 часа до отплытия, тут интересненько — завтрак входит в стоимость круиза, люди на него рассчитывают, но заканчивается он до отплытия — 8.30, а отплытие в 9.00, значит тот кто не успел, тот остался ни с чем? Мы успели. Тот же «облом» с питанием может случиться и во время стоянок, т. к. питание посменное — первая смена начинает есть до отправления т/х, а значит у людей меньше времени на осмотр городов. Словом, это надо иметь ввиду, предупрежден — значит вооружен. А дальше сплошной позитив: путешествие на теплоходе — это и питание, и экскурсии, и развлечения на любой вкус — и для пионеров, и для пенсионеров, и для молодых пар с детьми, так как детками есть кому заняться, пока родители потягивают коктейли в баре. Каждый найдет мероприятия по вкусу, а если развлекаться не хочется, укромный уголок найти можно и в одиночестве мечтать, любуясь прекрасными видами.

В этом путешествиии нам предстояло посетить Городец, Ярославль, Мышкин и Углич. После отплытия, на верхней, солнечной палубе все пили шампанское (дети — сок) и синхронно запускали воздушные шары. Круиз начался. «Водоход» хорош еще тем, что ежедневно покаютно пассажирам предоставляются информационные листки с почасовым распорядком. Итак, 3 мая — посещение Городца. По пути мы проплывали Балахну и из путевой информации узнали, что название город получил от названия рубашек солеваров (некогда солеварение было основным промыслом), а рубахи назывались балахонами, но это одна из легенд происхождения названия. Балахна — родина Минина. Сам городок вытянулся вдоль Волги -" Стоит Балахна — полы распахня», берег которой обрамлен красивой набережной, много садов — представляю, как он красив во время цветения. Итак, к 15.00 мы подплыли к Городцу. С реки увидели, выстроенный из дерева, Город мастеров.

А на пирсе нас ожидали экскурсионные автобусы. Городец, который основал в 1152 году князь Юрий Долгорукий, славен своей купеческой историей, и знаменит монастырем, заложенным на месте явления Феодоровской иконы Божьей Матери, в котором, возвращаясь из Орды, в 1263 году умер Александр Невский, незадолго до смерти постригшийся в монахи. На территории монастыря стоит единственный в своем роде памятник Александру Невскому в монашеском облачении. Красив городок своими деревянными домами с резными наличниками, дымниками, известен росписью, пряниками с курагой и черносливом (действительно вкусные и недорогие: маленькие по 20 рублей за штуку — всех знакомых можно угостить).

Нас поразил музей самоваров, в котором, если не шутят, самоваров больше, чем в музее Тулы, которая считается родиной самоваров, 452 штуки — это и «эгоист», и «тет-а-тет», и из 2-х частей: один краник открываешь — заварка льется, другой краник — кипяток, есть даже самовар, выполненный на 3д принтере. А формы — и рюмка, и тыква, и паук. Материал различный — и медь, и латунь, и серебро. Замечательный экскурсовод показала не только эту красоту, но и рассказала о культуре чаепития в России. Так, например, баранки на самоваре не для украшения, просто на горячем самоваре они долго оставались хрустящими снаружи и мягкими внутри. Полагались полотенца, т. к. чаи «гоняли» до седьмого пота. В музее есть и «сахарная голова», без которой чаепитие не обходилось (это вам не теперешный быстрорастворимый кусковой сахар). Славные городецкие купцы были благотворителями — строили храмы, богадельни, а вот улица, по которой автобус нас вез от причала к центру городка выглядит несколько заброшенно, т. к. сохранившиеся купеческие дома, когда-то богато украшенные, пустуют и ветшают. Хочется верить, что еще есть время, чтобы сохранить и реставрировать эту красоту. А что касается души города — то мне она показалась изрядно пожившей матроной, славной своим прошлым, в отличие от Ярославля (следующий город на нашем пути) — который видится мне молодой бабенкой — крепкой, ладной, да простят меня жители этих городов, но я пишу лишь о своих ощущениях от краткого посещения, что и прекрасно в круизах — это либо Ох, либо Ах. Городец — неспешность, тишина. Ярославль — белые церкви и ясно звучащий пульс жизни. Возможно, чтобы лучше понять душу Городца, надо побывать в нем не единожды или же пообщаться с талантливым экскурсоводом, влюбленным в свой город. Итак, опять в путь

В Ярославль мы прибыли в 14 часов следующего дня, то бишь 4 мая.

Исторический центр недалеко от пристани — можно исследовать город самостоятельно, но мы не отказались от экскурсии, включенной в стоимость круиза — из окна автобуса полюбовались на строение знаменитого театра Волкова, церковь Ильи Пророка и Богоявления, а дальше пешочком. Впечатлила набережная с 3-хкилометровой чугунной оградой, украшенной лавровыми венками в честь победы над Наполеоном в 1812 году, выкованная на Демидовских заводах на Урале (это же надо — стоит и по сей день), дом-госпиталь, где лечился прототип Болконского — Тучков, возведенный к 1000 — летию города, на средства мецената (есть люди и в наше время), белокаменный Успенский Собор с мозаикой из майолики над входом, отдельно стоящие (пока нет колокольни), но действующие колокола самый большой из которых весит 1000 пудов (опять же к 1000-летию).

Если будете в Ярославле, обязательно посетите митрополичьи палаты, где расположена экспозиция «Древнерусское искусство 13–17 вв.», а это как понимаете иконы — вот где сохраненное духовное богатство города. Это и икона Божьей Матери Толгская, икона Божьей Матери Ярославская, икона Божьей Матери Казанская, икона Сергия Радонежского с житием и сценами из Куликовской битвы (большая редкость). Прекрасны работы Холмогорца, особенно Святой Василий. Словом, это надо видеть. В Ярославле много интересных памятников, славен город своей историей. Из последних — памятник копейки 1612 года, которая выпускалась во время нахождения в городе народного ополчения перед освободительным походом на Москву,

мозаичная стела «Клятва князя Пожарского». Оба памятника находятся на территории Спасо-Преображенского монастыря. Там же находится экспозиция, посвященная памятнику древнерусской культуры «Слово о полку Игореве».

Замечательна часовня Александра Невского в центре города, возведенная в знак спасения царской семьи Александра 3 при крушении поезда в 1888 году.

Очень хотелось посетить Художественный музей, но времени катастрофически не хватило. В раскошном здании Елесеевского гастронома купили на подарочки вкуснейший шоколад «Яръ», который изготавливается по швейцарской технологии, потратив 552 рубля и довольные, прогулочным шагом мимо знаменитой ротонды с потрясающим видом на «стрелку», по набережной направились к теплоходу.

Да, маленький штрих — замечательное отношение к жителям. Май — время бесноватых клещей, и обработав от этих гадов парк, чтобы людям было спокойнее, развесели таблички " парк обработан от клещей» — везде бы так. Если в нескольких словах, Ярославль — белый, чистый, ухоженный. До свидания, прекрасный Ярославль.

А наш путь лежит в Мышкин и Углич. Тяжелый на впечатления денек предстоит. 5 мая раненько, в 8 часов утра прибыли в Мышкин. Городок влюбил в себя сразу.

Во-первых, своим гостеприимством — на пристани нас встретили ростовые куклы — мыши, которые исполнили зажигательный танец и песню — настроение обеспечено на целый день.

Во-вторых, чистотой и любовью горожан к своей малой Родине, которая читалась в большом и малом. На 6 тысяч жителей насчитывается 20 музеев, за неполных пять часов мы побывали в нескольких — «Амбарные мыши», «Древо жизни», «Народный календарь», картинная галерея, Дом ремесел с кузнечной и гончарной мастерскими и что интересно — все музеи — живые — так в «Амбарных мышах» две из мышей были переодетыми людьми и в самый неожиданный момент они стали молоть зерно — вот было удивление; на экспозиции «Древо жизни» были представлены не только столярные и плотницкие инструменты, но и изделия из дерева, о многих из которых нам рассказала замечательная экскурсовод Марина — так от слова «дранка», которой и сейчас кое-где кроют крыши, произошло слово «надрался» — это не то, о чем некоторые подумали, а означает — наработался веслом — инструментом, при помощи которого два человека эту дранку и делали.

Поразили грабли, при изготовлении которых наши предки использовали 4 вида дерева (вот где мастерство) — зубья — рябина, палка — ель, поперечина — береза, а для скрепления деталей использовалась ива. Или, например, ведро для надоев с носиком — удобно очень. Словом, много интересного и, что самое главное, многое можно потрогать.

В музее «Народный календарь» делали обереги из палочек и ниток разных цветов (хороший сувенир на память): желтый — богатство, красный — любовь, оранжевый — благословение Господне. Цвета и порядок их использования каждый выбирал по наитию, о значении нам рассказали позже — этакий психологический эксперимент.

В картинной галерее, кроме замечательных картин двух местных художников, была экспозиция, посвященная войне — очень душевная. Один из художников присутсвовал в галерее и любой желающий мог попросить автограф, купив его произведения (действительно очень интересные).

В гончарной мастерской понаблюдали за мастерицей, расказавшей о тонкостях мастерства, одновременно ловко создавая кувшин (на память купили кружку — сын пользуется с удовольствием), а в кузнице понаблюдали за работой кузнеца, делавшего оберег — спицу, которая сейчас нас оберегает дома. А еще мы поднялись на колокольню Успенского собора (это на 6 тысяч жителей!), с которой полюбовались красотами Волги и пофотографировали. Собор действующий, что тоже очень приятно.

А еще Мышкин — городок, где, как нигде чувствовалось приближение Дня Победы, чувствовалось, что жители гордятся своими земляками и чтут их память: это и плакаты со словами благодарности, и памятные портреты героев на домах, но больше всего поразил памятник солдату у Вечного огня, еще его называют «Алеша над Волгой», поразил письмами, тексты которых в бронзе остались навечно — это письма простого солдата — мышкинца, которые он писал с фронта своей любимой жене Моте и пятерым деткам, надеясь увидеть их после победы, но погиб под Сталинградом, как многие другие герои, и такая память в окружении плакучих рябин (не ив) дорогого стоит.

А еще мы успели прогуляться по красивой набережной с белоснежной ротондой, купили в подарок бабушке войлочные тапочки — визитная карточка Мышкина.

На сувениры, баночку меда и прочие мелочи потратили 1500 рублей. И с большой любовью в сердце к этому городку отправились в дальнейший путь. Да, а что касается персонажа — Мышкин -это девица на выданье, добрая и красивая.

Не хочу писать про Углич, но раз уж взялась… Тяжелое, грустное место, несмотря на красивую набережную, богатые торговые ряды перед пристанью, прилегающие улочки с некоторыми артобъектами и даже музеем тюремного искусства (зачем так близко к основным достопримечательностям?), территорией Кремля. Но это, по-моему, все — чем гордится город, а разве можно строить «бизнес на крови», я могу понять, если бы собор — музей без купола на территории Кремля был отреставрирован и все церкви были действующими — это место было бы чтимо паломниками, но бесконечные группы туристов, тем более иностранцев, выслушивающие кровавую историю о гибели царевича Дмитрия, казни 200 человек, в том числе дикости по отношению к колоколу, которого лешили языка и уха, били плетьми и сослали в Сибирь за то, что он провозгласил смерть царевича, — все связано с этой историй. Разве городу больше нечем гордиться? Разве смерть царевича — героическое событие и этим надо хвалиться.

Хотя город ведь древний, основан был еще в 10 веке. Название получил, скорее всего, из-за крутого изгиба Волги — угол — Углич. Но за всей этой историей души города не чувствуешь. Может не повезло с экскурсоводом, может экскурсионная программа должна быть другой, но даже короткое выступление ансамбля «Ковчег» (были исполнены одна народная и одна духовная песня) в соборе- музее, из которого нас быстренько выпроводили, не дав оглядеться (следующая группа на подходе), Спасо-Преображенский Собор с великолепными фресками под Рафаэля, исполненными художниками артели Медведева, посещение женского монастыря Богоявления, который находится в стадии восстановления с церковью Смоленской Божьей Матери (тоже не восстановлена) все оставило очень грустное впечатление.

Почему -то Углич привиделся мне старой теткой при макияже — смой его — и где красота? Последний день круиза — отдых на воде. К сожалению, погода не располагала к принятию солнечных ванн, а было бы неплохо, но день прошел незаметно в прогулках по палубе, прослушивании путевой информации, мы даже попели под баян, когда накрапывал дождик.

Но все хорошее когда-нибудь кончается. В 21 час мы уже здоровались с Москвой, бегом на Белорусский вокзал, вот и наш поезд — завтра нас ждет Смоленск.

Для справки — пройденный водный путь от Нижнего Новгорода до Москвы -980 км.

Всем желаю новых, интересных путешествий. Не бойтесь мечтать.