Турист Anna Stolyarova (Anna_Stolyarova)
Anna Stolyarova
была 30 марта 2019 20:43

Поездка по святыням Подмосковья

Московская область — Россия Июнь 2014

Погода в тот день отыгралась, наверно, за всё лето- было холодно и лил дождь как из ведра. Но начнём. Первый пункт нашей программы-Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. Туда мы и отправились. Наш экскурсовод-Виктория Николаевна по пути в монастырь очень интересно рассказывала историю возникновения монашества в том числе и на земле Русской, о различных типах устройства монастырей, о монашестве. Я даже записывала-так было познавательно! Немного расскажу, что узнала-может и вам будет интересно)

История монашества в православии уходит в 4 век, в Византию. Монашество это уход к Богу, подражание Христу-уход от мира суеты, посвящение жизни земной служению Богу. При Владимире Красно Солнышко монашество стало распространяться на Руси. Сначала были чернецы(люди в черном), которые служили Богу и одевались в черные одежды. При Ярославле Мудром стали строиться монастыри, куда уходили по старости лет монахи, где потом, молитвой и слезами служили Богу. В 11 веке святой Антоний побывал на Афоне(где был пострижен в монахи) и вернулся в Киев, где основал Антониев Печерский монастырь, а позже Киево-Печерская лавра(вместе с Феодосием).

Монастыри на Руси играли важную роль как духовную, так и благотворительную, образовательную, оборонительную(в условиях монголо-татарского ига). Стала развиваться иконопись, вспомним Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека, Даниила Чёрного. Монастыри были освобождены от налога, возлагаемого игом на Русь, это были маленькие государства в государстве(со своим хозяйством, уставом). Но сеяли они не рознь, а, наоборот, укрепление и процветание Руси. Это миссионерская миссия монастырей. При Иване Грозном монастыри стали строится на новых территориях-в Казани, под Астраханью. Это уже колонизаторская функция.

Но вот приехали в первый монастырь. Николо-Угрешский монастырь находится в городе Дзержинский, совсем неподалёку от моего дома. Я даже 8 лет назад работала там, и монастырь видела каждый день. Но почему-то ни разу там не побывала. Разгадка пришла во время экскурсии. Оказывается восстанавливаться монастырь стал только в начале этого века и поэтому для массового посещения он был в те годы закрыт(только службы проводились). Оказывается такая красота у нас под боком!

История этого монастыря очень интересна и сказочна, как впрочем и многое на нашей земле. Кругом легенды и предания старины глубокой. В 1380 году по пути на Куликово поле великий князь Дмитрий Донской остановился на привал и узрел он икону Николая Чудотворца, висящую около сосны, и далась ему икона эта в руки. Позже, возвращаясь с победой в Москву, он снова достиг этого места и вместе со своим победным воинством отслужил молебен в честь победы и Божьего Угодника Николая. И сказал Дмитрий «Сия вся угреша сердце мое» и повелел заложить в этом месте храм в честь Николая Угодника и основать святую обитель.

Николо-Угрешский монастырь относиться к ставропигиальным монастырям. Ставропигия-это статус монастырей, при котором они независимы от местной епархиальной власти, а подчиняются только верховной(синодальной или патриархальной) церковной власти. В момент становления (14век) монастырь был ктиторским, то есть основанный и поддерживаемый благодетелями, в данном случае Дмитрием Донским, а позже московскими государями. Судьба обители была подчас драматична. Её осаждали, разоряли, и жгли татаро-монгольские полчища, литовцы и французы. Все постройки были сначала деревянными. А во времена начала царствования дома Романовых монастырь стал преображаться-за белокаменными стенами были построены каменные храмы — Никольский собор, церковь Успения Божьей Матери и церковь Спаса Нерукотворного с колокольней. Кстати, династию Романовых в монастыре боготворят и есть музей, посвящённый дому Романовых. Куда мы в первую очередь и отправились.

По пути в музей мы увидели такую процессию. Оказывается это крестный ход от дружественного храма из другого города. Но по какому поводу и из какого храма так и не выяснили у нашего экскурсовода по монастырю. Им был послушник Евгений, молодой человек из Беларусии. Поначалу угрюмый и замкнутый, он раздражался по любому поводу(?), а потом в ходе повествования зарядился, видимо, энергетикой места и был многословен, умен и даже шутил. Наверно у него была какая-то душевная рана, уж очень он уязвим казался.

Спасо-Преображенский собор. Заложен в честь 500летия монастыря. В советские годы он был переделан в жилой дом. Были сделаны перекрытия межэтажные, пробиты новые окна, снесены купола. Вообще на территории монастыря была сначала Трудовая народная община(там трудился и настоятель монастыря архимандрит Макарий), а потом колония для трудный подростков и беспризорников

Колокольня и Храм усекновения главы Иоанна Предтечи. Во время войны она была разобрана, чтобы не привлекать внимание фашистов. В 2002—2003 гг. была восстановлена

Храм в честь иконы Божьей матери «Всех Скорбящих Радость»

Успенская церковь.

Так как восстановление монастыря началось совсем недавно, то многие храмы его ещё на реконструкции. Хотя территория очень ухожена и красива. Всюду цветы

Пруд с лебедями и утками

Гуси, много гусей!

Кошки.

Далее мы отправились в Крестовоздвиженский ставропигиальный женский монастырь. Это очень уютный, типично женский небольшой монастырь. Расположен в селе Лукино Домодедовского района.

История его тесно связана с юродивым Иваном Стпановичем, местным крестьянином, получившим благословление от митрополита Филарета(в Троице-Сергиевой лавре). Иван Степанович активно помогал богадельне, которая существовала при церкви Флора и Лавра с селе Старый Ям-в том числе устраивал чтения Неусыпаемой псалтыри(чтение её ведется все 24 часа в сутки). Знали блаженного Ивана и московские купцы, особенное расположение к нему оказывала благочестивая семья Саватюгиных. Первая жертвовательница богадельни Параскева Саватюгина вступила в число сестер богадельни, решив посвятить свою жизнь служению Богу и людям. На пожертвованные деньги было построено двухэтажное здание богадельни, а митрополит Филарет подарил Иерусалимскую икону Божьей Матери. Параскева Родионовна Саватюгина стала первой настоятельницей монастыря, а Иван Степанович-духовным наставником. Неподалеку от Старого Яма находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, благочестивой и набожной помещице. Александра Петровна подарила село и прилежащие к нему земли Флоро-Лаврской общине(ставшей позже монастырем) Когда входишь на территорию монастыря, то попадаешь в мир тишины, спокойствия и лесной сказки.

Вознесенский собор. Его строительство началось в конце 19 века в основном на деньги благотворителей.

В советское время монастырь постигла всеобщая участь-на территории организовали детскую колонию, потом дом отдыха ВЦСПС, склад угля и торфа(причем Иерусалимскую икону Божьей Матери использовали как настил(((.), снова санаторий, снова реабилитационный лагерь для детей. Кстати, реабилитационный лагерь и сейчас там есть, по соседству тоже на монастырской территории (где раньше была паровая мельница).Монастырские земли были переданы заводу Ферейн, сейчас снова восстанавливается нехитрый монастырский быт- высажены грядки, стоят сады, построена воскресная школа и детская площадка, разбит пруд. В помещении Вознесенского собора показывали кино, иконостас был разобран и разграблен. Сейчас ведутся работы по восстановлению. И оказывается, мы были первыми кто увидел новый иконостас(только накануне его освятили).На фото видно, что не все иконы поставлены

Крестовоздвиженский храм. Очень мимимилый)) В типично женском цвете.

Это первая церковь, что была в селе Лукино, когда сюда переехали сестры Фроло-Лаврской обители. Поэтому так и назван монастырь Крестовоздвиженский(по церкви) Иерусалимский(по иконе) Ставропигиальный(по устроению)женский. Детская площадка

Уточки

Грядки(парники)

Летняя трапезная

А потом нас повезли на край света))в Серафимо-Знаменский скит.

Серафимо-Знаменский скит был устроен в начале 20 столетия в бывшем Подольском уезде, в лесу неподалеку от станции Востряково. Основательница скита схиигумения Фимарь, в миру Тамара Александровна Марджанишвили, княжна, уроженка Грузии. Она была очень образованная девушка, рано потерявшая родителей. Тамара Александровна поступила на обучение в Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нины в Грузии. Там она, будучи послушницей, очень полюбила труды и деяния святого старца Серафима Саровского. Да так полюбила, что даже во сне он ей являлся и говорил пророческие слова о том, что будет она игуменией.

Позже она встречалась с Иоанном Крондштатским, который тоже предрек ей игуменство и будущую великую схиму. Были и другие знамения. Например, ожнажды ехала она с другими монахинями в Тифлис и экипаж подвергся вооруженному нападению. Матушка вынула икону преподобного Серафима и громко стала взывать «Преподобное отче Серафиме, спаси нас».В результате матушка и сестры не пострадали, хотя все остальные, кто был в экипаже, были убиты. Это удивительное событие произошло в 1907 г. в день празднования иконы Божией Матери «Знамение».

В 1908году её назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия, но ей хотелось служить Богу в уединении. Она пришла в Серафимо-Понетаевский монастырь близ Сарова и молилась у чудотворной иконы «Знамение». И вот однажды она услышала глас «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим» И так было несколько раз. Благодаря поддержке многих благочестивых людей, среди которых была великомученица княгиня Елизавета Федоровна(сестра А. Ф. Романовой, жены Николая второго) матушка смогла организовать скит.

На освящении обители митрополит Московский Владимир сказал"Я считаю себя счастливейшим из людей, потому что Господь привёл мне освятить чудный храм и побывать в уголке, напоминающем земной рай. Храм ваш к Богу зовет, а от скита веет таким благодатным миром и спокойствием, что душа радуется, забывая все горечи и невзгоды» Лучше и не скажешь. Вот так идешь по лесной тропинке, заворачиваешь на опушку, а там.вот такое чудо!

Вот в таких чудесный местах Подмосковья мы побывали.