Турист Владимир Городзейский (VladimirGorodzeyskiy)

Йорк — Великобритания Май 2018

А читали ли Вы в детстве, господа, замечательную книжку знаменитого английского писателя Даниэля Дефо, который вдобавок был ещё и реформатором и одним из руководителей английской разведки? Книжка эта называется «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йо́рка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Орино́ко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим». В детстве у меня была такая книжка 1949 года издательства «Детгиз» с удивительными и завораживающими иллюстрациями-гравюрами.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

К чему бы я это вспомнил Даниэля Дефо с его Робинзоном? Причина весомая! Очередной день нашего большого путешествия по Великобритании начинается приездом в небольшой город Йорк на севере Англии — родину литературного героя Робинзона Крузо. Прообразом Робинзона для Дефо послужил реальный человек — шотландский моряк, боцман Александр Селкирк, проведший 4 года и 4 месяца на необитаемом острове Мас-а-Тьерра (ныне — Робинзон-Крузо) в Тихом океане, в 640 километрах от побережья Чили.

Наверное, с этой книжки и зародилась моя страсть к путешествиям, которая в силу моей военной службы и «железного занавеса» СССР ограничивалась хорошими книжками и телевизионным клубом путешественников, в котором глазами Сенкевича случалось посмотреть что-то интересное.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

Йорк — город небольшой, буквально можно обхватить руками.

Итак, Йорк, небольшой (257 тыс.) старинный город, символом которого является яблоко. Соответственно, символом американского Нью-Йорка является Большое яблоко. Связь в названиях городов известна — Нью-Йорк стал Нью-Йорком благодаря его губернатору, который дал название городу в честь брата английского короля — Якова, герцога Йоркского. Но ни один источник не подтверждает связь городов по их символам — Яблоко и Большое яблоко, хотя, как мне кажется, это так естественно. Каких только версий по «Большому яблоку» нет: тут и джаз (угол Бродвея и 54-й стрит, где жил знаменитый Джон Фицджеральд, называется Углом Большого яблока), и нью-йоркские скачки, и первый плод с посаженных переселенцами яблонь — большое яблоко, и др. Однако, вернёмся к «нашему» — английскому Йорку. Основали его римляне, точнее будет сказать, римские легионеры в первом столетии нашей эры в месте, где произрастал тис и назвали его Эборакум, что и означает «место тисовых деревьев». Эборакум оставался Эборакумом 400 лет. В Эборакуме жил два года и в 211 году скончался один из самых жестоких римских императоров Септимий Север, пришедший к власти на штыках в 193 году и правивший империей как военный тиран, власть которого совершенно неограниченна. В итоге, основанный Октавианом Августом строй принципата, при котором император отчасти делил власть с сенатом (такое сочетание монархии и республики), перешёл в неограниченный абсолютизм восточного типа — доминат.

«Спите себе братцы все начнется вновь, все должно в природе повториться…" (Булат Окуджава)

К чему это я? Да вот вспомнилось, потому как связь с современностью вдруг уловилась!

Движение от «принципата» к «доминату», как я полагаю, сегодня — это когда представительная власть какой-нибудь страны, наделяя своего президента дополнительными (исключительными, небывалыми, беспрецедентными …) полномочиями, сама при этом становится декоративной (управляемой, презираемой и по существу ненужной).

По приказу Септимия Севера в Эборакуме были построены восемь многоугольных оборонительных башен-цитаделей. В первозданном виде сохранилась только одна, которая так и называется — Многоугольная башня (англ. The Multangular Tower). Римская кладка (более мелкая) находится снизу, а также под землёй, в культурном слое. Более крупная кладка -средневековая.

Многоугольная башня

Однако давайте-ка лучше вернёмся в древний Эборакум. При римском императоре Констанции Хлоре в 300-м году форт Эборакум был обнесен крепостной стеной, остатки которой можно увидеть и сейчас. Стену так и называли — Римской стеной (Roman wall).

Остатки римской крепостной стены

Те стены и те ворота (называемые барами), которые мы видим сейчас, были сооружены значительно позже — в XII — XIV веках. Сейчас можно насчитать около десятка ворот в крепостной стене.

Фото Ворота Монк-Бар

Мы вошли в город через самые старые ворота — это Монк-Бар или Ворота Монаха. В башне за ними находится музей короля Ричарда III, который мы поставим в план посещения в следующий приезд. Непременно!!!

Здесь же в Эборакуме после смерти своего отца Констанция Хлора в 306 году был провозглашён императором Константин Великий, памятник которому стоит рядом со знаменитым Йоркским собором.

Римский император Константин Великий

Вначале своего правления Константин, как и все его императоры-предшественники, был язычником, но в 324 году он объявил христианство официальной религией Римской империи. В этом же году Константин заложил новую столицу Римской империи, которую назвал Новым Римом, однако еще при его жизни город стал называться Константинополем. Жесток был император Константин непомерно. Про врагов и соперников — тут и говорить нечего, но ведь и сына своего от первого брака Криспа по навету его мачехи Фаусты (якобы Крисп хотел её изнасиловать) казнил, а заодно с ним и племянника своего Лициниана. А через месяц, когда вскрылась ложь, настала очередь и Фаусты, которую Константин приказал запереть в натопленной бане и жара, бедняжка, не выдержала. А уж друзей своих и соратников за 31 год правления… — историки тут в счёте путаются. Так что было с кого пример брать и Ивану нашему Грозному и Петру нашему Первому! Однако за успехи, достигнутые в распространении христианства, церковь причислила Константина Великого к лику святых. Поэтому когда я слышу, например, в кино: «да он не мог убить, он же просто святой…« — мне становится просто смешно.

В пятом веке римляне покинули город. Однако следы их пребывания можно увидеть и сейчас. Например, остатки фортификационных укреплений, а также римскую колонну, которую откопали совсем недавно — в 1969 году.

Римская колонна

Стоит она неподалеку от памятника императору Константину, но через площадь, как-то в очень укромном месте, сразу и не приметишь.

На колонне есть табличка, которая гласит, что эта колонна в IV веке н. э. находилась в главном зале штаб-квартиры (как сейчас бы сказали) 6-го римского легиона, символом которого был красный бык (на табличке в правом верхнем углу).

Колонна эта была найдена при раскопках в южном трансепте Йоркского собора в месте, где она раньше и стояла. Колонна была передана городской администрации и установлена в 1971 году, когда город отмечал 1900 лет со дня своего основания.

Йоркский собор

Вообще в четвертом и пятом веках на территории современной Европы образовалась сумасшедшая движуха, в результате которой племена англов, саксов и ютов вытеснили римлян из Британии, гунны оказались на территории современной Франции, вестготы — на Балканах, в Италии, Турции и Испании. Вандалы, пройдя через Испанию захватили Карфаген, Корсику, отчасти и Италию. В северной Италии оказались и остготы и лонгобарды! В общем, черт знает что!

После ухода римлян Британия превратилась в кучу удельных независимых королевств, как бриттских, так и англосаксонских, которые истребляли друг друга с превеликим усердием. Коренное кельтское население подверглось фактическому уничтожению, поэтому часть его была вынуждена покинуть Британию и переселиться на континент — в Галлию, которая сейчас называется Бретанью (Франция). Часть кельтов была обращена в рабство. Независимыми остались лишь горные области Британии — Уэльс, Корнуолл, а также Шотландия и Ирландия.

Англосаксонское завоевание Британии продолжалось около 180 лет и окончилось вытеснением римлян. Не обошло оно и Йорк, который оказался в составе королевства Нортумбрия (одно из семи образовавшихся королевств), которое просуществовало вплоть до 866 года, когда было захвачено викингами.

Викинги дали городу новое название — Йорвик. Город стал столицей Йоркширского королевства.
Многие источники указывают на то, что вторжение викингов было сравнительно мирным. Основное слово здесь, видимо, «сравнительно». Чтобы представить себе викингов мирными, надо иметь более чем богатое воображение. А «сравнительно» — наверное, означает, что если сначала нападения викингов на чужие земли носили чисто бандитский характер (напал, ограбил, убил и свалил), то в более поздние времена они оставались на захваченных землях и как-то сосуществовали с теми, кто остался жив после их нападения. Вот это и произошло с захватом викингами Англии и за столетия произошло смешение языков захватчиков и захваченных, в результате чего получился смешанный язык, который сейчас называют староанглийским.
Тем не менее, войны между англо-саксонскими королями и королями викингов продолжались ещё очень долго. И как же могло быть иначе? Ведь если дрались друг с другом, то с чужаками сам Бог велел.

25 сентября 1066 года у местечка Стамфорд армия последнего англо-саксонского короля Гарольда II в. тяжелейшем сражении одержала победу над войсками викингов. Норвежский король Харальд Суровый и выступивший против своего родного брата-короля на стороне норвежцев Тостиг Гарольд погибли, остатки их флота покинули Англию. Двухсотлетняя эпоха набегов викингов подошла к концу. Йорк был освобожден.

Не прошло и месяца, а королю Гарольду со своим измотанным в боях с викингами войском пришлось сражаться с новым захватчиком — молодым, честолюбивым, сильным и хорошо подготовленным. Это был нормандский герцог Вильгельм, вошедший в историю как последний завоеватель британских земель и получивший соответствующую приставку к своему имени. 14 октября 1066 года в битве при Гастингсе войско Вильгельма Завоевателя наголову разбила армию короля Гарольда. В беспрецедентно длительном для того времени сражении (историки называют цифру — 10 часов) сам король, два его брата и ещё многие тысячи английских воинов были убиты.

После того, как норманны завоевали территорию Англии, Йорвик стал Йорком и менее, чем через 50 лет, отметит тысячелетие своего наименования! А не случись, то и Нью-Йорк был бы, наверное, Нью-Йорвиком!

25 декабря 1066 года герцог Нормандский Вильгельм короновался в Вестминстерском аббатстве и стал королём Англии. Однако покорение Вильгельмом Англии закончилось только через шесть лет, в течение которых королю пришлось подавлять множество восстаний по всей Англии. Только Йорк Вильгельму пришлось брать несколько раз. Огнём, мечом, казнями, разорением, конфискацией земель англосаксов и наделением ею норманнов… Вильгельм, однако, не только сокрушал и разорял, но и строил. В течение нашего путешествия мы не раз слышали, что тот или иной замок, крепость, собор…. был построен при Вильгельме Завоевателе.

Неподалеку от Йоркского замка находится интереснейший Музей Йорка, напротив входа в который живописная зеленая лужайка и сад с диковинными растениями, среди которых есть австралийская араукария.

Находится музей на территории бывшего аббатства Святой Марии. По одной оставшейся стене можно судить, насколько величественным и красивым было это сооружение.

Развалины аббатства Святой Марии

Так вот это аббатство было построено в 1088 году при Вильгельме Завоевателе. А разрушили его по приказу другого короля — Генриха VIII, пославшего Папу Римского куда подальше и провозгласившего себя главой Англиканской реформаторской церкви. Йорк противился многим, и от многих страдал: и от викингов, от Вильгельма Завоевателя, от Генриха Восьмого. Позже Йорк очень сильно пострадал от другого великого протестанта — Оливера Кромвеля, потому как поддержал роялистов — сторонников короля Карла I, которого Кромвель вскорости лишит и короны и головы.

А теперь и о самом Йоркском соборе — главной достопримечательности города. Полное его название — «Собор и Митрополитская церковь Святого Петра в Йорке».

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

Йорк минстер с западной стороны

Место, на котором он стоит — не случайное. В 672 году на этом месте возвели деревянную церковь по случаю крещения короля Нортумбрии Эдвина. Нортумбрия — это одно из семи самостоятельных, но соперничавших королевств, существовавших на территории Англии при англосаксах. Столицей Нортумбрии был Йорк. После смерти Эдвина на месте деревянной церкви решили построить каменную. Построили и с течением веков несколько раз восстанавливали из-за пожаров и разбойных нападений викингов. Уже при норманнах церковь снова была разрушена при очередном набеге викингов. В 1080-м году начали строить новую церковь в норманнском стиле, закончили в 1154-м. Однако уже в 1220-м приступили к строительству кафедрального собора, который мы можем видеть в настоящее время.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

Строился он, как и большинство подобных сооружений, веками. Заложили в 1220-м, а освятили в 1472-м году. И знаете, что меня поражает в подобных историях? Не сами цифры! А то, что те люди, которые замышляли и начинали строительство подобных сооружений заведомо знали, что ни они, ни их дети и внуки, ни более далекие отпрыски не смогут увидеть ими задуманное в полной красе. И при этом вкладывали сумасшедшие деньги, поколения за поколениями создавали шедевры, строили веками, но на века!

По витражам ему просто нет равных, а сам собор по своим размерам соперничает за первенство со знаменитым Кёльнским собором в Германии.

Орган Йоркского собора

Зайдя в любой собор, мы смотрим на изображения или изваяния каких-то людей, но большей частью просто не знаем, кто они и в связи с чем они здесь находятся. Между тем ничего случайного здесь нет, всё имеет свою историю, свой сюжет…

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

Короли Йоркского собора (на фото их 8, а всего — 15)

Вот, например, этот ряд скульптурных изображений мужчин, отделенных друг от друга полуколоннами. Кто с бородой, кто без. У кого-то в руке меч, у кого-то нет… Что же общего — у каждого на голове корона и в руке скипетр — символ власти! Всё просто — короли это! Настоящие. Пятнадцать. От Вильгельма Завоевателя до Генриха VI. А полуколонны, отделяющие их друг от друга, как бы подчеркивают — у каждого своё время.

В Йоркском соборе находится кафедра архиепископа Йоркского, который в иерархии Англиканской церкви занимает второе место после архиепископа Кентерберийского, являющегося главой не только Англиканской церкви в Соединенном королевстве, но и духовным лидером Англиканской церкви во всём мире.

Йорк Минстер с южной стороны

Сердце Йорка

Огромное витражное окно в западной части собора называют Сердцем Йорка или Сердцем Христа. Это XIV век! И считается этот витраж крупнейшим в мире! Каменный узор в верхней части окна выполнен в виде сердца, а на самом витраже изображены святые и апостолы, но апостолов здесь только одиннадцать. Догадайтесь с трех раз, кто из двенадцати отсутствует.

Согласно йоркского поверья, если влюбленные поцелуются под окном «Сердце Йорка», то они никогда не расстанутся.

Если в западной части внимание туриста привлекают к «Сердцу Йорка», то в северной — к несомненному шедевру витражного искусства. Пять высоченных (по 16 метров!) стрельчатых витражных окон называются «Пять сестер». И это середина XIII века!

Пять сестер

Сколько же здесь фрагментов драгоценного итальянского цветного стекла? Экскурсоводы, туристические отчеты гласят — в каждом из пяти окон больше ста тысяч фрагментов! Так ли это? Считаем. Одно окно имеет площадь 16×1,5 = 24 кв. м Чуть меньше за счет закругленности в верхней части окна, но ладно. Сколько может составлять площадь одного стёклышка? Понятно, что по-разному, а в среднем? Если допустить, что средний размер 5×5 см, то площадь составит 0,0025 кв.м. Путем нехитрых вычислений узнаем количество стеклышек в «Пяти сестрах» — 9 600 штук. Если одно -3×3 см, то 26 тысяч. Какая сотня? Как говорил Аркадий Райкин: «Ох и дурят нашего брата, ох и дурят!»

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

Есть еще в соборе известное Окно Розы, в орнамент которого поочередно вплетены алые и белые розы, символизирующие примирение рода Ланкастеров (алая роза) и рода Йорков (белая роза).

В одной из статей об Йорскском соборе на сайте Туристер перед своей поездкой я увидел фотографию с вопросом: «А это вам никого не напоминает?» Задался целью найти эту фигуру при случае. А как же! Ещё как напоминает! Борис Николаич, собственной персоной! Вот оказывается, кем он был в прошлой жизни! На фото две фигурки задами друг к другу, но второй персонаж как-то не угадывается. Задался целью найти эту фигуру в своей поездке. И вот!

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

Рядом с собором Церковь Св. Михаила XIV века.

Памятник англичанам, погибшим в Южной Африке в англо-бурской войне в начале XX столетия.

В качестве военного корреспондента в этой войне участвовал будущий премьер сэр Уинстон Черчиль. Так как этот памятник поставлен в сквере в непосредственной близости от собора, то с целью соблюсти архитектурную гармонию сооружен он тоже в готическом стиле.

Однако, Йорк — это не только Йоркский собор и крепостные стены и, конечно, достоин он туристического внимания не на один день. Впрочем, обстоятельства выше нас, и на «разграбление» города» мы получили всего лишь три часа свободного времени.

Что удалось увидеть? Например Королевский театр.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

В городе есть картинная галерея — отдельно стоящий красивый особняк, с арками, колоннами…

Художественная галерея Йорка

В 1879 г. здесь прошла выставка изобразительного искусства, а постоянно действующей галереей здание стало в 1892 году. Город отдал дань таланту своего земляка Уильяму Этти — на площади перед Художественной галереей в 1911 году был установлен памятник этому самому известному йоркскому художнику, воспевавшему в своих работах красоту женского тела. Хотите посмотреть? Вход бесплатный! Конечно в галерее картины не только Уильяма Этти, есть и итальянцы, причем, начиная с XIV века, голландская живопись XVII, английская Викторианского периода. Времени, однако, на неторопливое созерцание высокого искусства у нас не было. Оправдаюсь, однако, что пробел этот мы с успехом устранили, посетив картинную галерею в столице Шотландии Эдинбурге и чуть позже побывав в Национальной галерее в Лондоне.

Рядом с Художественной галерей находится старинное здание, являющееся историческим памятником, которое называется «King's Manor» — «Королевская усадьба», в котором сейчас располагается Факультет археологии Йоркского университета. На здании — старинный герб Великобритании.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

Королевский герб на стене «King’s Manor»

На самом деле герб неоднократно менялся. Например, французские лилии на голубом фоне появились на гербе Великобритании после того, как во Франции прервалась королевская линия Капетингов и английский король Эдуард III стал претендовать на трон, потому как мама то у него была Изабелла Французская, дочь короля Филиппа Красивого. Эдуард в соответствии с законами геральдики поместил на щите королевского щита кроме львов по папе еще и лилии по маме.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

Львы на щите (официально они называются «идущие львы настороже») появились еще при основателе династии Плантагенетов графе Анжуйском, ставшим королем Генрихом Вторым. Иногда их называют леопардами, а иногда и вовсе: леопардовыми львами. Золотыми на красном фоне они стали уже при Ричарде Третьем. Следующее существенное изменение было при короле Якове I (Джеймсе I) — сыне печально известной Марии Стюарт, о которой я расскажу в статье об Эдинбурге. Яков, будучи королем Шотландии Яковом Шестым, в 1603 году стал еще и королем Англии и королем Ирландии. Среди королей Англии Яковов до него не было, поэтому он из Якова Шестого превратился в Якова Первого. Единой Великобритании на тот момент не существовало, но так как Яков был королем трех государств, то герб был единым. В итоге на английском гербовом щите появился красный (шотландский) лев на золотом фоне, стоящий на задних лапах, и золотая арфа на синем фоне — это символ Ирландии.

В настоящее время Королевский герб встречается в двух вариантах, при этом один из них используется только в Шотландии. Герб Великобритании — фактически это официальный герб британского монарха.

Королевский герб в двух вариантах.

В этом виде герб Великобритании был принят при королеве Виктории.

Справа, слева гербовый щит поддерживают так называемые щитодержатели. В разное время щит поддерживали соколы, белый лебедь, ял, белый кабан короля Ричарда III (1452–1485), красный валлийский дракон, указывающий на кельтское происхождение династии Тюдоров, серебряный гончий пёс графства Ричмондского. С 1603 года у щита утвердились коронованный британский лев и опоясанный золотой цепью единорог, стоящие на лужайке, поросшей розами и чертополохом.

Золотой шлем над щитом герба на Королевской усадьбе увенчан короной Святого Эдуарда, которая появилась в гербе при Карле II (1633–1701).

Моё расследование завершено, и можно с уверенностью сказать, что герб на стене Королевской усадьбы был сделан не ранее 1660 года, когда сын казненного Оливером Кромвелем короля Карла Первого стал королём Карлом Вторым Стюартом.

Дело сделано — можно прогуляться по улочкам Йорка, одну из которых не пропустит ни один турист. Это средневековая улица Шамблс (Shambles), которая имеет тот же вид, что и 100,200, 500 лет назад, за исключением одной особенности. Сейчас это туристическая улица с множеством сувенирных лавок, кафе, небольших магазинчиков.

Средневековая улица Шамблс

Напоминают о профессиональной принадлежности прежних обитателей этой улицы крючки над витринами магазинов.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

Лавка с крюками, на которые подвешивалось мясо.

Дело в том, что Shambles — это со староанглийского «скотобойня». И это улица мясников. А на эти крючки продавцы подвешивали мясо — удобно и покупателям и продавцам. Солнышко сюда не заглядывает. Есть даже предположение, что и узость улочки и причудливо нависающие над ней дома — всё это делалось специально чтобы не пускать сюда солнце, так как мясо товар скоропортящийся, а холодильников в то время не было.

Улица Шамблс фигурирует с «Книге страшного суда» или «Книге судного дня». Название книги звучит как-то угрожающе! На самом деле уже не раз упоминавшийся здесь король Вильгельм Завоеватель захотел понять, что он завоевал, какие земли, сколько лугов, мельниц, сколько крестьян, сколько пахотной земли, кому она принадлежат и сколько можно драть налогов с их хозяев. По некоторым графствам были отдельно выделены городские поселения. Попал в книгу и Йорк, и его улица Шамблс.

«Книга страшного суда» долгое время хранилась в Винчестере, при Генрихе Втором ее передали, в королевскую сокровищницу в Вестминстер, а при королеве Виктории — в Британский национальный архив.

The Shambles

Еще одну табличку мы встретили на улице Шамблес, которая свидетельствовала, что в доме, на стене которого она прикреплена, проживала святая Маргарет Клитроу. История такова.

Дом Маргарет Клитроу

Маргарет укрывала преследуемых англиканской церковью католических священников. И не только укрывала, но и разрешала в своем доме проводить им католические проповеди, за что и поплатилась. Это из той же серии, что и разрушение протестантами католического аббатства Святой Марии. Маргарет Клитроу была арестована и подвергнута пыткам — Peine forte et dure, что с французского переводится как «сильное продолжительное мучение». Ещё бы не мучение! Обвиняемому на грудь клали доску, а на нее взгромождали камни, постепенно увеличивая нагрузку. Ежели обвиняемый признавал вину, то его ждал суд со вполне ожидаемым приговором. А если не признавался, то умирал (кто же такое выдержит!), но формально считался невиновным, а значит его имущество не конфисковалось и переходило наследникам. Маргарет Клитроу вину не признала… Произошло это 25 марта 1586 года и только почти через четыреста лет в 1970 году она была канонизирована.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

Peine forte et dure (фото из Интернета)

Пытка Peine forte et dure была, а на самом деле казнь, была отменена в Англии только в 1772 году. Для сравнения. За десять лет до этого в России началась эпоха Екатерины Великой, которая характеризовалась смягчением уголовного наказания за преступления. Смертная казнь применялась редко, а орудия пытки и наказания, за исключением кнута, были запрещены. Подавление «пугачевщины» — случай особый.

Мэрия

Напротив мэрии через площадь Святой Елены находится Церковь Всех Святых

Улица Castlegate, справа дом очень красивый дом — Fairfax House — характерный представитель георгианского стиля в архитектуре Англии. Практически георгианский стиль — это весь XVIII век, так же как викториански — XIX век. Вдали Церковь Святой Марии.

Первый раз в Йорке Вильгельм Завоеватель появился через два года, после вступления на британскую землю. В 1068 году был построен деревянный замок, но жизни ему было всего один год. Я уже писал о повсеместных восстаниях в первые несколько лет нормандского завоевания. В ходе такого восстания в Йорке замок был сожжён. Восстание было подавлено, а замок отстроен вновь. Через сто с небольшим сгорел и этот. На этот раз пожар был связан с еврейским погромом, когда евреи укрылись за стенами замка от насильственного (как указывают некоторые источники) крещения. Между крещением и смертью они предпочли последнее.

Башня Клиффорда

Позже по приказу Генриха III был построен каменный замок, от которого в настоящее время сохранилась только центральная башня, которая называется Башней Клиффорда (Clifford’s Tower). Своё название она получила по имени барона Роберта Клиффорда, который в 1322 году принял участие в баронском восстании под предводительством Томаса Ланкастера против клана Диспенсеров, порльзовавших поддержкой короля Эдуарда II. В битве при Боругбридже, которая закончилась поражением баронов, молодой Клиффорд был ранен, попал в плен и был повешен 23 марта в Йорке прямо на стене башни. Ну, хотя бы не Peine forte et dure!

Против кого сражался Роберт Клиффорд? Хью III, больше известный как Диспенсер Старший, был способным администратором и дипломат, он верно служил королям Эдуарда I и Эдуарда II. Благодаря (в том числе) гомосексуальным связям своего сына Диспенсера Младшего с королем Эдуардом II, Диспенсер Старший имел безграничное влияние на короля и фактически клан Диспенсеров с 1322 года стал фактическим правителем Англии. Противилась Диспенсерам супруга короля Изабелла Французская. В 1326 году они были свергнуты и казнены, а их владения и титулы были конфискованы. Особо жестоко казнили фаворита короля Диспенсера Младшего — его повесили как вора, кастрировали, четвертовали и отправили части тела в крупнейшие города Англии. Судьбу короля решил парламент. Он был отстранен от власти и королем был провозглашен его несовершеннолетний сын Эдуард III.

При несовершеннолетнем Эдуарде III был создан регентский совет во главе с Генри Ланкастером. Однако неофициально вся власть была сосредоточена в руках Изабеллы Французской и её фаворита Мортимера.

Вскоре свергнутый король Эдуард II, заточённый в замок Кенилворт, был «убит изуверским способом, раскаленную кочергу ввели в анальное отверстие».

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

Вид на площадь от Башни Клиффорда. Справа музей замка Йорк (York Castle Museum).

А теперь мы просто побродим по городу. А вдруг встретим что-нибудь интересное!

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

Уличные музыканты. Похоже, что тройняшки! Пели просто великолепно и кто его знает, а вдруг это будущие звёзды!

Путешествие наше проходило за две недели до свадьбы принца Гарри, поэтому подобные картинки в окнах мы видели в разных городах Великобритании.

Это информация для гитаристов. Что почём.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 3. Йорк

По городу можно проехаться на экскурсионном автобусе.