Турист Елена Антюфеева (Elena_Antjufeeva)
Елена Антюфеева
была 17 февраля 19:02

Самарканд — Узбекистан Июнь 2018

Самарканду почти 3 тысячи лет, история города замысловата и увлекательна. Однако основные архитектурные шедевры, которые и манят сюда путешественников, появились в эпоху Тимура (известного также как Тамерлан) и Тимуридов, в 14–15 веках.

На осмотр Самарканда у меня было три полных дня и за это время я смогла увидеть не только объекты must see, но и много менее раскрученных мест, но все посмотреть не успела. Обязательная программа по городу, на мой взгляд, включает три основных объекта. В моем личном хит-параде достопримечательностей Самарканда, безусловно, первое место отдано мавзолею Тимуридов — комплексу Гур-Эмир.

Самарканд: обязательная программа

В мавзолее хранятся останки членов семьи Тамерлана и самого великого полководца. Комплекс производит грандиозное впечатление, там царит какая-то торжественная атмосфера, и, конечно, потрясает роскошь убранства интерьера.

Архитектурный облик Гур-Эмира стал прообразом таких знаменитых сооружений, как Тадж-Махал и мавзолей Хумаюна в Дели. Мой путь ежедневно пролегал рядом с комплексом и скажу, что он и ночью также хорош, как и днем.

Мое путешествие выпало на время мусульманского поста, во время которого местные женщины совершают нечто вроде хаджа по святым местам города. Женщин этих привозят группами, они нарядные и веселые идут видимо уже привычным путем, иногда с ними бывает гид, который читает священные тексты и рассказывает занимательные истории из жизни святых. Эти паломницы были почти единственными посетителями мавзолея, наверное, в другое время здесь пустынно и еще более комфортно.

Самарканд: обязательная программа

По вечерам, когда гробница закрывалась, вокруг не было ни души и гулять там было очень приятно.

Второе место среди достопримечательностей Самарканда я бы отдала комплексу Регистан.

Главная площадь средневекового Самарканда ограждена тремя роскошными медресе: Улугбека, Шердор и Тилл-Кари. Ансамбль сформировался в 15 веке и воплощает собой все лучшие черты персидской архитектуры. Регистан — это сердце старого города и сюда ведут почти все дороги. Вход на площадь платный и народу днем здесь бывает очень много. Такую красоту всем хочется увидеть!

Самарканд: обязательная программа

Внутри медресе устроена активная торговля, это немного бесит. Вот представьте, заплатили вы за билет в Третьяковку, а там на фоне картин сплошные лавки! Продают здесь сувениры и местные специалитеты: сюзане, посуду, магнитики, тюбетейки и т. п. Один мужчина зазывал в магазин фотографий, услышав, что я из России, соблазнял меня изображением Сталина в тюбетейке. Интересно, что он французам и китайцам предлагает?!

Медресе Регистана пережили недавнюю реставрацию и выглядят очень нарядно, хотя где-то мелькает мысль о том, что все это не совсем аутентично. Интерьер мечети в медресе Тилля-Кари поражает мозаиками и буквально ослепляет обилием золота.

В целом комплекс Регистана очень красивый и рассматривать детали зданий можно очень долго, к визиту хорошо бы подготовиться, почитав про особенности архитектуры и декора, или можно нанять гида, который обо всем расскажет. Но мне было очень трудно в один присест осознать все эти различия в стилях, узорах, символах, и я приходила к комплексу несколько раз, с удовольствием отдыхала в его парке, разглядывая мозаики.

Самарканд: обязательная программа

Но все-таки по силе впечатления Гур-Эмир победил.

Третье место в самаркандском хит-параде для меня занимает ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда.

Самарканд: обязательная программа

Это одно из древнейших мест города, здесь найдены остатки захоронений 9 века. Но основной комплекс сформировался в 14–15 веках. Ансамбль — это целая улица красивейших мавзолеев. Для местного населения это еще и часть их истории, мне же имена покойных ничего не говорили, но от красоты дух захватывает! Опять же, чтобы разобраться в нюансах нужен гид или путеводитель. Но я на каком-то этапе бросила это гиблое дело и перестала пытаться запомнить последовательность правителей и стала просто наслаждаться красотой сооружений.

Это мой минимум, который, мне кажется, обязательно нужно повидать в Самарканде. О других объектах будут следующие рассказы.