Турист Stanislav
Stanislav
был 22 сентября 2013 9:24

«Русский Таиланд». Паттайя вчера и сегодня.

Паттайя — Таиланд Январь 2011

Первый раз мы с женой посетили Таиланд в 2005 году, затем в 2006, 2009, 2010 и 2011 годах. Первые две поездки мы пользовались услугами туроператора Илвес Тур, затем рискнули ездить в Таиланд самостоятельно, то есть «дикарями». К этому времени мы обзавелись друзьями в Паттайе, которые находили нам жилье, встречали в аэропорту Суварнапум, помогали в организации эксклюзивных экскурсий на реку Квай, на Север страны, в северо — восточную область Исан, на юг Таиланда. За пять посещений мы объездили всю страну. Тем не менее я убежден, что в эту страну любознательному туристу, которого интересует история Таиланда, его культура, его храмовая архитектура, экзотика, можно ездить лет 10.

На моих глазах происходила русификация Паттайи, вызванная резким увеличением числа росийских туристов, посещающих Таиланд, и в первую очередь Паттайю. Русский бизнес в сфере обслуживания соотечественников стал расти как на дрожжах. Об этом я и хочу рассказать в данной статье. Это впечатления от того, что удалось увидеть, услышать, узнать о Таиланде. Я полюбил эту необыкновенно экзотическую страну и ее удивительно радушный, жизнерадостный народ.

Упоминание в статье отдельных туроператоров, турагентств, отелей, конкретных людей не является рекламой их деятельности. С ними я общался, от них получал те или иные услуги, и поэтому могу объективно оценивать качество этих услуг

В Паттайе работает большое число русских турфирм. Правильнее сказать, это тайские фирмы, ориентированные на русскоговорящих туристов. По законам Королевства 51% акций должен принадлежать тайской стороне, 49% — русской (или любой другой национальности). Во многих случаях в реальности 51% акций принадлежит большому числу акционеров-тайцев, причем никто из этих «акционеров» в правление компании не входит, так что решающего права голоса тайская сторона не имеет. Для того, чтобы принять нужное тайской стороне решение, надо собрать «здесь и сейчас» всех акционеров-тайцев. Сделать это практически невозможно, так как акционеры находятся в разных провинциях страны, и им «до лампочки» и сама компания, и ее проблемы. Каждый из них в лучшем случае получает в конце года некоторую сумму бат в качестве дивидендов. Такая система регистрации частного предприятия отработана именно с той целью, чтобы тайская сторона не могла в один прекрасный момент закрыть фирму, перепрофилировать ее или создать условия, не приемлемые второй стороной. Фактически главой компании является, в данном случае, русский, который имеет право подписи документов. По крайней мере, на таком принципе работают в Таиланде крупные туристические фирмы. В остальных случаях 51% акций принадлежит реальному тайцу (зицпредседатель Фунт), с которым надо дружить и не делать резких движений, чтобы он тебя не «кинул». Русских туроператоров в Таиланде около двух десятков, но наиболее крупными и надежными являются Тез Тур, Натали Тур, Пегас Туристик, Илвес Тур, Коралл Тревел. Все они работают совершенно легально, и имеют лицензии на право оказания туристических услуг. Иностранных туроператоров (шведов, англичан и т. п.) в Паттайе немного, и работают в них тайские англоговорящие гиды. Рекламные проспекты этих туроператоров находятся в каждом отеле города.

В Таиланде российская система оказания туруслуг соотечественникам уникальна во всех отношениях и не имеет себе равных ни в одной стране мира, куда едут русские туристы. В Паттайе (Пхукете, Самуи) сформировался «русский Таиланд», который живет своей жизнью.

В прошлые годы во многих русских турфирмах Паттайи гидами являлись русскоговорящие тайцы, что имело свои недостатки. Как правило, надо напрягаться, чтобы понять, о чем рассказывает такой гид. Кроме того, у них ограниченный словарный запас и объем информации, который гиды выдают туристам, оставляет желать лучшего. Исключением являлась турфирма Илвес Тур, где с туристами работали молодые люди из России. Официально они являются переводчиками при тайских гидах, причем многие из них владеют не только английским, но тайским языками. Каждый из них имеет разрешение на работу переводчиком.

По тайскому законодательству, гидами не могут работать ни при каких обстоятельствах иностранцы, только тайцы, особенно при проведении экскурсий в Королевском Дворце и в храме Лежащего Будды в Бангкоке. В большинстве случаев местные власти закрывают глаза на то, что экскурсию ведет русский, так как соблюдено главное требование — в составе любой туристической группы есть тайский гид. Фактически он выполняет роль «крыши», прикрытия для русского «гида». В Таиланде существует законодательно оформленное право — на каждого иностранца, занятого в бизнесе, должно приходиться четыре тайца, то есть они должны найти свое место в его фирме (водитель, гид, адвокат, технический работник и т. п.) Их зарплата не должна быть меньше законодательно оформленного минимума. Таким образом тайские власти решают проблему занятости населения трудовой деятельностью. Отсюда и их лояльное отношение к русским «гидам», так как русский туроператор является работодателем для доброго десятка тайцев.

Попадаются толковые тайские гиды, которые берут на себя переговоры с автобусными компаниями, чтобы во время и в нужное место пришел автобус за туристами, чтобы в данной экскурсии был гарантирован своевременно обед группы в данном ресторане, чтобы не было проблем с размещением туристов в отеле, чтобы группа без проблем посетила данный храм и т. д., и т. п. Такой гид хорошая поддержка для компании и гарантия свести к минимуму претензии туристов по оргвопросам. При разработке новой экскурсии он помогает решать организационные вопросы, предлагает экскурсионные объекты, находит точки питания и отели для размещения туристов. Я полагал, что знание тайского языка позволяет русским владельцам компании самостоятельно решать с тайцами все эти вопросы, но оказался неправ. Дело в том, что таец с тайцем всегда договорятся, а русский с тайцем могут и не договориться. Это одна из особенностей тайского менталитета.

В ряде случаев гид получает на руки наличные деньги (баты), которыми расплачивается за обед, за посещение экскурсионных объектов, за размещение в отеле. Он настолько дорожит своим местом, что никогда не позволит себе утаить какую-то часть денег.

Сотни туристов, посетив Паттайю, делятся в Интернете своими впечатлениями, участвуют в работе форумов. И очень часто можно услышать рекомендации типа «покупайте экскурсии у тайских туроператоров или в тайских уличных агентствах, так как это дешевле, чем у жадных русских туроператоров». Можно встретить заявления " русские гиды работают нелегально и поэтому с ними опасно ездить». Это глубоко ошибочные мнения и я постараюсь обосновать это утверждение не для защиты туроператоров, а чтобы прояснить суть вопроса.

Все экскурсии, которые предлагают туристам русские турфирмы, разработаны сотрудниками данной фирмы и принадлежат ей по праву интеллектуальной собственности. Чтобы разработать экскурсию, надо иметь в штате специалистов, владеющих тайским языком, привлекать к этому процессу тайцев, надо учитывать менталитет тайцев, надо знать «на отлично» историю того региона, где проводится экскурсия, надо найти интересные с точки зрения истории и экзотики объекты, надо найти отели и рестораны, где будут отдыхать и питаться туристы и т. д. и т. п. Уличное турагентство не располагает такими ресурсами и оно, по существу, перепродает тот товар, который разработан солидными компаниями, имеет на этом комиссионные и на них живет. Турагентства по своей сути являются билетерами. И когда турист рассказывает о том, что он купил в уличном агентстве экскурсию и ездил в сопровождении русского гида, то уверяю, что он отправил вас с русским туроператорм — Тез Тур, Илвес Тур или каким-то другим (в уличном агентстве нет средств, чтобы содержать в свом штате русских гидов). Это в лучшем случае, а худший вариант, когда с целью по-больше заработать, туриста отправляют на экскурсию с дешевым тайским оператором, а уж тут говорить о качестве купленного товара не приходится. Распространенное среди туристов мнение о том, что экскурсия, приобретенная в тайском агентстве (или у тайского оператора), гораздо дешевле такой же экскурсии у русского туроператора, глубоко ошибочно. Да, она будет дешевле. Турист заплатит меньше, но меньшим будет набор услуг и их качество (тайский гид, которого понять практически невозможно, «туалет во дворе», дешевая тайская кухня и т. п.). Так что, выиграв в цене, вы проиграете в качестве купленного товара. Сейчас в Паттайе турагентств для русских «как грязи» на Второй улице, на Пратамнаке, на Джомтьене, в переулке Патайя Парк и т. д.

Как известно, из каждого правила есть свои исключения. Такими исключениями из сказанного выше являются существующие в Паттайе много лет турагентства Универсальное Экскурсионное Бюро, расположенное на улице Пляжная между Сои 4 и Сои 5, и турагентство в составе Русского Информационного Центра «Инфосервис». У них наработан богатый опыт обслуживания российских туристов.

В последнее время свои уличные турагентства создают и некоторые русские туроператоры. Так, ТЕЗ ТУР открыл Сабай Вояж, а туроператор BAT открыл турагентство Превед Тур, офисы которого находятся на улице Таппрайя (рядом с офисом Илвес Тур), на Пратамнаке и на улице Наклыа. Агентство достаточно серьезное и имеет в своем активе набор интересных экскурсий. Обслуживают туристов русские гиды. Узнать все подробности можно на сайте www.prevedtour.ru Здесь продаются экскурсии, разработанные специалистами этих фирм.

Перед отъездом в Таиланд я обязательно просматриваю сайты Илвес Тур (http://www.ilvestour.co.th/), Русского информационного Центра «Инфосервис», Превед Тур, Универсального Экскурсионного Бюро (http://www.andirussia.ru/), и если там появилось что-то новенькое, я пользуюсь их услугами. В этом плане туристов постоянно радует своими новинками Илвес Тур.

Сейчас в Интернете так много информации по Таиланду для туристов, что можно еще дома составить программу своего пребывания в Паттайе (Пхукете, Самуи), расписать ее по дням, по часам и по затратам на различные мероприятия. Если вы этого не сделали заранее, вам поможет гид принимающей фирмы, ну, а если вы по каким-то соображениям отказались от его услуг (это ваше полное право и оно НИ ЧЕМ не ограничено!), то к вашим услугам уличные турагентства, ну, а уж тут как повезет.

Центрами туризма в Таиланде являются Паттайя, острова Самуи и Пхукет, но пальму первенства держит Паттайя. Отсюда можно взять экскурсии по окрестностям города и внутри его, а так же в провинции с туристическими объектами на востоке, на западе, на севере, на ближнем юге и в центральной части Таиланда. Ряд предложений посвящен отдыху на островах в акватории Сиамского залива. Заслуженной любовью у туристов пользуются острова Чанг, Кут, Самет. Отдых на этих островах под пальмами с чудесными пляжами, с чистым морем, в оригинальных бунгало настолько экзотичен, что зачастую является посылом для повторного посещения Таиланда.

Глубоководная рыбалка, рыбалка на барракуду, на кальмаров, просто прогулка по Сиамскому заливу на комфортабельном бигботе с посещением диких островов с чудесными пляжами — все это представляет прекрасную возможность отдохнуть, набраться впечатлений, почувствовать экзотику Таиланда. Любая турфирма или турагентство предлагает туристам широкий спектр услуг, и может содержать в своем прайсе около 50 наименований туристических объектов. В основном, это одни и те же экскурсии и услуги. Приятное исключение составляет турфирма Илвес Тур, которая практически каждый год добавляет в свой прайс новые эксклюзивные туристические маршруты, разработанные ее специалистами Можно назвать уже ставшей знаменитой экскурсию «Путь к Аватару», экскурсии «Гастрономическая Паттайя», «Королевский Хуа Хин», «Волшебный Сиам». К числу эксклюзивных относятся так же поездки на остров Сичанг и в Национальный парк Као Яй. Мне довелось побывать на всех этих экскурсиях и могу с уверенностью сказать — оно того стоит!

Одной из первых в Паттайе Илвес Тур стала предлагать экскурсии на Север Таиланда — удивительно красивую и экзотическую область страны с чудесными храмами, таинственными пещерами, реальными джунглями и самобытными деревнями национальных меньшинств Севера. Илвес Тур находится в числе пионеров по разработке нового туристического района Хуа Хин.

Приобретает известность и популярность недавно созданная «русская» туркомпания BAT (Best Asia Tour).

Помимо традиционных для Паттайи экскурсий за последние пять лет появился совершенно новый товар на рынке туристических услуг. Это экстремальное шоу «Полет гиббона», реклама которого носит «агрессивно» активный характер по всей Паттайе. Недалеко от Паттайи в реальных джунглях проложены тросовые линии (их общая длина 3200 метров), по которым с использованием специального альпинистского снаряжения совершается переправа от одной платформы, расположенной на высоте нескольких десятков метров на гигантском дереве, до другой. Платформ в этом шоу 23 и они располагаются таким образом, что каждая последующая платформа находится ниже платформы отправления, поэтому участник шоу при движении по тросу набирает огромную скорость, и если не тормозить специальным приспособлением, то можно крепко «вмазаться» в амортизаторы нижней платформы. Адреналин здесь зашкаливает!

Буквально два года назад появилась информация о создании в окрестностях Паттайи нового экстремального шоу «Приключения на деревьях», которое включает в себя прохождение по подвесным мостам, падающим качелям, летающим скейтбордам и передвижение по стальным тросам. Заказать эту экскурсию можно по телефонам 038-253-500 или 038-735-500 (в Таиланде). Аналогичное шоу есть на острове Чанг в парке Tree Top Adventure. Это шоу для любителей приключений и острых ощущений

В качестве легкого экстрима предлагаются прогулки по джунглям на квадрациклах и джип — сафари. Всего за 10000 бат можно с самолета совершить прыжок с парашютом в сопровождении опытного инструктора.

В окрестностях Паттайи три года назад была построена этническая деревня экзотической народности, проживающей в Таиланде, Каренов Падонг. Женщины этой народности известны тем, что носят на шее кольца (спираль), изготовленные из медной проволоки диаметром около сантиметра. Высота колец достигает 25 сантиметров, а их вес составляет 4–5 килограммов. Экскурсия сюда стоит 300 бат, в то время как в 2006 году мне, для того чтобы увидеть этих удивительных женщин, пришлось в составе небольшой группы совершить перелет в Чианг Май на севере страны, и заплатить за это удовольствие $400. Справедливости ради должен сказать, что за эти 400 долларов, кроме деревни длинношеих женщин, гид Костя показал нам столько красот и чудес Северного Таиланда, что я полюбил эту экзотическую область страны и побывал там еще 3 раза, но уже со своей программой.

В программу экскурсии «Гастрономическая Паттайя» входит, в частности, посещение таких объектов, как чайный магазин «Tea Collekction» (моб.тел.087-98-98-588) и плавучий рынок Pattaya Floating Market. Чайный магазин является единственным в своем роде в Паттайе. Он расположен в северной части города напротив магазина сувениров Лукдот. Здесь продают только натуральный высококачественный чай. Подделки исключены! Как минимум 15 разнообразных сортов чая, многие из которых мало известны россиянам, предлагает туристам хозяйка магазина, очаровательная молодая женщина с прекрасным русским языком. Большинство из этих сортов чая имеют не только чудесные вкусовые качества, но и обладают лечебными свойствами. Это еще одна из услуг Паттайи, ориентированная на русского туриста.

В окрестностях Паттайи нет речек или каналов, и я был поражен тем обстоятельством, что здесь появился плавучий рынок Pattaya Floating Market. Его не было в экскурсионных программах в 2009 году. Необыкновенно экзотический рынок находится далеко в южной части города на улице Сукхумвит (полтора километра на юг от пересечения улиц Чаяпрык и Сукхумвит), и был создан предприимчивыми людьми на территории пресноводного озера. Рынок большой и имеет несколько водных «улиц». После прогулки по этим «улицам» на лодке, управляемой тайцем, туристам предлагается пешая прогулка по рынку. Здесь множество торговых палаток, плавучий буддийский храм, а также индуистский храм бога Ганеши. Это очень удачное место для шопинга, так как рынок ориентирован на тайского покупателя, поэтому цены ниже, чем в супермаркетах города и товар лучшего качества. Это совершенно новый туристический объект города.

Таиланд — одно из самых рыболовных мест в Юго-Восточной Азии. Здесь огромное количество пресноводных водоемов. Туристам предлагают рыбалку на озерах на пресноводных экзотических рыб, а так же на рыб, которые водятся только в водах Амазонки, Меконга и в Австралии. Это такие монстры, как Меконгский сом, Сиамский карп, Арапайма, Змейголов, Пиранья паку, Баррамунди и другие, не менее экзотические представители пресноводных рыб. Вес некоторых из них (Меконгский сом, Сиамский карп) может достигать 180 — 200 килограмм. Одно из озер (Озеро Монстров) находится в двух часах езды от Паттайи, и в нем водится 15 видов экзотических рыб, включая названных выше. Фирма гарантирует, что без улова одной из диковинок этого озера не уедет ни один рыбак. Подробности размещены на сайте www.thaifishing.ru, а находясь в Паттайе можно воспользоваться мобильным телефоном 088-52-22-663 или 087- 60-04-333 (по-русски) и заказать экскурсию.

Купить экскурсию в Камбоджу сейчас реально в любом уличном агентстве, в любой турфирме. Это поездки на 2–3 дня с посещением Ангкора, столицы Камбоджи в 1Х-ХV веках, и плавучей деревни на озере Тонле Сап. Разработчиком («хозяином») экскурсий является Российско-Камбоджийская туристическая компания «Karibu Khmer Co. Ltd»

(http://www.karibu-khmer.ru/). С момента создания этой компании и появилась возможность посещения Камбоджи из Паттайи. До этого мои попытки (в 2005 и 2006 годах) посетить Камбоджу наталкивались на отсутствие такой услуги в русских турфирмах Паттайи. Ее можно было купить у тайцев, но с вылетом из Бангкока и в сопровождении англоговорящего гида. Да и стоила она недешево.

В Паттайе «дочкой» компании «Karibu Khmer Co. Ltd» является «Карибу-Тхай» (http://siamtv.ru/azia/ , мобильный телефон 08-710-720-73),

которая специализируется на организации экскурсий из Паттайи в Лаос, Бирму, Вьетнам, Малайзию, Непал, Гонконг, Бруней, Индонезию, Филиппины, Макао, Корор (Палау). И что приятно — в сопровождении русских гидов. На сайте siamtv есть описание всех этих экскурсий с указанием их стоимости. Компания «Карибу-Тхай» находится на углу улицы Вторая и Сои 61, напротив банка Bangkok Bank. В 2005 году о таких поездках можно было только мечтать.

За последние 6 лет Паттайя неузнаваемо изменилась для русского туриста. Помимо увеличения числа ресторанов и турагентств, ориентированных на русскоговорящих туристов, разного рода рекламных печатных изданий на русском языке, появились новые услуги, зачастую экзотические. Так, вы можете воспользоваться услугами частного русского гида (500 бат в час), который проведет с вами нестандартную экскурсию по городу, составит сопровождение по супермаркетам Паттайи, в СПА центры или массажные салоны. Не без участия наших соплеменников вам помогут взять в аренду мотобайк (от 150 бат в сутки), или авто с GPS навигатором за 800 бат в сутки. В первом случае надо позвонить по мобильному телефону на 082-46-26-909, а во втором — 084-63-67-032 (по-русски). За двухдневные курсы с оплатой 3000 бат вы гарантированно получите тайские права на управление автомашиной (тел. 087-78-32-921).

Если вы захотите продлить время своего пребывания в стране на месяц, к вашим услугам фирмы, которые помогут это сделать, Для облегчения жизни туристов тайцы создали ряд исключений из правил. В данном случае фирма, предлагающая вам эту услугу, организует однодневную экскурсию в Камбоджу. Главная задача — получить отметку в загранпаспорте о том, что вы пересекли границу Таиланд-Камбоджа и обратно. Эта отметка дает вам право прожить еще 30 дней в Таиланде и не иметь неприятностей при выезде из страны. Подобная процедура посещения Лаоса (два дня) продляет время вашего пребывания в стране до 90 дней. В первом случае это удовольствие обойдется в 2000 бат, во втором — в 8000 бат с человека. Данную услугу можно получить, позвонив в Паттайе по телефону 082- 460–2136. Я думаю, что в этом вопросе туристу поможет любой туроператор или уличное агентство.

В Паттайе открылась Русская Православная церковь Во Имя Всех Святых, расположенная в Северной части города. Добраться до Церкви можно самостоятельно на тук-туке. Если ехать от Центра по улице Вторая, то на перекрестке с дельфинами следует пересесть на тук-тук, который идет по улице Наклыа, и выйти на Сои 16. Идти по этой улице минут 5–7. и далее по указателям.

К услугам русских, живущих и работающих в Паттайе, открываются школы для их детей, работает детский центр «Семицветик», центр по установке спутниковых антенн (заплатив 6000 бат можно смотреть 16 русскоязычных каналов), создаются курсы по обучению вождению авто с учетом специфики Таиланда и получению водительских прав. Открыта для русских туристов такая услуга, как заказ такси, заказ обедов русской кухни с доставкой в отель или кондоминиум, оказание юридических услуг по открытию бизнеса, услуги адвоката. Для русских туристов создана новая услуга — заказ тайских девочек по телефону 083-11949-95 (по русски).

Я не был удивлен, когда узнал, что в Паттайе существует магазин «Вован», где продаются изделия из кожи экзотических представителей животного мира — ската, крокодила, змеи, лягушки и т. п.

Это и понятно, так как в Таиланде есть, в частности, фермы по разведению крокодилов и змей. Но я не поверил своим глазам и ушам, когда узнал, что в Паттайе открылся магазин «Зима» по продаже изделий из натурального меха. И это в Юго-Восточной Азии, где зимой температура воздуха +25 — +30 градусов, а летом зашкаливает за +35 градусов! Явно, этот уникум открыт русскими и ориентирован на русских туристов.

В Таиланде широко распространено лечение средствами народной медицины. В основе таких лечебных препаратов лежат природные элементы, такие как кровь, яд и органы животных, живущих в Таиланде, корни, травы, плоды, побеги растений, минералы. Это экологически чистые препараты без всякой «химии». Тайские препараты помогают сохранить здоровье, молодость, красоту, бодрость, избавиться от болезненных и неприятных ощущений, а также победить недуг.

Моя жена пользовалась услугами аптеки народной тайской медицины «Дом здоровья», которая находится на улице Северная за Третьей улицей. Директор по продажам (и хозяйка аптеки) молодая русская женщина Анастасия дает подробные консультации по каждому препарату и рекомендации для каждого конкретного случая (тел. 082-860-5551). Подобных аптек и магазинов в Паттайе много, но общаться там приходится с не говорящими по — русски тайками.

Центром тайской народной медицины является магазин «Parinda».

Здесь огромный выбор лечебных препаратов и тайской косметики «на все случаи жизни». Этот магазин создан специально для русскоговорящих туристов. Все названия препаратов и аннотации к ним на русском языке и работают с туристами русскоговорящие тайки и тайцы, которые являются специалистами в области тайской народной медицины. Добраться сюда самостоятельно довольно сложно, так как это далеко на юге Паттайи. Магазин «Parinda» может являться элементов экскурсии в Нонг Нуч или в храмовый комплекс Ват Ян. Заказать сюда бесплатный трансферт можно по телефону 08 008 008 63 (по русски).

При поездке на реку Квай туристов обычно завозят на местные рынки, где можно купить не только готовые препараты, но и наборы корней и побегов тайских лечебных растений и кустарников (в такие наборы входит несколько десятков природных ингредиентов), которые дома настаиваются на водке и приобретают лечебные свойства. Этот товар можно покупать безбоязненно, так как, в отличии от бессовестных российских предпринимателей, тайцы никогда не позволят себе продавать фуфло.

Наряду с лечебными препаратами, у российских туристов большой популярностью пользуется тайская косметика, в основе которой, так же как и в лечебных препаратах, лежат натуральные компоненты. Кроме магазина «Parinda» и аптеки «Дом здоровья», большой выбор тайской косметики предлагает Русский Информационный Центр «Инфосервис» (офисы на ул. Северная, рядом с супермаркетом Лотус, и на углу улиц Южная и Таппрайя, тел. 080-633-34-34). Понятно, что здесь всю информацию турист получит на русском языке.

Кладезем знаний по тайской народной медицине и тайской косметике является Татьяна Куртова, главный менеджер турфирмы Илвес Тур (travel@ilvestour.co.th, , тел. 081-949-12-51). За пять посещений Таиланда мы неоднократно консультировались у нее и по экскурсиям, и по тайским лечебным препаратам, и по тайской косметике, и по состоянию своего здоровья, и всегда находили помощь и поддержку. Татьяна -профессиональный врач, и этим все объясняется.

В 2005 году единственным печатным изданием для русских туристов в Паттайе была газета «Инфосервис», которая выпускалась (и продолжает выпускаться) Русским Информационным Центром «Инфосервис». В этой газете масса полезной для туриста информации и, самое главное для тех лет, карта Паттайи. Если учесть, что в 2005 году в Интернете не было такого обилия информации по Таиланду, и в частности по Паттайе, как сейчас, то эта газета для любознательного туриста была незаменимым пособием и путеводителем. По крайней мере, я ее оценил именно таким образом. Описание экскурсий, экзотических тайских фруктов, места нахождения в городе ресторанов, магазинов, рынков, супермаркетов, SPA-центров, массажных салонов, описание отелей и места их нахождения — чего только не было (и нет) в этой газете! Газету можно бесплатно получить в офисе Центра. И еще — Русский Информационный Центр подготовил и запустил в продажу чудесный красочный фотоальбом «Таиланд. Дорога на Север». Этому фотоальбому нет цены (хотя цена есть — 700 бат), так как он знакомит читателя с необыкновенно экзотическими и удивительно красивыми северными провинциями Таиланда. Купить фотоальбом можно в офисах Центра, а также в офисе компании Илвес Тур (улица Таппрайя).

В настоящее время в Паттайе выпускается на русском языке множество печатных изданий — карты города, рекламные проспекты экскурсий, шикарно иллюстрированные журналы-газеты — «Паттайя»

(туроператор Ilves Tour) и «ВАТ. Паттайя»(туроператор Best Asia Tour), «Инфосервис». В них в сопровождении прекрасных фотографий дается описание наиболее популярных экскурсий из Паттайи. Много полезной информации можно найти в газетах РуссоТуристо (компания Russian Siam Co. Ltd), «Наша газета» (компания «Мой дом Таиланд»), «Вестник Паттайи», в журналах «Фаранг Ру», «Русский Дом». Все эти печатные издания распространяются бесплатно. По телевизору в Паттайе транслируется два русских канала, в основном рекламного характера, а также канал «Россия-2» (в 2005–2006 годах русская речь на TV Паттайи не звучала). В каждый приезд в Паттайю я не прохожу мимо рекламных печатных изданий на русском языке, так как в них можно найти необыкновенно много полезной информации для любознательного туриста. В магазинах " 7 ELEVEN " можно купить газету «Аргументы и факты», а в супермаркете «Mike Shopping Mall» на улице Пляжная я бесплатно брал «Комсомольскую правду».

Первый приезд в Паттайю в 2005 году мне запомнился, в частности тем, что было трудно сориентироваться в выборе блюд в ресторанчиках не только с тайской, но и с другими кухнями. Правда, уже тогда многие рестораны предлагали посетителям фотоменю (этот прием сохранился и в настоящее время). В таком меню сфотографированы все блюда, даны их названия по-тайски и по-английски, указана цена. В 2009 году ряд ресторанов начал предлагать меню на русском языке. Из ресторанов с русской кухней в 2005 году были практически единственными трактир «У Захаровны» на углу улицы Вторая и переулка Сои 2, и таверна " 8 подков», расположенная в офисе компании Илвес Тур на улице Таппрайя. Оба эти заведения функционируют до сих пор, но к 2011 году у них появилась мощная конкуренция в лице новых ресторанов с русской, узбекской, армянской, грузинской кухнями. Такие рестораны можно встретить как в центре Паттайи, так и на Джомтьене, в переулке Паттайя Парк, на Пратамнаке, на Севере Паттайи.

На слуху новые рестораны «Белое солнце пустыни» и «Кавказская пленница» на улице Вторая, ресторан узбекской кухни «Лаззати», расположенный на Второй улице недалеко от фонтана с дельфинами и в переулке Паттайя парк, ресторан «Апельсин» на Волкинг Стрит, клуб-ресторан «Волна», ресторан «Евразия», ресторан «Распутин» в конце Волкинг Стрит, ресторан «Толстая креветка» на Джомтьене, ресторан «Матрешка», кафе «Русский стиль» на Сои 2 рядом с магазином Лукдот. Кстати, здесь всегда в наличии самогон и сало. По телефону 086-335-13-61 можно сделать заказ с доставкой в отель.

В корпусах Джомтьен Кондо, где мы с женой останавливались в 2010 и в 2011 годах, имеются два ресторана, которые держат наши соотечественники. В одном из них прекрасная тайская кухня, а второй специализируется на русской кухне. По некоторым подсчетам в Паттайе сейчас около 30 русских ресторанов. В основной массе это дорогие рестораны. Русские, они и в Паттайе русские — надо сразу и как можно больше!

Для тех, кто еще не был в Таиланде — «ресторан» в Паттайе совсем не то, что себе представляет россиянин. Это может быть небольшое заведение на 5–6 столиков типа веранды, где вы можете покушать относительно недорого и выпить пива или какие-то напитки. В таких ресторанах спиртного не бывает, как не бывает там чая, кофе и хлеба. Если ресторан держат русские, то можно надеяться, что официант понимает по-русски. Во всех других случаях общение или на английском языке, или жестами. Тайцев, говорящих по-русски или понимающих русскую речь в Таиланде очень мало (есть неофициальная информация, что русскоговорящих тайцев по всей стране не более 250 человек). Для тайца русский язык практически не поддается изучению.

Мой знакомый тайский гид Том рассказывал, что когда он поступал учиться русскому языку в Университет в Бангкоке, то на первом курсе было 200 человек, а учебу закончили 15, среди них и Том. Он неплохо говорит по-русски и прекрасно понимает русскую речь. Две поездки с Томом по Северу Таиланда оставили у меня приятное впечатление от общения с ним. Среди тайцев есть приверженцы изучения русского языка, и сейчас при Православном храме Во Имя Всех Святых в Паттайе открыты бесплатные курсы по обучению письменному и устному русскому языку. На эти курсы ходят тайцы, желающие овладеть русским языком. Русскоговорящий таец всегда найдет себе высокооплачиваемую работу в качестве гида в русской турфирме (зарплата не менее $1000 в месяц). Преподает на этих курсах Леонид Борисов, мой хороший знакомый и уважаемый мною сторожил Паттайи. За пять посещений Таиланда мне удалось встретить всего 7 русскоговорящих тайцев и все они работают в туризме.

В Паттайе без труда можно найти рестораны с итальянской, немецкой, финской, японской, индийской кухнями. Итальянская и японская кухни представлены, в частности, в супермаркетах Carrefour на улице Центральная Паттайя и Central Festival на улице Пляжная (кстати, в Фестивальном — так его называют русские — есть русский ресторан Наша Раша), а в немецкий ресторан Deutsches Haus можно зайти на улице Пляжная, между Сои 4 и Сои 5, рядом с Универсальным Экскурсионным Бюро.

С открытием супермаркета Central Festival для многих туристов сама собой решилась проблема питания. На первом этаже супермаркета расположен огромный обеденный зал, где прямо при вас готовят любое, выбранное вами блюдо — жарят рыбу, мясо, готовят супы, салаты и т. д. Цены очень даже приемлемые. Супы типа Том Ям стоят 45 бат за огромную миску. Кухня тайская, но есть и русские блюда, например, борщ. Правда, по вкусовым качествам он мало чем похож на российский борщ. Но, тем не менее… Здесь можно неплохо покушать за 100–150 бат.

В Паттайе «море» ресторанов с тайской кухней — их можно встретить на любой улице города. Как я уже говорил, выбрать блюдо можно по фотоменю, но что оно из себя представляет по вкусовым качествам и какие ингредиенты в нем заложены, можно узнать только попробовав.

«Общепит» в Паттайе ориентирован на туристов в ресторанах и на аборигенов в уличных кухнях. Практически на каждой улице города есть кухня (и не одна), где на открытом воздухе готовятся разнообразные тайские блюда. Здесь продается самая тайская еда. При некоторых кухнях есть столики, где можно покушать, в других случаях тайцы покупают себе блюда в полиэтиленовые мешочки. Тайцы очень щепетильны в вопросах санитарии и гигиены, и можно не сомневаться в том, что при приготовлении этой пищи соблюдены все санитарно-гигиенические нормативы. Если вы хотите попробовать пищу тайского простолюдина, покупайте ее в такой столовой, и не бойтесь отравиться или получить расстройство желудка. Но, откровенно говоря, чтобы это сделать, надо набраться смелости. Я ни разу не видел, чтобы фаранги пользовались услугами такой кухни

Помимо стационарных, есть передвижные и переносные кухни (их называют макашницами). В первом случае используется мотобайк, во втором — таец с коромыслом, на котором висит вся его кухня. Он останавливается там, где ему понравится и на небольшой газовой плите готовит блюда. В желающих отведать его блюда недостатка я не наблюдал. Он готовит супы, салаты, рис и т. п. Зарабатывают такие «кашевары» только себе на пропитание, но и этого ему достаточно.

На улице Пляжная на Сои 6 (дневная улица путан) я наблюдал самый примитивный образец тайской столовой. На тележке тайка привозит расфасованные в полиэтиленовые мешочки разнообразные супы и салаты, лапшу, рис стоимостью 10 — 20 бат. Товар уходит в улет.

Такое обилие точек питания приводит к тому, что тайцу (или тайке) нет смысла заниматься приготовлением пищи дома. Рано утром, днем, поздно вечером можно без проблем утолить голод в макашнице. И это обойдется гораздо дешевле, чем заниматься готовкой пищи дома.

По наводке в Инете мы с женой озадачились целью — найти ресторан Ninja, где в варианте шведского стола за 300 бат с человека можно отведать морепродукты, мясо, разнообразную тайскую «зелень». Оригинальность этого ресторана заключается в том, что вы набираете продукты и ингредиенты сырыми, варите и жарите их самостоятельно на специальной жаровне, которая вам выдается. А поскольку это шведский стол, то никто вас не ограничивает в количестве понравившихся вам продуктов.

Очень оригинальный ресторан. Надо доехать по улице Северная до улицы Третья и пройти по ней вправо до первого светофора, и далее метров 50. Ресторан будет слева по ходу движения.

К вкусу и запаху тайской еды надо привыкнуть. Она характеризуется совершенно необычными для фарангов вкусовыми качествами и запахами. Во многие блюда добавляются диковинные ингредиенты — травы, корни, побеги, листья неизвестных европейцам растений, что придает им необычный и необыкновенный вкус. Вторая особенность тайской кухни — острота пищи. Если при заказе еды вы не скажете no spicy (ноу спайси), вы рискуете «сгореть» от перца чили. Правда, в Паттайе уже привыкли к тому, что русские не любят острую еду, и подадут вам блюдо no spicy (ноу спайси). А то, что перед ними русский турист, в Паттайе тайцу говорить не надо. Они нас выделяют и вычисляют безошибочно.

Небольшой совет — не надо судить о тайской кухне по тому, чем вас кормят в отеле. Попробуйте найти ресторан с нормальной тайской едой, а это нетрудно сделать при обилии в Паттайе точек «общепита», и вы не разочаруетесь в блюдах тайской кухни. В крайнем случае, посоветуйтесь по этому вопросу с гидом «своей» турфирмы.

На севере Таиланда пища гораздо дешевле и вкуснее, чем в Паттайе, так как готовится не для массового туриста, а для местных тайцев.

Огромная чашка изумительного по вкусу супа Том Кха Кай или Том Ям Кунг, порция риса вместо хлеба и бутылка пива Чанг обходились в ресторане в 100 бат. Сытно, вкусно и недорого. В макашнице на улице здесь можно отлично покушать за 50 бат.

Ассортимент тайских блюд, приправ к ним, десертов не поддается исчислению. В основе многих блюд лежат рис, лапша, курица, утка, свинина, орешки кешью, овощи, креветки, арахис, кальмары, папайя, листья и ростки бамбука и т. п. экзотика. В качестве приправ применяются панданус, тамаринд, лимонное сарго, галанга, а так же чисто тайские приправы хорпаха, ка-прад, менгалак, та-край. Они не только придают блюдам необыкновенный вкус и запах, но и обладают лечебными свойствами. Так, например, умелое сочетание в супах Том Ям галанга, лимонного сарго и листьев лаймы приводит к тому, что эти компоненты вырабатывают «антираковые» вещества. Кроме того их (супы) используют для лечения желудочно-кишечных заболеваний, в том числе и язвы желудка. Наиболее популярными среди туристов являются овощные салаты «Сом Там» и «Ям Ныа», лапша по тайски «Пат-тай», блюда из мяса «Кау Пат Мет Мамуант» и «Кет Пхет Пет Янг», рыба змееголов «Пла Чон» и, конечно же, супы «Том Ям Кунг» и «Том Кха».

Лично я предпочитаю при поездках в Таиланд пользоваться тайской кухней, так как котлеты и соленые огурцы я поем и дома.

Город Паттайя — это туристическая Мекка Юго-Восточной Азии. С каждым годом все большее число российских туристов посещают Таиланд, и в первую очередь Паттайю. Благодаря большой русской диаспоре, здесь созданы все условия для отдыха российского туриста.

По последним данным в 2010 году Таиланд посетило 500 000 русскоговорящих туристов (только в октябре страну посетило более 60 000 русск4их туристов). Это всего 5% от общего числа туристов, посещающих страну в течение года. Особенно любят Таиланд европейцы. Многие из них многократно посещают страну на протяжении года, так что тайские власти ввели для них ограничения по числу приездов в год. Для русских туристов это непозволительная роскошь

. Город протянулся на несколько десятков километров с юга на север и омывается водами Сиамского залива. Планировка города очень проста. В Центральной части города вдоль залива идет улица Пляжная (Beach Road), параллельно ей расположена Вторая улица (Second Road), далее Третья улица (Third Road) и, наконец, этот список параллельных заливу улиц, замыкает Сукхумвит (Sukhumvit Road). Перпендикулярно им идут улицы Северная Паттайя (North Pattaya Road), Центральная Паттайя (Central Pattaya Road) и Южная Паттайя (South Pattaya Road). Таким образом, центральная часть города ограничена улицами Пляжная и Сукхумвит с одной стороны, Северная и Южная Паттайя с другой стороны.

Кроме Центрального, есть район Наклыа (северная часть города), район Пратамнак и южная часть города Джомтьен. Во всех этих районах расположены отели, кондоминиумы, гостевые дома, виллы, и т. п. С точки зрения коммуникабельности предпочтение надо отдать Центральной части города и Джомтьену. Отсюда без проблем и недорого на тук-туке можно добраться в любой район города. Из отелей на Наклыа и на Пратамнаке попасть в город можно или на такси, или пешком. Тук-туки отсюда в город не ходят.

Для непосвященных: тук-тук это трехколесное очень дешевое, демократичное средство передвижения в Таиланде, да и в ряде других стран Юго-Восточной Азии. В Паттайе же русские стали так называть комфортные авто с открытым по бокам кузовом и с крышей. Вдоль кузова расположены сиденья, вход с задней площадки. Такой тук-тук вмещает около 16 пассажиров. Достоинство этого вида транспорта в том, что проезд стоит 10 бат, а тук-тук можно остановить в любом месте при посадке или при выходе. Оплата производится при выходе из тук-тука. Ходят они по определенным маршрутам, поэтому при поездке надо контролировать дорогу, так как можно уехать не туда, куда вам надо.

Но вернемся к планировке города. Самая ГЛАВНАЯ улица Паттайи — это улица Пляжная. Именно здесь находится Городской пляж и чудесный бульвар, здесь расположены главные супермаркеты Паттайи Central Festival, Mike Shopping Mall и Royal Garden Plaza, которые представляют интерес для любителей шопинга. И не только. В Фестивальном и в Плазе имеются супер-пупер игровые автоматы для детей, кинозалы с аттракционами 4D, залы ужасов, боулинги, а на крыше Mike Shopping Mall расположен бассейн.

На Пляжной вы найдете Универсальное Экскурсионное Бюро, немецкий ресторан Deutsches Haus, ресторан «Мистер 99», где можно не только отведать деликатесные морепродукты, но и половить рыбку и креветок в аквариуме (их вам тут же приготовят). Рядом с супермаркетом Mike Shopping Mall есть единственная в городе артистическая улица Art Street на Сои 11, а в переулке Сои 1 рядом с супермаркетом Royal Garden Plaza можно вечером в ресторане посмотреть чудесное тайское шоу. На углу Пляжной и Сои 131 (между супермаркетами Mike Shopping Mall и Royal Garden Plaza) расположен пивной ресторан.

На Пляжной улице множество отелей, ресторанов, небольших продовольственных магазинчиков (7 Eleven, Family Mart), вещевых лавок, аптек. Это воистину главная улица туристической Паттайи не только за счет супермаркетов, но и за счет бульвара, отделяющего проезжую часть от пляжа. Здесь всегда много туристов, которые гуляют по бульвару, сидят на скамеечках, наслаждаясь видами на акваторию Паттайcкой бухты. На газонах бульвара располагаются компании тайцев, которые устраивают свои пикники «на обочине» и, как правило, без употребления горячительных напитков. Глядя на них понимаешь, что люди кайфуют «на полную катушку». И еще — им глубоко наплевать на то, что о них подумают сотни прохожих, и они не боятся полицейских. Такое душевное времяпрепровождение — частичка их образа жизни, их менталитета.

Ближе к вечеру на лавочках бульвара появляются «ночные бабочки» Паттайи. Они прихорашиваются, наводят маникюр, ни к кому не пристают, не предлагают себя, но и без этого понятны их намерения.

После пересечения с улицей Южная (здесь Т-образный перекресток) Пляжная улица приобретает статус пешеходной и называется Волкинг Стрит. В вечернее время это главная «развратная» улица Паттайи. Здесь множество Ресторанов с большой буквы (это не те рестораны, куда можно зайти перекусить) — освещение красного цвета, громкая музыка, множество тайских морковок, которые обольщают туристов. На улице десятки баров го-го, секс баров, куда завлекают прохожих молоденькие тайки и тайцы. Здесь же находятся заведения для представителей нетрадиционной ориентации.

По улице фланируют тысячи туристов, большинство которых просто наслаждаются этим праздником жизни, но немало и тех, кто пришел сюда в поисках приключений. Шум, гам, громкая музыка, потрясающая световая реклама, толпы празднично настроенных людей придают этой улице необыкновенный шарм. Отдыхать в Паттайе и не побывать на Волкинг Стрит — значит обеднить свои впечатления от отдыха!

Днем это обычная, не интересная для туриста улица, по которой можно выйти на пирс Бали Хай. Отсюда на спидботе (моторная лодка) или на двухпалубном небольшом пароме туристы отправляются на пляжи острова Лан (Коралловый остров).

В направлении севера улица Пляжная заканчивается на перекрестке с дельфинами. Это необычный перекресток города, так как на нем сходятся улицы Пляжная (Beach Road) и Вторая улица (Second Road) и от него берут начало улицы Северная (Nort Pattaya Road) и Наклыа (Naklua Road). Кстати, движение на Пляжной улице одностороннее и направлено с севера на юг.

Улица Вторая (на ней движение также одностороннее, но направленно в противоположную сторону, то есть с юга на север) представляет несомненный интерес для туриста только на отрезке между Южной и Центральной Паттайей. Здесь, как и на Пляжной, много магазинов, ресторанчиков и Ресторанов, аптек, обменных пунктов валюты (EXCHANGE). Она очень оживленна в вечернее время суток. Здесь, как и на Волкинг Стрит, бурлит жизнь, но в более скромных проявлениях. Кстати, отсюда также есть вход в названные выше супермаркеты Пляжной улицы. Если пройти немного от Royal Garden Plaza в сторону Центра, то с правой стороны будет местный Макдональдс, а рядом продовольственный магазин (название забыл), в котором большой выбор колбасных изделий в вакуумке, хлеб, несколько наименований удивительно вкусного печенья и много других продуктов питания, чего вы не купите ни в «7 ELEVEN», ни в «Family Mart».

Кстати, тайцы не употребляют в пищу молоко и молочные продукты, поэтому вы не найдете их ни в одном из магазинов города. Кроме одного, расположенного на Джомтьене на улице Ват Бун в 700-х метрах от улицы Джомтьен. Он называется «Milk R;ver» (Молочная река). Здесь можно купить творог, сметану, сыворотку, кефир. При магазине есть кафе, где делают окрошку и блинчики.

От Центральной Паттай до перекрестка с дельфинами Вторая улица будет интересна только после обеда, ближе к вечеру. На ней расположены рестораны «Белое солнце пустыни» и «Кавказская пленница» (открыты с 17 часов), трактир «У Захаровны» (работает с 14 часов), ресторан «Лазатти», вечерние шоу трансвеститов «Тиффани» и " Алказар». Здесь же находится супермаркет Centeral Center. Его реклама отлично просматривается издалека при поездке на тук-туке. Кстати, он находится напротив трактира «У Захаровны». Вот, собственно и все достопримечательности Второй улицы.

Эти две улицы соединяются переулками, которые в Паттайи называются Сои. Самая примечательная из них — это Сои 6. Здесь, в отличии от Волкинг Стрит, путаны «работают " и в дневное время.

Улицы Третья и Сукхумвит вообще не интересны для туристов. И на той и на другой улицах довольно проблематично встретить тук-тук. Хотя надо сказать, что на улице Третья расположена дискотека

X-Zyte (между Центральной и Южной улицами). В Паттайе 25 дискотек с живой музыкой, с танцевальными шоу, с выступлением тайских и иностранных звезд. На Сукхумвит находятся супермаркеты Big C (угол Южной Паттайи и Сукхумвит) и Lotus (угол улицы Тхеппрасит и Сукхумвит). Далее на Сукхумвите между улицами Тхеппрасит и Ват Бун вы найдете Океанариум, один из крупных в Юго-Восточной Азии. Если у вас есть время, желание и силы, то можно на тук-туке по Южной улице доехать до Сукхумвита и далее пешком пройти по ней вправо, посетив все три объекта. Здесь же, между улицами Ват Бун и Чаяпрык, расположен удивительный магазин, где продаются изделия для оформления небольших буддийских храмов. Такой красоты и лепоты я не видел ни в одном из магазинов Паттайи. Если вы решитесь совершить этот вояж, то по улице Чаяпрык надо пройти вниз до конца и выйти на улицу Джомтьен. Отсюда на тук-туке уехать за 10 бат в Центр города.

Мы совершили путешествие по четырем улицам Центральной части города. Посмотрим, что же интересного можно найти на трех следующих, перпендикулярных им улицах. Улица Южная соединяет Сукхумвит и Пляжную. Она привлекательна для туриста на отрезке Пляжная — Третья улица. Рестораны и магазины находятся между Пляжной и Второй улицами. Здесь можно вечером гулять и получать кайф. Между Второй и Третьей улицами расположен буддийский храм Ват Чаймонгкхон (Храм Благословенной Победы), крупный рынок Fresh Market (фрукты, овощи, зелень, морепродукты), Центр компьютерной техники Tuk Com. На углу Южной и Третьей улиц свои услуги предлагает Клиника иглорефлексотерапии Пан Пон (за 5 сеансов надо заплатить 3000 бат), а между Третьей и Сукхумвит работает огромный рынок Talad Nut, ориентированный на тайского покупателя. На таких рынках не рекомендуется торговаться с продавцами и сбивать цену, так как это будет выглядеть оскорбительным для тайского продавца.

Улица Центральная Паттайя соединяет Пляжную и Сукхумвит. На углу улиц Вторая и Центральная Паттайя находится супермаркет Tops, а напротив него магазин с огромным выбором вин, коньяков, виски и прочих горячительных напитков со всех стран мира. Если идти вверх по Центральной улице, то слева по ходу движения откроется превосходный рынок, где покупателям представлен весь ассортимент тайских экзотических фруктов по вполне умеренным ценам. Это мангустин, манго, глаз Дракона, помело, папайя, рамбутан, карамболь. дуриан, личи, лонган и др. Все они обладают определенными лечебными свойствам, и в первую очередь это относится к мангустину и манго. Оба эти фрукта содержат в себе мощные антиоксиданты, что препятствует возникновению и развитию у человека раковых заболеваний. Кстати, изюминкой экскурсии «Гастрономическая Паттайя», о которой я упоминал выше, является посещение плантаций тайских фруктов и их дегустация в неограниченном количестве. Во время экскурсии туристы получают полную консультацию по тайским фруктам.

Следующим объектом, представляющим интерес для русского туриста на улице Центральная, является супермаркет Carrefour. Он расположен с левой стороны по ходу движения и находится за улицей Третья. На первом этаже рестораны японской, итальянской и тайской кухни, пункт обмена валюты, на втором этаже многочисленные магазины сувенирной продукции, изделий из золота и серебра, большой отдел продовольственных товаров. Здесь можно купить тайскую симку, положить деньги на мобильник. Обслуживающий персонал супермаркета по — русски ни бум-бум. Тем не менее очень приятный маркет — нет шума, гама и суеты. На второй этаж можно подняться на движущейся дорожке.

Улица Северная (North Pattaya Road) начинается от перекрестка с дельфинами и замыкается на Сукхумвит. В отличии от Центральной Паттайи, улица интересна для туриста рядом объектов, расположенных на ней. С левой стороны по ходу движения не доходя Третьей улицы находится офис Русского Информационного Центра «Инфосервис». Надо отдать должное Центру, который помогал русским туристам адаптироваться в Паттайе, создавал для них реальную информационную базу и по Таиланду, и по Паттайе. Я уверен — тому, что российский турист имеет в настоящий момент в Паттайе, он обязан в первую очередь «Инфосервису». С него начался русский туризм в Паттайе.

Рядом с офисом «Инфосервис» находится «дочка» Захаровны — второй трактир " У Захаровны «. И тут же рядом гипермаркет Lotus (Северный). После Третьей улицы слева по ходу расположена аптека тайской народной медицины «Дом здоровья», где квалифицированный специалист даст вам консультацию по любому вопросу и препарату.

С правой стороны от фонтана на улице Северная находится новый сетевой магазин сувениров ОТОП. Это правительственная программа «Одна Деревня, Один продукт» (One Tambon one Product) по сохранению культурного наследия тайцев. Одновременно с этим программа предоставляет возможность достойного заработка деревенским ремесленникам. Каждая деревня или округ специализируется на развитии народных промыслов своего района и выставляет продукцию в магазинах ОТОП. Здесь можно найти оригинальные изделия тайских народных умельцев.

Далее по ходу справа расположена ювелирная фабрика, затем магазин сувенирной продукции Лукдот (90% продукции Лукдота можно купить на рынках России и заплатить за нее меньше, чем в Паттайе). Тем не менее, он прекрасно прорекламирован в Паттайе, и не страдает от недостатка покупателей. По телефону 08 008 008 63 (по-русски) можно заказать бесплатный трансферт в ОТОП, Лукдот и на ювелирную фабрику. Напротив Лукдота находится чайный магазин «Чайная коллекция», ориентированный на обслуживание русских туристов (087 989 85 88 по-русски). Здесь большой выбор эксклюзивных сортов чая, практикуется дегустация. И, наконец, на пересечении улиц Северная и Сукхумвит расположен главный автовокзал Паттайи. Отсюда отходят комфортабельные автобусы в Бангкок и в аэропорт Суварнапум.

Районы Наклыа и Пратамнак не представляют интереса для туриста, живущего вне пределов этих районов, хотя и здесь есть свои рестораны, рынки, магазины. На улице Наклыа, перед третьим светофором от «дельфинов», слева по ходу движения тук-тука, находится Naklua Fish Market — самый большой в Паттайе рынок свежих морепродуктов и деревня рыбаков. Именно они поставляют свой улов на этот рынок. В этом же районе расположен буддийский храм Ват По (на углу Наклыа и Сои 16), Русский православный храм Во Имя Всех Святых и Храм Истины — шедевр деревянного зодчества тайских мастеров. Здесь есть фешенебельные отели со своими пляжами и просто отели, но, как я говорил выше, выбираться отсюда в город довольно проблематично. Отсюда на шопинг ездят в центр города.

Район Пратамнак расположен на склонах холма одноименного названия южнее Центральной части города. Здесь довольно сложный рельеф, Отели построены на склонах холма и у его подножия. Достопримечательностью этого района является смотровая площадка Кхао Пратамнак, откуда открывается чудесная панорама на город и акваторию бухты. Здесь же находится буддийский храм Khao Phra Bat и статуя Принца Кром Луанг Чумпхон Кхет Удомсак — отца Королевского Тайского ВМФ. Тайцы его почитают как просветленного, который благодаря своей успешной практике достиг определенного уровня святости. Перед монументом находится алтарь, где тайцы отдают почести Принцу.

Высшая точка холма называется Кхао Прабат (холм Будды) и на нем находится буддийский храм Пра Яй. Здесь установлена монументальная статуя Будды в позе «призывающий Землю в свидетели». Многие статуи Будды в храмах Таиланда имеют имена собственные. Так, например, этот Будда носит имя Пра Пута Сукхотай Валайчонлатхарн (тайцы его называют Луанг Пхо Яй). С нижней площадки к статуе Будды ведет лестница, обрамленная семиголовыми священными змеями Нага. Основной монумент окружен статуями Будды меньшего размера и просветленных буддийских монахов. Из них 7 статуй Будды олицетворяют семь дней недели.

Слева от нижней площадки находится комплекс китайских буддийских храмов, посвященных Конфуцию, Лао Цзы и богине Милосердия Гуань — Инь. К сожалению, посещение этого удивительного храма не входит в программу обзорной экскурсии по Паттайе, которая является «бесплатным» приложением к путевке любого туроператора. Холм Будды я открыл для себя только в пятое посещение Таиланда и вся эта лепота произвела на меня неизгладимое впечатление.

Если сесть на тук-тук на углу улиц Южная и Вторая, то вы прямым ходом попадаете во второй привлекательный для туриста район — Джомтьен. От посадочной площадки на углу этих улиц тук-тук идет по улице Вторая и выходит на улицу Таппрайя. Она соединяет Центральную часть города с районом Джомтьен. Просто гулять по улице Таппрая нет смысла, хотя здесь расположено несколько примечательных объектов, которые находятся справа по ходу движения тук-тука. Это офис Илвес Тур и расположенная в этом здании таверна «8 подков». В соседнем здании находится офис туроператора BAT, а так же офисы компаний «Мой дом Таиланд» и «Русский Дом». Отсюда можно подняться на Холм Будды.

Буквально через 200 метров от офиса Илвес Тур справа будет боковая улица Phratamnak Road, которая ведет в район Пратамнак, а еще через 100 метров начнется переулок Паттайя Парк. Он выводит к отелю и пляжу одноименного названия. Это самый «русский» район Паттайи и самый «русский» отель города. Для любителей пощекотать себе нервы, здесь имеется ряд экстремальных аттракционов. В самом переулке расположено немало заведений, рассчитанных на русского туриста.

Далее (и все это справа по ходу движения вашего тука) откроется элегантный итальянский ресторан «Pan», а на противоположной стороне улицы есть небольшая площадь, обрамленная магазинчиками, в том числе здесь расположен продуктовый супермаркет Foodland (сетевой магазин по продаже европейских продуктов питания). Здесь же находится еще один автовокзал, откуда отправляются автобусы в аэропорт Суварнапум, и сюда же они прибывают из этого аэропорта.

Под прямым углом Таппрайя вливается в улицу Джомтьен, которая идет параллельно заливу на протяжении нескольких километров. В Паттайе это один из самых тихих и экологически чистых районов. Пляж Джомтьен так же отвечает этому определению.

На улице Джомтьен находятся многочисленные продуктовые магазины и магазины «Оптика», аптеки, рестораны, туристические уличные агентства, в том числе и «по-русски». Здесь есть отели и кондоминиумы. Мы с женой полюбили этот район, и если нам судьба преподнесет подарок в виде очередной поездки в Таиланд, то мы остановимся только на Джомтьене. Здесь без труда можно сесть на тук-тук и, заплатив по 10 бат «с носа», доехать до перекрестка улиц Южная и Вторая. Если же вы поедете дальше, то водитель может попросить по 20 бат за поездку. Отдайте ему эти деньги, так как он будет прав.

Я не ошибусь. если скажу, что 90% организованных (приезжают в Таиланд по турпутевкам) россиян едут в страну ради отдыха на пляжах Пхукета, Самуи, Паттайи и островов ее акватории. В Паттайе с севера на юг протянулось несколько пляжей. Самый северный — это пляж Crescent Moon, следующий пляж Палм, затем пляж Вонгамат. Здесь отдыхают и загорают туристы, живущие в отелях северной части города. Далее идет так называемый городской пляж (его правильное название пляж Паттайя), за ним пляж Донг Тан, где отдыхают туристы района Пратамнак и отелей, простирающихся до Тхеппрасит. Его составной частью является пляж отеля Паттайя Парк, который считается самым чистым пляжем города. За пляжем Донг Тан начинается самый протяженный пляж города — Джомтьен. По чистоте моря и качеству песка он не уступает пляжу Паттайя Парк.

Вход на любой из этих пляжей стоит 50 бат (несколько лет назад 30 бат) За эту сумму вы имеете шезлонг за столиком, противосолнечный зонт и неограниченное время нахождения на пляже. Ушли, зашли — снова надо платить 50 бат. Любой пляж в черте города — это сплошное море зонтиков. Здесь к вашим услугам продавцы сувениров, бижутерии, вареных и жареных морепродуктов, мороженого, напитков. Если появилось желание покушать более плотно, то через работника пляжа можно заказать обед и его доставят из ближайшего ресторана.

Свои услуги отдыхающим предлагают специалисты по массажу разной степени сложности, по обработке ногтей на руках и на ногах (стоимость процедуры 200–300 бат).

Что меня удивляет — под зонтами отдыхают сотни и тысячи туристов, а в море купаются единицы. На наших черноморских и азовских пляжах единовременно в воде находятся сотни и тысячи отдыхающих. Что называется, плюнуть некуда.

Любители чистого моря и песка предпочитают уезжать на пляжи острова Лан (Ко Лан, или Коралловый остров). Наиболее дешевый способ попасть на остров — оправиться туда на небольшом двухпалубном пароме с пирса Бали Хай, что расположен в конце улицы Волкинг Стрит. Стоимость поездки 30 бат в одну сторону, время в пути 45 минут. Первый паром отходит на Ко Лан в 6.30 утра, следующий в 7.00 и далее через каждый час. Последний паром идет на остров в 18.30, а с острова в Паттайю в 18.00.

На острове несколько пляжей, оборудованных лежаками и шезлонгами, есть рестораны, туалеты, бунгало. Пляж Samae Beach длиной 300 метров имеет чудесный песок и чистое море. Любимый пляж европейских туристов. Стоимость лежака под зонтом 100 бат, а на своем полотенце можно загорать бесплатно. Пляж Ta Waen Beach облюбовали азиатские туристы, в основном китайцы. Длина пляжа 750 метров, имеются рестораны, бунгало и свой пирс для приема паромов. Паромы с пирса Бали Хай сюда отправляются в 09.00 и в 11.00 утра

Есть еще небольшие пляжи Thong Lang Beach для любителей расслабухи и уединенности, Naul Beach c коралловыми рифами для любителей снорклинга, а так же пляжи Sangwan Beach и Thien Beach.

Паром из Паттайи прибывает на пирс единственной деревушки острова, где туристов поджидают десятки тук-тукеров и мотобайщиков. Каждый из них старается заполучить себе клиентов. Шум, гам и суета! Стоимость поездки от пирса до выбранного вами пляжа 50 бат с человека. У каждого мотобайщика или тук-тукера есть карта острова с обозначенными на ней пляжами. Ткните пальцем в нужный вам пляж, и вас туда доставят. Не бойтесь доверить свою судьбу в руки мотобайщика. Эти ребята знают свое дело!

Но самые потрясающие пляжи находятся на островах Самет (Ко Самет), Чанг (Ко Чанг) и Кут (Ко Кут). По крайней, мере это относится к пляжу в лагуне Ao Phrao на острове Кут, к пляжу отеля Grand Lagoona в бухте Bang Bao на острове Чанг, к пляжу при отеле Chang Park Resort & Spa на Ко Чанге. Здесь мы отдыхали с женой и до сих пор находимся в восхищении от чистоты пляжей и моря, от тишины и спокойствия, которое окружало нас здесь. Нам повезло в том плане, что единовременно на пляже находилось не более десятка купающихся. К услугам отдыхающих зонты, лежаки, полотенце, бассейны. Это прекрасное место для любителей релаксации.

Таиланд не только страна миллионов улыбок, но и десятков миллионов ревностных буддистов, для которых буддизм является неотъемлемой составляющей их менталитета. В стране имеется около 30 000 буддийских храмов. Это удивительно красивые и оригинальные в архитектурном исполнении и в декоре храмовые сооружения. Я посетил более 60 буддийских храмов в разных провинциях страны и получил от этого массу необыкновенных впечатлений. В Таиланде нет ни одного населенного пункта, где бы не было храма. Паттайя не является исключением.

Как я писал выше, главным храмовым сооружением не только Паттайи, но и всей провинции Чонбури, является храм Пра Яй на холме Будды. На холме Кхао Пратамнак расположен храм Khao Phra, на углу улиц Южная и Вторая находится храм Ват Чаймонгкхон, на углу улицы Наклыа и Сои 16 — храм Ват По, на углу улицы Джомтьен и Ват Бун можно увидеть строящийся храм Ват Май, и наконец, на углу Ват Бун и Сукхумвит вашему взору предстанет храмовый комплекс Ват Бун. Заслуженной популярностью у туристов пользуется удивительный храмовый комплекс Ват Ян (Янасангварарам Ворамахавихан), расположенный в окрестностях Паттайи. Здесь находится сокровищница китайского буддизма в Таиланде — китайский музей Вихан Сиен, а так же святыня с отпечатком стопы Будды. Это очень почитаемая в буддизме реликвия, которая встречается довольно редко в храмах Таиланда.

Таиланд необыкновенно экзотическая страна. Для туриста, впервые приехавшего в Паттайю, любая экскурсия будет являться настоящим чудом. Экскурсия в деревню слонов и катание на слонах, экскурсия в открытый зоопарк Као Яй, экскурсия по «Местам силы», где туристы посещают гору обезьян и купаются в озере с черными карпами под водопадом Пхлиу, купание с розовыми дельфинами, экскурсия в чудесный сад Нонг Нуч, в Океанариум — вот малая толика того, что предложит вам гид принимающей турфирмы. А ведь впереди могут быть еще более экзотические поездки — на реку Квай, на Аватар, в Аютайю и т. д., где туриста ожидают прогулки на моторной лодке по каналам Дамнын Садуак, трекинг на слонах по реальным джунглям, сплав по реке Квай в спасжилетах, необыкновенно красивые храмы, пещеры водопады и многое, многое другое.

Тайцы удивительно радушны и доброжелательны. Таиланд справедливо называют страной миллионов улыбок. Таец улыбается вам не потому, что этой улыбкой он хочет расположить вас к себе и получить от этого какую-то выгоду. Нет, это естественное состояние его души, и неправы те туристы, которые в своих отзывах или на форумах обвиняют тайцев в неискренности, в заискивании перед иностранцами.

Менталитет тайца отличается от европейского, как небо от Земля. Они не могут понять европейцев, особенно русских, которые вечно куда-то спешат, громко разговаривают, ругаются, ссорятся, нервничают, жестикулируют. Такое поведение фаранга совершенно не приемлемо для любого тайца, и в ряде случаев приводит его в состояние шока. Тайцы любят, чтобы все вокруг было уютно, удобно, приятно. Такое состояние окружающего их микромира называется сабай. И если этого удовольствия будет очень много, то это будет сабай-сабай. Оно обозначает, что все прекрасно, все в порядке и нет никаких проблем (и не надо их создавать). Живи без проблем в свое удовольствие. Таец будет работать только там, где есть сабай, в противном случае он оттуда уйдет.

Тайцы не тревожатся о будущем. Нет денег, займем у родственников, у соседей, у друзей. Есть деньги — их надо потратить сейчас, сегодня и не надо оставлять на завтра. Как говорят — будет день, будет пища.

Тайцы не подвержены накопительству — они тратят деньги быстрее, чем зарабатывают. Их жизненный принцип — живи здесь и сейчас и довольствуйся тем, что есть. По мнению тайцев в этой жизни ничего нельзя изменить в своей судьбе, поэтому нет смысла надрываться, к чему-то стремиться.

Тайцы любят, чтобы их окружало все красивое, прекрасное. Жить в окружении красоты — это второе состояние души тайца, и оно обозначается словом суай. Тайцы отъявленные эстеты. Даже самый бедный будет одет всегда опрятно — это суай. Обстановка в доме должна быть очень красивой (и не обязательно дорогой по цене), одеваться надо красиво (совсем не обязательно носить дорогие украшения) и общаться надо только с «красивыми» людьми. Это тоже суай. Плохо выглядеть в Таиланде считается позорным. С точки зрения принципа суай все фаранги позорные люди — они неопрятно одеваются, ходят в шортах, в майках, т. е. с открытым телом. Тайцы себе этого никогда не позволят. Они даже купаются в море, под водопадом, в горячих источниках только полностью одетыми., и не только взрослые, но и дети.

Санук (удовольствие) — третий принцип тайской философии жизни. Самый совершенный санук- это еда. Самый лучший санук — трапеза с друзьями. Чем больше компания, тем больше будет заказано разнообразных блюд, тем больше удовольствие и от общения и от еды. Они любят проводить время в компаниях, болтая ни о чем в свое удовольствие. В Паттайе во многих местах можно увидеть группы тайцев, расположившихся в непринужденных позах на газоне, на набережной, на тротуаре. Во многих случаях эти беседы сопровождаются трапезой. Глядя на них понимаешь, что им все это доставляет огромное удовольствие. То есть это явный санук. Тайцы не понимают тех, кто ест в одиночестве, и считают их «неправильными» людьми.

С точки зрения тайца фаранги позорные, жадные, «неправильные» люди. Как я уже говорил, они (фаранги) суетятся, громко говорят, ссорятся друг с другом, ходят с полуголым телом, трапезничают в одиночестве или в компании 2- 3 человек, ходят по городу пешком (значит жалеют деньги на тук-тук). Фарангов, которые осматривая достопримечательности, преодолевают пешком большие расстояния, они не понимают и считают их жадными. (автор воспользовался статьей на сайте http://www.magnit-tour.ru/ и отсылает к ней за более полной информацией интересующихся тайским менталитетом).

Свое отношение к европейцам тайцы никак внешне не проявляют, ведь на социальной лестнице они стоят ниже фарангов. Фаранг для тайца господин и должен всем своим поведением поддерживать этот статус. Помимо сказанного выше фаранг роняет свой статус принимая пищу в макашнице или делая жест вай (традиционный жест тайцев при приветствии или в знак благодарности). Как правило фаранги делают это неправильно, чем ставят себя в смешное положение. Статус «господина» русские туристы теряют так же вследствие чрезмерного пьянства и прилюдного блуда. Нередки случаи, когда русские туристы, в основном женщины, пьют до потери сознательности, и турфирмы вынуждены вызывать их родственников, чтобы эвакуировать этих бизнесвумен (как правило) в Россию. Нередки случаи, когда упившиеся русские туристы занимаются сексом в разгар дня на Городском пляже на глазах сотен отдыхающих и тайцев. Немцы и прочие шведы пьют и блудят не меньше русских, но это носит более пристойный характер

В тайском буддизме удивительным образом сочетаются духовное учение и мистицизм — вера в потусторонние силы, в духов, в приметы, в силу амулетов. В Таиланде повсеместно распространены Домики Духов. Каждая уважающая себя фирма, банк, отель, супермаркет, магазин, частный дом устанавливают перед своим зданием Домик Духов, основное назначение которого умилостивить духов, расположить их к хозяину данного заведения. Для этого в Домике Духов устанавливаются подношения — напитки, еда, фрукты, цветы, зажигаются свечи. Тайцы свято верят в чудодейственную силу домашних духов. Если неприятности в семье или пошатнулся бизнес — значит, духи гневаются на вас. Надо почистить Домик, чаще менять подношения и если это не помогает, следует поменять Домик Духов. Утративший свою силу Домик помещается на специальном кладбище Домиков Духов. Точно также, как и существуют специальные магазины по продаже Домиков Духов всевозможных форм и размеров.

Путешествуя по Таиланду, я неоднократно встречал эти обереги в храмах, в деревнях слонов, перед входом в пещеры, в тайских деревнях.

Большое значение в жизни любого тайца играют амулеты. Их роль выполняют медальоны, татуировки на теле тайца, крученая нитка вокруг запястья, изображения детородного органа. «Правильный» амулет должен защитить человека от пули, от ножа, от всякого рода неприятностей по жизни. Защитную татуировку может сделать только посвященный, при этом читается особое заклинание, а амулеты-медальоны должны быть освящены монахами, иначе они не будут иметь силы. Считается, что в этом случае амулеты заряжены духовной сверхъестественной энергией. Есть медальоны для солдат, для полицейских, для водителей авто, для предпринимателей и т. д. В ряде случаев амулет в виде медальона — это не просто фигурка, выполненная из металла или полимерной смолы. Несколько лет назад в Таиланде был настоящий бум на амулеты, в состав которых входило 99 природных компонентов, и стоил он баснословные для тайца деньги — около 200 долларов. Материалом для некоторых амулетов служит металл, который добывают из необыкновенно редкой породы. Найти пещеру, в которой находится эта порода очень сложно, так же как и добыть из нее метал, поэтому такой амулет стоит дорого.

Во многих храмах Таиланда можно увидеть тайцев, которые на скульптуры Будды наклеивают кусочки позолоты. Таким образом тайцы просят высшие силы избавить их от каких-то недугов, причем кусочек позолоты наклеивается на ту часть скульптуры Будды, которая является проблемной для самого тайца.

На острове Сичанг в китайском буддийском храме Джяо Ихо Као Яй есть пещера Горного Духа. Она особо почитаема бизнесменами. Если правильно совершить сложный обряд со свечами, то можно надеяться, что удача повернется к вам лицом. В городе Мэ Хонг Сон мы с женой впервые увидели запуск «огненных стаканов», и даже приняли в этом участие. «Огненные стаканы» запускаются для того, чтобы человек очистился от неправильных поступков, которые вольно или невольно ему приходилось совершать. Очищается душа человека и его карма.

Тайцы трепетно относятся к карме и учению о перерождении. Свою карму надо беречь и лелеять, именно поэтому тайцы сдержаны в проявлении своих чувств — им чужды ссоры, ругань, суета, зависть и погоня за наживой, Тайцы в храмах зажигают и ставят перед алтарем ароматические палочки, кладут цветы лотоса, совершают подношения монахам, работают в храмах на общественных началах. Это все заслуги, праведные поступки, которые ведут к улучшению кармы. Этому же служит и такой ритуал — выпустить на волю птичек из клетки или в воду рыбок из полиэтиленового мешочка. Испортишь свою карму и будешь в той жизни, после перерождения, каким-нибудь червячком. Согласно буддийскому учению, каждый человек несет ответственность за свои поступки и творит свою собственную Судьбу.