Турист petrov612

Хевиз — Венгрия Июнь 2018

Знатокам

2018 год. 3 года спустя

Вначале информация для знатоков, то есть для тех, кто уже самостоятельно ездил в Хевиз. Но она будет интересна и для новичков.
Прошлый раз мы были в Хевизе в июле 2015 года. В этот раз были в июне 2018 года. Какую же разницу мы заметили.
Город. В 2015 году русскоязычных отдыхающих было много. В 2018 году их уже не меньше половины. И если Вы не страдаете острой формой русофобии, то это хорошо. Поскольку русский народ не орет, не плюет, не хамит и т. д., и, поэтому, приятно слышать вокруг нашу речь.

Процедуры на озере

1. Всё немного подорожало. Примерно на 10% (в форинтах). Ну и сам форинт подорожал к рублю. В 2015 году мы для себя пересчитывали все цены в рубли по соотношению 1 рубль к 5 форинтам, то в этом году 1 рубль к 4 форинтам (это, конечно, примерно).
2. Если помните, на регистрации, где оплачивали процедуры, работала девушка Эрика, которая очень хорошо говорила по-русски, была приветлива, помогала и подсказывала при выборе. Теперь её нет. Теперь там главная Жужа (крашенная брюнетка, которая была у Эрики вторым номером). Она чуть лучше стала говорить по-русски, но приветливость и помощь у неё в дефиците. У нее теперь в помощниках молодой человек, лет двадцати пяти, и такого же возраста дама. Они по-русски почти никак, ну, а приветливость и помощь у них стремится к нулю. Но всё корректно и вежливо. Был свидетелем такого случая: женщина во второй половине дня приходит к стойке регистрации, спрашивает по врача, молодой человек говорит, что его сегодня не будет, она говорит ему, что её интересует подводная вытяжка, и он ей предлагает оформить любое количество этих процедур! Раньше такого не могло быть в принципе, поскольку процедура серьёзная, и возможность назначения и количество процедур определяет только врач. Я знаю случаи, когда врач отказывался их назначать. Мальчику же всё равно. Только платите деньги. Приходилось нашим новичкам помогать подсказками. И, кстати, не только мы, но и другие русскоязычные охотно приходили на помощь.
3. Массаж. Массажистов несколько, но приличных только трое: Tamas, Brigitta, Gaborne. Остальные или «так себе», или «ни о чем». К ним еще добавили каких-то практикантов. И получается такая ситуация: изначально при оплате процедур сложно записаться на все процедуры к хорошим массажистам, а потом мальчик на регистрации самостоятельно тебе меняет нормального массажиста на массажиста «ни о чем» или на практиканта с мотивацией «ему же нужно как-то учиться». Один раз пришлось устроить скандал с обещанием об этой ситуации рассказать в интернете (что и делаю).
4. Врач, который ведет прием, стал чуть лучше понимать по-русски. Также вежлив.
5. Часть процедур, которые назначил доктор, мы брали в Отеле Спа Хевиз. Это последний корпус в ряду корпусов, идущем вдоль парка. Там есть русскоговорящая сотрудница, которая помогает в общении с персоналом. Заказ процедур выглядит так: заходим в корпус, тут же на регистрации начинаем объяснять по-русски, сотрудник регистрации Вас не понимает и тут же приглашает русскоговорящую сотрудницу, которой Вы говорите о своих пожеланиях.

А вот и прайс-лист 2018

Самостоятельная поездка в Хевиз

Всё это только какие-то штрихи, о которых нужно знать. Общее впечатление от лечения — отлично. И, конечно же, приедем в Хевиз ещё.

Новичкам

Я буду рассказывать о наших маршрутах. Я не утверждаю, что наш опыт оптимален. У кого-то, возможно, получилось лучше. Так что, господа знатоки, пожалуйста, без критики.

1. Проживание

И в 2015 и в 2018 году апартаменты заказывали через Букинг. Прошлый раз владельцем был русскоговорящий венгр, в этот раз россияне.
В первый приезд, не зная города, не зная ни слова по-венгерски, зная 10 слов по-немецки и 100 слов по-английски, и, имея опыт самостоятельных поездок по Европе с таким словарным запасом, сделали так: на листке бумаги заранее напечатали крупным шрифтом адрес апартаментов. Вышли из автобуса, и, подойдя к первому встречному местному жителю (торговцу у лотка с книгами), ткнув пальцем в открытую бумажку с адресом, сказали волшебную фразу: «Герр, битте, даз». Он отрицательно покачал головой. Вторая попытка была также неудачной, а третий человек на фразу: «Фрау, битте, даз» показала рукой направление. Таким способом, ещё дважды обратившись за помощью, через 15 минут пешего хода мы были на месте. Позвонили по телефону, написанному на табличке, на калитке, и через 10 минут приехал владелец. Смысл данного рассказа таков — самостоятельно ехать не сложно и не страшно. В дальнейшем Вы в этом убедитесь.
В этот раз было еще проще. До отъезда списались с владельцами апартаментов по электронной почте, которую предоставляет Букинг, и нас встретили прямо на автовокзале в Хевизе. Но и по первому варианту сложности не много.
В первый раз проживали на улице Sugar, в этот раз на улице Honved (смотрите на картах). Обе улицы в одном районе. Считаем этот район оптимальным для проживания: по цене, по расположению к озеру, к магазинам, к ресторану пообедать, к центру. От озера к обоим улицам идет небольшой подъем. Но он не критичен. Выбирая жилье на Букинге, сверяйте цены с апартаментами, расположенными радом с теми, что Вам понравились, потому что соседний апартамент может оказаться заметно дешевле или дороже, а поскольку он соседний, то расположение его относительно озера будет идентичным.

2. Дорога в Хевиз

Перелет в Будапешт.
Оба раза летели авиакомпанией Wizzair. Планируя поездку, заранее начали отслеживать изменение цен на билеты. Примерно за 1,5 месяца до вылета цена начинает падать, и покупаем, так, чтобы можно было при наличие билетов без «цейтнота» оформлять визу. Внимательно ознакомьтесь с правилами провоза багажа. И, на всякий случай (хоть сейчас этого не требуют), распечатайте электронные билеты.
Из аэропорта в Хевиз.
Прилетаем в Будапешт, выходим из зала прилета в город, поворачиваем налево и видим остановку автобусов 100Е и 200Е. Нам в 200Е. Подходим к месту посадки. Там стоит терминал продажи билетов. Есть русскоязычная версия. Если сами не хотите разбираться (хоть это и не сложно), попросите купить Вам билеты любого, кто с Вами в эту минуту подошел к терминалу. Ведь он тоже прилетел на этом же самолете, то есть русский, и Вам обязательно помогут. На каждого из Вас покупаете по ДВА одноразовых билета. Один Вы компостируете в автобусе, другой в метро.
В Хевиз добираемся двумя путями: на автобусе или на поезде. Для новичка удобнее ехать на автобусе. Мы оба раза туда ехали на автобусе, а во второй раз назад ехали на поезде (для нового знания). На поезде есть свои плюсы.
Итак. На автобусе 200Е доезжаем до конечной остановки. Это станция метро. Из автобуса выходят все и все идут в одном направлении (на метро). Вы за ними. Перед подъемом на переход через ж/д пути стоит компостер. Компостируем второй билет. Прозеваете, придется возвращаться. Едете до станции Népliget. Это название автовокзала. Выходите по указателям типа Népliget station. Поскольку Вы проголодались, то либо до выхода на поверхность, либо уже на автовокзале (мы, почему то, предпочитаем до выхода наверх) можно перекусить в любом из маленьких буфетиках. Способ тот же: находите то, что Вам приглянулось и, с улыбкой показывая на это пальцем, говорите волшебную фразу «Битте, даз». Плюс заказываете кофе, капучино или что-то ещё.
Билет на автобус в Хевиз покупаем заранее, еще дома. Заходим на сайт www.volanbusz.hu/. Вверху справа нажимаем English (так удобнее). Нажимаем Domestic tickets. В графе From (City) пишем Budapest, в графе To (City) пишем Heviz, выбирает дату, нажимаем Next. В графе Full price ticket выбираем необходимое количество билетов, нажимаем Next. В расписании выбираем время отправления (цена указана на количество билетов), нажимаем Select, нажимаем Next. Выбираем места, нажимаем Next. В графе Please Fill in your E-Mail Address указываем Ваш электронный адрес. Перед оплатой, то есть прежде, чем нажать на Payment, над этим значком ставим галочки в ОБОИХ квадратиках. Нажимаем Next и оплачиваем. Распечатываем. Также заранее покупаем билет на автобус из Хевиза.

3. Питание в Хевизе

Питание было организовано так.
Обед.
Если идти по улице Honved (дальше смотрите по картам Гугл и Яндекс) от центра вверх, то Вы увидите магазин «Coop».

Самостоятельная поездка в Хевиз

Справа от него, на террасе находится ресторан, в котором мы всегда обедали.

Он хорош тем, что кроме заказных блюд, там на выбор предлагают 8 комплексных обедов хорошего качества по очень доступной цене (они указаны на первой странице меню) и Вас понимают по-русски. Плюс к этому добавляете или чай, или пиво, или что хотите.
Завтрак.
Если дальше идти по улице Honved от центра вверх и пройти магазин «Coop», то через 30 метров Вы увидите кондитерскую.

Самостоятельная поездка в Хевиз

Прелесть этой кондитерской заключается в том, что она работает с 5–30 утра (кроме воскресенья), в ней можно купить различную свежую выпечку, йогурты или другую молочку. То есть я с утра ходил в кондитерскую и покупал для семьи что-то на завтрак. Всё вкусное и свежее. Красота.
Ужин.
Ужинали либо в ресторанчиках, либо дома. Чаще дома. Покупали мясное, сыры, овощи, вино, пиво, фрукты…
Овощи, фрукты покупали чаще на рынке (о нем позже), но и в магазине. Мясное, сыры и вино чаще покупали в магазине, но и на рынке.
Магазины.
Об одном из магазинов «Coop» я уже упомянул. Еще один магазин «Coop» расположен на улице Kossuth Lajos (дальше идти по улице Honved и направо) и на улице Vorosmarty (ещё дальше идти по улице Honved и направо). Всё в шаговой доступности.
Мы же, в итоге, по совету наших домовладельцев-россиян, за основными покупками (мясо, сыры, вино) стали ходить в магазин Spar. По улице Honved выходим на улицу Vorosmarty, поворачиваем налево, идем до Т-образного перекрестка, поворачиваем направо и через 30 метров магазин Spar. Большой магазин, большой выбор, хорошие цены. Настоятельно рекомендую готовое мясо, сырокопченые колбасы и сыры. При том, не смотрите на цены. Вкуснятину выбираем не по большей цене, а по внешнему виду. То есть вкусное не значит дорогое.
Рынок.
Рынок в Хевизе работает вторник, суббота с 8–00 до 13–00, в четверг с 13–00 и, кажется, до 16–00. Он расположен в обратном направлении от того, что мною описано. Но 100% жителей и отдыхающих Вам укажут где.

4. Озеро

О самом озере написано довольно много. Повторяться не буду. Упомяну о нюансах.
1. С чего начать.
Заходим в парк. Идем по указателям в «Озеро — купальня Фештетича».

Самостоятельная поездка в Хевиз

Подходим к главному входу на озеро.

Здесь только можно купить абонемент на купание в озере. Если Вам нужны дополнительные процедуры, то Вам идти дальше по парку по указателям.

Уже как бы на выходе из парка подходим ко второму входу.

Самостоятельная поездка в Хевиз

Заходим. Тут также можно купить абонемент. Поднимаемся на второй этаж по указателям «Регистрация». А там уже принимаем во внимание мой первый раздел рассказа.
2. Еще нюанс. Если Вы будете покупать процедуру — подводную вытяжку, то имейте ввиду, что время, проведенное на озере при этой процедуре, Вам возвращается на хронометр. То есть: а) после процедуры (или на завтра, послезавтра) Вы поднимаетесь на регистрацию, показываете процедурный лист, протягиваете хронометр и по-русски просите добавить время, б) поскольку в этом варианте часть времени Вам возвратится, то выбирая один из видов абонемента (по времени) примите во внимание, что часть времени у Вас добавится, чтобы не осталось лишнее, неиспользованное время. Мы один абонемент брали на 10 часов, а один — на 20 часов. Время на хронометре учитывается с момента и до момента прохода турникета туда и обратно. Если Вы за одно посещение будете купаться в озере 30 минут (как это рекомендовано), то всё время займет 50–60 минут (раздеться, дойти, искупаться, помыться в душе после купания, переодеться).
3. И ещё один нюанс. Вы купили абонемент. С помощью выданного Вам хронометра прошли турникет (смотрим на нем стрелочки-указатели). Заходим в раздевалку и прикладываем хронометр к одному из мониторов, расположенных справа и слева от входа в раздевалку. Он покажет Вам номер Вашего ящика-раздевалки. Хронометром ящик закрывает и открываем. В раздевалке есть отдельные кабины для переодевания.

5. Досуг

Кестхей (Keszthely).

Районный центр, расположенный на озере Балатон. Он интересен дворцом графа Фештетича (мы его называли на русский лад «Паштетич». Так лучше произносить. Да простят меня венгерские товарищи!) Автобус в Кестхей отправляется с автовокзала очень часто с платформы, крайней к озеру, на мониторе указано наименование города назначения. Цена 250 форинтов (60 рублей). В Кестхее автобус будет проезжать мимо замка. Его хорошо опознать по своеобразному куполу дворцовой церкви. Но рекомендую, проезжая мимо увидеть этот купол, затем доехать до конечной остановки (автовокзал, ж/д вокзал), а затем, как бы возвращаясь назад, прийти в замок, ориентируясь на издалека видимый купол. В этом варианте, Вы поглазеете по сторонам на город, а главное, Вам будет легче вернуться в Хевиз с конечной остановки, поскольку автобус в обратную сторону идет несколько иным маршрутом. В помощь Вам будет схема Кестхея, сделанная в виде стенда. Выйдя из автобуса на конечной остановке, оглянитесь по сторонам. Такая схема города там тоже есть. Поездка займет полдня. Гуляя в районе автовокзала Вы увидите указатели, направляющие к Балатону — это дорожки, ведущие через парк (на схеме города они тоже есть). Сходите, посмотрите, искупайтесь, составьте свое впечатление о Балатоне.
Тихани.
На Балатоне есть прелестное местечко — Тихани, с расположенным в нем монастырем. Рекомендую съездить. Поездка на целый день.

Самостоятельная поездка в Хевиз

Самостоятельно это тоже очень просто:
Приходим накануне поездки на автовокзал. Там есть окно «Информация». В нем сидит мужчина. Говорим не спеша на ломанном английском (или немецком, как Вам легче): «Здравствуйте. Я хочу завтра ехать в Тихани. Скажите, пожалуйста, время автобуса (по-английски у меня это звучало так „тайм бас“) утром». «Сколько стоит?» «Пожалуйста напишите на бумаге («плиз, пейпа»). «И, пожалуйста, время назад из Тихани в Хевиз». «И, пожалуйста, номер платформы» (в Хевизе вокруг автовокзала отмечены номера платформ. Обратите на это внимание.). И мужчина Вам всю информацию напишет на бумажке. Садитесь в автобус (оплата наличными водителю). Выходите в Тихани. Идете по направлению к монастырю, который хорошо виден. И получите массу положительных эмоций.
Винная горка.
Если идти долго (минут 20) по улице, расположенной справа от голубой церкви

Самостоятельная поездка в Хевиз

(она видна издалека. Это в районе магазина «Coop» расположенного на улице Kossuth Lajos. О нем было раньше), Вы придете на крайнюю остановку местного паровозика для туристов — Винная горка. Про неё тоже много написано. Можно и на паровозике, но я бы прогулялся.

6. Деньги

Как и во всех заграничных поездках, так и здесь, поступили следующим образом. В банкомате сняли 50 000 форинтов наличными (примерно 12500 рублей) чтобы платить там, где нельзя картой: на рынке, в автобусе и т. п. Остальные платежи делали только картой. Никаких евро и долларов. Остаток наличных форинтов тратили уже в последние дни, чтобы не остались.

7. Совет

Запомните венгерское слово: «Кёссанам» — «Спасибо», и чаще его говорите с улыбкой.