Турист Marina Dvoryashina (Marina_Dvoryashina)
Marina Dvoryashina
была 23 марта 2019 13:29

Энгельс — Россия Июнь 2018

Вдоволь нагулявшись по Саратову, решила я расширить горизонты своей поездки, тем более, что на набережной с этого самого горизонта мне уже приветливо улыбался Энгельс. Недалеко от железнодорожного вокзала я села в первый же попавшийся автобус, на лобовом стекле которого увидела подходящую табличку. Стоимость проезда по городу 17 рублей, до Энгельса — 20 рублей. Однако, не каждый день есть возможность по такой заманчивой цене умчаться в другой город.

В чем соль Энгельса

Более того, история этого города насчитывает целых три названия: Покровская слобода, Покровск и Энгельс. Попробую разобраться в этом вопросе.

Пока пересекаем Волгу по Саратовскому мосту, сижу с открытым ртом: как же широко здесь разливается река, мы все едем-едем, а мост никак не кончается.

Выхожу на улице Калинина, иду между домов, переваривая в голове увиденное, и не замечаю, как пришла к первой достопримечательности в моем маршруте. Итак, сама-себе-экскурсовод, начинаем. Передо мной Покровский сторожевой. Это настоящий боевой ракетный катер «Карачаево-Черкесия», переведенный в резерв в 2012 году со списанием в 2014. После списания он был доставлен в город для того, чтобы создать в нем Музей боевой славы.

В чем соль Энгельса

С набережной открываются чудесные виды на Пономаревские острова. Справа — Покровская церковь, она же Храм Покрова Божией Матери на Волге.

В чем соль Энгельса

Храм-часовня построен в 2016 году на месте разрушенного храма, основанного в 1781 году и давшего название Покровской слободе (это самое-самое первоначальное имя нынешнего Энгельса). Тот вмещал до 3000 человек и являлся центром богослужебной и образовательной жизни поселения. В августе 1931 года храм взорвали большевики.

Чуть дальше на берегу установлена интересная скульптурная композиция «Перед полетом…»: на скамеечке сидят Гагарин и Королев, мечтательно глядя в небо, а вокруг них виток ракеты вокруг Земли, первый искусственный спутник планеты и космонавт в открытом космосе, изображенные витиеватой ковкой вокруг фонарей.

В чем соль Энгельса

Что интересно, автор памятника «Перед полетом…» — Мария Галина, выпускница Саратовского художественного училища, и это ее дипломная работа. Руководитель проекта — энгельсский скульптор Александр Садовский, он очень много сделал для города украшений и памятных знаков, имя этого человека мы встретим сегодня не раз. В городе очень любят космическую тематику, в чем мы еще убедимся, а связано это с тем, что место приземления первого космонавта после того, как он облетел весь Земной шар, произошло всего в 26 км отсюда.

Напротив скульптуры установлен обелиск Победы в честь горожан, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Архитектор В. Колесов.

В чем соль Энгельса

Впоследствии около памятника была устроена аллея Героев советского Союза.

Дальше я прохожу мимо краеведческого музея, отчего-то показавшегося мне скучноватым (внутрь я заглянула, но ничем не соблазнилась для его полномасштабного посещения),

В чем соль Энгельса

и делаю несколько витков по соседним улочкам,

В чем соль Энгельса

после чего попадаю на площадь Ленина.

Даже из названия уже становится ясно, что это самая центральная и официальная из всех площадей города.

В чем соль Энгельса

Именно здесь устраиваются праздники, демонстрации, собрания, гуляния… Здесь и доска почета, и центральный вход в городской парк отдыха,

и, конечно же, памятник тем, чьи имена не нуждаются в представлении, все их знают.

В чем соль Энгельса

С другой стороны от площади нахожу еще один интересный памятник — «Российским немцам — жертвам репрессий в СССР». Мемориал состоит из двух фигур, изображающих взрослого человека и юношу, а также чёрной вертикальной плоскости «символизирующей границу между жизнью до депортации и после неё». Автор композиции — Александр Садовский. На левой стороне памятника помещена цитата из Гёте: «Кто жил, в ничто не превратится! Повсюду вечность шевелится Причастный бытию блажен! Оно извечно…».

Открытие этого памятника было спорным и вызвало множество общественных протестов и дискуссий, однако состоялось в 2011 году во дворе Государственного исторического архива немцев Поволжья.

В чем соль Энгельса

Прогуляюсь еще немного возле памятника Ленину и сверну к площади Свободы, любуясь обыденной летней жизнью Энгельса.

Пройду мимо Детского парка, вход в который украшает такая интересная скульптурная композиция из Советского Союза.

В чем соль Энгельса

Рядом расположено здание центра детского и юношеского творчества, абсолютно гармонично застывшее во времени.

Чуть дальше сквер Льва Кассиля с памятником «Фантазер», который был открыт к 101-й годовщине со дня рождения писателя.

В чем соль Энгельса

Изготовлен группой скульптора А. Садовского, уже известного нам. Правее уходит одноименная улица с домом-музеем Льва Кассиля. Прохожу несколько зданий с мемориальными табличками.

В чем соль Энгельса

Опущу повествование о моем обеде и прогулке по будничным улицам города,

В чем соль Энгельса

расскажу сразу о площади Энгельса. Ведь именно здесь сосредоточена вся соль моего рассказа. Передо мной памятник человеку, в честь которого носит свое имя этот город.

Еще давно-давно императрица Екатерина II своими манифестами пригласила жителей европейских стран переехать в Россию и поселиться на берегах реки Волги. На приглашение откликнулись тысячи жителей из немецких государств. После революции, начиная с 1922 года город Покровск являлся административным центром АССР немцев Поволжья. Вся документация здесь проводилась на двух языках — немецком и русском. В связи с началом отечественной войны, в 1941 году, административный центр немцев Поволжья прекратил существование. В 1931 году город был переименован в Энгельс в честь немецкого философа и общественного деятеля Фридриха Энгельса. Вот такая немецкая история в русском городе.

На площади меня привлекло замысловатое здание, окруженное забором с изображением сказочных персонажей, однако в интернете никаких упоминаний и комментариев на этот счет не нашлось,

В чем соль Энгельса

лишь местная жительница рассказала, что постройка планировалась как детское кафе, но оно так и не открылось. Хотя задумка, по мне так очень даже хорошая.

Немного я отвлеклась, а теперь, снова погрузимся в историю, на этот раз еще глубже. Первое упоминание об Энгельсе относится к 1747 году, когда на месте существующего города образовалась Покровская слобода. Закладка Покровской слободы произошла по указу императрицы Елизаветы о добыче соли на озере Эльтон. Первыми поселенцами будущей Покровской слободы были малороссийские чумаки-возчики соли, которые были приглашены сюда с волами для доставки соли в Заволжье.

В чем соль Энгельса

Историю основания слободы и олицетворяет вот этот монумент, открытый в 2003 году. Так в чем же соль? Символ города ответит — вот она, в чаше на спине быка-солевоза. А у меня, наконец-то, сложилась паззлом вся картина Энгельса от первого официального заселения и до этого настоящего момента. Историки предполагают, что на этом месте изначально было первое расположение Саратова, но это уже история Саратова…