Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 3:10

Калуга — Россия Июнь 2018

Как же быстро летит время: кажется, будто НГ был всего неделю назад, первомай только вчера отгуляли. А в реальности-то на дворе уже давно бушует лето и незаметно подкрался канун молодого праздника 12 июня, который отмечают с 91г. И зовется он День России или «День независимости». Хоть и дожил я до седых волос, а от кого мы стали независимы в тот катастрофический год, так и не пойму: колонией и доминионом СССР никогда не был! А вот от чего мы стали независимыми, с каждым годом все понятнее: россиян «одарили» независимостью от качественного бесплатного образования и медицины, а очень скоро мы «заслужим независимость» от пенсии в 60 лет. Прямо по-Сталински получается: «Жить становится лучше, жизнь становится веселей!»

Ну, да ладно, хоть и странный праздник, но лишний выходной вполне себе приятная штука — три дня безделья на дороге не валяются, и провести их надо с пользой. Еще в прошлом году планировал Воронежское Дивногорье, но дочка там была, и хочет в Никола-Ленивец. Необычное название, и, на мой взгляд, не самое интересное место, я бы в Смоленск поехал, но дочка там тоже была, и куда теперь родителям деваться от дочкиных хотелок?!? Спланировал маршрут М-Калуга-Никола-Ленивец-Малоярославец. Едем на машине зятя, экипаж 4 чела, первая ночевка в Калуге, вторая в палатке на природе! — мы круты.))))

Дети приехали в нам в пятницу с вечера и привезли с собой абсолютно черное существо — черную, как смоль, котяру Ису. Когда она просыпается, на ее хитрющей морде ярко вспыхивают два янтарных глаза. А сразу после еды она превращается в черную молнию, без устали летающую по квартире. Хотели выехать с утра пораньше, но что-то пошло не так: холодильник, набитый продуктами, перестал работать и растаял. Как выяснилось, верткая котяра умудрилась чуть вытащить вилку шнура из сети и вуаля… Возились с холодильником долго — вытаскивали лед, пытались укротить сирену Аларм, потеряли много времени и выехали поздно. Казалось бы, до Калуги рукой подать, едва 200 км, а тащились 3,5 часа. Всю длинную трудовую неделю в Москве палило солнце, зато в субботу, прям по закону подлости, небо насупилось и брызнуло дождем, лишь к Калуге дождить прекратило.

Калуга кошачья и космическая

Начиная с первого полета человека в космос Калуга прочно ассоциируется с космосом. И это не случайно: во-первых, здесь долго жил и преподавал Циолковской — основоположник теории космических путешествий. Во-вторых, здесь расположен первый космический музей. Ну, а в-третьих, космос в Калуге на каждом шагу: Космический музей, Планетарий, Дом-музей Циолковского, Гагарин, смотрящий на потомков со всех стен, а также множество памятников, связанных с космосом. Первым делом направились в Государственный музей истории космонавтики. Шутка сказать — первый камень музея был заложен в 61г самолично Гагариным. Для меня это главная фишка в Калуге: диплом двигателиста-ракетчика, полученный в Бауманке, до их пор ляжку жжет, и не дает забыть о моем первичном предназначении в жизни — делать ракетные двигатели. В монументальном здании музея экспонатов множество, один интереснее другого — ракеты, луноходы, скафандры и спутники. Космическая история здесь начинается от Адама, тьфу, — от Циолковского, которого по праву считают основоположником космоплавания. Этот великий космический мечтатель работал простым математиком в Боровске, а в перерывах между занятиями с туповатыми отроками, мечтал и грезил о далеких мирах, расположенных в далеком космосе. Ни один ученый в мире того времени даже представить не мог — что там, за пределами атмосферы? А наш российский гений запросто проектировал пилотируемые ракеты, грезил об орбитальных станциях и выходе в открытый космос. Фантастов в мире полно, каких только чудес не понапишут, только толку — чуть, а предвидения Циолковского удивительным образом воплотились в реальность и сбылись. Космонавты в обязательном порядке изучают труды великого мыслителя, и после полета они подтверждали, что его описания ощущений в невесомости очень похожи на реальность.

Калуга кошачья и космическая

Вход в музей с часовой экскурсией 350р на лицо. Конечно, с гидом интереснее, жаль только, что шпарит он не от души, а по написанному. А сколько же интересного можно было бы о космосе рассказать! Например, о том, что у Гагарина двигатель на возврате с орбиты не вовремя сработал, в результате он в другой район приземлился, и приняли его за американского шпиона. Или же о том, как у Леонова в открытом космосе скафандр раздуло и он не мог втиснуться в шлюзовую камеру. А чего стоит история запуска первой женщины-космонавта Терешковой, когда ракетоноситель, стартовав со знаменитого гагаринского старта на Байконуре, начал отклонятся в сторону космического городка Ленинска. В эти трагические секунды всерьез решался вопрос о том, чтобы сбить ракету, пока она не грохнулась на жилые кварталы! А вот вторая женщина-космонавт — Савицкая, диссертацию в Бауманке прямо на моем факультете писала. Но все это осталось вне экскурсии, лишь в моей памяти… Вокруг музея развернута грандиозная стройка — строят дополнительный корпус, это будет здорово завтра, а сегодня разруха сильно впечатление портит. Перед музеем, прямо на высоком берегу Яченского водохранилища установлен знаменитый гагаринский ракетоноситель Восток — аналог того, что у нас на ВДНХ. Как жаль, что ракета лежит на платформе, вокруг которой полно строительного мусора, а не устремлена в небо, как мы привыкли видеть.

Калуга кошачья и космическая

Калуга городок небольшой, потому от музея до центра города — Театральной площади и театра, рукой подать. Калужский областной драматический театр большой по-настоящему, прямо-таки, как в Москве. А у его ступенек бронзовая девушка навечно застыла, лишний билетик ждет — это памятник зрителю.

Калуга кошачья и космическая

Вниз от театра к улице Кирова идет каскад фонтанов. На Кирова есть салон очков с уморительным названием — «Слепая курица», место прям для меня, но нам туда не надо. Люблю креативность: в Зарайске есть мясной магазин «Добрый мясник», здесь слепая курица — работает фантазия народная…

Калуга кошачья и космическая

Наша цель: Театральная улица — местный Арбат, по факту крошечный отрезок пешеходной зоны с минимальным количеством людей (что радует), и с минимумом достопримечательностей, что огорчает. На входе бронзовый кошель, намекающий на бережливость дарителей-меценатов из Форабанка, да бронзовый Циолковский, привычно смотрящий в небеса, рядом с забронзовевшим великом, у которого цепь оборвалась. На стене часы с бронзовым барельефом женщины — пожалуй, и все. Ах да, за поворотом здание странной архитектуры, это местная синагога с пристроенным еврейским центром. Перекусить решили здесь же в кафе Сластена. Ожидал чего-то вкусного и сладкого, как в Шоколаднице моего детства, но хотелось чего-то серьезного, поэтому взял порцию рыбы по вполне московской цене (вот тебе и провинция!). Ушел с чувством легкого голода и большого недовольства, пришлось догоняться в соседней кафешке блинами.

Калуга кошачья и космическая

На карте случайно увидели интригующее название «Кошкин дом» — нам с дочкой точно туда нужно! Горячо любимая мною Maps.me завела во двор и без толку водила по нему кругами до тех пор, пока не плюнул с досады, и обратился к прохожему мужику. Увы, домик был раньше, а теперь лишь на карте остался. Зато, все кошки так и живут во дворе — это факт, вокруг нас сидело множество вальяжных и расслабленных котяр, которые абсолютно не боятся людей.

Калуга кошачья и космическая

Чуть дальше на ул. Дарвина увидели колоритный деревянный домик — старый и покосившийся. В похожем старинном домике Замоскворечья родилась моя мать, бабка, жила прабабка и прадед, да и я успел пожить в детстве. Вижу, у входа сидит белая кошечка, крадучись, чтобы не спугнуть животину, подбираюсь, чтобы сделать снимок. А котяра и не думает пугаться, а уж когда дочка подошла, она спокойно начала знакомиться и лезть на колени к ней. Нашей радости и позитива не было конца!

Калуга кошачья и космическая

Пройдя по Театральной в сторону Оки, легко попадаем к недавно отреставрированным Гостиным рядам. Заметное сооружение в виде анфилады 14 торговых корпусов-павильонов с аркадами, красно-белым квадратом опоясывающих торговую площадь. По случаю выходного внутри был миниконцерт с минимумом зрителей. Быть может, их было бы много больше — может даже 15 или 20 чел, но за вход надо было платить 100рэ, а это окончательно распугивало и без того редких прохожих.

Калуга кошачья и космическая

Через дорогу виднеется высоченный Свято-Троицкий кафедральный собор, который никак не хотел вмещаться в мой объектив. По дороге в сквере есть фоторамки, в них продвинутая молодежь делает фото. Идя к собору через парк культуры и отдыха, хотел семью у входа сфотать, а дочка застыдила: «прошлый век, вот фоторамки — это современно!». Эх, устарел я со своим фото-взглядом… В парке местный ансамбль хиты наяривает, причем, совершенно бесплатно. Потому и народу было не в пример больше, причем, многие танцевали.

Калуга кошачья и космическая

Аллея ведет прямо на смотровую набережную, где на склоне выложен огромный российский флаг и откуда открывается замечательный вид на Оку, Гагаринский мост и противоположный лесистый берег. Около небольшого колеса обозрения детский парк развлечений. Детей там не было, зато, отдыхал деловитый серый котище. Когда я начал его снимать, он лениво потянулся, зевнул во все свое розовое нёбо, и не спеша, пришел ко мне. Задрав хвост трубой, он потерся о ноги и получил порцию заслуженной ласки. Также мило он пообщался с женой и дочкой, после чего я сразу понял, что Калуга — это город очень доброжелательных и контактных кошек! В наших глазах к своему космическому статусу Калуга еще приобрела статус кошачьего города.

Калуга кошачья и космическая

Рядом с кафедральным собором есть еще одно местечко must seen — каменный мост через Березуйский овраг, до него метров 300. Ну, мост, ну, каменный, ну, местная достопримечательность, только сильно зеленью скрыт. Понятное дело, что пройти мимо никак нельзя — это памятник федерального значения, но дикого восторга он не вызывает. И-нет пишет, что это единственный мост в России, построенный по принципу римских акведуков, но это преувеличение, даже в Москве есть аналогичное сооружение - Ростокинский акведук 18в. Неподалеку расположена скульптура Дерево счастья, но мы к ней не пошли, не было времени.

Калуга кошачья и космическая

Финальный аккорд — церковь Космы и Дамиана, что находится неподалеку от пл. Победы и памятника Десантникам, к ней нас вывела дочка уже к вечеру. Церковь крайне необычна и напоминает, скорее готический собор, чем православную церкву. Жаль, она находится в ужасном состоянии — там не шатко, не валко идет реставрация. Внутрь попасть не удалось: все закрыто, но то, что побывали рядом и полюбовались совершенно необычной архитектурой — большой плюс. Интересно и занимательно, жаль, что дождик к вечеру моросить стал.

Калуга кошачья и космическая

Первоначально я планировал сразу после Калуги сразу ехать в Никола-Ленивец и там ночевать, но синоптики обещали невероятно холодные ночи (соврали, как обычно, но это выяснилось потом). Потому на первую ночевку дочка забукала гест в Калуге. Вроде, городок провинциальный, но отельные цены вполне столичные, а мы искали бюджетное жилье. Нашлось оно совсем не в центре, а за рекой — в Ромодановских двориках. Дворики располагаются аккурат напротив парка культуры, если через реку напрямки, то рукой подать. А реально добраться можно только на транспорте, как говорится: близок локоть, да не укусишь. При наличии машины — пустяки, а вот если самоходом, то 300 рубликов туда-обратно за такси приготовь.

Номерок в гесте Hostel Family-Lepekhа достался вполне приличный — большая комната на четверых в огромном доме. Нам повело — были в доме совершенно одни, если не считать чудаковатого хозяина. В итоге, только положительные эмоции — тишина, покой, умиротворение и чистота. Просторная комната, свежий воздух, тепло, вдобавок большая кухня, укомплектованная всем необходимым и объемная гостиная. Хозяин сразу предупредил: алкоголь запрещен, не хочет он находиться в одном доме с пьяными малознакомыми людьми. И это правильно — нечего пьянки разводить! Хотел я ему предложить глоточек коньячка, заранее припасенного, но постеснялся, пришлось пить потаясь, и в одиночку))) Существенный плюс хостела — очень гуманный ценник, был бы он был поближе к центру, цены бы ему вообще не было!

Калуга кошачья и космическая

Утром следующего дня солнце сияло, как ни в чем не бывало, вчерашний сумрак казался плохим сном. Напоследок заглянули на великолепную смотровую площадку возле Гагаринского моста, где полюбовались памятником 600-летия Калуги. В народе это место называют «Шариком», т. к. композиция включает в себя огромный шар и высоченную стелу. Рядом странная скамейка для великанов стоит — очень прикольно смотрится, особенно, когда на ней влюбленная парочка сидит. Неподалеку под деревом Кот ученый бронзовую книгу читает. А через дорогу пивная — эка невидаль, скажет читатель, и будет прав, пока не узнает, что прямо над пивной на фасаде дома лучезарно улыбается Гагарин. Как будто всем дает он космический сигнал: заходи в пивную, попробуй хмельного-пенного! Не зря же говорят: губит людей не пиво, губит людей вода!

Калуга кошачья и космическая

До Николо-Ленивца чуть больше 70 км, а ехать едва не два часа. До поездки посмотрел фото, почитал отчеты о Н-Л, не нашел ничего интересного, и очень жалел, что мы понапрасну потеряем время. Втайне надеялся, что дочке тоже не понравится и мы через пару часиков поедем в другой город)))

окончание следует… Мы едем-едем-едем в Калужские края!