Турист Владимир Городзейский (VladimirGorodzeyskiy)
Владимир Городзейский
был 24 февраля 17:33

Англия, Дербишир — Великобритания Май 2018

ЧАТСУОРТ-ХАУС

Несмотря на мелкий дождик, хорошо было бы ещё погулять по Кембриджу, однако в программу сегодняшнего дня входило также посещение Чатсуорт-хауса в Дербишире — фамильной резиденции герцогов Девоншиских.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 2. Чатсуорт-хаус

Титул герцога Девонширского носит глава старинного аристократического рода в Англии — рода Каведишей, основателем которого считают Джона Кавендиша — судью суда королевской скамьи (одного из трёх высших судов средневековой Англии). В 1381 году разразилось крестьянское восстание под предводительством Уота Тайлера, главным требованием которого была отмена крепостного права (за без малого 500 лет до того, как это право было отменено в России!!!). Пенсионный возраст не повышали, потому как такого понятия в то время просто не было, а вот повышение налогов и особая жёсткость в попытках их собрать послужили поводом для восстания. Захвачен Лондон, Тауэр, суды … Были убиты лорд-канцлер, лорд-казначей и множество чиновников, в том числе и Джон Кавендиш.

Первым герцогом Девонширским был один из его потомков Уильям Кавендиш, чей отец Джорж Каведиш служил при кардинале и вел подробные дневники, которые явились важными источниками для Уильяма Шекспира при написании трагедии «Генрих VIII». Этот самый первый герцог Уильям Кавендиш в 1687 году и начал возведение великолепного дворца «Чатсуорт-хаус», в который мы обязательно должны были успеть после Кембриджа и что мы не без труда, но осуществили.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 2. Чатсуорт-хаус

Помимо того, что сам дворец является редким по красоте и эстетике примером английского барокко, его содержание поражает воображение, всяк туда входящего! Вот и нас тоже!

На протяжении трех с лишним столетий герцоги Девонширские наполняли дворец бесценными произведениями искусства. И делали это не только для себя, но и для будущих поколений. К сожалению, не везде, где нам удалось побывать в нашем большом путешествии по Англии, Шотландии и Уэльсу, было разрешено фотографировать. Однако здесь — ДА! А значит мне удастся, хотя бы отчасти, показать вам то, что смогли увидеть мы сами.

Уже после возвращения из путешествия посмотрел фильм «Герцогиня» с обворожительной Кирой Найтли в главной роли. Здорово было снова оказаться в Чатсуорт-хаусе. Играла Кира Найтли знаменитую в своё время Герцогиню Девонширскую, в девичестве Джоржиану Спенсер — жену Уильяма Кавендиша 5-го герцога Девонширского.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 2. Чатсуорт-хаус

В роли 5-го герцога Девонширского — Ральф Файнс, в роли Элизабет Фостер — Шарлотта Рэмплинг, в роли Чарльза Грея — Доминик Купер.

В фильме Джоржиана великолепна и трагична, однако, судя по информации, которой пестрит Интернет, фигурой она была совсем неоднозначной и, скорее, больше страдало от нее ее окружение, нежели она сама.

Если муж её 5-й герцог Девонширский мечтал о тихой семейной жизни (а жить было где и с кем!), то Джоржиана хотела совсем другой жизни. Она интересовалась политикой, ей нужен был свет, обожание поклонников, великолепие нарядов и, главное — игра! За ее долги чести расплачивался, естественно, герцог. И продолжал это делать даже после ее смерти.

Второй справа тот самый портрет Джожианы работы Томаса Гейнсборо

Сохранилось множество портретов Джоржианы, в том числе работы первого президента Королевской академии художеств Джошуа Рейнольдса, а также знаменитого портретиста Томаса Гейнсборо (кстати, одного из её любовников) — действительно красивая женщина (!!!), что для англичанок, скажем прямо, нехарактерно. Не было на самом деле и неоправданной жестокости мужа, и предательства подруги. Не в силах отказаться от своего образа жизни и понимая, что не может оправдать надежды герцога на счастливую семейную жизнь, Джоржиана сама познакомила его с Элизабет Фостер — отнюдь, не графиней и не герцогиней, которую деспот-муж практически выгнал на улицу и не давал видеться с собственными детьми (сколько таких историй показывает наше ТВ про наших богатеев!). Будучи уверенной, что именно такая женщина может понравиться ее мужу, она пригласила Элизабет пожить у них. И как итог, не разлюбив Джоржиану, герцог полюбил и Элизабет, и частенько они втроем появлялись в свете, вызывая соответствующий эффект.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 2. Чатсуорт-хаус

Стоп-кадр из фильма «Герцогиня»

Зато сама Джоржиана получила большую свободу, играла и, подобно своей подруге известной моднице королеве Франции Марие-Антуанетте, прослыла законодательницей мод в Англии. Наслаждаясь свободой, Джоржиана даже родила дочь от своего любовника Чарльза Грея, которую герцог не признал, и жить с матерью в Чатсуорт-хаусе не позволил. Между тем, его дочь и сын от Элизабет воспитывались вместе с его детьми от Джоржианы, которая к ним относилась, как к своим! С ними же воспитывались и сыновья Элизабет, которых герцог пообещал забрать у ее деспота-мужа, и свое обещание выполнил. В фильме герцог настоял на разрыве Джоржианы с Греем, пригрозив ей, что иначе сломает карьеру Чарльза Грея, политические амбиции которого простирались до кресла премьер-министра. Надо заметить, Грей прожил долгую жизнь и что премьер-министром он всё-таки стал, но уже через много лет после смерти Джоржианы и ее мужа 5-го Герцога Девонширского. Но это было на главным! Герцог пригрозил Джоржиане, что если она не прекратит отношения с Греем, то она никогда не увидит своих детей. Джоржиана вспомнила свой разговор с Элизабет после того, как застала ее со своим мужем и то, что ответила Элизабет: ради детей она была готова на всё. Джоржиана тоже.

В отличие от своей подруги королевы мод и просто королевы Марии-Антуанетты, обвиненной в контрреволюционных заговорах и казненной в Париже на площади Конкорд революционерами с помощью новейшего средства от головной боли гильотины, английская королева мод герцогиня Девонширская умерла своей смертью, но тоже рано. Умерла в Лондоне от чахотки на руках Элизабет Фостер, благословив ее на брак со своим собственным мужем.

Остается еще добавить, что британская аристократка леди Каролина Лэм, известная своим романом с великим английским поэтом-романтиком лордом Байроном, приходилась Джоржиане племянницей, а среди потомков Джоржианы по линии Спенсеров были и принцесса Уэльская Диана, урожденная Диана Спенсер и Сэр Уи́нстон Леона́рд Спе́нсер-Че́рчилль — Нобелевский лауреат по литературе и премьер-министр Великобритании.

Посмотрите «Герцогиню». А если уж соберетесь в Чатсуорт-хаус, то возможно вспомните и то, о чем вы только что прочитали.

Painted Hall — дословно раскрашенный зал. Да, раскрашенный, а вернее расписанный сценами из жизни Юлия Цезаря. Это XVII век.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 2. Чатсуорт-хаус

Потолок — вознесение Юлия Цезаря к богам.

Бело-голубые вазы для тюльпанов XVII век. Фарфор. Голландия

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 2. Чатсуорт-хаус

Девочку звали Магдаленой, жила она в 17 веке и была дочкой художника Сornelis de Vos, который и написал ее портрет.

Музыкальная комната.

Такого я не видел еще никогда. Стены обиты тесненой позолоченной кожей! Это всё 6-ой Герцог Девонширский Уильям Спенсер Кавендиш — сын Джоржианы.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 2. Чатсуорт-хаус

А это портрет короля Карла I, казненного в Винзорском замке Оливером Кромвелем.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 2. Чатсуорт-хаус

Шикарная и богатейшая библиотека в Чатсуорт-хаусе тоже появилась благодаря 6-му Герцогу Девонширскому.

Из имеющихся во дворце четырех обеденных залов — это самый главный.

Полностью оформлен сыном Джоржианы — 6-ым Герцогом Девонширским в 1823 году. Кто только не сидел за этим роскошным обеденным столом! В 1832 году в гостила герцогиня Кентская со своей тринадцатилетней дочерью принцессой Викторией, в честь которой здесь был дан тожественный обед. Всего через пять лет эта девочка станет королевой Великобритании. Она была дочерью четвертого сына короля Георга III, да еще и девочкой, и казалось бы шансы на престол у нее были призрачными. Однако, три старших брата ее отца — принца Эдуарда, умерли, не оставив легитимных наследников, за ними последовал и отец. В итоге Виктория в 1837 году в 18 лет становится королевой, которая будет править 64 года (!) вплоть до свой смерти в 1901 году. А время ее правления будут называть Викторианской эпохой! Королеву Викторию называли бабушкой Европы, так как она повыдавала замуж и переженила всех своих детей и внуков за будущих царей, королей, императоров, канцлеров и т. д. Все они, воевавшие друг с другом в Первую мировую войну фактически были родственниками! А Георг V, друживший со своим двоюродным братом Николаем с детства, похожий на него, как две капли воды, спасший наследника российского престола от рук японского убийцы во время их совместного путешествия по Японии, ОТКАЗАЛСЯ принять потерявшего престол российского императора. Сначала согласился, а позже на запрос Временного правительства России выслать корабль для Николая в Мурманск, через своего премьера Ллойда Джоржа ответил о невозможности принять царскую семью в качестве гостей во время войны.

Разыскивая материалы о герцогах Девонширских, натолкнулся на информацию о знаменитом Девонширском бале 1897 года, идея проведения которого принадлежала герцогине Девонширской Луизе, а посвящен он был 60-летию восхождению на трон королевы Виктории. На балу присутствовали действующие и будущие монархи со всей Европы, герцоги и маркизы, графы и бароны. Была на этом балу и внучка Александра Сергеевича Пушкина — София Николаевна графиня де Торби. Представил их всех (в Интернете есть фотографии!) за большим обеденным столом в Чатсуорт-хаусе, однако оказалось, что бал проходил в Лондоне, в резиденции герцогов Девонширских на улице Пикадилли.

Зато действующая королева Елизавета II регулярно бывает в гостях у герцогов в Чатсуорт-хаусе.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 2. Чатсуорт-хаус

Queen Elizabeth II Visits Derbyshire (фото из Интернета)

Семейная часовня. Действующая. Конец XVII века. В центре алтаря — Христос с Фомой Неверующим. По бокам аллегорические фигуры — Предусмотрительность и Справедливость.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 2. Чатсуорт-хаус

Есть у Чатсуорт-хауса и современная история, главной героиней которой несомненно стала еще одна герцогиня — 11-я Герцогиня Девонширская, супруга соответственно 11-го Герцога — Эндрю Роберта Кавендиша, британского политика, министра в правительстве консерватора премьера Гарольда Макмиллана. Дебора Вивьен Кавендиш, герцогиня Девонширская, урождённая Фриман-Митфорд, Дама Комадор Королевского Викторианского ордена, родилась 31 марта 1920 года и была младшей дочерью барона Риздейла.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 2. Чатсуорт-хаус

На фото Герцогиня Дебора в платье, которое она надевала на коронацию Елизаветы II в. 1953 году. Этот наряд из бархата с отделкой из горностая был переделан из платья той самой Джорджианы, супруги 5-го герцога Девонширского.

После Второй мировой войны Чатсуорт-хаус был в запустении, и 10-й Герцог, которому он тогда принадлежал, не хотел с ним что-либо делать. Тем не менее, он решил облегчить налоговую участь своего наследника и подарил имение будущему 11-му Герцогу — своему второму сыну Эндрю Кавендишу. Титул герцога должен был наследовать старший сын Уильям, однако в 1944 году он погиб на войне. Однако вместе с титулом Эндрю Кавендиш получил «подарок» в виде налога на наследство. Дело в том, что для богачей налоговое законодательство в Англии очень суровое. Если ты получаешь в подарок, например, имение, но даритель вдруг умирает менее чем через семь лет (странно, но во многих рассказах туристов обозначено 5 лет, но я смотрел справку специалиста по налогам в Англии — 7 лет!!!), то подарок этот считается наследством и налог надо заплатить с суммы, превышающей 425 000 фунтов стерлингов. Налог тем меньше, чем больше срок приближается к семи годам. А изначально он — 40%! Т. е. получая наследство стоимость в 1 млн., вы заплатите 230 тысяч, а с 10 млн. — 3 млн. 830 тысяч фунтов! В общем, я сомневаюсь в цифрах, указанных в других статьях, но одно ясно — 11-му Герцогу явно не повезло, потому что отец его, подаривший ему имение, умирает внезапно от сердечного приступа, не дожив до срока, когда налогов можно было бы избежать полностью.

Для погашения налога на наследство были проданы тысячи гектаров в Шотландии и графстве Дербишир, книги, многие произведения искусства, принадлежащие семье. Кроме этого, долги по налогам выплачивались в течение 24-х лет. Герцог всегда подчеркивал, что главная заслуга в возрождении Чатсуорт-хауса принадлежит его жене. Герцогиня провела масштабную реконструкцию дворца, связанную с инженерными коммуникациями, электричеством. Было отремонтировано бесчисленное количество комнат, залов, спален. Только через 9 лет семья герцогов смогла переехать во дворец.

Эндрю Кавендиш окончил Тринити-колледж в Кембридже, был политиком и даже министром в консервативном правительстве премьера Гарольда Макмиллана.

У Деборы и Эндрю Девонширских было семеро детей, четверо из которых умерли почти сразу же после рождения. Ее второму сыну Перегрину, который стал 12-м Герцогом Девонширским после смерти отца в 2004 году уже прилично за семьдесят.

После смерти мужа Дебора прожила во дворце всего полтора года, а затем оставила его семье сына, переехав в бывший дом священника в деревне неподалеку от дворца.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 2. Чатсуорт-хаус

Благодаря усилиям Деборы замок стал популярной достопримечательностью. Поместье с 1981 года находится в управлении организации «The Chatsworth House Trust», основной задачей которой является сохранение дворца как национального достояния. Компания организует экскурсии, дворец сдается для проведения каких-либо праздников, мероприятий и даже свадеб, а также для съемок фильмов.

Здесь снимались «Гордость и предубеждение» по книге Джейн Остин, «Герцогиня» по книге Аманды Форман, «Человек-волк».

Часть дома недоступна для посетителей. Это личные апартаменты герцога и герцогини Девонширских.

Дебора Кавендиш опубликовала больше десятка художественных книг и мемуаров. В их числе «Жди меня. Мемуары младшей сестры Митфорд». В 1999 году Елизавета II наградила её званием дамы-командора Королевского Викторианского ордена.

Дебора умерла во сне в 2014 году в возрасте 94-х лет. Провожали ее под песню ее любимого Элвиса Пресли «How Great Thou Art» — «Великий бог».

Дворец окружен 40 га сада, а парковая зона занимает 400 га. В свое время эти сады были самыми знаменитыми в Европе.

Внутренний дворик

Сегодня поместьем и замком управляют сын Деборы Перегрин Эндрю Морней Кавендиш, 12-й герцог Девонширский, с супругой.

Великобритания. Путешествие. Май 2018. Часть 2. Чатсуорт-хаус

Здесь они благодарят посетителей Чатсуорт-хаус, т. е. и нас тоже, и приглашают приезжать сюда ещё. Спасибо за приглашение, Ваша светлость!