Турист Юрий Иванов (urivan)
Юрий Иванов — был 15 апреля 10:37
Работа.

Тирана — Албания Октябрь 2017

Начало.

Семнадцать мгновений… Балканский вояж Штирлица. Черногория

Албания. Большая часть моей жизни прожита с твердой уверенностью, что она, Албания, есть, и я даже без проблем мог смело ткнуть пальцем в карту и почти с первого раза найти ее — издержки советского среднего образования. Но страна небольшая и на ее изучение в школе отводилось так мало времени, что, в тот момент, когда хорошим детям рассказывали об этой прекрасной стране я, видимо, выходил покурить. Советская Армия могла предоставить мне шанс на восполнение пробелов в знаниях об Албании, но когда я на занятиях безошибочно показал на карте не только «пятнадцать республик — пятнадцать сестер», но и все страны Варшавского договора с их столицами, офицер-преподаватель по боевой и политической подготовке решил, что такому умнику место на тумбочке дневального и лучше сосредоточиться на повышении IQ воинов из Средней Азии. Следующие четверть века я об Албании не вспоминал…

Прилететь в Черногорию и проваляться семнадцать дней на пляже — великий грех для туриста. В сотне километров от Будвы, в которой нашей компании посчастливилось отдыхать, граница с Албанией. Жизнь так долго не давала нам шанс узнать друг друга. Никогда Она не была так близка к счастливой возможности дать мне на себя посмотреть, зацепить за душу, ну или хотя бы отложиться полезной информацией в голове. Никогда я не был в двух шагах от перспективы поднять тост за посещение Албании, и сразу же, чтобы перерывчик между первой и второй не затянулся — за Тирану.

Семнадцать мгновений... Балканский вояж Штирлица. Албания

Добираться до Албании и прокатиться по ней мы решили на арендованной машине. Неугомонный путешественник и по совместительству лучший фотоорнитолог сайта не только вдохновил на поездку по Балканам, но и подсказал где взять напрокат машину без залогов, франшиз и прочих головных болей. За подобные подарки простого Огромного Спасибо недостаточно — тут бы проставиться…

Утром, представитель арендной конторы, с очень хитрой физиономией, ехидно поздравил нас с тем, что мы всего за сто евро стали счастливыми обладателями беленькой, потрепанной красавицы с подбитым «глазом» от японского автопрома, аж на целых три дня. Заказанного у прокатчиков навигатора в машине не оказалось, да и зачем он клиентам из страны, где по слухам, даже авиация летает по пачке «Беломора». Пока я чесал затылок и думал, как мы доберемся без навигатора на этой прелести до Албании, менеджер, чтобы побыстрее от нас отделаться, намекнул, что бензина всего на пятьдесят километров, и он вот-вот закончится, так что бегом на заправку и в Албанию, пальцем указав нам примерное направление, где расположено все то, что нам необходимо. Мы вчетвером загрузились в машинку, бедняжка взвизгнула, но поплелась в сторону Албании. В отражении зеркала заднего вида силуэт менеджера-прокатчика то ли махал нам в след, то ли крестил…

Семнадцать мгновений... Балканский вояж Штирлица. Албания

Взглянув одним глазком на Светый Стефан, мы добрались до заправки, где удовлетворив естественные потребности нашей «Мечты самурая», купили карты Албании и Черногории. Карты мы приобрели не самые удачные, но это было уже хоть что-то, по ним уже можно было определить направление движения, проезжаемые населенные пункты, основные развязки. Теперь можно было ехать дальше. Дорога до границы прошла в нелегкой борьбе мозга с конечностями, половина из которых все время куда-то дергались и не могли найти себе применения в машинке с автоматической коробкой передач. Прекрасная половина нашей компании без умолку «трещала» о чем-то, скорее всего, очень важном и интересном. Я, чтобы мозг не закипел от потока ненужной информации, воспользовался даром, данным мужчинам не столько природой, а скорее богом — отключился от их болтовни и сосредоточился на дороге. Пару раз я побеспокоился и посмотрел, как переносит дорогу наш главный компаньон — Штирлиц спал.

Семнадцать мгновений... Балканский вояж Штирлица. Албания

После пересечения границы, мы, первым делом, хотели, доехав до Шкодера, ближайшего приграничного города, пересечь его, добраться до Скадарского озера, искупаться в нем и сразу поехать в Тирану. Перед отъездом я забронировал в центре Тираны апартаменты через «Букинг» и в 18.00 нам надо было встретиться в оговоренном на сайте месте с хозяином для получения ключей и заселения. Шкодер на карте был обозначен как очень, очень большая и жирная точка, но это никак не помогало ориентироваться в нем по карте. Покрутившись по Шкодеру и поняв, что мое ощущение местонахождения Скадарского озера совершенно не совпадает с его реальным расположением, я решил остановиться и выйти «в народ». Местные торговцы, выслушав мою пламенную речь на корявом английском, притворившись, что ничего не поняли, позвали для переговоров серба. Серб, как человек знающий толк в славянских языках, сразу понял, что мы заблудившиеся болгары и даже слегка расстроился, когда я сознался что русский. Для поддержания разговора он, порывшись в памяти, выдал на чистом русском то единственное, что ему пришло на ум: «Путин!».

После разговора с сербом я понял, что ничего не понял. Прикинув, что мне еще примерно так же, по подсказкам местных жителей, пилить через пол Тираны, вернувшись в машину, я наплел товарищам какую-то ерунду про долгую и очень плохую дорогу до озера и что нам лучше вернуться на трассу и ехать в столицу.

Семнадцать мгновений... Балканский вояж Штирлица. Албания

За час до условленного времени мы доехали до отеля «The Plaza Tirana» и позвонили хозяину забронированных апартаментов. Расстроенный албанский голос сообщил, что он ждал нашего звонка до обеда, переживал за нас, доедем или нет, но теперь, к его глубокому сожалению, апартаменты уже заняты. От радостной новости я слегка вспотел, а когда я закурил прямо в машине, засуетились и девочки. Проснувшийся от их щебетания Штирлиц был невозмутим.

Отель «The Plaza Tirana», с ценниками в 120–150 евро за номер, как то не очень вписывался в бюджет поездки и мы решили прокатиться по округе и поискать более приемлемые варианты. Полчаса на поиски нового дома и вот уже администратор отеля Hotel Pik Loti выдает нам ключи от номеров. Бросаем вещи и вперед на прогулку по вечерней Тиране.

Семнадцать мгновений... Балканский вояж Штирлица. Албания

Люблю читать отчеты о посещенных городах прекрасной половины «Туристера». Ах, сколько восторгов и эпитетов на один гектар исторической застройки благодаря «великому и могучему» им удается применить. И чего только эти бессовестные, в основном европейские, города с ними только не выделывают: и покоряют-похищают, и поглощают-возбуждают, то неуловимо ускользают, то внезапно нахлынут. Порой дело доходило и до полного криминала — когда воспоминания о посещенных местах одной очаровательной туристки были разложены по «коробочкам памяти», худшая часть из которых была спрятана под слоем земли и для надежности еще и закатана асфальтом. Не скажу за всю компанию, но после переезда из Черногории и половины дня, проведенного за рулем, вечерняя Тирана меня слегка размяла.

Семнадцать мгновений... Балканский вояж Штирлица. Албания

Фотосъемка в центре любого города с высокой долей вероятности гарантирует, что вы умудритесь запечатлеть что-то овеянное легендами, засветившееся в истории, ну или на худой конец, посещенное кем-то уважаемым. Фотографируем все, что попадается на пути, дышим свежим воздухом, нагуливаем аппетит и быстро назад в отель. Там Wi-Fi, там разберемся что видели, там поймем куда добрались и к чему прикоснулись. Да и пора бы уже обмыть новый посещенный город. Не обмыл — считай, что не был, у нас на Урале с этим строго.

Утром нам со Штирлицем как всегда не спалось. По нашим подсчетам девочки должны были проспать до выселения из гостиницы, и мы со спокойным сердцем отправились на повторный променад по Тиране. Перебравшись через вонючую речку Лана, протекающую через центр Тираны,

потоптавшись на мосту Кожевников,

пройдя мимо кучи достопримечательностей

мы вышли на площадь Скандерберга с одноименным памятником одноименному албанскому царю.

Покрутившись на площади в поисках сногсшибательных кадров и не найдя их, я решил возвратиться в отель слегка изменив маршрут. Проскочив мимо собора Воскресения Христова, мы пересекли парк «Риния», полюбовались собором святого Павла и, перебравшись через ароматную Лану, вернулись в отель. Утренний променад получился непродолжительным, красочным, познавательным и полезным для здоровья. Хотя нет, мы два раза переходили через Лану — польза для здоровья сомнительная.

Семнадцать мгновений... Балканский вояж Штирлица. Албания

Легкий завтрак в отеле, запихиваем полусонных жен и вещи в машину и бегом из Тираны. Следующую ночь мы должны провести уже в Македонии. Ну, так я думал. Так я всем обещал. Наивный. Тирана так быстро не отпускает.

P. S. На случай если у кого-то случайно возникнет вопрос «А что Штирлиц?» и почему о нем в рассказе практически ничего не сказано, для чего вообще этот персонаж? Ну, кроме броского названия серьезных объяснений этому у меня не было, но вдруг вспомнилась недавняя предвыборная президентская кампания полная неожиданностей и интриг. Помните рекламу «А что Титов?». И тут я понял, что их объединяет — они оба поучаствовали в чем-то интересном, запоминающемся, чем можно гордиться, о чем можно не стесняясь рассказывать как друзьям на пьянках, так и на ночь внукам. Когда-нибудь, за большие деньги, кто-то напишет книгу воспоминаний Титова «Как я чуть не порвал Путина». А чем Штирлиц хуже? Ничего страшного, что это всего лишь серия небольших рассказов о путешествии, ну и что, что в интернете, а не на бумаге — зато бесплатно. Ну, или проставится когда прочитает… или морду набьет. У нас на Урале с этим строго.