Турист Ирина Ананьева (16IrinaAnaneva)
Ирина Ананьева — была 17 апреля 21:42
Работаю, читаю.

Ярославль — Россия Июнь 2018

Предисловие: Лето, 2014 год. Красноперекопский район города Ярославля.

В канун дня апостолов Петра и Павла, митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон отслужил торжественную литургию в Петропавловском храме.

По волнам моей памяти, время достойных

Община у игумена Антония небольшая, человек тридцать. Зато за судьбой храма следят именитые историки, музейщики и общественные деятели. Такое большое внимание можно объяснить тем, что церковь Петра и Павла входит в объект культурного наследия федерального значения — Петропавловского парка. Парк не просто европейский — он вызывающе европейский. Правда сегодня немного заброшен, иногда встречаются рыбаки, ловящие плотву в мутных водах озер. Старается местная власть, чистит, но человечество неблагодарным бывает, падает культура, не хватает воспитания у молодого поколения. Мусор, фантики, пластиковые бутылки плавают в царских озерах. И лишь молодые художники стоят по-прежнему и пишут всю красоту здешних мест.

Вышла я из церкви, погуляла по дорожкам парка. Двухэтажный каменный храм построен на территории полотняной фабрики на средства купца Ивана Затрапезнова. Именно он был основателем и владельцем Ярославской Большой мануфактуры. И после своей смерти Иван Затрапезнов, этот соратник Петра I, будто сберегает храм, под папертью которого и захоронено его тело.

Начало.

Ярославушка, так ласково я называю свой город.

Он один из самых уютных и приветливых провинциальных российских городов. Если вы вдруг встанете посреди тротуара и о чем-нибудь задумаетесь, буквально через несколько секунд к вам непременно кто-нибудь подойдет и спросит, не нужна ли вам помощь. И в этом вопросе своем житель будет абсолютно бескорыстен. Мой город комфортно расположился в излучине Волги и реки Которосли.

Есть в граде и гостиный двор и классические здания присутственных мест и городской театр. Словом, есть всё то, за что мы любим русскую провинцию. Нет только кремля. Но не беда. Кремлем мы называем монастырь в самом центре города.

А еще имеется превосходная набережная, новый Заволжский район, чистые парки, церквей — бездна, и почти не одной новой архитектуры, почти все пятиглавые, с оградами, с зеленым двором или садом вокруг. Глаза радуются. Ярославль компактен. Все его достопримечательности можно обойти за три дня.

Успенский собор.

Московский проспект — главная дорога, ведущая к центру Ярославля.

Справа находится Красноперекопский район, слева Фрунзенский район. Остановка «Большая Федоровская». На Перекопе вы сможете познакомиться с церквью Петра и Павла, а вот на границе Фрунзенского района обязательно надо побывать в Коровницкой слободе. В средневековье слободы жили обособленно от города. Средоточением всей общественной жизни поселения служил приходской храм. На средства купцов Ивана и Федора Неждановских была выстроена церковь Иоанна Злотоуста.

Чудный храм. Величие, мощь и устремленность ввысь. Богат и изыскан наружный декор, орнаменты из тесаного кирпича, резные висячие гирьки и многоцветная изразцовая отделка. Он один из немногих, построенных еще до раскола в русской церкви и возводили его мастера по старинным традициям. Поэтому сейчас возрождает его старообрядческая община.

Новый мост, за ним раскинулся исторический центр.

Я иду по Которосльному мосту, справа и слева он изгибается словно змей, уводя за собой машины в разные уголки города. А нам прямо. Белоснежный Спасский монастырь. Ярославцы называют его Городским кремлём. Основанный в двенадцатом веке, он повидал на своем веку немало. Его ценили русские великие князья. Еще снег лежит, мостик голубого цвета, перекинулся через ров. Вдали видна церковь Михаила Архангела. Легкий весенний снежок хрустит под ногами. Смотрите, мой город тихий и скромный молчит. Кап-кап слеза, взор затуманивается.

А я пешком, пешком перехожу в другой Ярославль, в летний.

Все те же улицы, наша Волжская набережная.

Ильино-Тихоновская церковь.

Музей истории — бывший дом купца Кузнецова.

По волнам моей памяти, время достойных

Церковь Николы Надеина, где по преданию автором иконостаса был Федор Волков, основатель русского национального театра.

Семёновский мост, за ним бывшее училище девиц духовного звания

По волнам моей памяти, время достойных

Оно нежно желтого цвета, в его оформлении использованы элементы русского стиля модерна.

Но давайте задержим свой взгляд на Спасо-Преображенском монастыре. Я расскажу вам сказку-быль.

Судьба одного клада.

История началась в 1916 году. Жители Ростовского уезда Ярославской губернии заказали в Москве для действующей армии предметы церковного обихода из серебра с позолотой. Получив свой заказ, они направили его в архиерейский дом, располагавшийся в Спасском монастыре. Оттуда подарок должны были отослать на фронт. Однако вещи не отправили, а вскоре началась революция. Церковники спрятали серебро понадежнее — завернули в газеты и положили сверток в перекрытиях трапезной палаты Спасского монастыря. Здесь. Позже он был найден и передан в музей.

По волнам моей памяти, время достойных

Вся жизнь русского человека проходит под звон колоколов. Давненько я не поднималась наверх по стареньким ступенькам. Билет для пенсионера стоит 200 рублей. Решила тряхнуть годами, с возрастом стала бояться высоты. А тут сами ноги пошли вверх. Поднималась и считала ступеньки: 102, 103,104,105.

Красотища, ляпота! Страх улетучился. Перед Вами Стрелка, слияние двух рек Волги и Которосли.

Золотые купола Успенского собора, зеленые купола церкви Архангела Михаила.

По волнам моей памяти, время достойных

Витьеватый мост, вдали большое новое Колесо Обозрения.

По волнам моей памяти, время достойных

Более тридцати лет я слушала колокольный звон. Он малиновым цветом звучал, лиловым, красным, золотым, а иногда и серебряный голосок маленьких колокольчиков трепетал в воздухе.

Главный храм города Ярославля, церковь Ильи Пророка.

По волнам моей памяти, время достойных

Я рассматриваю старинные фрески. Видно и впрямь в церкви есть что-то волшебное и завораживающее.

По волнам моей памяти, время достойных

Говоря кратко, в каком бы месте Ярославля вы ни остановились и в какую-бы сторону ни посмотрели, вы увидите сразу не меньше 138 церквей.

По волнам моей памяти, время достойных

Яковлевская церковь. Заволжский район.

Поговорка? Возможно. «Церковные главы синие, желтые, главы чашуйчатые, пупыристые, золотые и серебряные, прут отовсюду и только красные колонноподобные фабричные трубы спасают городской пейзаж от налета средневековья…" Как-то даже странно мне стало. Больше того — дико. Всенародные любимцы, классики, остроумцы и создатели очаровательнейшего Остапа Бендера, и вдруг такие строки. Но ничего не поделать. Время диктовало правила игры, и Ильф и Петров их приняли.

Вокруг главной церкви и площадь превратили в главную.

По волнам моей памяти, время достойных

Губернаторы, в конце концов, обзавелись достойной резиденцией. Одновременно у местных жителей нарисовалась некая геометрическая точка приложения своего недовольства. Конечно, дальше словесных проявлений это недовольство доходило редко. За словом ярославец в карман не лез. «На святой Руси есть город и кичливый и пустой, пропадет в нем тот кто молод, кто дорогою кривой не привык ходить за счастьем… и так далее» К. А. Доводчиков. Самовыражался народ.

Первый русский театр имени Федора Волкова находится рядом с Первомайской улицей.

По волнам моей памяти, время достойных

Далее женский Казанский монастырь зимой, летом.

В монастыре живут не только сестры-монахини, а также кошаки с ошейниками.

Известно, что когда в городе Ярославле вдруг остановился Петр I, местное купечество в момент отреагировало — вывесило напротив царских покоев огромный транспарант с надписью: «Отцу Отечества, от ярославскава купечества, транц-баран». Это еще не все. Когда стемнело, представители купечества поставили за транспарантом горшки с дегтем и подожгли. Подобного «внимания» царь больше нигде не встречал. Усмехаясь, я подумала, надо же так измудриться, чтобы память осталась об этом в народе.

Не зря предприимчивый ярославский мужичок вошел в литературу.

По волнам моей памяти, время достойных

Господин Понизовкин, владелец крахмало-паточного завода был воспет в стихах Некрасова. Не только сам Ярославль, но и Ярославская область богата историческими достопримечательностями. Редко можно встретить в центре России самый настоящий средневековый замок. Купец Понизовкин построил дворец для своей любимой Розы.

Сохранилась усадьба семьи Некрасовых, в которой проживал известный поэт Н. А. Некрасов.

Толгский монастырь, один из древнейших в России воспрял и так обновился, что его трудно узнать, если посмотреть литературу прошлых лет.

Зимой он торжественен, наряден перед Рождеством. А летом благоухает, кругом цветники, пруд с черными лебедями.

По волнам моей памяти, время достойных

Можно отобедать в трапезной.

Цены не кусаются, правда тушеные овощи стоят прилично. Мяса нет, кроме курицы. Можно взять подливы овощной к картофельному постному пюре. Я конечно зашла, взяла поднос, выбрала еду, хлеб, чай. Присела на удобный стульчик, тепло. Занавески развеваются, ветерок.

По волнам моей памяти, время достойных

А вид какой, сами понимаете. Ярославская глубинка притягивает гостей из дальнего зарубежья, особенно в теплую погоду. Мы любим посмотреть мир далекий и ближний. Заграница стала доступной многим. А впрочем, главное во всех поездках, совершенных мной из города Ярославля — это возвращение. Праздничный, красивый, истинно элегантный, современный и наполненный древнейшей стариной, он ждет меня.

Родная сторонка встретит утомившегося путешественника, и почувствует тот турист, что, дескать, вот он снова дома. Ярославль становится домом каждому, кто приезжает к нам с добрыми намерениями.

По волнам моей памяти, время достойных

В Ярославле два железнодорожных вокзала: Московский вокзал и Главный вокзал.

По волнам моей памяти, время достойных

Что можно еще сказать вам? Приезжайте и всё увидите сами. Мы рады будем встрече с нашими уважаемыми туристеровцами.

Дополнительные ссылки на рассказы: Монастырь за колючей проволокой - https://16irinaananeva.tourister.ru/lenta?cat=4753

Подарок для любимой Розы - замок купца Понизовкина. https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/krasnyi-profintern/castles/29232/responses/3637